На одной из конференций Совета Мира Патриарха Ефрема попросили сказать речь. Он поднялся на трибуну и, обращаясь к американцу, сидящему в первом ряду, спросил: «Ты, американец, хочешь войны?». Тот ответил: «Конечно, не хочу». Патриарх сказал: «Я тоже не хочу» – и сошел с трибуны. Это было самое краткое из всех выступлений, но оно вызвало самые продолжительные аплодисменты. Однажды Патриарх Ефрем в присутствии уполномоченного принимал какую-то иностранную делегацию. Эти люди были хорошо осведомлены о том, что творится в Советском Союзе, они выдавали себя за защитников прав человека и религиозной свободы, но, питая внутреннюю неприязнь к Православию, стали задавать Патриарху каверзные вопросы с целью, очевидно, поставить его в неловкое положение. Один из них спросил: «Какие отношения у вас с правительством?». Патриарх ответил: «У меня с уполномоченным по делам религии самые доброжелательные отношения: я забочусь о его душе, а он – о моем теле». Собеседник снова спросил: «А разве нет в Грузии фактов притеснения Церкви?». Патриарх ответил: «Антиохийский Патриарх имеет резиденцию не в Антиохии, а в Дамаске; Александрийский Патриарх – не в Александрии, а в Каире. Как видите, они оказались в роли изгнанников. А я нахожусь в родном Тбилиси, и нашу резиденцию никто не трогает». У гостя опять получилась осечка, он задает третий вопрос: «Свободны ли вы в своих действиях? Например, можете ли вы поехать на какой-нибудь завод и прочитать лекцию или произнести проповедь?». Патриарх ответил: «Если пригласят, то поеду. У нас традиция, в отличие от протестантов, не ходить в гости без приглашения». На этом беседа закончилась. Патриарх Ефрем всегда с чувством уважения вспоминал Патриарха Христофора (Цицкишвили)13, которого многие считали излишне уступчивым атеистическому правительству. Патриарх Ефрем говорил: «Я знаю его, он готов был бы отдать свою жизнь за Христа, если бы это нужно было для Церкви, но ему выпала тяжелая участь полководца, который должен отступить под натиском врага, чтобы не потерять своего войска. В своей личной жизни он был аскетом, а прагматики аскетами не бывают. Он очень уважал в душе Патриарха Амвросия14, но внешне, для вида, противостоял ему, однако они делали одно дело, только по-разному».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Он тихо почил 13 августа 1978 г. во время чтения отходных молитв. Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе; 1896-1972) родился в Карталинии в семье сельского псаломщика. В восемь лет был определен в Горийское Духовное Училище. Закончив его в 1912 г., тогда же поступил в Тифлисскую Духовную Семинарию. Обучаясь в Семинарии, вплоть до окончания ее в 1918 г., Григорий (таково было мирское имя будущего Патриарха) все свое свободное время посвящал посещению монастырей - Кватахебского, Шио-Мгвимского и других, - в которых читал, пел и иподиаконствовал. В 1923 г. Григорий закончил историко-филологический факультет местного университета. Еще на последнем, четвертом, курсе он принял монашеский постриг с именем Ефрем. В 1927 г. Католикосом-Патриархом Христофором II (Цицкишвили) он был хиротонисан во епископа, а в 1945 г. Католикосом-Патриархом Каллистратом возведен в сан митрополита. Много трудов владыка Ефрем положил на ремонт и украшение храмов, в частности на восстановление храма на территории Бодбийского монастыря святой Нины, где находится место ее упокоения. Его попечением был перестроен в древнем грузинском стиле иконостас Мцхетского собора, а также перенесены святые мощи мучеников Давида и Константина, князей Арагветских в Моцаметский монастырь, где покоились они прежде. В 1960 г. владыка Ефрем был возведен на патриарший престол. В период его патриаршества в 1963 г. были открыты Пастырские курсы, в 1969 г. реорганизованные в Духовную Семинарию, издан Новый Завет на грузинском языке, полный Молитвослов, иллюстрированный изображениями грузинских святых. Помимо этого Патриарху Ефрему принадлежат: переработка акафиста святым мученикам-князьям Давиду и Константину, монография о преподобном Максиме Исповеднике и словарь грузинских архаизмов. Также, совместно с Патриархом Каллистратом, он участвовал в составлении церковного календаря, выявляя грузинских святых в древних письменных источниках. Католикос-Патриарх Каллистрат (Цинцадзе; 1866-1952) родился в семье священника. Учился в Кутаисском Духовном Училище, затем - в Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Послушав проповедь одного иеромонаха, Патриарх Ефрем сказал ему: «Говоришь ты складно, но на твоем месте я не говорил бы так много при архиерее». Говорил он также этому иеромонаху: «Несколько слов игумении, сказанные от ее многолетнего опыта, имеют больше силы, чем твои проповеди ». Говорил Патриарх Ефрем: «Если из двоих один умный, то ссоры не будет». В Прощеное воскресенье он сказал священникам: «Целуйте епитрахиль и престол, целуйте друг друга, согревайте друг друга теплом своей любви». Когда Патриарху Ефрему сообщили, что он должен вступить в экуменическое движение, то он вернулся от уполномоченного по делам религии в волнении, но никому не рассказал, что произошло. Только келейница слышала, как он произнес вслух: «Они хотят, чтобы все было по-другому». Когда, будучи в Санкт-Петербурге (в ту пору – Ленинграде), Патриарх Ефрем совершал Литургию, то на великом входе один из епископов помянул его как «Патриарха всех грузин и армян». Патриарх, как бы для ответного поминовения обернувшись в сторону этого епископа, тихо сказал: «Сам ты еретик» – и продолжал службу. На одной из конференций Совета Мира Патриарха Ефрема попросили сказать речь. Он поднялся на трибуну и, обращаясь к американцу, сидящему в первом ряду, спросил: «Ты, американец, хочешь войны?». Тот ответил: «Конечно, не хочу». Патриарх сказал: «Я тоже не хочу» – и сошел с трибуны. Это было самое краткое из всех выступлений, но оно вызвало самые продолжительные аплодисменты. Патриарх Ефрем всегда с чувством уважения вспоминал Патриарха Христофора (Цицкишвили) [см. Примечание 11], которого многие считали излишне уступчивым атеистическому правительству. Патриарх Ефрем говорил: «Я знаю его, он готов был бы отдать свою жизнь за Христа, если бы это нужно было для Церкви, но ему выпала тяжелая участь полководца, который должен отступить под натиском врага, чтобы не потерять своего войска. В своей личной жизни он был аскетом, а прагматики аскетами не бывают. Он очень уважал в душе Патриарха Амвросия [см. Примечание 12], но внешне, для вида противостоял ему, однако они делали одно дело, только по-разному».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Другие Православные Поместные Церкви, как и Русская, также не признали самочинную грузинскую автокефалию, в частности Патриархи Константинопольский Герман V и Антиохийский Григорий IV призвали грузин послушаться Патриарха Тихона. Но обращения Восточных Патриархов также не возымели должного действия. В августе 1919 г. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе) выпустил открытое послание с ответом на письмо Патриарха Тихона, в котором оправдывал восстановление автокефалии Грузинской Церкви незаконностью ее упразднения светской властью в 1811 г. 414 Таким образом, взаимоотношения Грузинской Церкви с Русской, равно как и с другими Поместными Церквами, зашли в тупик. Впрочем, вскоре Фанар стал искать свой интерес на грузинском направлении и в ноябре 1919 г. отрядил туда своего эмиссара – митрополита Трапезунтского Хрисанфа (Филиппидиса), который в июле 1920 г. сообщил в Стамбул, что, по его мнению, «исключительно примирительное вмешательство первенствующей Константинопольской Церкви... поможет устранить расхождения между Русской и Грузинской Церковью и убедить святейший Российский Синод признать восстановление... автокефального статуса Грузинской Церкви» 415 . (Впоследствии «исключительно примирительное вмешательство» Фанара проявилось в том, что он стал числить Грузинскую Церковь автономной в своей собственной юрисдикции, с чем грузины, разумеется, категорически не соглашались.) Раскольники-обновленцы, коль скоро они стали претендовать на то, что являются законными представителями Православной Российской Церкви, рано или поздно должны были обратиться к грузинскому вопросу. На съезде «Живой Церкви» 1922 г. и на обновленческом «Поместном Соборе» 1923 г. он еще не затрагивался. Между тем в 1923 г. в Грузинской Церкви был произведен переворот, отчасти аналогичный обновленческому перевороту 1922 г. в Церкви Русской. Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая), допустивший ряд преступных, с точки зрения советской власти, политических выступлений, был заключен под домашний арест, а церковная власть перешла в руки новоучрежденного ВЦУ под председательством возглавлявшего местную просоветскую «Группу обновления и реформ» епископа Христофора (Цицкишвили).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда Патриарху Ефрему сообщили, что он должен вступить в экуменическое движение, то он вернулся от уполномоченного по делам религии в волнении, но никому не рассказал, что произошло. Только келейница слышала, как он произнес вслух: " Они хотят, чтобы все было по-другому " . Когда, будучи в Санкт-Петербурге (в ту пору - Ленинграде), Патриарх Ефрем совершал Литургию, то на великом входе один из епископов помянул его как " Патриарха всех грузин и армян " . Патриарх, как бы для ответного поминовения обернувшись в сторону этого епископа, тихо сказал: " Сам ты еретик " - и продолжал службу. На одной из конференций Совета Мира Патриарха Ефрема попросили сказать речь. Он поднялся на трибуну и, обращаясь к американцу, сидящему в первом ряду, спросил: " Ты, американец, хочешь войны? " . Тот ответил: " Конечно, не хочу " . Патриарх сказал: " Я тоже не хочу " - и сошел с трибуны. Это было самое краткое из всех выступлений, но оно вызвало самые продолжительные аплодисменты. Патриарх Ефрем всегда с чувством уважения вспоминал Патриарха Христофора (Цицкишвили) [ XI ], которого многие считали излишне уступчивым атеистическому правительству. Патриарх Ефрем говорил: " Я знаю его, он готов был бы отдать свою жизнь за Христа, если бы это нужно было для Церкви, но ему выпала тяжелая участь полководца, который должен отступить под натиском врага, чтобы не потерять своего войска. В своей личной жизни он был аскетом, а прагматики аскетами не бывают. Он очень уважал в душе Патриарха Амвросия [ XII ], но внешне, для вида противостоял ему, однако они делали одно дело, только по-разному " . Однажды Патриарх Ефрем в день Благовещения, обращаясь к народу, сказал: " Сегодня я хочу сделать вам подарок - поделиться своим опытом. Когда мне тяжело на сердце, то я подхожу к иконе Благовещения и говорю: " Святой Архангел, ты принес радостную весть Деве Марии, принеси и мне радость, исполни мои молитвы, но только по воле Божией " " . По вечерам Патриарх Ефрем выходил во двор Сионского собора, садился на скамейку и беседовал с соседями по двору, рассказывая им случаи из своей жизни. В нем была особая простота. Как жаль, что его рассказы никто не записал!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

В окрестностях Тбилиси основан монастырь святого Католикоса-Патриарха Амвросия 27 марта 2009 г. 17:32 По благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II на территории бывшего дендропарка на Тбилисском море начинает действовать мужской монастырь святого Католикоса-Патриарха Амвросия. Настоятелем монастыря стал архимандрит Савва (Кучава). Торжественное богослужение в день памяти святого Амвросия состоится 29 марта, сообщает «Благовест-инфо» со ссылкой на «Вестник Патриархии». Справка (по материалам «Православной энциклопедии») Католикос-Патриарх Амвросий (в миру Виссарион Хелая) родился в семье священника в 1861 году в селе Мартвили в Западной Грузии. В 1888 году окончил Тифлисскую духовную семинарию; был священником в Сочи и Сухуми. Овдовев, в 1897 г. поступил в Казанскую духовную академию. Во время учебы принял постриг с именем Амвросий. В 1901 году окончил академию со степенью кандидата богословия, защитив работу «Борьба христианства с исламом в Грузии». Труд отца Амвросия получил высокую оценку, автору было предложено представить его после доработки на степень магистра, однако он предпочел вернуться на родину. По возвращении в Грузию в 1902 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Челишского мон-ря. В 1904 году переведен в Тифлис членом синодальной конторы и настоятелем Преображенского монастыря. В 1905 году за участие в движении за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви выслан из Грузии в рязанский Свято-Троицкий монастырь, откуда в 1910 году переведен в Новгородскую епархию. В Грузию вернулся в августе 1917 года. 15 октября 1917 годв хиротонисан во епископа Чкондидского, в 1918 году переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру с возведением в сан митрополита. В сентябре 1921 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви избран Католикосом-Патриархом всей Грузии. В апреле 1922 году Патриарх Амвросий обратился с воззванием к участникам международной Генуэзской конференции, в котором обличал большевистскую власть и требовал проведения референдума о выводе из Грузии Красной Армии. Вскоре был арестован; 19 марта 1924 года по обвинению в контрреволюционной деятельности приговорен к 7 годам тюремного заключения. В 1925 году освобожден по многочисленным ходатайствам верующих и Местоблюстителя Патриаршего престола Грузинской Православной Церкви митрополита Христофора (Цицкишвили). После освобождения Патриарх Амвросий находился под домашним арестом без права совершения служб. Распространились слухи, что он был умерщвлен по приказанию властей. Во избежание волнений Патриарху Амвросию было разрешено провести службу, во время которой у него случился сердечный приступ. Его перевезли в Патриаршую резиденцию, где несколько дней спустя, 16/29 марта 1927 года, он скончался. В сентябре 1996 года Католикос-Патриарх Амвросий был канонизирован на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/598179.htm...

Протоиерей Давид Цицкишвили Клирик тбилисского храма великомученика Георгия в Клдисубани протоиерей Давид Цицкишвили – доктор психологии, преподаватель Тбилисской духовной семинарии и академии. Наша беседа с ним о психологии и вере, о том, нужна ли церковным людям помощь психологов; о психическом нездоровье современного общества, психологических аспектах таких его явлений, как гомосексуализм, суррогатное материнство, подростковый суицид и агрессивность; о том, что делать родителям, чтобы дети выросли духовно и душевно здоровыми людьми. – Отец Давид, расскажите, прежде всего, немного о себе. – Я родился в Тбилиси. После школы поступил в вуз. В 1986 году окончил факультет философии и психологии Тбилисского государственного университета по специальности «Психология». Мой отец был врачом и очень хотел, чтобы я пошел по его стопам. Но меня не интересовала медицина, я был увлечен психологией. Надо сказать, что тогда психология не считалась престижной профессией, потому что не давала возможности быть обеспеченным материально, сделать карьеру и т.д. Поэтому на нашем факультете учились в основном одни девушки. Но я не стал отказываться от своих убеждений и решил непременно изучать психологию. Тогда я, конечно же, совсем не думал, что буду священником. Но прошли годы, и оказалось, что психология мне более всего пригодилась – именно как священнику. Теперь я понимаю, что мое настойчивое желание стать психологом мне было подсказано свыше, это был глас Господа. И сейчас я очень рад, что в свое время повиновался Ему и предпринял этот шаг в своей жизни. Молодые люди ради прибыльной и престижной профессии предают себя, отказываясь от той миссии на земле, исполнять которую им повелевает Господь. Хочу сделать небольшое отступление и заметить, что многие молодые люди предают самих себя, свои интересы из меркантильных соображений, ради прибыльной и престижной профессии и обучаются, например, бизнесу, юриспруденции, экономике и т.д. не потому, что это действительно их призвание, а потому, что это сейчас наиболее выгодно. Они ориентируются на создание материального благополучия и тем самим предают себя и отказываются от той миссии на земле, исполнять которую им повелевает Господь.

http://pravoslavie.ru/73068.html

3. Амвросий Хелая 1921–1927 4. Христофор II (Цицкишвили) 1927–1932 5. Каллистрат (Цинцадзе) 1932—1952 6. Мелхиседек III (Пхаладзе) 1952–1960 7. Ефрем II (Сидамонидзе) 1960–1972 8. Давид V (Девдариани) 1972–1977 9. Илия II (Шиолошвили) с 25 декабря 1977 (интронизация) Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» На русском языке Агабабян Р. Я. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950. Алексий, митроп. Речь Святейшему Католикосу–Патриарху всея Грузии Давиду V после его интронизации в Мцхетском соборе//ЖМП. 1972. 8. Амираношвили Ш.Я. История грузинского искусства. М., 1963. Аристин. К вопросу реорганизации Грузинской Церкви//«Духовный Вестник Грузинского Экзархата». 1906. 6. Арсений, архим. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1879 г. СПб., 1880. Бакарадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. Баратов Сулхан, кн. История Грузии. Тетрадь I. Древняя история. СПб., 1865. Тетрадь II. История средних веков (от принятия христианства до нашествия аравитян). СПб., 1871. Тетрадь III. История средних веков (от нашествия аравитян до освобождения от владычества сельджуков). СПб., 1871. Тетрадь IV—V. История средних веков (от владычества сельджуков до нашествия монголов). СПб., 1871. Берзенов Н. Католикос Антоний I и его похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии. Тифлис,, 1855. Вахуштий. История Грузии. Тифлис, 1885. Волнянский Никита. Святая равноапостольная Нина — просветительница Грузии//ЖМП. 1947. Ъ. B.C. Материалы к вопросу о церковном управлении Грузии//«Прибавления к Церковным Ведомостям». 1906. 2. Г.А. Сказание о св. ап. Симоне Кананите, об основании Ново–Афонской обители в Абхазии, на Кавказе и о некоторых знамениях над сею обителью. Одесса, 1900. Гамбашидзе Д.В., прот. Гаенатский монастырь и жизнеописание благоверного царя Давида Возобновителя. Кутаис, 1888. Герман (Веретенников), иерод. Грузинская Православная Церковь (1800 — 1970 гг.). Троице–Сергиева Лавра, г. Загорск. 1973–1974 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Родзянко, председателя Совета Министров кн. Львова, обер-прокурора Синода г. Львова и Кавказского Комиссариата в Тифлисе». Ha копии сего акта в грузинском тексте, засвидетельствованной Епископом Леонидом и Секретарем Д. Давиташвили, вместо подписей заметка: «Следуют подписи: Имеретинского Епископа Георгия, Горийского Епископа Антония, Алавердского Епископа Пирра, Архимандрита Назария, протоиереев, священников, других членов клира и массы мирян». Тотчас же были отправлены телеграммы упомянутым в акте лицам следующего содержания: «Освященный собор Иверской Апостольской Церкви, собравшись 12 сего марта в древнейшем католикосском Мцхетском храме во имя Двенадцати Апостолов, в лице четырех наличных Иерархов грузин, представителей от духовенства всех епархий Грузии, представителя Тифлисского Городского Исполнительного Комитета, всего Грузинского духовенства Гори и Тифлиса, предводителей дворянства всей Грузии, представителей церковных старост, городских самоуправлений, культурно-просветительных обществ, купечества и крестьянства Грузии, восторженно приветствует совершившийся величайший акт в жизни России, принесли бескровную жертву и, отслужив всенародное молебствие в ограде Мцхетского собора в присутствии несметной массы молящихся, усердно помолились за укрепление нового Правительства о даровании ему окончательной победы, как над внешними врагами отечества, так и над внутренними темными силами старого порядка, приступил, согласно объявленной Временным Правительством свободе совести, к фактическому осуществлению автокефальных прав Грузинской Церкви, искони ей принадлежащих, скрепив свое постановление соответствующим актом, копия коего особо препровождается. Подписали: Леонид, Епископ Гурийско-Мингрельский, Георгий, Епископ Имеретии, Антоний, Епископ Горийский». (Скопировано с телеграммы на имя Обер-Прокурора Св. Синода, полученной из Мцхета 12 марта 1917 года). Вскоре же было под председательством Епископа Леонида сконструировано Временное Управление Грузинской Церкви, в которое вошли: Епископы Георгий, Антоний и Пирр. Протоиереи: К. Кекелидзе, К. Цинцадзе и Н. Талаквадзе; священники: В. Карбелашвили, П. Карбелашвили и X. Цицкишвили, диакон Т. Бакурадзе и псаломщик Г. Кубанейшвили, миряне: В. Барнов, А. Натрошвили, П. Кизирия, С. Мгалоблишвили, Г. Кипшидзе, И. Вартагава, С. Горгадзе, Д. Давиташвили, Д. Нахуцришвили, Ф. Сахокия, С. Ахвледиани, П. Бараташвили и С. Мачавариани, а всего 25 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004