Произведенным, по поручению Преосвященного Иоасафа, расследованием чрез местного духовного следователя выяснилось, что 1 . обстоятельства, изложенные в донесении причта Вознесенской, села Коломенского, церкви вполне подтверждены показаниями допрошенных лиц. Молва о явлении иконы весьма быстро стала распространяться среди окрестных жителей, стали стекаться во множестве богомольцы на поклонение иконе и(,) с разрешения Преосвященного Иоасафа, от 1Ю Июля с[его] [года], стали брать означенную икону по домам не только свои прихожане, но и соседние селения. О чудесах же от иконы 1016 [тогда] 1017 не было заявлено. Икона находится в настоящее время в Георгиевской церкви (-) в новом вызолоченном иконостасе(;) (2.) Изображена на иконе: («)Богоматерь,сидящая на престоле, с короной на главе, со скипетром в одной руке и с державою в другой, на коленях Божией Матери (-) Благословляющий Спаситель, без короны, сверху изображен Бог Саваоф». Высота иконы 2 аршина, 1018 ширина с полями 2 аршина, икона имеет отчасти сходство с изображением иконы «Киево-Печерския Божия Матери». По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения 1019 протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца 18 века/не старше/, по форме/вверху овальная/иконостасная, средняя, из третьего пояса/пророческого/. 1020 По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско[й] церкви ранее нынешнего/и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря 1021 /. Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред Нею. О вышеизложенном долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду на благоусмотрение. ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА 1022 [Подпись:] покорнейший послушник

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ведомости Спасо-Елеазаровой общежительной пустыни за 1915 г. приводится описание храмов монастыря. В связи с церковью Трех Святителей находились два придела с северной и южной сторон, а на западе паперть. Главный храм устроен на подклетях из плиты, покрыт листовым железом и увенчан куполом с крестом. Южный придел, как неудобный и тесный, в 1902 г. с разрешения епархиального начальства был сломан до основания и в том же году старанием игумена Кирилла выстроен новый из кирпича, длиной 14 сажень, шириной 6 сажень и 1 аршин. Придел этот построили на подвальном помещении, пригодном для жилья. Пол его уложили на железных, а потолок на деревянных балках. Придел покрыт железом и увенчан двумя главами с крестами. Нераздельно с папертью была устроена каменная колокольня из плиты в три яруса, купол и глава увенчаны крестом и покрыты листовым железом. Колоколов на ней 8, из которых большой весом 104 пуда 38 фунтов, второй полиелейный - 81 пуд 7 фунтов, третий вседневный - 51 пуд, а остальные пять общим весом 80 пудов. Престолов в храме два. В главном холодном - во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а в придельном теплом - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Источник: http://i-nventory.ru/index.php?id=847 Цареградская икона Божией Матери История Цареградской иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. Чудотворная икона была встречена братией и, возможно, Евфрасином на дороге около монастыря. На месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским. По исследованиям игуменьи Елисаветы, за четыре столетия до разделения Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051 или 1071 года как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию, в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.

http://sobory.ru/article/?object=05400

Чудотворных и древних икон в храме нет. В 1870 г., как значится в монастырских записях, стояла в Соборной церкви несколько дней икона Божией Матери «якобы чудотворная», привлекала массу молящихся, но была у монастыря взята в приход Нажеровский. – В нашем собрании рукописей, между прочим, сохранилось следующее описание явления этой иконы, названной Цареградскою (в монастыре «за ветхостью наименование иконы недознано»): «В 1870 г. пред Пасхой, женщине дер. Новой, бывшей года полтора больною, явилась во сне Божия Матерь и сказала: «возьми меня к себе и ты выздоровеешь; моя икона – на вашей речке, близь вашей деревни». Женщина, проснувшись, не поверила сновидению, считая это за необыкновенный сон. В следующую ночь сновидение повторилось, но женщина опять не поверила. После третьего видения она сказала обо всем мужу, но и он признал его за бред; несмотря на то, женщина почувствовала сильное влечение идти на речку и пошла искать икону; но, долго искавши, не нашла и вернулась уже назад, как вдруг, обернувшись, увидела на речке, на кусте у камня, яркий свет: подошла к нему – это от иконы Богоматери. Обретение было в страстную субботу. Икона в размере обыкновенной комнатной, облупившаяся от времени; самый лик на ней едва рассмотреть можно. Женщина принесла ее домой и тогда же почувствовала себя здоровою; между тем обмыла ее и много раз смачивая водой, эту воду сливала в штоф. Вскоре слух об этом, со слов той женщины, разнесся по всему Ростовскому уезду и достиг до Ярославля. Между тем женщина держала явленную икону у себя дома и к ней повалил народ отовсюду, даже из дальних мест, в том числе множество разного рода больных, особенно кликуш, с припадками и приемами вроде тех, которые описаны в сказании XVII и XVIII вв. об Иисусове Кресте и Николае Чудотворце. Владетельница новоявленного образа допускала к нему всех приходящих и раздавала им в небольших количествах воду, скаченную с иконы, от чего больше получали будто бы исцеление 11 . Затем икона у женщины была взята местным священником; с 3 по 12 июня того 1870 г. находилась в Троицком храме Варницкого монастыря, откуда, по просьбе крестьян, перенесена в церковь села Нажерова, где, как местно считаемая находится и по сие время. О нахождении иконы в обители приведена ниже монастырская запись.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

И вот, когда о первой иконе Тумбовской народная память уже начала угасать, начали писать о второй. В результате, в книгах информация об этих иконах могла путаться. В общем, это не единичный случай, я уже сталкивался с этим. Например, иконографий Цареградской иконы больше, чем описаний этих икон, и уже невозможно точно определить, какое описание о какой иконе было изначально написано. Дополнительные источники информации: Д. А. Григоров. Тотьма и ее окрестности (книга написана в 1915-1929 г). Из древних икон, сохранившихся в них [иконостасах Богоявленского собора], следует отметить, прежде всего, чудотворную икону Смоленской Божией Матери, писанную на доске красного дерева. На оборотной стороне иконы изображено Богоявление Господне. В настоящее время икона находится в верхнем храме по левую сторону царских врат правого придела, освященного в честь этой иконы, а в прежнее время находилась в Богоявленском храме за престолом на тумбе, вследствие чего в Московских святцах и называется иконою Тумбовской Божией Матери (иногда Тотемской), празднование которой положено 9 сентября. По преданию, во время, как сказано в описании собора, нашествия на Тотьму литовцев в 1613 году, жители заперлись в укреплении и, надеясь на помощь Божию, поставили эту икону на стену укрепления. Одна из стрел, пущенных неприятелем, ударилась в икону и сделала пробоину на лике Богоматери. После такого поругания над иконою, как говорит предание, враги были поражены слепотою и перебиты тотьмичами. От Вологды до Ульянова монастыря, на дальнем севере у Зырян. Труды IV Областного историко-археологического съезда в Костроме в июне 1909 г. - Кострома, 1914. С. 49 - 129. http://www.booksite.ru/reise/lebedev/1.htm Первоначально собор в Тотьме появился в половине XVI в. и был в двух отдельных зданиях. После неоднократных пожаров и переустройств в XVIII веке, явился нынешний двухэтажный собор (1744–1764 г.), снаружи украшенный колоннами, пилястрами и фронтонами. Верхний холодный собор во имя Рождества Богородицы с приделами во имя Смоленской или Тотемской иконы Божией Матери и св.

http://pravicon.com/info-3813

«Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона. В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону, ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году… И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны — супруги царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата. Царица Анастасия имела любовь к принесенному образу из Ефеса и часто ходила на молитву Ефесской «Одигитрии» в дом бояр Морозовых. Царица Анастасия шествовала своими ногами на молитву, а не изволила в каретах царских». И так продолжалось много лет. Но род бояр Морозовых угасал, остались от него только боярин Глеб и жена его боярыня Феодосия. Решили Морозовы передать чудотворную святыню «в пустынную Шарпанскую обитель в нижегороцких пределах во области Семеновской в лесах за рекою Волгою», устроенную в 1622 году в царствование Михаила Федоровича. В Шаранской обители Корсунская сохранялась без малого двести лет. В первые же годы пребывания чудотворной в обители здесь на средства боярыни Феодосии были выстроены странноприимный дом и огромный храм, вмещавший до тысячи молящихся. Сотни православных получали исцеление от сей святыни. Однажды в 1728 году Нижегородский архиепископ Питирим, «подвергшись недугу телесному, стал расслаблен телом от истечения крови его. Он искал помощи от земных врачей, но не един врач не мог исцелить его от кровотечения. И оставил земных врачей, и стал призывать на помощь Бога и Пречистую Богородицу. Архиепископ Питирим слышал и видел, что множество людей — нижегородцев и из прочих стран — идут и едут на поклонение чудотворному образу, множество болящих и страждущих. Везут и все приемлют в себе исцеление от святыя иконы. Архиепископ Питирим дал свое обещание ехать в область Семеновскую, в обитель Шарпанскую, на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы, видя, что от нея истекает великий источник, богатыя милости и все страждущие и болящие приемлют исцеление от неистощимаго источника святыя иконы».

http://pravoslavie.ru/1940.html

Храм имеет простой кубический объём с единым пространством, перекрытым широким цилиндрическим сводом. Здание покрыто четырёхскатной крышей без купола и шпиля. Западный фасад храма увенчан двумя квадратными башнями, в одной из которых располагалась колокольня. В здании три входа: центральный, северный и южный. Притвор был пристроен в 1823 году на средства петербургского купца Василия Семьянова и при воссоздании храма не был восстановлен. В нише алтарной апсиды расположена Смоленская икона Божией Матери, выполненная в темперной технике. Угол здания для сдерживания распора сводов был усилен изнутри пилонами, что делает внутреннее пространство крестообразным. Боковые ниши внутри также перекрыты цилиндрическими сводами одинаковой высоты с основным продольным сводом, на их пересечении в центре храма образуется крестовый свод. Храм освещается через большие полуциркульные окна в верхней части ниш. Внутри стены храма золотистые, с белыми тягами, карнизами и филёнчатыми рамами. Под карнизом проходит орнаментальная полоса. Центральный свод (как и алтарный с западным) окрашены голубым цветом, по его сторонам — образы четырёх Евангелистов. Церковь однопрестольная. На Горнем месте расположен образ Воскресения Христова. Четырёхъярусный иконостас белый с позолотой, восстановлен как копия первоначального, написанного по рисункам и указаниям Кваренги академиком живописи Императорской Академии художеств Иваном Акимовичем Акимовым. Вырезал первый иконостас в 1784—1785 годах мастер Франц Брюлло. Среди святынь в храме до разрушения почитался напрестольный крест с мощами святых святителя Афанасия Цареградского, великомученицы Варвары, мученика Василия, святителя Григория Чудотворца, преподобного Никона Сухого, преподобного Тита Печёрского. Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия " Смоленская - 10 августа Контакты [ править править код ] Адрес: Петербургское ш., 68, Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Россия, 196140 Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Смоленско...

Спасо-Елеазаров Великопустынский монастырь, 2 класса, общежительный, в 25 верстах от Пскова, на реке Толбе. Основан преподобным Евфросином в 1447 году; в 1766 году в него переведен штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря. Здесь почивают мощи преподобного Евфросина, вместе с мощами ученика его преподобного Серапиона (см. 15 мая); здесь же находится чудотворный образ Спасителя и список с Цареградской иконы Божией Матери. Из монастыря совершается крестный ход в Псков в день Преполовения, а 2 июня — в Александровский посад, на озере Псковском. При монастыре богадельня для лиц духовного звания и школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь - не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: " Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти " . Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году. Преподобный Евфросин, в миру - Елеазар(?), получил хорошее образование, он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.

http://sobory.ru/article/?object=00280

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Невеле; находится под управлением игумена. О времени основания его неизвестно. Здесь соб. храм двухэтажный, в котором престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Николая Чудотворца, с шестью приделами, из коих один во имя Нила Столбенского. ТАДУЛИНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. заштатный; находится под управлением игумена. Когда основан, неизвестно. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. существовавший в древности в Полоцке. О времени основания его точных сведений нет; в летописях упоминается о нем еще в 1396 году. Из числа настоятелей здешних, архимандрит Игнатий (Иовлевич), живший во второй половине XVII века, известен был своей ученостью; он здесь и погребен. СПАСКИЙ, женский, бывший некогда близ Полоцка. Он основан был в XII веке св. Евфросинией, княжной Полоцкой, первою здешнею игуменьею, которая в 1161 году принесла сюда в дар крест с надписью, мощами разных святых и частью Животворящего древа, находящийся ныне в Полоцком Софийском кафедральном соборе. – Еще до основания обители существовала тут древняя церковь Спаса, в которой были погребаемы полоцкие епископы, между коими известен Мина, хиротонисанный в 1105 году. Вместо этой церкви, св. Евфросиния соорудила нынешний храм, который уцелел до нашего времени; стены его украшены Корсунскою, или Византийскою живописью; он в 1579 году отдан был Стефаном Баторием, королем Польским, иезуитам; а в 1820, по изгнании иезуитов из России, Фольварк этот поступил в казну, и ныне, по повелению государя императора Николая Павловича, древний Спаский храм возобновлен и отдан в ведение православного духовенства. МАРИИН, муж. существовавший в древности близ Полоцка. Он был основан около 1150 года св. Евфросинией, княжной Полоцкой. Здесь была соборная церковь во имя пресвятой Богородицы, в которой с XII века находилась икона Божией Матери, писанная св. Евангелистом Лукой и перенесенная сюда из Ефеса, по ходатайству Преп. Княжны Евфросинии и по соизволению императора Мануила и Цареградского патриарха Луки. Икона эта находится ныне в Торопецком Покровском соборе (Псковской губ.). Монастырь Мариин уничтожен весьма давно и ныне следов его никаких не осталось.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1714 г. начата была, по Высочайшему повелению, Успенская церковь , вблизи дворца, по северную сторону так называемых «Больших берез», в нескольких саженях на восток от нынешней Знаменской, среди «Лицейского» сада. Церковь эта, деревянная, освящена была 2-го ноября 1716 г., в присутствии Высочайшей фамилии. Когда она оказалась тесною, тогда в 1717 г. на запад от нее, повелело было построить новую, деревянную, на каменном фундаменте, церковь во имя Благовещения. Освящение ее, 6-го августа 1724 г. происходило в Высочайшем присутствии с особенною торжественностью. В служении участвовали: архиереи ярославский, псковской и вятский, 2 архимандрита, 2 протоиерея и 2 священника; пели придворные певчие; торжество сопровождалось пушечною пальбою. Благовещенская церковь была не обширнее нынешней Знаменской, так как эта последняя была построена на том же фундаменте. Благовещенская церковь , 24-го июня 1728 г. сгорела, до основания, от удара молнии. Церковь Успенская, как уже излишняя, перенесена была в 1742 г., за ручей Вангази (с финского языка – значит старый), на городское кладбище, а с закрытием кладбища ее перенесли в Кузмино, в 1747 г. С построением каменной церкви, Успенская, за ветхостию, была окончательно разобрана. Знаменская церковь , по повелению Цесаревны Елизаветы Петровны, владетельницы Царского села, заложена, в половине мая 1734 года, на месте сгоревшей Благовещенской церкви. Закладка ее совершена в присутствии Цесаревны и множества гостей, с торжеством и пушечною пальбою. Мысль построить церковь , в честь иконы Знамения Божией Матери, возникла у Цесаревны не случайно. По преданию известно, что здешняя храмовая икона, с древних времен, составляла собственность цареградских патриархов, и один из них, святой Афанасий, посетивший в 1652 г. царя Алексея Михайловича в Москве, поднес ему эту икону, и она с тех пор находилась во дворце, благоговейно почитаемая и называвшаяся фамильною. Она переходила от венценосных родителей к их наследникам, как драгоценный знак родительского благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Но ни первоначальным аввам и копателям пещер, ни даже ближайшим их сотрудникам и преемникам, не суждено было видеть, как процвела поверх земли та лавра, которой глубокие корни подвека поливали они потом своим и слезами в недрах родной земли. Антоний испросил только гору, а Феодосий успел лишь заложить первое основание великолепного храма в 1073 году. Стефан, его преемник, достроил каменное здание, обнес оградою и перевел братию из древней пещерной обители в новую; но и он оставил лавру прежде ее совершения. Великий игумен Никон, один из первых, спасавшихся с преподобным Антонием, и постригший самого Феодосия, будучи призван после него в настоятели лавры, имел только утешение видеть ее расписанною пришельцами Цареградскими. Собор Успенский освящен был наконец при игумене Иоанне, 36 лет после его основания, уже при Великом Князе Всеволоде митрополитом Иоанном с четырьмя епископами, которые чудно соединились на торжество сие из дальних своих епархий, как некогда лик Апостолов к Успению Пречистой Девы: и день освящения 14 Августа, доселе празднуемый, ознаменовался еще год спустя торжественным перенесением нетленных мощей Феодосия из пещеры в основанный им храм. Сия небесиподобная церковь , по сказанию современников, послужившая образцом для других благолепных храмов, была вся украшена с чрезвычайною пышностью внутри и снаружи: золотая мусия сияла вокруг на всех стенах и наипаче в алтаре, где дивно изобразилась сама собою чудная икона Богоматери над горним местом пред глазами иконописцев Царьградских: разноцветными мраморами был устлан помост, драгоценными камнями горели иконы, золотой крест водружен был на главе: каменная обширная ограда охраняла обитель, и двойными вратами в нее входили, одними князья и чины духовные, другими же народ и выносились мертвые. «Чудно было поистине, говорит летописец Нестор, постриженный еще во дни блаженного Феодосия, видеть черноризцев, коих совокупил Господь в обители Своей Матери, как некия светила, из всех пределов Русской земли. Одни предавались бдению, другие проводили время в коленопреклонениях и постились чрез день и два; кто питался только хлебом и водою, кто зелием вареным или суровым, и все пребывали в любви; меньшие покорялись старейшим, не смея говорить пред ними, разве с великим послушанием: также и старейшие с любовью назидали младших, как возлюбленных детей своих; если кто впадал в некое согрешение, два и три других брата, добродетельные, разделяли с ним наложенную на него эиитимию ради утешения и великой любви: если же кто удалялся из обители, все о нем печаль имели и убеждали возвратиться; убедив же, умоляли за него игумена и с радостью опять воспринимали. – Таковы были божественная любовь, смирение и воздержание в тех святых братиях, которые доныне сияют и по смерти различными чудесами, как неугасаемые светильники, и молят Бога за оставшихся и всех работающих в обители Божией Матери.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010