Чистович И. А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858–1888). СПб., 1889. С. 39, 41–43. См.: Хрисанф (Ретивцев), архим. Первый год реформы в С.-Петербургской духовной семинарии. СПб., 1872. А. И. Преосвященный епископ Хрисанф [Некролог]//Памяти преосвященного епископа Хрисанфа. М., 1883. С. 3–4; Надеждин А. История Санкт-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809–1884. СПб., 1885. С. 566. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870). Вып. 2. Состояние учебной части в академии до 1870 года. Казань, 1892. Хрисанф (Ретивцев), еп. Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии (из лекции по основному богословию)//Православный собеседник. 1860. Ч. 3. С. 162–195, 446–480; Его же. Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека//Христианское чтение. 1866. Ч. 2. С. 601–614. Хрисанф (Ретивцев), еп. Программа чтений по основному богословию для духовных семинарий//Подольские ЕВ. 1872. 2. С. 35–56. Вероятно, «Программа» была написана владыкой между 1869 и 1872 гг., поскольку в своем ректорском отчете о ходе реформы семинарского образования за 1868/69 уч. г. он, как преподаватель основного богословия, сетует на отсутствие «нормальной программы» по данной дисциплине. См.: Хрисанф (Ретивцев), еп. Первый год реформы в С.-Петербургской духовной семинарии. С. 9. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии. С. 259. Там же. Там же. С. 261. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии. С. 261. Хрисанф (Ретивцев), еп. Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии. С. 446. Подр. см.: Там же. С. 447–450. См.: Хрисанф (Ретивцев), еп. Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека. С. 601–614. См.: Хрисанф (Ретивцев), еп. Программа чтений по основному богословию. С. 35–36. См.: Там же. С. 36. Подробнее о предметной структуре основного богословия см.: Лушников Д., свящ. Основное богословие: учебник бакалавра теологии. М., 2021. С. 36–38.

http://bogoslov.ru/article/6192841

Святые мученики Терентий и Неонилла и чада их: Сарвил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникия претерпели мученическую кончину от гонителей Христианства в царствование императора Декия (249–251). Ревностно исповедовали они Христа и порицали идолопоклонство. За это язычники подвергли всю христианскую семью страшным мучениям и пыткам, но не добились их отречения от истинной веры. Когда дети вместе с родителями были схвачены нечестивцами и представлены на беззаконное судилище, то смело и безбоязненно исповедовали Христа и хулили идолов. За это они были повешены и мучимы строганием, причем раны их поливали крепким уксусом и прижигали огнем. Святые же лишь с усердием молились и утешали друг друга. Бог не презрел их моления и послал святых Своих ангелов, которые освободили мучеников от оков и подали исцеление их язвам. Видя святых внезапно освобожденными от оков и исцелившимися от ран, нечестивые язычники ужасались. После сего святые были брошены на съедение зверям, но не испытали никакого зла, ибо звери, по Божию повелению, были кротки как овцы. Тогда мучеников бросил в котел с кипящею смолою, но тотчас огонь угас и котел охладился, а смола стала похожа на холодную воду.  Видя, что муки не наносят никакого вреда святым, злочестивые мучители мечом отсекли им головы. Мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария Святые мученики Хрисанф и Дария пострадали во второй половине III в., в период массовых гонений на христиан (268–284 гг.). В это время Христианство проникало все глубже во все слои греко-римского общества. К его наиболее образованной части принадлежали святые мученики Хрисанф и Дария. Хрисанф родился в знатной греческой семье в Александрии. В отроческие годы он был привезен в Рим своим отцом Полемием, который надеялся дать сыну возможно лучшее образование. В Риме Полемия встретили приветливо и, по свидетельству агиографа, «почтили сенаторским местом». Любознательной и весьма разумной юноша, Хрисанф с ревностью изучал различные науки, и однажды случайно нашел книги Нового Завета. Внимательно прочитывая и углубляясь в их смысл, Хрисанф так размышлял: «До тех пор тебе подобало, Хрисанф, изучать языческие писания, полные тьмы, пока ты не познал истинного света, которого одного и держись. Ибо не разумно было бы возвращаться от тьмы к свету. Ты погубишь труды учения, если отвергнешь плоды этих трудов. Плоды же трудов подаются от Бога ищущим их.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Тогда царь Гонорий и папа Иннокентий решили лично посетить дом Евфимиана и познакомиться с человеком Божиим. Придя в его имение, они узнали от слуг, что в маленьком домике живет нищий, который все время проводит в молитвах и в строгом посте. Войдя в хижину, они увидели изможденного человека, бездыханно лежащего на полу. Его лицо сияло, а тело благоухало. Царь, увидев хартию в руке Алексея, взял ее и прочитал вслух. Тогда-то, наконец, Евфимиан и все присутствующие узнали, что нищий, который жил здесь много лет и был пропавшим сыном Евфимиана. Сильно скорбели родители, что поздно узнали о своем любимом сыне, но одновременно и утешались тем, что он достиг такой великой святости. Тропарь: Возвысився на добродетель и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: бесстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестью чистою, в молитвах яко бесполотный пребывая воссиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие. Мученики Хрисанф и Дария 1 апреля (19 марта по церк.кал.) Святые Хрисанф и Дария (и с ними Клавдия, Илария, Ясон и Мавр) пострадали в Риме в 283-ем году. Святой Хрисанф был сыном знатного сенатора, получил блестящее образование и с юных лет полюбил книги. Купив Евангелие и Апостольские послания, он с интересом прочел их. Его пленяла высота Евангельского учения, но многое в этих книгах он не мог понять. Промыслом Божиим Хрисанф познакомился с одним священником, который обстоятельно разъяснил ему христианскую веру. Глубже изучив Евангелие и проникнувшись идеалом христианской нравственности, Хрисанф отказался от языческих заблуждений своей семьи и принял святое крещение. Хрисанф горел желанием и других язычников приобщить к Христовой вере, и поэтому он начал усердно и безбоязненно проповедовать Евангелие. Отец его, убежденный язычник, узнав о крещении сына и желая отвратить его от христианства, посадил его в темницу и начал морить его голодом и холодом. Но страдания только укрепляли веру Хрисанфа. Тогда отец, надеясь этим вернуть сына к язычеству, освободил Хрисанфа из тюрьмы и повенчал его на девице Дарии – жрице при языческом капище в честь богини Афины. Но вместо этого Хрисанф в скором времени обратил Дарию в христианство, и она крестилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

радуйтесь, Хрисанфе и Дарие, со всеми мученики за веру Христову пострадавшими. Кондак 13 О, преславнии и многострадальнии мученицы святии, Хрисанфе и Дарие! Приимите пение сие похвальное от нас, недостойных, со умилением вам молящихся. Вознесите теплыя молитвы ваша, о всех память вашу прославляющих, и ходатайством вашим у Престола Божия, избавите нас от бед, скорбей и болезней и вечнаго мучения, да сподобимся в Небесных селениих воспевати Богу: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангельскою чистотою облистающии, святии мученицы Христовы Хрисанфе и Дарие. Вы бо прелести безбожныя уклонилися есте, наслаждаемии несравненною Божественною добротою, поюще хвалу Владыце всех преблаженнии. Тем же удивляющиеся подвиги вашими, радующиеся взываем вам со умилением сице: Радуйтесь, дивныя исповедницы, истину божественную возлюбившия; радуйтесь, вражия прелести и сласти разжения от себя отгнавшии. Радуйтесь, в вере Христовой добре себе укрепившии; радуйтесь, сладости мира сего ни во чтоже вменившия. Радуйтесь, прелести идольския дерзновенно обличившия; радуйтесь, словесы вашими многи неверныя к Богу обратившия. Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими. Кондак 1 Избраннии Христови мучениколюбцы Хрисанфе и Дарие, венцами славы Божественныя украшеннии и к жизни немятежней чрез веру и страдания ко Христу пришедшия, приимите моления наша недостойныя во славу Божию и похвалы вам приносимыя, избавляя нас от искушений и бед всяческих с любовию и радостию вам поюще: Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими. Молитва О, святии и преблаженнии страстотерпцы, мученицы Христови Хрисанфе и Дарие! К вам у престола Божия предстоящим и молитвенникам нашим теплым, скорым помощникам мы, недостойнии, прибегаем. Услышите ныне сие моление наше и умолите возлюбленного вами Господа нашего Иисуса Христа, Его же вы исповедали в тяжких мучениях своих пред безумными мучители и гонители святой веры Христовой, о нас недостойных грешных.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Знаменский П. В. История Казанской духовной академии. С. 256. Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии Древнего мира в их отношении к христианству. Т. 1: Религии Востока. С. 8. Там же. Во второй половине XIX в., т. е. ко времени выхода сочинения владыки, понятия «апологетика» и «основное богословие» использовались как взаимозаменяемые. См.: Рождественский Н. П. Христианская апологетика. Курс основного богословия, читанный студентам в 1881/2 учебном году/под ред. проф. А. И. Предтеченского: в 2 т. СПб., 1884; Буткевич Т. И., прот. Исторический очерк развития апологетического или основного богословия. Харьков, 1899. Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии Древнего мира в их отношении к христианству. Т. 3: Библейское вероучение в сопоставлении с религиозными воззрениями древности и его отличительный характер. С. 1. См.: Там же. С. 2. Там же. См.: Антонов К. М. Историческое изучение религии… С. 43. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии… С. 260. Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии Древнего мира. Т. 1. С. 2. Там же. Хрисанф (Ретивцев), еп. Характер протестантства и его историческое развитие. СПб., 1868. С. II. Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии Древнего мира. Т. 1. С. 3. См.: Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии Древнего мира. Т. 3. С. 76. См.: Там же. С. 6–7. См.: Там же. С. 449–500. См.: Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии Древнего мира. Т. 3. С. 500–503. См.: Там же. С. 504–508. См.: Там же. С. 508–512. См.: Там же. С. 512–517. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии… С. 262. Подробнее об этом см. специальную статью: Лушников Д., свящ. Учение о принципах богословского познания в основном богословии архиепископа Никанора (Бровковича) (1826–1890)//Христианское чтение. 2021. 3. С. 195–196. См.: Знаменский П. В. История Казанской духовной академии… С. 262. О «Введении» митр. Макария см. специальную статью: Лушников Д., свящ. Рациональная теология в системе Основного богословия митрополита Макария (Булгакова)//Философия религии: аналитические исследования. 2021. Т. 5. 2. С. 41–64.

http://bogoslov.ru/article/6192841

Святые мученики Хрисанф, Дария и иже с ними П амять 19 марта/1 апреля Хрисанф был сыном известного александрийца, сенатора Полемия, который во времена императора Нумериана (283–284) переселился вместе с сыном в Рим. Получив начальное образование, Хрисанф принялся изучать философию. Не удовлетворившись тем, что дала ему философия, он с изумлением открыл для себя Евангелие – книгу воплощенной Премудрости. Ведомый Промыслом, он вскоре нашел руководителя, которого искал, в лице пресвитера Карпофора. Священник из-за гонений прятался в пещере. Карпофор посвятил Хрисанфа в тайны веры и дал в святом крещении новое рождение. Семь дней спустя Хрисанф вернулся в город и начал проповедовать Христа, к великому горю своих родителей. Полемий сначала пытался заставить его изменить взгляды, обещая наслаждения и богатство. Затем, потерпев неудачу, он заключил сына в мрачной камере в надежде сломить его волю голодом. Когда отец увидел, что пост и заточение лишь придают сыну сил, он, по совету друга, отвел его в великолепно украшенный зал и пригласил юных девушек, дабы одержать победу над ним с помощью их ласк. Но Хрисанф, призвав Бога на помощь и приведя на память пример целомудрия Иосифа (ср.: Быт. 39), остался нечувствителен к их чарам. Каждый раз, когда бесстыдные девушки приближались к нему, их начинала одолевать сильная сонливость. Тогда Полемию посоветовали пригласить юную прекрасную деву по имени Дария, уроженку Афин, сведущую в философии. Ее, разодетую в пышные наряды, представили Хрисанфу, и она попыталась уловить его рассуждения в сети духовной прелести. Он ответил ей тем, что описал зрелище смерти и последнего Суда. Затем, когда она попыталась напомнить ему о почестях, подобающих богам, истинный философ без труда опроверг ее доводы, показав, что нет ничего более противоречащего здравому смыслу, чем поклоняться стихиям – земле, воде и огню, придавая им человеческие формы. Услышав эти слова, Дария и сама оказалась во власти истинной мудрости. Они решили притворно изобразить брак, дабы получить возможность прожить в девстве до самой смерти и подготовиться к целомудренному браку на Небесах.

http://pravoslavie.ru/60507.html

Девятнадцатый день. Св. Хрисанф и Дария. (О благотворном влиянии на душу слова Божия). I. Некоторый знаменитый муж, именем Полемий, переселился из Александрии в Рим, чтобы дать лучшее воспитание и образование единственному своему сыну, впоследствии св. мученику Хрисанфу, память коего совершается ныне. Приглашены были самые знаменитые наставники в науках, и Хрисанф, юноша даровитый и прилежный, оказал в них быстрые успехи. Однажды между разными книгами Хрисанф находит священные книги Нового Завета. По своей любознательности он читает их с напряженным вниманием. Высокие истины христианской нравственности пленяют его сердце. Он жалеет, что так долго не знал о таком сокровище знания! Вкусив сладкого, он уже не хочет горького: оставляет языческих учителей-философов и их учение; находит себе наставника в лице пресвитера Карпофора; верует во Иисуса Христа и принимает святое крещение. Переворот нравственный совершился. Хрисанф вскоре вступает на открытый подвиг исповедания христианства пред неверующими и победоносно совершает его до конца: мужественно претерпевает заключение и голод в темнице, куда поверг его отец-язычник; выведенный из темницы он противится искушениям роскоши и разных удовольствий; окруженный прекрасными девицами, препобеждает самое искусительное для юности обольщение. Наконец отец избирает ему невесту – умную, образованную, прекрасную лицем, Дарию, ревностную язычницу, и возлагает на нее преимущественные надежды в совращении сына. Хрисанф убеждает Дарию предпочесть язычеству – веру святую, супружеству – девство; и оба наконец – девственники и исповедники – сподобились принять венец мучеников. Живые – они были зарыты в землю. II. Где начало всех этих дивных подвигов? а) В слове Божием! Его сила просветила ум Хрисанфа светом истинного Боговедения и согрела его сердце любовию к благочестию. Оно отворило ему дверь из области тьмы и греха к духовному возрождению и царствию небесному, оно показало ему ничтожество язычества и безмерное превосходство христианской веры; оно убедило его в той отрадной истине, что за этой временной, земной жизнию, полною изнурительных трудов, болезней и всякого рода скорбей есть вечная, небесная, загробная, столь блаженная для праведных христиан, что никакое слово человеческое не может изобразить всех радостей и красоты небесного жилища их; вместе с сим оно – это зиждительное слово Божие – показало ему, что вечная, безотрадная, ужасная мука ждет всех не верующих в Господа Иисуса Христа и не творящих св. воли Его, что не нужно бояться убивающих тело, но не могущих убить души, которая бессмертна и которая так драгоценна в очах Божиих, что для избавления ее от греха, проклятия и смерти потребовалась смерть Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Хрисанф не только был связан тесной дружбой с Никодимом, но и оказал определяющее влияние на формирование его мировоззрения и педагогической концепции. В некоторых произведениях 290 святого Никодима отразились его знания философии, медицины, астрономии и военного дела. Но в «Евангельской школе» Смирны, где Никодим завершил своё обучение, таких предметов не было. Можно предположить, что в совершенстве владевший этими науками Хрисанф Этолийский передал свои знания Никодиму, тем самым, повлияв на его последующую писательскую деятельность. Но главным итогом трёхлетнего обучения святого на Наксосе (1773–1775) стало «системное знание греческого языка и филологии» 291 , также ставшее заслугой его учителя Хрисанфа Этолийского. Хрисанф приобрёл общегреческую известность и авторитет ещё в период, когда возглавлял Патриаршую Академию в Константинополе, поэтому и малоизвестная до этого школа на Наксосе вскоре стала знаменитым на всю Грецию духовным и образовательным центром. «Хрисанф очень заботился об образовании своих учеников» 292 , для нужд школы им была собрана большая библиотека. Он хотел, чтобы его ученики после окончания школы на Наксосе продолжали своё образование. Работал с молодёжью острова, проповедовал Евангелие, причём делал это, как правило, бесплатно. Мы полагаем, что представление о возможности безвозмездной работы по просвещению сограждан Хрисанф передал и своим ученикам Косме Этолийскому и Никодиму Святогорцу . Он старался вдохновить учеников собственным примером, так, многие традиционалисты впоследствии на практике применяли его идею о поддержке талантливых учеников, предоставлении им жилья и стипендии. Хрисанф также на практике применил принцип долговременного вклада: в своём завещании оставил на обучение двух одарённых учеников 300 грошей, положив их под 8 процентов годовых. Впоследствии этой практикой пользовались и многие традиционалисты, в том числе и брат Хрисанфа Косма Этолийский , положивший под проценты большие суммы денег на обеспечение созданной им системы образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими. Кондак 3 Сила божественная осени вас, страдальцы Христови, во мрачнем затворе бывшия. Стоясте бо среди смрада прескверная, сиянием благодати Господней озареннии, страдая за веру Христову, непрестанными гласы поя: Аллилуия. Икос 3 Имеяше превелие желание украситеся венцами мученичества за Христа, вы святии страстотерпцы Хрисанфе и Дарие, неустанно проповедали веру Божию, обличая безумное шатание вражия идолослужения, укрепляя верныя в вере Бога истиннаго и наставляя на пути спасения. Тем же и мы зряще таковую ревность вашу по Бозе, дерзновенно вопием вам: Радуйтесь, истиннии исповедницы, не устрашившиеся грядущих мучений; радуйтесь, научающии всех не боятися человеческих прещений. Радуйтесь, во всем надежды своя и упования на Бога возложившии; радуйтесь, всех верующих в Промысл Божий веровати учившии. Радуйтесь, коварства сатаны безбоязненно посрамившии; радуйтесь, все время свое в молитвенных подвигах проводившии. Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими. Кондак 4 Буря ярости и лютых напастей гонителей не возможе поколебати веры вашея во Христа, всеблаженнии страдальцы. Вы бо Духа Святаго исполнении мужественно пред всеми Творцу воспевали: Аллилуия. Икос 4 Слыша слова Священнаго Писания, яко Бог любовь есть, блаженне Хрисанфе, возлюби душа твоя веру в Бога истиннаго. Пресвитером Карпофором наставляем, утвердися в вере и ею же Дарию, жрицу храма Минервы привел еси ко Христу, да прославися добротою несравнительною любовь Царя Небеснаго, в ней же пребывающе и мы, прославим вас воззваниями сими: Радуйтесь, яко огнь любве к Богу в сердцах ваших до конца жизни вашея в чистоте сохранившии; радуйтесь, яко истинным богословием души своя укрепившии. Радуйтесь, яко Церкви Христовой защитницы славнии; радуйтесь, верных наставницы и заступницы дивнии. Радуйтесь, и нас исполняти заповеди Божественныя научающии; радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими. Кондак 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Распрощавшись с товарищами по курсу, любившими его за прекрасный характер, и с академией, к которой до конца жизни он относился с благоговением и в которой окончил курс со степенью кандидата богословия, о. Хрисанф, напутствуемый лучшими пожеланиями, отбыл к себе на родину. Погостив там немного, простился с родными и поехал в Петербург. Здесь ему необходимо было подготовиться к путешествию и собрать все необходимое для миссии. Наконец, получив благословение от владыки митрополита и разного рода деловые указания, о. Хрисанф, возведенный в сан архимандрита, направился в Одессу, а оттуда морем к месту своего нового служения. Деятельность архимандрита Хрисанфа, о которой можно отчетливое представление составить по его литературным трудам, продолжалась около трех лет. 27 января 1904 года бой при Чемульпо заставил всю Русскую миссию с поспешностью бегства, во избежание японского плена, удалиться из пределов Кореи. Вынужденный покинуть полюбившуюся ему страну, о. Хрисанф уезжал в полной уверенности, что скоро обстоятельства изменятся и он снова явится в Корею продолжать успешно начатую проповедь Христа. Отдохнув в Шанхае и погостив в Пекинской духовной миссии, где он повидался со всеми друзьями и знакомыми по Казани, чрез главную квартиру русской армии в Ляоэн, где он останавливался служить Страстную и Пасхальную седмицы, он проследовал по сибирской железной дороге в Петербург. В столице он готовился изложить и в надлежащем виде представить кому следует немалые нужды своего детища — духовной миссии в Корее. По приезде в Санкт-Петербург на первом же приеме владыка-митрополит, когда о. Хрисанф начал излагать ему свои виды и предположения насчет Корейской миссии, сказал: «Все это хорошо, Бог благословил вас потрудиться, пусть потрудятся и другие, а теперь готовьтесь к хиротонии». Эти слова как громом поразили о. Хрисанфа, он начал было отказываться, но владыка напомнил ему о монашеском послушании и послал затем к высокопреосвященному Димитрию , архиепископу Казанскому (ныне Херсонскому), избравшему Хрисанфа себе вторым викарием.

http://pravoslavie.ru/53941.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010