Спасайся.    Чем окончилось искушение?    Ответ. Не удалось ничего по желанию ис­кусителю: как пришел, так и ушел ни с чем, более того, со стыдом. Познал непобедимого Иисуса, но Сын ли Божий, чего хотел знать, говоря: «если Ты Сын Божий, -» не узнал. Иску­шал первого Адама в раю — и низложил его, и пленил, а ко второму приступил было — и ни­чего не успел, и оказался немощным.    Слава Победителю! Для нас победил врага нашего, которого мы победить не могли, и научил нас, как побеждать его, побежденного Им. Как полководец искусный обучает вои­нов для битвы, так Царь наш и Вождь наш Иисус научил нас подвизаться против врага нашего — князя тьмы, и его, уже побежденно­го Им, побеждать. Он подал нам оружие и си­лу Свою. Он ободряет нас силой Своей, «и обу­чает руки наши битве, и персты наши сраже­нию» (Пс 143:1), говоря: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33). Подал нам «и меч духовный, ко­торый есть Слово Божие» (Еф 6:17).    Видим, что Он врага нашего отражал Сло­вом Божиим и, как мечом духовным, козни его пресекал, говоря: «написано, сказано». Так и нам должно тем же орудием препоясаться и против врага нашего стоять, подвизаться и его побеждать. Сколько раз нападает на нас и пускает на нас стрелы свои, столько раз будем отражать их духовным мечом Слова Божия. Если к любви мира сего старается привести нас, то будем отвечать ему: «Сказано в Писа­нии: «не любите мира " " , и прочее (1 Ин 2:15). Если к воровству подговаривает, то будем отражать его словом: «Сказано в Писании: «не кради " " , и прочее. Но притом всегда будем призывать нам на помощь всесильного Госпо­да Иисуса, и Он победит через нас врага на­шего. Ибо без Него победы в такой трудной битве не будет. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (1 Ин 5:4—5)? О сем Победителе будем дерзать. «Тот, Кто в» нас, «больше того, кто в мире» (1 Ин 4:4). «Благодарение Богу, даровавшему нам побе­ду Господом нашим Иисусом Христом» (1 Кор 15:57)!    Спасайся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И если сначала Иисус молил предположительно: если возможно, то потом уже взывает утвердительно: Авва, Отче! все возможно Тебе. Иисус Сам отве­чает на Свой вопрос: Если возможно? И отвечает утвердительно: «Да ведь все возможно, ведь все, а значит и это, возможно Тебе». Это была страшная мину­та, когда казалось, что немощь человеческая победит. И могла бы, ведь сказал же Иисус потом Петру: Или думаешь, что Я не могу умолить теперь Отца Моего и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов? Значит и теперь, и даже потом еще, немощная человеческая природа могла бы умолить, победить и...тем потерпеть страшное поражение в этой битве! Но Иисус не умолил, подставил бедро для поражения, как Иаков, и вос­кликнул: Впрочем, не как Я хочу (а значит немощь человеческая хотела), но как Ты! Так сдался Человек Богу и тем победил Себя на первый раз. Борение второе. Вторично Христос приступает к Отцу. Но теперь уже как бы сразу сдава­ясь. Сразу утверждая саму невозможность минования Чаши, которую допус­кал в первый раз: Отче мой, если не может Чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. Если иначе не возможно, то пусть будет так. Сдается Иисус, побеждая в страшной битве. Борение третье. И в третий раз приступил к молению о Чаше изнемогающий Борец – Страдалец, но скорее уже не для того, чтобы бороться с нею, а для того, что­бы всецело сдаться, принять, как Иаков, поражение бедра и тем одержать великую Гефсиманскую победу. ... Он смолк. Предутренне смолкли раскидистые дерева сада. Сгустилась тьма пред хотящим вскоре взойти солнцем. Он был хром и победил. Чаша гнева Божия, чаша людских страданий и скорбей – Его. Страшная чаша греха и беззаконий изгнанников из рая – тоже Его. В том страшная те­одицея Иисуса Христа. Божественный Логос воплотился не для того, чтобы ответить на вопросы Аввакума, на вопросы Многострадального Иова, на во­просы сиднем на лавке сидящего Ильи Муромца. Больному не лекция нуж­на о его болезни, а исцеление; голодному – не физиология питания, а пища. Не объяснять причину страданий и зла пришел Иешуа, а взять их на Себя, освободив нас. Не философ, а Искупитель, Спаситель. В том евангельская теодицея. Люди, Я пью Чашу ваших грехов, ваших скорбей и страданий, и вам даю Чашу Моей крови, Чашу Моей любви. Вот и все. Вот и вся теодицея.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Спасайся.   Письмо восьмидесятое Чем окончилось искушение? Ответ. Не удалось ничего по желанию искусителю: как пришел, так и ушел ни с чем, более того, со стыдом. Познал непобедимого Иисуса, но Сын ли Божий, чего хотел знать, говоря: если Ты Сын Божий, – не узнал. Искушал первого Адама в раю – и низложил его, и пленил, а ко второму приступил было – и ничего не успел, и оказался немощным. Слава Победителю! Для нас победил врага нашего, которого мы победить не могли, и научил нас, как побеждать его, побежденного Им. Как полководец искусный обучает воинов для битвы, так Царь наш и Вождь наш Иисус научил нас подвизаться против врага нашего – князя тьмы, и его, уже побежденного Им, побеждать. Он подал нам оружие и силу Свою. Он ободряет нас силой Своей, и обучает руки наши битве, и персты наши сражению (Пс 143:1), говоря: Мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33). Подал нам и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:17). Видим, что Он врага нашего отражал Словом Божиим и, как мечом духовным, козни его пресекал, говоря: написано, сказано. Так и нам должно тем же орудием препоясаться и против врага нашего стоять, подвизаться и его побеждать. Сколько раз нападает на нас и пускает на нас стрелы свои, столько раз будем отражать их духовным мечом Слова Божия. Если к любви мира сего старается привести нас, то будем отвечать ему: «Сказано в Писании: не любите мира», и прочее (1 Ин 2:15). Если к воровству подговаривает, то будем отражать его словом: «Сказано в Писании: не кради», и прочее. Но притом всегда будем призывать нам на помощь всесильного Господа Иисуса, и Он победит через нас врага нашего. Ибо без Него победы в такой трудной битве не будет. Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий (1 Ин 5:4-5)? О сем Победителе будем дерзать. Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире (1 Ин 4:4). Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1 Кор 15:57)! Спасайся. Письма 81 – 90   Письмо восемьдесят первое

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Спасайся. Чем окончилось искушение? Ответ. Не удалось ничего по желанию искусителю: как пришел, так и ушел ни с чем, более того, со стыдом. Познал непобедимого Иисуса, но Сын ли Божий, чего хотел знать, говоря: «если Ты Сын Божий, -» не узнал. Искушал первого Адама в раю – и низложил его, и пленил, а ко второму приступил было – и ничего не успел, и оказался немощным. Слава Победителю! Для нас победил врага нашего, которого мы победить не могли, и научил нас, как побеждать его, побежденного Им. Как полководец искусный обучает воинов для битвы, так Царь наш и Вождь наш Иисус научил нас подвизаться против врага нашего – князя тьмы, и его, уже побежденного Им, побеждать. Он подал нам оружие и силу Свою. Он ободряет нас силой Своей, «и обучает руки наши битве, и персты наши сражению» ( Пс 143:1 ), говоря: «Мужайтесь: Я победил мир» ( Ин 16:33 ). Подал нам «и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф 6:17 ). Видим, что Он врага нашего отражал Словом Божиим и, как мечом духовным, козни его пресекал, говоря: «написано, сказано». Так и нам должно тем же орудием препоясаться и против врага нашего стоять, подвизаться и его побеждать. Сколько раз нападает на нас и пускает на нас стрелы свои, столько раз будем отражать их духовным мечом Слова Божия. Если к любви мира сего старается привести нас, то будем отвечать ему: «Сказано в Писании: «не любите мира« " , и прочее ( 1Ин 2:15 ). Если к воровству подговаривает, то будем отражать его словом: «Сказано в Писании: »не кради« " , и прочее. Но притом всегда будем призывать нам на помощь всесильного Господа Иисуса, и Он победит через нас врага нашего. Ибо без Него победы в такой трудной битве не будет. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» ( 1Ин 5:4–5 )? О сем Победителе будем дерзать. »Тот, Кто в " нас, «больше того, кто в мире» ( 1Ин 4:4 ). «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» ( 1Кор 15:57 )! Спасайся. Письма 81 – 90 Что ожидало Христа после того, как Он претерпел искушение и победил лукавого духа?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Доказательство четвертое Если воинский полк разделен на две части и воюет под началом одного полководца, одного вождя, и если одна часть победила врагов и видит, что другая часть борется с врагами, скажите мне, противники, разве не придут победители на помощь своим подвизающимся друзьям? Ответьте также, согрешают ли борющиеся с врагами, зовя на помощь своих друзей-победоносцев? Если вы правильно рассудите, то ответите, что не согрешат ни призывашие на помощь, ни оказывающие ее. Но что есть человеческая жизнь, если не брань и искушение ( Иов. 7 ). Вождь это Сам Христос, как говорится в Евангелии: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет вождь ( Мф. 2, 6 также см. Мих. 5, 2 ). А так как сей Вождь и Сам победил:... мужайтесь: Я победил мир ( Ин. 16, 33 ), то желает. Чтобы и Его воины тоже стали победителями: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его ( Откр. 3, 21 ). Но поскольку в битве под началом этого Вождя войско разделилось на две части, и одна из них уже победила, то есть Божии святые, торжествующие на Небесах, а другая еще подвизается, то есть мы, живущие на земле, то достойно и праведно призывать нам на помощь тех, кто позаботится о нас в наших бедах, и не оставят нас без помощи. Вы СКАЖЕТЕ, смеясь: Как могут быть у святых, живущих на Небесах, такие длинные уши, чтобы, пребывая на Небе, услышать моления живущих на земле? Как могут быть у них и такие быстрые глаза, чтобы увидеть происходящее на земле? ОТВЕЧАЮ: Ваши насмешки о длинных ушах и быстрых глазах святых обратятся для вас в свое время в плач и рыдание. Мы же, ОТВЕЧАЯ вам, опираясь на Священное Писание, в свою очередь спросим: Как Моисей, пребывая на горе Синае, знал о том, что происходит далеко от него, и увидел в стану литого тельца ( Исх. 32 )? Как Елисей увидел Немана, пришедшего к царю Израиля, находясь далеко от них, и узнал о тайном святокупстве своего слуги Гиезия, о похищенном им у Неемана серебре? ( 4Цар. 5 )? Как тот же тойже Елисей знал об изощренных планах царя Сирского, воюющего против Израиля ( 4Цар. 6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Еще хорошо, если мы, подобно пророку Варуху, который некогда жаловался Господу на то, что Он приложил скорбь к болезни его ( Иер. 45 ), в то время как он мечтал о покое, услышим из своего сердца наставление, изреченное Богом Варуху: «ты говоришь: горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя…». «Ты просишь себе великого: не проси; ибо вот Я наведу бедствие на всякую плоть, а тебе вместо добычи оставлю душу твою», то есть, вместо претензий, какие ты ставишь жизни, ты сохранишь целость своего настроения, если «яснее представишь себе все это несчастье, все это бедствие, какое и здесь и там, повсюду господствует в человеческом мире» 23 . Но ведь часто плач и рыдание страждущего по своей вине человека переходят в вопль мрачного отчаяния. История христианской церкви сохранила нам сказание о таком вопле императора Юлиана Отступника, который после целого ряда неудачных попыток восстановить пышный культ язычества, в виду расцветшего и окрепшего уже христианства, умирая, в битве с персами, воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин! Как бы не звучало это: «Ты победил меня, Галилеянин!» – смысл этих слов очевиден: целым рядом прискорбных неудач и этою последней разящей меня раной Ты, Галилеянин, победил меня, привел меня к полному сознанию суетности моего тщеславия, за которое приходится расплачиваться тяжелыми страданиями». Так побеждает Галилеянин и всех тех, кто забывает Его призыв к успокоению от житейской суеты, а вместе с этим и от порождаемых ею злостраданий. Скорбь и отчаяние часто выпадает на долю их! Здесь мы прерываем нить наших суждений по вопросу о религиозно-философском отношении к действительности, а в зависимости от этого и к страданиям. По смыслу сказанного каждый христианин, навыкающий благоразумно разбираться во всех своих житейских стремлениях, воспитывает в себе через это чувство свободы от настойчивых и тяжёлых требований суетной мирской жизни, а это отдохновение от погони за житейскими выгодами и есть истинно-философская свобода или успокоение от злострадания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Он зрел, обновленный, В чем сердца задача, И рвался к нам сонный, Рыдая и плача; В дневной же тревоге Земное начало Опять от дороги Его отвращало. Он помнил виденье, Но требовал снова Ему примененья Средь мира земного, Пока его очи Опять не смежились И мы, среди ночи, Ему не являлись; —13— И вновь он, преступный, Гнал замысл обратно, И мысли доступна И сердцу понятна Стремленья земного Была неудача, И наш он был снова, Рыдая и плача!» 29 И это еще ничего, если плач и рыдание, как результат разочарования в земной жизни, спасают нас, если страдания, которых мы могли бы избежать, опытно убеждают нас в существовании особых, порождаемых суетой, злостраданий и возвращают на забытый и давно указанный в христианстве путь добродетельной, до известной степени беспечальной, жизни... Еще хорошо, если мы, подобно пророку Варуху, который некогда жаловался Господу на то, что Он приложил скорбь к болезни его ( Иер.45 ), в то время как он мечтал о покое, услышим из своего сердца наставление, изреченное Богом Варуху: «ты говоришь: горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя»… «Ты просишь себе великого: не проси; ибо вот Я наведу бедствие на всякую плоть, а тебе вместо добычи оставлю душу твою», то есть, вместо претензий, какие ты ставишь жизни, ты сохранишь целость своего настроения, если «яснее представишь себе все это несчастье, все это бедствие, какое и здесь, и там, повсюду господствует в человеческом мире» 30 . Но ведь часто плач и рыдание страждущего по своей вине человека переходят в вопль мрачного отчаяния. История христианской церкви сохранила нам сказание о таком вопле императора Юлиана Отступника, который после целого ряда неудачных попыток восстановить пышный культ язычества, в виду расцветшего и окрепшего уже христианства, умирая, в битве с Персами, —14— воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин!» Как бы не звучало это: «Ты победил меня, Галилеянин!» – смысл этих слов очевиден: целым рядом прискорбных неудач и этой последней разящей меня раной Ты, Галилеянин, победил меня, привел меня к полному сознанию суетности моего тщеславия, за которое приходится расплачиваться тяжелыми страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ту Гефсиманскую ночь, освещённый лунным светом, боролся Иисус с Отцом Своим. Боролся одиноко, всеми оставленный. Трижды вступал Он в ту брань. И страшно писать и говорить что-либо об этой борьбе, свидетелями которой мы не явились. Страшно проронить слово недостаточно благоговейное и священное, описывая это. Страшно словом своим неосторожным оскорбить и осквернить как-то те священные чувства Божественного Борца и таинственного Отца Его. Борение первое Долго молчал тенистый ночной сад. Но вот вопль разорвал то страшное безмолвие: «О, если бы Ты благоволил пронести Чашу сию мимо Меня» ( Лк.22:42 ), «если возможно, да минует Меня Чаша сия» ( Мф.26:39 ). То боролась немощь Сына Человеческого, страшась страшного страдания. То боролась чистота Его, страшась погрузиться в пучину всех грехов людских. То боролась Жизнь со Смертью, та борьба и ныне отражается в борении всякого живого организма с дыханием смерти. И если сначала молил предположительно: «Если возможно», то дальше уже взывает утвердительно: «Авва Отче! всё возможно Тебе» ( Мк.14:36 ), т.е. Сам отвечает на Свой вопрос «Если возможно?» ( Мк.14:35 ) И отвечает утвердительно: «Да, ведь всё возможно, ведь всё, а значит, и это возможно Тебе». Это была страшная минута, когда казалось, что Сын победит, умолит Отца. И Он мог бы. Ведь сказал же Он потом Петру: «Или думаешь, что Я не могу умолить теперь Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» ( Мф.26:53 ). Значит, и теперь, и даже потом ещё Он мог бы умолить, победить и... и тем потерпеть страшное поражение в этой битве! Но Он не умолил, подставил бедро для поражения, как Иаков, и воскликнул: «Впрочем, не как Я хочу (а значит, хотел Он отвести Чашу), но как Ты!» ( Мф.26:39 ; Мк.14:36 ; Лк.22:42 ). Так сдался Сын Отцу и тем победил на первый раз. Борение второе Вторично Христос приступает к Отцу. Но теперь уже, как бы сразу сдаваясь Ему, сразу утверждая саму невозможность минования Чаши, которую допускал в первый раз: «Отче мой, если не может Чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя» ( Мф.26:42 ). Если иначе невозможно, то пусть будет так, сдается Иисус, побеждая в страшной битве. Борение третье

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И Иосиф умер в сорок шестой юбилей в шестую седмину во второй год, и они похоронили его в стране Египетской. И все братья его умерли после него. И царь Египетский выступил, чтобы сразиться с царем Ханаанским, в сорок седьмой юбилей во вторую седмину во второй год. И сыны Израиля вынесли кости всех сыновей Иакова, кроме Иосифа, и похоронили их на поле, в двойной пещере на горе. И большинство возвратилось в Египет; и только немногие из них остались на горе Хеврон, и твой отец [Амрам] остался с ними. И царь Ханаанский победил царя Египетского, и запер ворота Египта. И он (царь Египетский) замыслил недоброе дело против сынов Израиля – притеснять их, и сказал египтянам: «Вот народ сынов Израиля возрос и сделался многочисленнее нас; употребим же против них хитрость, прежде чем они слишком размножатся, и будем притеснять их рабскою работою, прежде чем нас постигнет поражение и они победят нас в битве. А не то они вступят в союз с врагами и выйдут из нашей страны; ибо их сердце и лицо обращено к стране Ханаанской». И он поставил над ними смотрителей за работами, чтобы они притесняли их рабскою работою. И они должны были строить крепкие города для Фараона – Питофо и Рамзе, и должны были строить всякие стены и оплоты, которые обрушились в городах египетских, и они сильно притесняли их. Но чем хуже поступали они с ними, тем больше умножались и увеличивались они. И египтяне считали сынов Израиля нечистыми. XLVII. И в седьмую седмину в седьмой год сорок седьмого юбилея пришел отец твой из страны Ханаанской, и ты родился в четвертую седмину, в шестой год, в сорок восьмой юбилей, когда были дни преследования сынов Израиля. И царь Фараон Египетский дал повеление относительно них, чтобы детей их – всякое дитя мужеского пола, которое родится, – бросали в реку. И они бросали их в течение семи месяцев до того месяца, когда ты был рожден. И твоя мать скрывала тебя три месяца, и на нее донесли. Тогда она сделала для тебя корзину, и осмолила ее смолою и асфальтом, и положила ее в траву на берегу реки, и клала тебя в нее в течение семи дней. И мать твоя приходила ночью и кормила тебя грудью; и днем тебя стерегла от птиц сестра твоя Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И не послушал его, и пошел в ладьях. А переяславцы послали к печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову, и тут перезимовал Святослав.    В год 6480 (972). Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку. А всех лет княжения Святослава было 28.    В год 6481 (973). Начал княжить Ярополк.    В год 6482 (974).    В год 6483 (975). Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: «Кто это?». И ответили ему: «Свенельдич». И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же, И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: «Пойди на своего брата и захвати волость его».    В год 6484 (976).    В год 6485 (977). Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: «Видел я, как вчера спихнули его с моста». И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: «Смотри, этого ты и хотел!».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010