По возвращении в Грузию И. занял должность преподавателя философии и физики в Тифлисской ДС, в 1836-1837 гг. исполнял обязанности эконома семинарии. В Тифлисе И. сблизился с груз. поэтом Н. Бараташвили и стал членом организованного им лит. кружка. На одном из заседаний было решено поручить И. написать историю Грузии древнейшего периода. В 1838 г. И. закончил монографию «Историческое и географическое описание Древней Грузии» (СПбФИВ РАН. Ф. акад. М. Броссе. Д. 36; Орбели. 1956. С. 45), где были описаны царства Закавказья: Колхида, Иверия и Албания Кавказская . По мнению исследователей, автором были проанализированы оригиналы основных источников античной историографии, что «знаменовало новый этап в развитии исторической науки в Грузии» ( Барамидзе, Ватеишвили. 1978. С. 35). В 1837 г. И. завершил «Грузинскую грамматику» и приступил к составлению классической грузинской азбуки (отзыв на нее написал Броссе - ЦГИАГ. Ф. 440. Оп. 1. Д. 154. Л. 22). В 1838 г. при содействии И. на груз. языке была издана составленная И. «Азбука грузинская, полезная грузинским молодым людям», а также «Абдул-Мессия» прп. Иоанна Шавтели и «Тамариани» Чахрухадзе. Издания «способствовали возрождению интереса к древнегрузинской литературе». В 1840 г. были напечатаны составленные И. «Первоначальные правила (каноны) грузинской грамматики». В 1842-1844 гг. И. жил в С.-Петербурге и служил чиновником канцелярии Святейшего Синода РПЦ. Он продолжал научные разыскания, в «Журнале Министерства народного просвещения» и «Журнале Министерства внутренних дел» публиковал статьи, посвященные истории древней Грузии, этнографическому исследованию истории груз. народа, истории отдельных храмов, мон-рей (мцхетского кафедрального собора Светицховели, мон-ря Марткопи и др.) и городов. В 1841 г. в С.-Петербурге была издана «Краткая история Грузинской Церкви», ставшая первым исследованием по истории Грузинской Церкви, осуществленным И. на основе как грузинских, так и греко-лат. источников. И. высказал четкие суждения относительно мн. спорных моментов истории ГПЦ: христианизации Грузии и Крещения Картли, организации первой церковной структуры, иерархической подчиненности Церкви Картли в 1-е столетие ее существования и т. д. В письме акад. С. П. Шевырёву И. отмечал: «Грузинская Церковь, по одной своей древности уже достойная внимания всех,- осталась до ныне без своей истории. Грузины, занятые войной с соседними нехристианскими народами, не имели ни случая, ни времени передать потомству историю ее. Я первый решился представить ее в кратком очерке и всем сведениям о Грузинской Церкви дать возможный систематический порядок» (цит. по: Барамидзе, Ватеишвили. 1978. С. 15). «Краткая история...» вызвала интерес русского читателя. Н. А. Некрасов в «Литературной газете» (1843. 35) опубликовал рецензию на нее, где высоко оценил труд груз. ученого.

http://pravenc.ru/text/578390.html

Епархиальное собрание, состоявшееся 16-22 марта 1905 г. в Кутаисе, поддержало требование духовенства Вост. Грузии о восстановлении автокефалии ГПЦ: еп. Имеретинский Леонид (Окропиридзе ; 1900-1908; в 1918-1921 Католикос-Патриарх Грузии) вместе со всеми груз. епископами подписал соответствующую петицию 176) в Святейший Синод. В 1906 г. в С.-Петербурге еп. Леонид принимал участие в заседаниях Предсоборного Присутствия РПЦ , где в т. ч. обсуждался и вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ. В 1915 г., во время первой мировой войны, в И. е. открылись лазареты (общее число коек 54) в мон-рях Моцамета и Гелати (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 58289. Л. 26). 12 марта 1917 г., после восстановления автокефалии ГПЦ, И. е., как и др. груз. епархии, вышла из юрисдикции Грузинского Экзархата и стала подчиняться Временному церковному управлению. 17 сент. 1917 г. на I Соборе ГПЦ И. е. была упразднена и в пределах бывш. ее юрисдикции были созданы Кутаисская, Гаенатская (Гелатская) и Никорцминдская епархии. Ныне территории И. е. окормляются Ванско-Багдатской, Кутаисско-Гаенатской, Маргветско-Убисской, Никорцминдской, Хонско-Самтредийской и Чиатурско-Сачхерской епархиями ГПЦ. Архиереи архиеп. Софроний (Цулукидзе; 19 нояб. 1821 - 8 нояб. 1841), митр. Давид (Церетели; 7 авг. 1843 - 18 янв. 1853), еп. Евфимий (Цулукидзе; 14 апр. 1853 - 4 апр. 1856), еп. Герман (Гоголашвили; 2 сент. 1856 - 2 июля 1860), свт. Гавриил (Кикодзе; 2 июля 1860 - янв. 1896), еп. Виссарион (Дадиани; июнь 1896 - 4 авг. 1900; до 6 июля 1898 в. у.), еп. Леонид (Окропиридзе; 12 авг. 1900 - 1 февр. 1908), еп. Георгий (Аладашвили; 1 февр. 1908 - 17 сент. 1917). Карта И. е.: см. карту к ст. Грузинский Экзархат РПЦ . Лит.: История груз. иерархии. М., 1826. С. 47-49; Кавказский календарь на 1855 г. Тифлис, 1854. С. 650; Кавказский календарь на 1886 г. Тифлис, 1885. С. 70; Груз. календарь на 1891 г. Тифлис, 1890. С. 184; Рункевич С. Г. Груз. экзархат//ПБЭ. 1903. Т. 4. Стб. 736-750; Тадумадзе М. Социально-экономическое положение церк.

http://pravenc.ru/text/389493.html

н. Архиерейском холме в Кутаисе. Были проведены существенные преобразования: значительно уменьшена численность церквей и духовенства, оставлено 2 архимандрии (в Киккском мон-ре на о-ве Кипр и в храме Баграта), 6 мон-рей (мужские: гелатский Успения Пресв. Богородицы и гелатский вмч. Георгия, Джручи, Моцамета, Кацхи, Челиши; жен. мон-рь Мгвимеви был открыт после учреждения И. е.), из к-рых только гелатский Успения Пресв. Богородицы был признан мон-рем 1-го класса (История груз. иерархии. 1826. С. 47-49; Кавказский календарь. 1854. С. 650). Упраздненные церкви и монастыри разрушались, в тяжелом положении оказались также действующие храмы и обители, поддерживаемые лишь иждивением местного духовенства, поскольку у властей не было средств, необходимых для обновления разрушавшихся древних строений. За казенный счет в сер. XIX в. был отреставрирован только монастырский комплекс Гелати. Территория И. е. была разделена на 3 уездных благочиния (Кутаисское, Шорапанское и Рачинское), которые в свою очередь подразделялись на благочиния волостные. В кон. XIX в. в состав Кутаисского церковного благочиния входили Кутаисское, Ванское, Кулашское, Свирское, Окробское и Симонетское благочиния; Шорапанского - Шорапанское, Сачхерское, Харагаульское, Сверское и Чхарское; Рачинского - Онское, Барское, Садмельское и Никорцминдское (Груз. календарь. 1890. С. 184). В 1826 г. была утверждена должность благочинных в монастырях гелатском Успенском и Челиши (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 2014; Кавказский календарь. 1885. С. 70). Часть духовенства состояла в штате и получала жалованье из казны, другая находилась за штатом и существовала за счет церковных доходов и пожертвований. Материальное обеспечение духовных лиц, освобожденных от должности в результате реформы, должно было взять на себя гос-во, однако из-за отсутствия средств это сделано не было. Церковная реформа подразумевала также улучшение социального положения церковнослужителей: при непосредственном вмешательстве митр. Ионы и на основе представленных им документов в 1829 г.

http://pravenc.ru/text/389493.html

Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в. Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в. В 1909-1912 гг. в Эривани выходил духовный ж. «Вестник Эриванского православного прихода». К 1913 г. на территории Е. в. действовало свыше 30 правосл. церквей в Александрополе, Карсе, Эривани, Сарыкамыше, Каракурте, Кагызмане, Джалал-Оглы, Канакере, Ольты, в селах Арзни, Димитров, Анкаван и др. 13 дек. 1912 г. решением Святейшего Синода РПЦ для окормления правосл. паствы на территории исторической Армении было учреждено Е. в. Первым викарием стал Бакинский вик. еп. Пимен (Пегов ; 13 дек. 1912 - 12 февр. 1915, переведен Балтским викарием в Подольскую и Брацлавскую епархию). В 1907-1911 гг. он занимал должность ректора Тифлисской ДС, с 1907 г. был членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы . Уже будучи Ереванским викарием, временно управлял Грузинским Экзархатом с 20 мая до 26 июня 1914 г. (после кончины экзарха архиеп. Алексия II (Молчанова) и до поставления во экзарха архиеп. Самарского и Ставропольского Питирима (Окнова) ). В 1915 г. входил в состав Комитета Грузинского Экзархата по сбору пожертвований на военные нужды (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 24173. Л. 59; Ед. хр. 26424. Л. 1). 12 февр. 1915 - 24 марта 1916 г. кафедру Е. в. занимал перешедший с Чебоксарской кафедры Леонтий (Вимпфен ; расстрелян 6 июля 1919), штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, позже переведенный на Оренбургскую кафедру Кустанайским викарием (Правосл. собеседник. 1915. Февр. С. 373). 23 марта (по др. источникам, 24 или 26 апр.) 1916 г. в тифлисском кафедральном Сионском соборе (см. Тбилисский Сиони ) на Ереванскую кафедру был хиротонисан ректор Кишинёвской ДС архим. Дамиан (Говоров ; с 7 июля 1917 епископ Петровский, викарий Саратовской епархии), с 28 марта штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы (Речи при наречении во епископа Ереванского//ПрибЦВед. 1916. 21. С. 503-506).

http://pravenc.ru/text/190125.html

Известны имена настоятелей М. кон. XIX - нач. XX в. (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57648, 64347; Ф. 500. Оп. 4. Д. 11). В М. более 40 лет служил иеродиак. Иосиф (Харазишвили). В кон. XIX в. он оборудовал дорогу к столпу прп. Антония, прежде неприступному. Основываясь на древнем предании о том, что в лесу близ М. была церковь, рядом с к-рой под деревянным крестом погребены мощи 12 убитых братьев-монахов, иеродиак. Иосиф раскопал находившийся рядом с крестом холм и в 1911 г. нашел развалины старой церкви (высота стен чуть больше метра, сохр. черепица зеленого цвета). Под одиночным крупным камнем он обнаружил большую комнату, выстроенную из камня и извести, с выступами в нижней части стены, где в сидячем положении находились скелеты 12 чел. с отрубленными головами (Сахалхо газети (Народная газета). Тифлис, 1912. 7. С. 2). Рельеф кафоликона. Фотография. Нач. XXI в. Рельеф кафоликона. Фотография. Нач. XXI в. 27 июня 1918 г. в М. был убит первый после восстановления автокефалии ГПЦ католикос-патриарх Грузии сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) (1917-1918). С установлением в Грузии советской власти (1921) на Церковь начались гонения. Благодаря письмам, посланным католикосу-патриарху Грузии исп. Амвросию (Хелая) (1921-1927) настоятелем М. архим. Германом (Иашвили) (12 и 20 апр. 1923), известно, что члены Марткопско-Норийского исполнительного комитета на Благовещение описали имущество мон-ря, но «народ не давал им арбы и сопротивлялся разорению монастыря». 19 апр. братию М., состоявшую из 12 насельников, разогнали, в М. разрешили жить только «слепым, хромым и старикам»: остались архим. Герман, иером. Харалампий (Хомасуридзе), иеродиак. Айтала (Дзамашвили), слепой мон. Иосиф (Меладзе) (Монастырь Марткопи. 2009. С. 18). 19 июля 1926 г. жители с. Марткопи обратились к председателю ЦИК Грузии с просьбой открыть церковь в М. (ЦГАНИГ. Ф. 284. Оп. 1. Д. 149. С. 44). Был открыт не только кафоликон, но и сам мон-рь. 9 авг. 1932 г. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Каллистрата (Цинцадзе) (1932-1952) еп.

http://pravenc.ru/text/2562482.html

связана с именем основоположницы монашеской жизни в мон-ре Теклати мон. Саломии (Тавдгиридзе) († 1879), происходившей из княжеского гурийского рода. Она получила домашнее образование, обладала поэтическим даром ( Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 12, 13). Овдовев после 10-летнего замужества, совершила паломничество на Св. землю (1864), посетила св. места Вост. Грузии. В 1865 г. поселилась на пустующем в то время «Острове Архангелов» в сопровождении монахини и служанки (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11; Истинная монахиня Саломе Тавдгиридзе. 1897. С. 3; Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 390, 391; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 13). В этот период жен. мон-рей и зарегистрированных жен. общин в Мегрелии не было. В рапорте в Грузино-Имеретинскую синодальную контору от 27 янв. 1866 г. еп. Мингрельский Тарасий (Елиава) спрашивал священноначалие, «дозволить ли таковым (свободным женщинам крестьянского происхождения.- Авт.) находиться при монастырях... или по неимении женского монастыря в Мингрелии отказывать просительницам» (ЦГИАГ. Ф. 489. Д. 24598. Л. 1; Алексий (Шушания). 2003. С. 390-391). Численность сестер в новооснованной обители постепенно росла и со временем достигла примерно 10. Сестрам удалось возвести каменное строение для келий. Материальной помощи в то время они ни от кого не получали, труды сестер сопровождались мн. скорбями и лишениями. Сохранились сведения о том, что в этот период многие из них были удостоены чудесных явлений. Поскольку вершина холма, на к-рой располагалась обитель, была мала и неудобна для устройства на ней большого мон-ря, настоятельница стала искать для обители др. место ( Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 378-381, 391). Послушница Агафия Салакая (настоятельница мон-ря Теклати в 1878-1903) и одна из сестер обнаружили в 2 верстах от «Острова Архангелов», близ сел. Сахарбедио, небольшую заброшенную базилику во имя вмч. Георгия и решили вести там подвижническую жизнь. Пустынник схим. Онисифор (Пачулия), к к-рому монахини обратились за благословением, посоветовал им не отделяться от общины, а продолжать строить обитель. Мон. Саломия осмотрела выбранное Агафией место и приняла решение о строительстве здесь обители, т. о. в 1873 г. был основан мон-рь Теклати (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11-13; Алексий (Шушания). 2003. С. 382). Ок. 1873 г. прп. Алексий (Шушания) привез в мон-рь свою сестру Софию. Сведения о жизни прп. Алексия (Шушании)

http://pravenc.ru/text/2562970.html

В 1918 г., после роспуска учеников, в М., чтобы ухаживать за прп. Алексием, переехали подвизавшиеся в мон-ре Теклати двоюродные сестры и духовные чада преподобного схимонахини Фавста (Шушания) и Акепсима (Шушания) ( Шио (Муджири). 2015. С. 159). Прп. Алексий пользовался духовным авторитетом также и у иерархов ГПЦ и известных общественных и церковных деятелей, среди которых - экзарх Грузии архиеп. Алексий (Опоцкий), еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), католикос-патриарх всей Грузии исп. Амвросий (Хелая) , прот. Каллистрат Цинцадзе (впосл. католикос-патриарх всей Грузии), церковный историк Ф. Жордания , писатели Д. Мегрели и Ш. Н. Дадиани, окружной епархиальный наблюдатель прот. сщмч. Иоанн Восторгов и др. ( Восторгов. 1903. С. 31; Шушания. 2002. С. 8; Преподобный Алексий и его обитель. 2006. С. 362; Шио (Муджири). 2012. С. 11-19). О почитании прп. Алексия со стороны католикоса-патриарха всей Грузии исп. Амвросия (Хелаи) говорит письмо предстоятеля Церкви от 14 янв. 1922 г., адресованное прп. Алексию, в к-ром он благодарит преподобного за поздравления и отмечает: «По произволению Господа мне дан тяжкий крест, и поэтому особо нуждаюсь в Ваших молитвах. Надеюсь, что Ваши молитвы облегчат мою ношу и сделают плодотворными мои труды» (Преподобный Алексий и его обитель. 2006. С. 355, 356). Признанию духовного авторитета прп. Алексия способствовали его произведения на религиозные и актуальные общественные темы, издаваемые в виде брошюр, часто бесплатно распространяемых, такие как «Духовные письма и рассуждения», «Краткое пособие для монашествующих», «Поучения иеромонаха-затворника Алексия», «Единство и Церковь», «Народ и Церковь», «Жизнеописание преподобного отца схим. Онисифора, отшельника и пустынника» и др.; издавались также сборники его стихов. Сотрудничал прп. Алексий с периодическими церковными и светскими изданиями, такими как «Мцкемси» (Пастырь), «Шинаури сакмееби» (Дела домашние) и др. ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7-10). Почитание прп. Алексия продолжалось и в годы начавшихся в Грузии гонений на Церковь. Так, ок. 1921-1922 гг. в г. Сенаки распространился слух о том, что его убили. Согласно сведениям схим. Фавсты (Шушании), торговцы на базаре, бросив свой товар, с криками побежали в М., находившийся на расстоянии ок. 2,5 км. Толпа людей требовала от насельниц, чтобы им позволили увидеть преподобного. Разошлись лишь после того, как прп. Алексий выглянул из окна своей кельи (Рассказ послушницы Зои (Шушании) и мон. Нины (Шушании) со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 5 мая 2013//Личный архив митр. Шио (Муджири)). 25 июля 1922 г. в М. произошло изъятие церковных ценностей (ЦГИАГ. Ф. 284. Оп. 1. Л. 96). Преподобный, чтобы защитить основанную им обитель, еще в 1921 г. написал завещание, к-рое помогло уберечь М. в годы гонений.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Колокольня мон-ря Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) Колокольня мон-ря Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) Освящение храма 27 сент. 1886 г. совершил свт. Гавриил ( Джугели. 1886. 28. С. 3; 30. С. 7-9). Богослужение в обители, где в разное время числилось от 50 до 150 насельников, совершалось ежедневно по уставу Афонской Горы ( Агафодор (Преображенский). 1894. С. 54-56). 1-м настоятелем Д. стал игум. Варлаам, пожертвовавший на восстановление храма 24 тыс. р. (Св. архиерей Александр (Окропиридзе) и Абхазия. 2006. С. 188). Позднее он уехал в Армавир, через нек-рое время был назначен настоятелем основанного грузинами в 1737 г. кизлярского в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-ря . 31 янв. 1888 г. Д. возглавил также бывш. афонский насельник игум. Харалампий, утвержденный в должности настоятеля Святейшим Синодом 21 марта 1890 г. С 4 сент. 1891 г. Д. управляли Сухумские епископы: Агафодор (Преображенский) , Петр (Другов; с 19 сент. 1893), Арсений (Изотов; со 2 февр. 1895), Серафим (Чичагов ; с 10 апр. 1905), сщмч. Кирион III (Садзаглишвили ; с 3 февр. 1906, впосл. Католикос-Патриарх Грузии), Димитрий (Сперовский ; с 25 янв. 1907), Андрей (Ухтомский ; с 25 июля 1911), Сергий (Петров ; 22 дек. 1913 - 1 сент. 1919) ( И. Н. 1898. С. 88; Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. 2006. С. 398, 399, 402). Мон-рь постепенно обзавелся обширным хозяйством: в указе Святейшего Синода 1919 от 7 мая 1886) говорилось об окончательном утверждении за Д. земельного надела в размере 219 дес., 19 из к-рых располагались непосредственно вокруг мон-ря, 200 - в 3 верстах от него (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 40793. Л. 341). В нач. 90-х гг. XIX в. Д. были отведены еще 50 дес. земли в Цебельде. Участки обрабатывались братией и сдавались в аренду, на них мон-рь устроил хутор, пасеку, огород, виноградник, сеял хлеб, на цебельдинском участке косили траву и пасли скот. К Д. были приписаны 2 скита. В 1892 г. в 2 верстах от мон-ря, в с. Эстонка, житель Екатеринодара (ныне Краснодар) Ф. И. Даниленко возобновил каменную церковь XIII в., к-рую 4 авг. 1893 г. еп. Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор (Преображенский) освятил во имя великомучеников Пантелеимона и Феодора Стратилата и при к-рой учредил скит. В нач. XX в. здесь проживало до 20 чел. братии (Св. сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) и Абхазия. 2006. С. 189). В 1889 г. в 8 верстах от Д. был освящен храм во имя Всех святых, построенный в XIII-XIV вв. (первоначальное посвящение храма неизвестно); при нем также был учрежден скит.

http://pravenc.ru/text/180405.html

Подлинными переводами Иоанна Петрици считаются переводы сочинений еп. Немесия Эмесского «О природе человека» (Кекел. S 1358, XVII в.) и Прокла Диадоха «Элементы теологии» (комментарии Петрици. Кекел. H 1337, XIII в.); оригинальным его сочинением является предисловие к несохранившимся Толкованиям Иоанна Петрици на Псалтирь (Кекел. Н 1337, XIII в.). Согласно источникам, ему принадлежит также перевод сочинений Аристотеля «Об истолковании» и «Категории». Т. Цкитишвили считает, что большинство названных сочинений гелатской школы принадлежат Иоанну Петрици. В XI-XII вв., возможно, были переведены или созданы неск. сборников высказываний т. н. внешних философов (ЦГИАГ. Ркп. 75, XV в.; Кекел. A 67, XVI в. и др.; изд. Лолашвили), распространенных в эллинистическую и визант. эпохи. В тот же период Петре Гелатели, Иезекиели, Иоанн Петрици, католикос-патриарх Арсений (Булмаисимисдзе), а также оставшиеся неизвестными авторы создали ямбические стихотворения в эллинофильском стиле (см. разд. «Нелитургическая духовная поэзия»). Ист.: Немесий Эмесский. О природе человека/Текст подгот.: С. Горгадзе. Тбилиси, 1914 (на груз. яз.); Кекелидзе К. Толкование Екклесиаста Митрофана Смирнского. Тифлис, 1920 (на груз. яз.); Иоанн Петрици. Труды/Текст подгот.: С. Каухчишвили, Ш. Нуцубидзе. Тбилиси, 1937-1940. 2 т. (на груз. яз.); он же. Рассмотрение платоновской философии Прокла Диадоха/Примеч.: Г. В. Тевзадзе. М., 1984; Ioane Petristi. Kommentare zur «Elementatio Theologica» des Proclos (Ausgewälte Texte)/Einl. von L. Alexidze//Orthodoxes Forum. St. Ottilien, 1995. Bd. 9; он же. Толкования «Элементов теологии» Прокла Диадоха/Пер., исслед.: Д. Меликишвили. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); КЦ. 1955. Т. 1 (на груз. яз.); Иоанн Петрици. Лествица добродетели/Подгот. текста: И. Лолашвили. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Поучения и мудрость философов/Сост.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); ПГП. 1970. Т. 3; Рапава М. Сочинения Аммония, сына Гермия, в груз. лит-ре. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Иосиф Флавий. Иудейские древности/Ред.: Н. Меликишвили. Тбилиси, 1987-1988 (на груз. яз.); Хоперия Л. Древнегруз. переводы «Диспута с Пирром» Максима Исповедника: Текст, исслед.: Дис. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Gregorius Nazianzenus. Opera: Versio Iberica. Oratio XLIII (cum comment. Nicetae Heracliensis)/Ed. B. Coulie, H. Metreveli, T. Otkhmezuri etc. Turnhout; Leuven, 2004. (CCSG; 52. Corpus Nazianzenum; Vol. 17).

http://pravenc.ru/text/639853.html

М. известен как щедрый жертвователь. Так, он даровал множество поместий и крепостных бичвинтскому кафедральному собору во имя Пресв. Богородицы; возводил на церковной земле храмы, дарбази (большие дома), деревянные башни, приобретал для Церкви скот и поля (ПГП. 1970. Т. 3. С. 498-503). По повелению М. для бичвинтского собора была написана икона ап. Андрея (утрачена), создан дорогой оклад (Книга пожертвований католикоса-патриарха Малахии II Бичвинте//ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 5033). Также М. пожертвовал иконе 3 семьи крепостных (ПГП. 1970. Т. 3. С. 498). Католикосату он передал украшенное жемчугом патриаршее облачение, церковную утварь, изготовленную из серебра и драгоценных камней, богато декорированные книги и др. (Там же. С. 497-498). М. заказал оклад для т. н. проповеднической иконы, одной из главных святынь патриаршего кафедрального собора Светицховели , к-рую привез в Зап. Грузию католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Иоанн IX (1612-1617), укрывавшийся от нашествий на Вост. Грузию иран. шаха Аббаса I. Сведения об этом сохранились в надписи М. на окладе ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 442). Икона (36 ´ 17 см, ГМИГ) представляет собой чеканный триптих с изображением св. равноап. Нины и груз. царя Мириана , а также композиции: почившая с хитоном Господним св. Сидония , Животворящий Столп (груз.- Свети Цховели) над ней, поддерживаемый ангелами, внизу - св. Нина, сверху - фигура благословляющего Христа. По заказу М. также была оформлена рака, в к-рой хранились риза Пресв. Богородицы и мощи вмц. Марины (рука), вмч. Георгия и св. Иоанна Предтечи ( Такаишвили. 1913-1914. Т. 3. С. 153-154). По просьбе М. князья Одиши Леван II Дадиани (1611-1657) и Гурии Мамия II Гуриели (1600-1625) пожертвовали Абхазскому Католикосату несколько поместий (ПГП. 1970. Т. 3. С. 41-44). М. скончался в 1639 г. Ист.: Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 442, 445, 448; Такаишвили Е. Древняя Грузия. Тифлис, 1913-1914. Т. 3 (на груз. яз.); КЦ. 1959. Т. 2. С. 393; Кастелли Х. Альбом зарисовок и реляций о Грузии/Пер. на груз. яз., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тб., 1976 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2561714.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010