Как только Садок и Авиафар передали, что старейшины колена Иуды будут ждать Давида на берегу Иордана, царь выступил с торжественным маршем из Маханаима в Иерусалим. На западном берегу Иордана его с хлебом-солью торжественно встречала делегация старейшин всех колен, а также огромная толпа ликующего народа. Мужчины колена Иуды взяли заранее подготовленный паланкин, перешли с ним вброд через Иордан, чтобы затем в этом паланкине так же, вброд, перенести царя и понести его в Иерусалим. Среди тех, кто встречал Давида сразу после переноса его через Иордан, был и Семей, сын Геры, вместе со своими слугами и членами семьи. Бросившись на колени, Семей слезно молил о прощении за те оскорбления, которые бросал в лицо Давиду, когда тот бежал от мятежного сына. И хотя подоспевший Авесса снова предложил казнить Семея за оскорбление достоинства царя, Давид резко остановил его, понимая, что такая казнь отнюдь не пойдет на пользу его начавшей восстанавливаться популярности в народе. Нет, Давиду важно было продемонстрировать свою отходчивость и милосердие, и потому он даже публично поклялся Семею, что сам никогда не вспомнит ему прошлого и не убьет его. Что, как мы увидим дальше, отнюдь не означало, что Давид простил Семея и действительно был готов дать ему умереть своею смертью. Среди тех, кого Давид решил одарить в тот день своей милостью в благодарность за верность и поддержку, был и Верзеллий из Галаада, снабжавший его двор и армию провиантом в Маханаиме. Царь предложил 80-летнему Верзеллию, проводившему его до перехода через Иордан, отправиться вместе с ним в Иерусалим, чтобы дожить свои дни в роскоши и развлечениях, но старик отказался, попросив взять вместо него в придворные его сына Кимама, что Давид и исполнил: “И сказал царь Барзилаю: иди со мной, а я буду содержать тебя у себя в Иерушалаиме. Но Барзилай сказал царю: сколько лет мне еще осталось жить, чтобы идти с царем в Иерушалаим? Восемьдесят лет мне ныне: отличу ли хорошее от худого? Почувствует ли раб твой вкус в том, что будет есть, и в том, что будет пить? Разве слушать мне еще голоса певцов и певиц?… Позволь же возвратиться рабу твоему, и я умру в своем городе при гробнице отца моего и матери моей. А вот раб твой Кимам, пусть отправится он с господином моим царем, и делай с ним, что тебе угодно. И сказал царь: пусть пойдет со мной Кимам, и я сделаю для него то, что угодно тебе; и все, что бы ты от меня ни пожелал, я сделаю для тебя” ( 2Цар. 19:34-39 ).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Когда отшумела битва, Бера, очевидно, выполз из этой ямы и вот теперь вышел встречать Авраама. И даже, расщедрившись, не хотел брать себе ничего из своего же имущества, которое присвоили было себе пришельцы с севера, но теперь опять возвращали вместе с другими трофеями. «И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю» (Быт.14: 21–24). И здесь, рядом с самым ничтожным из царей земли Ханаанской, стоит еще один человек – Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышнего. Великий потомок Хама Царь-священник Мелхиседек – одна из самых таинственных фигур во всем Священном Писании Царь-священник Мелхиседек, безусловно, – одна из самых таинственных фигур во всем Священном Писании. Что значит «священник Бога Всевышнего»? Ведь храм в Иерусалиме будет построен лишь через тысячу лет! Что значит «царь Салима»? Почему Мелхиседек оказался сейчас в этой долине вместе с этим злосчастным царем Содомским? Дадим слово святителю Димитрию Ростовскому, который на рубеже XVII–XVIII веков основательно проработал древние святоотеческие толкования: «О Мелхиседеке многие написали различные свои мнения. Некоторые из евреев полагали, что это был Сим, сын Ноя, а, может быть, и сам Ной, другие же в нем видели Еноха. Ориген и Дидим считали Мелхиседека за ангела, а некоторые из еретиков говорили, что это был Дух Святой… Нам же пусть будет известно то, что Мелхиседек во всем был подобен нам, имел отца и мать из племени Хамова и был одним из царей или царьков земли Ханаанской; но из всех ханаанских царей он один познал единого истинного Бога, сотворившего небо и землю, и служил ему чистыми жертвами; царем же был он в городе Салиме…» . Точно так же толкует и святитель Филарет:

http://pravoslavie.ru/149959.html

Но прежде всего «Христом» в Писании назван Тот единственный, Кто станет царем народа и приведет его к Богу. Тот — кого как избавителя и спасителя ожидал человек. Тот, прообраз которого и должны были являть своим служением пророк, царь и священник. Тот, Кто обращается к нам со Своим словом и учением в Евангелии, Кто является Первосвященником Церкви и Царем мироздания. Тот — кого узнали будущие апостолы в Иисусе. Первые ученики говорят о Нем: «Мы нашли Мессию, что значит Христос» ( Ин.1:41 ). Но никто тогда — ни народ, ни даже ученики, не представляли, что Христос это не царь одного только народа, но Царь мироздания — Царь вселенной! И пришел Он в мир не для того, чтобы принять царские почести, но для того чтобы взойти на Крест, победить смерть Воскресением и быть Владыкой и живых и мертвых. Итак, Христос есть Царь, Христос есть Первосвященник Церкви и Ему принадлежит истинное и совершенное знание о Боге, Которого в эпоху Ветхого Завета предвозвещали пророки. И если смысл ветхозаветных пророчеств состоял прежде всего в обетовании прихода в мир Христа, то с Его Рождеством пророческое служение иссякает. Прекращается также и ветхозаветное священство, суть которого состояла в принесении жертв — даров Богу в Иерусалимском храме в знак благодарения и за грехи народа. Но ведь «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр.10:4 ), поэтому все события Ветхого Завета «были образы для нас» ( 1Кор.10:6 ). Все ветхозаветные жертвы являлись образами одной-единственной Жертвы Христа Спасителя, Который взял на Себя грехи всего мира и умер за всех и Которого Писание называет Агнцем Божьим. О Христе Первосвященнике и Его жертве апостол пишет: «Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести» ( Евр.8:3 ), и как первосвященник входил во Святая Святых Иерусалимского храма с жертвенной кровью, так Христос, пролив Свою Кровь на Кресте, «… вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо (в небесную скинию), чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» ( Евр.9:24 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Помазание Соломона по библейскому рассказу (ср. ст. 34) является существенным, необходимым моментом в поставлении еврейского царя – в силу указанного (к ст. 34) значения акта помазания царей еврейских: без этого акта царь еврейский не мог бы именоваться «помазанником» (евр.: машиах Иеговы ( 2Цар.2:4,12:7 ) и вообще быть теократическим царем. Ошибочно поэтому мнение некоторых раввинов, (Гроция, Винера), будто помазывались лишь те цари, которые не имели исторических прав на царство; Давид, во всяком случае, считал Соломона законным своим наследником (почему и дал об этом клятву Вирсавии, ст. 13, 17). Помазание Соломона совершено было не только первосвященником Садоком (ст. 39), но и пророком Нафаном (ст. 34), подобно как помазание Саула ( 1Цар.10:1 ) и Давида ( 1Цар.16:13 ) совершал пророк Самуил. Над Давидом помазание после было повторено народом ( 2Цар.2:4,5:3 ). По ( 1Пар.29:22 ), повторено было после помазание и над Соломоном. 3Цар.1:39 .  И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон! 3Цар.1:40 .  И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его. Участие народа в поставлении Соломона царем выразилось в его радостных кликах «да живет царь!» (ср. 1Цар.10:24 ; 4Цар.11:12 ; Мф.21:9 ) – народ, видимо, не признавал претензий Адонии на царство; затем, в триумфальном шествии за Соломоном при звуках трубы и игре на флейтах бахалилим, Vulg.: canenmium tibiis; LXX и слав. – о радости вообще: χρευον ν χορος, «ликоваша в лицех»); «земля расседалась от криков» народа – гиперболическое выражение мысли о всенародном восторге. 3Цар.1:41 .  И услышал Адония и все приглашенные им, как только перестали есть; а Иоав, услышав звук трубы, сказал: отчего этот шум волнующегося города? 3Цар.1:42 .  Еще он говорил, как пришел Ионафан, сын священника Авиафара. И сказал Адония: войди; ты – честный человек и несешь добрую весть. 3Цар.1:43 .  И отвечал Ионафан и сказал Адонии: да, господин наш царь Давид поставил Соломона царем; 3Цар.1:44 .  и послал царь с ним Садока священника и Нафана пророка, и Ванею, сына Иодая, и Хелефеев и Фелефеев, и они посадили его на мула царского; 3Цар.1:45 .  и помазали его Садок священник и Нафан пророк в царя в Гионе, и оттуда отправились с радостью, и пришел в движение город.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потому они отвечали: «Если бы Он не был злодей, мы не привели бы Его к тебе». Пилат видел ненависть к Иисусу первосвященников и понимал, как сильно желали они Его смерти, сказал им: «Возьмите Его и судите по законам вашим». Иудеи отвечали Пилату: «Нам не позволено предавать смерти никого». Видя, что Пилат не хочет приговорить Иисуса Христа к смерти без суда, они стали обвинять Его: «Он развращает народ, запрещает давать подать Кесарю называет Себя Христом, Царем». Выслушав обвинения, Пилат должен был вступиться в это дело, потому что иудеи обвиняли Иисуса в возмущении народа против Римского императора. Пилат спросил Иисуса: «Ты Царь Иудейский?» Иисус Христос решительно отвечал: «Я – Царь!» Этот ответ изумил Пилата. Он видел пред собою униженного, страждущего человека и между тем, слышал от Него такой ответ. Поэтому он решил допросить Иисуса наедине и узнать, в каком смысле Он называет Себя Царем. Он позвал Иисуса Христа и спросил Его: «Ты Царь Иудейский?» Иисус, в свою очередь, спросил его: «От себя ли ты это говоришь или другие сказали тебе?» Пилат с гордостью отвечал: «Разве я – иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне: что Ты сделал?» Иисус Христос отвечал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было царство Мое, служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но царство Мое не отсюда». Из этого ответа Пилат увидел, что Иисус Христос нисколько не опасен для Римского Кесаря. «Итак Ты –Царь?» снова спросил он Спасителя. Иисус Христос отвечал: «Ты говоришь, что Я – Царь. Я на то родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины (способен понимать истину), слушает гласа Моего». Спаситель хотел Своими словами возбудить в душе Пилата желание узнать эту истину. Но Пилат с презрением выслушал Спасителя и спросил: «Что есть истина?» И, не дождавшись ответа, вышел к народу. Он видел, что Иисус Христос невинен и не опасен для римлян. Выйдя к народу, Пилат объявил: «Я никакой вины не нахожу в Нем». Такой ответ Пилата испугал членов синедриона: они стали опасаться, чтобы он не освободил Иисуса от смертной казни и не выставил бы их пред народом обманщиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Царь не глава или правитель Церкви. «Где есть какое либо слово Христа, что царь имеет власть над Церковью?» Христос говорит: вся власть дана Мне на небеси и на земле, и в другом месте: кого свяжете на земле, будет связан на небеси. Но кому дана такая власть? Ты слышал, что Апостолам и их преемникам Епископам, но не царям; царю поручены дела этого мира, а нам вручены небесные дела. Царю поручены тела, но священникам души людей. Царь отпускает денежные долги, а священник грехи. Один принуждает, другой утешает. Один воюет с врагами, другой с началами и правителями тьмы века сего. Поэтому и священство много выше царства. Чудо, что милосердие Божие так долготерпеливо, когда царь не только восхитил на себя епископство, но и все его слуги делают то же. Ты слышал, как в старое время пали возставшие против Аарона Дафан, Авирон и Корей ( Пс. 105, 16–18 ). Послушай, что случилось с Саулом, первым царем Израильским, и слово Божие сказало Самуилу: Я раскаялся, что послал Саула на царство, ибо он перестал следовать Мне? Что же сделал Саул, что от него отвергся Бог ? Он, говорится, не последовал Моим советам» ( 1Цар. 15, 10–28 ) (I, 129). «Видишь ли, ответотворче, это – Слово Божие, а не слово человеческое: «Я сделал тебя правителем над племенами Израиля и помазал на царство Израиля, а «не приносить жертвы и всесожжения», уча на все будущия времена, что священство выше царства, и, что желающий большего теряет и свое? Или этого тебе недостаточно? А царь Озия?» Мы постоянно встречаем у Никона угрозу Божиим гневом за правонарушения царя, за вторжение его в святая святых Церкви. Он не только не взывает к человеческим санкциям против злоупотребления царской власти, но определенно говорит, что против них нет человеческой власти, но есть гнев Божий, как в цитируемых им словах Самуила к Саулу: «Не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг Слово Господа, а Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем» ( 1Цар. 15, 26 ). И Никон безмерно возмущен тем, что Паисий Лигарид, не имевший полномочий от духовных властей (он был еще в 1660 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Амессай не выполняет поручения в назначенный ему срок, и Давид поручает преследование Савея Авессе. К этому последнему присоединяется Иоан, встречает Амессая у Гаваона и умерщвляет его (4–10). Важно для нас здесь то, что Иоан встречает Амессая у Гаваона. Амеесаю дано поручение созвать иудеев и явиться с ними в Иерусалим. Амессай конечно трудится над исполнением его и по этом исполнении, хотя и не в указанное ему время, идет в Иерусалим чрез Гаваон. Но каким образом чрез Гаваон, когда область колена Иудина лежала значительно к югу от него? Объяснение нам кажется одно, именно: становясь царем в Иерусалиме, Давид становится вместе с тем царем и над страною к югу от указываемой нами пограничной линии, и Амессай созывает не иудеев только, а жителей этой страны вообще. Таким образом, уже ранее разделения еврейского царства при Ровоаме обозначается естественная граница образовавшихся позднее царств, и этой границею является указываемая нами граница между средним и южным Ханааном. He удивительно поэтому, что именно она признается вообще северною границею царства иудейского, как видно это из выражения: «от Гевы до Вирсавии» ( 4Цар.23:8 ), хотя на деле граница эта между ними отодвигалась по временам и в ту и в другую сторону. Насколько крепка указываемая нами пограничная линия, показывает следующий факт. В третьей книге Царств говорится: «И вышел Вааса, царь израильский, против Иудеи и начал строить Раму, чтобы никто не выходил и не уходил (=приходил) к Асе, царю иудейскому» (15:17). Эта мера Ваасы оказывается настолько чувствительною для Асы, что он берет все серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня и в сокровищницах дома царского, и покупает на них союз с Венададом, царем сирийским. Когда затем, вследствие нападения последнего царя на царство израильское, Вааса вынужден был прекратить работы в Раме, «Аса созвал всех иудеев, никого не исключая, и вынесли они из Рамы камни и дерева, которые Вааса употреблял для строения. И выстроил из них царь Аса Гиву Вениаминову (собственно Геву Вениаминову) и Мицпу» (22).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антиох рассчитывал отыграться на своих подданных, которые восстали против него, но он падет внезапно, когда будет казаться, что сейчас как раз сможет добиться всего. Это обычная картина, человек в гордыне поднимается и в момент взлета его крылышки подрезают, и он очень больно падает. Антиох погиб во время народного бунта. Описываемые здесь события происходили, начиная с 280 года и до 145 года до Рождества Христова. Деятельность Антиоха Епифана «На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении» ( Дан.11:20 ). После Антиоха стал царем Селевк Филопатор IV, u oh прислал сборщика (этого сборщика звали Леодор), который решил ограбить Иерусалимский Храм. Он вошел в Святое Святых, чтобы вынести оттуда золото, но кончилось для него это печально, потому что он увидел сияющего светом юношу (Ангела-хранителя Святыни), который избивал его огненными кнутами. Он выбежал из Храма в ужасе, весь избитый, и вскоре умер, и пославший его царь вскоре тоже погиб. Как и предсказывал Даниил. «И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством. И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета» ( Дан. 11:21–22 ). Это описание, которое дает здесь пророк Даниил, относится к Антиоху Епифану, правившему с 175 года по 164 год до Рождества Христова. «Презренный», потому что он отличался крайне низким нравственным уровнем: развратник, убийца и т.д. И при этом ему не воздавали царские почести, потому что он был незаконным царем. Законным царем был его старший сын – Дмитрий, находящийся заложником в Риме. А он сначала приобрел временную власть, а потом ее полностью узурпировал. Антиох Епифан разгромил всех египтян и даже разгромил вождя Завета, т.е. первосвященника Иерусалима. «Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени. Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство. Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых. У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени» ( Дан. 11:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

– Верно и ты тоже из них, потому что говоришь так, как говорят галилеяне. Тогда Петр опять стал отказываться и громко божиться, что не знает этого Человека. В это время петух запел второй раз, и Спаситель, обернувшись, взглянул на Петра. И вспомнил Петр, как Спаситель предсказал ему еще за Тайной Вечерей: «В эту же ночь, прежде, чем петух пропоет два раза, ты трижды отречешься от Меня», вышел со двора и горько заплакал. Иисус Христос у Пилата Евреи не имели права сами присуждать человека к смертной казни. Иудея была под властью римлян, и потому нужно было выпросить у римского правителя Пилата позволение на казнь Спасителя. Рано утром в пятницу всей толпой отправились евреи к Пилату и начали обвинять Спасителя, говоря, что Он учит народ плохому, запрещает платить налоги, называет Себя царем. Узнав, что Иисус родом из Галилеи, Пилат послал Его к Ироду, римскому правителю Галилеи, приехавшему к Пасхе в Иерусалим. Но Ирод, насмеявшись со своими воинами над Иисусом, велел надеть на Него светлую одежду в знак Его невиновности и отослал Его обратно к Пилату. Когда Христа привели к Пилату, он спросил Его: – Правда ли, что Ты называешь Себя царем? – Да, Я Царь, – отвечал Христос, – но царство Мое не на земле. Поговорив с Христом, Пилат вышел к собравшимся евреям и сказал: – Я не нахожу на Нем никакой вины. Есть же у вас обычай, чтобы я отпускал вам на Пасху одного преступника. Хотите ли отпущу Вам Иисуса? Но все опять закричали: «Не Его, но Варавву», Варавва же был разбойник. Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. Избив Христа, воины сплели венец, положили Ему на голову, одели Его в красную царскую одежду, в руки дали палку и говорили, смеясь над Ним: «Радуйся, царь Иудейский». И били Его палкой по голове и ударяли по щекам. Думая, что, увидав Иисуса окровавленного и избитого, евреи пожалеют Его, Пилат велел вывести Христа и, показывая на Него, сказал: «Се человек» ... Но первосвященники и начальники еще громче кричали: «Распни Его, распни» ... «Если ты не распнешь Его, ты не друг римскому кесарю (царю). Всякий, делающий себя царем, противник кесарю».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Здесь молитва , которая обращена к Иисусу Христу. В этой молитве Он прославляется как омывший нас от грехов Кровию Своею, соделавший нас царями и священниками Богу. В Православной Церкви есть сугубое царствование, это когда человека помазывают в цари. Чем его помазывают? Святым миром. И есть всеобщее царствование. Когда христианина крестят, его тоже помазывают миром. Он получает печать Святого Духа и становится царем по благодати. Не фактически он может стать царем над всей страною, но царем по благодати, как Адам. Адам был первый царь на земле. Потому что Бог сказал, что Адам должен владычествовать и господствовать над этим миром. Он был господин мира природы. И вот когда вас миропомазали, вас миропомазали в цари. По благодати каждый христианин как царь. Но есть сугубое царство, и царей, только царей, помазывают еще и второй раз, когда их возводят на высоту этого царского теократического православного достоинства. Также сказано, что во Христе мы соделались быть священниками Богу. Православная Церковь учит, что есть сугубое священство, трехчинное: это диаконат, пресвитериат и епископат. И есть всеобщее священство: в том смысле, что каждый православный христианин – священник Богу. Что значит «священник Богу»? – А вы можете молиться Богу на каждом месте. Вы можете дома молиться Богу, вы можете молиться в пути. Кстати, семья у апостола Павла называется домашней церковью. Первосвященник в домашней церкви – это муж, потому что муж – глава семьи. Все члены домашней церкви священнодействуют. Например, если дети слушаются родителей – это священнодействие, если родители заботятся о детях – это тоже священнодействие. Священнодействие – это все то, что делается по закону Божию. О всеобщем царственном священстве, сказано: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:9 ). Но есть сугубое священство: это епископы, пресвитеры и диаконы. У них есть свои функции в Церкви. Но сугубое священство не существует само по себе. Вы знаете, что, если никто из вас не придет на службу, священник не имеет права служить Литургию? Слово «литургия» означает «общее дело». Один не может служить Литургию. Литургия служится от вашего имени. Вы – народ Божий и имеете право приступать к Телу и Крови Иисуса Христа, чтобы в сих Таинствах иметь жизнь вечную. Вы имеете право на вечную жизнь во Христе, на вечное прощение и забвение ваших грехов. А священник служит от вашего имени. Более того, по древним христианским понятиям, священник может выдвигаться только вами самими. И епископ должен поставляться вами самими. В том смысле, что вы должны решать: достоин или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010