Начало монастыря Переславский Фёдоровский женский монастырь находится в предместии города Переславля, на южной стороне его на Московско-Ярославской шоссейной дороге. О начале Фёдоровского монастыря долго держалось мнение, будто он был построен царём Иоанном Грозным в 1557 году в память рождения сына ero Феодора. В сём-де году, – пишется в одной рукописи, – царь Иоанн Васильевич с супругою своей Анастасиею Романовною был на освящении соборного храма в Переславском Никитском монастыре, – а возвращаясь обратно в Москву, царица, отъехав от города 7 вёрст км], в деревне Собилове благополучно разрешилась сыном, названным во Святом крещении Феодором. Обрадованный царь в ознаменование к нему милости Божией и своей благодарности к Богу соорудил на месте нынешнего монастыря каменный храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата, a на месте рождения сына – высокий каменный столп, или лучше, часовню с святым Крестом. Известие это не вполне точно и истинно; в нём смешаны два события, случившиеся в разное время, именно: освящение соборного храма в Никитском монастыре и рождение царевича Феодора. Действительно, царь Иоанн Грозный был в Никитском монастыре в 1557 году, на богомолье с царицею Анастасиею Романовною, но не на освящении соборного храма в том же монастыре; 1 действительно также, что в этом же году родился у него сын Феодор. 2 Освящение соборного храма в Никитском монастыре происходило в 1564 году 3 мая 12-ro уже по смерти царицы Анастасии. 4 Царь Иоанн был на этом освящении тоже с супругою, нововенчанною Мариею. Таким образом, и в исправленном виде передаваемое по преданию вышеозначенное известие вовсе не говорит о том, что царь Иоанн Грозный построил Фёдоровский монастырь в 1557 году в память рождения сына своего Феодора; но говорит только о том, что он построил в монастыре храм во имя святого Феодора Стратилата. Другие же документы монастырского архива ещё яснее доказывают, что Фёдоровский монастырь существовал ещё до царствования Иоанна Грозного. Так, в сохранившемся списке грамоты самого Иоанна Грозного (от 7061–1552), данной им монастырю, пишется:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Основание монастыря Переславский Фёдоровский женский монастырь находится в предместии города Переславля, на южной стороне его, по Московско-Ярославскому шоссе. Издавна существует мнение, будто монастырь сей основан в 1557 году царём Иваном Васильевичем Грозным, и рассказывается при сём случай, послуживший основанию монастыря, такого рода: «В сём-де году царь Иван Васильевич, вместе с супругою своею Анастасиею Романовною, присутствовал при освящении соборного храма в переславском Никитском монастырь. Возвращаясь обратно, царица, недалеко от Переславля, в деревне Собилове (в 7 верстах от города), благополучно разрешилась от бремени сыном, названным во святом крещении Феодором. Обрадованный царь, в ознаменование к нему милости Божией и своей благодарности пред Богом, соорудил на месте нынешнего монастыря каменный храм во имя святого Феодора Стратилата, а на месте рождения поставил высокий каменный столп. Построенный им храм снабдил образами и пеленами и книгами и всякою церковного утварию – и устроил при нём общежительный мужской Фёдоровский монастырь». Архивные же документы Фёдоровского монастыря, утверждая созидание каменного храма во имя святого Феодора Стратилата за царём Иваном IV Грозным в 1557 году, в то же время представляют ясные доказательства на то, что Фёдоровский монастырь мужской существовал ранее не только 1557 года, но и прежде царствования Ивана Грозного. Так, в сохранившемся списке грамоты царя Ивана Васильевича от 7061 г. сентября 16 (1552 года) на деревню Сосняг с пустошами, данную им монастырю взамен села Фёдоровского, пишется: «пожаловал есми теми пустошами и деревнею Фёдоровского игумена Макарья с братьею против того, что у них взято в Переславле монастырское село Фёдоровское под Переславский Ям... а о суде и о всяких пошлинах велел есми ходить о всём потому, как Фёдоровского монастыря игумена у Макарья с братьею деда и отца нашего и в наших жалованных грамотах написано о селе Фёдоровском». В описании монастыря, составленном по приказу царя Алексея Михайловича в 7160 году (1652 г.) марта 1, в отделе описей царских грамот, жалованных в Фёдоровский монастырь, значится на 1-м месте: «Великого князя Василия Ивановича всея Русии старая тарханная грамота за красною печатью на подмонастырское сельцо Фёдоровское и на село Половецкое и на деревню Лотапино с пустошами лета 7019-го (sic) (1511); на ней подпись царя Ивана IV 7059 года (1551) за приписью дьячка Юрья Сидорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Торжествующий дух Альманах посвящен жизни и духовным подвигам святых мучеников за Христа — членов царствовавшего в Российской Империи Дома Романовых. Это Государь­страстотерпец Император Николай II и его Семья — Царица Александра Феодоровна, дочери Ольга, Мария, Татиана и Анастасия и Цесаревич Алексий Николаевич (которому посвящен обширный документальный материал). Затем — Великий Князь Константин Константинович (поэт К. Р.) и его сыновья — князь Олег, отдавший жизнь за Россию на войне 1914 года, князья Иоанн, Константин и Игорь, мученически погибшие в Алапаевской шахте вместе с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной, Великим Князем Сергием Михайловичем, Князем Владимиром Палеем и другими. Это были истинные патриоты своей Родины, верные Христу чада Православной Церкви, люди высочайшей культуры. Составитель и основной автор альманаха монах Лазарь (Афанасьев) — один из старейших современных писателей, автор многих книг, стихов и прозы. Последние десятилетия он трудится, в основном, над духовными темами. После выхода книги в свет, было получено разрешение Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета: использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги монаха Лазаря (Афанасьева) «Торжествующий дух» и присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-113-1423P Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Автор-составитель: монах Лазарь (Афанасьев) Торжествующий дух. Альманах Предисловие Альманах «Торжествующий дух» сложился как бы сам собой. Я много писал – и в стихах и в прозе – о святых Царственных страстотерпцах. И вот легли рядом, дополняя друг друга, впервые собранная документальная история жизни Цесаревича Алексия (созданная в сотрудничестве с С. В. Лизуновым), очерк об Алапаевских мучениках, житие Князя Олега Романова и много объясняющий возникновение таких великих и прекрасных личностей, как дети К.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Период десятый. Первые покушения Маттафии против гонения К сохранению веры и избавлению Иудейского народа от Антиохова гонения первый путь проложил Маттафия, священник из череды Иарива, родоначальник славного племена Асмонеев или Маккавеев 879 . Удалясь из оскверненного и опустошенного Иерусалима, он оплакивал бедствия отечества своего в Модине, городе колена Данова. Когда же и здесь явился царский посланник для обращения иудеев к язычеству, то Маттафия, презрев выгоды, которые обещали ему за отступление от веры, всенародно убил одного иудея, приносившего идольскую жертву, и самого посланника царского, разорил капище и убежал в горы, вызвав за собою и других ревнителей закона. Из последовавших его примеру до 1.000 человек, на которых антиохийское войско, вышедшее из Иерусалима, в пустыне напало в субботний день, беззащитно дали себя умертвить, не желая нарушить законного покоя. Маттафия, узнав о сем, положил со своим обществом допустить необходимое исключение из закона субботы и, составив войско, нападал на неприятелей, разрушал капища, обрезывал отроков и, таким образом, восстанавливал мало по малу закон и свободу своих единоплеменников. Скорая смерть прекратила его подвиги, но он оставил по себе пять сынов – Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана, из коих второму превосходившему других мудростью, и третьему, отличившемуся военными качествами, завещал особенные должности, сообразные с их способностями. Успехи Иуды и очищение храма Иуда ревностно продолжал начатое отцом своим. Он победил и убил Аполлония , который вышел против него с антиохийским и самарийским войском. Сирона, военачальника сирийского, который в намерении угодить Антиоху, также напал на иудеев, Иуда встретил с малым числом воинов, и притом изнуренных постом, однако, положась на Бога и на справедливость своего дела, сразился, и прогнал его. Антиох, услышав о сем, дал наместнику своему Лисии половину своего войска с повелением истребить самую память иудеев, а сей отправил против них Птоломея, Никанора и Горгия с 47.000.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Про " церковную интеллигенцию " и её политические притязания Публичное пиар-православие Медведева и его супруги вызывало у церковных людей оскомину. Им не верили. Президент красовался со свечкой в руках и беспрестанно крестился и кланялся. Разумеется, он кланялся святыням и мощам, но телекамера – штука коварная, она показывает не святыни, а кланяющегося президента. Но мы живем в России, где не любят, чтобы царь кланялся. Равно как и царица. Светлану Медведеву в церковной среде приняли благосклонно, особенно мужская половина. Но и женская быстро оттаяла. Всё бы ничего, но однажды на патриаршем богослужении Светлана Владимировна решила причаститься и первой шагнула к Чаше. За ней потянулись дети, мужички и старушки. Это была роковая ошибка. В этом усмотрели не столько нарушение традиции, сколько чуждую церковному сознанию элитарность. Брезгует она после нас причащаться, брезгует... Чрезмерное телемелькание президентской четы на фоне иконостасов привело к тому, что ехидные бурсаки стали именовать их " папа и мама " . Семинаристы остры на язычок, и это распутинское " папа и мама " быстро приклеилось к Медведевым и перекочевало в общецерковный обиход. Это был приговор. Отношение президента России Дмитрия Медведева к религии вообще и к православию в частности ещё ждёт своего исследователя. Тема обширная и увлекательная, особенно в сопоставлении с православным образом Владимира Путина. Это дело будущего. Ну а сегодня мы можем лишь констатировать, что религиозная политика Д. Медведева к концу его правления привела к откровенным идеологическим гонениям на Русскую Православную Церковь, сопоставимым с антирелигиозной пропагандой начала 60-х годов прошлого века. Таков итог его религиозной политики, которую он осуществлял в России в течение четырёх лет. Медведев уходит под аккомпанемент шельмования православия на всех главных телеканалах страны, во всех крупных печатных и электронных СМИ. Это бесславное завершение медведевской президентской карьеры таким и запомнится в истории России. Крестился, кланялся и попустительствовал гонениям на православие.

http://religare.ru/2_93664.html

Покров. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Покров — одно из древнейших поселений вятичей на по­дольской земле. В 1559 г. царь Иван Грозный отдал погост с церковью Данилову монастырю на поминовение своей грешной души более чем на сто лет. В 1730-х гг. по указу Синодального казенного приказа протопоп Иоанн Максимов построил в селе храм из белого камня в честь Покрова Богородицы с приделом во имя сщмч. Власия. В 1845-1856 гг. стараниями священника Александра Успенского на средства прихожан построили новый каменный храм по проекту арх. Дмитрия Гущина. Церковь имела приделы: правый — в честь свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского, и сщмч. Власия, епископа Севастийского; левый — в честь праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. В 1894 г. при церкви имелись библиотека, богадельня, позже — Покровское общество трезвости, церковноприходская школа. С 1937 г. богослужения в храме прекратились, здание использовали под мастерские и склад. В 1992 г. храм вернули верующим. 9 сентября 2001 г. его удостоил великого освящения Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. История храма Покровский храм в селе Покровском (расположен на границе села Покровского и деревни Юдановка), что в окрестностях поселка Вороново Новой Москвы (до 01.07.2012 Подольского района Московской области) построен в 1722-1726 гг. В то время здесь располагалась усадьба видного деятеля петровского времени Василия Ивановича Стрешнева. Боярин занимал при дворе чин стольника. Род Стрешневых известен тем, что из него происходила царица Евдокия, жена Михаила Феодоровича Романова. Петр Великий в 1703 г. приступил к возведению своей северной столицы и в силу этого, с целью привлечения всех резервов, по стране было запрещено каменное строительство. Нарушителей царского указа подвергали ссылке и конфискации имущества. Однако Стрешневу, как достаточно влиятельному и приближенному к императору человеку, удалось получить особое разрешение, в виде исключения, на строительство каменного храма в своей усадьбе. Тут следует упомянуть, о документальном свидетельстве, относящемся к истории Покровского храма. В Архиве древних актов хранится подрядная запись о том, что в 1703 г. стольник Иван Родионович Стрешнев заказал иконописные работы для иконостаса села Покровское Московского уезда . Освящение церкви состоялось в 1728 г. 

http://sobory.ru/article/?object=03716

Помните кульминационный крик боярина в комедии про Ивана Васильевича: «Войско взбунтовалось! Говорят, царь ненастоящий!»? Думаю, что это – красная нить всей русской истории, выведенная на сцену под хи-хи. Шевчук поет: «Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же вы нам ничего не сказали…» Это из песни «Последняя осень». Многое Пушкин действительно не сказал и унес в могилу. Но многое сказал. Он, обратив свой взор на отечественную историю, выделил в ней тему Смуты («Борис Годунов») и бунта («Капитанская дочка»). Бунт и смута. И там, и там основа масштабных потрясений – крик (или шепот): «Царь ненастоящий». Гришка слышит от Пимена, что убиенный Дмитрий был бы равен с ним, Гришкой, по летам, будь он жив. И у самозванца рождается мысль: «Борис правит незаконно. Назовусь Димитрием и возьму власть. Он не лучше меня». Сам Борис понимает, что идет на него войной не сам Димитрий, но тень его. Тень и имя. Одетый в тень и ложно носящий чужое имя, на Кремль идет Самозванец. Так же и Пугачев принимает имя Петра Третьего и собирает вокруг себя ватаги недовольных. Тень мужа восстает на Екатерину, как прежде тень Димитрия – на Бориса. Одни офицеры, верные присяге, говорят самозванцу: «Ты, сударь, вор и разбойник». Но многие присягают. В «Истории Пугачевского бунта» Пушкин говорит, что старые мужики и много лет спустя называли Пугачева почтительно «государем». Ложь многим по сердцу, и то, что «Ленин такой молодой», мы и сегодня можем услышать. Мне лично кажется, что на полотнах Пушкина не хватает кое-кого. Не хватает английского посла в «Годунове». Не хватает и английского эмиссара, переодетого в казака, в пугачевской свите. Сочтите это за писательское каприччо – но, возможно, недалекое от правды. А ведь был еще бунт стрельцов, где тоже раздавались крики: «Царя в немцах подменили! Царь подложный и засланный!» Потом кричали: «Петр – Антихрист!» В Первую мировую тоже была байка, что царица, мол, немка и немцам тайно служит, а царь бесхарактерный и ею помыкаемый. На материале этой, милой сердцу обывателя, мифологии царицу расстреляли вместе с царем и чадами, а из Германии приехал в опломбированном вагоне действительный картавящий агент, предназначенный для свержения власти. И так постоянно. Все нам слышатся последние аккорды, тогда как оркестр играет увертюру.

http://pravoslavie.ru/58807.html

Поучение 71. На память св. Великомученицы Екатерины «Боюсь мук», – сказала царица Александра св. Велимомученице Екатерине. «Дерзай», – отвечала великомученица, – «ты будешь иметь Христа, помогающая в сердце твоем, да не приблизится к душе твоей ни единая мука». В словах св. Великомученицы Екатерины мы усматриваем ту истину, что только душа, соединенная с Духом Божиим и сердце, принявшее в себя Иисуса Христа, не боится ни телесного, ни душевного страдания. Об этом побеседуем в наше назидание. Христиане! Чем далее человек от Бога, тем он слабодушнее, робче, слабосильнее, как душею, так и телом. Эти гордое люди, которые говорят, что они сами собою мужественны, крепки духом и храбры во всех обстоятельствах жизни, обманывают самих себя и других. История представляет нам дивные примеры, что человек, чем теснее соединяется с Богом, тем он мужественнее в поражении врагов и в перенесение страданий. «Укрепился ты с Богом», сказал небесный Ангел патриарху Иакову, боровшемуся с небожителем, – «силен ты будешь теперь и с человеками бороться». Что говорит нам св. История? Давид, укрепленный Духом Божиим, поражает Голиафа; Иисус Навин с небольшим войском побеждает Амаликитян; Моисей стоит на горе с воздетыми к Богу руками: Моисей поднимает руки – и Иисус Навин побеждает Амаликитян; опускает Моисей руки от изнеможения, – и Амаликитяне побеждают Евреев. Здесь молитва Моисея испрашивает помощь у Бога, и Бог подает помощь Иисусу Иавину по молитвам Моисея. Мы не разумеем этой тайны, но видим, что на молитву праведника снисходит Господь и помогает тем, о которых он молится; ибо сказано в писании: много бо может молитва праведника помощию Божиею споспешествуема» 66 . И мы видим, что малочисленный народ Еврейский, по мере их благочестия побеждал весьма много народов языческих. Амаликитяне, Аммонитяне, Филистимляне, Идумеяне и все народы соседние были ими побеждены, а как только евреи предавались идолопоклонству и порокам, в то время самые слабые народы язычекие побеждали их. Если человек находится в тесном соединении с Богом, тогда никакие силы земные не могут его преодолеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Престольный праздник в женском монастыре в честь Калужской иконы Божией Матери. Калуга, 2017г. ЖМП 10 октябрь 2021 /  12 ноября 2021 г. 14:00 Небесная хранительница Калужской земли К 250-ЛЕТИЮ ИЗБАВЛЕНИЯ КАЛУГИ ОТ МОРОВОГО ПОВЕТРИЯ ПО МОЛИТВАМ БОГОРОДИЦЕ У Калужской иконы Божией Матери большой юбилей. В 1771 году по молитвам к ней в Калуге была остановлена эпидемия чумы. Эта икона прославилась многочисленными исцелениями, а также заступничеством от врагов при наполеоновском нашествии. После ­закрытия Рождественского храма в 1930-х годах икону переносили в другие — действующие храмы, пока она не оказалась в Калужском краеведческом музее, а затем в Георгиевском соборе Калуги. Другой чудотворный список, ныне участвующий в крестных ходах, пребывает в кафедральном Троицком соборе. Поэтому паломники могут помолиться у двух образов в разных храмах.  PDF-bepcuя. Чудо в Тинькове Подробное и достоверное описание явления Калужской иконы и чудесных случаев от нее составили по распоряжению императора Александра I и благословению Святейшего Синода, когда установилось официальное почитание образа после избавления Калуги от наполеоновской армии 1 . Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в селе Тиньково, недалеко от Калуги, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две его служанки перебирали старые вещи на чердаке и обнаружили свернутый холст. Развернув его, девушки увидели изображение женщины в темном одеянии с книгой в руках. Они решили, что это портрет монахини. Одна из них, Евдокия, поддавшись раздражению, плюнула на картину, и тотчас с ней случился припадок, она упала без чувств. На следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла, что это Ее кощунственно оскорбила их дочь. Божия Матерь повелела им совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освященной водой. После этого Евдокия исцелилась. Помещик Василий Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, разрешив всем желающим приходить и молиться перед ней. Односельчане воспользовались приглашением, и сразу по­явилась молва, что от иконы происходят невероятные исцеления. Всего в «Сказании» описано 25 случаев, причем некоторые из них имели масштабное значение — например, спасение горожан от чумы и холеры. Туда же включены истории спасения от пожаров, природных бедствий и частные случаи исцелений от болезней и помощи в житейских нуждах.

http://e-vestnik.ru/church/kaluzhskaya_i...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Предисловие Сия книга " В Мире Молитвы " издана Комитетом Русской Православной молодежи за границей, как очередной вклад к 1000-летию Св. Крещения Русского Народа.Всероссийский молитвенник и чудотворец Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский, Чудотворец, был образцом православного священника не только в России, но во всей вселенной.По его молитве изливалось море чудес и всех посещала Божия милость и Благодать.1988 г. является годом историческим и неповторимым. А для каждого из нас является годом проверки своей совести - верны ли мы святому отеческому Православию и ставим ли мы во главу угла исполнение заповедей Христовых и хранение чистоты и верности Истине.Читая эту книгу, мы видим, какими мы должны быть, и пусть это издание принесет пользу каждому и заставит нас отрясти суету мирскую и заняться главным - слушанием и хранением и исполнением единого на потребу - глаголов Вечной Жизни Св. Евангелия.Господь и Царица Небесная и Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский Чудотворец да будут в этом деле нашими помощниками и наставниками.Протод. Никита Чакиров23 апреля - 6 мая 1987 г.Св. Велик. Георгия Победоносца и царицы Александры I. О существе, значении и силе молитвы 1. Молитва - доказательство моей разумной личности, моей богообразности, залог моего будущего обожения и блаженства. Я из ничего создан; я ничто пред Богом, как ничего своего не имеющий; но я, по милости Его, есмь лице имею разум, сердце, волю свободную и при своем разуме и свободе могу сердечным обращением к Нему постепенно увеличивать в себе Его бесконечное царствие, постепенно все больше и больше умножать в себе Его дарования, почерпать из Него, как из приснотекущего неисчерпаемого Источника, всякое благо духовное и телесное, особенно духовное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1011...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010