Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖУМАТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ], историческая епархия (XV в.- 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . Территории Д. е., а также Шемокмедской и Ниноцминдской епархий входили в состав Гурийского княжества. Основание Д. е. связано с процессом выделения Гурийского княжества из состава Имеретинского царства в XV в., что отразилось также и на стремлении гурийских князей к церковному сепаратизму и автономии от Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на Имеретинское царство. Кафедрой Д. е. являлся муж. мон-рь Джумати , во имя архангелов Михаила и Гавриила. Зимняя резиденция Джуматского епископа, Джуматели, находилась в с. Богили. Д. е. ограничивалась с севера р. Риони, с юга р. Супса, с запада Чёрным м., с востока регионом Саджавахо, являвшимся спорной территорией между Гурийским княжеством и Имеретинским царством (АКавАК. Т. 4. С. 432-434). В 70-х гг. XVIII в. Саджавахо перешло под власть имеретинского царя Соломона I (1752-1784) и расположенные на его территории 19 церквей, в т. ч. ц. св. Иоанна Крестителя в Удабно, духовный и культурный центр Гурии, вошли в состав Кутаисской епархии (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 134). Джуматскую кафедру, как и др. кафедры Гурии, занимали в основном представители влиятельных гурийских (позже и имеретинских) княжеских родов: Гуриели, Шарвашидзе, Чхетидзе, Мачутадзе, Абашидзе и др. Первым известным епископом Джуматским был Симеон I (Чхетидзе) (30-60-е гг. XVI в.). Период его правления совпадает с активным продвижением представителей его рода на высокие церковные должности в Зап. Грузии (напр., католикосы-патриархи Зап. Грузии Евдемон I (Чхетидзе ; 1557-1578), Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666) и др.). С нач. XVII в. и до 1639 г. Д. е. возглавлял Малахия I (в 1616-1639 католикос-патриарх Зап. Грузии Малахия II (Гуриели) ), сын гурийского кн. Георгия II Гуриели, занимавший одновременно с Д. е. также Цаишскую и Хонскую кафедры. В 1625 г. он сосредоточил в своих руках и светскую власть в Гурийском княжестве. Период его правления характеризуется созидательной деятельностью: он восстановил и украсил мн. мон-ри и церкви, упорядочил вопросы, связанные с доходами епархии, и материально обеспечил церкви Зап. Грузии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

Указом Александра I от 1 июля 1811 г. было упразднено 5 архимандритий; Бодбийская епархия преобразова в архимандритию. Т. о., в Вост. Грузии действующими остались 5 архимандритий: Кватахевско-Шиомгвимская, Кахетинская, Бодбийская, Давидгареджийская и Иоанна Крестителя (Натлисмцемельская). Ввиду низкой доходности одни мон-ри были упразднены (напр., Икорта, Тирсский, Ларгвиси), другие преобразованы в часовни (Некреси, Анагрский, Магаройский, Авчальский), нек-рые, напротив, расширены (Самтавро, Бодбе) (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 1014. Л. 1-2). В 1814 г. восстановлен мон-рь Шуамта, в 1822 г. экзарх архиеп. Феофилакт на территории дворца царицы Дареджан в Тифлисе основал Преображенский мон-рь. В 1811-1814 гг. Духовная дикастерия Грузинского Экзархата, 30 авг. 1814 г. преобразованная в Грузино-Имеретинскую синодальную контору , занималась сбором документов, отражающих имущественное положение монастырей и церквей Вост. Грузии, а также приписанных к ним крестьян. Были составлены описания мон-рей Бодбе, Алаверди, Хирса, церквей Анагрской, Магаройской, Авчальской, Метехи и др. 30 авг. 1814 г. в связи с увеличением епархий Вост. Грузии с 2 до 3 возникла необходимость создать еще одну архимандритию. Под Телави из-за близости к городу был восстановлен монастырь Шуамта, до этого входивший в ту же архимандритию, что и мон-рь Натлисмцемели. Настоятель обители (имя неизв.) замещал архиепископа Телавского и Грузино-Кавказского и управлял епархией, когда тот был в отъезде. В 1818 г. экзарх архиеп. Феофилакт с согласия Святейшего Синода издал распоряжение о коммутации церковных налогов. Согласно новой налоговой системе, поместные налоги (гала, кулухи), налоги паствы (драма, сахуцо) и др. должны были быть внесены деньгами. Величина налогов в результате пересчета увеличилась почти вдвое, это вызвало протесты среди населения. В 1819-1820 гг. в кахетинских селах Бодбе, Бодбисхеви был раскрыт заговор крестьян, отказавшихся платить денежный налог вместо натурального ( Тадумадзе. 2006. С. 26-27). Недовольство выразили и прихожане тифлисских церквей, к-рые были вынуждены платить пошлину за исповедь и причастие ( Чантладзе. 1975. С. 85).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

При экзархе Грузии архиеп. Ионе (Василевском) (1 окт. 1821 - 5 марта 1832, с 22 авг. 1828 митрополит) была продолжена реорганизация Церкви в Грузии, подразумевавшая в т. ч. секуляризацию, требовавшую полного описания церковного имущества и уточнения доходов священно- и церковнослужителей. В 20-х гг. XIX в. была подготовлена опись, согласно к-рой число церковных крестьян муж. пола в Картли-Кахети составило 14,7 тыс. душ, доходы, полученные от их налогов,- 30 тыс. р. (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 1179. Л. 19). По др. данным, в 1830 г. в Вост. Грузии проживала 4021 церковная семья и доходы, полученные от них, составляли 25 124 р. 70 к. ( Тадумадзе. 2006. С. 20). По описи 1826 г., 108 семей т. н. церковных дворян в Картли-Кахети владели 552 семьями крепостных. Несмотря на попытки, власти не смогли уточнить их доходы. 8 июля 1847 г. по решению имп. Николая I имущество карталино-кахетинских церковных дворян, управлявших землями Церкви, стало собственностью казны ( Гоголадзе. 1971. С. 12). Первый этап секуляризации земель в Вост. Грузии прошел в 1811-1841 гг. и затронул в т. ч. и церковное имущество. По решению 4 нояб. 1828 г. церковные крестьяне, находившиеся в ведении Грузино-Имеретинской синодальной конторы и платившие налоги за пользование церковной землей в казну, а также церковные земли временно (до 1852) поступили в распоряжение городского управления ( Чантладзе. 1975. С. 88). На 2-м этапе секуляризации (1843-1853) 6150 семей (46 150 душ) церковных крестьян Вост. Грузии перешли в казенное ведомство Тифлисской губ. (Там же. С. 90). По др. данным, в это время в Картли-Кахети было 6126 семей (45 873 души) церковных крестьян (Извлечение из отчетов Экспедиции гос. имуществ при Главном управлении Закавк. края за 1854 и 1855 гг.//АКавАК. 1888. Т. 11. С. 845; Чантладзе. 1975. С. 90). Церковные земли в этот период занимали 279 дес. ( Тадумадзе. 2006. С. 28). В 1853 г. церковное имущество Вост. Грузии перешло в распоряжение казны, церковные крестьяне имели прежний статус. В 1869 г., во время 3-го этапа секуляризации, церковное движимое и недвижимое имущество перешло в собственность казны. Церковные крестьяне были описаны как государственные и обложены гос. налогами ( Гоголадзе. 1971. С. 20).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

1917. 205. С. 3; Николадзе. 1918. С. 241). Святейший Синод, Поместный Собор Российской Православной Церкви, а вслед и др. Поместные Церкви не признали решения Собора канонически обоснованными. Против акта груз. архиереев 29 дек. 1917 г. выступил Патриарх Московский и всея России Тихон, призывая ГПЦ, сообразуясь с церковными канонами, выразить свое стремление к автокефалии суду Всероссийского Собора, дабы не подвергнуться отчуждению от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Однако высшие представители ГПЦ проигнорировали это обращение, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между ГПЦ и К-польской Церковью (далее см. ст. Грузинская Православная Церковь ). Учреждение Кавказского Экзархата РПЦ 10 июля 1917 г. на объединенном заседании Временного правительства и Синода параллельно с утверждением Временных правил о правовом положении Грузинской Церкви было принято постановление 4423 о «Временных правилах пребывания и действия РПЦ в Закавказье», распространявшихся на Тифлисскую, Елизаветпольскую, Бакинскую, Эриванскую, Кутаисскую, Черноморскую губернии и Карсскую, Батумскую области, Артвинский, Закатальский и Сухумский округа. Святейший Синод вынес постановление о добровольном вхождении русской и др. негруз. паствы в Кавказский Экзархат (КЭ), об установлении кафедральной резиденции КЭ в Тифлисе, об именовании Кавказского экзарха Тифлисским митрополитом и Кавказским экзархом, о разделении КЭ на епархии под рук. епископов, подчинив их экзарху, о сохранении всех негруз. правовых, адм. и церковно-просветительских учреждений в юрисдикции КЭ. Это постановление было утверждено Временным правительством и 11 июля 1917 г. отправлено специальным циркуляром экзарху Грузии Платону (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 23269. Л. 1; Ф. 489. Ед. хр. 60358. Л. 1). Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев; с 1918 епископ Елизаветпольский КЭ), вскоре удаленный груз. архиереями из Грузии. 23 авг. 1917 г. отряд из 60 чел. во главе с членом национально-демократической партии Д.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Груз. общественность, еще во 2-й пол. XIX в. поднявшая вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ, возлагала большие надежды на Февральскую революцию. Однако, когда стало ясно, что Временное правительство, обещавшее восстановление независимости ГПЦ, сохранило Г. Э. и все права экзарха, груз. духовенство приняло решение объявить о неподчинении Временному правительству (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3238. Л. 52; Оп. 27. Ед. хр. 4671. Л. 31; Ед. хр. 5412. Л. 3; Ф. 488. Ед. хр. 26429. Л. 3; Иверия. 1906. 4. С. 12; Цагарели. 1912. С. 324-327; Закавказье. 1907. 188. С. 3). Мцхетский Собор и провозглашение восстановления автокефалии ГПЦ 12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем соборе Светицховели был проведен Собор духовенства всей Грузии, где была провозглашена автокефалия ГПЦ. В Постановлении Мцхетского Собора, зачитанном в тот же день в Светицховели в присутствии 10 тыс. чел., говорилось: «Приняв во внимание, что 1) в Грузинской Церкви, имевшей, согласно с канонами Вселенских Соборов, автокефальное существование, уничтожение или упразднение которого не подлежало компетенции никакой силы, за исключением Вселенского Собора, совершенно антиканонически приостановлено было автокефальное управление и что 2) в России установилась новая форма государственного управления, с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви, признали необходимым и единогласно и единодушно постановили: с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление в Грузии и, пока произведены будут канонические выборы Католикоса Грузинской Церкви, местоблюстителем его назначить преосвященного Леонида (Окропиридзе), епископа Гурийско-Мингрельского, и при нем для управления Церковью, под его председательством, учредить Временное Управление Грузинской Церкви в составе духовных и светских лиц» ( Егоров. 1917. С. 9). Во Временное управление (ВУ) ГПЦ вошли: епископы Антоний (Гиоргадзе), Леонид (Окропиридзе), протоиереи Н. Талаквадзе, К. Кекелидзе, свящ. Василий и прот. Полиевкт Карбелашвили, миряне И. Вартагава, В. Барнов, С. Георгадзе, Т. Сахокия, Г. Кипшидзе, С. Мгалоблишвили, Д. Давидов-Давиташвили, А. Натрошвили (Сакартвело. 1917. 59. С. 4). ВУ должно было разработать необходимую документацию для передачи ее во Временное правительство, Положение об управлении ГПЦ, а также взять на себя подготовку груз. Архиерейского Собора, к-рый должен был подтвердить акт восстановления автокефалии ГПЦ и избрать Католикоса-Патриарха всей Грузии. Кавказский Экзархат (1917-1920)

http://pravenc.ru/text/168201.html

Другое дело, культурно-национальная автономия» ( Павлиашвили. 2000. С. 14-15). Т. о., считают груз. исследователи, светскими властями было узаконено существование на территории Грузии 2 независимых Церквей, о чем 30 марта 1917 г. в Тифлис была направлена телеграмма за подписью министра Временного правительства, обер-прокурора кн. Львова, 8 министров и управляющего делами Временного правительства В. Д. Набокова (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 113; Грузия. 1917. 319. С. 4; Егоров. 1917. С. 17-18). Закавказский комиссариат положительно отнесся к решению Синода и Временного правительства и призвал груз. духовенство к покорности. Однако груз. сторона вновь обращалась в Святейший Синод, к главам Временного правительства кн. Г. Е. Львову и Гос. думы М. В. Родзянко. В апр. 1917 г. Синод направил в Грузию для изучения церковного вопроса на месте проф. С.-Петербургского ун-та В. Н. Бенешевича, к-рый представил Гурийско-Мингрельскому еп. Леониду (Окропиридзе) декларацию о соблюдении принципа экстерриториальности ГПЦ (Сакартвело. 1917. 851. С. 1). В новом составе Святейший Синод под председательством архиеп. Платона, вскоре возведенного в сан митрополита, попытался наладить отношения с Львовым и правительством. 29 апр. 1917 г. Синод опубликовал обращение к клиру и пастве «О мероприятиях высшей церковной власти в связи с предстоящим созывом Всероссийского Поместного Собора и спешным проведением в жизнь некоторых изменений в области церковного управления», где сообщалось о созыве Поместного Собора Российской Православной Церкви (см. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. ), на к-ром должны были быть решены все остро стоящие церковные вопросы, в т. ч. и о Церкви в Грузии. 25 мая 1917 г. на очередном заседании учрежденного 22 марта Исполнительного комитета рус. духовенства и паствы обсуждались вопросы о защите правовых и материальных интересов РПЦ в Закавказье, об отношении рус. паствы в Закавказье к гос-ву, а также о защите закавк. Православия от др. религий и сектантских направлений.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Синоде особое совещание». Ввиду принципа «возможной экономии в вопросе о реорганизации учреждений» Г. Э. Синод постановил: 1) отменить должность экзарха и упразднить Грузино-Имеретинскую синодальную контору и др. епархиальные учреждения; 2) разделить Г. Э. на 3 самостоятельные епархии, устранив из их наименований этнографические определения, и, как и в России, «титуловать епархии и архиереев по названиям городов и губерний». Тифлисская епархия должна была включить в свой состав Тифлисскую, Бакинскую, Елизаветпольскую, Эриванскую губернии и Карсскую обл., архиерей должен был титуловаться «Тифлисский и Елизаветпольский» и иметь 2 викариев: Горийского (грузина) и Бакинского (русского). Кутаисская епархия (Кутаисская губ. и Гурия - Озургетский у.) под упр. еп. Кутаисского и Озургетского должна была иметь 1 викария - еп. Рачинского. Сухумскую епархию (Сухумский окр., В. Сванети - Сванетский участок Лечхумского у. Батумской обл.) должен был возглавить еп. Сухумский и Новосенакский, имеющий 1 викария - еп. Батумского с кафедрой в Поти или Батуме; 3) Осетию до перевала по Военно-Грузинской дороге (т. е. до Гудаури) и до с. Джава (Горийский у.) причислить к Владикавказской епархии, а рус. селения, находящиеся к северу от Сухума,- к Ставропольской; 4) в новых епархиях учредить консистории и епархиальные учреждения по образцу др. епархий России (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 3. Ед. хр. 1799. Л. 36). Однако наместник на Кавказе гр. И. И. Воронцов-Дашков 14 июля 1909 г. уведомил обер-прокурора Святейшего Синода С. М. Лукьянова о неосуществимости данной реформы ввиду ее явной политической окраски, что могло бы привести к нежелательным волнениям, предлагая за основу реформы взять проект экзарха Никона: при тщательном изучении местных условий произвести необходимые изменения, не упраздняя должности экзарха и не ломая установившегося церковно-адм. строя (Там же). Совещание для обсуждения вопросов об устроении дел в Г. Э. было образовано в составе председателя - митр. Московского сщмч. Владимира (Богоявленского), а также митр.

http://pravenc.ru/text/168201.html

1 июля Временное правительство утвердило Временные правила о правовом положении Грузинской Церкви, состоявшие из 14 пунктов и затрагивавшие вопрос о статусе ГПЦ в Российской республике. Автокефалия признавалась по национальному принципу: в юрисдикцию ГПЦ входила вся груз. паства как в пределах Древнегрузинского Католикосата, так и вне его; представители др. национальностей могли добровольно войти в ГПЦ либо подчиниться экзарху Платону. Епархиальный состав ГПЦ представляется на утверждение во Временное правительство. Во главе ГПЦ должен стоять избираемый по церковным канонам Католикос-Патриарх всей Грузии, назначение к-рого подтверждает высшая политическая власть. Все вопросы Католикос-Патриарх должен согласовывать с правительством и при желании с др. автокефальными Церквами посредством МИД России. Католикосат впредь до специального решения правительства и Синода о разделении церковного имущества между Католикосатом и Г. Э. должен финансироваться из бюджета Г. Э. Богослужебным языком должен был оставаться церковнославянский. Вопросы метрик по тому же принципу остаются в ведении правительства (Там же. С. 36-37). 23 авг. министр вероисповеданий А. В. Карташёв сообщил Особой комиссии Кавказа, что постановлением Временного правительства от 25.VII. с. г. утверждены и распубликованы «Временные правила о положении Грузинской Православной Церкви в Русском государстве» (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 112). В целях скорейшего утверждения автокефалии ГПЦ 12 авг. 1917 г. груз. духовенством и общественностью в здании Тифлисского жен. епархиального уч-ща было созвано совещание в составе 60 делегатов, сформулировавшее подлежащие рассмотрению на грядущем Церковном Соборе ГПЦ вопросы (Сахалхо сакме. 1917. 25. С. 2). Грузинский Церковный Собор и избрание Католикоса-Патриарха всей Грузии 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе прошел Собор Грузинской Церкви, где была утверждена автокефалия ГПЦ и Католикосом-Патриархом всей Грузии был избран еп. Кирион III (Садзаглишвили). Были учреждены новые епархии, на к-рые были возведены новоизбранные архиереи (Сакартвело.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ II католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1503-1505, 1511-1516). В 1503 г. были обновлены грамоты пожертвованных Мцхетскому престолу земельных владений, выданные царями Кахети Александром I (1476-1511) и Картли Константином II (1478/79-1505). По мнению Ф. Жордании , подобные документы выдавались лишь новоизбранным католикосам. Патриаршество Д. пришлось на сложный период истории Церкви и гос-ва, переживших монгольское иго: Мцхетский Католикосат значительно обеднел и потерял мн. владения. В грамоте царь Александр указывает, что «мцхетское дело было умалено», а Константин II обещает, что «все, чего недостает, правою правдой отнимем у себя и возместим без недостатков» ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 319). Сохранились также грамоты пожертвований патриаршему собору Светицховели, выданные «без суда» и «неприкосновенно» царями Константином II (даровал «внутри Мцхетского престола - села, вотчины и земли»), царем Картли Давидом X (1505-1525) (с. Дисеви, 1516 г.- ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1658), Александром I (1/2 ч. дохода пуст. Гареджи, а также села Ахалшени, Вазисубани и др. с крестьянами) ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 329). Д. жертвовали земли и ценности находящиеся под епитимьей князья Джавахишвили (1504, 1516) и Бараташвили (1506), на вечное поминовение - Амилахвари (1504) (Там же. С. 324-325). Вероятно, при Д. потерпела неудачу сепаратистская церковная политика атабага Самцхе Мзечабука, стремившегося возвысить Ацкурскую кафедру как центр самоуправляемой Церкви в Юж. Грузии. Он посадил на кафедру грека из Трапезунда, еп. Симеона, воспитанного при дворе Джакели, а Антиохийский патриарх Дорофей II , прибывший в Самцхе по приглашению атабага, даровал Мзечабуку и еп. Ацкурскому право самостоятельно избирать и рукополагать епископов Юж. Грузии (ПГП. Т. 3. С. 240-241). Совместными усилиями гос. и церковной властей Мзечабук был удален из княжества и пострижен в монахи с именем Иаков ( Шарашидзе. 1961. С. 94-95). Лит.: Джавахишвили И. История груз. народа. Тбилиси, 1948. Т. 4. С. 171 (на груз. яз.); Шарашидзе К. Мат-лы по истории Юж. Грузии, XV-XVI вв. Тбилиси, 1961. С. 94-95 (на груз. яз.); Качарава Э. Доротеоз II//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 83-85 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180293.html

Мон-рь Успения Пресв. Богородицы в с. Итриа. Кон. XVI в. [груз. ], жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви. Основан во 2-й пол. XVI в. Находится в Шида-Картли (Внутренней Картли), в ущелье р. Сурамула, в юго-зап. части одноименного села близ пос. Сурами (Хашурский р-н). Основан католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Дорофеем III (1589-1595), который еще до вступления на Патриарший престол приобрел «за большую плату» у царя Картли Георгия IX (1525-1527) расположенное вблизи Сурами с. Итриа вместе с крестьянами и «на развалинах» ц. в честь Успения Пресв. Богородицы воздвиг «монастырь прекрасный, имени Сиони (Успения Пресв. Богородицы.- Авт.), большой и благородный... для себя и дома своего построил для упокоения, для вотчины и для владения» (Древности Грузии. 1910. Т. 3. С. 126; ПГП. 1970. Т. 3. С. 352-357). Церковь неск. раз возобновлялась, была разрушена иран. войсками шаха Тамаза (30-50-е гг. XVI в.). В жалованной грамоте (гуджаре) (1589-1600) католикоса-патриарха Дорофея III, выданной И., говорится, что плененный персами в 1569 г. в битве у Парцхиси царь Картли Симеон I, вернувшись в 1578 г. из неволи, пожертвовал «немного ценностей» на обновление И. Во время продолжавшихся иран. нашествий церковь и село были вновь разорены, католикос-патриарх Дорофей III восстановил И. на собственные средства и пожертвовал мон-рю много земель с крестьянами и церковную утварь; он отмечал особенную помощь царя Кахети Левана (1518/20-1574) и его сыновей (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5008). По ходатайству католикоса-патриарха царь Картли Георгий X (1600-1605), будучи еще царевичем, подарил И. значительное число земельных наделов с крестьянами (ПГП. 1970. Т. 3. С. 355). В XVII в. мон-рь щедро одаривали груз. цари и феодалы: в 1645 г. царь Картли Ростом и царица Мариам передали И. во владение с. Чумателети; в 1666 г. некий Бежан Чхеидзе украсил икону Успения Пресв. Богородицы и пожертвовал И. крестьян; в 1700 г. супруга царя Картли Ираклия I (1688-1703) царица Анна закрепила за И. право владения 2 мостами через р. Сурамула (Древности Грузии. 1910. Т. 3. С. 131-133).

http://pravenc.ru/text/1237727.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010