Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 15 фактов о Царском Селе, которые не оставят вас равнодушными 8 мин., 06.06.2019 Как называлось Царское Село раньше, чем запомнился Царскому Селу Пушкин и почему до революции его можно было считать передовым европейским городом? Об этом и многом другом в нашей подборке фактов. 1 Царское Село неоднократно переименовывалось Высокое место к югу от Санкт-Петербурга, исконно — ижорскую землю Великого Новгорода финны назвали Саари Мойс (Saaris moisio), в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте». Шведы, окупировавшие эти земли в 1609 году и устроившие на них феодальную усадьбу, переименовали финское селение на свой лад — Сарис Гоф (Saris hoff). Дальше случилась Северная война, селение отошло к русским, получив новое имя — Саарская мыза. Потом странное слово «мыза» заменилось знакомым русским «село». В 1710 году царь Пётр Алексеевич подарил возвышенность вместе с сорока тремя приписанными к ней деревнями Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I, и включил ее в разряд дворцовых земель. Удачным образом, по созвучию и по смыслу, Сарское Село стало Селом Царским. После революции его переименовали в Детское (в помещениях на территории села были детские учреждения), а в 1937 году, в год столетия гибели Александра Сергеевича — в город Пушкин. Сегодня Царское Село — название известного всему миру музея-заповедника в составе города Пушкина. 2 Российские государи ценили Царское Село за здоровый климат Фото Алексея Олдина Больше двух веков Царское Село было резиденцией императорской семьи. Почему именно это место выбирали для летнего отдыха почти все российские монархи со времен Елизаветы? Тому было несколько резонов: — близость к столице (25 км от центра Санкт-Петербурга); — высоко и сухо (120 м над уровнем моря); — живописные окрестности; — свежий воздух: циклоны Атлантики от Финского залива сюда не достают; — удачная роза ветров; — чистые источники воды; — здоровый климат (здесь никогда не случалось эпидемий).

http://foma.ru/15-faktov-o-tsarskom-sele...

219 (198). – 18 Сентября. О даче архиерейскими и монастырскими вотчинами, находящимися в Казанской губернии, с дворового их числа как ямских подвод, так и работников для ломки алебастра на царские палаты и для приготовления леса к постройке эверсов. В ведении Правительствующего Сената в Святейший Правительствующий Синод от 8 Сентября 1721 года изложено следующее: В присланном в Сенат Казанского губернатора господина Салтыкова доношении написано: в прошлом 720-м году Августа 26-го дня при Его Царского Величества указе из Правительствующего Сената для публикования и исполнения присланы в тое губернию печатные указы, в которых между прочего напечатано: подставные подводы во всём государстве, кроме завоёванных городов, отставить, и где поставлены, те тотчас свесть, и впредь им без именного Царского Величества указу и без указу из Сената нигде не быть, и собою отнюдь никому сего чинить не дерзать, а давать для всяких дел посылаемым ямские подводы, а где ямов нет, а надлежит посылать для всяких сборов и других дел в уезды, по сёлам и по деревням, как преж сего бывало. И по тому Царского Величества указу в Казанской губернии с станций подводы сведены, а всяких чинов проезжим по указам людям в Санкт-Питербург, и в губернии, и в провинции и посылаемым непрестанно из Казани за государевыми делами в Казанский уезд подводы даются означенные, с переменою от села до села и от деревни до деревни, понеже в Казанской губернии кроме Казанского яму других ямов нет, а уезд Казанский расстоянием есть от Казани вёрст по семисот; а те подводы в гоньбе были со всяких чинов людей, кроме мурз и Татар, кои в ведомстве у вице-губернатора Кудрявцева. И от означенной дальной и частой гоньбы уездные люди прошениями объявляли себе немалую тягость. А ныне к тому ж по посланным от Казанского митрополита указам Казанской губернии в его архиерейские и монастырские сёла и деревни по подорожным его губернаторским слушать и подвод давать не велели, по которым указам и не дают и не слушают. И затем как от архиерейских и монастырских крестьян, так и от служилых мурз и Татар подвод недачею Казанского уезду жители государевы дворцовые, и ясашные, и помещиковы проезжих провозят чрез их сёла и деревни на одних подводах вёрст по пятидесяти и больше, отчего и вящею себе тягость и разорение объявляют же с прошениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42:11. Кидар и Села. Кидар – кочевое арабское племя, которое обитало в северной Аравии между Эдомом и Вавилонией, а Села ( в русском переводе это выражено иначе: «на скалах»; скала звучит как «Села») была столицей Эдома, на месте, позднее занятом Петрой. Обе эти отдаленные области – пустыню и горы – автор призывает поклониться Яхве. 42:13. Божественный воитель. В сюжетах с участием божественного воителя бог сражается в битве и побеждает богов своих врагов. В Ассирии Нергал считался царем сражения, а Иштар – богиней войны. Хананейский Ваал и вавилонский Мардук также были божественными воителями. Эти битвы не следует рассматривать как «священные войны», поскольку в древности на Ближнем Востоке войн другого рода не существовало. При подготовке к войне обычно совершали богослужения и дожидались благоприятных знамений, обеспечивающих содействие богов. Их присутствие символизировали знамена или священные изваяния. Ассирийские цари IX и VIII вв. до н. э. постоянно упоминают в своих анналах священное знамя, которое несли перед ними. Ассирийцы верили, что боги умножают мощь царского оружия и сражаются вместе с ним. 42:22. Подземелья и темницы. Когда тюрьмы находились далеко или их вообще не было, заключенных какое-то время содержали в ямах, подземельях. Фактически, в Израиле и Вавилонии тюрьмы предназначались для временного содержания тех, кто был заключен по политическим мотивам, или преступников, ожидающих суда. 43:1–28 Милость Божья к Израилю 43:3. Египет, Эфиопия, Савея. Персы во время правления преемника Кира Камбиза сумели захватить Египет и получить контроль над Эфиопией (Нубией). Местоположение Савеи точно не установлено. 43:14. Вавилоняне покидают страну на кораблях. Этот отрывок описывает поражение и захват Вавилона (т. е. халдеев) Киром. Хотя соответствующих сведений не найдено в других источниках, очевидно, халдеи безуспешно пытались уйти от поражения, устремившись на своих кораблях по Евфрату в Персидский залив. 43:15. Бог и Царь. Во многих формах государственного устройства на Ближнем Востоке в древности бог был истинным царем страны; земной правитель был просто наместником бога. Так, например, ассирийские цари были наместниками бога Ашшура. Мардук был царем в Вавилоне, как и Ваал во многих хананейских государствах. В древнем Шумере царем богов был Энлиль, и даже сам институт царской власти назывался у шумеров «энлильство» (Enlilutu).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Во время смятения двери перед нахлынувшей толпой затворились, и от того было много задавленных и задушенных дымом. Марта 5го открылись заводи на Ростовском озере, а в Питере в это время была почти настоящая весна; 21 марта я смотрел там на открытие железной дороги из Питера в Царское Село; это была первая железная дорога в России. Апреля 6го Ростовское озеро совершенно очистилось от льда. 17 апреля я ездил в город Углич, где сложен был извозчиками сахар, который и привез с собой в Ростов. 22 апреля жена приехала из Питера с извозчиком села Львов, Михайлом Солодовниковым; на пути,/городе Валдае, она по озеру заезжала в обитель св. Иакова Боровицкого, находившуюся близ города Валдая, на острове Валдайского озера. 20 июля был с женой в Ярославле. Утром 6 августа у меня родился сын Яков, восприемником которого был Федор Федорович Бабурин, отец моей жены, а крестил его священник о. Николай Владимиров. Были у меня еще гости из села Шестакова Воржской волости. Село Шестаково в 8 верстах от Ростова, упоминается в старинных актах; принадлежало оно в древности Ларе Шестаку. У меня об этом Ларе Шестаке записана легенда такого содержания: Легенда о Ларе Шестаке и Светлане В одно из нападений кривичей на Ростовскую землю жрец бога Ярила принужден был со всем семейством спасаться на берегу реки Москвы, но кривичи нагнали его у р. Трубежа, убили его жену и младенца-сына, а самого жестоко изранили. В то же время одна вдова с Москвы-реки шла к Ростовскому озеру к родственнице и, дойдя до Трубежа, увидела произведенный кривичами погром, а среди трупов нашла убитую молодую женщину, а вместе с ней младенца; заметив, что он еще жив, она взяла его с собою и увидала на его шее, на золотой цепочке перстень с великолепным камнем, на коем были вычерчены слова. Придя с ним в Ростовскую область, она встретила там старого воина, от которого и узнала, что село ее родственников сожжено, а жители истреблены, и так как воин был одинокий, то по его просьбе вдова и поселилась в его тереме вместо хозяйки; усыновленный ею младенец скоро выздоровел, а так как воин в непродолжительном времени помер, то она и осталась полной хозяйкой всего его имущества.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Священник, подошедши к Его Высокопреосвященству, сказал: «Имею честь просить Архипастырского благословения на начатие Академического курса по предмету патристики… Вчера я не мог представиться к Вашему Высокопреосвященству вместе с другими Наставниками Академии, потому что при Царско-сельском училище должен был заняться с детьми в двух классах». Митрополит: Не затрудняетесь ли Вы своими поездами из Царского Села в Петербург?» Священник: «Четвертый год я езжу из Царского Села в Академию и с своей стороны, не встречал и не предвижу никаких затруднений, которые препятствовали бы исполнению моего долга». Митрополит: «Я читал ваши записки и имею полные сведения, что по преподаванию вашей науки усовершения нет». Священник: «Усовершение по преподаванию патристики легко открывается, когда по письменным документам Академии известно, что до поступления меня на должность преподавателя никогда и никем не читано даже о тридцати отцах, со времени же моей службы в первые годы читано более нежели о тридцати св. Отцах, а в прошедшем курсе рассмотрены мной сочинения более восьмидесяти св. отцов и учителей, и о каждом читано столько, сколько требовалось по его богословскому значению». Митрополит: «Ну что же это?… Из Царского Села ездить в Петербург неловко… В прошедшем курсе вы оставлены на должности, потому что были поражены скорбью " … Священник: «Осмеливаюсь надеяться, что и ныне Начальство не лишит меня утешения, соответственно усердию и продолжению моей службы… Благословите же, Ваше Высокопреосвященство, на начало и продолжение нового курса». Митрополит: (Благословляя сказал) «Ну вот… (по благословении, на отходе священника) скорее пойдете в монахи!» Речь пред началом первой лекции по классу Патристики, произнесенная пред студентами XVIII академического курса, при вступлении в должность бакалавра, 10-го сентября 1848-го года Новых наставников обыкновенно рекомендуют Вам начальники, а мне довелось самому рекомендоваться пред Вами. Так свыше определено начаться первым минутам моего собеседования с Вами в качестве наставника… Я решился, прежде всего, воспользоваться этими минутами для того, чтобы, пред лицом бывших своих товарищей и соучеников, откровенно высказать, что чувствую при вступлении в новую мою должность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

13-го октября того же года, по царскому указу, Св. Синод заслушал два рапорта архиепископов – минского Иова и Виктора черниговского об одном и том же. В рапортах писалось, что по новому распределению губерний в 1796 г. Минская губерния составлена из 10 поветов, вместо прежних 13-ти. В число десяти минских поветов вошел из Малороссийской губ. Черниговской епархии Речицкий повет, находившийся за р. Днепром. По случаю уравнения, душ к Речицкому повету приписано несколько селений с их церквами из Мозырского повета Минской епархии. Соединение церквей из разных поветов и епархий в Речицком повете повело к тому, что часть жителей повета, бывшая в Мозырском повете, по церковным делам обращалась к минскому архиепископу, другая часть к черниговскому, так как Речицкое Духовное Правление оставалось в Черниговской епархии. Эта двойственность заставила минского и черниговского владык просить одного из двух – или приписать весь Речицкий повет к Черниговской епархии, или к Минской. 15 октября Св. Синод приписал его к Минской епархии. 1163 Территориальная неупорядоченность чувствовалась в разных видах по другим епархиям, в силу того, что Св. Синод все еще ждал присылки из Сената новой росписи городов по губерниям и не мог приступить к окончательному распределению епархий соответственно губерниям. Причту Никольской церкви села Гусиной Лапы, Саратовской губернии Вольского уезда Тамбовской епархии ведомства Пензенского Духовного Правления, надоело возить правленских чиновников на собственных лошадях, осенью по грязи, зимой в мороз и непогоду, верст за 15 – 20 до ближайших сел Тамбовской епархии – Чирчима и Юрьевки. Отказаться было нельзя, чиновники ехали по государственным делам, или с нарочитыми известиями. Помимо такого неудобства перевозки чиновников, сам труд был напрасным. Дело в том, что село Гусиная Лапа находилось среди астраханских епархиальных сел – от Биклей в 8 вер., от Белого Ключа – в 4 вер., от Кикина всего в одной версте. Передать чиновников в эти села в любое время и в какую угодно погоду не представляло большого труда. Не то чувствовалось при передаче их в отдалённые села Тамбовской епархии. «Великое изнурение и отягощение» при перевозе чиновников заставили священника Гусиной Лапы Семена Петрова, не откладывая дела в поисках гербовой бумаги, подать прошение в Синод (в июне 1798 г.) на простой бумаге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В июле 1918 года Павловский получил донесение от военкома села Покровского, будто священник этого села, отец Платон, пользуясь своим авторитетом, подрывает доверие сельчан к большевикам. В том же доносе говорилось, что до революции священник был «председателем Союза истинного русского народа», в настоящее время советскую власть не признает, а поддерживает связи с бывшими офицерами царской армии, купцами, священниками из других приходов. Кроме того, священник общается с диаконом церкви села Трифоново, у которого под видом инженера и родственника живет бывший князь, а также встречается с бывшим исправником Екатеринбурга и бывшим крупным извозопромышленником. Павловский писал в своих воспоминаниях: «Часть я [из] этого букета расстрелял, част[ь] передал в ЧеКа, и част[ь] расстреляли… ребята из первого крестьянского полка. А часть этой сволочи осталась, и пришлось рас[с]треливать другим». Через некоторое время тот же военком донес Павловскому, будто отец Платон уже открыто выступает против советской власти. В доказательство были переданы слова, якобы сказанные священником: «Ну как можно теперь прийти в Совет, что за власть собралась: рвань с грязными руками. Сидишь за красным столом, и поговорить нельзя, да и говорить-то не умеют». Эти слова сильно задели Павловского. Он взял с собой несколько красногвардейцев и они до восхода солнца на дрезине выехали в Покровское, чтобы произвести у священника обыск, арестовать и «ликвидировать» его. «Я давал распоряжение: «К семафору!». Это значило – расстрелять. Это были два слова, которые прекращали жизнь контрреволюционера и освобождали рабочий клас[с] от лишней пакости, мешающей рабочему классу творить великое дело», – писал Павловский. В июле 1918 года красногвардейцы вошли в дом священника, когда матушка готовила завтрак. Она сначала растерялась, но, взяв себя в руки, спокойно и вежливо пригласила незваных гостей за стол. Командир отряда приказал своим бойцам «хорошенько закусить», не стесняться того, что «грязные руки попу и попадье не нравятся». Когда завтрак был съеден, красногвардейцы объявили отцу Платону, что приехали с обыском, так как предполагают, что у него хранится офицерское обмундирование и оружие. Во время обыска действительно были найдены обмундирование, револьвер, шашка и винтовка. Эти вещи, скорее всего, принадлежали сыну отца Платона, который находился в войсках Дутова. Священника арестовали и хотели после краткого допроса расстрелять. Но когда батюшку стали выводить, возле его дома уже собралось около 500 сельчан. Женщины с криком набросились на красногвардейцев и попытались освободить священника. Тогда Павловский выхватил шашку и пригрозил, что зарубит всякого, «кто посмеет… отнимат[ь] попа». Кроме того, он взял в руки бомбу и приготовился бросить ее в толпу. Но люди не расходились и просили не убивать священника. Красноармейцы дали залп в воздух, быстро сели с отцом Платоном на дрезину и поехали в штаб на станцию Егоршино.

http://drevo-info.ru/articles/27757.html

– Господи боже мой, – сказала Татьяна Афанасьевна, – что с нею, бедною, будет? По крайней мере, пусти меня приготовить ее к такому посещению. – Гаврила Афанасьевич согласился и возвратился в гостиную. – Слава богу, – сказал он Ибрагиму, – опасность миновалась. Наталье гораздо лучше; если б не совестно было оставить здесь одного дорогого гостя, Ивана Евграфовича, то я повел бы тебя вверх взглянуть на свою невесту. Корсаков поздравил Гаврилу Афанасьевича, просил не беспокоиться, уверил, что ему необходимо ехать, и побежал в переднюю, не допуская хозяина проводить себя. Между тем Татьяна Афанасьевна спешила приготовить больную к появлению страшного гостя. Вошед в светлицу, она села, задыхаясь, у постели, взяла Наташу за руку, но не успела еще вымолвить слова, как дверь отворилась. Наташа спросила: кто пришел. – Старушка обмерла и онемела. Гаврила Афанасьевич отдернул занавес, холодно посмотрел на больную и спросил, какова она? Больная хотела ему улыбнуться, но не могла. Суровый взгляд отца ее поразил, и беспокойство овладело ею. В это время показалось, что кто-то стоял у ее изголовья. Она с усилием приподняла голову и вдруг узнала царского арапа. Тут она вспомнила всё, весь ужас будущего представился ей. Но изнуренная природа не получила приметного потрясения. Наташа снова опустила голову на подушку и закрыла глаза… сердце в ней билось болезненно. Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы, кроме служанки, которая снова села за самопрялку. Несчастная красавица открыла глаза и, не видя уже никого около своей постели, подозвала служанку и послала ее за карлицею. Но в ту же минуту круглая, старая крошка как шарик подкатилась к ее кровати. Ласточка (так называлась карлица) во всю прыть коротеньких ножек, вслед за Гаврилою Афанасьевичем и Ибрагимом, пустилась вверх по лестнице и притаилась за дверью, не изменяя любопытству, сродному прекрасному полу. Наташа, увидя ее, выслала служанку, и карлица села у кровати на скамеечку.

http://predanie.ru/book/221004-hudozhest...

Симеона), говорит: его же молитвою и помощию сподобльшу се быти спаследнику того добрым делом, мне, первому благоверному и Богом поставленному Цару Стефану, обновльшому первыи Царскыи венец Сербскои н Поморскои земли, и царствующу ми землею Гречскою и всему Поморию и всем Западныим странам и всему Дису, и веселещу ми се о Бозе с всеми велевозможными под рукою моею, и перви чести вздающу ми светыим и божественныим церквам, потом же властелом и властеличикем, инем прочим записовани хрисоволе и милости словеса Царска, яко ни чесому же вр ежденну быти. Потом же образу Царску и сиему таковому достоверному и многолюбимому и всесердечному и брату Царства ми, Севастократору Деяну; и како успомену и говори Царству ми о своси церкви, кою есть созидал у своеи бащине, у земли Жегликовскои, a у месте, рекомом Архилевида, в име Пресветые и Всесветлые Чюдотворице Матере Боже Введение, иже в Светаа Светыих, еи же изволивши тако быти храму ее; и поиска на Царстве ми брать Царства ми, Севастократор Деян, приложити села своа бащинна, коему есть записало Царство ми, нему и неговемь децам у бащину, и за помилование Царства ми Матере Божие, иже воздвигши от одра болезненаго, изволих принести дар сыи к тебе, Богоматери. Тем же и Царство ми, зговори се с благочестивою и Христолюбивою, превысокою Августиею, благоверною Царицею Кура Еленою, Царицею Царства ми, и с богодарованым и превозлюбленым сыном наю, Кралем Урошем, и с Господином и Отцем нашим Преосвещенныим Патриархом Срблем и Греком, Кур Савом, и с всеми Митрополити и Епископыи и Игумены и с властительми всеми, малыми и велицеми, м с всем сбором Србскые и Поморскые земле Гречкые, и дарова и записа Царство ми сыи всесветлый хрисовол Царства ми Матери Божией Архилевской, и за все правоверно и сердечное поработание Царства ми Севастократора Деяна, всесердечным желанием дарует и записует Царство ми Матери Божеи Архилевской метохию сию: село Подлешане с мегями и оттесы и правинами села того; село Руизворь с мегями и оттесы и правинами села того, село Ругинци...

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть " Царскосельский дивертисмент " В Царском Селе пройдет первый Международный музыкальный фестиваль Владимир Шуляковский   04:00 29.08.2009 579 С 3 по 6 сентября в городе Пушкине (Царское Село) под Петербургом будет проходить первый Международный музыкальный фестиваль " Царскосельский дивертисмент " . В преддверии 300-летия Царского Села Санкт-Петербургское Общество камерной музыки проводит музыкальный праздник, который по замыслу организаторов должен стать своеобразным прологом к одному из самых ярких событий в культурной жизни России в 2010 году. Знакомый с детства каждому петербуржцу и многочисленным жителям России архитектурный облик Царского Села стал определяющим фактором концепции фестиваля 2009 года, который будет посвящен русской и итальянской музыке XVIII века.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/08/41/ca...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010