Царский день в старой Москве I Обычай праздновать царские дни перешел к нам от греков. При византийском дворе, во множестве развившем блестящие церемонии, особа императора окружена была большим почетом и великолепием. Дни венчания на царство, дни рождения и именин императора поэтому считались там большими праздниками. Празднование их переходило даже за пределы двора и вместе с церковными торжествами выражалось в совершенном прекращении обычного течения дел государственных. Административные и судебные учреждения в эти дни закрывались, и чиновники освобождались от своих занятий. Впрочем, эта свобода иногда вызывала некоторые ограничения. Так, император Мануил Комнин своей новеллой 1166 года De diebus feriatis положил дни своего рождения и восшествия на престол не считать праздничными днями и, ставя в пример собственные царские занятия ( παρ τς βασιλειας μου πραξις), предписал не прекращать в эти дни отправления правосудия. Вместе со всеми другими формами церковной и придворной жизни двор московского царя заимствовал у Византии и празднование царских дней. Приблизительно же с начала XVIII века началось и общее и повсеместное празднование их в России 52 . Торжественной особенностью этих дней был приезд во дворец государя всех духовных и светских властей и бояр, а к государыне – духовника или ее крестового священника и «приезжих» боярынь. По старому и очень древнему обычаю каждый подобный прием во дворце сопровождался обедом или царским «столом», особо у государя для своих гостей и особо у государыни для своих. Поэтому празднование царских дней иногда, по случаю постов или других каких-либо обстоятельств, переносилось на другие дни, более удобные для совершения торжества и пиршества. В дни своих семейных праздников московские цари прежде всего отправлялись в те храмы, которые (или приделы при них) были посвящены их ангелу или вообще дневному святому, и здесь, у «праздника», слушали обедню и молебен. Так, государь Михаил Феодорович, в день своих именин 12-го июля, приезжал к обедне в Вознесенский монастырь, где был придел во имя его ангела. Здесь же слушал обедню, и патриарх московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Великие, они же — Царские — часы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 29 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 1. Великое достояние трёх величайших праздников богослужебного года — службы Великих (иначе — Царских) часов. Совершаются они, как известно, в Великую Пятницу Страстей Господних, под Рождество Христово и в канун Святого Богоявления. Скорбные дни эти, дни Божественного уничижения — кеносиса, сопровождаемые строжайшим постом, обращены не столько к покаянному переживанию священновоспоминаемых событий, сколько к действительному приобщению верных Господу — в богослужебно — и потому реально — осуществляющейся встрече неба и земли, вечности и времени. Такого рода приобщение в принципе заложено как в самой идее праздника духовного (“Седьмой день — Господу Богу твоему”), так и в смысле евхаристическом, ибо что, как не участие в Таинстве таинств — причащении, — являет нам праздник в возможной полноте? Мы же говорим ещё и об особой атмосфере великих дней, когда явственно блекнет, почти исчезает временное, уступая место вечному, однажды совершившемуся. Такие богослужения ожидаются целый год, мы стараемся приуготовиться к ним, чтобы слухом посильного смирения вновь услышать некогда слышанное, а если даст Господь, то и неуслышанное раньше. Как же бывает горько наблюдать, что именно эти преисполненные великих смыслов службы или скудны на молящихся, или — того хуже — и вовсе опускаются. Если три богослужения Царских часов рассмотреть вместе, то заметим прежде всего определённую иерархию праздников, следующих за днями совершения этих служб. Она налицо: Пасха — Рождество — Крещение. Скорбь земли предваряющих дней растворяется радостью неба дней праздничных. Чем полнее радость праздника, тем глубже скорбь того великого дня, когда мы совершаем Царские часы. В центре боли земной в Великую Пятницу — Сам Господь. Накануне же Рождества богослужение свидетельствует нам о Деве Рождающей, Которой “места ни единаго бе обиталищу”… Накануне же явления Иоанну Бога на реке Иордан открывается Предтече и Крестителю великая бездна человеческого греха, призывающая, по псалмопевцу, бездну Троичного человеколюбия… Так составляется мысленный малый деисус Царских часов: в центре — Господь Иисус, а предстоящие — Матерь Божия и Креститель Иоанн…

http://pravmir.ru/velikie-oni-zhe-tsarsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Царские дни» на Урале – это проявление нашего патриотизма 12.07.2022 631 Время на чтение 10 минут Источник: Уральский Меридиан Фоторепортаж  Анны Овсянниковой Накануне ставших уже традиционными «Царских дней» и крестного хода, а он начинается 16 июля от места мученической кончины семьи последнего Российского Императора Николая II и его семьи завершается на следующее утро на месте уничтожения тел на Ганиной Яме, корреспонденты ИА «Уральский меридиан» узнали у Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского  Евгения, какие смыслы он вкладывает в эти события. Царскому ходу 30 лет Митрополит Евгений отметил, что этот год для «молодой» традиции станет юбилейным. —  В 1992 году состоялся архиерейский крестный ход во главе с архиепископом Екатеринбургской епархии, владыкой Мелхиседеком.  Маршрут до Ганиной Ямы проходил не от места уничтожения Царской семьи возле Ипатьевского дома, а от деревни Коптяки. Сначала группа священников посетила место погребения мучеников за месяц до памятной даты, в июне. Тогда дорогу им показывал местный житель, уже глубокий старик, знавший деревенские околотки. Участники шествия буквально продирались через заросшие по пояс травой поля, шли по канавам и перешагивали через давно поваленные деревья, чтобы оказаться на том месте, где сейчас благоустроена территория монастыря. Начало традиции Царского крестного хода было заложено 17 июля того же года, когда правящий архиерей, владыка Мелхиседек возглавил крестный ход от Коптяков до Ганиной ямы. В 1994 году провели первый большой ход по маршруту, ставшему сейчас привычным. Его возглавил екатеринбургский епископ Никон. Молитвенники проходили от центра уральской столицы до места, где позже появится монастырь Святых Царственных страстотерпцев. Такова хронология зарождения традиции Царских дней, которой в этом году отмечается 30-летие, — рассказал Митрополит Евгений.   «Это шанс, упустить который будет большим промахом в нашей духовной жизни» —  В «Царские дни» в Храме-на-Крови  совершается череда богослужений, главное из которых Божественная литургия в ночь с 16 на 17 июля. Это сердцевина памятных дней, — пояснил митрополит Евгений. —  Крестный ход, завершающий насыщенную богослужебную программу, это как выдох после продолжительного вдоха, когда совершаются молитвы.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/12/mitrop...

Сегодня ночью в Екатеринбурге в крестном ходе участвовали полсотни тысяч человек 17 июля 2013 г. 13:00 Царские дни - 2013: торжественные богослужения, восстановленные храмы, крестные ходы, фестивали и выставки Церковь, страна и весь народ чтут память царственных страстотерпцев Нынешние царские дни, как последние годы принято называть посвященные памяти царственных страстотерпцев даты церковного календаря, особые. С расстрела семьи последнего российского императора исполняется 95 лет. И посвященные этому события церковной и общественной жизни органично вошли в программу юбилейного года, посвященного 400-летию с момента избрания на Царство Михаила Федоровича Романова. Торжества общероссийского размаха Юбилейно-праздничный центр царских дней — 2013 сместился из столицы в провинцию. Это понятно и естественно: Москва уже уделила памяти о Романовых несколько интересных культурно-исторических проектов (некоторые из них подробно освещал сайт «Церковный Вестник», а Журнал Московской Патриархии писал о них в 5-м номере). Главное столичное событие произошло в Новоспасском мужском монастыре, где находится московская родовая усыпальница Романовых. Здесь по традиции в соединении с Всенощным бдением и Панихидой по почившим представителям древнего боярского и царского рода в ночь с 16 на 17 июля была отслужена Литургия. Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил заупокойную Литургию по царствовавшим Романовым в Санкт-Петербурге, в Петропавловском соборе. Случилось это 12 июля, и этим богослужением открылось всецерковное празднование 1025-летия Крещения Руси. «Знаем, как много достижений было сделано, как превращалась Россия на рубеже XIX — XX веков в великое государство, в мировую державу, как прирастала промышленность, экономика, культура, искусство, развивалась духовная жизнь народа», - отметил, обращаясь к пастве с отеческим словом, роль романовской династии в отечественной истории Святейший Патриарх Кирилл. Не отступили от традиции и в Екатеринбурге. Тут церковные торжества, как обычно, начались накануне праздника в Храме-памятнике-на-Крови во имя всех святых Церкви Русской Всенощным бдением с акафистом царственным страстотерпцам.

http://e-vestnik.ru/church/tsarskie_dni_...

О том, как встретить праздник Пасхи… по-христиански, без вреда для духовного и физического здоровья, о чем нужно помнить и в дни Светлой седмицы, и в дни, последующие за ней, о Причастии без поста и о памятовании поста напоминает протоиерей Андрей Ткачев . Христос воскресе, дорогие христиане! Наступили радостные дни – Светлая Пасха Господня. И возникает вопрос: как нам проводить это время? В период поста люди более-менее застегиваются на все пуговицы и стараются как-то себя контролировать, а вот потом, когда приходит радость, они не знают, куда себя деть. Как дальше? Что теперь? И мы немножко поговорим о том, что дальше. Вы знаете, что у нас есть правило подготовки к Причастию: вот это читай, постись, на вечерню приди, исповедуйся. Но у нас нет правила, как вести себя после Причастия. А это очень важно. Причастился – дальше что? Дальше – храни Христа в себе. Не болтай лишнего, потому что дверями твоих уст вошел Христос в дом души твоей; глаза береги, чрево стяни, милостыню отдай, помолчи, подумай, Писание открой. Есть целый ряд правил для того, чтобы человек в себе достойно хранил Христа, – точно так же и с праздниками. В пост мы, в общем-то, немножко были святыми: телевизор смотрели меньше или вовсе не смотрели, Псалтирь открывали, мяса на столе не было – всё было хорошо. А дальше что? Сейчас начнется мясоед, сейчас будем выпивать, закусывать, праздновать, ходить по гостям. Мы можем растрынкать, растерять за считанные какие-нибудь дни то, что мы намаливали в течение 40 дней и даже более – в 49 дней: семь недель плюс Страстная седмица. Православные христиане вообще имеют исторический такой вывих: они долго накапливают и быстро тратят, они могут намаливать годами, потом – пух! – в один день, и всё. «Мое добро: хочу – в море кину, хочу – в кабаке спущу…» Нам нужно сберечь пасхальную благодать. На Светлую седмицу – ежедневное пребывание в храме на Литургии! Церковные правила определяют для человека, встретившего Пасху Христову, как необходимое ежедневное пребывание в храме на Литургии. Сейчас будут выходные дни, и их будет как раз много – пожалуйста: вы можете ехать на гробы к своим покойным сродникам, можете разъезжаться по гостям, можете ехать на природу на шашлыки, а можете ехать на экскурсии какие-нибудь… Но, пожалуйста, не упустите того, что Пасхальная неделя обязательно должна быть посвящена посещению храмов Божиих. Везде будут служиться службы, царские врата открыты – это само собой символизирует, что Небо становится ближе. Всё, открыты царские врата – пожалуйста, заходи в рай, душа. И Литургия быстрая, буквально стремительная: 40 минут – 1 час, и всё. Пасхальные запевы, Херувимская, Символ веры, Евхаристический канон, Причастие – долго стоять не придется. Но нужно быть в храме постоянно, нужно приучить себя в Пасхальную неделю быть в церкви по утрам на Литургии, если хочешь – с вечера на вечерне. Но обязательно! Это очень нужно.

http://pravoslavie.ru/92876.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Лилия Эрнстовна Селивестрова 28 (15) ноября – 6 января (24 декабря) Рождественский (Филипповский) пост Для чего нужен пост, и как велит соблюдать его церковный Устав? В пост Церковь призывает нас к покаянию, примирению с Богом и ближними, обузданию страстей. Ограничения в еде нужны для смирения человеческой плоти, это всего лишь средство, а не цель. Сущность поста точно выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаемся неядением, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим». Рождественский пост – самый радостный, он приготовляет нас к чудесному и великому событию – Рождеству Господа Иисуса Христа на земле. В дни этого поста мы учимся быть кроткими и чистыми сердцем, стараемся выполнить повеление Господа: «Станьте как дети!». Потому что без чистой веры невозможно постичь чудо и радость рождения Сына Божия на земле. Для очищения и приготовления служат постные дни, которые по мере приближения к празднику становятся всё строже и строже: больше ограничений в еде, продолжительнее службы. В рождественский Сочельник нельзя вкушать пищу целый день, до появления первой звезды на небе – в память о Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Спасителя. Накануне праздника Рождества Христова совершается особая служба – Царские Часы. Много лет назад в православной Греции на этой службе обязательно присутствовал император с семьёй, с тех пор и пошло название – Царские Часы. Да, сам император служил для своих подданных примером истинного христианина не только в православной Греции, но и во многих славянских государствах, и, конечно, в России. Знать и народ были едины в вере, в постные дни развлекательные заведения были закрыты, в ресторанах не подавали скоромных блюд. В дни важнейших церковных служб люди шли в храм, а не на работу. Сейчас соблюдать пост намного сложнее, особенно Рождественский пост. Потому что он долгий, а такого «духовного настроя» как Великий Покаянный Канон св. Андрея Критского в его первые дни нет. Различных же светских праздников предостаточно. Непросто преодолеть все эти искушения современному христианину: вроде и обидеть никого не хочется, и при этом пост соблюсти. Как быть? Думаю, всё достаточно просто: Господь через духовного отца или голос совести подскажет, как правильнее поступить – пойти ли проведать одинокого пожилого человека, или отправиться на вечеринку к друзьям, принять ли приглашение на детский концерт, или участвовать в торжественном собрании коллег по работе. А ещё важно, как ведёт себя православный воцерковлённый человек: ведь по его поведению судят обо всех христианах. Будет ли он горд своей «праведностью» или проявит истинную христианскую любовь, кротость, великодушие, терпение? Станет ли осуждать других или обратится к борьбе со своими грехами?

http://azbyka.ru/dni-pokayaniya-i-ochish...

протоиерей Лев Левшин Слова и поучения на праздники Господни и Богородичные, на воскресные и другие дни Великого поста, на обыкновенные воскресные дни, на дни святых, на царские дни и другие разные случаи Источник Предисловие По окончании семинарского курса, поступивши во священники в село незначительное, и, по чувству пастырского долга и по призванию своему, стал составлять для своих прихожан поучения. Присматриваясь к сельскому, народному, быту, выслушивай понятия и убеждения прихожан в религиозном отношении я узнал, как иногда неправильны бывают их понятия и убеждения, какими руководятся они, как христиане, в жизни обыденной, и потому поставил существенною своею задачею раскрыть им значение здешней, временной жизни, указывая на жизнь вечную на небесах. В виду такой своей задачи, я указывал, где приходилось, на их суеверия, опровергал неправые толки, обличал греховные обычаи, веками укоренившиеся, как например, уличные сходбища, гулянья, игрища, праздничные, или безвременные разгулы и проч. Во всех поучениях своих я старался быть понятным и простым. Простоты держался я и тогда, когда сказывал проповеди , при архиерейской кафедре, в городе Владимире, в числе других рядовых проповедников. Таковых проповедей, помещенных в этой книге, до 12-ти 1 . Приступая к изданию своих поучений, я имел в виду лишь одно: указать нравственные недостатки нашего простого народа и отдать отчет за прошедшее время своей службы в должности сельского священника. Остается только просить, и усерднейше прошу добродушного снисхождения читателей к моим недостаткам, которых не нет в предлагаемых сих поучениях. Протоиерей Лев Левшин I. На праздники господские В День Рождества Христова изъяснения Евангелия, читаемого на утрени ( Мф.1:18–25 ) В прочтенном ныне Евангелии, свитой Ев. Матфей описывает, братие, обстоятельства рождения Иисуса Христа, которое мы ныне празднуем. Когда приспело время исполниться обетованию Божию о спасении человека, когда, по предвечному Совету Божию, уже надлежало, для искупления рода человеческого, снизойти на землю Сыну Божию, и Ему, по приятии на себя человеческого естества, родиться истинным человеком, кроме греха: то это великое дело Божие начало совершаться таким образом:

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

В. А. Федоров Заключение Русская Православная Церковь в синодальный период проходила сложный и тернистый путь своего служения. С одной стороны, она как «господствующая и первенствующая» находилась под защитой государства, с другой, со времени проведения церковных реформ в начале XVIII в. оказалась практически в полной зависимости от государства: созданная светской властью синодальная система церковного управления явилась частью государственного аппарата со всеми вытекающими негативными для Церкви последствиями: духовенство превратилось в своеобразный служилый класс по духовному ведомству, а за Церковью не признавалось творческой инициативы даже в ее собственных делах. По завершении синодального периода на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (1917–1918) прямо было заявлено, что после Петра I «сфера влияния церкви становилась всё уже и уже, угрожая ограничиться лишь богослужебной стороной и делами духовного сословия, и вместе с тем управление церковью приняло светский бюрократический характер» 364 . Главное требование, которое предъявляло государство Православной Церкви – покорность «властям предержащим» и политическая лояльность. Первейшей обязанностью Церкви являлось насаждение верноподданнических чувств в народе – святость подчинения царской власти и ее почитания. На приходское духовенство возлагалась обязанность совершать во время богослужения поминовения о здравии царской семьи, с поименным перечислением всех его членов, а в так называемые «царские дни» (тезоименитства царя) проводить и специальные по этому случаю богослужения. Все царские манифесты обязательно оглашались с церковных амвонов по окончании богослужения, а прихожанам до прочтения их запрещался выход из церкви. За неисполнение этих предписаний священнику грозило лишение сана. Тягостной была и обязанность, взятая под присягой, не только «быть верным, добрыми послушным рабом и подданным императора и его законных наследников», но и «доносить об открытых на исповеди воровстве, измене и бунте на государя», т.е. требование нарушать основное каноническое правило – сохранение тайны исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царские дни в Виннице Православные монархисты молитвенно отметили 95-летие Екатеринбургской Голгофы 19.07.2013 704 Время на чтение 3 минуты 95 лет отделяет нас от той страшной июльской ночи, когда совершилось беспримерное злодеяние - убиение Святой Царской Семьи. За годы богоборчества, казалось, было сделано всё, чтобы стереть всякую память о Венценосных Страдальцах и его близких, но спустя годы открылась правда - Государь Николай II и его Семейство прославлены в сонме святых Новомучеников. К ним, теплым заступникам и молитвенникам нашим, возносят свои молитвы православные во всех уголках нашей огромной Родины. Возносились молитвы ко святым Царственным Мученикам 17 июля и в разных храмах Винницы. В храме преподобного Лаврентия Черниговского совершалась ночная Божественная Литургия. Именно в те мгновения, когда приняли мученический венец Августейшие Страстотерпцы, возносились вечные молитвословия Литургии, прославляя подвиг святых, их победу во Христе воскресшем. Православные Винничины осознавали свое Евхаристическое единство с многотысячным сонмом верных в Храме на Крови, где в эти часы также совершалась ночная служба. В этот же день торжественная служба прошла в храме блаженной Ксении Петербургской. Второй престол этого храма посвящен святым Царственным Мученикам. На Престольный праздник Царского храма собрались прихожане разных храмов областного центра, чтобы соборно почтить память любимых святых. Во многих городских храмах были прочитаны Акафисты Страстотерпцам Романовым. 18 июля состоялся Вечер памяти Святых Царственных Мучеников. Традиционно устроителями памятных мероприятий выступили Русский Православный Центр «Святой Георгий» и Винницкий отдел Союза Русского Народа. Участниками торжественного собрания стали православные многих городских приходов. Встреча началась соборным пением молитвы «Царю Небесный» и гимна «Боже, Царя храни». Председатель Валерий Ковалев представил собравшимся доклад о значении Православной Монархии и причинах удручающего положения вещей современности.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/19/ca...

Закрыть itemscope itemtype="" > Прости нас, Царская Семья, за страшный тот июль В память 95-летия мученической кончины Царской Семьи в Виннице установлен Царский щит 31.07.2013 1319 Уже третий год подряд в июльские дни на улицах областного центра появляются Царские билборды в память о Венценосных мучениках Романовых. Традиционно инициаторами установки выступают Русский православный центр «Святой Георгий» и Винницкий отдел Союза Русского Народа. Строка, вынесенная в заголовок, начертана на Царском щите. Это - попытка ещё раз напомнить современникам о произошедшем в Екатеринбурге страшном злодеянии, призвать задуматься об исторических судьбах своей страны. Необходимо отметить, что 17 июля не только и не столько день беспримерного злодеяния, но и день победы Августейших мучеников, победы над смертью и стяжание венца святости. В руках изуверов сверкнули кинжалы, Кровь жертв обагрила Ипатьевский дом, Но властно ли острое смертное жало Одиннадцать душ разлучить со Христом? Напрасно в ту ночь ликовали убийцы - В лице Твоём Русь обезглавить смогли, Но род их за царскую кровь истребится И память погибнет навек от земли. Царский щит будет украшать и освящать одну из центральных улиц города до конца августа. Стоит отметить, что в эти дни празднуется 110-летие канонизации преподобного Серафима Саровского – великого святого, прославленного по настоянию Государя Николая II. Провидя паденье Руси Православной В дни смуты, грядущей за Царством Твоим, Прославил Тебя и Тобою прославлен Саровский подвижник - святой Серафим. Последний куплет этого стихотворения Андрея Шабельникова использован в оформлении винницкого Царского щита. Не канут в забвенье года роковые - Где пролита кровь, там Господень алтарь, Молитесь о нас, страстотерпцы святые, Молись об отчизне земной, Государь! Эти строки утверждают победу святых Христовых Страстотерпцев, вопреки злобе их мучителей, вопреки потокам клеветы, вопреки всем нестроениям и соблазнам. Мы верим, что, молитвами Святых Царственных Мучеников, Господь помилует всех нас и даст возрождение и славу Отечеству нашему – Святой православной Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/31/pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010