Итак, формула христианства такова: божественное в любви до смерти для вечной жизни в воскресении. Эсхатология существенно входит в христианское миропонимание. Господь Христос учил о вечной божественной жизни и о царствии Божием, или небесном. То, что в евангелии Иоанна преимущественно говорится о жизни, а царствие упоминается редко ( Ин.3:35;13:38 ), напротив у первых трех евангелистов преимущественно речь идет о царствии и реже о жизни, – это обстоятельство достаточно уже говорит за то, что по существу учение о царствии Божьем совпадает с учением о вечной жизни. То же с очевидностью следует из того, что выражения «вечная жизнь» и «царствие Божие» во многих случаях заменяют одно другое: так «лучше тебе увечному войти в жизнь " ( Мк. 9:43. 45 ; Мф. 18:8 )=«лучше тебе с одним глазом войти в царствие Божие» ( Мк. 9:47 )=«лучше тебе с одним глазом войти в жизнь " ( Мф. 18:9 ); также «иметь жизнь вечную», «войти в жизнь» ( Мф. 19:1617 пар.)=«войти в царство небесное», «войти в царство Божие» ( Мф. 19:2324 пар.). На проповедь царства Божия можно смотреть частью как на форму учения о вечной жизни, наиболее приспособленную к иудейским политическим чаяниям. По существу же, царство Божие, обнимая вечную жизнь как самое высшее из благ, составляющих его, дополняет ее, как обществом дополняется личность. Вечная жизнь есть достояние индивидуума; царство Божие есть царство сынов воскресения. В царстве Божием вечная жизнь открывается под законом органической связи людей между собою. В силу этого закона, кто удостаивается вечной жизни и воскресения из мертвых, тот становится необходимо членом царствия Божия, – и обратно, чтобы достигнуть вечной жизни, необходимо стать членом царства Божия ( 1Ин. 4:12.20 ). В проповеди Христа о царстве Божием внимание наше невольно останавливается на том, что оно представляется то наступившим вместе с благовестием Христа (напр. Мк. 1:15 ; Лк. 4:21 и мн. др.), то имеющим осуществиться вполне, «придти в силе», только в будущем ( Мк. 9:1 и мн. др.). Как в существе царство Божие совпадает с вечною жизнью, так и эсхатологический характер его образуется воскресением из мертвых его членов. Различие между царством Божиим, которое уже открылось с проповедью Христа, и его грядущим пришествием в силе вполне исчерпывается различием между усвоением вечной божественной жизни верующими до смерти и ее полным откровением по смерти в воскресении. «Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин. 5:25 ). Эсхатология царства Божия воскресению мертвых лишь придает характер объективности. Так как верующие воскреснут не каждый сам по себе, а как сыны царства по закону органической связи людей между собою, то воскресшие будут не только живы для Бога, но будут реальны друг для друга, т. е. воскреснут в некоторой телесности, воскресение будет всеобщим, равным образом объективно-всеобщим будет суд над ними, объективною будет парусия Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Какая евангельская непосредственность обращения к Богу! «Стучите, и отворят вам» ( Мф. 7, 7 ) дверь христианства, дверь Царства Божия! Ведь если вчитаться в евангельские и апостольские тексты, то увидишь, что все христианство не иначе там определяется, как учение именно о Царстве Божием или, что то же, о Царстве Небесном. Вот начало: «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1, 14–15 ), «И ходил Иисус по всей Галилее… проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь» ( Мф. 4, 23 ), «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие» ( Лк. 4, 43 ), «Иди, благовествуй Царствие Божие» ( Лк. 9, 60 ), «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие» ( Деян. 28, 30–31 ) – и во многих других местах. Как бы вместо того, чтобы сказать: «проповедуя христианство» или «благовествовать Я должен христианство», – везде говорится о проповеди или благовествовании Царства Божия. Совокупность того вероучения, которое мы начиная с Антиохии апостольских времен именуем христианством, слово Божие именует учением о Царстве Божием, так как христианство больше всего и прежде всего определяется исканием и обретением еще на земле Царства Божия в Духе Святом, в Его радости, правде и мире. Ищите тепла этого Царства, ищите восприятия среди нашего тления его нетленного мира, ищите благодати, ищите смирения, ибо смирение и есть благодать. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» 389 . Смирение – не «смиреннословие», строго порицаемое Отцами, а истинное смирение – и дверь открывает для принятия благодати, и само питается и произрастает от нее. Благодать – это дар небесный, то есть это милость прежде всего и больше всего. Никакое учение о заслугах дел человеческих перед Богом, учение явное или прикрытое, учение, такое близкое Риму и такое чуждое Востоку, – несовместимо с учением о благодати и тем самым со смирением. Не делами спасается человек, а только своей верой в Бога, милующего и спасающего его Своей благодатью. «Возсия благодати весна» 390 – вот христианство , вот спасение человека не по делам его праведности, а по милости Того, кровь Которого на Голгофе была единственной и всесильной заслугой, спасшей мир. Христианство основано на смирении, потому что оно основано на благодати, и насколько человек не имеет смирения, настолько он не христианин. Только смирение радостно приемлет благодать, и только ему понятно апостольское учение о спасении по милости Божией верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Лк.12:31 . Обáче ищите цáрствия Бóжия, и сия вся приложáтся вáм. (наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.) Обаче (наипаче), у Матфея, прежде, ищите царствия Божия, т.е. старайтесь, прежде всякой заботы о телесных нуждах, найти царство Божие, т.е. истинную Христову веру на земле и райское блаженство на небецарстве небесном смотр. в объясненном 43 ст. 4 гл.), у Матфея, и правды Его – праведности перед Богом, т.е. святой, чистой и добродетельной жизни и оправдания от грехов через веру во Христа Спасителя и участие в спасительных таинствах Христовой церкви. Таким образом, в словах: обаче ищите Царствия Божия указывается, о чем более всего, т.е. прежде всякой заботы о телесных и житейских потребностях, должен пещись христианин. Спасение души, вот – главное дело христианина; забота о земном – дело второстепенное, а не наоборот, как по большей части бывает у нас. И сия вся (и все сие) приложатся вам, т.е. и земные блага без особенной заботливости и усилия будут даны вам, – присоединятся, как бы в воздаяние за труды и искание царства Божия. И мы видим, что праведники получают и земное воздаяние, – с помощию Божиею они имеют успех в своих делах. Для праведников, впрочем, как истинно ищущих царства Божия, и скудость служит довольством, в надежде благ небесных, вечных (Мих.). Зач. 67-е. Наставление о милостыне и бдительности. Читается в субботу 26-й недели по Пятидесятнице. Лк.12:32 . Не бóйся, мáлое стáдо: яко благоизвóли Отéц вáш дáти вáм цáрство. (Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.) В этих словах Господь высказывает Своим ученикам ободрение в приобретении добродетели нестяжательности и предостережение их от излишней заботливости даже о необходимых житейских требованиях, о чем Он поучал их выше, внушая больше всего заботиться о приобретении царствия Божия и правды Его (ст. 15:31). Не бойся, – не страшись никакого лишения, какое встретится тебе в искании сего царства Божия с Его правдою, потому что лишение вознаградится сторицею – получением сего царства (Мих.); не бойся, потому что Сам Бог будет промышлять о тебе (Феоф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Люди со Христом в сердце богаты и без богатства, славны и без славы, радостны и среди скорбей... Да и сами по себе разве могут удовлетворить наше сердце блага мира сего? Ведь они ограничены, а наше сердце есть бездна, которую никогда ничем земным заполнить нельзя. Поэтому и при обилии всего земного, и при славе и при могуществе – в сердце может быть пусто. О, если бы каждый из нас мог сказать сердечно слова св. ап. Павла: «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» ( Флп. 3:8 ). Господь сказал: «Ищите Царства Божия». Он не сказал: «возмите его», но именно: «ищите». Значит, нужно человеку прилагать свой труд к тому, чтобы Царство Божие найти. Всегда будем помнить и следующие слова Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 ). И это понятно. Ведь каждый из нас рождается с наклонностью ко греху, каждый из нас окружен искушениями и каждый из нас по своей немощи впадает в грехи. Апостол Павел говорит, что в нем живет как бы два человека: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон... делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим. 8:22–23 ). «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим. 7:19 ). Всю свою жизнь христианин и должен поборать в себе этого второго греховного человека, поборать в себе и наклонность ко греху и те грехи, какие по нашему нерадению или слабости овладевают нашим сердцем. Эта духовная борьба неизбежна в жизни христианина и, ведя ее, он духовно растет; ему в этом помогают вера и благодать Божия. В этом и состоит искание Царства Божия и правды его: освобождаясь от греха, подыматься по ступеням добродетелей к сияющей синеве вечного неба Царства Христова. О, если бы мы поняли всем сердцем, что нет и не может быть большего счастья на земле, чем быть верующим человеком и жить со Христом! Мы бы стремились к этому счастью день и ночь, искание Царства Божия сделалось бы для нас воистину первой думой среди всех дум, первой заботой среди всех забот и первым желанием для нашего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Мы уже говорили о том, что литургия имеет эсхатологическое измерение, возводя верующего от реальности земного бытия к реальности горнего мира, к Царству Божию. В этом смысл начального возгласа литургии оглашенных: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Тема Царства – одна из центральных в христианском благовестии. Земное служение Христа началось словами: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ). Все притчи Христа – на тему Царства: Чему уподоблю Царство Божие? – спрашивает Он. И отвечает: оно подобно зерну горчичному, жемчужине, найденной на поле, закинутому в море неводу, закваске в тесте. Иисус всегда сознавал Себя Царем. На вопрос Пилата: Ты Царь Иудейский? – Иисус отвечает: Ты говоришь ( Мф. 27:11 ). Но добавляет: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда ( Ин. 18:36 ). Конфликт между Иисусом и иудеями разворачивался вокруг темы Царства. Иудеи хотели в лице Иисуса увидеть могущественного царя, самодержца, который освободил бы их от иноземного владычества. Вместо этого Иисус предложил им учение о том, что Царство Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:21 ). Иудеи так и не поняли до конца, о каком Царстве говорил Христос. Да и ученики Христа этого не понимали до того момента, пока не увидели Иисуса распятым на кресте с надписью «Царь Иудейский». Тогда только было явлено миру то, о чем Иисус говорил в Своих проповедях: Царство Божие – это распятая на кресте любовь Бога к человеку. Божественная литургия, будучи воспоминанием крестной жертвы Спасителя, в то же время являет Царство Божие, пришедшее в силе. Именно поэтому тема Царства становится лейтмотивом литургии с самого первого ее возгласа: Царство Божие есть содержание христианской жизни, Царство Божие, по согласному учению Предания и Писания, есть знание Бога, любовь к Нему, единство с Ним и жизнь в Нем. Царство Божие есть единство с Богом как с источником жизни, как с Самой Жизнью... Что значит «благословить Царство»? Это значит – признать и исповедать его как высшую и последнюю ценность... Это значит – провозгласить его как цель того Таинства – странствия, восхождения, входа, – которое теперь начинается. Это значит устремить свое внимание, ум, сердце, душу и всю жизнь к тому, что действительно от века есть – единое на потребу. Это значит, наконец, исповедать, что уже сейчас, еще в «мире сем», возможно приобщиться ему, войти в его сияние, истину и радость. Каждый раз, когда христиане «собираются в Церковь », они свидетельствуют, что Христос есть Царь и Господь, что уже открылось и даровано Его Царство, что началась уже новая и бессмертная жизнь...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не будем искать от Бога никакой роскоши и никакого излишества для нашего тела. Потому что всего этого ищут язычники. То есть те, кто не знает ни об истинном Боге и Его безграничном могуществе и любви, ни о ценности бессмертной души человеческой, ни о красоте и сладости Царства Божия и правды Его, - те требуют больше, чем им нужно. И Бог дает им по желанию их и остается ничего им не должен ни в этой, ни в будущей жизни. Всю свою награду они получают здесь, на земле, как птицы небесные и цветы полевые. Ибо вся слава птиц небесных состоит в их земной жизни, и вся красота цветов полевых есть мгновенная красота во времени. Но сынам Своим Бог от создания мира уготовал Царство Небесное и неизреченную славу в Царстве сем. Итак, слава человека - не в пище, питии и одежде. Ибо если бы в этом была слава человека, то человек был бы в тысячу раз лучше накормлен, напоен и одет в жизни сей, чем все прочие творения на земле, в воздухе и в воде. Но именно потому и сам царь Соломон во всей славе своей был одет хуже, чем лилии полевые, дабы люди видели, что их слава - не в роскоши одеяний, но в высшем и вечном; дабы отвратили они свои очи и свои сердца от преходящей славы мира сего и взыскали для себя той славы, коя им и от Бога предуготована и обетована. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. То есть: не ищите нитки у Того, Кто может дать вам царское облачение; и не ищите нищенских крошек со стола Того, Кто желает посадить вас за Свою царскую трапезу. Он есть Царь, а вы - сыны Его. Ищите того, что подобает царским детям, того, что вы некогда имели, но утратили из-за греха. Ищите сокровищ, коих моль и ржа не истребляют и воры не крадут. И если вы удостоитесь стяжать величайшее, несомненно, и наименьшее приложится вам. Ищите Царства Божия, где Сам Бог сидит на Престоле Своем и царствует, Царства благодати и всякой правды, где праведники воссияют, как солнце (Мф.13:43), и где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, ни смерти. Не уподобляйтесь блудному сыну, который, покинув своего отца, желал насытиться пищею свиней, но ищите пути вернуться с дальней стороны в дом Отца своего Небесного, где праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17).

http://pravoslavie.ru/47364.html

Нельзя не задумываться над смыслом жизни. И вот здесь-то для каждого предстоит решить неизбежную дилемму: кому отдать, кому посвятить свою жизнь — себе или Богу? Вот почему, братия и сестры, Господь наш Иисус Христос предостерегает Марфу от лишней суеты и советует ей, прежде всего, слушать слово Божие и исполнять Его святую волю. Вот почему Он одобряет поступок Марии, которая, забыв все земное, всем своим существом воспринимала от Спасителя глаголы вечной жизни. Мария знала, что не одним хлебом может питаться человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих, что прежде всего необходимо искать Царства Божия и правды Его, а все прочее для жизни Господь подаст. И мы, дорогие братия и сестры, своими делами должны подражать Марии, так как весь смысл земной жизни состоит прежде всего в обретении Царства Небесного. Найти Царство Божие — это значит жить со Христом. Нет и не может быть большего счастья на земле, чем быть верующим человеком и жить со Христом. Люди, у которых в сердце Христос, богаты и без богатства, славны и без славы, радостны и среди скорбей. У нас ведь бессмертная душа, которой нет ничего равноценного в этом мире. «Какая польза человеку, — говорит Господь, — если он приобретет весь мир [с его славой и богатством], а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?». После смерти человек получит воздаяние за свою прожитую земную жизнь. Никакого выкупа за свою бесценную богоподобную душу человек не может дать, кроме одного — покаяния. Если сейчас, в земной жизни, он опомнится, оплачет свои грехи, покается и изменит свою греховную жизнь на истинно-христианскую, святую и добродетельную, то милосердный Господь по Своей благости простит его и дарует Царство Свое Небесное. Чтобы достигнуть этого Царства и жить со Христом, от нас требуется много труда, так как, по словам Самого Спасителя, Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его. Не будем бояться только трудностей на нашем жизненном пути в достижении Царства Божия. Ведь оно так близко каждому из нас! Надо только открыть Богу двери своего сердца, и любящий Господь, видя наше твердое желание и добрые дела, никогда не оставит нас Своей благодатию и в сердце каждого из нас сотворит обитель Святого Духа.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Но злой дух продолжал искушать Христа. Он возводит Его на высокую гору и показывает Ему во мгновение ока все царства мира сего и славу их. Затем, обращаясь ко Христу, диавол как бы так говорит Ему: «Ты отказался превратить камни в хлебы и отказался, конечно, потому, что не мог совершить это чудо: не в Твоей это было власти. Хотя Ты и веришь в Писание, однако побоялся положиться на помощь Божию и броситься с кровли храма вниз к стоящему там народу. Теперь я вижу, что Ты – не Сын Божий! А если так, то яви Себя в блеске земного величия, как Царь Вселенной! Ведь евреи такого-то Мессию ждут! Смотри, вот у ног Твоих все царства мира! Всмотрись в них и рассуди: кому послушен, кому подвластен этот мир? Богу или мне? Кто правит им? Из всех людей одни забыли Бога, другие и не знали Его; а меня все чтут, все делают то, чего я хочу; все порабощены мне. Здесь все – мое, здесь – власть моя! Но я готов разделить с Тобой эту власть, я готов отдать Тебе все царства мира, если Ты будешь служить не Богу, а мне. Ты будешь тем мессией, которого ждут евреи, Ты будешь владыкой мира, великим царем Израиля. И как легко Тебе достигнуть этого. Стоит лишь послушаться меня, вступить в союз со мною, поклониться мне... только поклониться! Итак, все это, все царства Вселенной, все будет Твое! Только подчинись мне! Поклонись...». «Отойди от Меня, сатана – ответил Христос духу ненависти и противления, – ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Так победоносно закончились испытания Христа. Два духа, две силы встретились в Иудейской пустыне, споря о человеческой судьбе. Один – добрый, Божественный, другой – демонически злой. Один готов был отдать жизнь Свою за спасение падшего человека, другой – пылал злобой и ненавистью ко всему творению Божию. Диавол хотел извратить крестный путь Мессии и направить ход истории по иному пути – по пути трех искушений, по которому впоследствии пойдет Антихрист – человек греха. Но Христос победил диавола и остался верным Своему Отцу Небесному. Он знал, что только путем жертвенной Любви, только через Голгофу можно вернуть человеческий род в лоно Отца Небесного. И Он непоколебимо избрал этот жертвенный путь, так что вся земная жизнь Христа была путем, ведущим к Голгофе. Возвращение Христа на Иордан. Первые Его ученики. Ин. 1: 19–51

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Основание этой непоколебимости он поставляет в том, что Иисус Христос будет вечно препоясан правдою в суде, как Царь, и обвит истиною, как Пророк, учитель истинной веры ( Пс.88:15; 96:2 ), или в том, что царство Иисуса Христа будет царством совершенной справедливости, и Царь этого царства будет совершенно справедлив в суде и истинен в исполнении обетований. Изображение это взято с обыкновения восточных царей, которые по широким одеждам препоясывались драгоценным поясом, вытканным из золота, которое служит символом чистоты, твердости и царского достоинства ( Апок.1:13 ). в) Следствие строительства царства: цветущее состояние его, принадлежностями которого будут: 1) Мир, согласие, безопасность. Ст. 6. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежат вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водит их. Ст. 7. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежат вместе, и лев, как вол, будет ест солому. Ст. 8. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Ст. 9. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей. Пророк говорит, что следствием прекрасного устройства царства Мессии, управляемого Им по законам справедливости, будет то, что в нем будет процветать не только совершенный мир, но и безопасность, так что и те, которые прежде были злыми врагами царства Божия, полюбят его, захотят присоединиться к его обществу, оставят свое варварство, хитрость, лукавство, жестокость, склонность вредить, переменят зверские нравы, добровольно, с кротостью, смирением подчинятся скипетру Мессии, при взаимном послушании и братолюбии будут исполнять закон Евангельской любви, безопасно будут пастись на пажитях небесного учения 28 . Под образом разных кротких животных и диких зверей Пророк представляет здесь 1) различие народов и 2) нравов человеческих. 1) «Это общение кротких и диких животных изображает соединение Иудеев и язычников в одну Церковь . Прежде пришествия Христова на землю, весь род человеческий разделялся на Иудеев и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Основная идея брака осуществляется с явлением Христа. Ради брака и ради спасения во Христе человек оставляет отца и мать. В каких случаях и для чего? Совпадение акта искупления с актом установления брака. Христос на браке в Кане Галилейской и первое чудо. Значение факта. Разрушение брака – погибель мира. Допотопный мир. Содомские города. Значение первого чуда. В основу брака, при сотворении человека, положена идея распространения царства Божия на земле и раскрытие славы Божией через умножение людей, предназначенных к вечному блаженству. Для осуществления этой идеи человек должен был «оставить отца и мать и прилепиться к жене». Грех затмил эту идею, и брак превратился в грязный акт чувственного удовлетворения похоти плоти. С явлением Христа опять восстановляется идея распространения Царства Божия и устанавливается принцип, по которому мировое, вечное, Божественное поглощает и разрушает все лично–эгоистическое, временное, земное. Во имя этого принципа, для осуществления основной идеи брака, т. е. идеи распространения вечного царства Божия на земле, человек оставляет и отца, и мать, и даже детей и «прилепляется» ко Христу 70 . Как Сам Христос, ради исполнения воли Отца Небесного, порвал семейные узы, так и последователям своим дал положительную заповедь на тот случай, когда «враги человеку домашние его», т. е. когда домашние будут отвлекать его от осуществления идеи царства Божия. В таких случаях, когда домашние будут требовать отречения от Христа и преследуемому члену семьи предстоит выбор между домашними и Христом, Он положительно и бесповоротно говорит: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» 71 . Выходя из основного психологического закона, что никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть, не может служить Богу и мамоне 72 , – Христос в другой раз выразил в более резкой форме принцип полного отречения от своих родителей ради Христа при указанных обстоятельствах. Ев. Лука передает его слова так: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей; тот не может быть Моим учеником» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010