«Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» – изображение Божия гнева, суда и воздаяния. «Царь царей и Господь господствующих» – подобными именами называли Господа и ветхозаветные пророки (Втор. 10, 17; Пс. 135, 2–3). Некоторые, кроме того, усматривали здесь аллегорический смысл: Христос – Царь небожителей, то есть царствующих над страстями и господствующих над грехом. 168 168 Ср. слова псалма «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд» (Пс. 81, 1), которые некоторые отцы понимали в смысле «Бог стал среди обоженных праведников». 17 И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, 18 чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. Приглашение птиц пожрать трупы антихристова полчища свидетельствует о полном и сокрушительном его поражении. У евреев считалось позором и ужасом остаться без погребения; быть же съеденным зверями или птицами есть высшая степень позора и ужаса. 169 169 Ср. участь Иезавели, враждовавшей против Бога и пророков Божиих: «Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее» (4 Цар. 9, 10). «стоящего на солнце» – солнце является центром и некоторой высшей точкой неба – может быть, поэтому и говорит отсюда Ангел птицам. Существует, впрочем, и аллегорическое объяснение: под хищными птицами следует понимать бесов, бросающихся как на свою добычу на грешников. В пользу этого мнения как будто бы говорят слова «по средине неба», которые могут указывать на место между истинным небом и землей, низшее небо, где обитают демоны (комм. на 8, 13, ср. также Еф. 2, 2). Под «трупами» при таком толковании следует понимать умерщвленные грехом души людей. 19 И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. Вероятнее всего, речь идет о том же воинстве, что и в 16, 16, то есть о собранном на месте Армагеддон (см. комм.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Опустив четырехлетний период времени пребывания Есфири во дворце персидского царя, свящ. историк переходит к описанию главного события своего повествования, случившегося на двенадцатом году правления Агасвероша. За какие-то заслуги царь возвеличил некоего Амана Вугеянина и поставил его седалище выше всех князей, пользовавшихся у него почетом. И все служащие при царе, которые были у царских ворот, кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц ( Ecф. III, 1–2 ). Упоминаемое свящ. историком возвышение седалища Амана соответствует обычаю персидских царей, замеченному и другими историками. Сидение у ворот царского дворца также упоминается древними историками, как своеобразный обычай персов. Все желавшие видеть персидских царей и приближенные к царям сановники садились у ворот дворца и просили доклада 78 . Дети высших сановников и царей, по свидетельству Ксенофонта, воспитывались «у ворот дворца», смотря на награды или наказания подданных даря и учась повиноваться и служить верой и правдой царю 79 . Таким образом, у ворот персидских царских дворцов постоянно находилось многочисленное общество высших государственных сановников. По воле царя все эти сановники должны были падать ниц пред Аманом. Обычай персов – падать ниц и распростираться пред царями и их наместниками – засвидетельствован многочисленнейшими показаниями древних историков. Он вообще свойствен древности и употребителен был у древних народов. Персы отличались от других народов только тем, что оказывали царям божеское поклонение, считая их за богов – воплотителей Ормузда 80 . Эта-то сторона в персидском способе почитания царя и была противна иностранцам, в особенности грекам 81 и иудею Мардохею. У самих иудеев издревле было в обычае поклонение царю ( 2Цap. XIV, 4. XVIII, 28 . 3Цap. I, 16 ), но для Мардохея этот обычай был отличен от персидского богопоклонения и потому не был исполняем им согласно постановлению второй заповеди ( Исх. ХХ, 5 . ср. Дah. III, 18 ). Разгневанный дерзостью Мардохея, Аман задумал истребить не только его самого, но и весь его народ иудейский. В первый месяц, который есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Артаксеркса, бросали пур, т. е. жребий, пред лицем Амана изо дня в день и из месяца в месяц (чтобы в один день погубить народ Мардохеев, и пал жребий), на двенадцатый месяц, т. е. на месяц Адар( Ecф. III, 3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Откр.19:14 . И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. «Воинства небесные идяху вслед Его» – это силы небесные, отличающиеся светлостию добродетелей и высотою разумения и удостоенные крепкого и тесного единения со Христом. Откр.19:15 . Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. «Оружие» означает наказание, которое постигает нечестивых грешников по праведному Суду повелением из уст Божиих. Они будут Им пасомы несокрушимым жезлом вечных мучений для пресечения их нечестия, чего не испытают святые, ибо, по слову Псалмопевца, «не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных» ( Пс. 124:3 ). «Он топчет точило ярости», потому что Отец Сам «никого не судит» ( Ин. 5:22 ), но Ему как Человеку предоставил Суд, который Он имел от начала по существу, как Сын. Откр.19:16 . На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». Имя «Царя царей» указывает на нераздельность естеств по воплощении, когда Он пострадал плотски, будучи Богом, и, будучи Человеком, есть Царь царей, то есть царствующих над страстями, Господь господ, то есть получивших власть над грехом при содействии Христа, Господь тех, кто получит Царство в будущем веке. Статья пятьдесят девятая Об антихристе и о вверженных вместе с ним в геенну Откр.19:17 . И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: Мы считаем этого Ангела одним из высших, потому что он повелевает другим радоваться наказанию грешников и прекращению греха. «Птицами» – Ангелы называются ради высоты и быстроты своего полета для нашего исправления и научения, ибо исполнение воли Божией служит для них пищею, в чем они подражают Христу. Они парят посреде неба, чтобы открыть доступ на него к предсказанному веселию и святым, ибо их ходатайства служат как бы ступенью для восхождения снизу на небо. Поэтому ими же святые будут «восхищены в сретение Господне» ( 1Фес. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Родной отец царя, он же патриарх Московский и всея Руси, а его сын - первый русский царь династии Романовых. Но здесь надо понять, что царь царей - _это все-таки Господь. И есть у нас претензии к периоду судей, к их управлению, об этом говорится в Писании, когда каждый поступал, как он хотел. О периоде царей тоже плохо сказано. Сказано, что цари были так заняты сами собою, что во все дни их правления ни разу не отмечалась Пасха. Вот они забыли, что есть Пасха. А у евреев Пасха – это воспоминание, как Господь рукою крепкой, мышцей простертой вывел их из египетского рабства. И они забыли об этом, они так были заняты сами собой, эти все цари -  и благочестивые, и неблагочестивые, и  средние между благочестием и грехом. Там двоеверие было у царей. Соломон, например, в сердце любил Господа, но ходил и кадил перед идолами - такое двоеверие… - Народ грешил во время любого правительства… - Они грешили при патриархах, - пишет Златоуст, - они грешили при царях, они грешили и при аристократии. С переменой правления люди лучше не становятся. Поэтому те, которые хотят решить нравственные проблемы России вот таким механическим путем: вот давайте, там, царем кого-нибудь изберем, давайте, какую-то династию восстановим. На самом деле это  механическое действие, за которым может вообще ничего не стоять. То есть берут какого-то человека царем, а через полгода все его возненавидят. А через год взорвут, предположим. И уничтожат всю его семью, чтобы не было продолжения, и так далее. Такое уже происходило. - Да. К сожалению. - Второй вопрос: 1 послание Коринфянам глава 7, строка 15: «Если … неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь ». Брат или сестра могут в таких случаях выходить замуж или жениться снова, или я не так понял? Следующий вопрос – то же 1 послание к Коринфянам глава 12, строка 3: « Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».

http://radonezh.ru/text/protoierey-oleg-...

Скалы Амоны, Шемира и Ермона, бывшие дотоле неприступным убежищем львов и леопардов, сделались в это время местами праздничных увеселений. О самом приближении Соломона с его свитой в эти летние гористые помещения возвещалось особыми стражами, наблюдавшими с горных высот «Кто этот, восходящий от пустыни, как бы столбы дыма, окуриваемый миррою и фимиамом, всякими порошками муроварника»? как это всегда делалось пред знаменитыми царями. «Вот одр его – Соломона! Шестьдесят сильных вокруг него, и из сильных Израилевых. Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре его, ради страха ночного. Носильный одр сделал себе царь Соломон из дерев ливанских; столбцы его сделаны из серебра, локотники его – из золота, седалище его – из пурпуровой ткани, внутренность его убрана с любовью дщерями Иерусалимскими» ( Песн. 3:6–10 ). В таком великолепии переходил он из одного помещения в другое. Вся жизнь царя была обставлена изысканною церемониальностью. При всех выходах он появлялся с короною на голове, которую царица-мать возложила на него в день его свадьбы. Одеяния царя были до такой степени пропитаны богатейшими благовониями Индии и Аравии, что они сами были сделаны как бы из мирры и алоя. В украшенных слоновою костью дворцах раздавалась торжественная музыка струнных инструментов. Его окружал букет прекрасных женщин, его жен и наложниц, большинство которых были дочерями царей. Царица-мать сидела по правую его руку, в одеждах, блиставших золотом офирским. Певцы и певицы услаждали его слух, и вся жизнь его была земным блаженством. Но Соломон был не только богатейшим и славнейшим из царей во внешнем блеске его придворной жизни, но и мудрейшим из царей, превосходившим всех современников своею мудростью, т.е. тем духовным богатством, которое в лице теократического монарха имело еще гораздо больше значения, чем внешний блеск. Царствование Соломона было веком высшего расцвета иудейской литературы и мудрости. Мудрый царь был как бы Аристотелем своего народа. Существует раввинское предание, которое хотя и отзывается баснословностью, но тем не менее характерно в некоторых отношениях, именно, что когда Александр Великий взял Иерусалим, то захватил все произведения Соломона и отправил их к Аристотелю, который из них и заимствовал все то доброе, что находится в его философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Это об антихристе. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. 54 Число его шестьсот шестьдесят шесть ( Откр. 13:18 ). Ничего диавольского нет в этом числе, оно число человеческое, но диавольским будет обман – человек-самозванец вместо Единородного Сына Божия. Потому и любят сатанинские силы сейчас пользоваться этим числом. Ложный царь, вместо истинного. Было это уже и во времена ветхозаветные. Это когда Иеровоам воздвиг ложных царей во Израиле, это самарийские цари десятиколенного царства. Цари Израиля вместо истинных царей Иудейских во Иерусалиме. Цари Иудейские предваряли царство истинного Мессии-Помазанника, цари Израиля – царство лжемессии. От Дана, одного из тех десяти колен и придет лжепомазанник во имя свое вместо Иисуса Назорея, истинного царя Иудейского, пришедшего во имя Отца Небесного. Десятиколенное царство царей Израилевых (666) ушло в Ассирийский плен и не вернулось, ушло и не восстановилось никогда. Навсегда уйдет, сгинет и не вернется тот, кто придет во имя свое, лжемессия, царь Израилев. Это о принявших лжемессию, самарийского царя Израилева, пророчествовал Амос: Которые клянутся грехом Самарийским и говорят: «жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!» – Они падут и уже не встанут ( Ам. 8:14 ). Грех Самарийский – это лжецари Израильские в Самарии. В Дане и Вефиле были тельцы Иеровоама. Лжепоклонники клялись распространить этот культ и до Вирсавии 55 , т.е. всю Иудею отвести от истинного Богопоклонения в Иерусалиме к ложному. Но, по пророку, они падут и уже не встанут. А теперь возвратимся к израильскому чаянию Мессии. Указанные нами девять образов израильского чаяния (первосвященник, пророк, Сын Человеческий, Отрок Ягве и др.) – это не девять образов Мессии, а Мессия – это один из девяти образов того, что ожидали и на что надеялись израильтяне. Следует признать, что из всех девяти образов мессианский образ – это главный, основной образ чаяния Израилева. Мессия – это Тот, Кому надлежало прийти, чтобы сокрушить главу змия, чтобы поразить посмеявшегося над праматерью Евой и восстановить сокрушенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1. Павел, желая показать различие между новым и ветхим заветами, во многих местах указывает на это различие, и в самом начале говорит о нём, и далее, научая слушателей, предуготовляет их. В самом начале он указал на это, когда сказал, что " Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках " , а нам через Сына. Потом сказав о Сыне, кто Он и что совершил, преподав увещание повиноваться Ему, чтобы не подвергнуться участи, одинаковой с иудеями, объяснив, что Он есть первосвященник по чину Мелхиседекову, неоднократно выразив желание раскрыть это различие и уже многое предуготовив к тому, обличив их за их слабости, и потом ободрив и утвердив, чтобы они не унывали, - (апостол) наконец приступает к объяснению самого различия пред ободренными слушателями: ведь человек, упавший духом, не легко может принять слышанное. А чтобы ты убедился (в справедливости этого), послушай Писания, которое говорит: " они не послушали Моисея по малодушию " (Исх. 6:9). Потому он, наперед разсеяв их уныние многими, и грозными и кроткими, внушениями, затем уже и приступает к раскрытию этого различия. Что же говорит он? " Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего " . И вот что удивительно: в самом прообразе он открывает великое между ними различие: он всегда, как я сказал, доказывает прообразом истину, прошедшим настоящее, по немощи слушателей. " Ибо " , - говорит, - " Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего " . Изложив кратко всё событие, он рассматривает его с таинственной стороны, и прежде всего начинает с имени: " во-первых " , - говорит - " по знаменованию [имени] царь правды " . Справедливо: седек значит - правда, а мелхи - царь; следовательно, Мелхиседек - царь правды. Видишь ли точность в самих выражениях? Кто же этот царь правды, как не Господь наш Иисус Христос? " Потом и царь Салима " , - от имени города, - " то есть царь мира " , потому что салим имеет такое значение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1613...

41 Царство это окажется разделенным – ведь ты видел, что стопы и пальцы ног были наполовину из гончарной глины, наполовину из железа. Но кое-что от твердости железа в нем будет, поэтому ты и видел, что железо было смешано с глиной. 42 А поскольку пальцы ног частью железные, а частью глиняные, будет это царство отчасти прочным, отчасти хрупким. 43 То, что ты видел железо, смешанное с глиной, означает: в том царстве люди разных племен породнятся друг с другом, но единым народом не станут, как железо не смешивается с глиной. 44 Но во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет Свое царство; не сокрушит его вовеки никакая сила и никакому другому народу оно не достанется. Царство это будет стоять вечно, сокрушив и уничтожив все прочие, 45 как тот камень, что в сновидении твоем, отколовшись от горы без содействия рук человеческих, разбил в прах железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог показал царю, что случится в будущем. Сну этому следует верить, и толкование его истинно». 46 Тогда царь Навуходоносор простерся ниц перед Даниилом и, поклонившись ему, распорядился о жертвоприношении и благовонном курении в его честь. 47 И сказал царь Даниилу: «Воистину ваш Бог – Бог богов, Повелитель царей, Открывающий тайны, коль скоро ты смог эту тайну раскрыть». 48 После этого царь возвысил Даниила, пожаловал ему множество ценных даров, назначил наместником всей области Вавилонской и старшим над вавилонскими мудрецами. 49 Но по просьбе Даниила царь доверил управление Вавилонией Шадраху, Мешаху и Авед-Него, а самого Даниила оставил на службе при дворе своем. В огне испытанная вера 3 Царь Навуходоносор повелел сделать золотого идола а высотой в шестьдесят локтей и шириной в шесть локтей б и поставить его в долине Дура, в области Вавилонской. 2 Разослал царь Навуходоносор гонцов, чтобы созвали они сатрапов, градоначальников, наместников, советников, казначеев, судей, чиновников и правителей всех областей – пусть прибудут на освящение идола, которого поставил царь Навуходоносор. 3 И вот собрались сатрапы, градоначальники, наместники, советники, казначеи, судьи, чиновники и правители всех областей на освящение идола, поставленного царем Навуходоносором, и выстроились они перед идолом, которого поставил Навуходоносор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

   Это был один человек: царь Салима Мелхиседек. Имя его, как говорит Писание, «означает «праведный царь», каковым все его и признавали, так что он по этой причине был и служителем Господа Бога. Солиму же впоследствии назвали Иерусалимом», название же Салим ( ) означает «мирный», «целостный».    «Этот Мелхиседек радушно принял людей Аврама и доставил им жизненные припасы в огромном количестве. Во время пиршества же он начал прославлять самого Аврама и восхвалять Господа Бога, Который даровал тому победу над врагами. Когда же Аврам предложил ему десятую часть добычи, то он принял этот подарок». (Это, как пишет комментатор, первое упоминание о десятине, «которая отдается на нужды храма и служителей Божиих, а также на поддержку бедных».)    «Мелхиседек был муж праведный и поистине носил образ Христа. Движимый пророческим духом, он приносит от себя Богу будущее приношение Христа. Мелхиседек без отца и родословия, не имеет ни начала дней, ни конца жизни (см.: Евр. 7:3). Такой ведь не может быть человеком, но Богом. Почему же не родословится Мелхиседек, хотя и это был человек подобострастный нам?    Потому что он был прообразом Христа и носил образ Христа. Поэтому Писание опустило отца и матерь и рассказывает о нем без родословия, чтобы в нем, как в образе, мы усматривали Христа, Который безотечен на земле по плоти и безматерен на небесах по Духу, по Божеству Который всегда пребывает».    Царство-священство Мелхиседеково — явление особенное. Так его воспринял в Божественном откровении царь-пророк Давид: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседекову» (Пс. 109:4), то есть — не по тому чину, который был установлен среди избранного народа, а по некоему иному: «не по чину Аарона, приносившего тельцов и овнов, но по чину Мелхиседекову всегда приносящий в хлебе и вине жертву приносящих».    Святой апостол Павел уподобляет Мелхиседека Сыну Божию, говоря: «Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:1—3), — и посвящая весомую по объему часть своего Послания к евреям разъяснению отличий священства по чину Ааронову и по явленному Давиду в откровении «чину Мелхиседекову» (Евр. 5:6, 10, 6:20, 7:11, 17, 21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глава седьмая Евр.7:1 .  Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, Евр.7:2 .  которому и десятину отделил Авраам от всего, – (ср. Быт.14:18 ) Цель апостола – показать различие между Ветхим и Новым Заветами. И на это он указал уже в самом начале, сказав, что древним Бог говорил чрез рабов Своих – пророков, а нам, людям Нового Завета, «в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). Но так как слушатели были немощны, ибо обнаружили малодушие при искушениях, то он в середине послания подкрепил слабых, и наконец, после того, как достаточно ободрил их, снова начинает речь о превосходстве Нового Завета пред Ветхим. И вникни в мудрость его. Он показывает, что Мелхиседек, который был прообразом Христа, превосходил Авраама. Ибо если бы не превосходил, то не благословил бы его и не получил бы от него десятины. А так как от Авраама произошли священники закона, то ясно, что Мелхиседек превосходит и их, как бы и их благословляя и получая от них десятину, в то время, когда благословил праотца их и от него получил десятину. Если же прообраз Христа, Мелхиседек, столь сильно отличается от священников закона, то насколько более – истинный Мелхиседек, Христос? Таков общий смысл этого места. Но, изложив кратко повествование о Мелхиседеке ( Быт.14:18–20 ), он затем переходит к рассмотрению его, изъясняя историю Мелхиседека с духовной и таинственной стороны. во-первых, по знаменованию имени царь правды, Здесь показывает, в каком смысле Мелхиседек есть прообраз Христа. И прежде всего, говорит, из самого имени узнай подлинный смысл. Именно: «Мелхи» значит царь; «Седек» – правда. Кто же иной царь правды, как не Господь наш Иисус Христос ? а потом и царь Салима, то есть царь мира, И из имени города, говорит он, это ясно. Ибо Салим, по толкованию, означает «мир». Но кто другой есть царь мира, как не Христос, примиривший небесное и земное? Никому из людей не приличествует наименование «царь правды и мира», как только одному Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010