XI. Сохранение царственного рода Давидова в лице младенца Иоаса от лютости бабки Иоасовой Гофолии, 7-й царицы Иудейской – (дочери Ахава и жены Иорама, 5-го царя Иудейского). XII. Царствование Иоаса, 8-го царя Иудейского. XIII. Цари Израильские: 12-й Иоахаз (сын Ииуя), 13-й Иоас (сын Иоахаза). XIV. Амасия (сын Иоаса), 9-й царь Иудейский, Иеровоам II-й (сын Иоаса), 14-й Царь Израильский. XV. Цари Еврейские: 10-й Иудейский – Азария (сын Амасии), 15-й Израильский – Захария (сын Иеровоама), 16-й Селлум, 17-й Менаим, 18-й Факия, 19-й Факей, 20-й Осия; 11-й Иудейский – Иоафам (сын Озии или Азарии). XVI. Ахаз (сын Иоафама) – 12-й царь Иудейский. XVII. Падение царства Израильского, и сведения об Ассириянах, поселенных в Самарийской области. Часть вторая. История царства Иудейского по разрушении Израильского от времен Езекии до плена Вавилонского (гл. 18–25). Гл. XVIII. Езекия, 13-й царь Иудейский. XIX. Езекия (продолжение). XX. Езекия (окончание): благочестие Езекии и чудесное исцеление его от болезни, и предсказание о пленении Иудеи Вавилонянами. XXI. Манассия и Аммон, 14-й и 15-й цари Иудейские. XXII. Благочестивые дела Иосии, 16-го царя Иудейского. XXIII. Благочестивые дела Иосии (окончание). Иоахаз и Иоаким – 17-й и 18-й цари Иудейские. XXIV. Царствование Иоакима, Иехония и Седекия – 19-й и 20-й цари Иудейские. XXV. Падение царства Иудейского. Глава 2. Вознесение пророка Илии на небо, и первые чудеса Елисея а) Предузнав о вознесении Илии на небо, Елисей неотступно шествует за ним из Галгала в Вефиль, в Иерихон и к Иордану (ст. 1–6). б) Чудесный переход пророков через Иордан ввиду 50-ти сынов пророческих (ст. 7–8). в) Обещание Илии ниспослать сугубый дух благодати на Елисея (ст. 9–10). г) Вознесение Илии на небо в огненном вихре (ст. 11–12). д) Чудесное возвращение Елисея через Иордан до Иерихона (ст. 13–15). е) Тщетное искание тела Илиина сынами пророческими (ст. 16–18). ж) Чудесное улучшение воды в Иерихоне, и погибель Вефильских детей, проклятых Елисеем (ст. 19–25). Ст. 1. … В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала… С какой целью Господь устроил дивное событие переселения пророка Илии прямо из среды живых на небо? Самая необычайность этого события во всемирной истории уже может свидетельствовать о глубокой знаменательности и великом смысле этого события, и, притом, для всего рода человеческого. В чудном цримере Илии, великого праведника из времен подзаконных, равно, как и в примере Еноха из времен патриархальных, Господь восхотел дать всем земнородным, осужденным на смерть, уверительный опыт блаженного бессмертия в жизни загробной, и наглядный залог всеобщего воскресения мертвых в определенное время. Посему, и церковь Христова, ублажая оного великого пророка ветхозаветного, воспевает о нем, что «с плотию еще сый бессмертен, он, яко мертв, уверяет мертвых восстание» 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

6) Гора Парнасская и на ней Аполлон с музами: днесь не умолчим. В своде больших ворот: 7) Благодать Божия во облаках ниспосылает на землю росу, цветы, венцы, пер ла, каменья драгоценные, книги, инструменты и монеты – с надписью: неоскудно. В самых воротах по стенам: 8) Россия, стоящая на коленях с воздетыми руками к небу; около ее терние; она испущает глас: доколе сия будут? от неба сходящая ветвь зеленая с вензловым именем Елисаветы и надписью: сим увеселишися; 9) Св. Борис, Глеб и Александр Невский, в облаках молящиеся Господу, и слова: Сохрани ю во имя твое. 10) Орденские знаки Св. Апостола Андрея, лежащие с одеждою на табурете, а вверху в облаках Первозванный, указующий на сии регалии – и надпись: достойному достойное. 41) Пророк Самуил, помазующий Давида, с следующими словами из 1 Царств XVI, 43. «Помажи, яко той Бог (читай сей благ) есть;» 12) Мариам Пророчица, сестра Ааронова, держащая в руке своей тимпаны и окруженная многими женами и девами также с тимпанами, возглашает: Поим Господеви, славно бо прославися. 13) Храм, освещенный паникадилом с горящими свечами, внизу народ. Надпись: в общую пользу. 14) Марс, веселящийся в доспехах и цветах, с надписью: торжествую. 15) Нептун с трезубцем и флагом, едущий на дельфинах, с надписью: в вящшее прихожу. 1) Лавр, к солнцу преклоненный, с надписью; от небеснаго света осияваетея; 2) котву, (якорь) снизпущаемую с небес к обуреваемому кораблю, с словами: от Господа помощь 3) Корону в облаках, до которой летит орел, с надписанием: прожену. 4) Дуб зеленой, на ветвях его птицы и надпись: веселимся. 5) Змия, зияющего огнем на лилию, под охраною щита с неба; надпись: всуе. 6) Камень, источающий источник: всем довольно. 7) Алмаз, светлейший между бисерами и жемчугами, с надписью: яко солнце между прочими светилами. 8) Весы в зодиаке: в пременах непременны. 9) Голубицу, приносящую в устах масличную ветвь, радости провозвестница. 10) Орла, прогоняющего сов и нетопырей от прекрасного сада, с надписью: Не ваше сие место. 11) Цветы с восхождением солнца распускающиеся: приветствуют восходяща.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В научном наследии З., главное сочинение к-рого - незавершенная «История Болгарского государства в средние века» (София, 1918-1940. Т. 1-3) и сохранившиеся материалы к ней, освещается проблематика, связанная с Крещением Болгарии, с деятельностью учеников св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, с организацией и развитием Болгарской Православной Церкви в средние века, с политикой К-польской Патриархии и Охридской архиепископии в Болгарии IX-XII вв., с визант. и болг. церковно-историческими и житийными произведениями средних веков и раннего Нового времени. З. издал Жития св. Наума Охридского (Словенското житие на св. Наум от XVI в.//Списания на Българска акад. на науките. София, 1925. Кн. 30. С. 1-28), св. Иоанна Рильского (Георги Скилица и написаното от него житие на св. Иван Рилски//ИБИД. 1933. Кн. 13. С. 49-80), св. Феодосия Тырновского (Житие и жизнь прп. Феодосия//СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 1-41) и др. В своих трудах З. исходил из приоритета государственности в деле исторического развития нации. Ему принадлежит обоснование периодизации болг. истории как последовательной смены «царств», разделенных большими периодами визант. и османского владычества. Он подчеркивал ведущую роль Церкви в сохранении самобытности болгар, находившихся под властью османов, исследовав труды и деятельность выдающихся представителей Болгарской Церкви свт. Евфимия, патриарха Тырновского, архим. Паисия Хиландарского, иером. Спиридона и свт. Софрония, еп. Врачанского. З. много сделал для создания болг. университетской медиевистики и византинистики, научной школы Софийского ун-та и академического сообщества болг. историков, профессиональной исторической и археологической периодики. Соч.: Избрани произведения. София, 1972-1984. Т. 1-2; История на българската държава през средните векове. София, 1918. Т. 1. Ч. 1; 1927. Т. 1. Ч. 2; 1934. Т. 2; 1940. Т. 3. Лит.: Сб. в чест на В. Н. Златарски. София, 1925. С. 5-14; Ников П. В. Н. Златарски//ИБИД. 1936/1937. Т. 14/15. С. 1-27; Ангелов Д. Златарски В.//КМЕ. Т. 1. С. 722-726; Гюзелев В. Българската медиевистика// Он же. Апология на Средновековието. София, 2004. С. 110-125.

http://pravenc.ru/text/199899.html

Страшный суд. Икона. Нач. XVI в. (ГТГ) Страшный суд. Икона. Нач. XVI в. (ГТГ) В евр. тексте ВЗ именование «Яхве Саваоф» (    , включая варианты       или  ,    ,      ) встречается 284 раза (4 Цар 19. 31 не считается, т. к. это исправление (т. н. Qere) масоретов), причем в 121 случае оно не является титулом. Весьма характерно его распределение по книгам ВЗ. Оно полностью отсутствует в Пятикнижии, в книгах Иисуса Навина и Судей и в книгах, написанных в период вавилонского пленения (напр., у прор. Иезекииля). В книгах Царств встречается 15 раз, тогда как в Ис 1-39 оно употребляется 56 (всего в Ис - 62), у Иеремии - 82 (в масоретской версии; в Септуагинте - 12), в Псалтири - 15, у послепленных пророков Аггея - 14, Захарии - 53, Малахии - 24 раза. В межзаветной лит-ре оно практически не встречается (в Свитках Мёртвого м. только однажды в 1QSb 4. 25). Эти данные позволяют искать связь имени Г. С. с богослужением иерусалимского храма. Самый характерный пример - его употребление в составе песни серафимов у прор. Исаии (Ис 6. 3; ср.: 6. 5). Г. С. называется «живущим на горе Сионе» (Ис 8. 18; ср.: Зах 8. 3), а Иерусалим - Его городом (Ис 47. 9), «сидящим на херувимах» (1 Цар 4. 4; 2 Цар 6. 2; 1 Пар 13. 6; Ис 37. 16). Такой трон из херувимов был в храме Соломона (3 Цар 6. 23-28), причем ковчег завета служил подножием для невидимо восседающего на этом троне Бога (1 Пар 28. 2; ср.: Пс 98. 5; 131. 7). Этот образ связан с наименованием Г. С. Царем (напр., Пс 23. 10; Иер 46. 18; 48. 15; 51. 57). Помимо всемогущества и царской власти имя Г. С. связывается с творением мира (Ам 4. 13; Иер 10. 16) и эсхатологической войной (Ис 13. 4; 31. 4). В пророчестве Исаии говорится, что Г. С. воцарится на Сионе (Ис 24. 23) и сделает там трапезу для всех народов (Ис 25. 6). Все народы будут приходить к Г. С. на праздник Кущей (Зах 14. 16-17) и приносить дары (Ис 18. 7). В христ. традиции имя Г. С. употребляется в НЗ (ветхозаветные цитаты в Иак 5. 4 и Рим 9. 29) и в литургических текстах (см. Sanctus ). Особое значение ему придавали гностики - сифиане и офиты; оно также встречается в текстах из Наг-Хаммади: «Ипостась архонтов», «Апокриф Иоанна», «О происхождении мира» ( Fallon. 1978). Кроме того, найдены евр. и греч. амулеты и тексты с магическими заклинаниями, содержащие это имя. Связь имени Г. С. с поздним фригийско-фракийским культом Сабазия является спорной ( Johnson. 1978).

http://pravenc.ru/text/166347.html

Наиболее объемное исследование, посвященное Великим Макарьевским Минеям Четиям, принадлежит американскому исследователю Д. Б. Миллеру, который попробовал увидеть в их содержании идейную направленность. «Обилие текстов макарьевского собрания показывало, что Москва, которую часто именовали Русским царством, есть центр христианского мира, что это последнее из указанных Богом царств», – пишет он (13, с. 270) . Святитель Макарий называет свой труд в успенской вкладной так: «святая великая книга Минея Четья». Это же именование мы встречаем и в Успенском Синодике: «дванадесять Миней четьих великих книг, писаны все в дестный лист» (ГИМ, Усп. 64, л. 295 об.). О нем с похвалой отзываются историки. Созданный памятник, впитав в себя духовные письменные сокровища Древней Руси, и сам явился величайшим вкладом в русскую культуру. Профессор Московской Духовной Академии И. Н. Шабатин писал о Макарьевском труде: «И ученый богослов, и историк Церкви нашей Родины, и скромный сельский батюшка, и любой из миллионов рядовых православных мирян с именем святителя Макария неразрывно связывают его бессмертный подвиг по составлению всемирно известных «Великих Четьих-Миней». Действительно, этот труд один достаточен для того, чтобы прославить имя Макария в веках; его значение очень далеко выходит за пределы справочной энциклопедии внутрицерковного значения» (14, с. 29) . «Четьи Минеи, – писал доцент Московской Духовной Академии Н. Муравьев, – являются актом церковно-государственной важности. Мотивы их появления одинаковы с мотивами созыва Стоглавого Собора и Соборов для канонизации – именно обновить и возвеличить Русскую Церковь » (15, с. 51) . Академик А. С. Орлов отнес Макарьевские Четьи-Минеи, как и Стоглав, Соборы 1547, 1549 годов, Степенную Книгу, Домострой, Лицевой летописный свод, книгопечатание, к числу обобщающих культурных мероприятий (16, с. 178–182) . «Идеей величия Русской земли и необходимости централизации областных священных преданий проникнута и литературная деятельность Макария по составлению Великих Четьих-Миней. Великие Четьи-Минеи Макария по своему составу представляют собой прежде всего собрание оригинальных и переводных житий, сохранившихся на Руси от начала христианства до середины XVI века» (17, с. 434) . Эта же мысль о Макарьевских Минеях еще более отчетливо сформулирована Д. С. Лихачевым: «Это было идейное собрание Русской Церкви, подобно тому политическому объединению Руси, которое незадолго до этого было осуществлено московскими великими князьями» (18, с. 92) . Отобранные в Четьи-Минеи или написанные для них жития русских святых воспитывали литературные вкусы позднейших агиографов. Историко-литературное значение Четьих-Миней велико еще и потому, что в них сохранились подчас старшие списки ряда произведений духовной литературы предшествующего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

И воцарился Захария, сын его, вместо него. Дата воцарения Иеровоама II израильского согласуется с показанием ( 4Цар.14:1–2,17 ), по которым Амасия иудейский царствовал 29 лет, из них 14 лет совместно с Иоасом израильским, а 15 – с сыном последнего Иеровоама II. Но указанная в ( 4Цар.14:21 ) продолжительность царствования Иеровоама II 41 год не мирится со свидетельством ( 4Цар.15:8 ), что сын и преемник Иеровоама II Захария воцарился только в 33 и год Азарии-Озии иудейского, сына и преемника Амасии: если Иеровоам 15 лет царствовал одновременно с этим последним и еще 38 лет с Озиею, то общее число лет царствования Иеровоама II будет 53 года или, принимая, что 15 и 38 лет были неполными годами, 51 год, а не 41 год; можно поэтому допустить ошибку смешения цифр (буквы нун с мем: 50 и 40). В пользу удлинения срока царствовании Иеровоама II говорит и хронологическая дата пророческого служения Осии в надписании к его пророческой книге ( Ос.1:1 ; ср. стихи 4–5; ср., впрочем, у проф. И. А. Бродовича. Книга пророка Осии, Киев. 1901, с. XI-XVI. ) О столь продолжительном и несомненно славном царствовании Иеровоама II израильского свящ. писатель сообщает, однако, лишь самые общие сведения (может быть, ради нечестия этого царя с теократической точки зрения 4 , ср. стих 24 и ( 4Цар.13:2 ) или, вернее, по неимению подробной биографии этого царя); упоминает о знаменательном и впервые лишь после Соломона ( 3Цар.8:65 ) осуществившемся восстановлении древних обетованных Богом пределов земли Израиля от Емафа Сирийского ( 2Цар.8:9 ; Onomast. 52) до моря пустыни (евр. айм гаараба, Vulg.: mare solitudinis ст. 25). т. е. Мертвого моря ( Втор.3:17 ; Hab.3:16, LXX : θλασσα τς Αραβα, слав.: «до моря Аравитского», Onomast. 495). Иеровоам, довершивший в этом случае дело отца своего Иоаса ( 4Цар.13:25 ), мог воспользоваться слабостью Дамаска после побед над ним ассирийских царей Салманассара III и Ассурдана III (Meyer, Geschichte des Alterth. I, s. 146). Об этом подвиге Иеровоама II предсказал известный пророк Иона, с именем которого известна пророческая книга ( Ион.1:1 ), конечно, не заключающая этого специального предсказания, лишь содержащая пророчество Ионы о Ниневии (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Флав. Иудейская Война V, 4, 1), близ источника Силоама ( Неем.3:15–16 ), (по И. Флав., τ δ μνμα παρ τς Σιλομ εναι); здесь были погребены и другие цари Давидовой династии ( 3Цар.11:43,14:31,15:8 ), без сомнения, не все (см. 2Пар.26:23,28:27 ; 4Цар.21:18,26 ). Нынешние, так называемые «царские гробницы» (арабск. «Калба шавуа») к северу от Иерусалима, по вероятнейшему предположению археологов, служат остатками гробниц царей Адиабенских, около времени Иисуса Христа принявших иудейство и поселившихся в Иерусалиме (И. Флав. Иудейские Древн. XX, 4, 3; Иудейская Война V, 2, 2; 4, 2. См. Е. Robinson. Palastina (1841) Bd. tt, 183–192). По И. Флавию (Иудейские Древн. V, 15, 3, см. блаженного Феодорита вопр. 6), в гробницу Давида Соломоном были положены несметные сокровища, так что впоследствии Гиркан мог достать из нее на военные нужды 3000 талантов серебра (Иудейские Древн. XIII, 8, 4; Иудейская Война I, 2, 5), а позже Ирод нашел там множество драгоценностей (Иудейские Древн. XVI, 7, 1). Место гробницы Давида было общеизвестно еще в евангельское время ( Деян.2:29 ); позже предание об этом было утрачено, и уже в III в. указывали ее в Вифлееме, в средние века – в юго-западной части Иерусалима, в так называемом Coenaculum, а ныне к юго-западу от города за Сионскими воротами. 3Цар.2:11 .  Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме. Продолжительность царствования Давида – 40 лет; не раз указывается в Библии ( 2Цар.5:4 ; 1Пар.29:27 ); в ( 2Цар.5:5 ) показано 40 лет 6 месяцев, так у И. Флавия (Иудейские Древн. VII, 15, 2). 3Цар.2:12 .  И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо. Ст. 12 (ср. 1Пар.29:23 ) образует переход ко 2-й части главы – о мерах Соломона к укреплению своей власти. 3Цар.2:13 .  И пришел Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона, [и поклонился ей]. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром. 3Цар.2:14 .  И сказал он: у меня есть слово к тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Также в Евангелии Господь говорит: «не имать остати зде (в храме) камень на камени, иже не разорится» (Мф.24:2). И еще: «разорю церковь сию рукотвореную и треми денми ину нерукотворену созижду» (Мк.14:58). XVI. Что ветхое жертвоприношение упразднится и будет совершаться жертвоприношение новое    У Исаии: «что Ми множество жертв ваших? глаголет Господь. Исполнен есмь всесожжений овних и тука агнцев и крове юнцов и козлов не хощу... Кто бо изыска сия из рук ваших?» (Ис.1:11—12). Также в псалме 49: «еда ям мяса юнча, или кровь козлов пию? Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя; и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс.49:13—15).    В том же псалме: «жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое» (Пс.49:23). И в псалме 4: «пожрите жертву правды и уповайте на Господа» (Пс.4:6). Также у Малахии: «несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех и на всяцем месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста; зане велие имя Мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель» (Мал.1:10—11). XVII. Что ветхое священство прекратится и приидет священник новый, который будет пребывать во веки    В псалме 109: «из чрева прежде денницы родих тя. Клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс.109:3—4). Также в Первой книге Царств Господь говорит Илию священнику: «и возставлю себе жерца верна, иже вся яже в сердце Моем... сотворит; и созижду ему дом верен, и предыдет пред Христом Моим во вся дни; и будет всяк, оставшийся в дому твоем, приидет поклонитися ему, с цатою сребра и хлебом единым» (1Цар.2:35—36). XVIII. Что послан будет иный обещанный пророк, подобный Моисею, который даст новый завет и которого особенно надобно слушаться    Во Второзаконии Бог говорит Моисею: «пророка возставлю им от среды братий их, якоже тебе, и вдам слово Мое во уста его и возглаголет им, якоже заповедаю ему. И человек той, иже не послушает словесе его, елика возглаголет пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него» (Втор.18:18—19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Конечно, есть много рукописей и позднейших времён, даже XIX века 95, 197, 262, 347, 512, 544 и др.); есть несколько списков с печатных книг (напр. 93, 379). Зато, значительное количество рукописей не позже XVIII века, рукописей весьма важных по содержанию и древности, рукописей, украшенных миниатюрами и разного рода изображениями 4–7, 10–14, 23, 27 и др.), весьма любопытных в археологическом и других отношениях, совершенно заставляют забывать малоценность сейчас указанных, к тому же не многих по числу, рукописей, представляющих впрочем в большинстве своём нередко глубокий исторический интерес 8 . При том в иных случаях и рукописи XIX века представляют собой списки с древнейших рукописей или редких печатных изданий (как напр. 511 δ в 1819 году писанные четверостишия Феодора Продрома). Высокой ценности рукописного материала, обнимаемого рассматриваемою книгою г. П.-Керамевса, соответствует и высота достоинств самого описания рукописей. По всему видно, что за дело взялся человек не только опытный в палеографии, но и обладающий изумительным множеством разнороднейших познаний. Представим в доказательство два-три примера. Рукопись на пергамин, в лист, большого формата, 401 лист. По свойству письма, может быть отнесена к концу IX века, за исключением листов 27, 56, 58 и 132, которые взамен утраченных, внесены уже в XIII веке. Образчик письма, в фототипическом снимке с листа 15-го (кн. Бытия 24, 8–21), приложен к описанию (стран. 10). Особыми знаками (кружками) помечаются разночтения Акиллы, Симмаха и Феодотиона; а на Листе 242-м находится схолия Геннадия на одно место пророка Аввакума. На листе 401 об. помета XVI века: † ετουτο βιβλιων εναι το γου τφου κα της τ εβρ ν το δση μεσα σ τον γιον τφον ηνα μη θλει χει το κρμα του 9 . Рукопись и находится в собственно патриаршей Иерусалимской библиотеке св. Гроба. Далее у г. П.-Керамевса подробно описывается самое содержание рукописи, заключающей в себе книги св. Писания Ветхого Завета, начиная от книги Бытия и кончая видениями пророка Даниила, за исключением книг: Числ, учительных и из исторических, – Царств, Паралиноменон и позднейших, но зато со включением некоторых неканонических из пророческих (Варуха, Молитвы Иеремии и Послания Иеремии 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Подступы к решительным переменам в строении литературы Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы Повесть о житии царя Федора Ивановича Житие царевича Димитрия Угличского Писание о преставлении и погребении Михаила Скопина-Шуйского Новая повесть о преславном Российском царстве Плач о пленении и конечном разорении Московского государства «Видение некоему мужу духовному» благовещенского протопопа Терентия «Иное видение» Повесть о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде Повесть о видении во Владимире в 1611 году Видения Евфимия Чакольского 1611–1614 гг. Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия Житие Иринарха Ростовского Из Хронографа 1617 года Из «Временника» Ивана Тимофеева Псковская летописная повесть о Смутном времени Хворостинин Иван Андреевич «Словеса дней, и царей, и святителей московских» О причинах гибели царств     Подступы к решительным переменам в строении литературы С конца XVI века в России создается бурная обстановка надвигающейся, а затем развившейся «Смуты», всколыхнувшей все русское общество снизу доверху. Террор Ивана Грозного сдерживал, но одновременно и усиливал классовое напряжение, а когда смерть его положила начало династическим неурядицам и борьбе за власть, за престол, то борьба эта быстро перешла в могучий классовый взрыв. Иноземная интервенция породила всенародное патриотическое движение, освободившее Россию. Царистские иллюзии повлекли за собой многочисленных самозванцев, в какие-то не слишком длинные периоды времени опиравшихся на население посадов и крестьянские массы. Самозванцы сменяли друг друга. Наряду с насильственными захватами власти появились и совсем новые формы решения государственных вопросов – добровольные или полудобровольные ополчения, затем выборы, земский собор; обсуждались не только наследственные права, но и характеры претендентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010