Missale rom., I, 2, 20.    В житии (сост. в XII b.), прп. Иоанна Дамаскина и Космы. Παπαδπουλος-Κεραμες Α. " Αναλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. СПб., 1897, IV, 336. Карабинов И. Постная Триодь, 84.    Описана F. Conybear " ом, Rituale armenorum. Par., 1905, 507.     Агнесе Льюис, которою и издан: Lewis A. A Palestinian Syriac lectionary, 1897.     Карабинов И. К истории Иерусалимского устава//Хр. Чт. 1912, март, 360—382; апрель, 483—494.    Описание их: Иванов А Греч. рукоп. Апостол, принадл. Предтечевской церкви в г. Керчи. Греч. рукоп. Евангелие, наход. в библ. Таврическ. сем. Отт. из «Зап. Имп. Русск. Археол. Общ.». СПб., 1886, I.     Глубоковский Н. Греч. рукоп. Евангелистарий из собр. проф. И. Е. Троицкого. СПб., 1897//Прил. к Хр. Чт. 1896—1898 г., 15, 39—40.     Scrivener F. A Plain Introduce to the Criticism of the N. T. Lond, 1894, 1, 349.    Остромирово Евангелие 1056—1057 г., хран. в Имп. Публ. б. Фотот. изд. СПб., 1883.    Одним из главных побуждений для Лютера удержать прежнюю систему было отсутствие хороших комментариев (пособий для проповедника) на другие отделы Нового Завета (Luther. Deutsche Messe und Ordnung des Gottesdienstes, 1526 г. Alt. Kirchenjahr, 147).     Иероним. Ер. ad Ager.     Григорий Турский. De vitis patrum, с 17.     Hefele. Conciliengeschichte. III, 15.    Толедск. Соб. IV, пр. 17.     Карл Великий. Epist. ad lectores Homiliarii//Migne. Patrol. s. lat. 95, 1160.     Alt. Kirchenjahr, 148.     Thalhotfer. Handb. d. katolisch. Liturgik. II, 68; I, 39.    Alt. Kirchenjahr, 148—171. - Насколько разнились от римского чина чтений два других западных чина: галликанский (к нему близок амвросианский) и испанский, может показать сравнение их с ним для Пятидесятницы (Alt D. Kirchenjahr, 144—145). Ср. 3 и 4 Нед. с нашими 4 и 5 и Нед. 7 с нашей 7.     Alt. Das Kirchenjahr, 136—140.    Missale rom., 238. Еп. Порфирий. Вероучение, богослужение коптов, 144; ср. Богосл. абиссин, 67. Петровский. Апост. лит. вост. ц., прил. 76.     Swainson. The Greek Liturgies, 40, 196, 290.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

18 Слову «Писание» старообрядцы придают общий смысл всех уважаемых древнею церковию произведений. 24 Собр. бесед и др. сочинений архим. Павла изд. 1879 г. ч. 2, стр. 304. Сочинения о. Павла, печатавшиеся сначала в разных журналах преимущественно в «Душепол. Чтении» и «Братском слове», имели несколько изданий в виде отдельных брошюр и сборников; наиболее полное издание последнее, 1879 г. Сочинения эти, за немногими исключениями, отличаются полною основательностию и убедительностию, при простоте изложения. По поводу издания 1871 г. см. нашу рецензию в Прав. Собес. 1872 г. авг. По некоторым предметам сделаны замечания в «Чт. истор. и древн.» и в отд. брошюр. иеромон Пафнутия. На замечания иер. Пафнутия есть опровержение в «Братском слове» 1876 г. кн. 4, отд. III, стр. 384 и дал. 40 Раскол старообр. Щапова, стр. 174. «Записка о рус. расколе» в Собрн. Кельсиева. вып. 1 и замеч. на нее в Чт. общ. люб. дух. просв. 1881 г. дек. стр. 526. 42 Под словом раскол, – пишет г. Пругавин, – мы разумеем совокупность всех вообще религиозно–бытовых протестов и разномыслий русского народа». («Русск. мысль» 1881 г. кн. 1–я, стр. 303). Все группы, раскола тесно переплетаются между собою и составляют одно целое» (стр. 349). 45 На Иосифа, который с старообрядческой точки зрения считается столпом благочестия, известна челобитная московского духовенства, где он обвинялся в том, что к нему доступа не было, что он не занимался делами сам, а все предоставлял в бесконтрольное распоряжение дьяка Кокошилова к других жадных подьячих. (См. в ист. Соловьева, кн. XI, стр. 289–292. XIII, стр. 152). Не это ли было причиною, что хотели сместить его, на что он сам жаловался? Соловьев называет его «мелочным патриархом» (т. XIII, стр. 152). 46 О. Никон см. в Истор. Росии Соловьева, также ст. в Труд. Киев. ак. 1860 г. кн. III и Странник 1863 г. июль-сент. 49 Справщики зачеркнули в водосвятной молитве слово и «огнем» в словах: «освяти воду сею Духом твоим святым и огнем», как было напечатано в издании Требника 1602 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

4 Святитель Николай Японский. Запись в дневнике от 20.10.1880 г.//Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского, по его своеручным записям: В 2 ч. СПб., 1996. Ч.1. С. 349. 5 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2. С. 451. 6 Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. СПб., 1997. С. 318 - 319. Параллель, кстати, есть в Талмуде: " Кто видит идола, произносит: " Благословен Долготерпеливый " " (Берахот. 9,1 2]//Талмуд. Мишна и Тосефта: В 6 т. СПб., 1902. Т.1. Кн. 1 и 2. С. 32). 7 Жизнь и труды святого апостола Павла: Последовательный комментарий апостольских посланий, составленный по трудам епископа Феофана Затворника. СПб., 1912. С. 128-129). 8 Там же. С. 12 9 См.: Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892. Стб. 454. И подробнее: " " Но я не хочу, - говорит апостол, - чтобы вы были в общении с бесами " (1 Кор. 10, 20): не может быть одной и той же и спасаемых пища, и гибнущих. Должно, следовательно, от участия в этих похоронных бражничаньях устраняться - не из страха, потому что нет в них никакой тайной силы, но для охранения чистоты нашей совести, которая свята, из-за отвращения к демонам, коим те бражничанья посвящены, мы должны их гнушаться. И кроме того, не должны мы принимать в них участия ради тех людей, которые по своему легкомыслию многое в дурную сторону перетолковывают, " и совесть их, будучи немощна, оскверняется " (1 Кор. 8, 7). " Пища не приближает нас к Богу " (1 Кор. 8, 8). " Не т(, чт( входит в уста, - говорит Спаситель, - оскверняет человека, но т(, чт( выходит из уст, оскверняет человека " (Мф. 15,11). Таким образом, употребление в пищу разного рода кушаний (в этом отношении) безразлично. " Едим ли мы, - говорит апостол, - ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем " (1 Кор, 8, 8). Но непристойно в трапезе, демонам посвященной, принимать участие тем, которые удостаиваются питания Божественного " (Климент Александрийский. Педагог. Ярославль, 1889. Стб. 119). 10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

2781 Missale rom., I, 2, 20. 2782 В житии (сост. в XII b.), прп. Иоанна Дамаскина и Космы. Παπαδπουλος - Κεραμες Α . " Αναλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας . СПб., 1897, IV, 336. Карабинов И . Постная Триодь, 84. 2783 Описана F. Conybear " ом, Rituale armenorum. Par., 1905, 507. 2784 Агнесе Льюис , которою и издан: Lewis A . A Palestinian Syriac lectionary, 1897. 2785 Карабинов И . К истории Иерусалимского устава//Хр. Чт. 1912, март, 360—382; апрель, 483—494. 2786 Описание их: Иванов А Греч. рукоп. Апостол, принадл. Предтечевской церкви в г. Керчи. Греч. рукоп. Евангелие, наход. в библ. Таврическ. сем. Отт. из «Зап. Имп. Русск. Археол. Общ.». СПб., 1886, I. 2787 Глубоковский Н . Греч. рукоп. Евангелистарий из собр. проф. И. Е. Троицкого. СПб., 1897//Прил. к Хр. Чт. 1896—1898 г., 15, 39—40. 2788 Scrivener F . A Plain Introduce to the Criticism of the N. T. Lond, 1894, 1, 349. 2789 Остромирово Евангелие 1056—1057 г., хран. в Имп. Публ. б. Фотот. изд. СПб., 1883. 2790 Одним из главных побуждений для Лютера удержать прежнюю систему было отсутствие хороших комментариев (пособий для проповедника) на другие отделы Нового Завета ( Luther . Deutsche Messe und Ordnung des Gottesdienstes, 1526 г. Alt . Kirchenjahr, 147). 2791 Иероним . Ер. ad Ager. 2792 Григорий Турский . De vitis patrum, с 17. 2793 Hefele . Conciliengeschichte. III, 15. 2794 Толедск. Соб. IV, пр. 17. 2795 Карл Великий . Epist. ad lectores Homiliarii// Migne . Patrol. s. lat. 95, 1160. 2796 Alt . Kirchenjahr, 148. 2797 Thalhotfer . Handb. d. katolisch. Liturgik. II, 68; I, 39. 2798 Alt. Kirchenjahr, 148—171. - Насколько разнились от римского чина чтений два других западных чина: галликанский (к нему близок амвросианский) и испанский, может показать сравнение их с ним для Пятидесятницы (Alt D . Kirchenjahr, 144—145). Ср. 3 и 4 Нед. с нашими 4 и 5 и Нед. 7 с нашей 7. 2799 Alt . Das Kirchenjahr, 136—140. 2800 Missale rom., 238. Еп. Порфирий . Вероучение, богослужение коптов, 144; ср. Богосл. абиссин, 67. Петровский . Апост. лит. вост. ц., прил. 76.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Приготовление к Деяниям: диакон: «Возстаните на молитву»; свящ.: «Мир всем»; «И духови твоему»; молитвы такие же, как на коптской литургии после соборных посланий и после Деяний, и две другие общего содержания; возглас: «Деяния служителей сего проповедания, отец наших апостол, чистых и исполненных благодати, избранных и праведных, преизбыточествующих благодатию Св. Духа. Молитвы и благословения их да сохранят всех нас христиан во веки веков, аминь»; после чтения — перифраз Деян. 6, 7 (об умножении верующих) и: «Свят (3) Бог Отец Вседержитель, Свят (3) Сын Единородный, живое Слово Отчее, Свят (3) Дух Св. вездесущий» (Еп. Порфирий. Вероуч., богосл… коптов, 125–127. Богослужение абиссинов, 56–59). 941. Missale rom., I, 2, 20. 942. В житии (сост. в XII b.), прп. Иоанна Дамаскина и Космы. Παπαδπουλος-Κεραμες Α. " Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. СПб., 1897, IV, 336. Карабинов И. Постная Триодь, 84. 943. Описана F. Conybear " ом, Rituale armenorum. Par., 1905, 507. 944.  Агнесе Льюис, которою и издан: Lewis A. A Palestinian Syriac lectionary, 1897. 945.  Карабинов И. К истории Иерусалимского устава//Хр. Чт. 1912, март, 360–382; апрель, 483–494. 946. Описание их: Иванов А Греч. рукоп. Апостол, принадл. Предтечевской церкви в г. Керчи. Греч. рукоп. Евангелие, наход. в библ. Таврическ. сем. Отт. из «Зап. Имп. Русск. Археол. Общ.». СПб., 1886, I. 947.  Глубоковский Н. Греч. рукоп. Евангелистарий из собр. проф. И. Е. Троицкого. СПб., 1897//Прил. к Хр. Чт. 1896–1898 г., 15, 39–40. 948.  Scrivener F. A Plain Introduce to the Criticism of the N. T. Lond, 1894, 1, 349. 949. Остромирово Евангелие 1056–1057 г., хран. в Имп. Публ. б. Фотот. изд. СПб., 1883. 950. Одним из главных побуждений для Лютера удержать прежнюю систему было отсутствие хороших комментариев (пособий для проповедника) на другие отделы Нового Завета ( Luther. Deutsche Messe und Ordnung des Gottesdienstes, 1526 г. Alt. Kirchenjahr, 147). 951.  Иероним. Ер. ad Ager. 952.  Григорий Турский. De vitis patrum, с 17. 953.  Hefele. Conciliengeschichte. III, 15. 954. Толедск. Соб. IV, пр. 17. 955.  Карл Великий. Epist. ad lectores Homiliarii// Migne. Patrol. s. lat. 95, 1160. 956.  Alt. Kirchenjahr, 148. 957.  Thalhotfer. Handb. d. katolisch. Liturgik. II, 68; I, 39. 958.  Alt. Das Kirchenjahr, 136–140. 959. Missale rom., 238. Еп. Порфирий. Вероучение, богослужение коптов, 144; ср. Богосл. абиссин, 67. Петровский. Апост. лит. вост. ц., прил. 76. 960.  Swainson. The Greek Liturgies, 40, 196, 290. 961.  Goar. Εχολγιον, 93, 151. Прот. Орлов. Лит. Василия Великого, 214. 962. ερατικν, 110. 963. Missale romanum, h. 309. Goar. Εχολγιον, 126. 964.  Migne. Patrol. s. lat. 85, 119, 120, 476. 965.  Петровский А. Апост. лит. вост. ц., прил. 80–81.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ч. неофиц. 1888. 20. С. 295-301; 1889. 5. С. 92-100; 6. С. 107-112; 7/8. С. 128-133; 11. С. 192-195; 12. С. 211-217; 16. С. 277-283; 17. С. 291-305 [Зап. преосв. Никодима о посещении им «разоренного от пожаров» г. Енисейска]; 1890. 1. С. 1-7; 4. С. 56-64; 7/8. С. 106-113; 11. С. 160-166; 13/14. С. 206-210; 16/17. С. 250-257; 1891. 3. С. 45-49; 4. С. 58-65; 8/9. С. 121-128; 13/14. С. 212-217; 18/19. С. 276-286; Богословский Г. К., свящ. Краткий ист. очерк Казанской епархии: С прил. биогр. сведений о Казанских архиереях. Каз., 1892. С. 138-139; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Серг. П., 1901. Т. 3. С. 34; 1902. Т. 4. С. 306, 570, 819, 821, 823; 1904. Т. 5. С. 607, 610, 751, 756; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1909. Т. 2; Антипов М. А. Новые источники по истории рос. иерархии XIX в.: (По мат-лам архивов)//Димитриевские чт., 2-е: Мат-лы науч. конф., 1996 г. СПб., 1997. С. 93-105; он же. Зап. первого Енисейского еп. Никодима (Казанцева) как новый источник по истории рос. иерархии XIX в.//Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альм. Красноярск, 2005. Вып. 1. С. 28-31; Антипов М. А., Гумеров А., свящ. Никодим (Казанцев)//Рус. писатели, 1800-1917: Биогр. словарь. М., 1999. Т. 4. С. 311-312; Первый епископ/Сост.: Л. П. Бердников, С. Л. Лонина. Красноярск, 2006; Матханова Н. П. Записки Никодима (Казанцева), еп. Енисейского и Красноярского//Традиции и современность. М., 2007. 7. С. 84-96; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. 189-190, 262; 2012. Т. 3. С. 349, 389-390; Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ 1861-2011 гг. Красноярск, 2011. С. 75-111; Панин А. Н. Преосв. Никодим (Казанцев), первый еп. Красноярский и Енисейский//Нижегородская старина. 2012. 31/32. С. 20-24; Шушканова Е. А. Храм Иоанна Предтечи и первый архиеп. Красноярский Никодим//12-е Красноярские краевые образоват. Рождественские чт. Красноярск, 2012. С. 218-223; она же. Архиерейский дом Красноярска: Вехи истории: XIX - нач.

http://pravenc.ru/text/2565588.html

1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

науч.-практ. конф. «Погибшие святыни». СПб., 1996. Ч. 2. С. 91-97; она же. Отенский мон-рь//Где Св. София, там и Новгород. СПб., 1997. С. 290-294; Петров Д. А. Архиеп. Иона Отенский как ктитор новгородского церк. строительства//RM. 1995. Bd. 8. N 1. S. 114-137; он же. Строительство в Савво-Вишерском мон-ре и архиеп. Иона//Новгородские древности. М., 2000. Вып. 5. С. 113-120. (Архив архитектуры; 11); Жервэ Н. Н. Отенский мон-рь//Где Св. София, там и Новгород. СПб., 1997. С. 284-290; она же. Утраченные святыни Новгородской земли: Ионо-Отенский мон-рь//Петербургские чт.-97: Петербург и Россия: Мат-лы энцикл. б-ки «С.-Петербург-2003». СПб., 1997. С. 74-81; она же. Новгородский Ионо-Отенский монастырь: Страницы истории//Уваровские чт.-3: Рус. правосл. мон-рь как явление культуры. Муром, 2001. С. 205-210; Секретарь Л. А. Начальный период в истории новгородского Отенского мон-ря: (Строительная деятельность архим. Харитона и архиеп. Ионы)//Новгород и Новгородская земля. Новг., 1998. Вып. 12. С. 324-333; Антипов И. В. Архитектурно-археол. разведки в Новгородском р-не//Археол. открытия, 1998. М., 2000. С. 12-13; он же. К архит. истории Ионо-Отенского мон-ря//Новгород и Новгородская земля. 2000. Вып. 14. С. 349-359; он же. Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского. М., 2009; Антипов И. В., Булкин Вал. А. Архитектурно-археол. исслед. экспедиции кафедры истории искусства СПбГУ в Новгородской обл. в 1999 г.//Новгород и Новгородская земля. 2000. Вып. 14. С. 68; они же. Архитектурно-археол. работы в Новгородской обл.//Археол. открытия, 1999. М., 2001. С. 3; они же. Новые мат-лы к истории новгородской архитектуры XV в.//Архитектурно-археол. семинар: Мат-лы заседания памяти Ю. П. Спегальского (1909-1969). СПб., 2001. С. 49; Петров М. Н. Крест под молотом. Вел. Новг., 2000; Анкудинов И. Ю. Роспись новгородских церквей 1615 г.//НИС. 2008. 11(21). С. 379; он же. Мат-лы к перечню описей имущества мон-рей Новгородской земли XVI-XX вв.//НовгАВ. 2013. Вып. 11.

http://pravenc.ru/text/2581699.html

1357 Эти наказания имели главною целью принудить египтян к отпущению израильтян из Египта (Исх,6:1). Бог желал также ими показать фараону, который объявлял, что он не знает Иеговы ( Исх.5:2 ), что Он есть истинный Бог, Который посрамляет египетских божеств ( Прем.10:15 ). Эти знамения имели затем целью показать жестокость египтян в отношении Израиля, их сопротивление Богу и их идолопоклонство. Кажется, что эта последняя причина определяла выбор многих из этих чудес: так как в Египте почитали Нил и известных животных, то именно Нил и животные становятся орудиями наказания ( Прем.11:16–17, 12:23 ). Бог желал также придать, так сказать, египетский колорит десяти казням. Естественные в себе самих, эти явления были чудесны по обстоятельствам, при которых совершались, и способу их исполнения; в пользу их чудесного характера говорят: время, в которое они производились, удивительная напряженность, с которою они обнаруживались; их зависимость от Моисея, воля которого заставляла их то появляться, то исчезать, их ограничение местностями, обитаемыми египтянами, между тем как израильтяне были изъяты от них. Египтяне могли поэтому легко признать, что здесь был „перст Божий“ ( Исх.8:19 ), хотя по своему упорству они могли также приписывать эти чрезвычайные факты случаю или магии. Действительно, фараон, хотя, по-видимому, и был поражен некоторыми из этих казней ( Исх.8:25–31; 9:27,30; 10:16–17:24 ), но лишь не надолго, и все более в более ожесточался. Но самое это ожесточение входило в план намерений Бога и доставляло ему случай к умножению доказательства Своего могущества ( Исх.7:3 ) и Своей любви к Израилю ( Исх.14:30 ). Пр. пер. 1358 Об incantationes Aegyptiacas, Исх. 7:11 , и о властн демонов см. бл. Августина, De Civ. Dei, XVIII, 18, t. XLI, col. 574; De Trin. t. III, c. 8, t. XLII, col. 875.Сл. Bergier, Dictionnaire de théologie, статья: „Магик“. 1359 Подробности и частности истории о казнях египетских можно читать в La Bible et les découvertes modernes, 6 изд., т. II, стр. 314–349. Касательно имен израильтян на одном памятнике Менефты см. ibid., t. IV; p. 677–683. [Ha русском языке по вопросу об египетских казнях можно читать: митр. Филарета, „Десять казней, которыми поражается Египет“, Чт. в Общ. любит. дух. просв., 1871, Январь; еп. Иоанна (Соколова) , „Чудеса, совершенные Моисеем в Египте“, Прав. Соб. 1861, II, 121–128, 215–216; его же, „Десять казней Египта·, Пр. Соб. 1861, ч. II, 216–240, 323–356, ч. III, 3–120; М. Савваитского, „Египетские казни и исход из Египта“, С.-Петербург, 1890 г.; сл. его же, „Исход израильтян из Египта“, С.-Петербург 1889; проф. В. И. Рыбинского, „Казни египетские“; Прав. Бог. Энцикл., т. VI, стр. 835–840, С.-Пб. 1906. Пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

170 Опись эта по рукописной расходной книге печатного двора за 44 издана C. А. Белокуровым в «Чтен. общ. истории и древностей» 1887 кн. IV. 171 Из описи печатного двора в 1649 г. видно, что при издании пролога пользовались харатейными списками его из новгородских Юрьева и Ковалева монастырей (стр. 31); при издании учительного евангелия пользовались четырьмя древними списками, из коих один принадлежал московскому успенскому собору, другой получен из Чудова и два из Симонова монастыря (Строева опис. староп. книг Толстого, стр. 293). «ХРИСТ. ЧТ. X» 1–2, 1891.      12 174 См. ст. иеромонаха Филарета: «Опыт сличения церковных чинопоследований» в Братском слове 1875 II стр. 127 и III 133–134, 136, 194,196, 201–204 и след. 176 Интересно сравнение двух потребников филаретовского 7131 г. и иосифовского 7159 г., приведенное в журнале «Друг истины» 1890 20–21, стр. 344–349. 177 Еще протопоп Аввакум жаловался на то, что многие из духовных его времени осуждали иосифовские книги, «будто де не сходны с филаретовыми и иоасафовыми» (Матер. для ист. раск. V 235). Об особом предпочтении филаретовских книг первыми расколоучителями свидетельствовал в свое время Павел, митрополит сарский и подонский (там же, VII. 411); но более всех расколоучитель инок Савватий в неизвестной еще в печати челобитной, поданной царю Алексею Михаиловичу в 1660 году; здесь он жалуется на справщиков, что они с 1636 г, только портят богослужебные кннги, и подробно указывает на ошибки в этих книгах, внесенные после смерти п. Филарета (челобитная инока Савватия в рукописи Императ. публ. библиот. из Погодинского собрания 550 л. 8–25). 178 Учение о двуперстии, занимавшее собою еще отцов стоглавого собора 1551 г., в московских печатных книгах появилось и в первый раз изложено сбивчиво еще при п. Филарете в «большем катихизисе» 1627 г., в богослужебные же книги внесено в первый раз в псалтирь, изданную в период между – патриаршества 15 ноября 1641 г.; при п. Иосифе оно помещено уже в пяти книгах, в предисловиях к обеим псалтирям – учебной и следованной, в книге Кирилловой, книге о вере в малом катихизисе; во вовсех этих изданях учение о двуперстии раскрывается различно и несогласно с подлинным текстом тех первоисточников, на которых оно основывалось («Братское слово», 1888, 15, стр. 337–339, 16, стр. 405–410); учение о сугубой алиллуйа, занимавшее русских еще в XV веке, не вносилось в печатные книги вплоть до п. Иосифа, при нем оно внесено в служебники 1651 и 1652 г.г. и часослов 1652 (Истор. рус. церкви м. Макария XI, 129). В уставе о поклонах при богослужении, во время п. Иосифа, тоже сделаны усиления, предписывается класть более земных поклонов, чем делалось это при прежних патриархах (Братское слово, 1876, кн. II, 147–149). Учение о седмипросфории, внесенное в номоканон при иоасафовском потребнике 1639 г., буквально переносится и в потребнике иосифовский 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010