Так мать с сыном стали благоухающею жертвою всесожжения пред Богом. Слава Богу, так умудрившему малого младенца, что над ним исполнились слова пророческие: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» 6967 . Когда все это происходило, князья и воеводы беззаконного царя сожалели о столь значительном пролитии крови христиан. Они обратились к царю и просили, чтобы он прекратил кровопролитие и не губил города, из которого ежегодно доставлялось много дани. Беззаконник поступил согласно их просьбе и перестал проливать кровь неповинную. Однако, он избрал много тысяч младенцев и девиц как из этого города, так и из всей Награнской области, и одних взял в рабство себе, а других раздал по своему усмотрению, вельможам и воинам. Весь город, который ранее свободно поклонялся Пресвятой Троице, подчинил он тяжкому рабству, после чего отправился в свою столицу. Когда сей богоненавистный иудей возвращался домой, на небе явился огонь и всю ночь освещал воздух. Вследствие явления сего огня, Дунаан и все войска его были в большом страхе. И стал огонь падать на землю в виде дождя и причинил много вреда. Это было знамением гнева Божия и началом отмщения за пролитую кровь. Однако новый фараон не захотел исправиться и не смирился пред крепкою рукою Божиею. Он воспылал такою бешеною яростью против христиан, что задумал истребить их не только в своей стране, но и в других областях и царствах. Именно, он послал послов к царю персидскому 6968 , убеждая его сделать подобное же и избить всех христиан в своей области, если он желает, «чтобы к нему было милостиво солнце и отец солнца, Бог еврейский». Персы почитали солнце, как бога. Поэтому и Дунаан, желая вооружить персидского царя против христиан, называл еврейского Бога «отцом солнца». Писал он и к сарацинскому 6969 царю Аламундару, обещая ему много золота, если он истребит подвластных ему христиан. Услышав обо всем этом, благочестивый греческий царь Иустин сильно опечалился и, скорбя сердцем по поводу гонения на христиан, послал письмо к александрийскому архиепископу Астерию, прося его побудить ефиопского царя Елезвоя к войне против нечестивого иудея для отмщения за кровь христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так мать с сыном стали благоухающею жертвою всесожжения пред Богом. Слава Богу, так умудрившему малого младенца, что над ним исполнились слова пророческие: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя»  [ 25 ]. Когда все это происходило, князья и воеводы беззаконного царя сожалели о столь значительном пролитии крови христиан. Они обратились к царю и просили, чтобы он прекратил кровопролитие и не губил города, из которого ежегодно доставлялось много дани. Беззаконник поступил согласно их просьбе и перестал проливать кровь неповинную. Однако, он избрал много тысяч младенцев и девиц как из этого города, так и из всей Награнской области, и одних взял в рабство себе, а других роздал по своему усмотрению, вельможам и воинам. Весь город, который ранее свободно покланялся Пресвятой Троице, подчинил он тяжкому рабству, после чего отправился в свою столицу. Когда сей богоненавистный иудей возвращался домой, на небе явился огонь и всю ночь освещал воздух. Вследствие явления сего огня, Дунаан и все войска его были в большом страхе. И стал огонь падать на землю в виде дождя и причинил много вреда. Это было знамением гнева Божия и началом отмщения за пролитую кровь. Однако новый фараон не захотел исправиться и не смирился пред крепкою рукою Божиею. Он воспылал такою бешеною яростью против христиан, что задумал истребить их не только в своей стране, но и в других областях и царствах. Именно, он послал послов к царю персидскому [ 26 ], убеждая его сделать подобное же и избить всех христиан в своей области, если он желает, «чтобы к нему было милостиво солнце и отец солнца, Бог Еврейский». Персы почитали солнце, как бога. Поэтому и Дунаан, желая вооружить персидского царя против христиан, называл еврейского Бога «отцом солнца». Писал он и к сарацинскому [ 27 ] царю Аламундару, обещая ему много золота, если он истребит подвластных ему христиан. Услышав обо всем этом, благочестивый греческий царь Иустин сильно опечалился и, скорбя сердцем по поводу гонения на христиан, послал письмо к александрийскому архиепископу Астерию, прося его побудить ефиопского царя Елезвоя к войне против нечестивого иудея для отмщения за кровь христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Христианин ответил: «Разве ты не знаешь золотой змеи, которую я дал тебе в залог, чтобы дал ты мне отсрочку до поры урожая». А еврей: «Уходи от меня: я не знаю, о чем ты говоришь». Как услышал христианин эти слова от еврея, побежал он к святому, плача и горюя, и рассказал тому обо всем случившемся. Святой же сказал: «Не грусти, дитя мое, но ступай к себе домой, и еврей сам будет разыскивать тебя, только сохрани деньги в целости». Тем временем еврей в радости пошел и открыл свой сундук, где держал золотую змею. И – о чудо! – как открыл он его, змея тотчас начала извиваться и бросилась на еврея, чтобы заживо проглотить его. Тут еврей испугался и, закрыв замок, быстро удалился оттуда, причитая и трепеща от сильного страха. А на следующий день послал он своего раба в дом к христианину, и тот говорит: «Возьми деньги, которые ты должен моему господину, и пойдем со мной». Тогда, взяв деньги, христианин с рабом отправился к еврею. И как увидел его еврей, сказал: «Знаешь, дорогой, я забыл о залоге, который ты дал мне. Верни мне деньги и возьми залог, который ты дал мне». Христианин, сосчитав деньги, отдал их еврею. А тот, взяв их, достал ключ от сундука и дал его христианину со словами: «Возьми этот ключ, открой замок и, забрав свой залог, ступай с миром». Взяв ключ, христианин открыл сундук и взял в руки золотую змею. Когда же увидел еврей, что змея золотая, как и прежде, то сказал христианину: «Заклинаю тебя Богом Живым, скажи мне, где нашел ты эту золотую змею?» А христианин ответил: «Когда стал требовать ты от меня денег, пошел я к нашему епископу Спиридону и попросил у него денег в займы. Но у него не было денег, чтобы дать мне, и он отдал мне этот залог, и я принес его тебе». Еврей, как услышал это, сказал: «Давай пойдем вместе к епископу». И вот, когда они пришли туда, то нашли его уединившимся в садике. Поприветствовав его, они ненадолго присели. Затем христианин, вынув золотую змею, говорит святителю Спиридону [, упав ему в ноги]: «Возьми, владыко святой, тот залог, что ты дал мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3, 13). Все сии, — пишет ап. Павел о ветхозаветных праведниках, — умерли в вере, не получив обетовании, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр. 11, 13–16); ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13, 14). Об отношении христианина к земному отечеству Церковь говорит устами неизвестного автора авторитетного древнего церковного памятника «Послание к Диогнету»: «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где–либо особенных городов, не употребляют какого–либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь, ни в чём не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны, они не привержены к какому либо учению человеческому, как другие. Но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и, следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всём прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своём отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всём, как граждане, и всё терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна… Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы… Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Душа, хотя обитает в теле, но не телесна, и христиане живут в мире, но не суть от мира… Душа заключена в теле, но сама содержит тело; так и христиане, заключенные в мире, как бы в темнице, сами сохраняют мир. Бессмертная душа обитает в смертном жилище; так и христиане обитают, как пришельцы, в тленном мире, ожидая нетления на небесах… Так славно их положение, в которое Бог определил их и от которого им отказаться нельзя».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Архив Пн Доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан 12 мая 2017 г. 13:48 10-13 мая 2017 года в Вашингтоне  проходит  Всемирный саммит в защиту гонимых христиан, собравший 800 участников из более чем 135 стран. С докладом перед собравшимися  выступил  председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион .  Ваши Святейшества, Блаженства, Высокопреосвященства и Преосвященства!  Досточтимые отцы, братья и сестры!  От лица Русской Православной Церкви приветствую всех вас на заседании Всемирного саммита в защиту гонимых христиан.  Прежде всего хотелось бы поблагодарить Евангелистскую ассоциацию Билли Грэма и ее президента Франклина Грэма за организацию столь масштабного форума, призванного привлечь внимание мирового сообщества к страшной трагедии гонений на христиан в современном мире.  Двухтысячелетняя история гонений на христиан  Гонения на христиан не являются для нас чем-то новым. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня», сказал Господь наш Иисус Христос (Мф. 5:10). Тема гонений проходит лейтмотивом через всю Его проповедь, через все Его наставления Своим апостолам. Вспомним, что Он сказал двенадцати апостолам сразу после того, как избрал их и послал на проповедь: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками… Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:16-22).  Адресуя эти слова ученикам, Спаситель подчеркивает изначально конфликтный характер христианской миссии, которая будет совершаться вопреки устоявшимся и в еврейском, и в языческом мире законам, будет вызывать раздражение, неприятие, злобу, будет причиной семейных раздоров. Иисус поступает совсем не так, как поступил бы обычный иудейский раввин Его времени, который наверняка наобещал бы своим ученикам различные блага, предсказал успех и научил, как его добиться. Ничего подобного Иисус не говорит. Он не обещает ученикам ни успеха, ни счастья в личной жизни, ни материального благосостояния, ни душевного комфорта. Он не обещает им признания ни со стороны евреев, ни со стороны язычников, ни даже со стороны близких родственников. 

http://patriarchia.ru/db/text/4891505.ht...

Во-вторых, сектанты доказывают, будто особая священная иерархия излишня и ненадобна потому, что в обществе христиан каждый человек уже и без того является священником. В подтверждение сектанты приводят следующие места св. Писания: 4) 1Пет.2:5 . « И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое ». 5) 1Пет.2:9 . « Вы род избранный, царственное священство ». 6) Откр.1:6 , « Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему ». 7) Откр.5:10 . « И соделал нас царями и священниками Богу нашему ». По выражения св. Писания, называющие христиан как священниками, так и царями и заповедующие им устроять из себя священство святое, необходимо понимать не в буквальном смысле, а в переносном. Именно, христиане называются священниками, т, с. освященными, как оправданные страданиями Спасителя и освященные его благодатными дарами. В этом же смысле общество христиан называется святым и царственным священством. Что выражения св. Писания, называющие христиан священниками, необходимо понимать не в буквальном смысле, а в переносном, это видно, во-первых, из названия христиан царями; а, во-вторых, из того, что слова, например, апостола Петра представляют собою повторение слов Божиих через Моисея, в которых царским священством назывались все иудеи; но этим, конечно, не упразднялось священство Аароново. В самом деле, не назовут же сектанты христиан царями в буквальном смысле, а лишь в переносном, как людей, призванных господствовать над своими страстями и греховными влечениями. В-третьих, сектанты отвергают православных пастырей на том основании, что последние будто бы не могут избавить людей от грехов. 8) Евр.10:11 . « И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов ». Приведенное свидетельство по тому уже одному не может оправдывать сектантского положения, что в нем говорится не о новозаветных священниках, а о ветхозаветных, приносивших Богу в жертву животных. Что это именно так, видно из предыдущих стихов, где говорится: « ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ( Евр.10:4 ). Новозаветные же священники приносят великую святейшую жертву – Тело и Кровь Христовы, исцеляющую от грехов верующих по слову Спасителя, Который сказал: « Сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов » ( Мф.26:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Жених Что между собой жених и невеста, то и Христос и христианская душа. Невеста жениху обручается. Так и душа человеческая верою обручается Христу, Сыну Божию и омывается банею Крещения. Невеста оставляет дом и родителей и прилепляется к одному своему жениху. Так и христианская душа, обручившаяся с Христом, Сыном Божиим, должна оставить мир и мирские прихоти и прилепиться к одному своему Жениху Иисусу Христу, к чему Святой Дух через пророка увещевает ее: слушай, дщерь, и смо три, и приклони ухо твое, и за будь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей ( Пс. 44, 11–12 ). Невеста одевается в платье цветное и украшается, чтобы понравиться жениху своему. Так и душа христианская должна одеваться в подобающее для нее одеяние и украшать себя внутри, чтобы понравиться своему Жениху, Иисусу Христу. Одеяние души указывает Святой Дух через апостола: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение ( Кол. 3, 12 ). Добрая невеста хранит верность своему жениху. Так и душа христианская должна быть верна Иисусу Христу до смерти, о чем Сам Христос ей говорит: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2, 10 ). Добрая невеста никого не любит так же или более, чем своего жениха. Так и душа христианская не должна любить никого равно, а тем более сильнее, чем Христа, Жениха своего. Не нравится невеста жениху, когда равную с ним, а особенно, когда большую любовь другому отдает. Так и душа христианская не угодна Христу, когда другое что равно Христу, или, что хуже того, более Его любит. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10, 37 ), – говорит Христос. Благородство, честь и достоинство невесты от жениха зависит. Так и души христианской честь, благородство и достоинство от Христа зависит. Чем благороднее жених, тем благороднее бывает и невеста, с ним обрученная. Но так как нет никого более честного, благородного и достойного, чем Христос, Сын Божий, то и для христианской души не может быть большей чести и достоинства, как быть обрученною невестой Христа, Сына Божьего. Честь, благородство и достоинство невесты не видно, пока с женихом своим браком не соединится. Так и души христианской честь и слава не видна, пока браком с Иисусом Христом не соединится в будущем веке. Возлюбленные, – говорит апостол, – еще не от крылось, что будем ( 1Ин. 3, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И Господь говорит: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою» ( Песн.8, 6 ) То есть, ты держи Меня у себя, как печать на твоем сердце, потому что Я – печать Отца, печать точная, точное изображение сущности Отца, и ты держи Меня в твоем сердце, держи Меня как перстень на твоей руке – то, по чему можно будет узнать, что ты христианин. Перстень – это печатка, которой человек расписывается. Поэтому христианин и отвечал раньше, когда его спрашивали: «Кто ты?» Он говорил: «Я христианин, и больше я никто, у меня нет национальности, у меня нет происхождения. По происхождению я – христианин, по вероисповеданию – христианин, по национальности я – христианин». Почему ты должен держать образ Возлюбленного в сердце так? «…ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем» ( Песн.8, 6–7 ). Итак, Господь говорит: «Держи Меня в своем сердце». Почему? Потому что Я ревнивый, говорит Бог. Часто люди думают, что ревность – такое нехорошее чувство. Оно действительно часто становится нехорошим, если неоправдано, если бессловесное. Но, смотрите, Бог Сам называется ревнителем. Бог наш есть Бог-ревнитель, как говорит Священное Писание . Потому Он говорит: «крепка, как смерть, любовь». Любовь человека крепче смерти, любовь Бога к человеку крепче смерти, потому что она провела Бога через смерть, чтобы избавить человека. И любовь человека к Богу тоже крепче смерти, потому что она ведет мучеников сквозь смерть, и смерть оказывается слабее человека. Человек за смертью, за порогом смерти находит вечную жизнь. Когда однажды император Валент пришел к Василию Великому , он ему стал говорить, вернее его представитель стал говорить: «Принимай арианскую ересь», а Василий Великий говорит ему: «Я не приму ее». Тогда представитель императора говорит: «Я тебя тогда сейчас загублю». – «А что ты мне можешь сделать? Ты мне сделать ничего не можешь». – «То есть, как это не могу?»…................

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И конечно, нельзя забывать о соборной, храмовой молитве на богослужении. Не случайно Христос сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде них (Мф 18:19-20). А высшей молитвой святые отцы считали славословие, в котором к Богу не обращаются ни с какими просьбами, а просто славят Его от избытка сердца. Образец такой молитвы — ангельская песнь Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! , которую передал нам пророк Исаия (Ис 6:3). В этой молитве говорится о величии Бога, Его мудрости, и о том, что все существа хотят пребывать с Ним в общении и единстве. Кому молятся христиане — Богу или Иисусу? В вопросе, кому молятся христиане — Богу или Иисусу, нет противоречия. Иисус Христос — второе Лицо Триединого Бога, единого по существу и троичного в лицах. Он есть Отец, Сын и Святой Дух. Это не три Бога, а один Бог. И в то же время это не одно лицо, а три Лица. Православный Символ веры говорит, что мы веруем «во единственного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рождаемого от Отца в вечности; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено; для нас, людей, и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося Человеком». Таким образом, когда мы молимся Иисусу Христу, мы молимся Богу. Самая известная молитва, обращенная к Сыну Божию — Иисусова молитва («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» или кратко «Господи, помилуй»). Читайте также: Почему Сам Иисус нигде и никогда прямо не говорит, что он Бог?  Православные христиане молятся иконам? Православные христиане почитают иконы, но не молятся им. Правильнее сказать, что христиане молятся перед иконой, задача которой — помочь человеку сосредоточиться на молитве, духовно соединиться с тем, кто изображен на ней. Благодаря иконам мы «через телесное созерцание приходим к созерцанию духовному», как писал об этом святой Иоанн Дамаскин.

http://foma.ru/komu-moljatsja-hristiane....

И лишь незначительное количество было неверующих. Иногда кажется, что таких много; но это — глубокое заблуждение. Впрочем, не будем спорить о количестве, потому что не количество является свидетелем истины. Сначала христиан — единицы апостолов, потом, после Пятидесятницы, — тысячи; потом христианство распространилось по всему миру. А будет опять мало: Господь сказал, что Он, " пришедши " второй раз в мир, едва " найдёт ли веру на земле " (Лк, 18, 8). Есть другой признак верующих в Бога: благодать Его на них. Но об этом будем говорить в следующем отделе этой части. Г) Благодать Божия Собственно этим именно отличается христианство от других религий. Припомню следующий случай из жизни св. Антония Великого. Однажды пришли к нему философы-язычники. И спросили его: — Чем ты отличаешься от нас? Ты постишься — и мы. Ты желаешь чистоты — и мы стремимся к ней. — Мы,— ответят им святой Антоний от лица христиан, — пребываем в благодати Божией! — Этого у нас нет! — сознались язычники. Точно так же нет ее и у современных евреев, магометан, буддистов, хотя вера в Бога есть у них, и они хранят посты, и несут подвиги, и молятся; но благодати нет. Особенно ясно видно это на индусах: у них и посты, и бесстрастие, и умовое созерцание, но Божией благодати нет. В результате — пустота; а в худшем случае (я видел таких " йогов " ) — гордыня и зависящие от нее страсти. Совершенно иначе у истинных христиан. А именно. Все мы знаем, что в результате Христова дела ( " домостроительства " ) было ниспослание на христиан, в Пятидесятницу, Святого Духа. И в этом заключается решительное различие христиан от нехристиан и даже — христиан между собою. Подтвердим это словами Св. Писания: Сам Господь Иисус Христос говорит: " Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой " . " Сие сказал он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен " (Ин. 7, 38, 39) искупительными страданиями (Ин. 13, 31, 32).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010