д) Первое видение. Строфа 5. Христос Царь Вседержитель ( Откр.19:15–16 ) 15 Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. 16 На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». Образ точила гнева Божьего, то есть суда Божьего, нам уже встречался в Откр.14:19 . Здесь этот образ соединен с образом чаши вина ярости Божьей из Откр.14:10 и Откр.16:19 (седьмая чаша гнева). Напомню, что этот образ взят из пророка Исаии (см. приведенную выше цитату из Ис.63:2–3 ). Имя «Царь царей и Господь господствующих», вообще-то говоря, не имя, а титул, какой носили древневосточные владыки больших империй, таких как Египет или Вавилон. Например, о Навуходоносоре в Дан.2:37 : «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу». Однако в Ветхом Завете этот титул и подобные ему употребляются исключительно применительно к Богу Израиля. Например, во Втор 10:17 : «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык», или Пс.135:2–3 : Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его. Когда такие титулы присваивали себе римские кесари, да и вообще – люди, тогда они становились «именами богохульными», узурпированными. Но почему этот титул написан на одежде (точнее, «на гиматии», то есть на плаще) и на бедре Иисуса Христа? Предполагают, что плащ обозначает пурпурный царский плащ, на котором вышито указанное имя. Что касается бедра, то здесь надо вспомнить римский обычай гравировать имя или титул на бедре статуи. Вспомним, что статуи, особенно статуи всадников, которые были облачены в доспехи или плащ, все равно оставляли бедра обнаженными. Ведь древние греки, римляне, иудеи и так далее не носили штанов. Штаны считались странной одеждой северных варваров, таких как галлы и германцы. е) Второе видение. Ангел на солнце созывает птиц ( Откр.19:17–18 ) 17 И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, 18 чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Нав.12:4 .  сопредельный ему Ог, царь Васанский, последний из рефаимов, живший в Астарофе и в Едреи, Об Астарофе см. к Быт.14:5 , где он назван Астероф-Карнаим. Едрея, по Евсевию ( Αδραα), находился в 6 римских милях от Астарофа; место его указывается на юго-восток от Астарофа в нынешнем Дераат со значительными развалинами. Нав.12:5 .  владевший горою Ермоном и Салхою и всем Васаном, до предела Гессурского и Маахского, и половиною Галаада, до предела Сигона, царя Есевонского. Салха, в греческих списках Σεκχαι, Σελχα. Селха, в настоящее время Селхад, в 4–5 часах пути на восток от Босры в Хауране. Васаном называлась северная часть Восточно-Иорданской страны или Галаада, простиравшаяся с юга на север от потока Иавока ( Втор.3:15 ) до Ермона, именно «до предела Гессурского и Маахского», под которыми разумеются местности на восточной и западной сторонах Ермона (Raumer. Palastina), а от востока на запад от Салхи ( Втор.3:10 ) до Хиннерофского моря ( Нав.13:27 ), т.е. Геннисаретского озера. Нав.12:7 .  И вот цари [Аморрейской] земли, которых поразил Иисус и сыны Израилевы по эту сторону Иордана к западу, от Ваал-Гада на долине Ливанской до Халака, горы, простирающейся к Сеиру, которую отдал Иисус коленам Израилевым в наследие, по разделению их, Нав.12:8 .  на горе, на низменных местах, на равнине, на местах, лежащих при горах, и в пустыне, и на юге, хеттеев, аморреев, хананеев, ферезеев, евеев и иевусеев: См. Нав.11:17,9:1,10:40 . Нав.12:9 .  один царь Иерихона, один царь Гая, что близ Вефиля, Нав.12:10 .  один царь Иерусалима, один царь Хеврона, Нав.12:11 .  один царь Иармуфа, один царь Лахиса, Нав.12:12 .  один царь Еглона, один царь Газера, Нав.6:1,7:1,10:1 . Нав.12:13 .  один царь Давира, один царь Гадера, Нав.12:14 .  один царь Хормы, один царь Арада, О поражении названных здесь трех царей – Гадера, Хормы и Арада библейским писателем прежде не было сказано, ср. замечание к Нав.11:21–23 относительно неполноты повествования о завоеваниях Иисуса Навина. Место Гадера с достоверностью не определено. Хорма (в греческих списках ρμαθ, ρμα), носивший у хананеев название Цефат ( Суд.1:17 ), находился в уделе Иудина колена ( Нав.15:30 ), но затем принадлежал Симеонову ( Нав.19:4 ). По исследованиям (особенно Пальмера), он находился на месте обширных развалин Себаита в южной части Палестины, на западной стороне гор Азазимэ, верстах в 30 к северу от Кадес-Варни ( Нав.10:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

50. Завоевание и разделение земли Обетованной Царь иерусалимский, услышав, что Иисус Навин взял Гай и предал его заклятию и что жители Гаваона заключили мир с Израилем, очень испугался и послал к разным ханаанским царям звать их к себе на помощь. Пять ханаанских царей собрались и расположились станом около Гаваона, чтобы воевать против него. Жители же Гаваона послали к Иисусу Навину посольство просить о помощи. Иисус Навин выступил против царей со своими храбрыми воинами и напал на них внезапно. Господь привел войска царей ханаанских в смятение и евреи поразили их. Господь же бросал на них с небес большие камни (град) и больше из них было таких, которые умерли от града. Сражение продолжалось целый день. День склонялся к вечеру. Желая поразить своих врагов до наступления ночи, Иисус Навин воскликнул: «Стой, солнце, и не движись, луна!» Солнце остановилось и луна стояла, пока народ поражал своих врагов. Пять царей бежали и скрылись в одной пещере. Они были оттуда взяты и повешены на пяти деревах, а потом трупы их были брошены в пещеру, в которой они скрывались, и к этой пещере навалили груду камней. После поражения и истребления нескольких других царей ханаанских земля была завоевана и разделена между потомками сыновей Иакова (коленами) на двенадцать частей. Одному колену, колену Левия, которое состояло из священников, не было дано никакого удела. Вместо колена Левия по одному наделу было дано потомкам сыновей Иосифа, которые назывались коленами Ефремовым и Манассииным. Ханаанские народы не все были истреблены после этого завоевания. Некоторые народы ханаанские остались (филистимляне, моавитяне, аммонитяне, мадианитяне, сирийцы и друг.), нападали на Израиля, когда он отступал от Бога, и притесняли его. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

7-ой стих 24-ой главы книги Чисел прот. Рождественский предлагает рассматривать по масоретскому тексту поскольку именно он даёт подлинное чтение. Основанием для такого выбора послужил тот факт, что чтение МТ более соответствует как контексту, так и общему характеру речи Валаама, чем чтение LXX 172 . В русском синодальном переводе это место читается так: «Польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его». Первая часть стиха означает, что потомство Израиля будет многочисленным, как обильные воды. Во второй части стиха обращает на себя внимание имя Агаг. Прот. А. Рождественский объясняет, что это обычное имя амаликитских царей, такое же, как фараон – для египетских царей или авимелех – для филистимских. Видимо, амаликитяне были в то время могущественным народом, и сравнение с их царём будущего израильского царя ставило последнего выше всех существовавших тогда царей 173 . Далее, прот. А.П. Рождественский с интересом замечает, что первыми врагами израильтян после перехода через Чермное море были как раз амаликитяне. Они, по его мнению, олицетворяли враждебный Божию Царству мир, и победа над ними указывала на будущую победу добра над злом 174 . Сравнив чтения 17–19-го стихов по LXX и МТ, прот. Рождественский и здесь делает выбор в пользу чтения МТ: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города». В этих трёх стихах в первую очередь требуют толкования поэтические образы «звезды» и «жезла». По объяснению прот. А.П. Рождественского, звезда здесь служит образом «славного, блестящего царя, или ряда царей, которые произойдут от Иакова и будут царствовать над ним» 175 . Звезда была естественным символом славы и великолепия, и в этом смысле образ звезды употреблялся у всех народов. Прот. Рождественский так же приводит древнее поверье о том, что рождение и вступление на престол великих царей возвещалось появлением необычайных звёзд 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Иудеи для облегчения памяти в запоминании имен родословных имели, несомненно, обычай опускать из таблиц некоторые менее замечательные имена, указывая имена лишь более важных членов родословия. Примеры подобных опущений можно видеть в некоторых таблицах ветхозаветных книг ( 1Пар.8:1 ; ср. Быт.46:21 ; еще 1Ездр.7:3 ; ср. 1Пар.6:7 и др.). Следуя обычаю, то же самое сделал и Матфей в родословии Христовом, – частью для облегчения памяти читателей, частью для того, чтобы во всех трех частях родословия было по 14 родов, чего, конечно, не было бы, если бы он поименовал опущенных царей. Он мог опустить их, сообразно обычаю, и должен был опустить, чтобы вышло число 14 родов в каждом отделе, которое, несомненно, евангелист имел в виду по какой бы то ни было причине ( Мф.1:17 ). Но почему он опустил именно этих царей? Нельзя считать неосновательным того ответа на этот вопрос, что генеалогист опустил их, как царей нечестивых. Охозия, Иоас и Амасия находились в ближайшей родственной связи с домом Ахаава, состоявшего под особенным проклятием Божиим ( 4Цар.9:7–8 ), простирающимся, по слову Самого Бога через Моисея, до третьего и четвертого рода ненавидящим Его ( Исх.34:7 . Родство это состояло в том, что Иорам имел супругой Гофолию, дочь Ахаава, от которой родился Охозия). И сами они были особенно нечестивы, как выразительно замечается об них в книгах Царств и Паралипоменон. А что касается до Иоакима, то это просто был дикий деспот и зверь-злодей, при котором кровь пророков лилась в Иерусалиме, как замечают писатели книг Царств и Паралипоменон. Таким образом Матфей, опуская в родословии четырех царей намеренно за их нечестие, для облегчения памяти читателей и для соблюдения нужной для него симметрии в числе членов всех отделов родословия, вовсе не противоречит ветхозаветным родословным таблицам, а только следует обыкновению иудеев, и, следовательно, на этом основании заподозревать историческую достоверность его генеалогии совершенно неосновательно. Знание истории и рода Давидова он доказал в предшествующем ряду, и притом линия, прерванная пропуском, снова восстанавливается в том же роде и в прямой нисходящей его линии, и каждый иудей мог знать, что царь Озия хотя и не сын, но также прямой потомок царя Иорама и сам собой заставляет предполагать трех ему предшествующих и после Иорама один за другим преемственно следовавших царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/a...

Останавливаясь на вышеприведенных свидетельствах Св. Писания, мы имеем перед собою всю, так называемую, «философию истории» человеческого рода: здесь и открывается нам и основание царственной государственности одних народов, и этнографическая судьба других: не счастливая случайность и не физическая выносливость при благоприятных условиях климата и почвы делают народ в истории великим, а нравственно-духовная энергия, свежесть, сравнительная чистота, нравственная добропорядочность его «вкуса, запаха и дрожжей» определяют собою историческую судьбу того или другого народа, и «суд истории» в этом случае есть суд Божий о народах и племенах. Не вавилоняне и не царь их Навуходоносор напояет народы «чашею с вином ярости, и наполняет их ужасом», а Господь через слугу своего Навуходоносора «напоил все народы чашею, с вином ярости, сделал их ужасом, посмеянием и проклятием... фараона, царя Египетского, и слуг его, и князей его, весь народ его, и весь смешанный народ , и всех царей земли Филистимской, Едома и Моава, и сыновей Аммоновых»,.. и всех царей Аравии, Елама и Мидии, царей севера... Пусть пьют, опьянеют, изрыгнут и падут «при виде меча, который Я пошлю», – говорит Господь ( Иер.25:15–27 ); не полчища ассириян под предводительством царей своих – Салманассара и Сеннахерима изменяют вид всей почти Малой Азии и переселяют народы, а Господь через Сеннахерима и подвластный ему народ выполняет свои определения о тех землях и народах, к которым Сеннахерим придет в качестве «бича Божия»: «Разве на слышал ты,– говорит Господь через пророка Исаию о Сеннахериме, – что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин? И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде» ( Ис.37:26–27 ). «Умолкните предо Мною, – говорит Господь, – острова, и народы да обновят свои силы..? Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей?.. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я – Господь первый, и в последних – Я – тот же» ( Ис.41:1–4 ): так свидетельствует Св. Писание о высшем провиденциальном всемирно-историческом значении тех мужей, великих и славных в своем народе, которые, отмеченные перстом Божиим, выступая на историческое поприще, определяют новые грани и освещают новые горизонты в племенах и коленах, народах и царствах, именно – «да обновят народы свои силы» при новых исторических факторах и под новым историческим небом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

«Погибель твоя в том, еще раз разъясняет Господь Израилю, что ты против Меня, против заступника твоего». В чем же Израиль проявил это восстание против Господа, это противление Господу? А в том, что отпал от богоизбранного царского дома давидова, а вместе с тем отпал от Иеговы и Его храма в Иерусалиме, избрав себе своего царя Иеровоама, – и, презревши Иегову, всю свою надежду стал возлагать на избранного царя и его советников. Но эти цари и эти советники не сильны оказать ожидаемой от них помощи и уже никак не могут заменить собой в этом отношении всемогущего Иегову. «Где же царь твой теперь? – вопрошает Господь. Пусть он спасет тебя во всех городах твоих! И где судьи твои», где эти царские советники и министры, «о которых ты говорил: дай мне царя и князей?» Вот теперь время для Израиля самое опасное, враги ассирийские угрожают царству погибелью, они уже производят временные опустошения в царстве, каково напр. опустошение Фулы, опустошение Феглафелассара. Что же? Спасают ли вытребованные, через отпадение от царского дома давидова и советников его, Израилем свои цари и советники? – Нет. Израиль не имеет такого царя и таких советников, которые бы спасли его от врага, от Ассура, когда бы тот сделал нападение на него во всех городах его. Почему же цари израильские, вытребованные народом от Бога и упорно, несмотря на частые перемены царских династий, поддерживаемые им, не сильны спасти его от грозного врага его? А потому, что Господь неверным коленам, восставшим против Иеговы и избранного Им царского дома давидова, дал царей в гневе своем, дал затем, чтобы наказать народ: «Я дал тебе царей, говорит Господь Израилю, во гневе моем». В таком же гневе Господь и возьмет от них данных им царей, – разумеется, ни того или другого собственно царя, а вообще царя, вообще царскую власть: " и беру их, говорит Господь, в ярости моей» ( Ос.13:9–11 ). От этого-то в царстве Израильском постоянные и быстрые смены царей, частые убийства царей. Все же это, разумеется, разрушительно действует на царство, все это есть не что иное, как излияние гнева Божия на народ, отпадший от Господа и избранного Им царского рода давидова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Иер.25:25 .  всех царей Зимврии, и всех царей Елама, и всех царей Мидии, «Зимврии» – это, вероятно, потомки Зимрана, сына Авраамова от Хеттуры ( Быт 25.2 ). – «Елам» – ср. Ис 21.2 . Страна за Тигром, по нижнему его течению. «Мидия» – страна, лежащая по верхнему течению той же реки и также на восточной ее стороне с главными городами: Экбатана и Раги. Иер.25:26 .  и всех царей севера, близких друг к другу и дальних, и все царства земные, которые на лице земли, а царь Сесаха выпьет по­сле них. Царь Сесаха – это, очевидно, царь Вавилона. Очень вероятно предположение, что имя Сесах – переделка имени Babel (Вавилон). У древних писателей иногда употреблялась особая азбука, так называемая атбаш. Тут первую букву алфавита заменяли последнею; вторую – предпоследнею и т. д. Таким образом вместо слова Babel могло получиться у пророка выражение Сесах. Полагают, что так прикровенно обозначил пророк Вавилон в виду того, что идущее здесь пророчество о гибели Вавилона могло бы ободряющим образом подействовать на иудеев, которым не хотелось подчиниться вавилонянам. Другие же говорят, что пророк делал это из нежелания раздражить вавилонского царя, который тогда уже был почти действительным владыкою всей Палестины. Иер.25:30–38 . Возмездие от Бога получат все народы, без изъятия. И возмездие это будет полное. Убитые будут лежать не погребенными на земле от одного ее конца до другого. Вся земля станет пустынею. Таким образом, суд над отдельными народами расширяется на степень суда всеобщего, окончательного, которого он представляет только отдельный акт. Иер.25:30 .  Посему про­реки на них все слова сии и скажи им: Го­с­по­дь воз­гремит с высоты и из жилища святыни Своей подаст глас Свой; страшно воз­гремит на селе­ние Свое; как топчущие в точиле, воскликнет на всех живущих на земле. Под высотою здесь лучше разуметь высоту небесную, а не высоту Мориа, которую имеет в виду, напр., пророк Амос ( Ам 1.2 ) или Иоиль ( Иоиль 3.16 ). Здесь гнев Божий простирается и на Иерусалим, след., и на высоту Мориа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 :45. Как ты видел, что камень отторгнут был от горы без рук и раздробил глину, железо, медь, серебро, золото. Бог великий возвестил царю, что должно быть после сего, и верен этот сон и истинно значение его 70 . Дан. 2 :46. Тогда царь Навуходоносор пал на лице, и поклонился Даниилу, и велел дары и благовония принести 71 ему. Дан. 2 :47. И сказал царь Даниилу: „поистине Бог ваш есть Бог богов, и Владыка владык, и Царь царей, открывающий тайны, ибо ты мог открыть эту тайну“. Дан. 2 :48. И возвеличил царь Даниила, и дары великие и многие дал ему, и поставил его над всею страною Вавилонскою и начальником над правителями 72 (и) 73 над всеми мудрецами Вавилонскими. Дан. 2 :49. И Даниил просил у царя, и он поставил над делами страны Вавилонской 74 Седраха, Мисаха и Авденого, а Даниил был 75 при дворе царя. Глава 3 Дан. 3 :1. В восемнадцатый год Навуходоносор царь сделал золотой истукан 76 : вышина его шестьдесят локтей, и ширина его шесть локтей, и поставил его на поле Деир в стране Вавилонской. Дан. 3 :2. И послал (Навуходоносор царь) 77 собрать высших начальников 78 , военачальников, наместников, начальников и правителей 79 , и всех имеющих власть, и всех князей стран, чтобы пришли на открытие 80 истукана, который поставил Навуходоносор царь. Дан. 3 :3. И собрались наместники, высшие начальники, военачальники, начальники, правители, высокопоставленныя и властныя лица, и все начальники стран на открытие истукана, который поставил Навуходоносор царь, и стали пред истуканом, который поставил Навуходоносор царь. Дан. 3 :4. Тогда глашатай громко возопил: „объявляется вам, народы, люди, племена и языки! Дан. 3 :5. В тот час, как услышите звук трубы, свирели, гуслей, самвики 81 , и арфы и симфонии 82 всякого рода музыкальных инструментов,-падайте и покланяйтесь золотому истукану, который поставил Навуходоносор царь. Дан. 3 :6. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнемъ“. Дан. 3 :7. И когда услышали народы звук трубы, свирели и гуслей, самвики и арфы и симфонии всякого рода музыкальных инструментов, то все народы, племена и языки, падая, покланялись золотому истукану, который поставил Навуходоносор царь.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

После того как Иисус и все сыны Израилевы перестали истреблять, а уцелевшие убежали в свой укреплённый город, и все воины возвратились из погони в стан к Иисусу, Иисус сказал: „Откройте пещеру и выведите ко мне пятерых царей тех”. И вывели из пещеры пятерых царей: царя Иерусалимского, царя Хевронского, царя Иармуфского, царя Лахисского и царя Еглонского. Когда их вывели из пещеры к Иисусу, Иисус созвал весь Израиль и военачальников, ходивших с ним, и сказал: „Подойдите, наступите ногами вашими на выи их”. Сыны Израилевы так и сделали и потом убили их. В тот же день они взяли Макед и поразили его мечом» ( Нав. 10:17–24, 28 ). И посемь побдиша Елама, цар Лазырьска, и посемь же вз Адаламль, и посемь вз Хевронъ, и посемь вз Давиръ и цар ихъ би. И при всю землю горьску, агьву и равьную, и Асидофа и цар и Кадисъ до Газа при, и всю з Гесомъ до Гаваона. И посемь придоша на счю Авинъ, царь Асоньскъ, и Авъ, царь Мадонескъ 1102 , и царь Санаронескъ, и царь Ахифонескъ, иже въ Сидон и въ горьст, и Враофь прмо Хенрефу, иже на полн, въ Фенаиидиръ, иже въстокъ, и Амари, Хетфи, и Ферзи, и Есеи, иже подо Армономъ Масифа. И б множьство ихъ, акы псокъ (л.168в) морьскый. И рече Господь къ «не бойс, азъ тро предамь бжати предъ лицемь Израилевымъ». И въступишас на счю воды Мероньскы, и предасть Господь въ руц сыномь Израилевымъ. После этого вышли сразиться Иавин, царь Асорский, Иовав, царь Мадонский, и царь Шимронский, и царь Ахсафский, которые жили в великом горном Сидоне, и Арав, [живший] напротив Хиннарофа, что на равнине, и Нафоф-Доре, что к востоку, и приморские аморреи, хеттеи, ферезеи, иевусеи, жившие подле Ермона у Массифы. И было их много, как морского песка. И Господь сказал Иисусу: «Не бойся, завтра Я обращу их в бегство пред лицом Израилевым» И когда они вышли на сражение при водах Меромских, Господь предал их в руки сынов Израилевых (см.: Нав. 11:1–4, 6, 8 ). И посемь при Асуръ и цар Асуръ же бо тъ преже бше облада всми тми царствы, и цар ихъ би. И при всю горьскую и всю Нагю, и всю землю соморьскую, и равьную, и ко же на запады, и гору Израилю. И повел же къ гор Ахиръ, и въсходить въ Сиръ и до Валагадъ, и поле, и дубравы подъ горою Ермонъ и цар ихъ вс взти и изби . И створи множайша дьни съ цари сими скыйс, и не бысть града, же не предасть Господь сыномъ Израилевымъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010