" Святитель и чудотворец Николай многим помог. Я имею удивительные свидетельства, но не могу назвать имя человека, с которым произошел потрясающий случай, - поделился Предстоятель. - Совершенно больной человек, от которого отказались врачи, встал в длинную очередь. Никто не мог предположить, что он дойдет до мощей святителя. Но он дошел. И когда выходил из храма, почувствовал себя хорошо. Мы не знаем, отступила ли болезнь, но появилась сила, с которой этот больной человек связывает чудо святителя Николая. Святой апостол Павел в послании, которое мы сегодня слышали, говорит: " Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа " (Гал. 1:11). Мы можем отнести это к Церкви. Если бы она проповедовала от человеческой мудрости, человеческой фантазии, человеческих убеждений, как в этом нас хотят некоторые обличить, то ничего бы давно не осталось от христианского свидетельства, которое прошло две с лишним тысячи лет через разные культуры, через восток, запад, охватив весь мир. Но если чисто практически отнестись к этому феномену - христианство в человеческой истории - его можно объяснить человеческими заблуждениями, мудростью? Нет, потому что наша проповедь не от человеческой мудрости, а от Господа Иисуса Христа. И явление чудес - величайшее подтверждение этим словам апостола Павла. Сегодня мы простимся с ковчегом, но никогда народ не расстанется со святителем Николаем. Его икона есть почти в каждом доме. После Спасителя и Божией Матери мы молимся ему. Мы его любим, чувствуем его силу, а значит, он всегда будет с нами. Его молитвами да хранит Господь землю нашу, Церковь, христианство по всему миру, сохраняя христиан востока и запада от всяких искушений и в способности оставаться верными тому, о чем нам сказал апостол Павел. Принесение мощей так много сделало в примирении востока и запада, как никогда не делала никакая дипломатия, ни светская, ни церковная. Его молитвами да хранит Господь всех, кто призывает сердцем Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа " , - заключил Святейший Патриарх.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

  34. Библейские тексты о непогрешаемости церкви    И Я говорю (говорит И. Христос) тебе: (ап. Петру) ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф. XVI:18).    Сие пищу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принять верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. III:14 – 16).    Ибо Ему (И. Христу) надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. XV:25).    И Я (И. Христос) умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлеть Отец во имя Мое, научить вас всему, и напомнить вам все, что Я говорил вам (Иоан. XIV:16 – 26).   35. Изречение св. отцов церкви о непогрешимости церкви 1. Св. Феофил Антиохийский: „для мореходцев Бог назначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал Святые церкви, в которых соблюдается учение истины“ („Ad Aumol». lib. XI, сар. 14).2. Св. Киприан, еп. карфагенский: „истинная, спасительная и святая вода церкви (так называет св. отец ее учение) не может измениться и повредиться, как и сама церковь неповрежденна, чиста и целомудренна“; и в другом месте: „те, кои отпали от Христа, по вине своей погибнут, но церковь, которая во Христа верует, и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадает от Него“ („Cyprian. Epism. LXXIII ad Jubaianum ет Epism. LV“).3. Св. Кирилл Иерусалимский: („церковь) без всякого повреждения преподает все догматы, которые нужно знать людям» („Сатнесн.» XVIII, n. 23).4. Блаж. Августин: „церковь не уклонится во веки веков: ибо она есть предуставленный столп и утвержение истины‘‘ („In verba 1 ad Timomh. III, 14“).5. Св. Кирилл Александрийский: „церковь непреоборима совершенно, имея Христа основанием и непоколебимою опорою“ („In lib. IV, Ог. 2, Conf. in Sophon n, ХХ“).6. Посему-то и „мы (скажем словами святейших патриархов восточных) не только убеждены, но и несомненно исповедует, как твердую истину, что кафолическая (а не частная какая-либо) церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез вернослужащих отцов и учителей церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» („Посл. о прав. вере“, чл. 12; сн. „Введение в православное Богословие“ – Макария, 1847 г., стр. 530, 531, 532, 535 и 543).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Наречения в епископы архимандритов Иннокентия (Яковлева) и Игнатия (Депутатова) состоялось накануне праздника Преображения 19 августа, 2011. Новостная служба Нарекаемые священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архиереям со ставленническими словами. 19 августа. ПРАВМИР. 18 августа 2011 года, по совершении всенощного бдения в нижней Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального храма г. Москвы возглавил чин наречения архимандрита Иннокентия (Яковлева), наместника Александровского монастыря г. Суздаля и благочинного монастырей Суздальского округа Владимирской епархии, во епископа Нижнетагильского и Серовского, а также архимандрита Игнатия (Депутатова), проректора Рязанской духовной семинарии, во епископа Шахтинского и Миллеровского, сообщает Патриархия.ру. Чин наречения был совершен в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 г. (журнал 70). Нарекаемые священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архиереям со ставленническими словами. Архимандрит Игнатий сказал в частности о том, что современный мир требует от нас незамедлительных и конкретных действий, и чтобы противостоять врагу рода человеческого и лжемиссионерам, необходимо использовать каждый момент для проповеди Евангелия. «Но прежде всего мы должны заботиться о воспитании молодого поколения, создавать для них такие условия, при которых они чувствовали бы себя нужными, востребованными и через это, постепенно, естественным образом, сами тянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Мы должны стать всем для всех, как говорит апостол Павел: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 20-22).

http://pravmir.ru/narecheniya-v-episkopy...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января К вопросу о критериях оценки эффективности катехизаторской и миссионерской деятельности В ноябре 2010 года состоялся IV Всецерковноый съезд епархиальных миссионеров. На пленарном заседании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил одну из актуальных для внутренней миссии задач – выработать критерии оценки эффективности или успешности деятельности миссионеров. Автор данной публикации протоиерей Сергий Стаценко, проректор по учебной части Ташкентской духовной семинарии, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской епархии РПЦ, предпринял попытку частичного освещения этой темы и поиска возможных решений поставленной задачи. Статья « Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? » (Рим.10:14) Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно . (Евр.13:18) Актуальность проблемы Настоящее положение Русской Православной Церкви уникально не только тем, что мы стоим перед решением колоссальной задачи повторной христианизации людей, живущих на канонической территории РПЦ, но и тем, что мы не имеем абсолютно никакого опыта в решении подобных задач, за исключением примеров отдельных энтузиастов-подвижников . Да, наша Церковь имеет славные страницы истории, которые касаются внешней миссии среди иноверцев. Но вместе с тем даже понятие «внутренняя миссия» никогда не подразумевало воцерковления людей выросших в православной культуре. Этот термин означал лишь прозелитическую деятельность внутри государственных границ Российской империи .

http://bogoslov.ru/article/1464615

Быт 1. 1-5 Синодальный перевод В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды. И рече Бог: да будет свет. И бысть свет. И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою. И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един. Быт 1. 1-5 Текст на славянском языке, Елизаветинская Библия В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Ин 1. 1-5 Синодальный перевод В начале бе слово, и слово бе к Богу, и Бог бе слово. Сей бе искони к Богу: вся тем быша, и без него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе свет человеком: и свет во тме светится, и тма его не объят. Ин 1. 1-5 Текст на славянском языке, Елизаветинская Библия Патриарх Кирилл о переводе Библии Патриарх высказал свое мнение на заключительном пленарном заседании VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви», прошедшем 28 ноября 2013 года. Он призвал продолжить работу в направлении нового перевода на русский язык, начатую еще в 1970-х годах при сотрудничестве профессора А.А. Алексеева. Прежде чем начинать работу над русским переводом, необходимо, по мнению Патриарха, завершить критическое издание славянского текста. По словам Патриарха, он «не оставил мечты» издать славянский текст Библии: «Я не оставил той самой мечты, чтобы эту работу довести до конца. Мы все время говорим о важности славянского текста и у нас до сих пор нет критического издания. Нестле – Алланд сделали критическое издание греческого текста, а мы до сих пор не можем сделать критическое издание славянского теста. Поэтому мне бы хотелось подтолкнуть вас к размышлению на эту тему. Это действительно дело сложное, требующее больших интеллектуальных усилий ученых. Но сегодня это сделать гораздо проще, чем это было 40 лет назад». Заговорив о Синодальном переводе, святейший Патриарх высказал убеждение, что этот перевод понятен каждому русскому человеку, у него только необходимо исправить недостатки: «Теперь, что касается Синодального перевода. Я эти слезы по поводу непонятности Синодального перевода не принимаю. Да все понимают Синодальный перевод! Пугать этим не надо. Если есть хоть один человек, который скажет, что он не стал христианином, «потому что я не понимаю русского перевода Библии», я буду крайне удивлен. Он понятен.

http://pravmir.ru/budet-li-sozdan-patria...

Патриарх, как и всякий епископ, не только образ Христа, но и по благодати архиерейской хиротонии преемник апостолов. Служение же Патриарха имеет еще и особое апостольское значение, поскольку он как Предстоятель Поместной Церкви несет особую функцию по соблюдению священного единства внутри этой Церкви и со всей полнотой Вселенского Православия. А как верующие относились к апостолам? Открываем книгу Деяний святых апостолов: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (19, 11-12). Первые христиане как великую святыню передавали друг другу кусочки ткани, прикоснувшиеся к телу апостола и верили в их целительную силу. Какой ужас для Владимира Мельника. С какой грустью ему снова надо вспоминать слова апостола Павла. Только, по логике Мельника, получается, что обличал апостол… самого себя. Вот как комментирует данное место из Деяний блаженный Феофилакт Болгарский: «…чудеса от платков и убрусцев и от теней учеников больше тех чудес, которые сотворил Христос… И главотяжи и убрусцы (имеются в виду платки и опоясания русского перевода – А. Н.) были льняные; главотяжи набрасывались на голову, а убрусцы держали в руках те, кто не мог носить главотяжей, как например лица, носившие консульскую столу; назначение тех и других – вытирать с лица пот, слюну, слезы и пр.». Да, как, наверное, не хватало в Древней Церкви «принципиального» Владимира Мельника, чтобы грозно оборвать апостолов и первохристиан цитатой из послания к Римлянам. Но даже это еще не все. В тех же Деяниях описывается и такое: «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5, 14-15). Розы, по крайней мере, прикасались к стопам Патриарха, а здесь – тень апостола почитают, в ее исцеляющую силу верят. Так ведь тень – это даже не предмет, в строгом смысле ее не существует. Какой тут можно сделать вывод? Христианское благочестие, как оно представлено в Священном Писании Нового Завета, проповедано святыми апостолами, соблюдено первыми христианами, преемниками апостолов нашего времени, такими как Святейший Патриарх Кирилл, Блаженнейший Митрополит Владимир или Высокопреосвященнейший Митрополит Агафангел, простыми прихожанами храмов Одесской епархии и других епархий Русской Православной Церкви, это подлинное христианское благочестие существенно отличается от того псевдоревностного псевдохристианства, которое возвещает нам г-н Мельник и подобные ему.

http://pravoslavie.ru/38914.html

Патриаршее поздравление Блаженнейшему митрополиту Киевскому Онуфрию с 70-летием со дня рождения 5 ноября 2014 г. 09:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия с 70-летием со дня рождения. Его Блаженству, Блаженнейшему Онуфрию, Митрополиту Киевскому и всея Украины Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Владыка! Сердечно рад поздравить Вас с 70-летием со дня рождения. Еще в ранней юности Вы решили посвятить свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви. С тех пор до нынешних зрелых лет Вы с мужеством и терпением следуете за Христом, храня верность своему призванию и непоколебимую преданность всеблагой воле Небесного Владыки. В Вашей жизни исполняется обетование Спасителя: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать... ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29). На всех путях Вашего служения Господь неизменно укреплял и благословлял Вас. За минувшие годы Вы стяжали высокий духовный авторитет, мудрость и богатый пастырский опыт, которым Вы щедро делитесь с собратьями-архипастырями, клиром и верными чадами Церкви. Год 70-летия Вашего Блаженства стал для Вас временем призвания к новому высокому подвигу. Нелегок он, но надлежало сбыться слову Евангельскому: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15). В Вашем избрании на древнюю и славную кафедру Митрополитов Киевских, как и во всей Вашей жизни, проходившей в монашеском делании и смиренном послушании Матери-Церкви, усматривается назидательное действие Промысла Божия, который возводит христианина от силы в силу (Пс. 83:8) и в каждом из нас возгревает огнь веры, столь необходимый для нашего возрастания «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Ответственное служение Предстоятеля Украинской Православной Церкви, возложенное на Вас в очень сложное для канонического Православия на Украине время, требует особой жертвенности, мужества и самоотдачи. Не властолюбие и не тщеславие века сего возвели Вас на эту высокую кафедру, но кротость, с какой Вы подражали примеру нашего Подвигоположника Христа, Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12:20). Верю, что эта кротость и всепобеждающая любовь о Христе дадут Вам силы для непреткновенного несения нелегкого Предстоятельского креста, да исполнится слово святого апостола: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век» (1 Ин. 2:16).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Свобода лишь тогда помогает человеку реализовать Божественный замысел о нем, когда она сопряжена с освобождением души от власти страстей и греха. Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34), — говорит Господь. Предостерегая от разрушительной силы греха, порождающей смерть вечную (см. Иак. 1: 15), к христианам обращен призыв и апостола Павла: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5:1). Сегодня сохранять свою свободу во Христе и жить по вере также сложно, как и в предшествующие эпохи существования Церкви, но Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Вместе с тем уберечь себя от греха возможно только при помощи благодати Божией, действующей в Церкви Христовой. Убеждая нас идти путем правды Божией, Святая Церковь призывает к стяжанию благодати, к делам любви и через них к богоуподоблению, в котором и раскрывается весь потенциал достоинства человеческой личности и ее подлинной свободы. Забота о находящихся в темничных узах — одно из социальных служений Церкви. Церковь желает любовью врачевать те раны, которые нанес человеческим душам грех, порождающий ожесточение сердца и безразличие к ближнему. Поэтому и сегодня попечение Церкви о заключенных одинаково необходимо находящимся по ту и по другую сторону тюремных решеток. «Рука, благотворящая ближнему, отверзает руку благости Божией», — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, и эта благость равно касается и исправляет пути и дарополучателей, и благотворителей. Уповая на Покров Пречистой Богоматери, простертый над Отечеством и народом нашим, вознесем сугубую молитву о просвещении светом Евангельской правды находящихся во узах темниц и о всех людях страны нашей. И пусть на дела любви нас вдохновляют слова апостола Петра: ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делали добро… как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии (1 Петр. 2:15-16). Аминь. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://patriarchia.ru/db/text/813644.htm...

Архив Пн Патриаршая проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе после Литургии в Свято-Троицком соборе г. Сургута 28 мая 2023 г. 15:20 28 мая 2023 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе г. Сургута. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). Как все просто! И мы, христиане, наследники двухтысячелетней традиции апостольского служения, апостольской проповеди, воспринимаем эти слова как очевидную вещь, как сердцевину нашей веры: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа . Но какими же новаторскими, какими удивительно новыми и даже малопонятными были эти слова для тех, кому они были тогда обращены! В Ветхом Завете Бог присутствовал в некоторых видениях, например, в горящей купине; Он присутствовал в сердцах людей. Но Бога, по слову Библии, не видел никто и никогда (Ин. 1:18). И то, что произошло в Новом Завете, полностью меняет всю систему религиозных убеждений, саму природу веры. Бог явился нам во Христе, Господе и Спасителе. Читая Евангелие, мы представляем себе Его образ, мы знаем Его дела, мы знаем Его мысли. Нам легко верить в Господа и Спасителя. Но как трудно было верить тем, кто до Христа верил в Бога, Которого никто никогда не видел! Явление Бога во Иисусе Христе — это великая милость для рода человеческого. И мы принадлежим именно к семье христианских народов, мы принадлежим к Церкви Христовой, в центре которой — исповедание того, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий и Сын Человеческий. И мы через Него поклоняемся Богу, Который для нас уже не является неведомым, но ведомым во Христе Иисусе, Господе нашем. Вера в Господа призвана менять человеческую жизнь к лучшему. Если человек крестился, если он себя связывает с Православной Церковью, он не может не наблюдать за своим внутренним духовным состоянием. Если же такой человек занимается чем угодно — политикой, бизнесом, общественной работой и даже семьей, — но почти никогда не вспоминает о Боге, то и Бог не будет его помнить. Ведь отношения человека и Бога — это движение двустороннее. Господь дает нам Свою милость, Свою благодать, Свою помощь в ответ на нашу веру, а вера должна выражаться в молитве и споспешествоваться добрыми делами. Потому что если есть вера, а добрых дел нет, то мы, по слову Божию, медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), то есть пустота, и наша вера ни во что не реализуется.

http://patriarchia.ru/db/text/6031554.ht...

Архив Пн Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России 3 апреля 2020 г. 16:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации. В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия , а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не д о лжно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43). Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне. В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

http://patriarchia.ru/db/text/5616517.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010