13 ноября в соборе Рождества Христова в Кишиневе состоялась Божественная литургия, на которой Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении вышеперечисленных архиереев совершил хиротонию архимандрита Петра (Мустяцэ) во епископа Ниспоренского, викария Кишиневско-Молдавской митрополии. Предстоятель Русской Церкви преподнес в дар Христорождественскому кафедральному собору молдавской столицы набор евхаристических сосудов на молитвенную память о Первосвятительском служении. В знак признания заслуг в деле возрождения веры на земле Молдовы Святейший Патриарх Алексий наградил президента республики Владимира Воронина орденом св. блг. кн. Димитрия Донского I степени и пожелал благословенных успехов на поприще государственного делания. В тот же день Святейший Патриарх Алексий в сопровождении Президента В.Н. Воронина, митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира и представителей высшей государственной власти республики посетил церковный детский дом «Праведный Иосиф». Вечером президент страны В.Н. Воронин устроил прием в честь Предстоятеля Русской Православной Церкви. По окончании приема Святейший Патриарх Алексий и сопровождавшие его лица отбыли в г. Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить президента Республики Молдова В.Н. Воронина и митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира за оказанное гостеприимство Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и сопровождавшей его делегации. 3. С удовлетворением отметить положительное значение состоявшегося визита для укрепления братских взаимоотношений между народом Молдовы и народами других стран, окормляемыми Русской Православной Церковью. 4. Считать весьма важным дальнейшее развитие и укрепление братских связей между народами наших государств. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о внесении в Собор Московских святителей, празднуемый 5/18 октября, имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви, прославленных за период с 1977 по 2000 годы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429892/

Но единицы из этих произведений подвергались в дальнейшем переработке, дополнению, редактуре: помимо жизнеописания князя Александра Невского можно назвать еще, пожалуй, лишь житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба. В первой редакции святым князь Александр еще не называется, но концептуально это именно житие, в нем выделяются такие черты его характера, как храбрость и благочестие. В следующей редакции, созданной в эпоху Куликовской битвы, хотя князь тоже не называется святым, святым называется его тело, к которому хотели прикоснуться жители города Владимира, когда оно было туда принесено. Его историческая роль, не так очевидная для современников, стала явной спустя 100-150 лет после его кончины — то, что мы привыкли слышать о его взаимоотношениях с Востоком и Западом, было сформулировано в эпоху княжения Ивана III. Великий князь Александр Невский окончательно стал рассматриваться как человек, избавивший нашу страну от пагубного западного влияния. В 1547 году его имя оказалось среди святых, перечисленных митрополитом Макарием на Поместном Соборе Русской Церкви. Собор декларировал «список новых русских чудотворцев», которым до сих пор не было «церковного пения», то есть собственно церковное почитание уже было. Собор не констатировал святость Александра Невского, она была очевидна и до этого. Вскоре была создана служба, написаны иконы, и с тех пор начинается широкое почитание святого князя, которое продолжается до наших дней. В завершение выступил хор Христорождественского подворья Александро-Свирского монастыря. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с электронной коллекцией  «Александр Невский (1221-1263)» , в которую вошли исторические исследования — в частности,  «Жизнь и деятельность великого князя Александра Ярославича Невского в связи с событиями на Руси в XIII столетии» (1883),  «Ледовое побоище» (1941); житийная и церковная литература —  «Житие святого благоверного князя Александра Невского» (1867),  «Святой благоверный великий князь Александр Невский и Свято-Троицкая Александро-Невская лавра» (1913), изобразительные материалы и многое другое. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5775137.ht...

Перед отбытием из России члены делегации выступили с заявлением, в котором, в частности, говорится: «Нас ободрило то, что в епархиях, которые мы посетили, вместо прений и отвлеченных рассуждений идет целеустремленная работа по просвещению верующих, работа с детьми и молодежью, помощь нуждающимся и издательская деятельность... На фоне всего этого особенно болезненно воспринималась рана разделения на Теле Русской Церкви... Равнодушие к оздоровлению церковной жизни в России невозможно... Мы ощутили рост взаимного доверия и ко всему приступали с молитвой. Члены нашей делегации единодушны в своих наблюдениях, оценках, радостях и переживаниях». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за Его милость, явленную в существенном улучшении отношений Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Церковью. 2. Выразить удовлетворение по поводу состоявшегося официального посещения Русской Православной Церкви Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви Митрополитом Лавром и надежду, что этот визит послужит осуществлению богоугодной цели восстановления канонического церковного единства. ЖУРНАЛ 33 СЛУШАЛИ: Сообщение СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА о состоявшемся возвращении в Россию из США чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. СПРАВКА: Тихвинская икона Божией Матери, в 1383 г. принесенная на русскую землю и находившаяся в Тихвинском Успенском монастыре, в 1944 году была вывезена в США и пребывала в Чикаго. 12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриарха Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке, в ходе которых достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию (См. Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви 1 от 25 марта 2004 года). 21 июня 2004 года в сопровождении делегации Русской Православной Церкви, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Тихвинская икона Божией Матери специальным авиарейсом была доставлена из Чикаго в Ригу, где чудотворный образ находился в Христорождественском соборе до 23 июня. Накануне дня отправления иконы в Москву собор посетила Президент Латвии госпожа Вайра Вике-Фрейберг и поклонилась православной святыне.

http://sedmitza.ru/lib/text/429529/

   Святейший Синод, рассмотрев подробно и тщательно все обстоятельства, 25 мая 1861 года принял решение: “1) Почившего Тихона, епископа Воронежского, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, и нетленное тело его — мощами святыми. 2) Изнеся их с подобающей честью из Христорождественской церкви, где они ныне покоятся, в главный Богородицкий собор, положить их в приличном и открытом месте для общего поклонения. 3) Службу Святителю Тихону составить особую, а до времени составления такой, отправлять ему службу общую Святителям; память же Святителя праздновать в день преставления его 13-го августа… 4) Объявить об этом во всенародное известие указами Синода”.    Синод также решил открытие мощей поручить митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Исидору вместе с архиепископом Воронежским и Задонским Иосифом и епископом Курским Сергием. День торжественного открытия был назначен на 13 августа 1861 год. В июле по всем епархиям и монастырям был разослан Указ, в котором подробно излагалась вся история открытия мощей святителя Тихона и причисления его к лику Святых. 4. Торжественное открытие мощей святителя Тихона в 1861 году    13 августа в 1861 году выпало на воскресенье. Итак, Промыслом Божиим торжественное открытие святых мощей святителя Тихона совершилось в тот день недели, в который произошла и его кончина по откровению Божию.    В этот день в Задонский монастырь всегда собиралось много богомольцев, но после издания и обнародования указа в обитель направился православный русский народ всех званий, возрастов и состояний со всех уголков обширной России. Ко времени открытия мощей святителя Тихона в Задонск собралось до трехсот тысяч человек. Большая часть простого народа прибыла из отдаленных мест. Они шли и ехали в самое жаркое время года, невзирая на лишения и трудности пути. Город с семью тысячами жителей был тесен для десятков тысяч ежедневно прибывающих богомольцев, и люди располагались вокруг монастыря и города. В биографии великого русского поэта И.С. Никитина по поводу этих событий, говорится: “Не только Воронеж, но и вся губерния оживились и наполнились сотнями тысяч богомольцев, шедших и ехавших со всех концов России. Не говорим о Задонске: топографически он почти не существовал. Восемьдесят четыре версты, отделяющие этот городок от Воронежа превосходнейшим шоссе, представляли сплошную улицу, по которой стремились волны народа… Ни с чем нельзя было сравнить этой картины, единственной в своем роде!”

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Не ослабевайте душами своими» - так называется выставка в Христорождественском храме в Рогожке — духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви. Рассказывают Елена Юхименко и иерей Алексей Лопатин. Ведущая Елена Смирнова 19.06.2022 22:00 Елена Александровна Смирнова Выставка «Не ослабевайте душами своими» посвящена 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, ставшего символом всего староверия. Она размещена в Христорождественском храме в Рогожской слободе - духовно-просветительском центре Русской Православной Старообрядческой Церкви. В ее экспозиции множество исторических и церковных раритетов, уникальных документов, иконописных, старопечатных и рукописных памятников, открывающих малоизвестные, но при этом очень яркие страницы русской истории. Экскурсию по выставке и храму ведет Елена Михайловна Юхименко — доктор филолог. наук, гл. науч. сотр. Отдела рукописей и старопечатных книг ГИМ, заслуженный работник культуры РФ, автор сотен работ в области литературы, истории и культуры русского старообрядчества, автор выставки и каталога. В передаче принимает участие настоятель храма Николы на Тверской иерей Алексей Лопатин - руководитель музейно-библиотечно-архивного отдела Митрополии РПСЦ, куратор выставки. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2022/06/19/22-0...

В церковной библиотеке к этому времени находилось 189 томов книг, предназначенных для чтения. Старостой при храме состоял крестьянин Илья Андреев Петрухин. Продолжала работать и земско-общественная школа – фактически преемник удельного училища, о котором говорилось в ведомости 1848 года. Штатным священником с 1902 года был Александр Васильев Капонеров. С 1902 до 1905 года он являлся заведующим и законоучителем Крестово-Городищенской церковно-приходской школы, а также с 1902 года законоучителем земской школы (до этого с 1888 года преподавал в других сельских школах), в 1902-1903 годах – катехизатором в селе. Кроме того, в 1905-1909 годах А.В. Капонеров избирался уполномоченным на Епархиальный и Училищный съезды, а в 1905-1907 годах – на должность духовника 4 благочинного округа Ставропольского уезда. За успехи в духовной и просветительской деятельности священник много раз поощрялся: в 1888, 1892, 1904 и 1907 годах ему объявляли благодарность, в 1892 году наградили набедренником, в 1897 году – фиолетовой скуфьей, в 1906 году – фиолетовой камилавкой. Псаломщиком с 1909 года являлся Александр Иванов Моисеев. Свою службу он начал в Смоленском храме Красного Яра, где работал с января 1908 по июнь 1909 года. Молодой псаломщик на тот момент поощрений не имел. Интересно, что в приход Христорождественской церкви всегда входило только одно село – само Крестово-Городище. Этот факт говорит об отсутствии в ближайших окрестностях малых населённых пунктов, в которых не было храмов. И в самом деле, расположенные рядом Красный Яр, Кайбелы, Тургенево и другие являлись крупными сёлами со своими церквями. Несмотря на активные поиски в архивах, сведений о советском периоде в истории храма обнаружено очень мало. Так, Ульяновским оперативным сектором ОГПУ 6 марта начато и 14 апреля 1931 года закончено дело П-4345 «Об антисоветской агитации, проводимой церковниками с. Крестово Городище Чердаклинского р-на», а именно священником Стефаном Васильевичем Ревякиным и монахиней Екатериной (Исаковой Екатериной Павловной). Любопытно, что священник был женат на дочери известного нам священника Капонерова, с 1912 года проживал в селе и служил в храме вплоть до ареста. После освобождения в 1936 году он исполнял ту же должность, но в 1937 году его арестовали и расстреляли в Куйбышеве (Самаре). Видимо, С.В. Ревякин был последним священником Христорождественской церкви. Монахиня Екатерина родилась в Крестово-Городище, затем жила в Симбирском Спасском женском монастыре, после ликвидации которого приехала в родное село. Здесь она работала псаломщиком в храме, а в 1931 году осуждена на 5 лет концлагерей. Осуждённые были реабилитированы Ульяновской областной прокуратурой в 1989 году.

http://sobory.ru/article/?object=52632

Наконец, прибыл обоз в Борисоглебск. Но в городе их не приняли, и тогда они повернули на юго-восток. Пришлось еще им проделать довольно долгий путь на лютом январском морозе. Всюду окружал их лес. Когда же доехали они до реки Хопёр, то остановились на поляне. Оставил их приказчик и вернулся в Москву. Изгнанники же вырыли снеговые ямы, напилили лес, сделали шалаши. Внутри своих жилищ разводили они костёр, готовили пищу, да здесь же и спали. Весной, когда разлилась река Хопёр и затопила поляну, они построили плоты и переправились на левый берег – на Бугор. Летом они стали вырубать лес и устраивать огороды. Шли годы, население росло. Заселился весь левый берег реки Хопёр. Селение же то стало называться «Поворино» – от слова «Повар». Однажды приехал к ним инженер из Борисоглебска и обратился к сельскому старосте с планом строительства железной дороги от Борисоглебска до Царицына. Собрали сходку и решили: «Дороге – быть!» Однако стали они уговаривать инженера повернуть дорогу в сторону от села (на север): «У нас, мол, скот, поля, дорога же всё нам нарушит!» И тот согласился, но с условием, что жители села будут работать на строительстве дороги. Так в 1871 году была проложена железная дорога, где появилась и маленькая станция «Поворино». (Из Архивных документов В.П. Прохорова «Вся Воронежская земля» – краткий исторический топонимический словарь, Воронеж, 1975 г.) . Селение же разделилось. Старожилы переименовали свое село в «Рождественское» – в честь построенного ими Христорождественского храма. Наименование же «Поворино» осталось лишь за небольшой железнодорожной станцией, обслуживающей жителей близлежащего села Рождественское. Приход в селе образован в 1762 году. Деревянное здание Христорождественского храма насколько раз перестраивалось, ремонтировалось и, таким образом, сохранилось до нашего времени. Так же, как и все православные приходы в 1937 году был закрыт и Христорождественский в с. Рождественское. Воссоздан он был лишь в 1993 году. В настоящее время при приходе имеются: воскресная школа и библиотека духовной литературы. Богослужения совершаются регулярно.

http://sobory.ru/article/?object=11278

В апреле 1887 года бывший помощник инспектора Смоленской дух. семинарии О.И. Маньковский подарил в музей гравированное овальной формы изображение святителя Митрофана Воронежского , представленного в клобуке, мантии и епитрахили, коленопреклоненным пред аналоем, на котором водружено распятие и лежит разогнутая книга. Медальон, поддерживаемый со сторон двумя ангелами, сверху окружен словами: «Святителю отче наш Митрофане моли Бога о нас», а внизу имеет свиток, в котором помечены дни кончины, поставления во епископа, прославления и памяти святителя. Гравюра, от времени сильно выцветшая и изветшавшая, не показана в «Подробном словаре русских гравированных портретов» Д.А. Ровинского 749 . В сентябре 1889 года наследники А.Ф. Аксаковой —138— принесли в дар музею изящный серебряный венок (вес. 1 ф. 48 зол.), возложенный С.-Петербургским славянским благотворительным обществом на гроб И.С. Аксакова, и превосходный портрет последнего, лежащего на смертном одре, исполненный фотограф. Дьяговченко и оправленный в роскошную бархатную раму. Эти приношения также дороги академии, которая чтит в почившем столько же славного сына земли и церкви русской, сколько и своего щедрого благотворителя, оставившего в наследство ей свои богатые книжные сокровища и несколько стипендий 750 . В том же году и месяце Сербский митрополит Михаил пожертвовал в музей бронзовую вызолоченную медаль в память пятисотлетия Коссовской битвы 751 , а в мае 1890 г. священником московск. Власиевской церкви Д.П. Некрасовым был передан на хранение в музей антиминс на белом атласе, освященный для Христорождественского храма преосв. Аполлосом, епископом Орловским и Севским 30 авг. 1795 г. 752 Сейчас названные пожертвования были последними вкладами в наш церковно-археологический музей за время нахождения его в рукописном отделении библиотеки. По мере того, как он развивался и обогащался предметами древности, все более и более выяснялись неудобства совмещения двух различных по составу учреждений под наблюдением одного и того же лица. Обремененный множеством своих ближайших и неотложных занятий по заведыванию библиотекой, академический библиотекарь едва успевал заносить в инвентарь, рядом с книгами, поступления в церковно-археологический музей и докладывать время от времени о них Совету. Не обязанный интересоваться, а тем более заниматься церковными и другими древностями, он не имел ни побуждений, ни возможности исследовать и сортировать поступавшие в музей старинные

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В то время, когда о. Александр открыл свой братский приют и начал его постепенно развивать, приходская и общественная благотворительность в Петербурге только начинала набирать обороты. Почти еще не было последовавших примеру о Гумилевского священников, поэтому деятельность песковского пастыря особенно выделялась среди столичного духовенства. Очевидно, что организация братства должна была быть упорядочена и облечена в определенную организационно-правовую форму. В этой связи, летом 1863 г. о. Александр взялся за написание проекта Устава братства, которое в честь храма на Песках получило название Христорождественского. Уже 2 октября священник представил проект Устава митрополиту Исидору. Во многом этот проект был составлен по примеру организации деятельности церковных братств, существовавших в XVI – XVII вв. в Западной Руси. Так целью братства должна была стать не только забота о бедных, но и помощь всему приходу. В проекте Устава говорилось о том, что «братство заботится о поддержании благолепия в приходском храме, об улучшении приходского хора певчих, об умножении приходской религиозно-нравственной библиотеки для бедных соприхожан». И лишь затем шел пункт о том, что братство заботится «о развитии братского приюта для больных, престарелых и малолетних нищих на Песках» с. 18]. Условием для вступления в братство было наличие письменного поручительства духовного отца и двух членов братств, свидетельствовавших о честной и порядочной жизни лица, желавшего стать членом братства. Определялся такой порядок вступления в братство: «Удостоенное принятия в братство лицо приводится одним из старших братьев, если мужчина, и одною из старших сестер, если женщина, в следующее собрание братского совета, пред которым словесно подтверждает свое желание вступить в братство, и дает обещание служить братству по мере сил и средств своих». После этого должен был быть отслужен молебен Спасителю и Божьей Матери, после которого новый член братства подавал руку всем присутствующим. Проектом Устава были предусмотрены и определенные взыскания в отношении братчиков: «В случае неисполнения каким-либо членом братства братских обязанностей, он по решению братского совета, подвергается духовному увещанию, или денежной пени, или совершенному удалению из братства, смотря по степени его вины и чувству раскаяния провинившегося» с. 18-19].

http://ruskline.ru/opp/2022/01/25/svyawe...

К. В. Малевинский был сыном священника тотемской Успенской церкви Василия Ивановича Малевинского. Из послужного списка Константина следует, что 1 декабря 1835 г. он закончил Вологодскую духовную семинарию, был определен к тотемской градской Христорождественской церкви в дьячки и посвящен в стихарь епископом Вологодским Стефаном (1828-1841). 30 апреля 1846 г. его перевели в пономари к сямженской Покровской церкви Тотемского уезда, а оттуда 7 марта 1851 г. по указу епископа Евлампия – в дьячки к тотемской Троице-Зеленской церкви. В ней же 14 сентября 1874 г. он был рукоположен в сан диакона, а 16 июня 1875 г. определен на должность псаломщика. Умер Константин Малевинский 4 июня 1885 г. Отметим и такой любопытный момент, как близкое сходство по структуре и содержанию двух описаний – рукописной Троице-Зеленской церкви 1868 г. и печатной Спасо-Преображенской Стрелицкой 1903 г. Рукопись форматом в лист, выполнена в основном одним почерком – очень аккуратным и убористым. Лишь повторные копии двух грамот написаны другим, более размашистым почерком. Объем ее 32 листа с оборотами. Нумерация листов, как и копий актов, иногда нарушена, что оговаривается в примечаниях к публикации. Сохранены все подстрочные примечания автора-составителя, придававшие тексту качество, пусть и скромного, историко-краеведческого труда, стремление сопоставлять источники, комментировать их, расширять информацию дополнительными географическими и хронологическими сведениями. Эти примечания набраны корпусом. Наши примечания и комментарии, относящиеся непосредственно к тексту грамот, – для их отличия от примечаний автора Летописи – набраны курсивом. Все же остальные комментарии (общеисторического, хронологического, терминологического, историографического, источниковедческого порядка) – корпусом. Знаки препинания расставлены по современным правилам пунктуации, абзацы – в соответствии со смыслом текста. От некоторых особенностей рукописного текста было решено отказаться: подчеркиваний (возможно, позднейших) заголовков грамот; показа примечаний в тексте и под строкой в виде звездочек, карандашных пометок латинскими буквами est (есть?) в конце большинства скопированных актов. О продолжающейся работе составителя с грамотами говорят и ремарки справа/слева от заголовков типа «внесена» или «внесена в опись».

http://sedmitza.ru/lib/text/9975744/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010