Иногда она называется также " Церковью воинствующей " , поскольку жизнь христианина на земле есть брань духовная, " ...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной " (Еф. 6, 12). Сам Христос есть Возглавитель этой борьбы со злом: " ...Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои " (1Кор. 15, 25). Второе стадо — это Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, она называется небесною или " торжествующей " . Это наименование также связано со словами ап. Павла, который говорит о Церкви как о " торжествующем соборе " (Евр. 12, 13). Странствующая и торжествующая Церкви различаются и по составу, и по условиям жизни своих членов. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (в дальнейшем " Послание Восточных Патриархов) (10 член) говорит об этих двух частях единой Церкви так: " Отнюдь не смешиваем Церкви странствующей с Церковью, достигшею отечества, потому только, как думают некоторые из еретиков, что та и другая существует, что обе они составляют как бы два стада одного Архипастыря Бога, и освящаются одним Святым Духом. Такое смешение их неуместно и невозможно, поелику одна воинствует и находится еще в пути, а другая торжествует уже победу, достигла отечества и получила награду " . В то же время они не существуют совершенно самостоятельно и отдельно одна от другой, так как Христова Церковь, состоящая из земных и небесных, есть одно духовное тело, имеет одну Главу — Христа и одушевляется одним и тем же Духом Божиим. (Пространный Катихизис, 9 чл.) 4.3. Понятие о Церкви Христовой на земле Пространный Катихизис (гл. 9) говорит, что " Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами " . Существует широко распространенное мнение, что это есть катехизическое определение Церкви, которое дает свт. Филарет. Это мнение ошибочно, поскольку свт.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

К приведённым свидетельствам можно присоединить и другие, не менее важные. Так, едва Пресвятая Дева обрела во чреве от Духа Святого ( Мф.1:18 ) и во дни сии направилась в дом Захарии, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету, последняя при встрече с Ней не только громким голосом назвала Её благословенной в женах, но и исповедала Её Матерью своего Господа, что то же – Богородицей. Примечательно, что святой евангелист отметил: Елизавета исповедала сие не сама по себе, не от себя, а исполнившись Святого Духа – по внушению Духа Святого ( Лк.1:39–41 ). Подобные мысли читаются в словах святого апостола Павла: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от Жены ( Гал.4:4 ). Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). Молитвенное почитание Девы Марии в Православной Церкви велико. Нет ни одной православной семьи, в доме которой не было бы Её святой иконы. Нет ни одного православного христианина, жизнь которого так или иначе не была бы соединена с памятью Божией Матери или с молитвенным обращением к Ней. В богослужении же Православной Церкви пречистое, преблагословенное имя Её поминается и призывается всегда. Но, призывая своих чад почитать Пресвятую Деву Марию, Святая Православная Церковь вместе с тем наставляет, что это почитание должно быть не как Богу, а только как Святейшей всех святых, что воздаваемая Ей честь относится к Самому Богу. С почитанием Божией Матери в Православной Церкви соединяется особая теплота, нечто родное, дорогое. Ублажая Божию Матерь, Православная Церковь прославляет и святых – друзей Христа Спасителя ( Ин.11:11, 15,14,15 ). И в этом прославлении реализуется в жизни Церкви Апостольская вера. Святой апостол Павел – этот учитель о Церкви – в одном из своих посланий учит о Церкви Небесной и земной – Торжествующей и воинствующей – и свидетельствует об их взаимном отношении. Вы приступили не к горе осязаемой, – пишет он, – но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу ( Евр.12, 18 :22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Мы природно не едины с Ангелами, но нравственно мы можем быть с ними едины. Об этом нравственном единстве люди знают на собственном опыте и тем более на церковном – как Ангелы заботятся о людях и как они направляют нас к спасению, «...между пребывающею на земле и небесною Церковию... без сомнения существует (единство), как по отношению их к единой главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и по взаимному общению между тою и другою» (Кат.). Средство общения Церкви земной с небесною Каким образом небесная Церковь участвует в спасении земной Церкви и каким образом земная обращается к небесной? Общее у них это вера и любовь и молитва , основанная на вере и любви. Молитва едина как в Церкви торжествующей, так и в Церкви воинствующей. Уточним эти положения. Со стороны земной Церкви – призывание Святых для помощи нам; со стороны святых – имеется ходатайство за нас. Кроме того, имеется наше ходатайство за усопших (это те постоянные церковные молитвы о спасении тех, которые попали туда, куда бы нам ни хотелось попадать). «Верные, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь Святых, принадлежащих к Церкви небесной: и сии, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Богом молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них, или невидимою силою, или чрез свои явления и некоторыя другия посредства» (Кат). Например, помощь подается через мощи, иконы. Учение о призывании в молитве Святых Здесь надо понять, почему наше призывание Святых действенно, тем более, что протестанты учат о том, что нет общения между нами и Святыми. Протестантские секты характеризуются не единством вероучения, а одинаковостью интересов. Что мы знаем из Священного Писания? Бог повелел Авимелеху, царю Герарскому просить молитвы за себя у Авраама: «...пророк есть, и помолится о тебе, и жив будешь» ( Быт.20:7 ). Видите в какой древности Бог повелевает просить молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но не все ангелы и не все люди – Церковь Христова. Только те ангелы в Церкви Христовой, кто устоял в добре и остался верным Богу. Другие же ангелы, не сохранившие своего достоинства и оставившие свое жилище (Иуд. I:6), входят в царство сатаны (Мф. XXV:41). Так же и из людей в царство Христово войдут лишь те, кто вошел в Церковь Божию, здесь на земле, по словам Самого Господа: «истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. III:5). Есть Церковь Христова воинствующая: здесь на земле, она постоянно терпит удары от врагов Церкви и будет страдать все время, пока мир стоит. А на небе, эта же Церковь Христова есть царство славы, торжествующая. Церковь, как говорит и слово Божие: «вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета, Иисусу» (Евр. XII:22—24).    Назначение православных святителей и пастырей — всемирное – приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову. Для этой великой цели не достаточно одной лишь ревности проповедников: необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланника церкви. Кто решается проповедывать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле. «Как проповедывать, если не будут посланы?» (Рим. XI:15). Вот почему не ведут к спасению души – усилия ревностных сектантских проповедников; а также и труды прежних наших интеллигентов – самозванных богословов — В.В. Розанова, Мережковского и др. Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они естественно впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра, они усердно работают в сторону зла. Иное зло – труды наших православных профессоров, прежних Духовных Академий и Университетов, научно раскрывавших истины богословские во вселенском масштабе с благословения Церкви (к сожалению, впрочем, не все исключительно профессора, хотя – подавляющее большинство было православными)...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Объяснение. Перед Господом Иисусом Христом, главою Церкви: Еф.1:22 , все мы члены этой Церкви равны, но между собою, в составе земной (воинствующей) церкви, люди различны в степенях служения: 1Кор.12:28–29 ; Еф.4:11–12 , а отсюда понятно, что не всякий имеет право произвольно толковать Слово Божие или проповедовать, не будучи на то посланным: Рим.10:15 ; Евр.5:4 ; Иак.3:1 . Кол.3:16 . «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Объясн. Этими словами не даётся каждому права проповедовать другим произвольные свои толкования. Если сказано, чтобы слово Христово вселялось обильно, то здесь должно разуметь то, что это слово должно вселяться чрез пастырей Церкви, как Богопоставленных проповедников Слова Божия: Рим.10:14–15 , но ни в каком случае не через самозваных, не призванных учителей, не разумеющих ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают: 1Тим.1:7 ; 2Пет.3:16 ; Апостолы же и их преемники, блюстители и пастыри Церкви Христовой, не повреждают Слова Божия: Деян.20:28 ; 2Кор.2:17 . Откр.2:12–13 . «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и не отрёкся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа». Объяснение. Сближающие Пергамскую церковь с г. Петербургом делают это без всякого основания и тем обнаруживают грубое незнание истории и своё собственное неразумение. Пергам был идольский город, в Малой Азии, на реке Каике, в 9 милях к северу от Смирны. Неизвестно, кто был епископом Пергамской церкви в это время. Некоторые думают, что епископом был Карп: 2Тим.4:13 . Антипа, по толкованию Андрея, архиеп. Кессарийского, был мужественнейший мученик в Пергаме. О нём упомянул евангелист Иоанн для доказательства терпения верующих и жестокости заблуждающихся. Основные места Священного Писания в вопросе о толковании его, которые необходимо заучить наизусть

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

От первого дня творения пребывающий Церковью Своею Святой в Мире, Ты, вочеловечением Своим воспринял душу человека, – грешную, лукавствующую « церковь человеческую» («церковь лукавнующих»... Пс.25:5 ) и понес ее, как овцу, найденную в небесное стадо. Пришедший «обновить образ истлевший страстьми» (Догм.4 гл.), Ты сделал даже еще более – принял душу человеческую в Свое Божественное лоно и исшел Сам в мир с душою человеческой, чистой и безгрешной, как новое Твое творение. Ты стал человеком и встал рядом с человеком, указывая, «в чем состоит надежда призвания Его» ( Еф.1:18 ). Ты, Господи, Слово Божие, исшел к нам в мир в подобии «Церкви человеческой», в подобии падшего человека, соединил Божие и человеческое... И оттого все в мире носит отсвет Твоей Церкви... Мир создан, как церковь , и должен быть Церковью . Что мы видим ныне? Мы видим в мире, вместо Единой Твоей Церкви, падшие «церкви человеческие», грешных людей, их бесчисленные в мире круги, единения, союзы... Даже союз воинствующих безбожников, – людей одной темной веры и одной злой воли, – есть подобие церкви: единство в вере без света и истины. Это – «Вавилон», апокалиптическая Блудница, «пристанище всякому нечистому духу и пристанище всякой нечистой и отвратительной птице» ( Откр.18:2 ). Исчезнут, истребятся эти нечистые силы и единения мира сего, «вином блудодеяний своих напоявающия все народы» ( Откр.18:2 ). «Цари земные любодействуют с ними»; многие правители земли опираются на них, получая от них полное оправдание своим беззакониям... «Многие купцы земные богатеют» – через них. «И услышал я – говорит тайновидец – иный голос с неба, говорящий: выйди от нея народ мой, чтобы не участвовать вам в грехах ея и не подвергнуться язвам ея». Не участвуйте, верующие Христу люди, ни в каких проявлениях лже-церкви на земле. Испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире ( 1Ин.4:1 ). Но – «в один день придут на нее», эту Блудницу, распространительницу духа и идей безбожного человечества и сверхчеловечества, – «все казни, смерть и плачь и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь, судящий ее». Рассеются, ниспровергнутся, потерпят молниеносное уничтожение и предадятся полному забвению все союзы и единения не во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Христианин, естественно, нуждается в новом покаянии и очищении, так что вся жизнь верующего является как бы непрестанным покаянием и очищением, «ибо пребывать вместе с Богом нельзя без непрерывного покаяния» 197 . Церковь земная является, таким образом, обществом спасающихся людей, обществом грешных, но постоянно кающихся и очищающихся членов. Люди не кающиеся, не порицающие своих греховных мыслей и дел и не спасающиеся (т. е. не подвизающиеся, не борющиеся со своей греховностью и не стремящиеся к нравственному совершенству) стоят вне церкви и к ней не принадлежат. «Невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущаго века и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» 198 . «Если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» 199 . Церковь земная – церковь воинствующая, ее члены постоянно воинствуют, находятся в постоянной борьбе с грехом в себе, с миром и диаволом за радость Богообщения и обновления жизни. Вся цель земной церкви Христовой – спасать верующих и готовить их для церкви торжествующей. Эта церковь , так сказать, подготовляющая, очищающая и возрождающая силой Духа Святого. Она поэтому имеет только временное значение до окончательного осуществления своей цели. Когда ее цель вполне осуществится и все спасающиеся будут подготовлены для гражданства в Новом Иерусалиме – в церкви торжествующей, существование церкви воинствующей само собой потеряет свое значение. Но вместе с тем теряет смысл продолжение существования и всего поврежденного грехом человеческим мира. «Ибо мир сотворен для церкви Божией» 200 . Пока на земле есть спасающиеся христиане, стремящиеся осуществить истинный идеал человеческой жизни, существующий мир имеет значение, ибо спасающиеся члены церкви Христовой принадлежат к этому миру и только в нем могут начать путь спасительного изменения, так как им в здешнем мире даны необходимые благодатные средства спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Аминь. Над океаном жизни (Чтение, предложенное в 1905 году в одном из собраний столичного общества). «Период бури и натиска». – « Церковь – вестница небес». «В чем сила Церкви». – «Христианская закваска». – «Воинствующий характер Церкви». – «Путь к небу». – «Голоса представителей Церкви». – «В чем истинное пробуждение личности и самосознания». – «Мученичество – как путь борьбы». – «Обновление – как принцип не только личного усовершенствования, но и общественного». – «Примирение прогрессивных течений с охранительными началами». – «Что нуждается в обновлении». – «Враги общественного прогресса». – «Слово правды из уст архипастыря». – «Письмо старца-иерея». – «Тенденциозная проповедь». – «Борьба с корнями зла». – «Саможизненность Церкви». I В настоящее время мы переживаем своего рода «период бури и натиска». Море общественной жизни волнуется, кипит... Разные направления мысли, поднимаясь, точно грозные валы, сталкиваются, образуя какой-то бешеный круговорот идей, в котором трудно что-либо понять и разобраться... . И брызгами, пеной своей это взбаламученное море обдает и стены церковные. Оно как бы ждет от Церкви того властного, покоряющего голоса, который «запретит и скажет ветру: умолкни, – и волнению: перестань» ( Мк.4:39 ). «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:25–27 ). Этот завет Спасителя на все времена останется единственным началом, определяющим дух и направление истинно-христианской жизни. Только из этого начала и может исходить Церковь в установлении норм общественного порядка. Как солнце своей животворной теплотой производит благодетельные перемены в природе, так и Церковь своей благодатной, творческой силой пересоздает отношения между людьми. Проникнутые истинно-христианским настроением верные чада ее в своем бытовом и общественном укладе жизни, так сказать, перерастают внешние, юридические рамки, поставленные законом, – так что истинная жизнь Церкви, как живого организма, определяется не внешними регламентациями, а нравственно-органическими началами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

д. Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам, Относительно же девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивши от Господа милость быть Ему верным. Вдова будет блаженнее, если останется так (в одиночестве), по моему совету; а думаю, что и я имею Духа Божия» ( 1Кор.7, 8, 10. 12. 25. 40 ). Отсюда открывается, что апостол Павел различал то, что внушал другим по откровению и повелению Господню, от того, что предлагал по своему мнению и совету. Впрочем, и совет свой он предлагал, как непогрешающий против истины Божией, так как он получил от Господа милость и благодать быть верным Ему во всем, и имеет в себе Духа Божия, который наставлял его на всякую истину. Общее же отношение апостолов, как и пророков, как и всей церкви, не только ново-заветной, но и ветхо-заветной к Господу Иисусу Христу и Святому Духу и к истекающей из Них божественной истине св. Павел, как и прочие апостолы, представляют в следующем виде. Все верующие в Иисуса Христа суть члены единого тела церкви, Церковь земная, новозаветная, современная, воинствующая родственно связана с церковью прошедших времен, с церковью ветхо-заветною, с церковью торжествующею, небесною, даже с миром горних небесных духов. Весь этот великий собор горних небесных духов и отшедших душ, церкви торжествующей небесной и воинствующей земной, ветхо-заветной и ново-заветной, церкви прошедших и настоящих времен связывается в едином узле, в лице Богочеловека, божественного Архистратига сил небесных, Господа нашего Иисуса Христа, как своего Главы. В Нем и чрез Него вся совокупность спасенных и спасаемых душ усыновлена Богу Отцу и дерзает называть Его своим Отцем. Вся эта совокупность спасенных и спасаемых душ одухотворяется Духом Святым, Духом Божиим, Духом Христовым. Сей-то Дух наставляет на всякую истину всю совокупность членов церкви, в частности же и преимущественно просвещает святых Божиих человеков, пророков и апостолов, пастырей и богопоставляемых учителей церковных, так как в живом теле церкви разные члены имеют от Бога разные служения и назначения, дарования и силы, «Как в одном теле у нас много членов», –пишет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

«Итак, внимайте себе и всему стаду (то есть обществу верующих), в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти (то есть руководить) Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» ( Деян.13:28 ). Сам Иисус Христос обещал пребывать с верующими на земле до скончания века и всегда сохранять Свою Церковь так, чтобы и врата адовы не могли одолеть ее. «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.13:18, 13:20 ). Слова Христа выражают ту мысль, что никакие действия злых духов не одолеют основанной Им на земле Церкви. Предметом верования в Церковь служат также все умершие в истинной вере и покаянии, принадлежащие к Церкви небесной, глава которой есть также Иисус Христос, как и Церкви земной. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада. Первое – это Церковь , состоящая из членов, живущих на земле, обычно называемая «странствующей» ( Евр.13:14 ) или «воинствующей» ( Еф.1:12 ). Второе стадо – Церковь , состоящая из ангелов и всех усопших в вере и покаянии, обычно называемая «небесною» или «торжествующей» ( Евр.13:13 ). Странствующая и торжествующая Церкви отличаются как по составу, так и по условиям жизни своих членов, «поскольку одна воинствует и находится в пути, а другая торжествует победу, достигла отечества и получила награду» 203 . Церковью небесной называется общество ангелов и святых людей умерших, соединенных между собой одной верою и одним служением истинному Богу 204 . Священное Писание ясно свидетельствует о небесной Церкви. Так апостол пишет к обратившимся в веру Христову иудеям: «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам (то есть множеству) ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев (то есть первых из людей святых), написанных на небесах, и к судии всех Богу и Духам [то есть душам] праведников, достигшим совершенства, и Ходатаю Нового Завета Иисусу» ( Евр.13:22–24 ). Здесь под горою Сионом, городом Бога живого, «небесным Иерусалимом» разумеется Церковь небесная, состоящая из множества ангелов и святых людей умерших, торжествующих на небе, начиная с первых ветхозаветных праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010