По мнению В. В. Латышева, в основе сохранившегося текста Жития И. могла лежать запись современника, поскольку автор указывает, что был очевидцем описанных событий, однако позднее текст подвергался правке ( Латышев. 1915. С. 221-222). В К-поле, в портике Троадисия, находилась ц. во имя И., где совершалась служба этому святому ( Janin. Églises et monastères. P. 491). Совр. зап. исследователи считают, что И. умер в 108 г., как указано в Мартирологе кард. Цезаря Барония (ActaSS. P. 634), однако отмечают, что дата выбрана произвольно. Согласно «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца , И. пострадал в 98 г., но такая датировка также ничем не обоснована. Ист.: BHG, N 758; ActaSS. Iul. T. 1. P. 633-634; PG. 117. Col. 521-522 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 793-795; Latyšev. Menol. T. 2. P. 132-135; Латышев В. В. Византийская «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 303-308; MartRom. Comment. P. 267-268; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 18-19; ЖСв. Июль. С. 41-47. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 198; Т. 3. С. 251; Латышев В. В. Византийская «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 220-223; Lucchesi G. Giacinto//BiblSS. Vol. 6. Col. 325-326; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αϒιολϒιον. Σ. 455; Aubert. R. Hyacinthe//DHGE. T. 25. Col. 501. А. М. Гагинский Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 468) память И. отмечается 3 июля; указаны посвященные И. канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 165), И. назначается служба с пением «Бог Господь»; указан отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ). Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094 ( Lossky. Typicon. P. 223), в день памяти И. совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 3 июля отмечаются памяти И. и свт. Анатолия, патриарха К-польского; указан посвященный И. отпустительный тропарь Ο μρτυς σου Κριε (      ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. И. назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене; указан кондак И. 4-го гласа     В исправленном издании московского Типикона 1682 г. были помещены отпустительный тропарь И.       и иной кондак 6-го гласа    

http://pravenc.ru/text/200139.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОИНТ [Квинт; греч. Κïντος; лат. Quintus, Cointus] († ок. 280-285), мч. Фригийский, чудотворец (пам. 6 июля; пам. греч. 2 марта). Согласно краткому сказанию в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), К. род. во Фригии (М. Азия) в благочестивой христианской семье. Придя в Эолиду (также область в М. Азии), он посвятил себя помощи нуждающимся, раздавал милостыню, изгонял бесов. При имп. Аврелиане (270-275) правитель области Руф безуспешно пытался склонить К. принести жертвы языческим идолам. В результате правителем овладел нечистый дух. По молитве святого Руф исцелился и в награду отпустил К., щедро его одарив. К. отправился в г. Пергам, но по пути был схвачен язычниками в г. Кима (Κμη; см.: Pauly, Wissowa. R. 1. Db. 22. Bd. 11. Sp. 247-276. N 2); его подвергли жестоким пыткам. В то время когда К. истязали, произошло сильное землетрясение, в результате к-рого был разрушен языческий храм и опрокинуты статуи богов, а мучители разбежались, оставив К. на свободе. По прошествии 40 дней правитель Клеарх, ярый идолопоклонник, приказал сломать К. ноги, но кости тут же срослись. К. исцелял страждущих от различных болезней и сподобился мирной кончины ок. 280-285 гг. И. Делеэ, ссылаясь на различные визант. синаксари, изданные им в Синаксаре К-польской ц., указывает день памяти К. также под 2 июля, 6 и 12 мая. В нек-рых синаксарях под 2 июля К. назван Калистом и Иакинфом; вероятно, это была попытка унифицировать необычное имя К., к-рое, очевидно, представляет собой искажение лат. имени Квинт, т. е. «Пятый». В календаре РПЦ К. назван мучеником, в календаре Элладской Православной Церкви - исповедником. Ист.: SynCP. Col. 499-501, 661-662, 679-680, 793-794; PG. 117. Col. 336 [Минологий Василия II]. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 256-257; Joseph-Marie Sauget. Quinto (Cointo)//BiblSS. Vol. 10. Col. 1316-1317; Σ ωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 255; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 19. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841704.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАХЕРНЫ [греч. α Βλαχερνα], район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы. В античную эпоху это место славилось целебными источниками. Возможно, уже в IV - нач. V в. во время строительства К-поля оно было обнесено отдельной стеной как пригород столицы. В 10-30-х гг. V в., после строительства новой стены имп. Феодосием II, часть района оказалась в черте города. В 450-453 гг. за пределами городских стен на месте самого почитаемого источника имп. Пульхерия построила 3-нефную базилику в честь Пресв. Богородицы (Παναγα τν Βλαχερνν) ( Theod. Lect. Hist. eccl.//PG. 86. Col. 168; Theoph. Chron. P. 105; Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 604; Zonara. Epit. hist. Т. 2. Р. 115). В 473 г. в храме были помещены мафорий и риза Богородицы, привезенные из Палестины патрикиями Гальбием и Кандидом (SynCP. P. 793). Т. о., В. стали центром паломничества и в визант. эпоху пользовались неизменным покровительством императоров. Наиболее значительное событие, предопределившее роль В. в религ. культуре К-поля и всего правосл. мира, произошло в 626 г., когда столицу империи пытались захватить одновременно авары с Балкан и персы с Востока ( Theod. Lect. Hom. 6-8, 12, 14-17; Georg. Pisida. Bell. Avar.; Chron. Pasch. 716-725; Theoph. Chron. P. 316). Тяжелое положение К-поля усугублялось отсутствием в городе имп. Ираклия, воевавшего с персами в Вост. Анатолии и в Закавказье. Управляли столицей и ее обороной сын и соправитель Ираклия Константин, Патриарх Сергий и префект города патрикий Вон. Накануне наступления авар старая стена района В. была отремонтирована, и ц. Богородицы оказалась на защищенной территории города ( Georg. Pisida. Bell. Avar. 269-276). Авары находились под стенами К-поля с 29 июля по 8 авг., и все это время основные события происходили вокруг В. Имп. Константин и Патриарх Сергий с торжественным молебном обошли стены К-поля, обращаясь к помощи Богородицы. 31 июля произошел бой у ц. Богородицы в Пигах за пределами стены, куда сделали вылазку ромеи. 7 авг. авары предприняли генеральный штурм города в районе В. с суши и с лодок, пытаясь переправиться через Золотой Рог, но штурм был полностью отбит, и на следующий день хан вынужден был уйти от города. Избавление К-поля от варваров, в к-ром проявилось заступничество Божией Матери, покровительницы В., усилило значимость Ее храма и святынь.

http://pravenc.ru/text/155035.html

Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 88-89). Лишь в 1867 г. землю со св. источником приобрела греч. гильдия скорняков и построила над святыней небольшую церковь (тур. Аязма-килисе), сохранившуюся до наст. времени. Она находится на попечении К-польского Патриархата. В 1964 г. была украшена фресками на сюжеты, связанные с историей храма. Справа от алтарной преграды помещены купель чудотворного источника и мраморный фонтан для сбора св. воды. Церковь свт. Николая Чудотворца. Вероятно, находилась за пределами городских стен недалеко от ворот В. в сотне метров от берега Золотого Рога. Впервые сущестование храма зафиксировано в 626 г. в связи с аварской осадой К-поля. Храм пострадал, но впосл. был восстановлен, возможно в правление имп. Льва V (813-820). Упоминается Анной Комниной (Алексиада. Х 9) в связи с попыткой штурма К-поля крестоносцами в 1097 г. Последний раз церковь упоминается в источниках в 1350 г., когда ее посетил рус. паломник Иоанн Новгородец. Церковь св. апостолов Петра и Марка, согласно К-польскому Синаксарю (Х в.; SynCP. Col. 793), построена при имп. Льве I (457-474) патрикиями Гальбием и Кандидом и первоначально предназначалась для хранения ризы Богородицы, перевезенной ими в К-поль из Палестины; однако затем по приказу императора перенесена в храм Богородицы. Церковь существовала в течение всей истории Византии. Согласно рукописи (Paris gr. 1447. Fol. 258v) там находилось изображение 2 ее основателей, предстоящих Богородице, ангелов и святых Иоанна Крестителя и Конона по бокам. Местонахождение храма в наст. время считается не установленным. Комплекс Атик-Мустафа-паша-джами, единственное церковное здание визант. эпохи, сохранившееся во В. Время возникновения постройки остается спорным (датировки между XI и нач. XIII в.). Здание представляет собой крестово-купольный храм с 3 апсидами и куполом на парусах, не сохранилась часть сводов и барабан. Храм традиционно связывался с ц. во имя святых Петра и Марка, построенной в V в.

http://pravenc.ru/text/155035.html

Под 13 марта их память указывается в календарях к-польского происхождения: в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 248), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 534), предписывающих совершать им поминовение в Петрии, и в др. рукописных синаксарях (напр., Paris. 1587, XII в.), а также в греч. печатной Минее (Венеция, 1596), к-рая ошибочно упоминает о поминовении в Павлопетрии. Под 5 апр. память Африканских мучеников зафиксирована в ряде календарей к-польского происхождения: в Типиконе Великой ц. IX- X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 262), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 588) и в нек-рых греч. синаксарях (Paris. Coisl. 223, 1301 г.). Под 28 окт. житие мучеников встречается в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 169-170), в поздних списках Типикона Великой ц. 1063 и 1323 гг. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 81), в отдельных синаксарях (напр., Paris. 1587, XII в.) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1592). О почитании Африканских мучеников на Руси свидетельствует их упоминание в рукописях кон. XI - нач. XII в.: память под 10 апр. в месяцеслове Мстиславова Евангелия (Апракос Мстислава Великого. С. 263) и последование с каноном в служебной Минее (РГАДА. Тип. 110. Л. 33-36об.). По наблюдению еп. Нафанаила (Львова), это единственные африкан. святые, к-рым есть служба в рус. Минеях. Слав. перевод пространного жития, приписываемого Симеону Метафрасту, выполнен не позднее XI в. Он включен под 20 марта в состав старослав. Супрасльской Четьи Минеи XI в. (Супрасълски, или Ретков сборник. Л. 174-185) и в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 36 (2-я паг.)). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, включающего под 10 апр. краткое житие мучеников (РГАДА. Тип. 177. Л. 45-45об., нач. XIV в.), под 28 окт.- их память (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 164)). В нестишном Прологе 2-й редакции, составленной на Руси не позднее кон. XII в. (один из ранних списков - ГИМ. Син. 245, 2-я пол. XIV в.), и в Стишном Прологе, переведенном юж. славянами в 1-й пол. XIV в. (РГБ. Троиц. 715, 1429 г.), краткое житие мучеников помещено под 21 марта.

http://pravenc.ru/text/77120.html

Краткие Жития М. содержатся в визант. Синаксарях. Они основаны на вышеперечисленных Мученичествах. Синаксарь К-польской ц. приводит Житие М. дважды: 8 авг. и 18 окт. Версия, содержащаяся под 8 авг. (SynCP. Col. 875), излагает события согласно Мученичеству BHG, N 1171: старец М., представший перед игемоном Лисием, смело исповедал Христа и отказался принести жертву идолам. Его распростерли на земле и били тростями, наносили удары клинками и опаляли огнем, а затем ему отсекли голову. Согласно др. версии, изложенной под 18 окт., мучителем М. был не Лисий, а Аристовул (SynCP. Col. 148). Перечисление пыток М. дано в соответствии с предыдущими источниками, но изложено др. словами (Ibid. Col. 149-150). Нек-рые Синаксари под 8 авг. добавляют сведения о погребении тела мученика Ксанфием (в ркп. Ксанфином) и Саприкием в поместье Рандамон (напр., Lips. R II 25, 1172 г.). В Синаксарях семейства В упоминается, что до ареста М. обратил ко Христу и крестил многих язычников; вместо ударов мечами говорится о бичевании; уточняется, что раны М. прижигали свечами (PG. 117. Col. 576). Еще одна версия, содержащаяся в ряде Синаксарей под 18 окт. (напр., Ambros. D 74 Sup., XII в.), приводит ряд деталей, почерпнутых из утраченного греч. оригинала древнерус. Мученичества (диалог между М. и Лисием, указание на то, что М. привели к Лисию ординарии (т. е. начальники небольшого отряда) Евдоксий и Евсевий и др.). Согласно этому тексту, М. раздели и избили, затем подвесили, строгали тело, обжигали бока, а потом обезглавили за городом. Мощи М. были погребены благочестивыми мужами Анфием (так в ркп.) и Саприкием в Аназарве (SynCP. Col. 147-150). В некоторых Синаксарях сведения об М. содержатся под 7 авг. (Ibid. Col. 871-872). В «Хронике» Иоанна Малалы сообщается, что ок. 529 г. близ сир. г. Гиндар (ныне Джандарис) благодаря видениям были обретены мощи некоего мч. Марина, к-рые были прибиты гвоздями к доске. Их перенесли в предместье Антиохии и поместили в ц. св. Иулиана ( Ioan. Malal. Chron. 1831. Р. 452). Ж. М. Соже высказал гипотезу о тождестве этого мученика с М., но при этом считал более вероятным, что обретенные мощи принадлежали др. мученику, пострадавшему в Сирии (см. ст. Марин , мч. Антиохийский). А. Аморе предполагал, что сообщение Иоанна Малалы относится к др. мч. Марину, хотя оговаривал, что достоверно это не известно ( Amore A. Marino, santo, martire//BiblSS. Vol. 8. Col. 1172).

http://pravenc.ru/text/2562040.html

P. 183). Прав. Лазарь. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере. 1192 г. Прав. Лазарь. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере. 1192 г. Византийские календари отмечают 17 окт. перенесение мощей Л. в К-поль (SynCP. Col. 146-148) и 4 мая освящение построенного Львом VI храма и перенесение в него мощей Л. и его сестер Марфы и Марии (SynCP. Col. 658-659). В ряде визант. Синаксарей и месяцесловов 17 марта встречается память воскрешения Л. (напр.: SynCP. Col. 544), но в совр. календари она не была включена. В поздних афонских рукописях под 16 окт. отмечается 2-е успение Л. ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 270). В груз. календарях V-X вв., отражающих древнюю богослужебную традицию Иерусалимской Церкви, под 7 сент. указано «в Вифании воспоминание Лазаря» ( Кекелидзе. Канонарь. С. 128; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 89; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 34). В Китии продолжалось паломничество к гробнице Л., а с XVI в. появляются упоминания о его мощах, хранившихся в этом храме ( Τηλλυρδης Α. Συμβολ στς σχσεις τν Ορθοδξων Εκκλησιν Κπρου - Ρωσσας. Λευκωσα, 1989. Σ. 4. Not. 3; Αγθωνος. 1997. Σ. 99). По свидетельству рим. аристократа и путешественника Пьетро делла Валле (1625), от них ежедневно происходили чудеса и исцеления. С 1837 г. источники перестали упоминать о мощах. Видимо, они были убраны в крипту под алтарем, где были обнаружены в 1972 г., во время работ после пожара 1970 г. ( Αγθωνος. 1997. Σ. 98). На мраморной гробнице, в к-рой находились мощи, имеется надпись: ΘΙΛΙΟΥ, которая может быть искажением слова ΘΙΛΟΣ (друг), являвшегося частью прозвища Л.- «друг Христов». В наст. время глава Л. выставлена в храме для поклонения. На Кипре с празднованием Лазаревой субботы связано множество народных обычаев. Так, в храме прав. Лазаря в Ларнаке благообразный мальчик изображал Л. Его одежду украшали желтыми маргаритками, и он ложился на «одр Лазаря», устроенный из лавровых, миртовых и финиковых ветвей, роз и цветущих побегов апельсиновых и гранатовых деревьев. Во время чтения Евангелия, после слов «Лазаре, иди вон», на голову мальчика помещали крест, кропили его св. водой с миртовых ветвей и кадили вокруг. Когда мальчик «восставал с одра», женщины осыпали его лепестками роз, окропляли розовой водой, давали съесть к.-л. сладость, кусочек хлеба и выпить глоток вина. К церковному хору присоединялись музыканты, играющие на свирелях, скрипках и лютнях, а во дворе храма начинали раздавать праздничные угощения. Затем процессия с зажженными свечами до поздней ночи обходила дома, в к-рых устраивался «одр Лазаря». Хозяева угощали иереев и др. участников процессии (Το Σββατο του Λαζρου//ΜΚΕ. 1988. Τ. 8. Σ. 173-174). Византийские и поствизантийские легенды о Л.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Общая память Иисуса Иуста, еп. Елевферопольского (без указания на отождествление с Варсавой), и апостолов Тертия (Терентия), Марка, Артемы встречается в визант. Синаксарях под 21 и 22 июня, 20 и 30 окт. (SynCP. Col. 154, 179, 761, 764; Владимир (Филантропов). Описание. С. 523). Последняя дата празднования утвердилась в совр. календарях Греческих Церквей и РПЦ. Под 21 июля в Синаксаре К-польской ц. и в списке Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (X-XI вв.) обозначена память мучеников Иуста и Матфея (SynCP. Col. 834; Mateos. Typicon. T. 1. P. 346), в стишных Синаксарях добавлено, что они были усечены мечом (SynCP. Col. 833). Но в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) говорится об апостолах Иусте и Матфии ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 95). П. Дево обратил внимание на это противоречие и привлек для сравнения лат. Мартирологи и копто-араб. календари, где упоминается И., что свидетельствует о древней традиции празднования 20 или 21 июля памяти этого святого ( Devos. 1973). В Мартирологах Адона Вьеннского, Узуарда, Ноткера и др. под 20 июля указано, что апостолы Иосиф, прозванный И., и Матфий проповедовали в Иудее и претерпели множество гонений (PL. 123. Col. 304; Ibid. 124. Col. 277-278; Ibid. 131. Col. 1122; MartRom. P. 297). В копто-араб. календарях под 26 числом месяца абиб (20 июля) указывается память прав. Иосифа Обручника и Иосифа Праведного (Иуста) (Les Ménologes. 1915. P. 177, 208, 228; Le Calendrier d " Aboul-Barakat. 1915. P. 276; Basset, ed. 1923. Р. 692). Память И. встречается также 21 числа месяца таммуз (21 июля) в сир. мелькитских календарях ( Sauget. 1969. P. 155). В сир. каталогах апостолов отражены др. предания об И. Они достаточно разноречивы, и не всегда понятно, к какому лицу их следует отнести. В сир. апостольском списке Lond. Brit. Mus. Add. 17193 (874 г.) на 21-м месте значится Варсава, который проповедовал в некой Балании, был заключен под стражу в Александрии и там заморен голодом. Поскольку 28-м в данном списке упоминается Иуда Варсава, то вышеприведенные сведения должны относиться к Иосифу Варсаве И. Кроме того, в этой рукописи на 25-м месте указан ап. Иуст, проповедовавший в Тивериаде и в Кесарии ( Esbroeck. 1994. P. 145). В сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Orient. 2695 (1202/03 г.) также фигурирует ап. Иуст, распространявший христ. веру в Тивериаде и Кесарии, но кроме него в этом перечне назван ап. Иуст, проповедовавший в Никомидии ( Esbroeck. 1994. Р. 157-158). Ап. Иуста, названного вслед за ап. Матфием в сир. каталоге Lond. Brit. Mus. Add. 14601 (IX в.), видимо, следует отождествить с И. ( Esbroeck. 1994. P. 117). В списке 70 апостолов, называемом Греко-сирийским анонимом (в ркп. XII-XIV вв.), на 3-м месте стоит Иосиф «вместе с Матфием удостоенный жребия». Занимаемая им епископская кафедра не указывается (Vitae prophetarum. 1907. P. 173; Écrits. 2005. Vol. 2. Р. 468).

http://pravenc.ru/text/1237891.html

В визант. период также формировалось представление о том, что К. был одним из последователей ап. Павла и апостолом от 70. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V-VI вв.), Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) и Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) К. назван епископом Диррахия (ныне Дуррес, Албания) (PG. 10. Col. 956; Schermann. 1907. S. 124, 141; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. P. 479), также сказано, что о «нем упоминал апостол» (вероятно, речь идет о Флп 4. 22 - Schermann. 1907. S. 141). Эта информация повторяется в ряде византийских Синаксарей под 30 июня (SynCP. Col. 787), но под 8 дек. К. именуется епископом Короны (PG. 117. Col. 197; SynCP. Col. 290), к-рую обычно отождествляют с г. Корона (ныне Корони) на Пелопоннесе (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; Νικδημος. Συναξαριστς. 2003. Σ. 266). Высказывалось также предположение, что речь идет об искаженном названии Кирены (Киринеи) Ливийской ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2005. Σ. 89). Память К. вместе с апостолами Сосфеном , Аполлосом , Кифой , Тихиком , Епафродитом и Онисифором в визант. Синаксарях празднуется 8 дек. Под этой датой содержатся краткие сведения о К.: он и чествуемые вместе с ним апостолы «добро житие проживя, преподобнически пася и управляя врученными им Церквами и народом, претерпели множество искушений и мучений за Христа и были убиты идолопоклонниками» (SynCP. Col. 290). Иногда память этих апостолов помещалась под соседними датами: 7 или 9 дек. (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; PG. 117. Col. 197). Также память К. вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой и Епафродитом отмечалась в ряде агиографических памятников 29 марта (Порфириева Минея. РНБ. Греч. 227, XIII в.; стишной Синаксарь. Paris. Coislin. 223, 1301 г.; греч. печатная Минея (Венеция, 1596); рус. стишной Пролог. РГБ. Троиц. 715, 1429 г.) или 30 марта (греч. печатная Минея (Венеция, 1596); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 162). В совр. календарях греч. Церквей память этих апостолов в последние дни марта отсутствует, а в календаре РПЦ их память утвердилась 30 марта.

http://pravenc.ru/text/1684279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНИАМИН Мч. Вениамин Персидский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58 Л. 107 об.) Мч. Вениамин Персидский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58 Л. 107 об.) († 424), мч. Персидский (пам. 13 окт., 31 марта, пам. греч. 5 сент., 10 июня), диак. Обратил в христианство мн. персов-язычников. Во время гонений шахан-шаха Йезигерда I (399-420), к-рые начались казнью еп. Авды , В. находился 2 года в заключении. Визант. посол, прибывший к персид. двору, просил освободить В. Сын Йезигерда Варахран V (420-438) согласился на это при условии, что В. даст обещание больше не проповедовать христианство. Посол поручился за него, и В. был отпущен на свободу, однако продолжал обращать язычников в истинную веру. Через год В. был снова схвачен и приведен в г. Сузы. Он обличил языческие заблуждения перед шахан-шахом и был подвергнут жестоким пыткам (под ногти ему вонзили 20 спиц), а затем посажен на кол. Мученическая кончина В. произошла через 3 года после казни еп. Авды. Мученичество В. подробно описывается в «Церковной истории» Феодорита , еп. Кирского. Сохранилось арм. пространное житие В. и греч. краткие синаксарные жития. Память В. празднуется 13 окт., совместная память с еп. Авдой отмечается 31 марта, в визант. календарях также 5 сент. (напр., в Синаксаре К-польской ц. Х в.- SynCP. Col. 17-18) и 10 июня ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 176). Ист.: BHG, N 2000e, 2061m; BHO, N 7; ActaSS. Mart. T. 3. P. 901-902; PG. 117. Col. 380-381 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 17-18, 137, 574-576; Bedjan. Acta. T. 4. P. 250-253; Феодорит. Церк. ист. V 39; ЖСв. Окт. С. 329-330; Март. С. 617; Michel le Syrien. Chronique/Ed. J.-B. Chabot. P., 19632. T. 2. P. 17-18. Лит.: Peeters P. Une Passion arménienne des SS. Abdas, Hormisdas, Sahin et Benjamin//AnBoll. 1909. T. 28. P. 399-415; Janin R. Benjamin (1)//DHGE. T. 7. Col. 1340; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 799; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 79-80.

http://pravenc.ru/text/150273.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010