Содержание Библия о чтении Священного Писания Святые Отцы о чтении Священного Писания Советы святых отцов об опыте чтения Священного Писания Житийный опыт взаимодействия со Священным Писанием О чтении Святых Отцов О чтении житий святых Молитвы перед чтением Священного Писания Заключительные пожелания Библиография     Аннотация. Статья посвящена проблемам чтения православной духовной литературы. В статье рассказывается о том, для чего необходимо духовное чтение, какие виды духовного чтения обязательны, и в какой последовательности нужно читать различные виды православной литературы. В тексте представлены краткие характеристики литературы рекомендуемой для прочтения. За историю своего существования Православная Церковь сформировала огромное литературное наследие, основой которого является Священное Предание. Зачастую современному христианину бывает непросто разобраться в этом обилии текстов. В статье расскажем о том, на какие виды делится духовная литература, как правильно читать Библию , зачем изучать тексты Святых Отцов, нужно ли нам читать жития святых и какова цель духовного чтения. В третьей части своей книги “Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения)” святитель Феофан Затворник пишет следующее: “В душе встречаем три силы: ум, волю, сердце или, как у Святых Отцов, силу рассудительную, вожделительную и раздражительную. К каждой из них святыми подвижниками прилагались особые врачевательные упражнения” Главными упражнениями для исцеления поврежденного грехом ума, по мнению святителя Феофана Затворника , являются: “чтение слова Божия, писаний Святых Отцов и житий угодников Божиих” Почему нужно вначале очистить ум, а не сердце? Святитель Игнатий (Брянчанинов) объясняет это в своем “Слове о страхе Божьем и о любви Божьей”: “Нужен усиленный подвиг, чтобы склонить гордый и слепой ум в послушание заповедям Христовым. Когда ум подчинится Христу – наступает новый подвиг: соглашение испорченного, упорного сердца с учением Христовым, покорение сердца Христову учению, которому оно враждебно” с.68]. Из слова святителя Игнатия становится понятно, что вначале необходимо очистить ум. И только потом уже возможно очищение сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

П.Т. Лютов Содержание Предисловие. О чтении Евангелия наедине и в кружках Введение к Евангелию от Μарка § 1. Общий характер и значение Евангелия от Μарка § 2. Св. Евангелист Марк § 3. Евангелие от Марка Конспекты бесед Беседа первая (Мк.1:8 и 6:17–29) § 1. Примечания к тексту § 2. Примерный план реферата § 3. Вопросы Беседа вторая (Мк.1:9–20) § 1. Примечания к тексту § 2. Примерный план реферата. Тема: Начало служения Христа-Спасителя § 3. Вопросы Беседа третья (Мк.1:21–2:12 и 5:1–20) § 1. Примечание к тексту § 2. Примерный план реферата. Тема: Характер мессианского служения Христа § 3. Вопросы     Книга, составленная П. Т. Лютовым no поручению Русского Студенческого Христианского Движения, начинает серию изданий, имеющих в виду придти на помощь как кружкам Движения, так и всем русским людям любящим Слово Божие и стремящимся к его посильному изучению и пониманию. Текст книги проверен особой комиссией, составленной из представителей Русского Студенческого Христианского Движения и Религиозно-Педагогического Кабинета. Рекомендуя настоящую книгу вниманию членов P. C. X. Д. и всех русских людей, комиссия будет благодарна за все указания, могущие способствовать улучшению задуманного издания. Предисловие. О чтении Евангелия наедине и в кружках Православная Церковь считает необходимым, чтобы христиане читали и знали Евангелие. В Русском Христианском Студенческом Движении, с первых дней его существования, чтение и изучение Евангелия положено было в основание всего его жизни и деятельности. Но это доброе и святое дело может совершиться и плодотворно и бесплодно, и, может быть, даже во осуждение, смотря по тому, как оно совершается. Когда мы начинаем читать Евангелие, мы должны помнить, что мы читаем Слово Божие, а не человеческое. Хотя Евангелия написаны и людьми, но людьми боговдохновенными, по внушению Святого Духа. Величайшая ценность Евангелия заключается в том, что оно есть благая весть о спасении человека. Ни умом ни сердцем мы не можем обнять всей глубины этого слова «спасение», о котором говорит Евангелие. Мы можем только отчасти проникать в смысл его в меру нашего духовного роста и в меру нашей потребности. И потому каждый может находить в Евангелии то, что ему необходимо для его спасения, но никто не может исчерпать всей божественной тайны Евангелия, о которой великий Апостол сказал: 0, Глубина премудрости и благости Божией ( Рим.11:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

12. Примеры усердия древних христиан в чтении слова Божия 1 . Благочестивый христианин не только занимался чтением Св. Писания дома, но брал с собою книги, когда предпринимал путешествие. Некто Мартиниан, плывя на корабле, имел при себе послания ап. Павла, и апостол, как говорит Павлин, сохранил своего чтителя во время кораблекрушения, как некогда сохранил тех, которые плыли с ним самим. 2 . Даже во время гонений, принужденные бежать и укрываться, христиане не позабывали брать с собою Писание, источник своего утешения. Когда воздвигнуто было гонение на самые св. книги, христиане скрывали их, не переставая однако же тайно читать их. Во время сего гонения три фессалоникские женщины: Агапия, Хиония и Ирина удалились в горы. Когда же по возвращении их оттуда у св. Ирины открыты были списки Св. Писания, судивший христиан Дульцетий спрашивал ее: «Кто заставлял тебя хранить до сих пор эти пергаменты и Писания?» Ирина отвечала: «Всемогущий Бог, Который повелел нам любить Его даже до смерти. Поэтому мы охотнее согласимся, чтобы сожгли нас самих и претерпеть все, что бы с нами ни сделали, нежели выдать сии Писания. Знал ли кто-нибудь, – спрашивал Дульцетий, – что сии книги находились в твоем дому?» Ирина отвечала: «Это видел только Бог, Который все знает, а более никто: потому что мы боялись своих слуг более, нежели наших врагов, опасаясь, чтобы они нам не изменили. Поэтому мы не осмелились показывать их кому-нибудь, и крайне сокрушались, что не могли читать их – день и ночь, как обыкновенно делали прежде до прошедшего года, когда мы должны были их скрывать». (Acta Магтуг. Ruinnart. Ed. 1802. Р. II. р. 405). 3 . Во время болезни для христианина не было лучшего утешения, как Писание. Так, Марцеллин, знакомый с св. Афанасием Александрийским , сделавшись опасно болен, во все время своей болезни занимался Писанием и в особенности псалмами (Amhanas. Epist. ad Marcellinum, Т. I. Р. II, р. 982). Подобным образом одна из знакомых Иерониму христианок, по имени Блезника, находясь при смерти назидала себя чтением Писания. «Едва она могла ходить от изнеможения, – пишет Иероним, – едва дрожащая голова ее держалась на иссохшей шее: между тем она постоянно имела в руках Пророка или Евангелие (Hieron. Epist. XXII ad Paulam. Т. IV Р. II. р. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Господи, к кому идем? Глаголы живота вечнаго имаши. Ин. 6:68 Политическое состояние Иудеи в i в. по Р. X., иудейские секты, партии, общества и учреждения Настоящее издание под заглавием: Пособие при чтении и изучении Библии, в семье и школе, будет состоять из множества отдельных, иногда подробных, иногда кратких, статей по всем отделам и частям Библии. Содержание книги частью заимствовано целиком, частью переделано из английских учебных книг, пользующихся громадным успехом в Англии и Америке, под заглавием: Aids to the Bible student. – Helps to the study of the Bible и др. Означенные книги, содержащие в себе извлечения, или сокращения из лучших сочинений Оксфордских духовных ученых по всем отделам Библии, расходятся на Западе сотнями и даже более тысяч экземпляров. Потребность в подобном полезном Библейском руководстве для справок, или вообще для назидательного чтения, давно уже ощущалась в нашей духовной литературе. Такая книга совершенно необходима при изучении Священного Писания и в духовно – учебных заведениях как для наставников, так и для воспитанников, и в светских – при изучении Закона Божия, и в церковно-приходских школах при изучении Священной Истории Ветхого и Нового Завета, и вообще в каждой христианской семье. Вот почему мы решились восполнить этот важный пробел в Библейской духовной литературе и издавать повременно все необходимые Библейские сведения в нескольких отдельных выпусках, – от 2-х до 4-х печатных листов каждый, по цене доступной для каждого, в видах наибольшего распространения издания. Четыре выпуска уже готовы к печати и строго проверены с славянской и русской Библией, равно как с другими православными источниками, остальные же составляются и окончательно будут готовы с Божией помощью в более или менее непродолжительном времени. Содержание выпусков главным образом следующее: – Политическое состояние Иудеи в первом веке по Рождестве Христовом. Иудейские секты и партии, общества и учреждения. Библейская география и топография Святой земли. Горы. Равнины. Водная система. Реки. Озера. Политические деления. Заметки о важнейших городах и местах Палестины. Библейская геология и минералогия. Библейская растительность и животное царство. Музыкальные инструменты, упоминаемые в Библии. Еврейская поэзия. Иудейские весы, деньги, меры и время. Еврейский календарь. Содержание Ветхозаветных и Новозаветных книг. Библейская этнология Иудеев и соседних с ними народов. Библия и памятники, или Библия при свете новейших открытий. Краткая Библейская хронология, и, наконец, Краткий словарь Еврейских древностей и обычаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Двадцать девятый день. Пред. Кириак отшельник. (О чтении житий святых). I. Пр. Кириак, память коего празднуется ныне, родился в Карфагене и был сын священника. С малых лет Кириак пристрастился к чтению книг. От утра и до вечера он сидел за книгами, из которых узнавал о делах Божиих, направленных ко спасению человека. Вот он изучил библейскую историю и приступил к чтению житий святых. Это чтение окончательно утвердило его сердце, он выучил многия жития на память и захотел в своей жизни подражать им. Он удалился в пустыню и провел всю жизнь в подвигах. II. Читайте, братия, жития святых, и вы, подобно Кириаку, найдете для себя много примеров, достойных подражания. Пример святых наставит и ободрит вас на добрыя дела. а) Велика и можно сказать неисчислима польза от чтения житий святых. Уже одно то, что на чтении житий св. мучеников и других подвижников благочестия воспитывались древние христиане, отличавшиеся таким высоким благочестием, что мы даже дивимся их святости жизни, что чтение спасительных житий святых, в которых изображены высокие подвиги благочестия, многих грешников заставляло призадумываться над своею порочною жизнию и обращало их на путь христианской жизни, – что чтение житий святых было любимым чтением наших предков, почерпавших из них и страх Божий, и любовь к Богу, и сострадание к ближним, и полную преданность Промыслу Божию, и дивное терпение в перенесении самых тяжких испытаний, посылаемых им, – уже одно это говорит о великой, несравненной пользе чтения духовных повествований о жизни святых. Прекрасно говорит «о воспитательном влиянии житий святыхь» один глубокий знаток духовной письменности. «В сих книгах церковь ежедневно указует нам, говорит он, на высокие образцы духовного совершенства, стараясь пробудить в нас дух святого подражания святым людям; изображает деяния древних христиан, дабы смирить гордый дух века и нашей природы; выводит пред очи наши примеры строжайшего покаяния и самоотвержения, дабы с одной стороны предохранить нас от ежедневных грехопадений, с другой – опытно вразумить, как восставать нам от грехопадений, с глубоким сокрушением сердечным, но без отчаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рождество Божией Матери: слезы в День рождения Ключевые слова, которые звучат при венчании в молитвах священника и чтении апостольского послания, напоминают нам заповедь Божию о том, что детям предстоит отлепиться от родителей, стать самостоятельными личностями, мужчине и женщине – найти друг друга и стать единою плотью. 21 сентября, 2015 Ключевые слова, которые звучат при венчании в молитвах священника и чтении апостольского послания, напоминают нам заповедь Божию о том, что детям предстоит отлепиться от родителей, стать самостоятельными личностями, мужчине и женщине – найти друг друга и стать единою плотью. «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем» — так поет в этот день Церковь Православная… О Пресвятой Богородице в Евангелиях сказано не так уж много. Ничего не говорится там о Ее рождении на свет… Но так велико среди христиан почитание Пречистой Девы и Матери Спасителя нашего, так крепка любовь к Ней, что почти с самых первых веков церковное предание со тщанием собирает сведения о Ее земной жизни. Один из таких источников – апокрифическое Протоевангелие от Иакова, написанное, как предполагается, во 2 веке (возможно, оно является самым ранним текстом, удостоверяющим почитание христианами Богородицы), — говорит о Её вечном девстве и представляет Её как новую Еву. Протоевангелие, авторство которого приписывается апостолу Иакову, сроднику Христову, повествует о детстве и юности Девы Марии и о событиях во время рождения Спасителя. Мы с вами, конечно, понимаем, что формальной исторической точности фактов в апокрифах искать не приходится, но там есть нечто не менее, а может, и более важное: то, что дает пищу любящему христианскому сердцу, что укрепляет его веру, придает бодрости его упованию… « В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу. Наступил великий День Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-bozhiej-mat...

Архив Святые и святыни Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского. Часть 2 Часть 1   Глава 2 Преподобный Нил. Византийская гравюра Преп. Нил оставил после себя большое количество письменных трудов, свидетельствующее о его исключительных писательских способностях и о богатом личном духовном опыте. Св. патриарх Фотий (вторая половина IX века) в своем труде под названием «Библиотека» дает богословским трудам преп. Нила краткую, но весьма похвальную оценку, говоря об их совершенстве . И действительно, сочинения преп. Нила отличаются чистотой и пластичностью языка, правильным и живым слогом и ясностью мысли. Они проникнуты пламенной верой в Бога и преданностью святой Церкви. По форме изложения сочинения преп. Нила подразделяются на трактаты, повествования, изречения и письма. Что касается их содержания, то, хотя мы и находим у преп. Нила экзегетические и догматические места, все-таки характер его произведений по преимуществу морально-аскетический: предметом постоянных размышлений и поучений преп. Нила является духовная жизнь вообще, а в частности – монашество, которое является лучшим путем к осуществлению христианских идеалов. При обзоре трудов преп. Нила, для большей простоты и наглядности, мы, по примеру Фесслера, Дегенхарта, Барденхевера и др., разделим его сочинения на следующие группы: 1) сочинения о христианских добродетелях и пороках; 2) сочинения о монашеской жизни; 3) письма; 4) изречения; 5) утраченные и неаутентичные сочинения. Переходим к обзору произведений из первой группы.   I. Произведения о христианских добродетелях и пороках Во введении преп. Нил сам рассказывает о причине, побудившей его приступить к написанию этого труда. Дело обстояло так: когда однажды в раздумьях он прогуливался за городом «среди красоты перелесков, при пении птиц и тихом веянии чистого ветерка», к нему приблизился некий инок по имени Агафий и рассказал ему об одной благочестивой женщине, Перистерии , жизнь которой была подлинным примером христианской добродетели. Воздержание, любовь к нищим, постоянное пребывание в молитве и в чтении слова Божия, соучастие в любом горе ближнего, забота о монахах и их защита – вот черты, которыми монах Агафий охарактеризовал Перистерию. Женщина, обладающая такими добродетелями, удивила преп. Нила, и он, вдохновленный повествованием Агафия, решил оставить уже начатую работу над Псалмами и приступить к этой, которая сможет принести большую пользу, «отвращая людей от жизни в роскоши и утверждая их в рассудительности».

http://pravoslavie.ru/put/070424164746.h...

Луи Дюшен (католик) XXV. Христианские нравы и обряды Приготовление к крещению; обучение оглашенных. – Апостольский символ веры . – Канон Нового Завета. – Апостольские повести. – Энкратизм. – Православный аскетизм. – Покаянная дисциплина. – Усиление светского духа. – Собор в Эльвире. Отмеченные нами выше и богословские распри, без сомнения, возбудили волнение в некоторых кругах; они оставили в церковной литературе значительные следы, которые нам было бы легче восстановить, если бы в следующие века новые споры не изгладили их довольно быстро. Нельзя однако сказать, чтобы христианские массы долгое время были заняты этими распрями. Событие, которое особенно способно было бы привлечь их внимание, – низложение антиохийского епископа, – не имело, строго говоря, никакого значения вне Антиохии. После поражения Павла Самосатского все очень скоро пришло в обычный порядок. Об этом-то обычном строе церковной жизни, в ту эпоху, до которой мы дошли в своем рассказе, т. е. накануне последнего великого гонения и официального торжества христианства, и надлежит нам теперь поговорить. Бросим же общий взгляд на христианское общество III века; посмотрим, как оно пополнялось членами, дадим себе отчет в его нравах, его религиозной жизни, его организации и управлении. В своем „Апологетике“ (гл. 17) Тертуллиан говорит, что человек не родится христианином, а делается им: fiunt, non nascuntur christiani. Эти слова не следует понимать слишком узко. Уже во времена Септимия Севфра многие родились христианами в том смысле, что происходили от христианских родителей и потому были крещены в самом раннем детстве и принимали на себя совершенно бессознательно весьма важные обязанности в отношении веры и нравственного поведения. Такой порядок не возбуждал в церкви никаких колебаний: настолько она была крепка в своей вере и своих надеждах, – убеждена, что семейное воспитание с избытком заменит крещаемому младенцу ту подготовку, которой она требовала от взрослых новообращаемых. Этих последних действительно не допускали в лоно церкви без испытаний. Такое испытание называлось оглашением (катехуменат), – институт, встречаемый почти всюду к концу VI века. Новообращаемые, которые принимали христианскую веру уже в зрелом возрасте, не были тотчас же включаемы в состав верных. Прием их в лоно церкви совершался лишь по истечении некоторого времени, употреблявшегося на обучение их правильному пониманию христианства, как его учения, так и различных обязанностей, которые им предстояло взять на себя. Оглашенные не только учились, но уже и начинали вести христианский образ жизни, испытывая таким образом свои силы. С своей стороны церковь следила за ними и решала, может ли она положиться на их постоянство. На оглашенных смотрели уже как на христиан; они носили это имя, и во время гонений подвергались тем же опасностям, что и верные. На христианских собраниях они присутствовали при чтении, песнопении и некоторых молитвах, но не при таинстве Евхаристии и некоторых иных, каковы крещение и рукоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

178. Беседа по крестном ходе (Напечатана в Твор. Св. Отц. 1844 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 650 1843 год Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. ( Nc. XCIV. 1–2 ). Праздновать праздник дело столь обыкновенное, и столь, по видимому, простое, что не легко придет кому нибудь мысль подозревать себя в неумении праздновать. Вид пришедших на сей праздник, если не обманываюсь, более показывает удовольствие, что празднуют, нежели заботу, так ли празднуют. Но не случалось ли вам когда нибудь читать, или слышать в церковном чтении, что говорил Бог чрез Пророка Исаию некоторым празднующим о некоторых праздниках? – «Праздников ваших ненавидит душа моя» (Иса. I. 14)! Незаботливо ли это для празднующих? Что может быть несчастнее праздников, которые Бог ненавидит? И что это за несчастные праздники? Не Вааловы ли? Не Молоховы ли? Не другие ли идольские и языческие? – Совсем нет! Бог негодует на праздники Иудейские, истинному Богу посвященные, и даже Самим Богом установленные. «Новомесячий ваших, и суббот, и дне великаго не потерплю; поста, и праздности, и новомесячий ваших, и праздников ваших ненавидит душа Моя» ( Uc. I. 13–14 ). И пусть бы так уничижаемы и отвергаемы были праздники Иудейские тогда, как сень законная прешла, и явилась благодатная истина; тогда как загадочныя жертвы овнов и тельцов разгаданы крестною жертвою Христовою, и безполезно стало повторять загадку разгаданную; тогда как ветхий Завет уступил место новому, храм Иерусалимский Церкви Христианской, служение Богу обрядовое поклонение духом и истиною. Но нет! Бог чрез Исаию возгремел против праздников Иудейских, когда Закон Моисеев господствовал, ветхий Завет был в своей силе, храм Иерусалимский стоял, и праздники Иудейские столько же важны были для истинной церкви Иудейской, как нынешние наши праздники для истинной церкви Христианской. Так посему может случиться, что и на наши праздники падет подобный приговор: «не потерплю; – ненавидит душа Моя?» – Да. В сем-то и состоит забота.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

LXXXIII. Слово, сказанное за литургией по освящении храма во Владимирской чувашской женской общине, близ г. Чебоксар 87 . О значении новооткрытой общины для местного края и о подражании высоким христианским качествам апостола и евангелиста Иоанна Богослова Сегодня в этой пустыни, переименованной в женскую общину, тройной праздник. Ныне воскресенье, один из семи дней недели, который празднуется всеми христианами. Этот праздник в христианской церкви древнейший; установлен он св. апостолами. Им воспоминается одно из важнейших для нас христиан событий–воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Значение воскресения Христова для нас христиан велико: если бы Христос не воскрес, то тщетна была бы вера наша: все ни к чему. Не воскресни Иисус Христос из мертвых, тогда какое было бы у нас основание верить Иисусу Христу, что Он Сын Божий и слово Его истинно и свято; как мы тогда могли бы верить, что мы воскреснем и что за гробом ожидает нас вечная жизнь, и кто бы без этой уверенности мог принудить себя исполнять заповеди Евангельские? Но с воскресением Иисуса Христа всем нам стало ясно, что Христос есть Сын Божий и что Он и нас воскресит в свое время для вечной жизни. В этом факте воскресения имеющей наступить для нас по нашем воскресении. Вот почему христиане и празднуют день воскресный. Древние христиане проводили этот день в храме в пении псалмов и чтении слова Божия; слушали поучения, молились и приобщались св. Таин; освобождали себя от житейских работ. Так и вы, христиане, проводите этот день подобающим образом, посвящайте его на служение Богу; посещайте усердно храм Божий для участия в общей молитве, упражняйтесь дома в делах благочестия и уклоняйтесь от работ житейских . Второй праздник сегодня в честь и славу св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Св. Иоанн Богослов был ближайшим учеником Спасителя. Он возлежал на персях Господа Иисуса; Спаситель любил всех учеников, но особенной любовью пользовался Иоанн, и в евангелии сказано об этом апостоле: его же любяще Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010