Святые отцы совмещают все делания инока, всю жизнь его в плач. Что значит плач инока? Это – его молитва. I, 164. Плач должен быть неотъемлемым качеством молитвы нашей, ее постоянным, неразлучным спутником и споспешником, ее душою. I, 164. При страшной скудости нашего времени в наставниках истинной молитвы, изберем себе в руководителя и наставника плач. Он и научит молитве и сохранит от самообольщения. I, 165. Делание плача, будучи неразлучно с деланием молитвы, требует тех же условий для преуспеяния, в каких нуждается и молитва. I, 196. Для гласной молитвы и плача необходимо уединение по крайней мере келейное: это делание не имеет места посреди братий. I, 198. Когда же дар слезный усилится в нас Божиею милостию: тогда укрощается внутренняя борьба, утихают помыслы, начинает действовать в особенном развитии умная молитва или молитва духа, насыщая и увеселяя внутреннего человека. I, 199. Одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы со внутреннею, не суть монахи. I, 205–206. Достижение же бесстрастия, освящения, или, что то же, христианского совершенства, без стяжания умной молитвы, невозможно. I, 210. Отцы говорят следующее: «Хотя и имеются другие пути и роды жительства благие делания, руководствующие ко спасению... хотя имеются подвиги и упражнения, вводящие в состояние раба и наемника но путь умной молитвы есть путь царский, избранный. Он настолько возвышеннее. всех других подвигов, насколько душа превосходнее тела: он возводит из земли и пепла в усыновление Богу». I, 210. Четырех родов помыслы и ощущения действуют на молящихся: одни прозябают из благодати Божией, насажденной в каждого православного христианина святым крещением, другие предлагаются Ангелом хранителем, иные возникают из падшего естества, наконец иные наносятся падшими духами. I, 213. В наше время, при совершенном оскудении Боговдохновенных наставников, нужна особенная осторожность, особенная бдительность над собой. Они нужны при всех иноческих подвигах: наиболее нужны при молитвенном подвиге, который из всех подвигов – возвышеннейший. I, 224.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

– Меня дома нет, мне не время. Так было до пяти раз. Тогда чиновник попросил семинариста Конобеевского проводить его к старцу. Сотворили молитву, и батюшка тотчас открыл дверь и радушно, точно ничего и не, бывало, принял чиновника, сказав ему, однако: – Я говорил вам через двери, что ваши-то люди и говорят приходящим к вам по нуждам своим: “Барина дома нет”, “Ему не время!”. Ведь этим отказом прогневляя ближних, вы прогневляете Самого Бога! Смиренно принял обличение светский генерал, поклонился при семинаристе батюшке в ноги и обещал впредь никогда более не допускать этого, не редкого в богатых кругах, но горькою для бедных просителей лживого обычая (ВФ. 205–206). Конец октября В это время сестры мельничной обители построили для себя келью, где стали жить всемером. Об их жизни в это время дают представления их собственные воспоминания. Так. Прасковья Степановна Шаблыгина повествует (Летопись 6. рассказ I): «В продолжение года выстроилась у нас мельница и возле нее маленькая келейка. В эту-то келью перевел нас батюшка жить семь человек, да одна тут же и скончалась, а меня грешную сделал над ними старшей. Так жили мы тут три года, и батюшка никого еще не присылал к нам. Потом купил он нам житницу, приказав строить кельи, и стал уже присылать жить к нам сестер, которых к кончине его собралось уже 73» (Ч. 210). В подробностях о жизни сестер в упомянутой келье рассказала старица Ксения Ильинична Потехина: «По поступлении жила я в обители матушки Александры, но, когда была готова мельница, в число переведенных туда семи сестер включил батюшка Серафим и меня, грешницу. Тут жили мы до глубокой осени и спали на камнях мельничных, которых было два, и петь на них же учились, и читать как бы на двух клиросах: только в конце октября благословил наш батюшка выстроить келейку, хотя к трапезе мы все ходили в старую обитель, почему много-премного было нам всякой скорби; так прожили мы целый год, после которого благословил уже нам батюшка печь свой хлеб и варить свой квас, все отдельно и все по его приказанию, носили мы ему пробовать» (Ч. 210).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудится-и чего сподобляется! Поэтому трудящимся можно смело говорить: трудитесь, есть из-за чего! ( 117, 27–29 ). Легчайшее средство восхождения к непрерывности в молитве есть навыкновение молитве Иисусовой и вкоренение ее в себя. Опытнейшие в духовной жизни мужи. Богом вразумленные, нашли это одно простое и вместе вседейственное средство к утверждению духа во всех духовных деланиях, равно как и во всей духовной подвижнической жизни, и в наставлениях своих оставили подробные о ней правила. Святитель Феофан Затворник ( 117, 28–29 ). Постарайся приучиться к молчанию, не помышляй ни о чем суетном, занимайся внимательно в страхе Божием поучением твоим (умной молитвой) и в бодром состоянии, и упокоиваясь сном. Совершая это, не убоишься нападения лукавых. Изречения безымянных старцев ( 82, 394 ). Достижение бесстрастия, освящения или, что то же, христианского совершенства, без стяжания умной молитвы невозможно... ( 108, 210 ). Отцы... говорят следующее: «Хотя есть другие пути и роды жительства... благие делания, руководствующие ко спасению... хотя есть подвиги и упражнения, вводящие в состояние раба и наемника... но путь умной молитвы-путь царский, избранный. Он настолько возвышеннее... всех других подвигов, насколько душа превосходнее тела: он возводит из земли и пепла в усыновление Богу» ( 108, 210 ). При пострижении в монашество, когда новопостриженному Вручаются четки, называемые... мечом духовным, завещается ему непрестанное денно-нощное моление молитвой Иисусовой... упражнение в молитве Иисусовой есть обет монаха ( 108, 205 ). Уединение человека в самом себе не может совершиться иначе, как при посредстве внимательной молитвы, преимущественно же при посредстве внимательной молитвы Иисусовой ( 108, 206 ). Внутренним деланием, умным, душевным деланием, умной молитвой, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой ( 108, 207 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

МОНАШЕСТВО Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне должны наиболее руководствоваться Священным Писанием и писаниями отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. I, 83. Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Он – главный и первый между подвигами иноческими. I, 154. Возлюбив подвиг молитвы, возлюби уединение в вещественной келии. Затворяй двери ее для себя и для других «Пребывай в келии твоей, – сказали святые отцы, – она научит тебя всему», т. е. монашескому жительству, которое все сосредоточивается в молитве. I, 156. Демоны поражают инока, пребывающего в молитве, болезнями телесными, угнетают нищетою, недостатком внимания и помощи человеческих. I, 158. Святые отцы совмещают все делание инока, всю жизнь его в плач. Что значит плач инока? Это – его молитва. 1,164. Если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих, и не стяжет плача: то не может быть монахом. Все житие монаха – плач. I, 191–192. Святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы: потому что слезы – плод, а цель монашеской жизни – достижение плода тем средством, которым благоугодно Богу доставить плод. I, 203. . Одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы с внутреннею, не суть монахи. I, 205–206. При пострижении в монашество, когда новопостриженному вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещавается ему непрестанное, деннонощное моление молитвою Иисусовою. Следовательно упражнение в молитве Иисусовой есть обет монаха. Исполнение обета есть обязанность [монаха]. I, 205. Цель монашеского жительства состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства. I, 210. Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение молитвою Иисусовою и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением. I, 257

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Да. Пожалуй. Прекращаю. 210. Ответ на 205., Из народа: а попробуйте посмотреть фильмы Тарковского. Это же полная ерунда и дешевые выкрутасы.Я понимаю, что Анну Каренину Вы еле домучили, как архаику. Но Тарковский, и только он, представил именно рафинированный язык кино.Короче, что посоветуете посмотреть из того, что на Вас произвело впечатление? Не посоветую ничего. А что касается Тарковского, то он в свое время " просек фишку " и произвел впечатление. И самоигральными темами, и псевдоглубокомыслием. Вроде дешевый прием - снимаем какую-нибудь корягу на траве но долго и под душераздирающую музыку, но какой эффект. Зрителю кажется, что он присутствует прямо-таки при гениальном откровении. Но вот с " Солярисом " он уже промахнулся - писал-то его философ, а снято как дешевая мелодрама. Про " Пикник на обочине " и говорить не стоит. " Андрей Рублев " должен был неплохо восприниматься на тогдашнем безрыбье - ведь о церкви вообще говорить было нельзя. Но сейчас любому православному христианину это достаточно дико. Впрочем, здесь несколько лет назад кто-то из авторов очень грамотно его рассматривал. Что касается рафинированного кино, то там либо содержание подкачает, то назначение. Ну, посмотрите " Конь белый " . Там хоть соответствие одного другому, хоть и не рафинированное. Только он для большого экрана. " Конь белый " посмотрела, кстати - по Вашей ссылке, год назад, спасибо. По киноязыку - проняло до костей и без большого экрана. Смешно.. Гоголя напомнило: доедет ли колесо до Казани (из Суздаля) или нет? Вот так и по гению Тарковскому судят два обывателя, - снявшего шедевры и создавшем свой тонкий и поэтично-патриотический киноязык, отличный от неореализма итальяшек. И не где-нибудь, а в самом СССР, концлагере и ГУЛАГе, по мнению многих наших оппонентов.. " Андрея Рублева " , " Ностальгию " , " Зеркало " и " Ивваново детстство " готов пересматривать и пересматривать... 209. Ответ на 205., Из народа: а попробуйте посмотреть фильмы Тарковского. Это же полная ерунда и дешевые выкрутасы.Я понимаю, что Анну Каренину Вы еле домучили, как архаику.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/13/ve...

Одним из первых опытов научной социологии явился труд Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Это была попытка представить Г. и общество как своего рода механизм, непознаваемым перводвигателем к-рого является Бог. В основе учения Гоббса об обществе лежит противопоставление естественного права положительному. В отличие от античных мыслителей Гоббс не считал человека существом общественным по своей природе. Напротив, в результате грехопадения человек стал существом предельно эгоистичным, поэтому господство естественного права создает ситуацию войны всех против всех, из чего вытекает необходимость существования гражданского закона и Г. (С. 89, 98-99, 129, 204-205, 207). Гоббс придерживался теории договорной природы положительного права и его источника и опоры - Г. В отличие от Гоббса, считавшего общественные договоры уже заключенными и подлежащими неукоснительному исполнению в рамках монархического Г., Руссо выдвинул революционную идею пересмотра таких договоров, утверждая, что вся полнота власти всегда принадлежит народу и народ как подлинный суверен имеет право вернуть себе отнятую у него власть. Начиная рассуждения с апологии свободы в качестве высшей ценности, Руссо затем в строгом соответствии с закономерностями реальной революционной политики подменяет ее односторонне понятым принципом равенства. Г. В. Ф. Гегель , рассматривая Г. с исторической т. зр., видел в нем высшую форму развития объективного духа, совершенное воплощение разума в жизни человечества. Первым проявлением объективного духа является право, к-рое осуществляет свободу личной воли по отношению к вещам, на чем основано право собственности, и по отношению к воле др. лиц, что составляет основу договорного права ( Гегель. С. 127-128). Своего рода отрицанием отрицания в области права является применение наказания, направленного на восстановление попранного правопорядка. Но, поскольку актом наказания право восстанавливается лишь формально, в духе появляется потребность в нравственной правде и добре, к-рые реализуются в сознании нравственного долга; последним руководствуется совесть. Из раздвоенности между субъективно осознаваемым долгом и недолжной действительностью дух находит выход в действительной объективной нравственности, к-рая осуществляется в семье, гражданском обществе и Г. Последнее как средство осуществления свободы каждого в единстве всех является, по Гегелю, абсолютной самоцелью (Там же. С. 208-210, 226-233, 279-315).

http://pravenc.ru/text/166361.html

205 Настали долгие минуты раздумья: фантазия ярко обрисовала ему будущее: пусть он останется верным призванию своих предков – тогда ему предстоит жизнь ручного работника, человека, у которого все работы строятся на опытности руки, жизнь бесславная, плохо оплачиваемая, с низким образом жизни, направленным только на предметы работы и самообеспечения. Не то путь науки – путь самообразования: он откроет его уму высшие горизонты, даст ему все средства самовоспитаться в прекраснейших добродетелях и в стремлении к возвышенным благам; он выделит его из обычной массы людей, даст возможность развить свои таланты и доставит ему знаменитость 206 . Мечты скоро стали воплощаться в фактах. Лукиан (около 140 г.) оставил Самосаты и убежал в Ионию, город, устроенный как бы вроде музея (высшего ученого института) и богатый разнообразными учебными заведениями 207 , привлекавший отовсюду славных риторов, из которых самыми блестящими были Скопелиан 208 и Полемон 209 , лекции которых он, вероятно, и слушал здесь или в Смирне. Он явился в Ионию молодым студентом, говорящим варварским наречием и только что снявшим с себя кандин – роскошный костюм своего ассирийского отечества 210 . Риторика взяла здесь его под свое покровительство: она нашла в нем послушного ученика, не отводившего от нее своих очей и относившегося к ней с высоким уважением и удивлением. Бедный и низкий, он скоро возвысился над прекрасными и богатыми юношами, был внесен в цеховые списки и сделался гражданином. Вероятно, недостаток средств, естественный у человека, вышедшего из рабочего сословия, побудил его выступить в Антиохии в качестве адвоката при судебных процессах. Свида, сообщающий о нем крайне немногочисленные сведения, характеризует его только как адвоката в Антиохии. И затем, когда Лукиан был призван на суд философии по обвинению, принесенному на него риторикой, Диоген в защиту его говорил: «Мужа обвиняют в том, что он отрешился, наконец 211 , от шумной брани в судебных процессах и покинул зал суда» 212 ; при том же случае и сам Лукиан заявил: «Что касается до меня, то я очень доволен, что оставил профессию адвоката – эту судебную волокиту, заставлявшую его переживать тысячи злоключений, обмана, бесстыдства и ссор» 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Для тех же, кто полагает мир вечным, этот довод доказывает бесконечность божественной силы таким образом. Они признают, что Бог – причина мировой субстанции; эта субстанция, считают они, существует всегда, и Бог – вечная причина всегдашнего мира, примерно так, как если бы в пыли от века был отпечатан след, то нога от века была бы его причиной. 203 Даже если исходить из этого, вышеприведенный довод точно так же заставит прийти к выводу, что сила Божия бесконечна. В самом деле: произвел ли Он [всё сущее] в [некоторый момент] времени, 204 как считаем мы, или от века, как думают они, в любом случае на свете нет ничего, что он бы не произвел, потому что он – всеобщее начало бытия. Значит, он создал всё без всякой предсуществовавшей материи. Но мера деятельной силы должна быть пропорциональна мере пассивной потенции: чем более пассивна потенция, которая предсуществует или мыслится как заранее данная, тем большая деятельная сила требуется, чтобы её реализовать (привести в акт). Так вот, если конечная сила может произвести некое действие из заранее данной материальной потенции, то сила Божья, действующая без всякой заранее данной материи, не конечна, а бесконечна; а значит, и сущность [Божья] бесконечна. Далее. Всякая вещь тем долговечнее, чем действеннее причина её бытия. Следовательно, бесконечно долговечная вещь должна получить своё бытие от причины бесконечно действенной. Но Бог [живет] бесконечно долго: выше было доказано, что он вечен. А так как у него нет другой причины бытия кроме себя самого, то он и сам должен быть бесконечен. Эту истину подтверждает и авторитет Священного Писания . Псалмопевец говорит: «Велик Господь и достохвален, и величию Его нет предела» (144:3). 205 Эту же истину подтверждают и изречения древнейших философов 206 : все они, словно сама истина принуждала их к этому, признавали, что первоначало вещей бесконечно. 207 Однако они сами словно не понимали, что говорят, ибо полагали, что бесконечность первоначала сродни бесконечности дискретного количества: так, Демокрит утверждал, что начала вещей – бесконечные [числом] атомы, 208 а Анаксагор – что начала вещей – бесконечные [по числу] подобные части. 209 [Другие же] представляли её как непрерывное количество: это те, кто полагал первоначалом всех [вещей] один какой-нибудь элемент, или некое слитное [из всех элементов] бесконечное тело. 210 Но исследованием последующих философов было показано, что никакого бесконечного тела нет; 211 однако при этом оставалось [понимание], что первое начало должно быть каким-то образом бесконечно; отсюда был сделан вывод, что бесконечное первоначало не тело и не [заключенная] в теле сила. 212

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Григорий VII назначал постоянных легатов с широкими полномочиями, к-рые иногда занимали свои должности в течение неск. лет ( Morris. 1989. P. 111-112). На рубеже XI и XII вв. папы активно использовали легатов для установления тесных связей с церковными провинциями и контроля над митрополитами. Легаты, действуя по папским инструкциям, созывали местные церковные Соборы и председательствовали на них, решая различные дисциплинарные и богословские вопросы (Ibid. P. 55-56, 96). Существовало 3 разновидности легатов: прокторские легаты (действовали в определенной местности, реализуя полностью или частично полномочия папы), судьи, назначенные для рассмотрения конкретных дел, и нунции (выполняли дипломатические функции). На уровне отдельной епархии епископ мог осуществлять Д. своих полномочий, назначая диаконов для надзора за приходами, посылая нунциев и т. д. ( Берман. 1994. С. 204-205). Ряд постановлений, касающихся Д., был издан средневек. католич. Соборами (I Лионским, V Латеранским, Тридентским). Так, в актах Тридентского Собора указывалось, что местные епископы осуществляют нек-рые полномочия папы как его делегаты (COD. P. 668, 682-683, 688; полный перечень полномочий см.: Zitelli. 1907. P. 220-224); провинциальным Соборам было предложено избирать неск. компетентных лиц из местного клира и представлять их список папе, чтобы он мог при необходимости назначить их своими делегатами по конкретным делам (COD. P. 791). К XX в. в католич. правовой доктрине и законодательстве сложились достаточно четкие представления о Д. Кодекс канонического права 1917 г. исходит из того, что церковная власть (юрисдикция) может быть ординарной либо делегированной. Ординарная власть принадлежит церковному должностному лицу в силу того, что оно занимает определенную должность; делегированная - лицу, к-рое не занимает соответствующих церковных должностей, но к-рому были специально переданы те или иные полномочия (CIC (1917). 197). Субъект, наделенный ординарной юрисдикцией, вправе полностью или частично делегировать ее др. лицу, если это прямо не запрещено законом (Ibid. 199. 1; 210). Кроме папы осуществлять Д. могут, напр., ординарные епископы (в вопросах заключения брака - Ibid. 1095 § 2). В ряде случаев Д. сопровождается субделегацией полномочий, когда делегат передает их 3-му лицу. Юрисдикция, делегированная Папским престолом, может быть субделегирована как в целом, так и применительно к конкретным делам, если она прямо не закреплена за определенным лицом или если субделегация не запрещена (Ibid. 199 § 2). Делегированные полномочия общего характера, полученные от иных должностных лиц, могут быть субделегированы только относительно конкретных дел (Ibid. 199 § 3). В остальных случаях делегированная юрисдикция может быть субделегирована лишь при наличии прямо выраженного разрешения на субделегацию (Ibid. 199 § 4); аналогично решается вопрос с передачей ранее субделегированной юрисдикции др. лицам (Ibid. 199 § 5).

http://pravenc.ru/text/171634.html

Свои 166 , чтобы при всех не опозориться: Кто свету враг, лелеет только видимость, В душе копя коварства нечестивые. Оставим рукописей тьму, которыми 165 В избытке он снабжает переписчиков, Чтоб постоянство показать похвальное Тем, кто, как он считает, сим обманется И паству приведет ему несметную. 170 Однако те, кто обладает разумом, Подобными делами не обманутся – Ведь и в гоненье, в зол пучине гибельной, Невзгоды презирают, по Писанию 167 . Воспитан Палама как благородный муж 168 , 175 И потому он тверд и в богословии, Не знает страха и измены в помыслах, Но речь его полна святого мужества, Что верой рождено и благочестием. Скорее ты сожжешь свои писания, 18o Не дожидаясь молнии карающей, Чем он предаст хоть слово веры истинной. Вот потому ты злобствуешь и мечешься, А он тебя опровергает с легкостью. Ты развращен своими же писаньями, Испачкал душу мнением кощунственным, 185 Нещадно восставая против точности 169 . Ни йоты изменить нельзя в Писании: Беда большая – в малом искажении, Иначе это кража Православия, Терзающая душу словно крючьями. 190 Пусть даже соберутся рои демонов, И нечестивцев племя одержимое – Изобразить не смогут благочестие, Коль забряцают в бубны беззакония Нестройным хором, в глухоте нечестия 195 Они лишь явной сделают болезнь свою, Толпе безумцев жалких уподобившись, Но истины отважному защитнику И благороднейшим его союзникам Не причинят вреда подобным образом. 200 Они свои лишь страсти явят попусту, И не заметят, как впадут в нечестие, Себя позором запятнав заслуженным. А мудрая душа, страстей превысшая, Чужда преступной гнилости безумия, 205 И не претерпит от страстей вреда она, Но только лишь докажет перед Господом, Что козни тьмы попрала светом истины. Ведь ярче свет, когда сгустились сумерки, И светлая природа ясной истины 210 Ложь обличает славою немеркнущей. И свет сей попаляет бурным пламенем Любую ложь, любое уклонение. Вот Паламы державное величие, 215 Он светом стал, священнейшим блистанием, В служеньи, слове, благочестьи, разуме, Даров духовных правильным содействием

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010