58. Русские харбинцы в Австралии: Юбил. вып. к 100-летию основания г. Харбина, 1898—1998. КВЖД. — Сидней, 2000. — 2. 59.  Самойлов И. А.  Пекинская Духовная Миссия во второй половине XIX в.//Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной миссии в Китае. — СПб., 1993. 60. Святитель Иоанн (Максимович) и Русская Зарубежная Церковь. — Джорданвилль: Тип. прп. Иова Почаевского: Свято-Троицкий монастырь, 1996. 61.  Скачков П. Е.  Очерки истории русского китаеведения. — М.: Наука, 1997. 62.  Слободчиков В. А.  О судьбе изгнанников печальной…: Харбин. Шанхай. — М.: Центрполиграф, 2005. 63.  Смирнов Е. К.  Очерк исторического развития и современного состояния Русской Православной миссии. — СПб., 1904. 64.  Смолич И. К.  История Русской Церкви. — М., 1997. — Кн. 8. Т. 2. 65.  Соловьев С. М.  История России. — М., 1988. — Т. 14. 66.  Старосельская Н.  Повседневная жизнь «русского» Китая. — М.: Молодая гвардия, 2006. 67.  Ткач С.  Христианство в Китае//АКХ. — СПб., 2004. — 2. Октябрь. 68. Труды членов Пекинской Духовной миссии: В 4 т. — Пекин, 1900. 69.  Хайралов И., диак.  Харбинские архиереи и поклонение Аматерасу в Маньчжурской империи//Китайский благовестник: Журнал Православной Церкви в Китае. — 2000. — 2. — С. 18—28. 70. Харбинская старина: Изд. Общества старожилов г. Харбина и с. Маньчжурии. — Харбин, 1936. 71.  Шаталов О. В.  Архимандрит Петр (Каменский) и десятая Российская православная миссия в Пекине//Исторический вестник. — 2000. — Вып. 2(6). — С. 203—218. 72.  Шумахер П.  Наши сношения с Китаем 1567—1805 гг.//Русский Архив. — 1879. — 6. — С. 145—183. 73.  Юзефович Т. П.  Договоры России с Востоком. — СПб., 1869. Глава 13. Японская миссия § 1. Католичество в Японии Христианство достигло берегов Японии в XVI в. В 1494 г. между Португалией и Испанией был подписан договор, согласно которому весь мир делился на две части этими морскими державами. С одобрения Папы Римского они получили монополию на завоевание территорий и торговлю на всех морях и островах своей части. Католики призывались к миссионерской проповеди среди язычников в новых землях. Для этого на каждом корабле находился священник или монах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

2 .Библейско-экзегетические работы Ориген является, собственно, первым церковным экзегетом, предшественники его в счёт не идут: от них или не осталось никаких письменных памятников, или они принадлежали к нецерковным писателям, как гностик Гераклеон ([написавший] комментарий на Иоанна). Ориген изъяснил почти всё Священное Писание и притом троекратно – в троякого рода сочинениях: схолиях, гомилиях и комментариях. а) Схолии представляют собою краткие заметки на трудные места Священного Писания, большею частью в форме глосс на то или другое слово. От этих схолий сохранились только жалкие фрагменты в «Филокалии» (гл. 27) и катенах. Фрагменты катен нуждаются ещё в пересмотре, чтобы установить: 1) их подлинность и 2) их принадлежность именно к схолиях, а не к другим видам экзегетических произведений Оригена . б) Гомилии представляют собою богослужебные проповеди с истолкованием Священного Писания в назидательном духе. Большая часть их записана скорописцами и выпущена в свет без проверки Оригена , чем объясняются их стилистические недостатки. По времени они относятся почти все к периоду после 244 г., когда Ориген , достигнув 60-летнего возраста, позволил записывать свои проповеди (Euseb. Hist. eccl. VI, 36//PG. T. 20. Col. 596B; р. п.: C. 284). B содержании гомилий нет строгого единства; оно обусловливается только взаимною связью толкуемых стихов. Преследует в них Ориген преимущественно назидательные цели; отсюда там, где текст библейский не даёт назидания (кн. Чисел, Левит), прибегает к аллегории и воздерживается от неё лишь в тех случаях, когда толкуемое место (например, у пророков) само по себе имеет назидательный смысл. Научным раскрытием смысла Писания Ориген в гомилиях не занимается и в философские умозрения не пускается, имея, конечно, в виду их специальное назначение для широкой публики (cp.: Orig. In Lev. 94, 10 ; In Rom. 10, 11 //PG. T. 14. Col. 1267–1268), иногда даже для оглашенных (In Ezech. Hom. 6, 5//PG. T. 13. Col. 713C). B гомилиях Ориген истолковал все канонические книги Ветхого Завета, кроме кн. пророка Даниила, и большую часть Нового Завета. Гомилий сохранилось больше, чем схолий, хотя преимугцественно в латинском переводе: Руфина (законодательные и исторические книги Ветхого Завета, Псалмы) и блж. Иеронима (Песнь Песней, Пророки, Евангелие от Луки). На греческом языке сохранились только фрагменты в «Филокалии», в катенах (особенно у Прокопия Газского), а в целом виде гомилии на Иеремию и 1Цар. 28 об аэндорской чревовещательнице (περ τς γγαστριμθου). В последней Ориген доказывал, что Саулу являлась не тень Самуила, а сам пророк. Взгляд этот подвергся критике, кроме св. Мефодия Патарского , [ещё и] свт. Евстафия, епископа Антиохийского, который предпослал этому сочинению гомилию Оригена и тем сохранил её от погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Предметом церковной проповеди, по свт. Иоанну Златоусту, должно быть учение о Царстве Небесном, о душе и теле человека, об ангельском мире, об аде и наказаниях в буд. жизни, о покаянии и его плодах, об истинной вере и ересях - это и мн. другое должен знать христианин, и обо всем этом он должен иметь возможность дать ответ тому, кто у него о том спросит. Обращаясь к образам горчичного зерна и закваски в притчах Господа Иисуса Христа, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Этим Господь хотел показать образ распространения проповеди... Хотя ученики Его были всех безсильнее, всех униженнее, но так как сила, в них сокровенная, была велика, то она распростерлась по всей вселенной. Далее к этому образу Господь присовокупил еще подобие закваски, говоря: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Мф 13. 33)» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 45. 2). Святитель также учит, что проповедник должен не примеряться к вкусу слушателей, не руководствоваться «прихотями народа», а возвещать истину, как она есть (Ibid. V 2). Он уделяет внимание и внешней стороне проповеди (Ibid. IV 6). Систематическое изложение правил проповедничества появилось в V в. на Западе. Первой Г. стала «Христианская наука» (De doctrina christiana) блж. Августина. Утвердив понимание церковной проповеди как изъяснения слова Божия, он в 1-й части труда (по собственному делению блж. Августина, включающей книги I-III - Aug. De doctr. christ. IV 1) излагает способы нахождения истинного смысла Свящ. Писания, все относящееся к области герменевтики. 2-ю часть (кн. IV) посвящает гомилетической теории, или способам сообщать смысл Свящ. Писания другим. Что же касается церковного красноречия, то блж. Августин считал, что лучший способ стать хорошим проповедником - это чтение священных книг и церковной лит-ры. «А мудро говорит человек тем более или менее, чем более или менее показал он истинных успехов в познании Св. Писания» (Ibid. IV 7). Насколько же мудр знающий слово Божие, настолько он и красноречив.

http://pravenc.ru/text/166109.html

Систематизация миротворческих материалов по тематическим разделам 1. Статьи и доклады богословского характера. 2. Мир и справедливость. Мирное сосуществование и разрядка 3. Борьба с милитаризмом и гонкой вооружений, проблемы разоружения 4. Проблемы прав человека… 5. Преодоление очагов военных и политических кризисов 6. Борьба с расизмом 7. Социальные и экономические проблемы 8. Экологический кризис и сохранение естественных ресурсов 9. Миротворчество и наука 11 Библиография 1. Издания Московской Патриархии 2. Другие издания 12 Духовная поэзия, рассказы, очерки 12. 1 Выдающиеся писатели и поэты 13 Специальные номера журнала Список сокращений слов и словосочетаний АБКМ – Азиатская буддистская конференция за мир АПН – Агентство Печати Новости APXIEN. – Архиепископ APXIM. – Архимандрит Блаж. – Блаженный ВАКХ – Всемирная ассоциация христианских коммуникаций ВК-82 – Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы», Москва, 1982г. ВКРМ – Всемирная конференция «Религия и мир» ВЛФ – Всемирная Лютеранская Федерация Вмч. – Великомученик Вмц. – Великомученица ВСМ – Всемирный Совет Мира ВСХФ – Всемирная студенческая христианская федерация ВСЦ – Всемирный Совет Церквей ГА ООН – Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций ГДР – Германская Демократическая Республика Г-жа – Госпожа Г-н – Господин Диак. – Диакон Д-р – Доктор Доц. – Доцент ЕЛЦ – Евангелическо-Лютеранская Церковь Еп. – Епископ ЕС – Европейский Союз ЕЦГ – Евангелическая Церковь Германии (ФРГ) «Ж. М. П. » – «Журнал Московской Патриархии» ИВКА – Христианская ассоциация молодых женщин Игум. – Игумен Иером. – Иеромонах Иеродиак. – Иеродиакон ИК ВСЦ – Исполнительный комитет Всемирного Совета Церквей ИМКА – Христианская ассоциация молодых мужчин КДАиС – Киевская Духовная Академия и Семинария КЕЦ – Конференция Европейских Церквей Кн.Князь КОПР ХМК – Комитет продолжения работы Христианской Мирной Конференции КУЦР – Комиссия по участию Церквей в развитии Всемирного Совета Церквей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам второго. М.: Правило веры, 2006.     Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М.: Правило веры, 2005.     Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Титу, Тимофею (пастырские послания). М.: Правило веры, 2005.     Феофилакт, архиепископ Болгарский. Благовестник, или Толкование на Святое Евангелие. [Ч. 1. Евангелие от Матфея. Ч. 2. Евангелие от Марка]. М.: Скит, 1993.     Феофилакт, архиепископ Болгарский. Благовестник, или Толкование на Святое Евангелие. [Ч. 1. Евангелие от Луки. Ч. 2. Евангелие от Иоанна]. М.: Скит, 1993.     Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Деяния святых апостолов, сокращенно избранные из толкований свт. Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Толкование на соборные послания святых апостолов. М.: Скит, 1993.     Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на послания св. апостола Павла. М.: Скит, 1993.     Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Беседы на Святое Евангелие. М.: Правило веры, 1998.     Филарет (Вахромеев), митрополит Минский и Слуцкий. Богословие добрососедства. Киев: Дух и 2002.     Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви/Жития и творения русских святых. М.: Трифонов Печенгский м-рь; Ковчег, 2001.     Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М.: хронографъ, 2004.     Филипп (Симонов), игумен. Церковь — общество — хозяйство. М.: Наука, 2005.     Флоровский Г., прот. Догмат и история. М.: Изд. Св.-Владимирского братства, 1998.     Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Эксмо, 2006.     Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1990.     Цветаева М.И. Собр. соч. В 7 т. (13-ти кн.). М.: Терра, 1997—1998.     Шмеман А., протопресвитер. Евхаристия: Таинство Царства/ШмеманА., [протопресвитер]. Литургическое богословие. СПб.: Библиополис, 2006.     Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет: Пятикнижие Моисеево. М.: Теревинф, 2003.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Хотя к 4-м веке Христианства было еще повседневное приобщение святых тайн под обоими видами; но из обычая уносить освященный хлеб домой или сохранять святые дары в храме, точно также брать с тобою в путь, в церкви могло явиться приобщение под одним видом тела Христова. Особенно обычай приобщаться святых тайн под одним видом тела Христова явился скоро в Западной церкви, а впоследствии явился и в Восточной литургии преждеосвященных даров, 166 на которой Христиане приобщаются тела Христова напоенного кровию, во время совершенной Литургии. Сподобившись приобщиться святых даров, верующие в общем собрании усердно благодарили Господа за получение неизреченных благ, следуя в этом случае примеру Апостолов, которые вместе со Христом воспели псалмы по окончании тайной вечери. И воспевше, изыдоша в гору Элеонскую, говориться у Евангелиста Матфея. 167 По окончании пения псалмов верующие наклоняли свои главы, чтобы принять от совершающего священнодействие благословение, 168 и, по гласу диакона: «изыдите с миром», отправлялись по домам. 169 96 Для мученика Лукиана храмом была темница, а собственная грудь его престолом, на котором освящались дары св. Евхаристии как для наго самого, так и для прочих, бывших вместе с ним под стражей. Жизнь Лук. у Филостерия кн. 2, гл. 13. Павлин Ноланский за несколько часов пред своею смертью совершил таинство Евхаристии на столе у своего ложа. (Уроний жизнь Павлина). 117 О совершении праздника Пасхи по учению Талмуда смот. Лютостанский: «Талмуд и Евреи» 1879 г., Москва, ст. 345. 144 Поводом к этому был, кроме беспорядка, закон Импер. Траяна 99 г. по Р. Хр., запрещающий тайн. собрания христиан и обвиняющий их в неестественных пороках. 161 В 3-м столетии, когда число верующих было велико, Евхаристия совершалась предстоятелем церкви в сослужении с пресвитерами, и части её разносились диаконами к прочим церквам, а пресвитерами раздавались народу. 169 Образ совершение Евхаристии в первые 3 века христианства описан в книгах 7-й и 8-й – Апостольских постановлений. О 8-й книге можно сказать, что она составляет как бы служебник того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

11. Сеп.(Катены на Осмокнижие) 1:26 (М. 45.1233С). 12. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.119. 13. Феофан Затворник, епископ. Что есть духовная жизнь. C.74,75. 14. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.168. 15. Цит. по: Позов А. Сын человеческий. С.31. 16. Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священнобезмолствующих. С.82. 17. Ириней Лионский, святитель. Творения. С.455. 18. Добротолюбие. Т.5. С.186. 19. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. С.159. 20. Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священнобезмолствующих. С.166. 21. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. С.578. 22. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь. С.74,75. 23. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.142. 24. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1. С.145. 25. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.318. 26. Творения аскетические и богословские трактаты. С.83. 27. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. С.45. 28. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С.76. 29. Несмелов В.И. Наука о человеке. С.27. 30. Позов А. Сын человеческий. С.45. 31. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. С.287. 32. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. С.125. 33. Зарин С.М. Указ. соч. С.577. 34. Там же. С.578. 35. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.343. 36. Слова подвижнические. С.5. 37. Зарин С.М. Указ. соч. С.591. 38. Там же. С.592. 39. Там же. С.590 (прим.) Глава 8. Образ Божий 8.1. Традиция Священного Писания По сравнению с предыдущими эта тема позволяет говорить о целостном человеческом естестве. Однако мы не будем касаться отдельных и специфических его качеств и особенностей. Нас интересует общий план человеческого бытия. Каким человеку надлежит быть? Выражаясь обыденно: каков идеал человека? И есть ли он вообще? Да, такой " идеал " существует. И существует именно в христианской перспективе. Последняя имеет две точки, два полюса, так сказать " альфу " и " омегу " , начало и конец. Начало есть Адам, первозданный человек, " конец " есть Богочеловек, божественней которого нет и не будет на земле Человека. Но и Адам - не идеал в собственном смысле слова, ибо идеал есть только умозрительное понятие. Понятие образа Божьего - таков " идеал " в антропологии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

 Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г./Подг. текста, перевод и ком. Д.С.Лихачева/Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 9.   Нечволодов А.Н.  Сказания о Русской земле. Репр. с изд.-ия 1913 г. М., 1991. Т. 1. С. 54.  Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Казанская Духовная академия, 1996. Репр. с изд-ния 1908.   Карташев А.В . История Вселенских соборов. СПб.: Библиополис, 2002. С. 325–328.   Димитрий Ростовский , святитель. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, Репр. с изд-ия 1905 г. Ноябрь. С. 409.  Очерки по истории Русской Православной Церкви 988–1988 гг. Изд. Отдел Московской Патриархии, 1988. Вып. I. Кн. I. С. 6.  Подробнее см.: Православная энциклопедия. М., 2000. Том II. С. 370–377. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анатолий 3 июня 2022, 19:21 Хотелось бы узнать у автора где источник, в котором св. Ипполит говорит о благовестии ап. Андрея. Митр. Макарий ссылается на слова св. Ипполита, но в каких трудах еп. Портуенский об этом пишет? Лариса 13 декабря 2019, 11:50 Святой апостол Андрей, первый призванный Иисусом Христом к апостольскому служению, помоги мне, Ларисе, и моему сыну Олегу благодать Божию - достойную профессиональную работу. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Благодарю. Наталия 13 декабря 2019, 10:01 Святый Апостоле Андрее! Моли Христа Бога обо мне! Пусть Он дарует мне хорошего мужа и здравие, чтобы родить здоровых детей! Попроси Его простить и помиловать меня! р.Б. Александра 17 декабря 2017, 12:30 Святой Апостол Андрей Первозванный,покровитель Земли Русской,моли Бога о спасении страны нашей России, президента Владимира Путина,патриарха Кирилла и всех православных христиан. андрей 23 января 2017, 20:05 статья класс! Фаина 13 декабря 2015, 17:57 Святой Апостол Андрей Первозванный! Помолись, пожалуйста, Господу о крещенном в твою честь отроке Андрее! Аминь!

http://pravoslavie.ru/66668.html

Что касается частнейшего распорядка как соборных, так и Павловых посланий, то относительно этого нужно заметить следующее: соборные послания расположены, по всей вероятности, на основании того порядка, в каком трое из писателей их поставляются у ап. Павла в посланиях к Галатам ( Гал.2:9 ) – Иаков, Петр и Иоанн. В таком порядке исчисляются они в 60-м правиле Лаодикийского собора, у Афанасия, Григория Богослова , Кирилла Иерусалимского , Иеронима и др. Собрание этих древних свидетельств показывает, что такое расположение их установилось при самом начале собрания всех их в одно целое. Сохранялись, впрочем, следы и иного размещения их. Так в правилах апостольских, 33-м и правиле Карфагенского собора и Клермонтской стихометрии на первом месте поставляется ап. Петр; за ним следуют – в стихометрии – Иаков, Иоанн и Иуда; в правилах же апостольских и 33-м правиле Карфагенского собора – Иоанн, Иаков и Иуда; у Августина («Христиан. наука», кн. 2,13) послание Иакова поставляется последним. Послания св. апостола Павла, занимающие издревле большею частью место после соборных посланий как писания апостола, сподобившегося узреть Господа после всех ( 1Кор. 15:8 ), расположены, как нетрудно заметить, в порядке относительной важности тех мест или Церквей, в которым принадлежали первоначальные читатели их; и затем – сначала поставляются послания, писанные к целым христианским обществам или Церквям, а потом – писанные к отдельным лицам. Исключение составляет лишь послание к Евреям, занимающее обыкновенно, вопреки указанному основанию, место после посланий, адресованных к отдельным лицам 99 . Причины этого заключаются, очевидно, в существовавших долгое время на Западе (где, как полагают, и установился первоначально настоящий распорядок Павловых посланий) сомнениях относительно подлинности этого послания. Замечательно, однако, – во всех дошедших до нас древнейших манускриптах (Синайском, Александрийском, Ватиканском, св. Ефрема Сирина и мн. др.) послание к Евреям поставляется в конце посланий, писанных к целым Церквам – между 2-м посланием к Фессалоникийцам и так называемыми пастырскими посланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Переселение душ: проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Сборник статей. Париж, 1935 (переизд.: М., 1994). Песоцкий С. А. Внутренний религиозный опыт в деле исследования и апологии христианства. Киев, 1912. Пестов Н. Е. Необходимость воздержания чувств//Театр: О зрелищах, развлечениях и театре. М., 1998, с.3–5. Петр (Екатериновский) еп. Поучения о вредных следствиях пьянства и распутства. Св.-Тр. Серг. лавра, 1905. Петр Сургучев свящ. Православный священник перед соблазном современной психотехнологии//Обитель Слова. Альманах. Вып. 2. Н.Новгород, 2003, с.145–168. Платон (Игумнов) архим. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Платонов В. Психология молитвы. СПб., 1913. Поклоны//Энциклопедический словарь. Кн. 47. СПб., 1898, с.243–244. Полищук Ю. И. Психические нарушения, возникающие у людей, вовлеченных в деструктивные религиозные секты//Религия, церковь в России и за рубежом. 1995, 5, с.67–73. Половинкин А. И. Самый пагубный и коварный грех . Волгоград, 1996. Помпонацци Пьетро. О бессмертии души; О причинах естественных явлений, или О чародействе. М.: Акад. общ. наук, 1990. Попов И. В. Естественный нравственный закон (Психологические основы нравственности). Сергиев Посад: Тип. А. И. Снегиревой , 1897. Попов И. В. Учение бл. Августина о познании души//Богословский вестник. 1916, 3/4, с.452–493. Попов И. В. Экстаз и откровение в системе бл. Августина//В память столетия Московской духовной академии. Сб. Ч. 2. М., 1915, с.455–508. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997. Психология и христианство: Путь интеграции. Под ред. А. В. Махнач. Международная конференция, Москва, 7–9 сентября 1995 г. М., 1995. Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10–13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997. Психология личности: новые подходы. Философско-психологический семинар. (Памяти Г. И. Челпанова)//Человек. 1995, 5, с.47–59; 6, с.15–25.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010