Когда в гробнице плотию/Ты добровольно заключен был, Христе,/по природе Божественной оставаясь вездесущим,/и, неопределимый, внутренние покои смерти затворил/и опустошил все царские чертоги ада,/тогда и эту субботу/Божественным благословением, и славой,/и Твоим сиянием Ты почтил. Стих:  Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Стих:  Дому Твоему подобает святыня,/Господи, на долгие дни.     Пс 92:5Б Егда силы зряху Тя, Христе,/яко прелестника от беззаконных оклеветаема,/ужасахуся неизглаголанному долготерпению Твоему,/и камень гроба руками запечатанный,/имиже Твоя нетленная ребра прободоша./Обаче нашему спасению/радующеся вопияху Ти:/слава снизхождению Твоему,/Человеколюбче. Когда Силы небесные/созерцали Тебя, Христе,/как обманщика беззаконными ложно обвиняемым,/и камень гроба, запечатанный руками,/которые Твои нетленные ребра пронзили копьем,/трепетали они пред неслыханным долготерпением Твоим;/но вместе и спасению нашему радуясь, взывали Тебе:/“Слава снисхождению Твоему, Человеколюбец!” Слава, и ныне, глас 5:  Тебе одеющагося светом, яко ризою,/снем Иосиф с древа с Никодимом/и, видев мертва нага непогребена,/благосердный плач восприим,/рыдая, глаголаше:/увы мне, Сладчайший Иисусе!/Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее/мраком облагашеся,/и земля страхом колебашеся,/и раздирашеся церковная завеса,/но се ныне вижу Тя,/мене ради волею подъемша смерть./Како погребу Тя, Боже мой,/или какою плащаницею обвию?/Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу?/Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре?/Величаю Страсти Твоя,/песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый:/Господи, слава Тебе. Слава, и ныне, глас 5:  Тебя, одевающегося светом, как одеждою,/Иосиф, сняв с Древа с Никодимом,/и видя мертвым, нагим, не погребенным,/начав в глубоком сострадании погребальный плач,/с рыданиями возглашал:/“Увы мне, Сладчайший Иисусе!/Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте,/солнце мраком облекалось,/и земля от страха колебалась,/и разрывалась завеса храма./Но вот, я ныне вижу Тебя/ради меня добровольно принявшим смерть./Как я буду погребать Тебя, Боже мой,/или как полотном обовью?/И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу?/Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный?/Прославляю страдания Твои,/воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая:/Господи, слава Тебе!” [Во время пения последней стихиры открываются Царские врата и совершается троекратное каждение вокруг Престола, на котором лежит св.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Болтянский Владимир Александрович, иконописец: — Есть случаи, которые явно свидетельствуют о контакте с Сергием Радонежским в моей жизни. Несколько раз, сколько я вспоминаю, когда мне приходилось быть в Лавре, то был период, когда образ преподобного мне представлялся загадочным и как бы недосягаемым по причине авторитета, по причине невозможности приблизиться по нашему состоянию. Настало время, когда я занимался очень усиленно вопросом древнерусской иконописи, и в очередной раз посещая со своей супругой Лавру, был, естественно, у его мощей. В тот день народу было не так много, как обычно бывает в дни праздников, и было относительно свободно. Трудно объяснить, откуда у меня появилось желание, чтобы подробнее рассмотреть царские врата иконостаса Троицкого собора. Однако, были у меня некоторые вопросы по деталям росписи царских врат. Тут я увидел, что входит кто-то из священноначалия. Надо заметить, что я уже плохой памяти на лица, на даты, поэтому плохо узнавал, кто бы это мог быть из начальства Лавры, но, тем не менее, видя, что перед ним люди кланяются, понял, что это кто-то из авторитетов. Тогда я отделился от остальных, подошел и сказал: «Прошу благословения на то, чтобы вблизи рассмотреть царские врата иконостаса». Он взглянул на меня, с головы до ног, очень коротка пауза была, секунд десять, и сказал: «Благословляю». Я был сам этому очень удивлен. Стоящий рядом монах был им подозван и сказал: «Проводите». То есть, ни спросив у меня ни имени, ни откуда я, ни для чего это мне, он дал распоряжение. Быстро он скоро вышел, и я в сопровождении указанного человека подошел к царским вратам и смог там находиться столько, сколько мне было нужно. Вот я заметил ту особенность, что то, что я хотел рассмотреть, было мне плохо видно. Я подошел еще ближе, уже ближе некуда, и все равно резкости не было. Я тоже был этому удивлен, думал, ну, что же это такое, что то, что я просил, я не могу рассмотреть. Нужно было когда-то кончать. Не стоять же в беспомощности бесконечное время. Наконец, я решил, что ничего не изменится, я отошел и сказал, что благодарю. Закрылись входные ограждения, и я подошел к жене. Жена была с большими глазами удивлёнными, говорит: «Ну, ты даешь!» Я говорю: «Сам не ожидал».

http://pravmir.ru/dtsp-sergiya/

Сам, человеколюбче, исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою (см. «Да исправится молитва»), и приими ю в воню благоухания (молитва кадила): подаждь же нам настоящий вечер и приходящую ночь мирну» (Ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу»). – Светильничные молитвы оканчиваются (кроме 5-й молитвы) теми словами, которые составляют возгласы после ектений. На великой вечерне первая молитва оканчивается так: «Яко подобает тебе всякая слава, честь и поклонение» (Возгл. после ектен. велик.); 2-я молитва: «Яко Твоя держава» (после малой ектении); 3-я: «Яко благ и человеколюбец» (после малой ектении); 4-я: «Яко подобает Тебе всякая слава; 5-я: «Милостию и человеколюбием»; 6-я: «Яко Ты еси Бог наш» (после малой ектении); 7-я: «Яко благ и человеколюбец» (после ектении: «Исполним вечернюю молитву нашу») (См. далее об утренних молитвах иерея на утрени, во время шестопсалмия). 321 В дни Светлой седмицы: воскресенье, понедельник, вторник, среду, четверток, пяток, не поется псалом: «Благослови, душе моя, Господа», ибо все псалмы ветхозаветные, за исключением радостных и пророческих о воскресении (напр., «Да воскреснет Бог»), заменяются в Светлую седмицу – песнопениями пасхальными. 322 В Церковном Вестнике (1889 г. 10, стр. 185, и перепечатанный в Системат. Сборнике неудомен. вопросов, издан. Никольским и Извольским 1896 г., стр. 121, также в Сборнике для справок в служебной практике для причта – свящ. Трисвятскаго. Самара, изд. 4-е, стр. 252) предложен был вопрос: какие ектении в алтаре и какие пред Царскими вратами должен произносить священник во время утрени и вечерни, когда он служит без диакона? На это дан был там такой ответ: Все ектении должно говорить вне алтаря на солее, когда Царские врата закрыты. С этим ответом нельзя согласиться. В Церковном Уставе нет общего правила, чтобы священник, служащий без диакона, произносил ектении непременно вне алтаря, когда закрыты Царские врата. Так в Служебнике читаем: на вечерне по прокимне глаголет диакон, аще есть, исшед северною страною (иереи же внутрь алтаря стоит пред святою трапезою), рцем вси (Служба вечерни).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Священник произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков». При этом творит Евангелием крест над престолом. Затем совершается вечерня; читается предначинательный псалом, произносится великая ектения и стихословится 18 кафизма: «Ко Господу внегда скорбети ми» ( Пс. 119–133 ). После каждого антифона, иначе – после каждой «Славы» кафизмы, диакон произносит малую ектению. После ектении певцы поют «Господи воззвах» и стихиры. Когда же поется последний стих, т.е. стихира на «Слава и ныне», тогда открываются царские двери и бывает вход с кадильницею без Евангелия. Если же на литургии преждеосвященных Даров будет читаться Евангелие, то вход бывает с Евангелием. По входе бывает чтение паремий. Диакон говорит: «Вонмем». Священник говорит: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец говорит: «Прокимен». И сказывает прокимен. Потом диакон говорит: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение». Диакон: «Вонмем». После чтения книги Бытия царские двери отворяются и произносится чтецом и поется певцами второй прокимен. После пения прокимна диакон, обращаясь к священнику, возглашает: «Повелите». Священник, взяв обеими руками кадильницу и подсвечник со свечою, стоит перед св. трапезою и, знаменуя крест, говорит: «Премудрость, прости», возбуждая молящихся к особенному вниманию и благоговению. Затем, обратясь на запад к народу и осеняя народ, говорит: «Свет Христов просвещает всех». Этим как бы показывается, что праотцы-пророки, коих Писание сейчас читалось и будет затем читаться, были просвещены тем же Божиим светом, который и ныне просвещает всех. Обыкновенно это совершается при открытых царских вратах, и молящиеся, повергаясь на колени, преклоняют главы к земле. Это священнодействие указывает на бывший в древности обычай, по которому в дни Великой Четыредесятницы готовящиеся к крещению осенялись перед выходом их из храма зажженною свечою, в знаменование благодатного света, который они получат в крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ектения сугубая: «Рцем вси…». Возглас: «Яко Милостив…». Диакон: «Паки и паки, приклонше колена…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей читает вторую молитву. 2-я молитва: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, мир Твой подавый человеком…». Присоединяется также молитва «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни…». По окончании молитвы диакон возглашает: «Заступи, спаси, помилуй, возстави…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Благоволением и благостию Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом…». «Сподоби, Господи…». Диакон: «Паки и паки, приклонше колена…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей читает третью молитву. 3-я молитва: «Приснотекущий, Животный и Просветительный Источниче…». Присоединяется также молитва: «Боже Великий и Вечный…». И другая молитва: «Боже Великий и Вышний…». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Ты бо еси Упокоение душ и телес наших, и Тебе славу возсылаем…». Царские врата затворяются. Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 3-й: «Ныне в знамение всем…» и т. д. (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Приидите, людие…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш…» (единожды). На пение тропаря, по обычаю, отверзаются царские врата. Возглашение: «Премудрость», и прочее по обычаю . Отпуст из открытых царских врат: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с Небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество, и обоживый е, по сих же на Небеса паки возшедый и одесную седый Бога и Отца, Божественнаго же и Святаго, и Единосущнаго, и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя ученики и апостолы, и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Своея Матере, святых славных, прехвальных богопроповедников и духоносных апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-12/

По Уставу перед началом вечерни полагается совершать каждение всего храма, однако на практике перед начальным возгласом диакон открывает царские врата и священник кадит только алтарь (диакон предшествует ему со свечой), после чего диакон выходит на амвон и возглашает: «Востаните». Хор: «Господи, благослови». Священник, совершая по обычаю кадилом знамение креста, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь». Духовенство: «Приидите, поклонимся...» (4 прошения) 190 . Хор поет предначинательный 103-й псалом . Во время пения предначинательного псалма священник кадит иконостас, хор, народ и весь храм, а диакон предшествует ему со свечой. По окончании каждения диакон закрывает царские врата, а священник должен северной дверью выйти на солею и с открытой го­ловой перед царскими вратами прочитать светильничные молитвы 191 . Хор: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся» . Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...». Хор: «Аминь». «Блажен муж…» (в воскресенье поется вся кафисма, а в седмичные дни – только 1-й антифон 1-й кафисмы). «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...» (после ектении входит в алтарь, берет у священника благословение на каждение и кадит весь храм). Священник (возглас): «Яко Твоя держава…». Следует заметить, что по Уставу на воскресной вечерне малая ектения полагается после каждого антифона кафисмы. В этом случае возглас «Яко Твоя держава…» бывает по 1-м антифоне, а по 2-м антифоне – «Яко Благ и Человеколюбец…» , по 3-м – «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати…» 192 . Хор: «Аминь». «Господи, воззвах…» (по гласу 1-й стихиры). Хор (или чтец): «Положи, Господи...» (псалмы 140, 141, 129, 116). Хор далее поет стихиры на 10 (от «Изведи из темницы душу мою…») или на 8 (от «Из глубины воззвах к Тебе, Господи…») по Уставу, во время пения на «И ныне» догматика или стихиры праздника совершается вход с кадилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

—  В «Царские дни» в Храме-на-Крови  совершается череда богослужений, главное из которых Божественная литургия в ночь с 16 на 17 июля. Это сердцевина памятных дней, — пояснил митрополит Евгений. —  Крестный ход, завершающий насыщенную богослужебную программу, это как выдох после продолжительного вдоха, когда совершаются молитвы. По мнению Владыки, в текущем году обращение к памяти святых страстотерпцев – это путь нашего национального самосознания. Не все могут встать в строй на защиту Отечества по разным причинам, но молиться за наших воинов, за Отчизну, за победы на ратном поле, помогать неимущим мы можем здесь и сейчас. —  В прошлом году мы жили под знаком заразы, которая изменила ход нашей жизни, и помним, в какой непростой обстановке верующими  совершалось молитвенное шествие . В этом году нет ограничений, которые помешали бы нам прийти и стать участниками этого события. Это не только возможность, это шанс, упустить который будет большим промахом в нашей духовной жизни, — пояснил владыка. Есть множество свидетельств тому, что молитва, совершаемая на ночной службе и на крестном ходе, очень действенна. Архипастырь подчёркивает особенное значение «Царских дней» в текущей международной обстановке. —  Это очень важно сейчас собраться и обратиться к Богу с молитвой о прощении наших грехов, за которые нам попущено это кровопролитие. И чтобы нашлось свое решение этой беды не в каких-то полумерах, а чтобы произошло изменение в сознании людей по этой молитве. И так каждый получит ответ внутри себя, — сказал митрополит. Он вспомнил, что в начале Первой мировой войны было множество неудачных боев, и Государь Николай Александрович был вынужден сам выехать на фронт и возглавить ставку командования. Тогда кардинально изменилась ситуация в военных действиях. По мнению главы Екатеринбургской митрополии, нам нужна такая же вера, такое же чувство державности. О почитании и останках святых страстотерпцев Отдельно удалось обсудить с Владыкой Евгением, почему следствие о так называемых екатеринбургских останках стало столь резонансным для общества.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/12/mitrop...

Из привезенных красавиц царь сам выбирал себе самую лучшую, которая приходилась ему по душе. Свое решение царь выражал тем, что подавал избранной своей невесте платок и кольцо. Тотчас же после избрания царская невеста торжественно вводилась в царские хоромы, в которых и оставалась до времени свадьбы на попечении и под надзором ближних боярынь и своих государевых родственниц 58 . Это введение в царские хоромы сопровождалось особым обрядом наречения царской невесты. Для нее читалась особая молитва наречения, и на голову ее возлагался царский девичий венец, при чем невеста нарекалась царевной и ей давалось и новое царское имя. После этого дворовые люди «царицына чина» целовали крест новой государыне, а по Москве и по всем другим городам посылалась грамота с наказом, чтобы везде Бога молили о здравии новонареченной царицы, поминая на ектениях ее имя вместе с именем государя 59 . II Когда таким образом царская невеста была избрана, царь отлагал всякие государские и земские дела, на время переставал их «правити и расправу чинити» и приступал к приготовлениям всего необходимого ко дню своей свадьбы. Эти приготовления совершались по исстари заведенному свадебному чину и касались всех подробностей предстоящего события. Прежде всего царь со своими боярами и думными людьми держал совет, кого из бояр и из думных и ближних людей и из жен их назначить в какой свадебный чин со своей стороны и с царицыной. «И мысля о том многие дни», приказывал думным дьякам составить свадебные разряды и в них «росписать на роспись» всех лиц поименно, кому на «своей царской радости» быть в каком чину, и при этом объявить указ, чтобы все пожалованные в свадебные чины отнюдь не спорили о местах своих и не тягались с другими из-за своей знатности и родовитости, но чтобы все в чинах своих были «не по родам и не по чинам и не по местам, а где кому в каком чину указано быти, и тому потому и быти». При этом добавлялось, что если кто породой своей, или местом, или чинами в свадебном деле учинит смуту, «и в том свадебном деле учинится помешка, и того за ослушание и смуту казнить безо всякаго милосердия, а поместья его и вотчины его взять на царя». Вместе с этим указывалось тем свадебным случаем и впредь не пользоваться и в место себе не ставить его, не гордиться им и из-за него не ставить себя выше, а других поносить, – иначе тоже угрожала великая опала и наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Генетическим исследованиям будут возданы царские почести. При этом святые останки Великой Княгини Елизаветы Федоровны не привлекались и не будут привлечены к генетическим исследованиям, поскольку сильна опасность, что результаты таковых могут совпасть с результатами 2003 года Льва Животовского, палец тогда окажется подлинным, а останки Царицы - подложными. Отсутствие какого-либо свидетельства святости «екатеринбургских останков» будет оставлено без внимания. Поросенков Лог должен стать местом церковного почитания? Для всякого православного человека, почитающего Царскую Семью, святость Ганиной Ямы и пустота Поросенкового Лога очевидны. В первом случае благодать преизобилует, во втором случае она - нулевая. Оскорбительно думать о том, что святость Поросенкового Лога будет ... доказана наукой! В истории Церкви это будет первый случай. Оскорбительно думать о том, что Святейший Патриарх после службы на Ганиной Яме на 100-летие мученической кончины Царской Семьи (уже известно его заявление о приезде в это место на Царские дни) совершит богослужение и на Поросенковом Логу. Опасность раскола серьезнее, чем может казаться Мне говорят: «Андрей, Вы сильно преувеличиваете. В расколе окажутся только какие-нибудь маргинальные группы». Не думаю. Сужу просто по тому, с чем сам сталкиваюсь как один из авторов полемики по данной теме. Люди откликаются на правду. Три простых соображения (версия Соколова не может быть опровергнута, «Записка Юровского» является насквозь лживой, Поросенков Лог - пустое место) все ставят на свои места. Очень часто люди испытывают облегчение, радуются тому, что от навязанного «наукомыслия» можно быть свободными. Увы, очень много людей равнодушных в отношении к Царской Семье, даже среди православных. А верить ученым - дело нормальное, тем более если о доверии к науке говорит авторитетное духовное лицо. Сомневаться, вникать в полемику станут только те, кого эта тема задевает. И окажется так, что на стороне признания «екатеринбургских останков» царскими будет, весьма вероятно, большинство церковного народа. Но совсем не весь! Напряжение, смущение имеют место и - благодаря политике новой комиссии - уже в течение многих месяцев! Неправда чувствуется - иначе не было бы так, что чуть толкнешь, она и сваливается. Если останки получат признание, раскол неизбежен.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/27/...

Диакон: Архиерейство твое: целует руку архиерея, затем относит митру и омофор на место. Архиерей исходит в Царские врата, взяв кадило у диакона, и кадит Святые Дары. Протодиакон: Архиерейство твое да помянет Господь Бог: Архиерей берет дискос, совершает поминовение по чину и относит дискос на Престол. Старший священник становится пред орлецом и говорит исходящему из алтаря архиерею: Архиерейство твое: Архиерей кадит Чашу, берет ее. Первый диакон, приняв от архиерея кадило, отходит к правой стороне Престола; старший иерей, поцеловав руку архиерея, становится на свое место. Архиерей принимая Святые Дары, поминает Святейшего Патриарха, Преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, честное пресвитерство, во Христе диаконство, весь монашеский чин и весь причет церковный и заканчивает поминовение словами: Архиерей: Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог: Когда архиерей относит Чашу на Престол, за ним в алтарь входят иереи. Архиерей, сняв покровцы, покрывает воздухом дискос и Чашу, читая положенные молитвы, затем надевает митру и после каждения Даров говорит: Братие и сослужителие, помолитеся о мне. Ему отвечают: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. Архиерей: Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего. Протодиакон и сослужащие: Помолися о нас, Владыка святый. Архиерей: Да исправит Господь стопы ваша. Протодиакон и прочие: Помяни нас, Владыко святый. Архиерей, благословляя протодиакона и диаконов, говорит: Да помянет вас Господь Бог: Протодиакон: Аминь. После благословения первый диакон, став у восточного правого угла Престола, кадит архиерея трижды по трижды, отдает кадило пономарю, оба молятся к востоку, кланяются архиерею, и диакон выходит из алтаря произносить ектению. Архиерей на солее благословляет народ дикирием и трикирием. Лик: Ис полла: (Царские врата по великом входе при архиерейском служении не затворяются.) Первый диакон произносит ектению: Исполним молитву нашу Господеви. Во время ектений архиерей и иереи читают тайно молитву:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010