328  Philostorgius. III, 13. 43 S; русский перевод 345 стр. Филосторгий, правда, говорит о правильной доксологии, как деле одного Флавиана. Но соотношение этого места с 18 гл. (Bidez. 485 стр.; русский перевод 359) той же книги, где Филосторгий говорит, что Флавиан и Павлин нераздельно в это время занимали престол и были отправлены в ссылку Леонтием, как единомышленники Евстафия, подрывает в данном случае, доверие к его сообщениям. Комментарием к Филосторгиевой истории, раскрывающим вопрос в нашем смысле, может служить сколько общий характер Флавиана, столько снесение приведённого места со свидетельством Феодорита (Hist. Eccl. II, 24 cit. loc.), Никиты Хониата (Thesaurus orthodoxae fidei V, 30. PG CXXXIX, col. 1390), Никифора Каллиста – (H. Eccl. IX, 24 ). 344  Феодор Мопсуэстийский родился около 350 г. – Пётр Гурьев, Феодор Мопсуэстийский. М. 1890. 15 стр. 345  Cit. ор. Duval, 21–22 pp. Райт В. Краткий очерк истории сирийской литературы. Перевод с английского Тураевой С. П. 1902. 25 стр. 346  Sozom. Hist. Eccl. VIII, 2 . PG LXVII, col. 1316–1516; русский перевод 548 стр. Socr. VI, 31. Ibid. col. 665–666; русский перевод 452 стр. Ср. Гурьев П. Цит. произв. стр. 17–18. О знании греческого языка см., например, ibid. 204–205 стр. 348  Assemani. Bibliotheca Orient. III. II, 488 p.; Sachau. Theodori Mops. fragmenta syciaca. Ed. S. Lips. 1869. Praef. IV. P. 58. 349  Например, Fritzsche. De Theodori Mopsuesteni vita et scriptis commentario hist, theologica – PG LXVI, col. 117. П. Гурьев. Цит. произв. стр. 183. 350  Barhadbešabba ‘Arbaïa. Cause de la fondation des écoles. Texte syriaque publié et traduit par M. Addai Scher – PG IV, p. 323. Дьяконов A. П. Типы высшей богословской школы – Христ. Чт. 1913, май, стр. 600. 353  Barhebraeus. Chronica ecclesiastica II. 33 – Duval R. Anciennes littératures chrétiennes. II. La littérature Syriaque. Paris, 1907. 15 p. 354  Duval ibid. p. 16. (Новое примечание, подтверждающее ссылку на подвижника Юлиана: „Он учил и братию приносить Богу псалмопение в келие общее, а после зари по два удаляться в пустыню и там одному, преклонив колена, приносить Богу подобающее поклонение, а другому стоя петь в это время пятнадцать Давидовых псалмов; потом, переменив положение, второму стоя петь, а другому припасть к земле, молиться”. (И. Б. СПБ. 1853, 30).)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

   В росписи Льва под числом 61, а в росписи Андроника под числом 72. В последнем случае притом замечено: Alaniae Metropolis post sexagesimum secundurn ad septuagesimum quartum (ad marg. LXXIII) evenit. (Митрополия Алании стоит после шестьдесят второго и до семьдесят четвертого (места) (на полях – LXXIII) (лат.).) Corp. hist. byz. 23. Р. 326 et 346. Venet. (178).    Ibidem. P. 347 (178); Снес.: Oriens christian. 1. P. 1349 и в начале этого тома карту. Paris, 1740 (221).    В своих толкованиях на это 28 правило Халкидонского Собора.    Впрочем, не станем намеренно прикрывать неопределенности сего последнего доказательства, чтобы не показаться пристрастными к своему мнению. Сарматы, принявшие начатки веры еще при Константине, имевшие епископов при Кирилле Иерусалимском и перевод Священного Писания (вероятно некоторых лишь чтений) при Златоусте, могли, конечно, быть те самые, которые обитали в своей прародине между Доном и Каспием; но могли быть и другие, перешедшие еще в I в. из-за Дона в черноморские пределы России и здесь кочевавшие в последующие века до самого Дуная. При всем том опустить вовсе это доказательство мы сочли несправедливым, потому что, может быть, оно относится именно к сарматам задонским, а не черноморским или к тем и другим вместе.    Свод этих известий можно найти в Историко-критич. исследованиях Морошкина о руссах и славянах в Главах: Россия алаунская, Россия поволжская и хозары. СПб., 1842 (73).    См. выше примеч. 203.    Русский историч. сборник, издав. Обществом истор. и древн. российск. Т. 4. С. 349. Москва, 1840 (146).    См. выше примеч. 202.    По свидетельству Балазури (892 г.). D " Ohsson. Des peuples du Caucase. Cap. 16, 25, 64, 179 (233).    Журнал Министер. народн. просвещ. 1835. Февр. С. 250 (29).    Mosis Chorenensis. Hist. Armen. Lib. II. P. 183 (231); Истор. Государ. Рос. Карамзина. 1. С. 40—42. Примеч. 90. СПб., 1818 (49); Маяк, 1842. Т. 5. 9. Матер. С. 18—26 (73) и т. 6. Матер. С. 20—34 (83).    Волжские булгары, в Библиот. для чт. 1836. Т. 19. Отд. наук. С. 17—19 (27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Житие Мефодия в Чтен. Моск. истор. общ. 1865. 1. Отд. 3. С. 5 (55); Италиан. сказание, или Легенд, в Act. sanctor. Bolland. Martii. Т. 2. Р. 19—21 (147).     Френ. в Memoires de l " Academie des sciences de St.-Petersbourg. T. 8. 1822 (198).    Эти пять областей закавказских представляются на древних картах географических в следующем виде: в средине Иверия, к западу от нее по Черноморскому берегу Колхида, к северо-западу по тому же берегу Абхазия, к югу Армения Великая, к востоку по Каспийскому взморью Албания.    «Среди развалин Анакопи, – говорит один новейший путешественник, – нет ничего замечательного, исключая разве весьма древней церкви: она знаменита по всей Абхазии и даже Грузии, потому что полагают, будто здесь погребено тело святого Симона». Путешествие вокруг Кавказа по Черкесии и Абхазии, соч. Дюбоа де Монпере в Библиот. для чт. 1839. Т. 36. Отд. наук. С. 7 (32).    Краткая истор. Груз. Церкви Иосселиани. С. 3—4. СПб., 1843 (46).    Текст Дорофея: Mathias, duodecim discipulis loco Judae annumeratus, cum in prima Aethiopia Christum praedicasset, martyrium passus, ibi sepultus est. (Матфий, причисленный вместо Иуды к двенадцати ученикам, проповедуя Христа, в Эфиопии Первой, принял мученичество и там же похоронен (лат.)) (Corpus h. byz. 5. Р. 349. Venet. (178)). У Никиты Пафлагонянина между прочим: Apud eos, qui in prima Aethiopia sedes habent... (Mathias) in longum tempus versatus... et caet. (Среди тех, что обитают в первой Эфиопии... (Матфий) пребывал длительное время... и проч. (лат.)) (Max. bibliot. veterum patr. 26. Р. 419. Lugd. 1677 (216)).    См. выше примеч. 14 и 17.    Текст Софрония: Mathias... in altera Aethiopia, ubi est irruptio Apsari et Hyssi portus, praedicavit Evangelium... et illic sepultus est, usque ad hodiemum diem. (Матфий... проповедовал Евангелие во второй Эфиопии при впадении Апсара, где порт Гисс... и там же покоятся его останки до сегодняшнего дня (лат.)) (Catalog. script, eccles. in Oper. Hieronymi. 1. P. 171. Francof., 1684 (207)). Текст Экумения: Mathias... moritur in Aethiopia exteriori in loco, ubi Apsari intersectio est, postquam ibidem praedicasset Evangelium. (Матфий... скончался во внешней Эфиопии, в месте, где впадает Апсар, проповедовав в тех местах Евангелие (лат.)) (Oecumenii Opera, ed. Lutet. Paris., 1631, in praer. (240)). To же повторяется и в нашей Чети-Минеи (30) под 30 числом июня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1839. I, 336—349.    11. Чтения о св. ап. Павле: Икония и Листра. Воскр. чт. 1872. I, 295—298.    12. Ст. 6. Дервия. Б. п. сл. Воскр. чт. 1874. II, 288. Ликаония. Б. п. сл. Воскр. чт. 1876. II, 96. Листра. Там же, 96.    13. Ст. 12. Меркурий или Ермий. Б. п. сл. Воскр. чт. 1876. II, 238—239.    14. Ст. 25. Атталия. Б. п. сл. Воскр. чт. 1874. II, 288.    15. XIII гл. 14—41 ст. Ранинского. О речи св. ап. Павла в Антиохии Писидийской. Стран. 1890. III, 15—17.    16. XIII-XIV гл. Прот. Михайловского. Первое миссионерское путешествие Павла и Варнавы (45) г.).Св. ап. Павел. 21—26.    17. Иннокентия, Архиеп. Херсон. Первое апостольское путешествие св. Павла ?. IX, 387—397.    О том же. Фаррара, Жизнь и труды св. ап. Павла. I, 208—244. Глава XV Спор между христианами из иудеев и христианами из язычников и апостольский Собор в Иерусалиме (XV, 1—35)     Прот. Горского    Тогда как христианство все более и более распространялось между язычниками в Антиохии, а отсюда в Сирии и Киликии, — угрожало возникнуть между новыми Церквами несогласие, или раскол, который мог вести за собой и постоянную вражду двух главных составных частей христианской Церкви. Пришли в Антиохию из Иерусалима державшиеся строгого фарисейства христиане, которые говорили язычникам, что они без обрезания не могут иметь части в царстве Божием, и спорили с Павлом и Варнавой относительно проповедуемого ими учения. Церковь Иерусалимская, по всей вероятности, состояла из одних обращенных иудеев. Обращаясь ко Христу, они, как иудеи, еще продолжали соблюдать уважение к своему иудейскому закону не только в делах гражданских, но и в церковных; так как те и другие тесно были соединены между собой. Таким образом верующие иудеи соблюдали, как и прежде, праздники и другие обряды иудейской религии, подобно тому, как Сам Спаситель во время земной жизни подчинялся закону (Деян. 21:20, 21). В этом они оказывали более ревности, нежели обратившиеся иудеи из рассеяния, или эллино-евреи.    Жившие вне Иерусалима иудеи и прежде не так тесно были привязаны и к храму, и к жертвам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Были и другие, известные только по имени. Таковы: Евангелие Андрея, Евангелие Варфоломея, Евангелие Филиппа и др. 431 Литература по означенному вопросу чрезвычайно обширна. Из немецких ученых, писавших в защиту подлинности канона, более известны следующие. Тирш (Thirsch): „Uersuch zur Wiederherstellung des historischen Standpunkts fur die Kritik der neutest. Schriften Erl. 1845. Гофман: „Der Schrift-beweis. Nördl. 1859. Рейтмар (Reithmayr): Einleitung in die Canonischen Bücher des Neuen Bundes. Regensburg. 1852. Guericke: Neutestamentliche Isagogik. Leipzig. 1868. (В переводе ее на русский язык Арх. Михаилом она озаглавливается: „Введение в новозаветные книги Св. Писания“. Москва. 1869г.). В нашей литературе замечательны: Архим. Михаила: „Библейский канон священных книг ветхозаветных н новозаветных.“ Чт. в Обществе Любит. Дух. Просвещения. 1872. Кн. IV. Прот. А.В. Горского: „Образование канона свящ. книг Нового Завета“. Прибавл. к изданию Творений Свят. Отцев за 1871. В.Г. Рождественского : „История Новозаветного Канона.“ Христ. Чт. 1872–4 гг. Бухарева: О подлинности Апостольских посланий. М. 1866. 432 Tertul. de praescript. CXXXVI (Migne T. II, col. 58). Св. Ириней: Contr. hacres. L. III, 4. (Migne t. VII. col. 855). 433 Hist. eccl. – III, 24. VI, 14. (Migne Т. XX, col. 266). Подробное сопоставление Евангелия Иоанна с тремя первыми сделано мною в статьях, помещенных в Христ. Чт. за 1867г. 436 С. 4. Dressel, р. 7. Подлинность слов: „как написано“ подробно защищает Тишендорф в сочин. „Ans d. heilig Lande Leipz. 1862. См. также сочинен. Арх. Михаила: „О Евангелиях и Евангельской истории.“ Москва. 1870г., стр. 92. 437 Смотр. сочинение: Кирхгофера: Quellensammlung zur Geschichte des N. Canons bis aus Hieronymus. Zurich, 1844. 440 Смотр. у Кирхгофера S. 330–349. Розова: „Цельс и его свидетельства в пользу подлинности и достоверности наших канонических Евангелий“ Чт. в Об. Любит. Дух. Просв. 1874г. Кн. VIII. 443 Нот. VII in lib. Jesie Nav. (Migne t. XII col. 857. Op. отп. T. II), у Евсевия: Hist eccl. VI, 25 (Migne T. XX. col. 582).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

319 Мелетий. Εκκλ. " I στ. т. III, р. 446. Мафа. Истор. список в «Хр. Чт.» 1862 г., ч., стр. 635. 326 Мафа. «Истор. Список». «Хр. Чт.» 1861 г., ч. I, стр. 635. Определить с точностью время этого события нет никакой возможности, потому что показания восточных и западных писателей крайне сбивчивы и неопределенны. По Мелетию, это происходило 17 апреля 1623 года ( κκλ. " I στορα т. III, σελ. 446), по Логофету Хризоскулу, в феврале 1622 года (Аймон. Monuments р. 204), по Мафе – «спустя год и 4 месяца по вступлении Кирилла на престол» стр. 635. 327 Phil. Cyr. Chronicon р. 439. Мелетий « κκλ. " I στ.». т. III, р. 446. Smith. Narratio р. 25. Гейнекций. Abbild. ч. I, гл. 3-я, р. 200. Мафа. «Христ. Чтение» 1862 г., ч. I, стр. 635 – 636. 332 Мафа. «Истор. Список», «Хр. Чт.», стр. 635 – 636. Мелетий. κκλ. «I στ . σελ. 446. Phil. Cyr. р. 439. Досифей »I στορα кн. ХИ, р. 1170. 334 Smith. Collect. Narratio р. 26. Ср. рассказ Логофета Хризоскула у Аймона «Monuments authentiques» р. 206. 336 Рассказ Логофета Хризоскула у Аймона р. 206. Ср. Smith. Narratio р. 26. Гейнекций. Abbildung alten und neuen ч. 1, p. 200. 342 Эта выдержка из письма Урбана VIII помещена у Смита в Narratio de vita р. 28 в примечании. Все письмо приведено в сочинении Кодина «De officiis magnae ecclesiae et aulae Constantinopolitanae». Изд. Гоара. Paris. 1648 г., p. 421. Ср. Гейнекций, стр. 200. 345 Ibidem р. 29. Ср. рассказ Логофета Хризоскула у Аймона, р. 207. Ср. Гейнекций. «Abbildung», р. 201. 349 Smith, ibidem, р. 30. Лев Алляций представляет дело иначе: «Избранный на Константинопольскую патриаршую кафедру, Кирилл Лукарис в течение четырех месяцев исповедал кафолическую веру (catholicam fidem), но потом он с ужаснейшим озлоблением отверг ее, распространяя в народе ереси и коварно обманывая простодушных. Не вынося этого, восточная церковь удаляет его и посылает в изгнание на остров Родос, а на его место поставляет Анфима Адрианопольского. Но он за обещанные Кириллом 4 тысячи золотых уступил ему патриаршество и удалился на гору Афон. Когда Анфим просил условленную сумму, то Кирилл, говорят, ответил, что достаточно для него, что он остался жив. Устрашенный угрозою, Анфим, чтобы с ним не случилось чего-либо худшего, замолчал и окончил свою жизнь на этой горе». Цит. сочин., lib. III, cap. XI, р. 1074 – 1075.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

в) Какие последующие видения третьей седмерицы ( Откр.14:1–15, 8 )? 2 . Какими событиями сопровождается излияние семи чаш гнева Божия (16 гл.)? IV. 1. Как изображается суд над Вавилоном (17–18 гл.)? а) в каком виде предстал город антихриста (17 гл.)? б) как изображается предсказание о падении Вавилона и сетование по этому поводу и самопадение (18 гл.)? 2 . Как изображается победа Христа над антихристом (19 гл.)? 3 . Что означает тысячелетнее царство верных чад Божиих ( Откр.20:3 )? 4 . Как изображается последняя победа над диаволом ( Откр.20:7–15 )? 5 . В каком образе предстает торжествующая Церковь (21 гл.)? 6 . Как изображается вечное блаженство праведников, достигших спасения (22 гл.)? БИБЛИОГРАФИЯ 1 . АГАФАНГЕЛ, архим. Объяснение Послания апостола Павла к Галатам. СПб., 1854, стр. 262. 2 . БОГДАШЕВСКИЙ Д. Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование. Киев, 1904, стр. 793. 3 . Его же. Действительность воскресения мертвых по учению апостола Павла. Тр. К.Д.Ак., 1902, 1 т., стр. 61–98. 4 . Его же, О втором послании ап. Павла к Коринфянам. Тр. К.Д.Ак., 1902. т. 7, стр. 349–375. 5 . Его же, Неповрежденность послания ап. Павла к Римлянам. Тр. К.Д.Ак., 1904, т. 6, стр. 178–189. 6 . Его же, Первое послание ап. Павла к Коринфянам. Тр. К.Д.Ак., 1907, т. 3, стр. 303–335. 7 . Его же, К изъяснению первого послания ап. Павла к Коринфянам. Тр. К.Д.Ак., 1911, т. 4, стр. 459–482; т. 5, стр. 1–15. 8 . БРАТОЛЮБОВ Н. Толкование послания святого апостола Павла к Евреям (по Зигабену), Самара, 1896, стр. 263. 9 . ВАФТЕР Б. Введение в послания апостола Павла. Первое и второе послание к Фессалоникийцам. Пер. с англ., Колледжвил, 1960. Машинопись, стр. 106. 10 . ВИНОГРАДОВ П. Святой апостол Павел как обличитель иудейства. Хр. Чт., 1874, ч. II, стр. 591. 11 . ВОРОНЦОВ Е. А. Сын Божий по естеству и Сын Божий по благодати (Посл. к Евреям, ч. II, стр. 12–13). Хр. Чт., 1908, ч. III, стр. 365. 12 . Его же. Господь Иисус Христос и Моисей (Посл. к Евреям, ч. III, стр. 1–10). Хр. Чт., 1908, ч. VIII-IX, стр. 1082.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

т. XXXII, 417, ст. А.В.Горского) 348 Лебедев, 276; в XVII в еще хуже (230–31, 233, 320); двоепатриаршество (281–282). Патр. Митрофан III (1565–1572) ездил в Рим и сомнительно держал себя у папы (289); на жизнь Дионисия II посягали сами греки (285); патр. Иоасаф I от безобразий клира впал в болезнь и посягал на самоубийство (294); патр. Пахомий I был отравлен монахом (297). Перечисляя бедствия патриаршества, историк его замечает, что конст. иерархия несла должную кару от Бога за свои «злохудожества» (305) 349 Политика турецк. правительства по отнош. к христиан. подданным и их религии Н.Скабалановича (Хр. Чт. 1878, II, 461–462); его же: Религиозный характер борьбы османских турок с греко-славян. миром до взятия Константинополя в 1453 г (ib., 1878, II) 351 М. Исидор подписывался по-гречески, что дает право заключать, что если он и был славянин (по одним далматский серб, а по другим болгарин), то огречившийся и охотнее употреблявший язык, усвоенный наукой, нежели родной (Чт. в Общ. ист. 1846, I, ст. Бодянского, стр. 14–16; Уч. зап. Казан. унив., кн. II и III, Обз. Времен., Н.Иванова , 356). Ср. Голубинский, II, 421–423 (свод данных в пользу греческого происхождения) 352 О латинских тенденциях (Малышевский М. Пигас, I, 26 и д., 47 и д., 72 и д); Отношение народа к унии (Хр. Чт, 1882, I, 140). В народе говорили: «Лучше впасть в руки турок, чем франков». Народ не хотел входить в Софию, чтобы не оскверниться соприкосновением с турками и обзывал «великую церковь » вертепом еретиков 353 Regel, Analecta Byzantino-Russica Petr. 1891, XXXIX-LI, с прилож. шести писем иером. Исидора, 1415–1425, по Ватик. архиву; А. Садов , Виссарион Никейский. Его деят. на Фер. флор. соб. и знач. в истории гуманизма, Спб. 1883 354 Никон, лет., V, 123: «Исидор митроп. гречин, многим языкам сказатель и книжник». О его учености (125); ср. Царств. кн., 198. Об изображении его (Словарь Ровинского, II, 1002 и IV, 436) 356 Шлоссер, IX, 106–111; Pierling, La Russie et le S.Siege, I, 78; из Кандии он обнародовал письмо об этом 357 Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Яснее выражает это автор «Жития» Феодосия Васильева, когда говорит, что Коломенский «впаде в великую слабость не хотя тесным путем ходити, но пространный возлюбив, начат приимати от еретик крещение, евхаристию, рукоположение, браки и пострижение» (Н. Попов. Материалы. 1870, стр. 4). В Нарве у раскольников действительно были попы (Собр. пост. по в. п. и. V, 135). 7. Собор 1694 года имел в виду упорядочить внутренний строй жизни собственно новгородской раскольнической общины. «Приговор» этого собора был составлен Феодосием Васильевым, и 3 июня подписан 24 «отцами», во главе коих были: Харитон Карпов, Феодосий Васильев и Тимофей Иевлев. 152 «Житие» издано по трем спискам библиотеки А. И. Хлудова, причем принят во внимание и печатный текст «жития» в издании Н. Тихонравова: Лет. русск. лит. III, отд. 2, стр. 117–173. Варианты по рукописи «Жития» Казанской духовной Академии напечатаны А. К. Бороздиным – «Христ. Чт.» 1888, II, 579–99. 153 На этих основаниях нельзя согласиться ни с мнением Н. И. Субботина , по которому «Житие» писано около 1675 года (V, XXII), ни с мнением г. Д. Жежеленко, по которому оно писано около 1670–71 года («Странник, 1883, II, 530, пр. 1), и следует принять мнение И. Ф. Нильского , по которому «Житие» было писано около 1672–3 года («Хр. Чт.» 1839, I, 709). 154 Ркп. Румянц. муз. 730, сборник, в 8-ку, лл. 311 об.–349. Здесь «Житие» имеет такое надписание: «Послание Епифания, инока монастыря Соловецкого, пострадавшего от царя Алексия московского за веру Христову». Начало: «Чадо мое Симеоне! Многогрешный инок Епифаний, а тебе старец и отец келейный, по твоему наречению о имени Господни. Дано тебе жития моего часть малая: вот тебе и другая часть жития моего бедного». По сравнению с печатным – 89, I, 220–40 – здесь встречаются пропуски и перестановки, иногда и прибавления; хроме того в списке недостает нескольких листов в средине и конце. Посылая вторую часть «Жития» Афанасию, Епифаний «благословил» его «крестом кедровым»; посылая туже часть «Жития» Симеону, Епифаний «благословил» его «манатьею». «Да послал аз к тебе, чадо мое любимое», – пишет Епифаний Симеону, – «благословение любимое – манатейцу мою любимую малую, ею же мя грешного благословил преподобный старец мой келейной священноинок Мортирий в Соловецком монастыре, на обещании моем, тому уже 24 года» (лл. 312–12 обор.). 155 В рукописном сборнике Публ. библ. Q. I, 1062, лл. 153–об. 212, есть «Житие» инока Епифания, написанное в XVIII веке, на Выге. Считаем достаточным ограничиться упоминанием здесь об этом памятнике, не посвящая ему особого места, так как находящиеся в нем сведения частью заимствованы из автобиографии Епифания, частью вошли в житие инока Кирилла, о котором речь будет ниже, и для нашей цели содержит всего только одно интересное сказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

III. «Мы – христиане, – говорил св. мученик Саприкий проконсулу, судье своему, – почитаем только Христа, как Царя нашего, Который един есть Истинный Бог, Творец неба и земли, а ваши боги – демоны, которых следует согнать с лица земли, они не в силах ни помогать, ни вредить, потому что сами изделие рук человеческих» («Акты муч. Руинарта», стр. 238). IV «Ты только по заблуждению величаешь бесов богами», – отвечал св. Поликарп императору Траяну, защищавшему перед ним идолопоклонническую веру (там же, стр. 29). V. «Тебе, – говорил св. апостол Андрей консулу Эгею, – как судье, следовало бы прежде других познать Судью Небесного и, познав, поклоняться Ему, а поклоняясь Истинному Богу, отвергнуть богов ложных» («Христ. чт.» 1824 г., част. 16, стр. 652). Взгляд на такую твердость мучеников, – на их любовь, все терпящую и побеждающую, часто приводил к вере во Христа самих гонителей. «Чем более уготовляют нам скорбей, – пишет св. Иустин мученик , – тем более увеличивается число тех, которые решаются быть богобоязненными и верными чтителями имени Христова» («Разгов. с Трифон.» кн. 11, § 3). Приведенные в смущение, постыженные и препобежденные благодатью, весьма многие из врагов Христа переходили к исповедникам Его, которых жизнь казалась им прежде безумием, а смерть – поношением, – и переходили для того, чтобы вместе с ними быть сопричисленными к сонму чад Божиих и получить участие в блаженстве вечном (сост. по журн. «Воскр. чт.» 1884 г., стр. 349–350). 7. Рассказы, показывающие силу примера св. мученичества за Христа а) Когда св. пресвитер Авксентий и с ним множество христиан в городе Саталионе были схвачены и заключены в темницу, в ожидании суда, тогда вдруг в день, назначенный для суда, один из самых знатных и богатых сановников города, Евстратий, узнав все подробно о мученичестве христиан, пришел в темницу и сказал узникам: «Прошу вас, Христа ради, помолитесь обо мне, ибо и я хочу ныне быть участником вашего подвига». Все, став на колени, вместе помолились о нем, и потом узники отправились на суд к Лисию (сановнику Диоклитиана), присланному производить суд над христианами. Было приказано, чтобы христиане, уже бывшие на допросе, подходили один после другого; вдруг Евстратий, возвысив голос, стал славить подвиг христиан и исповедовать свою веру во Христа. Лисий тотчас же велел снять с него знаки воинского звания и подвергнуть его истязаниям. С радостью вытерпел Евстратий самые ужасные мучения, хваля Бога. «Ты мне оказываешь величайшее благодеяние, – говорит он Лисию, – что даруешь мне счастье страдать за веру мою; ныне знаю, что Дух Святой живет во мне. Отступите от меня все, делающие беззаконие, потому что услышал Господь глас плача моего; Господь молитву мою принял. Душа моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его; все кости мои говорят: Господи, Господи! Кто подобен Тебе, избавляющему нищего из руки сильных и нищих и убогих от обижающих их. Делай со мной, что хочешь, служитель ложных богов, искуси меня, как злато в горниле».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010