В параклисе Успения Божией Матери – местная икона Её чудотворная и называется Акафистной. Кроме животворящего древа Креста Господня, в Зографе следующий святыни: глава препод. Матроны Хийской и две части ног её; челюсть преподобномуч. Стефана Нового; часть мощей св. великомуч. Георгия и кровь его; части мощей св. Архидиакона Стефана; священномуч. Игнатия Богоносца , Антипы и Харалампия; св. мучен.: Никиты, Нестора, Варлаама, Кирика; св. великомуч. Феодора Стратилата; преподобного Феодосия Великого; св. великомуч. Прокопия и Меркурия; св. Апостола Андрея Первозванного; св. Авксентия; св. Апостола и Евангелиста Матвея; св. великомуч. Иакова Персянина; св. Евтихия, патриарха Цареградского; св. бессребреников Космы и Дамиана; св. Кира и Иоанна; св. Пантелеимона и Трифона; св. Петра и Афанасия, патриархов Александрийских; священномуч. Климента; св. Ферапонта и других. За исключением собора и параклиса Успения, находятся здесь параклисы: 1) Преображения Господня; 2) св. Архангелов ; 3) Рождества св. Предтечи Иоанна; 4) св. Димитрия Солунского; 5) Благовещения Богородицы; 6) св. Николая Мирликийского; 7) Покрова Божией Матери; 8) св. Спиридона Тримифийского и 9) препод. Космы Зографского на хорах. В соборном Зографском храме три чудотворные иконы св. великомученика Победоносца Георгия. В алтаре собора есть еще чудотворная икона Божией Матери, называемой Услышательницы. На запад от Зографа, за потоком, в виду монастыря, живописно расположена келия с церковью св. великомученика Георгия. Там была принята зографцами икона св. Победоносца Георгия. В Зографе чествуются препод. Косма и 26 старцев, пострадавших в башне монастырской, за исповедание православия. 6. Хиландар (киновия) Последний из монастырей на западной оконечности Святой Горы и первый при въезде на нее со стороны Македонии – Хиландар; от Эсфигмена находится на расстоянии трёх четвертей часа ходу 5 . Соборный храм посвящен в честь Введения во храм Божией Матери. Здесь в соборе, над игуменским местом, стоит икона Божией Матери Троеручницы; она принадлежала церковному песнописцу св. Иоанну Дамаскину и теперь носить название Настоятельницы обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алтарь Макарьевского придела помещен в юго-восточном углу новой пристройки. С двух сторон, восточной и южной, он ограничен внутри стенами самого храма, а с двух других сторон, северной и западной, двумя, один другому перпендикулярными, не доходящими до потолка иконостасами. Оба иконостаса – и передний (западный) и боковой (северный) – деревянные, оклеены розовым и ореховым деревом, с резьбою карнизов, полуколонн с капителями и прочего из орехового дерева. Внизу в тумбах репьи резные из ореха и около них вызолоченные рамки. Клирос правой стороны из такого же материала с резьбой. В переднем (западном) иконостасе, в котором находятся царские врата, помещены следующие иконы; Направо от царских врат находятся: 1) Образ Господа Вседержителя в пояс, с надписью внизу по серебристому фону синими славянскими буквами: «Иисусе сладчайший, монашествующих слава, Иисусе долготерпеливе, постников наслаждение и украшение, Иисусе, Спаси мя!» 2) Далее – храмовая икона преподобного Макария Египетского . Эту икону, написанную одним иеромонахом Сергиевской лавры, митрополит Московский Филарет прислал от себя для этого придела, за постройкой которого он следил с интересом, так как глубоко уважал старца о. Макария. 3) Налево от царских врат Владимирская икона Божией матери, под которой надпись: «Отверзу уста моя и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери». 4) Возле нее икона св. праведного Филарета Милостивого, ангела в Бозе почившего приснопамятного московского митрополита. В боковом иконостасе находятся иконы, которые означим по порядку, начиная от переднего иконостаса. 5) Икона четырех святых: а) Амвросия Медиоланского , б) Иллариона Великого, в) святителя Флавиана, патриарха Цареградского и исповедника (ангел ближнего ученика о. Макария и о. Иллариона о. казначея Флавиана) и г) священномученника Исаакия (ангела настоятеля о. Исаакия). 6) Икона пяти святых: а) св. пророка Илии, б) священномучениика Иоанна, в) препод. Афанасии, Марии Магдалины и д) мученицы Наталии. Это ангелы некоторых близких старцу о. Макарию лиц и благотворителей обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " В Скорбех и Печалех Утешение " Описания иконы Описание иконы В Скорбех и Печалех Утешение Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Обстоятельства первоначального происхождения образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» неизвестны, но письмо иконы свидетельствует о том, что она очень древняя. Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию. После кончины святителя в 1654 году икона была доставлена в Афонский монастырь Ватопед, где и пробыла до октября 1849 года, когда был открыт русский Андреевский скит. Тогда проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий передал икону новооткрываемому скиту как благословение от обители. Образ стал келейной святыней основателя русского Андреевского скита на Афоне иеросхимонаха Виссариона (Вавилова). Когда 11 октября 1849 года последовало открытие этого скита, Виссарион благословил братию образом со словами: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбях и печалях». Прославление этого образа совершилось в России, [...] Икона В Скорбех и Печалех Утешение - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона представляет собой створчатый складень. Была келейной святыней иеросхимонаха Виссариона, основателя русского Андреевского скита на Афоне. 11 октября 1845 года отец Виссарион передал свою икону братии скита. Прославление её совершилось в России, в Вятской губернии, в 1863 году, когда в город Слободской для сбора пожертвований прибыл с Афона иеромонах Паисий, привезший с собой икону Богоматери «В скорбех и печалех Утешение». Вскоре от иконы произошло чудо исцеления. Восемнадцатилетний сын священника Николая Неволина Владимир после проявленного непослушания был уже шесть лет немым. Опечаленный отец отдал сына учиться иконописи и брал с собой в разные села для росписи иконостасов. Один из соучеников немого отрока возжелал отслужить пред привезённой с Афона иконой молебен, и когда после молебна они начали прикладываться к образу, произошло чудесное знамение: едва Владимир коснулся иконы устами, как почувствовал, что с ним происходит что-то необычное. Он заметил на языке и во всём т[...]

http://pravicon.com/icon-46

Произведенным, по поручению Преосвященного Иоасафа, расследованием чрез местного духовного следователя выяснилось, что 1 . обстоятельства, изложенные в донесении причта Вознесенской, села Коломенского, церкви вполне подтверждены показаниями допрошенных лиц. Молва о явлении иконы весьма быстро стала распространяться среди окрестных жителей, стали стекаться во множестве богомольцы на поклонение иконе и(,) с разрешения Преосвященного Иоасафа, от 1Ю Июля с[его] [года], стали брать означенную икону по домам не только свои прихожане, но и соседние селения. О чудесах же от иконы 1016 [тогда] 1017 не было заявлено. Икона находится в настоящее время в Георгиевской церкви (-) в новом вызолоченном иконостасе(;) (2.) Изображена на иконе: («)Богоматерь,сидящая на престоле, с короной на главе, со скипетром в одной руке и с державою в другой, на коленях Божией Матери (-) Благословляющий Спаситель, без короны, сверху изображен Бог Саваоф». Высота иконы 2 аршина, 1018 ширина с полями 2 аршина, икона имеет отчасти сходство с изображением иконы «Киево-Печерския Божия Матери». По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения 1019 протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца 18 века/не старше/, по форме/вверху овальная/иконостасная, средняя, из третьего пояса/пророческого/. 1020 По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско[й] церкви ранее нынешнего/и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря 1021 /. Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред Нею. О вышеизложенном долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду на благоусмотрение. ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА 1022 [Подпись:] покорнейший послушник

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ликов с соборною иконою 1). 1) Например, икона в иконостасе Владимирской церкви, по-видимому, появившаяся за много лет до Соборной иконы. Другое предание говорит, что лик Спасов отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан. Но как бы то ни было — тот и другой образа Богоматери чудодействуют и цельбы даруют приходящим к ним. Не забыли и до сего времени горожане радостного дня принесения в город соборной копии Старорусской иконы Божией Матери. Ежегодно 4 мая празднуют они в память этого события, хотя торжество совершается, главным образом, в монастыре около монастырской иконы Богоматери. Такова история одной из главнейших святынь старорусского собора. За левым клиросом у столба стоит почитаемый образ Покрова Божией Матери. На нем изображено видение Богоматери во Влахернском храме св. Андреем с Епифанием. Глубока древность этого образа. Он один только и остался из древней Покровской церкви, стоявшей когда-то на месте собора. Вековая древность его проглядывает в стиле письма. Рушане с давних пор почитали этот образ. Зато и Император Петр Великий, когда посетил город (1724), с благоговением преклонил колена пред ним и пожертвовал на его украшение 100 рублей серебром. За вторым, западным, столбом, с левой стороны, над изображением заснувшего в вечернем сумраке города с собором два ангела держат небольшой, всего 2 дюйма мерою, образок на грифельной доске. Это образ Цареградской Божией Матери. Трудно определить время его происхождения. Одно только известно о нем из предания, что когда-то в давние времена через Руссу проезжали два греческих монаха. Остановились они на несколько времени в городе, по­бывали в соборе за литургиею, а после нее и оставили на память о посещении образок Богоматери. По другому преданию, образ Цареградской Богоматери дан был самим Константинопольским Патриархом одной ста­рорусской женщине, возвращавшейся через Царьград из Иерусалима домой. Эта-то женщина будто бы и препроводила данную ей иконку в собор для всеобщего поклонения. Чудным, во всяком случае, показался рушанам этот образок. С любовью приняли они дар и с теплою мо­литвою стали обращаться перед ним к Богоматери. Мало помалу явилась уверенность, что Божия Матерь не оставит молящихся пред чудным Ее образком, а особенно Она помогает при молитвах за младенцев. Вот почему около иконы в прежние годы стояла чаша со святою водою, освя­щенною через погружение в нее маленького образка Богородицына. И облегчала болезни та вода от иконы Заступницы, и утихали скорби томительные у верных, с верою и мольбою припадавших к Богородице.

http://sobory.ru/article/?object=00839

В позднесредневек. период (в визант. искусстве кон. XIII-XIV в., в древнерус.- с XVI в.) почитание древних (и/или чудотворных) И. получало различные формы. Их помещали в раму: маленькая иконка раннего XIV в. в кон. XV в. была включена в состав лицевой стороны 2-сторонней иконы из мон-ря Влатадон в Фессалонике; небольшая каменная иконка Божией Матери с Младенцем, на престоле, вделана в иконного формата доску, покрытую окладом с чеканными образами ангелов, держащих каменный образок с подписью «Цареградская», в свою очередь включенный в состав холста, украшенного живописными изображениями ангелов в диаконских одеяниях, держащих икону в окладе на белом плате (не ранее сер. XIX в., ц. Благовещения и вмч. Георгия в Ст. Руссе). В позднем средневековье на Руси существовала традиция помещать образы святых, прежде всего свт. Николая Чудотворца, в отдельные рамы, на к-рых писали сцены его Жития; такие рамы сохранились на Русском Севере (см.: Образ свт. Николая Чудотворца. 2004. Кат. 209-212; Тарасов О. Ю. Рама и образ. М., 2007. С. 25-40). Так, древняя икона свт. Николая Чудотворца Великорецкого, или Вятского, заключенная в житийную раму, получила собственную иконографическую традицию и церковное прославление. Чтимый поясной образ свт. Николая, по преданию обретенный на р. Великой в 1383 г., был перенесен в Вятку только в сер. XVI в. и помещен в раму с клеймами Жития. В 1555 г. образ был принесен в столицу, прославлен в т. ч. написанием списков. Вероятно, так сложился один из самых распространенных иконографических вариантов иконы свт. Николая Чудотворца Великорецкого с 8 клеймами жития, по размеру равных среднику ( Маханько. 1998; Нечаева. 2004). С XVI в. воспроизведения чтимого образа заключают в раму с историей его обретения, прославления и почитания (рама со сказанием о Тихвинской иконе Божией Матери, сер. XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; рама со сказанием о Казанской иконе Божией Матери, 1-я треть XVII в., ц. Ризоположения Московского Кремля). Появляются И., где в среднике помещается почитаемый Богородичный образ, а на полях сцены, иллюстрирующие Сказание об И., напр. «Владимирская икона Божией Матери, со сказанием на полях», написанная Истомой Савиным (80-е гг. XVI в., ПГХГ); само появление такого варианта И. со сказанием, подобных житийным И. святых,- явление, характерное для рус. позднего средневековья (за исключением грузино-греч. святыни, Иверской иконы Божией Матери, в почитании к-рой, однако, в поздний период велика роль и, возможно, влияние именно рус. культуры: Смирнова. 2007. С. 163-182). В позднем средневековье (в Новгороде в XV в., в Москве в XVI в.) появились самостоятельные иконные изводы, повествующие о чудесах и прославлении чудотворных И. («Чудо от иконы «Знамение»», сер.- 2-я пол. XV в., НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/389040.html

В. И. Галко Прп. Евфросин Псковский. Пелена. Псков. Кон. XVI в. (ПИАМ) Наиболее ранний этап формирования иконографии Е. связан с иконой, о написании к-рой повествует Житие святого. В Первоначальной редакции (до 1510) содержится упоминание о написании образа святого при его жизни монастырским иконописцем Игнатием: «…наваял есть на хартью з жива суща образ его, ту же имя подписал преподобнаго и в изразци [образцы] своя иконныя положи и съхрани е». Очевидно, это был портрет-рисунок на пергамене, т. к. после смерти Игнатия «обретен бысть образ святого в изразцех от иного некоего иконописца и явлен игумену Памфилу», к-рый повелел, руководствуясь «изразцом», написать икону преподобного: «…прьвое на икону написатися» ( Охотникова. 2007. С. 90). Согласно Житию в редакции свящ. Василия 1547 г., икона была поставлена «над гробом святаго» (Там же. С. 206). Возможно, этот образ имеется в виду в описании мон-ря 1861 г.: «...на гробнице преп. Евфросина положена древняя икона его, писанная учеником его Игнатием» ( Толстой. 1861. С. 91), затем в 1887 г. (Описание о российских святых. С. 52). Впосл. данных об иконе в убранстве храма не встречается. Предположительно с этим образом наряду с известными чудотворными иконами мон-ря Спасом Елеазаровским и Цареградской иконой Божией Матери совершался крестный ход 4-5 окт. от Елеазаровой обители в Псков (Чудотв. икона Христа Спасителя Спаса Всемилостивого, находящаяся в Спасо-Елеазаровом Великопустынском мон-ре Псковской епархии/Сост.: иером. Вассиан. СПб., 18962. С. 28). Прп. Евфросин Псковский. Икона. XVII в., записи 2-й пол. XIX в. (ГМИР) Прп. Евфросин Псковский. Икона. XVII в., записи 2-й пол. XIX в. (ГМИР) В Житии 1547 г. имеется описание внешности Е.: «...бысть же видением средний телом и сух излише плотию, главу име круглу, брови окружене, лице долго, благодатию Святаго Духа просвещено, влущене скрании, тихи име очи, браду име продолговану, доле персей, к концу остра, роздвоилася, тмяна, и скраней густа, седины украшена» ( Охотникова.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Икона Пресвятой Богородицы " Владимирская " Сретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенской Духовной семинарии кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым. Благодать Святого Духа непрестанно пребывает в Церкви. Эта благодать подается в таинствах Церкви, через мощи святых угодников Божиих, через чудотворные иконы. Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. По-разному и в разных условиях подается через иконы эта божественная благодать. В одних случаях, большинство икон, выходящих из-под кисти иконописца-подвижника, в силу его подвига, становятся, почитаемы и известны. В других случаях, Промысел Божий открывает Божественную Благодать через образы неизвестных иконописцев, скрывая их происхождение и авторскую принадлежность. Но во всех случаях, в какое бы время, какими мастерами и техниками ни были бы написаны образы, Божественная Благодать всегда присутствует на них. По Вознесении Господа на небо св. апостол Лука, как повествует Священное Предание, написал на доске образ Богородицы. Первый образ был показан Божией Матери, который Она благословила словами " Благодать рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет " . Образ этот был отправлен св. апостолом Лукою в Александрию к Феофилу. По другим источникам, эта икона хранилась до 450 года в Иерусалиме. Позднее образ был перенесен в Константинополь и много столетий находился во Влахернском храме. Святой апостол Лука, как повествует церковное Предание, написал еще несколько икон Богоматери. По данным летописи, икона Богородицы, писанная ап. Лукою, была прислана около 1131 года на Русь в период княжения Юрия Долгорукого патриархом Цареградским Лукою Христовергом. Из этих же источников известно, что в это время принесена была и другая икона Богородицы. Последняя находилась в одном из храмов Киева, построенном в 1132 году, и, вероятно, от него же получила наименование " Пирогощая " .

http://pravoslavie.ru/5874.html

Расположенный в центре села, на возвышенном месте, он был окружен каменной оградой и обсажен плодовыми деревьями. Храм представлял собой " каменное одноэтажное здание в форме креста, снаружи оштукатурен и побелен; при нем, в одной связи, каменная колокольня. На юг, север и запад имелись фронтоны. Куполым храма - о пяти главах, покрытых белым побронзированным железом. Фронтоны же, трапезная, алтарь и самый храм покрыты черным железом и окрашены зеленой краской. Колокольня трехъярусноя, покрыта белым побронзированным железом; кресты на ней и на главах купола четырехконечные железные, позолоченные. Внутри храм основан на четырех каменных столбах с пилястрами в боковых стенах. Алтарь храме полукруглый, имеет в длину 10 арш., в ширину 8 арш.; самая же церковь имеет в длину 23 арш., в ширину тоже 23 арш., трапезная- 13 арш. в длину и 8 арш. в ширину, колокольня- 12 арш. в ширину и 10 арш. в длину. Высота храма имеет 53 арш., а колокольня 63 арш. Окон в храме 31 " . Внутри храм покрашен масляными красками и расписан по стенам разными священными изображениями. Примерно так же выглядел храм и в 1920 г. - об этом мы узнали из " Описи Христорождественского храма с. Уланок Суджанского уезда Курской губернии " , хранящейся в архивном фонде Курского губернского отдела управления. После опубликования декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г. храм продолжал действовать в соответствии с договором, заключенным с Уланковским волисполкомом. Престолов в церкви два: один, главный, в честь Рождества Христова, другой в приделе, в честь Цареградской иконы Божией Матери. Престол в главном алтаре составлял особую гордость храма. Он был сооружен из трех пород дерева: кедра, певга и кипариса, которые были присланы в храм в 1960 г. из Афонского монастыря (обстоятельства приобретения их подробно описаны в церковной летописи). Святыней храма, особо почитаемой прихожанами, считалась икона Пасовской, или Цареградской, Божией Матери. Ранее она находилась в доме прихожанина помещика Ивана Федоровича Никифорова и составляла собственность рода Никифоровых. Затем, вследствие чудесного исцеления от этой иконы дочери помещика, к ней с молитвой стали обращаться многие из прихожан, прося избавления от болезней. Весть об исцелениях от чудотворного образа Божьей Матери скоро разнеслась по окрестным селам. И так как стало не совсем удобным иметь православную святыню в частном доме, сын помещика Петр Никифоров в 1850 г. перед закладкой храма пожертвовал ее в церковь. На пожертвования для иконы была сооружена серебряная риза весом в 8 ф. стоимостью 400 руб.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Вернуться 70 Монастырь Иверской Божией Матери – штатный, греческий. Иверским называется от своих ктиторов, которые были «иверцы», то есть грузины. Образовался из Предтеченского монастыря Клемента, подаренного царем Василием Порфирородным грузинскому подвижнику Иоанну Торникию (который был монахом Лавры Св. Афанасия) в 980 году. В течение веков монастырь переживал периоды запустения и расцвета, к началу XVIII века перешел в руки греков. Вернуться 71 Чудотворная Иверская икона Божией Матери, известная на Афоне больше под именем Портаитиссы, или Вратарницы, находится в церкви Вратарницы. Она темного цвета со строгим выражением лика. Появление ее на Афоне связано со следующим преданием. В IX веке во время расцвета иконоборчества при греческом царе Феофиле, в Никее жила богатая вдова, у которой была икона Богоматери. Под угрозой царских соглядатаев, вымогавших у нее деньги (один из них ударил мечом по образу, и из лица Богоматери истекла кровь), она бросила икону в море. Икона не упала, а стала прямо в воде и понеслась по волнам к западу. Сын вдовы бежал от гонений иконоборцев и стал иноком Иверской обители, рассказав о чуде иконы. Через два века после его кончины икона приблизилась к Афону в огненном столпе; Божия Матерь явилась во сне подвижнику Гавриилу и повелела ему пройти по водам и внести икону в обитель. Многократно иноки ставили ее в алтаре и каждый раз потом находили на стене над монастырскими вратами, пока Божия Матерь опять не явилась во Гавриилу и не объявила о своем желании быть покровительницей обители, с тем, чтобы Ее образ находился над вратами. Вернуться 72 В XVII веке два точных списка с этой чудотворной иконы были доставлены в Россию: один из них хранился в Иверском монастыре на Валдайском озере, другой – в Иверской часовне у Воскресенских ворот в Москве, при въезде на Красную площадь со стороны Тверской. Вернуться 73 Монастырь Пантократор – греческий, штатный. Основан во имя Господа Вседержителя в 1 году двумя братьями – Алексием Стратопедархом (Военачальником), бывшим впоследствии греческим императором, и Иоанном Великим Примакирием (первым сановником Цареградского двора).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010