А венцы уже спускаются на остальных воинов, светлые и яркие, как июльское солнце. Их сияние растопляет лед, вода становится теплой. На увенчанных мучеников смотрит потрясенный ночной сторож. В глубинах его сердца происходит нечто непередаваемое и таинственное. Там зарождается вера. «И я – христианин!» - кричит он, сбрасывает одежду и присоединяется к мученикам. Символическое число восстанавливается, и история Церкви навеки принимает в себя священный лик сорока севастийских страдальцев. Наутро истязатели находят удивительную картину: возле угасшей бани лежит замерзшее мертвое тело, сорок христиан продолжают стоять и хвалить Бога, и в числе их – ночной сторож. Дивны дела Твои, Господи! Страдания мучеников еще не окончены – предстоит перебитие голеней и сожжение. Но – они уже победили. Страшная ночь подарила им венцы, которые уже не отнимутся. Так же, как не отнимется гражданство в Царствии Божием и вечная церковная память. Житие севастийских мучеников всегда потрясает. При чтении его вспоминаются слова Христа из Апокалипсиса: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк.2,10). Да, Господь требует верности до конца. И это очень понятно: здешняя жизнь оканчивается смертью, но смерть христианина венчается жизнью. Поскольку венец не может быть подарен раньше смерти, потому и верность требуется до смерти. За верность приходится платить жизнью. До какого предела простирается наша верность? Бывает, что до первой насмешки (ты что, верующий?). Или до первой большой скорби (если бы существовал Бог, не допустил бы такого). До первого серьезного обличения в Церкви. До тех пор, пока нам дозволяют нести в ней то служение, которое нам угодно. Такая «верность» скорее развенчивает, нежели венчает. А ведь настоящая христианская верность в этой жизни пределом своим имеет только смерть. «Я верю только тем свидетелям, которые дали перерезать себе глотку» - говорил Паскаль. Крещенный христианин, приступающий к Чаше, в Церкви называется «верным». Т.е. он верен Христу, Евангелию, Церкви. Но эту верность надо постоянно свидетельствовать и донести ее до гроба. Иначе имя, записанное в книге жизни, может быть вычеркнуто. «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни» (Отк.3,5) - обещает Христос Сардийской Церкви. «Да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс.68,29) – пророчествует о беззаконниках псалмопевец.

http://radonezh.ru/analytics/vernye-do-k...

А что касается до соотношений беседы с Гефсиманской молитвой, то, не будучи поставлены в необходимость насильственно растягивать разницу между душевными состояниями Спасителя в том и другом случае, до невозможности совместить их в одном и том же лице, поставим на вид к удивлению тоже упускаемую из виду, но бесспорно существенную разницу в положениях, в которых находился Спаситель в том и другом случаях. Во время Гефсиманской молитвы, покончивши т. е. все земные дела (период уничижения) и переходя из деятельного положения в страдательное, Он имел совершенно уместную и своевременную возможность остаться наедине с Самим Собою, прочувствовать всю грубость оскорбления, ожидавшего Его от людей, признать и по человечеству законосообразность предстоящих Своих страданий, наконец, по смирению чрез молитву укрепить Свое человечество, которое должно было действительно, не докетически выносить наступающие душевные и телесные страдания. Между тем, в то время, к которому относится прощальная беседа, Спаситель, правда, был на закате Своей мессианской деятельности; но дела, которые Он совершал, еще возлагают на Него Свои обязательства. Поэтому положение, которое занял Он здесь, есть чисто, можно сказать, – сурово-деловое. Это ясно высказывалось и в том фрагменте прощальной беседы, который записан у Ев. Луки: 22:29–30: И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в царстве Моем... И никто не будет оспаривать, что это завещание требовало от Апостолов, чтобы они взяли на себя серьезные обязательства для получения царства над 12-ю коленами Израилевыми. А то, какие именно обязательства, излагается у Ев. Иоанна. Прощальная беседа у него начинается с 1 ст. 13-й главы: «Иисус зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». При чтении этих слов издавна возникали два вопроса: Что значит до конца возлюбил? И кого разуметь под возлюбленными? Общераспространенное мнение полагает, что Иисус Христос возлюбил всех христиан и пострадал за них 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

– А я, говорит он, поступлю, как сказано. – Как? не будете принимать присяги?! – Как же я могу это делать, если Христом сказано: «не клянитесь вовсе»?! Тут-то я и задумался. В тот момент я никак не мог понять открывшегося мне противоречия между словами евангелия, запрещающими клятву «небом и землёю» и христианскою церковью, заставляющей клясться «Всевышним Богом». И, несмотря на простоту евангельских слов «да будет слово ваше, – „да, да“, „нет, нет“, а что сверх этого, то от лукавого» – я всё-таки не мог отказаться от присяги, решив, что здесь есть что то тайное, не могущее быть понятным всякому человеку, так как не может же умышленно нарушать заповедь Христа римско-католическая церковь , созданная Самим Христом на Петре и получившая ключи рая 1 от самого Петра. Но, тем не менее, разговор с моим новым знакомым и его отказ от присяги в присутствии многих военных начальников и целой массы ополченцев подействовал на меня так сильно, что я во время присяги весь был в лихорадке и не мог ни одного слова повторить за священником. С этого момента и заполз в душу мою червяк сомнения. По окончании моей месячной военной службы, я горячо принялся за евангелие. При внимательном чтении его я натолкнулся на многие тексты, ясно противоречащие учению католической церкви. Например, в евангелии сказано: «Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга»... ( Мф. 23:8–11 ) Вопреки этому в католической церкви папа считает себя главою (князем) церкви, священники – учителями, наставниками и духовными отцами, и уж никак не являются на деле слугами мирян, как этого требовал Христос от своих учеников, а являются господами над своей паствой и повелителями её. Затем в «Деяниях апостолов» говорится: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живёт и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Амвросий). Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу «Православное исповедание» Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время. Второю книгой в этом роде да будет «Летопись» или 4-я часть творений святителя Димитрия Ростовского. За нею и прочие части его творений читайте не только для руководства относительно правых мнений и разумений, но и для руководства в самой жизни, что знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу Аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и самые движения сердечные. В посты, и особенно во дни говения, прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии (преп. Амвросий). Чтобы более утвердиться в православных понятиях, советовал бы я вам прочитать со вниманием и со тщанием все творения нового угодника Божия святителя Тихона Задонского. Слог их хотя и тяжел, но вы при чтении старайтесь обращать внимание ваше более на мысли и на предлагаемые христианские правила. Чтение двух русских светил, святителя Димитрия Ростовского и святителя Тихона Задонского, многое вам разъяснит и много вас утвердит. К этому прибавьте и слова апостола Павла: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр.13, 9). И в другом месте: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1, 8). Крепко держитесь за это свидетельство и не соглашайтесь принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были, подражая хорошо знающему все признаки и приметы чистого серебра, который скоро примечает примесь всякой лигатуры и не чистое серебро отвергает. Подобно и вы отвергайте всякое учение, где заметите хоть мало лигатуры различных человеческих мнений, которые взимаются на разум Божий (2Кор. 10, 5). Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы, с означенным разбором, и изберите потом, который более придется по духу вашему (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Аминь. Беседа 54 в навечерие Богоявления (Зачало 143А.) ( 1Кор.9:19–27 ). Братие, свободен сый от всех, всем себе поработих, да множайшия приобрящу ( 1Кор.9:19 ). Предложенное ныне чтение из первого послания апостола Павла к Коринфянам составляет часть того наставления, которое преподал он коринфским христианам по случаю допущенного некоторыми из них злоупотребления христианской свободы. Это злоупотребление свободы состояло в том, что некоторые христиане, рассуждая, что «идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме единого» ( 1Кор.8:4 ), позволяли себе есть идоложертвенные яства (ст. 1), то-есть, те яства, которые принесены были в жертву идолам, между тем как другие христиане, недавно обратившиеся из язычества, соблазнялись такими поступками. Об этих христианах Апостол говорит: «но не у всех такое знание; некоторые и доныне с совестию, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (ст. 7). По этому случаю Апостол дает такое наставление: «берегитесь, чтобы сия свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (ст. 9). «И потому, говорит далее: если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» (ст. 13). Также писал Апостол: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» ( 1Кор.10:23–24 ). Для подтверждения предложенных истин, Апостол, как истинный учитель, поучающий не словом только, но и примером, показывает Коринфянам, как сам он обыкновенно не то делает, что ему позволительно, и на что имеет право, но всегда старается делать только то, что полезно для других. Так он имел полное право, проповедуя Коринфянам Евангелие, пользоваться от них содержанием себя и своих сотрудников, подобно другим Апостолам; но он этим правом не пользовался, а приобретал необходимое для содержания себя и бывших с ним трудами рук своих, и делал это, как сам говорит, для того, чтобы не поставить какой преграды благовествованию Христову ( 1Кор.9:4–12 ). «За что мне награда? говорит он. За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властию в благовествовати». И затем. Апостол показывает Коринфянам, как он и в других случаях ограничивает свою свободу, чтобы, сколько можно, более доставлять пользы другим, внушая чрез то Коринфянам, что и они так должны обращаться с своими ближними, заботясь не о своей только пользе, но особенно имея в виду пользу ближних. Это апостольское объяснение предложено в нынешнем чтении, которое теперь рассмотрим подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Аминь. О христианской жизни как постоянном чуде 58 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Лк. 6:22–23 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Мы празднуем память святителя Николая Чудотворца. Он жил в IV веке во времена святого императора Константина, во времена Первого Вселенского Собора, во времена, когда Церковь после гонений стала обретать свободу. В евангельском чтении, посвященном святителю, мы слышим: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». 59 Данные слова помимо прочего говорят нам и о чуде святости, ведь святой еще будучи на земле как никто другой предвосхищает дарования Небесного Царствия. Евангельский призыв обращен и к нашей душе, чтобы она была не ветхой, а новой, чтобы вся наша жизнь основывалась не на законе, а на благодати. Как человек, рождающийся в мир, видит весь мир чистыми очами, так и душа, которая рождается для Бога, открывает для себя тайну Небесного Царства. Святитель Николай называется чудотворцем, тайнозрителем, утешителем, источником многих благодеяний, потому что он, зная нужды и провидя разные обстояния людей, помогал и защищал. Самое известное его чудо – освобождение от клеветы трёх военачальников, прибывших в Миры Ликийские, что на юге нынешней Турции, тогдашней Малой Азии, где святитель возглавлял удаленную от столицы Византии епархию. Прибыли они в Миры, одержали победу над врагами, победоносно вернулись в Константинополь и там, оклеветанные, были брошены в темницу. В ночь перед казнью святитель Николай явился императору Константину и повелел освободить этих военачальников. Дорогие братья и сестры! В жизни происходит много чудес, но иногда душа оказывается на грани жизни и смерти. Однако эта грань находится не между физической жизнью и смертью , а между жизнью и смертью духовной. Чтобы не умереть, необходимо подлинное чудо! По милости Божией и при молитвенном обращении к святым чудотворцам, душа, которая вроде бы унывает и не имеет сил, надеется вновь получить живительные силы и крепость!

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Апостол пытался пробудить в Сапфире веру и христианскую любовь, но стремление к наживе, любовь к деньгам и богатству и для нее, как и для Анании, оказались важнее, чем чистая, праведная и Богоугодная жизнь. Итог сему плачевный: Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И далее в Деяниях написано: И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. Страх перед наказанием Божиим распространился не только на непосредственных свидетелей этого события, но и на всех христиан Иерусалима. И это был спасительный страх, удерживающий от греха и беззакония. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами услышали в Апостольском чтении о том, как среди первых христиан начиналась ложь. Из любви к славе человеческой она рождалась, из желания выглядеть почетно среди других людей. Ложь обесчестила Ананию и Сапфиру, они были окрадены собственным обманом, так как лишились главного — Божественной любви и, таким образом, отдалились от Бога, стали чужими Отцу Небесному. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ложь есть разрушение любви». Именно обман убил в этой семейной чете страх Божий, сделал их бесстыдными в лукавстве. Между тем ложь перед именем Божиим и пред лицом Божиим не только позорна, но и клятвопреступна. Вот почему Господь так строго и незамедлительно покарал лжецов Ананию и Сапфиру, не позволив им оправдываться и строить дальнейшую ложь пред Духом Святым. В назидание всем нам они были наказаны. На примере этих людей Бог показал, что в Церкви Христовой нет и не может быть места лжи и обману. Во всех своих проявлениях ложь чужда Господу и поэтому должна незамедлительно отвергаться всеми верными Его последователями. «Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от уст твоих», — поучает святитель Иоанн Златоуст. Когда в своих поступках мы попускаем и позволяем себе неискренность, мы грешим против Бога, мы расстраиваем Господа своим обманом. Мы самостоятельно выбираем, по какому пути идти — по пути спасения или по пути погибели.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот 2 июня 2022 г. 15:03 2 июня 2022 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем чтении из Священного Писания, повествующем о Вознесении Господа, содержатся духовно очень значимые слова, имеющие, как сказали бы философы, метафизическое значение. Ангел Господень является апостолам, созерцавшим Вознесение Господа, и говорит: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на небо?» (см. Деян. 1:10-11). Странно — только что вознесся Господь, Он действительно поднимался на небо, но вот некто говорит ученикам: «Что же вы смотрите? Христос, Который ныне возносится на небо, таким же образом вернется к вам». Эти слова так поразили учеников, что они были в полной уверенности, что Его возвращение произойдет незамедлительно. И с радостью они сошли с горы Елеонской (ибо действительно великой была радость от этого пророчества), но мы знаем: прошел и день, и два, и год, и две тысячи лет, а пророчество как бы не осуществилось… Но ведь на самом деле это совсем не так! Потому что Господь явил себя в Духе Святом. Он являет Себя через Церковь, Которая есть Тело Его. Христос действительно явился роду человеческому, но не в виде Богочеловека, не с человеческим лицом, не в человеческом теле. Он явился нам силой Святого Духа через Таинство Святой Евхаристии, через которое Тело и Кровь Христова являются нам под видом хлеба и вина. Но, более того, Господь явился роду человеческому через продолжение Своей проповеди, которая преломилась и в проповеди церковной, и во многих философских учениях. Именно эта проповедь и создала не что иное, как парадигму нового тысячелетия, в котором произошел полный разрыв с язычеством, с разного рода предрассудками, и вера христианская стала преобладать в роде человеческом.

http://patriarchia.ru/db/text/5932954.ht...

Библия есть Слово Божье, хотя и написанное человеком, но под непосредственным воздействием Святого Духа, поэтому авторитет Библии безусловен. Перед ним преклоняются и подчинение ему считают для себя обязательным все христианские конфессии. Никакое другое церковное творчество, никакая другая письменная или устная традиция не могут иметь в Церкви авторитета, сколько-нибудь сопоставимого со Священным Писанием. Авторы его считаются Церковью богодухновенными, в то время как авторы любой другой богословской, дидактической, литургической, агиографической, святоотеческой и прочей духовной литературы могут считаться лишь богопросвещенными. Авторитет любых творений человеческого духа, хотя бы даже входящих в Священное Писание, не может считаться абсолютным, что наглядно усматривается из наличия в этих творениях существенных взаимных противоречий, которые возникали не только между отдельными отцами и учителями Церкви, но даже между церковными соборами. Таким образом, Откровением в Священном Предании может и должно признаваться только Священное Писание, т.е. входящие в церковный «канон» книги Ветхого и Нового Завета; книги, включаемые во многих изданиях в состав ветхозаветных книг Библии , но не канонические не признаются Православной Церковью обладающими непререкаемой истиной и потому рекомендуются лишь для чтения, как душеполезные. Таковы книги Премудрости Соломона, Пророка Варуха, книги Маккавеев и еще некоторые другие. Божественное Откровение, содержащееся в Слове Божьем, т.е. в Священном Писании при чтении и слушании не воспринимается механически или автоматически. Для восприятия его умом, сердцем и волей, необходима вера в его богодухновенность и молитва , т.е. то, о чем псалмопевец говорит словами: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» ( Пс 118:18 ). Если Слово Божье воспринимается с благоговением, смирением и молитвой, тогда для каждого, кто берет Библию в руки с таким расположением духа, осуществляются слова псалма: «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни – истина, все праведны. Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» ( Пс 18:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

«Блажен человек, слушающий меня, бодрствующий каждый день у ворот моих, стоя на страже у дверей моих, потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа...» Конечно, – скажем, – эти возвышенные образы не выдает автор книги за некие свои мистические видения или откровения свыше. В первых же словах этой своей книги он предупреждает, что будет говорить причтами, а это значит аллегориями: «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление..., простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познание, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их...» Хотя слова призывов в книге аллегоричны, но духовное созерцание писателя книги выражает полноту его веры, созерцания истины. Это дает ему право или долг перейти к деяниям Премудрости на земле. Здесь его духовный взор преображается в богодухновенный . «Премудрость создав себе Дом, и утверди столпов семь. Закала своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготовав Свою Трапезу. Посла своя рабы, созывающие с высоким проповеданием на Чашу глаголющие: иже есть безумен да уклонится ко мне, и требующим ума рече: Придите, едите мой хлеб и пейте вино, еже раствори вам. Оставите безумие, и живи будете. И взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении...» Приводим этот отрывок в церковно-славянском его чтении, так как чтение его введено в наше богослужение в Богородичные праздники. А это применение его указывает на то, что здесь отцы Церкви видят действительно облагодатствованное пророчество о Новом завете: Ипостасная Премудрость есть воплотившийся Сын Божий; Дом Премудрости – Церковь Христова; Трапеза – таинство Тела и Крови Христовых. А при этом и Сама Богородица – первый на земле дом Сына Божия. В богослужении Церковь пользуется и другими чтениями из книги Притчей. Так в христианском сознании плод художественного олицетворения, принадлежащий ветхозаветному верующему мыслителю, возвышается в степень пророческого видения, превышая, к чести писателя, точку зрения его самого на достоинство его творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010