383 Sotto un rovinato cenobio... fra i ruderi d’un convenmo... Bepoяmho, для всех осталось неизвестно, что это за монастырь и где эти развалины. Это –  обыкновенная история старинных европейских «египетских музеев». Раскапывая развалины монастырей, арабы-мусульмане находили остатки библиотек, памятники, в которых сами копты позабывшие свой родной язык, не видели никакого проку. Затем дележ добычи между компаньонами этих промышленных экспедиций производился натурою: рукописи раздирали на части без всякого внимания к их содержанию. Об отметке «места находки» конечно не было и речи. Этот дешевый товар продавали – в качестве оберточной бумаги. Еще в конце прошедшего столетия в верхнем Египте можно было встретить арабов, за копеечные цены предлагавших разрозненные листы пергаменных и папирусных манускриптов, связанные в пучки словно сено. Римские миссионеры купили несколько таких связок для кардинала Борджиа, и они составили гордость его музея в Beллempu. Zoega, 169. 384 Это конечно чтение на 7 епифи (1 июля), праздник св. Игнатия y коптов, день его мученической кончины по этим актам См. очерк A после текста. 385 Вероятно это чтение на один из трех дней тóут: 2 (30 авг.) – усекновение Предтечи y коптов или 8 (5 сент.) – св. Захарии отца Предтечи, или 26 (23 сент.) – зачатие Предтечи. 386 Это или св. Ираида александрийская, пострадавшая при Диоклетиане в Антиноополе, 23 или 5 сентября по православному месяцеслову (Сергий [преосв. могилевский], Полный месяцеслов востока (Москва, 1876), П, 1, 225; cf. Euseb., h. е., VI, 4, 3, annot. Vales.) или сестра св. Абадира [Хр. Чт. 1885 I, 17 (54) б], Ираи антиохийская (в Synaxarium der Coptischen Christen, übrs. v. F. Wüstenfeld (Gotha, 1879), 47, ошибочно: Ирина [Irâni испорчено из Irâi]), пострадавшая с братом в то же гонение и в том же Антиноополе. 28 тоут (25 сент.) y коптов. 387 Конечно чтение на 18 паопи (15 октября), память Феофила y konmob; cf. Socr., h. е., VII, 7. Изданы Ревилью b Le Concile de Nicée, Paris, 1873. 390 Известны месяцесловы: арабские при евангелиях 1286 и 1338 гг., мусульманина абу-ль-Аббае Ахмеда эль Калькашанди (ум. в 1418 г.) и изданный преосв. Порфирием (Успенским) в русском переводе в 1856 г. и абиссинский y Лейтгольфа. Свод их y еп. Сергия, NMB. II, прилож. 2. – В месяцеслове Мэлева (Original documents of the Coptic Church. II. The Calendar of the Coptic Church, translated from an Arabic mss. [he задолго пред тем эта рукопись употреблялась еще при богослужении в одной из каирских церквей] by S. C. Malan, London, 1873) также нет ни Афу, ни Джиооре, ни Птоломея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Экскурс Е. Церковный год сирохалдеев. 1901. Т. I. 6. С. 937–948 (j С. 169–180). С.949–965(С. 181–197). -Экскурсы; Д и Ε и Corrigenda напечатаны по смерти автора. В отдельном оттиске 197 † 72 ­­ 269 стр., так как после с. 171 (С. 99 в Хр. Чт.) страницы вместо 172 стоит по недосмотру во второй раз 100, и этот счет идет до последней 197 страницы оттиска. – В этих исследованиях из истории Сиро-Персидской церкви, как видно уже из оглавления, В. В. Болотов касался и истории Армении. г) Специально армянской письменности касается сделанный для проф. Н. К. Никольского перевод жития свв. Бориса и Глеба из армянского айсмавурка, с примечаниями. Напечатан (с армянским текстом) у проф. В. Н. Бенешевича : «Армянский пролог о свв. Борисе и Глебе», в Известиях Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1909. Т. XIV. Кн. 1. С. 201–236, на с. 216–236, и в отдельном оттиске. д) Относительно церковной истории Грузии В. В. Болотов высказывался, как было уже упомянуто, в отзыве о кандидатском сочинении студента Г. Гамрекелова «Древнейшая история Церкви в Грузии (от IV в. до прибытия сирийских святых)», в Журналах Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1896/1897 г. С. 253–271. Главное содержание перепечатано в «Журналах и протоколах заседаний высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия». Т. III. СПб., 1907. Журналы заседаний II Отдела. С. 214–221 (Приложение к «Церковным Ведомостям». 1907. 7). 506 Б) Из произведений, посвященных истории греко-латинского христианства и развивавшегося в среде его богословия (с неизбежными, однако, в некоторых случаях экскурсами в историю восточных Церквей) прежде всего должна быть названа его магистерская диссертация: «Учение Оригена о Св. Троице». СПб., 1879 (ср. также упомянутую выше речь при ее защите, II б 1). Отзыв об удостоенном Учебным Комитетом при Св. Синоде премии преосв. митрополита Макария в 1886 г. сочинении В. Кипарисова: «О свободе совести. Опыт исследования вопроса в области истории Церкви и государства с I по IX в.». Вып. I. М., 1883//Христианское Чтение. 1886. Т. И. С. 365–301.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Но обилие земных благ есть только образ благ духовных, которые будут посланы некогда народу. Пророк возвещает, что некогда на всякую плоть изольется Св. Дух и плодом этого будет то, что все станут пророками ( Иоиль 2.27–30 ). С осуществлением этого наступит и день Господень, которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле ( Иоиль 2.30–31 ) и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне ( Иоиль 2.32 ). День Господень, будет днем суда. Пророк в Иоил.3 изображает этот суд Господень в целом ряде величественных образов. В этот день совершится нечто подобное тому, что произошло некогда в долине благословения, где Иосафат, царь иудейский, поразил напавших на Иудею врагов ( 2Пар 20.1–30 ). Господь накажет финикиян и филистимлян, притеснителей народа своего ( Иоиль 3.1–8 ), а затем произведет суд и над всеми другими народами. Но день суда Господня не будет страшен для Израиля: для него он явится началом блаженной жизни, когда «горы будут источать сладкий сок, а с холмов потечет молоко, источники наполнятся водою, из дому Господня выйдет поток, который будет напоять безводную долину Ситтим» ( Иоиль 3.18 ). Язык кн. Иоиля отличается чистотою, простотою и ясностью. Речь его течет с последовательностью, без отступлений и резких переходов, встречающихся у других пророков. Образы пророка отличаются красотою и живостью ( Иоиль 1.6, 8, 2.2, 7, 3.13 ). Вообще, по литературным качествам своим кн. Иоиля относится исследователями к числу наиболее совершенных произведений библейской письменности. Текст сохранился в чистоте и без значительных разностей, передается в подлиннике и в древних переводах. Литература о кн. Иоиля 1) Иностранная. Credner, Der Prophet Joel Ubersetz. und erklart. 1831. Merx. Die Praphetie Joel und ihre Austeger. 1879. Scholz, Commentar zurn Buche Joel. 1885 . Driver, The books of Joel and Amos. 1801. 2) Русская. Е. Палладий, толкование на св. пророка Иоиля, 1872. Смирнов, Св. пророк Иоиль. 1873 г. Покровский. Время деятельности пророка Иоиля и состав его книги. Хр. Чт. 1876, ф. I-II. Н. Добронравов. Книга пророка Иоиля. 1885 (Магистерская диссертация). См. Ганте общие труды о книгах малых пророков. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Иоиля. 178-208 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ставрофор, прот. Димевски Славко, д-р. История Церкви Македонского народа. Скопье, 1965. Издание Македонской Православной Церкви. Перевод с македонского. Машинопись. Тарасьев В. Знаменательный юбилей Сербской Православной Церкви//ЖМП. 1976. 2. Тарасьев В., прот. Избрание и интронизация нового Патриарха Сербского//ЖМП. 1991. Э. Тарасьев В., прот. 50-летие служения в священном сане Святейшего Патриарха Сербского Германа//ЖМП. 1975. 5. Тарасьев В., прот. Святейший Патриарх Сербский Герман//ЖМП. 1992. 1. Титов Ф. И., свящ. Высокопреосвященнейший Михаил, архиепископ Белградский, митрополит Сербский.//ТКДА, 1898. Ъ, 4, 9. Тихомиров М. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. Тихомиров М. Н., акад. Исторические связи русского народа с южными славянами с древнейших времен до половины XVII века. «Славянский сборник». М., 1947. Троиикий Ив. Е. Православная Сербская Церковь//«Хр. Чт.». 1865. Ч. 2. Троицкий С., проф. Великое преступление//ЖМП. 1949. 2. (О пагубной роли католического духовенства для Хорватии). Троицкий С. Как живут и страдают православные и униаты в Австро-Венгрии. Пг., 1914. Троиикий С. Православие, уния и католичество у славян и румын в Австро-Венгрии. Пг., 1914. Филарет, архиеп. Святые южных славян. Описание жизни их. СПб., 1894. Флоренский Т. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. Киев, 1888. Хроника Сербской Церкви//ЖМП. 1972. 5. Церковное судоустройство и судопроизводство в Сербии. «Чтение в Москов. обществе любителей духов, просвещения». Кн. 10. М., 1870. Чельирв М. П. Церковь королевства Сербского со времени приобретения ею автокефальности (1879 —1896 г.). (Историко-канонический очерк). СПб., 1899. Шабатин И. Н., проф. Из истории великой Русско-Балканской дружбы во ХРисте//ЖМП. 1948. 12. Шабатин И. Н., проф. Из истории взаимоотношений Сербской и Русской Православных Церквей//ЖМП. 1956. 6. Шабатин И. Н., проф. История Балканских Церквей. Конспект для студентов IV курса МДА. Тр.-Сергеева Лавра, 1966.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Тарасьев В. Знаменательный юбилей Сербской Православной Церкви//ЖМП. 1976. 2. Тарасьев В., прот. Избрание и интронизация нового Патриарха Сербского//ЖМП. 1991. Э. Тарасьев В., прот. 50–летие служения в священном сане Святейшего Патриарха Сербского Германа//ЖМП. 1975. 5. Тарасьев В., прот. Святейший Патриарх Сербский Герман//ЖМП. 1992. 1. Титов Ф. И., свящ. Высокопреосвященнейший Михаил, архиепископ Белградский, митрополит Сербский.//ТКДА, 1898. Ъ, 4, 9. Тихомиров М. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. Тихомиров М. Н., акад. Исторические связи русского народа с южными славянами с древнейших времен до половины XVII века. «Славянский сборник». М., 1947. Троиикий Ив. Е. Православная Сербская Церковь//«Хр. Чт.». 1865. Ч. 2. Троицкий С., проф. Великое преступление//ЖМП. 1949. 2. (О пагубной роли католического духовенства для Хорватии). Троицкий С. Как живут и страдают православные и униаты в Австро–Венгрии. Пг., 1914. Троиикий С. Православие, уния и католичество у славян и румын в Австро–Венгрии. Пг., 1914. Филарет, архиеп. Святые южных славян. Описание жизни их. СПб., 1894. Флоренский Т. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. Киев, 1888. Хроника Сербской Церкви//ЖМП. 1972. 5. Церковное судоустройство и судопроизводство в Сербии. «Чтение в Москов. обществе любителей духов, просвещения». Кн. 10. М., 1870. Чельирв М. П. Церковь королевства Сербского со времени приобретения ею автокефальности (1879—1896 г.). (Историко–канонический очерк). СПб., 1899. Шабатин И. Н., проф. Из истории великой Русско–Балканской дружбы во ХРисте//ЖМП. 1948. 12. Шабатин И. Н., проф. Из истории взаимоотношений Сербской и Русской Православных Церквей//ЖМП. 1956. 6. Шабатин И. Н., проф. История Балканских Церквей. Конспект для студентов IV курса МДА. Тр. — Сергеева Лавра, 1966. Шабатин И. Н., проф. (Никита Волнянский). Константинопольская Патриархия и Балканские славяне в 50–70–х гг. XIX В.//ЖМП. 1948. 6. Шабатин И. Н., проф. Русско–Сербские церковные отношения//ЖМП. 1949. 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

5 Sotto un rovinato cenobio... fra i ruderi d’un convento... Вероятно, для всех осталось неизвестно, что это за монастырь и где эти развалины. Это – обыкновенная история старинных европейских «египетских музеев». Раскапывая развалины монастырей, арабы-мусульмане находили остатки библиотек, памятники, в которых сами копты позабывшие свой родной язык, не видели никакого проку. Затем дележ добычи между компаньонами этих промышленных экспедиций производился натурою: рукописи раздирали на части без всякого внимания к их содержанию. Об отметке «места находки» конечно не было и речи. Этот дешевый товар продавали – в качестве оберточной бумаги. Еще в конце прошедшего столетия в верхнем Египте можно было встретить арабов, за копеечные цены предлагавших разрозненные листы пергаменных и папирусных манускриптов, связанные в пучки словно сено. Римские миссионеры купили несколько таких связок для кардинала Борджиа, и они составили гордость его музея в Веллетри. Zoega, 169. 6 Вероятно это чтение на один из трех дней тóут: 2 (30 авг.) – усекновение Предтечи y коптов. или 8 (5 сент.) – св. Захарии отца Предтечи, или 26 (23 сент.) – зачатие Предтечи. 7 Это или св. Ираида александрийская, пострадавшая при Диоклетиане в Антиноополе, 23 или 5 сентября по православному месяцеслову (Сергий [преосв. могилевский], Полный месяцеслов востока (Москва, 1876), П, 1, 225; cf. Euseb., h. е., VI, 4, 3, annot. Vales.) или сестра св. Абадира [Хр. Чт. 1885 I, 17 (54) б], Ираи антиохийская (в Synaxarium der Coptischen Christen, übrs. v. F. Wüstenfeld (Gotha, 1879), 47, ошибочно: Ирина [Irâni испорчено из Irâi]), пострадавшая с братом в то же гонение и в том же Антиноополе. 28 тоут (25 сент.) y коптов. 8 Конечно чтение на 18 паопи (15 октября), память Феофила y коптов; cf. Socr., h. е., VII, 7. Изданы Ревилью в Le Concile de Nicée, Paris, 1873. 11 Известны месяцесловы: арабские при евангелиях 1286 и 1338 гг., мусульманина абу-ль-Аббае Ахмеда эль Калькашанди (ум. в 1418 г.) и изданный преосв. Порфирием (Успенским) в русском переводе в 1856 г. и абиссинский y Лейтгольфа. Свод их y еп. Сергия, ПМВ. II, прилож. 2. – В месяцеслове Мэлева (Original documents of the Coptic Church. II. The Calendar of the Coptic Church, translated from an Arabic mss. [не задолго пред тем эта рукопись употреблялась еще при богослужении в одной из каирских церквей] by S. C. Malan, London, 1873) также нет ни Афу, ни Джиооре, ни Птоломея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

43 Аз же глоголю вам не клятися всяко, ни небом...; буди же слово ваше: ей, ей, ни, ни; лишше же сею от неприязни есть. 44 ...не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою: буди же вам еже ей, ей, и еже ни, ни: да не в лицемерие впадете... 48 См «Толковый Апостол» еп. Михаила (кн. втор.: «Соборные послания св. Апостолов» Киев, 1890 г., стр. 67) 49 «О клятве, как об условии, предполагаемом христианскою любовью человека к самому себе», мы уже говорили в нашей статье: «Христианское самолюбие» (Хр. Чт. 1897 г., сентябрь; стр. 361). 51 По вопросу о клятве, чит.: 1) Bayer: «Betrachtungen über den Eid», 2) Bauer: «Ueber den Eid, moralischtheologischer Versuch»; 3) Soeschel: «Der Eid nach seinem Prinzipe, Begriffe und Gebrauche» (1837); 4) Strippelmann: «Der Gerichtseid» (1855); 5) Nitzsch: «Ueber die Heiligkeit des Eides» (проповед) и др.; 6) Elvers: «Ueber den gerichtl. Missbrauch des Eides» (1851); 7) Göpfert: «Der Eid» (Mainz, 1883); 8) Evangel. Kirch. Zeit, 1879 J., S. 187: «Die Bedeutung des Eides für das christl. Volksleben»; 9) Happel: «Der Eid im A. Testam. v. Standpunkt der vergleichenden Heligionsgeschichte aus betrachtet» (Leipzig. 1893) и друг, напр., J. Köstlin’a); 10) нравоучит. системы: Dorner’a, Kübel’я, Bittner’a, Schwane, Beck’a, Luthardt’a, Göpfert’a Pruner’a и мног. друг.; 11) особ. цитов. выше книгу проф. А. О. Гусева (а также его же: «Основные правила в нравоучении гр. Л. Толстого»; Москва; 1893; стр. 123147) и т. д. 52 Невозможно бо просвещенных единою, и вкусивших дара небеснаго и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола, и силы грядущого века, и отпадших, паки обновляти в покаяние, второе распинающихъ Сына Божия себе и обличающих. 57 Вем твоя дела, яко ни студенъ еси (­Ангел Лаодикийския церкве), ни тепл... (чит. также стих. 16). 58 Да не обрящется в тебе очищая сына своею и дщерь свою огнем, волхвуя волхвованием, и чаруяй, и птицеволшебствуяй, чародей обавая обаванием, утробоволхвуяй, и знаменостроитель, и вопрошай мертрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Неандера некоторых фактов и ставится вопрос, не зависело ли это «искажение» от каких-нибудь случайных обстоятельств, напр. от цензуры, – сообщается следующее. «Позволю себе прибавить несколько слов по поводу 146–147 стр. Ваших «Очерков». Ваше суждение о 1 т. церковной истории И. В. Чельцова мне пришлось слышать (из третьих рук) еще в 1879 г. Если Вы не имели даже и полудостоверных источников (в роде слухов) о появлении этой «Истории», то Вы в сущности угадали. Вот при каких обстоятель­ствах вышла в свет эта книга, по словам вполне досто­верного свидетеля 95 . Митр. Григорий задался мыслью снабдить тогдашних профессоров духовных семинарий руководствами – не слишком научными, но и не поверхностными, написанными в православном духе. Эта обязанность возложена была на профессоров Академии. Почему-то первое назначение пало на И. В. Чельцова (не потому ли, что он был тогда из самых младших?). Отклонять подобное поручение на том основании, что он еще не мог достаточно овладеть своим предметом, – в то время было совершенно невозможно и ему не оставалось ничего, как только собрать поскорее свои лекции и взяться за работу. Его труд прошел через тройную цензуру – самого автора, ректора Академии и, наконец, преосв. Григория. Все неудобное было тщательно выглажено ad unguem или убралось под строку в латинские примечания, и в этом очищенном виде книга явилась в свет. Не знаю, не была ли претенциозная «самостоятельность» – pia fraus, поставленная в обязанность автора. Спустя довольно много лет, когда порассеялась належащая мгла цензуры, автор нашел, что продолжать сочинение по такой же программе было бы бесцельно. Он остановился над вопросом, начать ли заново, с первого тома (научно, но не совсем удобно практически), или же взяться за продолжение, не по­хожее на начало. В колебаниях так и прошла его жизнь. Приходилось слышать от людей не совсем до.... 96 , что Иван Васильевич особенно опасался столкновения с цен­зурой в истории вселенских соборов. Говорят даже, что после него не осталось полного писанного курса лекций. Как на specimen его взглядов, укажу на статью Хр. Чт. 1878, 2: «Второй вселенский собор». Это часть кандидатской диссертации А. И. Садова , писанной под руководством И. В., который находил особенное удовольствие проводить свои воззрения безименно, в работах своих учеников».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Стр. 40 и 41 под строкою. Автор по обыкновению в цитатах неточен и небрежен. Он указывает на 130-е правило карфагенского собора. В действительности дело касается 103-го правила по славянскому тексту Книги правил и 92 правила по русскому переводу (Деяния девяти поместных соборов в русск. перев. Казань. 1877. Стр. 178). 331 Nous convenons sans detour que l’immaculée conception ne se deduit pas de dogmes révéles. Il est vrai que les divines ecritures n’ affirment pas explicitement que cet privilège extraordinaire ait êté concedé à Marie. Выдержка заимствована из Христ. Чтен. 1857. Ч. II. Стр. 6. 334 Христ. Чтение. 1857. Ч. II. Стр. 19. 20. Приведенные слова Августина находятся De nat. et grat. Cap. 36 n. 42. 339 Вопрос о том, правильно ли паписты для подтверждения догмата непорочного зачатия ссылаются на русскую церковь , рассмотрен в нашей литературе подробно. См. особенно в Хр. Чт. 1859 г. Ч. II статью: «Разбор любопытных свидетельств о непорочном зачатии Богородицы, изданных И. Гагариным, и в Душеполезном Чтении 1879 г. Ч. I статью профессора Н. И. Субботина: «Римский догмат о непорочном зачатии Девы Марии». 342 См. подробнее в брошюре: Пелагианский принцип в римском католичестве. Казань. 1871. Стр. 11–45. У А. Никанора в Беседе о том, есть ли что еретическое в латинской церкви. Спб. 1888. Стр. 50 и д. У Епископа Сильвестра в Опыте Догматич. Богословия т. III. Киев. 1885. Стр. 450–465. 348 Non ergo mortuis nova merita comparantur, cum pro eis boni aliquid operantur sui, sed eorum praecedentibus consequentia ista redduntur. Serm. CLXXII. n. 2. 352 Анонимный апологет католицизма приводить в своей книге несколько выдержек, которыми думает доказать, что православные писатели обнаруживали в своих перечислениях разностей между восточной и западной церковию мелочность и недостаток знакомства с предметом. Эти выдержки ничего не доказывают и ничего не опровергают. Частные писатели не гарантированы от ошибок, увлечений и неправильных суждений. Полемическая богословская литература востока и запада представляет громадную массу примеров, когда авторы обращали внимание на несущественное и упускали из виду более важное и в своей оценке вероисповеданий впадали в важные ошибки, основываясь на неверных сведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

П.О.Бобровского, СПБ, 1891 г. 13 . 6. «Биографии замечательнейших деятелей по сохранении народности между униатами», воспоминания прот.Плак.Янковского. Холмский месяцеслов, 1867 г. 14 . Его же «На рубеже. Очерки недавнего и современного быта воссоединенного духовенства». Литов.епарх. ведомости за 1867 и 1868 гг. 7. «Пятидесятилетие воссоединения с православной церковью западнорусских униатов. Соборные деяния и торжественные служения в 1839 г.» СПБ, 1839 (Сборник актов, указов и писем об этих событиях). 8. «Institutiones theologiae dogmaticae», Engelberti Klüpfel, доктора богословия и профессора Фрейбургского университета Wilnae. 1818 г. Из этого курса католической догматики особенный интерес для нас представляют те главы, в коих автор касается пунктов, составляющих разность между православной и римско-католической церковью, таковы, например, о папе, о церкви, об исхождении Св.Духа и пр. Пособия, к которым я прибегал в своей работе, могут быть подразделены на три класса: а) одни из них касаются положения пред «воссоединением» разных сторон жизни греко-униатской церкви или говорят о ходе воссоединительного дела в двадцатых годах XIX века; б) другие группируются около 1839 г., будучи посвящены изображению совершившегося в этом году воссоединения Белорусско-Литовских униатов и предшествовавших этому событию воссоединительных работ; в) третьи посвящены жизнеописаниям отдельных деятелей воссоединения. К первому классу относятся: 1. «Русская греко-униатская церковь в царствование имп.Александра I-ro» П.О.Бобровского, 1890 г., СПБ. Так же – в «Журн.Мин.Нар.Просв.» 1890 г. 2. «Состояние униатской церкви в царствование имп.Александра I-ro И.А.Чистовича (Правосл.Обозр.1879 г.). 3. «Противодействие базилианского ордена стремлению белого духовенства к реформам русской гр.ун.церкви», Π.И.Бобровского. Вильна, 1889 г. (Отд.отт. из Литовск.епарх.ведом.). 4. «Об основании и устройстве главной духовной семинарии при Виленском университете» (1803–1832), Π.Н.Жуковича (Хр.Чт. за 1887 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010