7) То, что Диакона Марина, связанного духовными запрещениями аки бы за ослушание властям, на самом же деле за честное его исповедание и прославление Имени Божия, а равно и запрещение говорить о догматах, и вообще касательно имени «ИИСУС» в ските Фиваида 395 считаю делом беззакония. Считаю также беззаконием и то, что Наместник 396 порвал выписки из Св. Писания об имени «ИИСУС» Христовом и бросил их на землю с пренебрежением и повелел кланяться Алексею Кириевскому (аки кумиру точно одушевлённому) упорно унижающему и хулящему СВЯТЕЙШЕЕ ИМЯ «ИИСУС» и то, что, глумясь над именем именуют нас «Иисусианами» и насмешливо глумясь над именем «ИИСУС» пишут на бумаге Иисус и велят кланяться буквам; и то что имя Господа нашего Иисуса Христа приравнивают к разным человекам, носившим такое имя Иисус (как то: Иисус Навин, Иисус Сирахов и проч.) насмешливо посылают кланяться аки богам; и то что некоторые дерзали говорить, что погибнут все те кои идут против учения вышеупомянутого И. Алексея Кириевского. Верхом беззакония считаю богохульную рецензию инока Хрисанфа и статью прилепившегося к имеборцам архиепископа Антония Волынского, поддерживающего и способствующего к распространению имеборческой ереси 397 и прочее подобное безумие и беззаконие, кое творят последователи учения И. А. Кириевского и инока Хрисанфа. Я считаю таковое дело всё подлежащее анафеме, согласно 5-й анафеме на Варлаама. Весьма вероятно, что об этой ереси пророчествует Св. Ап. Иоанн Тайнозритель: И отверзает он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить Его Имя и проч. ( Откр. 13:6 ). Об Иереях и Архиепископе, вышеуказанных, пророчествует Св. Пророк Малахия, изобличая их проклятое имеборческое мудрование: «И так для вас, священники, эта заповедь; и если вы не послушаетесь, и если не приимете к сердцу, чтобы воздавать СЛАВУ ИМЕНИ МОЕМУ, – говорит Господь Саваоф, – то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Вот, Я отниму у вас плечо, и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним» ( Мал. 2:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

А защитникам православного почитания Имени Божия пристало название «имяславцев». Афонский инок Хрисанф по заказу афонских главарей имяборчества написал рецензию на книгу «На горах Кавказа». В своей рецензии он кощунственно похулил Имя Божие вообще и Имя Иисуса Христа, в частности. Хульную рецензию Хрисанфову архиепископ Антоний одобрил и поместил в журнале «Русский Инок», редактором которого он являлся. Св. ап. Павел говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокрытой от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» 1131 . Сам Господь говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» 1132 . А Хрисанф в своей рецензии, одобренной архиеп. Антонием (Храповицким) , Имя Божие и Имя Господа Иисуса лишает достоинства «Слова Божия», которое есть «дух и жизнь», называет их мёртвыми, а значит, не имеющими «духа и жизни», не чудодейственными, не имеющими Божественной силы, – вопреки учению Самого Господа: «Именем Моим бесы ижденут» и проч. 1133 и вопреки учению св. апостолов 1134 . Это те слова и Имена Божии, которые являются заглавием всего Божественного, Богооткровенного Священного Писания! В Хрисанфовой рецензии – сплошные ереси. Он отрицает Божество и чудодейственную силу Имени Господа нашего Иисуса Христа; он злословит Имя Господа «Иисус», называя Его относящимся лишь к человеческому естеству Христа, признаёт его простым человеческим именем, подобным именам разных ветхозаветных Иисусов, чем подпадает под 4-ю анафему 3-го Вселенского Ефесского Собора, гласящую: Достаточно только одной ереси, чтобы с омерзением отвергнуть Хрисанфову рецензию на книгу «На горах Кавказа». Он отвергает учение Самого Господа, Апостолов и святых Отцов Церкви. И эту страшную, богохульную, еретическую рецензию одобрил архиеп. Антоний и напечатал в «Русском Иноке», и сам от себя отвергает «исключительную» силу Имени Господа Иисуса Христа «ИИСУС», вопреки Священному Писанию 1139 , вопреки учению св.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

– Оставь волшебство твоё, – оно от ложной веры. Поклонись богам, как прилично всякому человеку. – Неужели ты не понимаешь, – ответил ему на это Хрисанф, – что мне помогает не волшебство, а сила Божия? Ты скоро поймёшь это, так как Господь ищет и твоего спасения! Между тем Клавдий приказал привязать Хрисанфа к столбу и жестоко бить его суковатыми палками. Но удары палок не оставляли даже следов на теле св. мученика. Все были поражены, и Клавдий, наконец, понял, что Хрисанфа охраняет сила свыше. Он приказал воинам: – Перестаньте мучить его. Я понимаю теперь, что Бог его велик и силён. Нам нечего больше делать, как только просить у Него прощения за принесённые Ему оскорбления. – И, упав вместе со всеми присутствующими воинами к ногам святого мученика, Клавдий произнёс: – Воистину, Бог твой – единый и всемогущий Бог . Умоляем тебя, приведи и нас к Нему, сделай нас Его рабами! Хрисанф начал объяснять им, что Бог близок ко всякому человеку, кто ищет Его сердцем; он говорил о могуществе Бога, о милосердии и благости Его. Все слушали с великим вниманием, а потом стали приводить и родственников своих. Через несколько дней множество язычников перешло на сторону истинной веры. Сам Клавдий, жена его Илария, два сына и многие другие из воинов приняли святое Крещение. Это дошло до слуха императора. Он приказал Клавдия утопить, а его семью и остальных новообращённых воинов казнить. Все они были усечены мечом, но с радостью приняли смерть свою. Между тем Хрисанфа и Дарию предали новым мучениям, но, как и прежде, сила Божия охраняла их, и знамения, которые Господь являл ради них, привели многих язычников к истинному Богу. В конце концов, Хрисанфа и Дарию вывели за город и закопали живьём в землю. Часто потом христиане собирались на том месте, где были заживо погребены эти святые мученики. Одно только пребывание на святом месте чудесным образом исцеляло больных. Мученик Никифор Память 9 февраля " " Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» ( 1Иоан. 4:20 ). «И если семь раз в день согрешит против тебя [брат твой] и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, прости ему» ( Лук. 17:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Указ, соч. Т. 1, стр. 240–241). 58 Ассиро-вавилонская религия (из соч. Г. Раулинсона). Религия халдеев. Труды Киев. дух. Академии 1884 г. Т. 3. стр. 124–5. 68 Сравн. Втор. 32:15 : «утучнел, отолстел и разжирел (Израиль), и оставил он Бога, создавшего его». Также Осии 13:6 : «имея пажити, они были сыты, а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня « . Там же, 10:1: «чем более у Израиля плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры » . 86 В так называемых «папирусах исхода» Heath прочитал указание на исход евреев из Египта и даже на лица, обозначенные в Библии, а другие египтологи ничего подобного не нашли, кроме каких-то семейных писем, трактующих о вопросах нравственных и общественных. (Хрисанф. Указ. соч. стр. 12). В папирусе «Анастаси И» Лаут находит один смысл (ему нужный), а Бругш – совсем другой. (Чтения в общ. люб. дух. просвещения. 1880 г. ч. 2, стр. 558–9. 89 В орфических гимнах Кронос представляется в связи с луною: солнце его отец, а луна – мать. Хрисанф. указ. соч. Т. 2, стр. 362. 91 Зевс – бог атмосферных явлений, наиболее поразительных для человека, помрачающих небо, солнце и луну, и потрясающих землю. Гезиод при самом рождении Зевса обозначил его, как отца богов и людей «от грома которого содрогается обширная земля», стр. 125. 97 Более ясно пантеистическая идея выразилась в сказании Гезиода о различных генерациях людей, следовавших одна за другой. Сначала был род «золотой». Люди жили беспечально, как боги. Земля скрыла этот род, и его представители стали добрыми духами, хранителями смертных людей. Потом боги произвели род «серебряный», худший первого. И его скрыла земля, и т. д., до рода, «железного», самого несчастного, дожившего до времени Гезиода (Opera et Dies. Стр. 9–15). Это напоминает те генерации существ, которые последовательно творил Брама и которые не годились для заселения земли, так как в них Брама ещё недостаточно овеществился. 105 Более подробно изложено это в брошюре автора: К вопросу о библейской истории миротворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

12), но и сам человек – ничтожество. Что такое пред Ним все взятое вместе человечество? Народы пред Ним как капля из ведра, как пылинка на весах (ст. 15). Все они перед Ним как ничто, даже менее чем ничто: менее ничтожества и пустоты считаются у Него (ст. 17). Как небо, выше земли, так пути Божьи выше путей человека и мысли Божии выше мыслей человеческих (55:9). Кто уразумел дух Господа и был советником у Него и учил Его (40:13)? Весь мир перед Ним, как колебанье стрелки весов, или как капля утренней росы, сходящей на землю, – говорил, поясняя ту же мысль, составитель книги Премудрости Соломона (11:23). Яснее, разительнее нельзя было выразить доступным народу языком мысль о беспредельности бесконечного Духа, о премирности Бога Израилева, который, по словам другого пророка, есть Бог и вблизи и вдали ( Иер. 23:23 ). Ту же идею отрешенности божества от мира выражает со времени Моисеева законодательства и одно из самых отличительных и часто употребляющихся в Библии имен Иеговы – Бог Святый или Святый Израилев. С этим именем открывается Бог израильтянам только со времени освобождения их из египетского рабства и основания теократии. С этой эпохи святость становится отличительным свойством Бога откровения – Иеговы; и закон и пророки постоянно указывают на это свойство и в отличие Иеговы от ложных богов и для возбуждения народа к благочестию. Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, творец чудес ( Исх. 15:11 )? – взывали евреи в хвалебной песне по переходе через Красное море. Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его ( Ис. 57:15 ), восклицает пророк. Он же слышит и на небе тоже хвалебное имя Иеговы, воспеваемое небесным воинством. Свят, свят, свят Иегова Саваоф: такова песнь Богу серафимов и херувимов, окружающих престол славы Божией (6:2, 3). В этом свойстве Иеговы как бы сосредоточивались все другие великие Его совершенства. Ни в одной из древних религий не приписывалось такого значения этому свойству Божию, многим из них оно было и вовсе неизвестно. Мы привыкли соединять с ним нравственный смысл, и он заключается в нем действительно, но не исключительно. Значение этого понятия гораздо шире. Cadosch (), святый значит, прежде всего, выделенный, особенный, необычайный, или еще ближе к корню – чистый, светлый 68 Таким образом в приложении к понятию о Боге это слово означает, прежде всего, существо чистое и великое, – Духа бесконечного, отрешенного от всего видимого и вещественного. Святый Израилев есть Бог премирный, безмерно возвышенный над всем конечным миром. В таком значении и употреблено в первый раз это имя в песне евреев по переходе через море. Таково значение и хвалы, воспеваемой Иегове небесными силами. В такой же связи понятий говорит пророк о Святом Израилевом везде, где изображает отрешенность Иеговы от мира и Его безмерное величие ( Ис. 40:18,25. 5:16 ) 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

329 Ни изгнание, ни заключение в темницу долго не были известны, последнее до времени царей, первое до времени освобождения из плена ( 1Ездр. 7:26 ); по крайне мере, ни о том, ни о другом нет упоминания в законе. Впрочем, наказание ссылкой, при тех отношениях между народами, какие были в глубокой древности, равнялось бы смерти. 330 О судии Гедеоне, имевшем кроме известного Авимелеха, еще семьдесят других сыновей, сказано: у него много было жен (8:30); без сомнения, также не в единоженстве, жили судия Иаир и судия Авдон, имевшие тот тридцать двух, а этот сорок сыновей (10:4; 12:14). 332 Взгляд этот прекрасно выражен в последствие в книге Притчей: кто злословит отца или мать, того светильник погаснет среди глубокой ночи (20:20), а у того, кто насмехается над отцом и пренебрегает покорностью к матери, глаз выклюют вороны дольние и сожрут птенцы орлиные (30:17). 339 Пророк Самуил, передавая волю Господа, говорил евреям, что царь возьмет сыновей их и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать перед колесницами его, и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы возделывали поля его и жали хлеб его и делали ему воинское оружие и колесничный прибор ему; и дочерей их возьмет к себе, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы, и что вообще содержание царя и двора его будет дорого стоить народу ( 1Цар. 8:10–18 ). 340 Эвальд называет ее базилео–теократией. Gesch. d. Volk. Israel. В. II. S. 451. 1845. Gottingen. 343 Запрещение употреблять в пищу некоторых животных можно конечно объяснять и из видов обособления евреев в их быте от других соседних народов, верблюд – животное обитателей пустыни, собака употреблялась в пищу в Финикии. 345 Замечательно и здесь по мысли побуждения, какое указано для этого постановления: город и люди ведут с тобою войну, а не дерева (ст.20). Читать далее Источник: Религии древнего мира в их отношении к христианству : Ист. исслед./[Соч.] Архим. Хрисанфа, ректора С.-Петерб. духов. семинарии. Т. 1-3. - Санкт-Петербург : тип. духов. журн. " Странник " , 1873-./Т. 3. - Библейское вероучение в сопоставлении с религиозными воззрениями древности и его отличительный характер; Учение о язычестве у древних отцов и учителей церкви; Взгляд на состояние вопроса о язычестве в современном богословии. - Санкт-Петербург : тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1878. - 675 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

50), но и другого действия; они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах ( Иер. 10:5 ). Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их ( Пс.134:16,17 ). И то, что предполагалось этими символами, те силы или духи, которые, по мнению язычников, действовали в идолах или через идолов, также пустота и ничтожество. Эти предполагаемые духи не только лишены божественного достоинства, но, как вымысел, не существуют в действительности. Все уставы народов, говорил пророк Иеремия, укоряя евреев за страх, какой они питали к небесным знамениям, пустота, совершенная пустота, дело заблуждения (10:3,15). Суетные, т. е. измышленные языческие боги ничего не могут сделать (14:22). Они не могут ни внимать, ни отвечать тем, кто им молится ( 3Цар. 18:26 ), ни вредить, ни приносить пользу; все они ничто, ничтожны и дела их ( Ис. 41:24,29; 44:9,10 . Авв. 2:18 . 1Цар. 12:21 ); а культ их – одни глупости ( Ион. 2:9 ; Иер. 10:15; 51:18 ). Еврейские термины, какими обозначаются в Библии существо и значение языческих богов, выражают именно понятие ничтожества или призрачности, обмана чувств. Эти термины: , противополагавшиеся, как уже говорили мы, слову Элогим 101 , и , которое собственно значит: пустота, облако (исчезающее), призрак 102 . Таков господствующий взгляд Ветхого Завета на языческих богов. Если иногда эти боги представляются существами действительными, живыми ( Исх.15:11 ; Пс.105:37; 94:3; 95:4 ), то это олицетворения, свойственные поэтическому, живому изображению 103 . В одной из священных еврейских книг, не признанной, впрочем, канонической, именно в книге Премудрости Соломона, известной только на греческом языке, подробнее описываются и виды идолопоклонства и причины его происхождения. Писатель, знакомый с языческими доктринами не соседних только народов, но и египтян и греков, различает, по–видимому, более утонченные формы языческого культа от более грубых – обожание величественных сил и явлений природы от обоготворения произведений человеческого искусства, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

80 Мы не занимаемся решением вопросов ни о сущности мистерий (именно, были ли они средством для передачи высшей, сообщаемой только избранным, мудрости, или же они были не более, как религиозными церемониями, не заключившими в себе и не сообщавшими никакого тайного учения), ни о родах и классах мистерий (древне-греческих, восточных и неоплатонических); не излагаем их истории; не вдаемся в подробное исследование и образ  их совершения, решение всех этих вопросов надолго отвлекло бы нас от главного предмета исследования и не особенно нужно для задачи нашего сочинения, как историко-догматического; притом о всем этом существуют специальные сочинения, к которым мы и отсилаем читателя. Самым капитальным из этих сочинений признается: многоученое, полное фактических данных сочинение Лобека (Aglaophamus, sive de theologiae mysticae graecorum causis libri tres. Reg. Pruss. 1829), далее следует также замечательное сочинение Преллера (Demeter und Persephone ein Cyclus mythologischer Untersuchungen. Hamb. 1837), и ero довольно обширная, коротко излагающая, но вполне обнимающая почти все, что доселе выработано западною наукою о мистериях, статья в Pauly-Real-Encyclopädie der classischen Alterthumswissenschaft (lit. M. Bd. V Stuttg 1848), и наконец сочинение Creuzer (Symbolik and Mythologie der alten Völker 4 Theile 3 Aufl. 1837 ff.). Есть несколько исследований и на русском языке: гр. Уварова (Соврем. 1847 кн. 2), И. А. Чистовича (Древне-греческий мир и Христианство . Спб. 1871 г.) и преосв. Хрисанфа (во 2-м томе его «Истории древних религий» Спб. 1875 г.). 85 Так см. Амос. 7:9: опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы (τελετα το Ισραηλ). Прем. Сол. 12:3–5: возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения (ργα φαρμακειν κα τελετς), и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях (κ μσου μστας θισου). Соеденение μυστρια и τελετα см. Прем. Сол. 14:15. Здесь, рассуждая о происхождении идолопоклонства, премудрый говорит, что отец оплакивая своего сына, делает его изображение, почитает его как Бога и передает подвластным μυστρια κα τσ  τελετσ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Безмерно высоки и едва понятны для человеческой мысли и воображения и те последствия, какие должно было в нравственном состоянии человека и человечества произвести явление дня Иеговы и откровение вечной правды через Мессию. Со всех народов снято будет покрывало неразумия, дотоле лежавшее на всех племенах ( Ис.25:7 ). Вся земля наполнится познанием славы Господа, видением истины, как воды наполняют море ( Авв. 2:14 ). Потоки боговедения из этого моря знания польются на всех без исключения. Благодать Духа Божия изльется на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния· сыны и дочери, старцы и юноши, рабы и рабыни будут видеть истину и получат дух пророческий ( Иоил. 2:28,29 ). Слава Господа явится в новом Иерусалиме, на новом Сионе, к свету которого придут все народы ( Ис. 60:3–5 ). Свет этот – не свет солнца и луны, а свет самого Господа; это духовное светило уже не будет заходить, как видимое солнце, или умалять свой свет, как луна: это будет вечный, божественный свет (стт. 19, 20). Народ этого Сиона, облистанного светом Божьим, будет свят, искуплен Господом (62:12). Существенно изменится нравственный быт народов; правда и истина будут царствовать вместе с всеобщей любовью; вместо вражды и своекорыстия, которые ныне правят действиями отдельных лиц и народов, явится мир, исчезнет всякое проявление неприязни. Волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе c козленком, и теленок и молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе и лев, как вол будет есть солому, т. е. перестанет быть плотоядным зверем; народы перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать ( Ис. 11:6–9; 2:4 ; Мих. 4:3 ). На горе Сион, которая над всем возвысится и к которой придут народы ( Мих. 4:1,2 ), не будут делать ни зла, ни вреда, и настанет полный и вечный мир (5:4,5). Это изображение нравственного переворота, который совершится в человечестве в эпоху Мессии, так велико, что и для нашего времени служит еще только предметом желаний и ожиданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

В вас, - говорит ап. Павел, - должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:5-7). Этот момент " самоуничижения " , " истощения " Божества подчеркивает особенно в святоотеческих творениях александрийская школа. " Слово человеческое истощается, будучи по природе неистощимым. Бесплотный воплощается, ибо Слово плоть быстъ... " " Будучи Богом, Сыном Отца, и человеком, рождается по плоти от жены и принимает образ рабства, т.е. человечества. Он, Который был в образе Бога и Отца, в Котором и из Которого все, Который всего Творец " (Кирилл Александрийский). И в этом акте добровольной жертвы нет для Божества никакого унижения или умаления Его достоинства. Нет, потому что нет предела Божественной Любви, нет, потому что все, созданное Богом, свято по своей природе, и грех лишь исказил ее существо " . " Нет ничего бесчестного для зодчего жить в доме, который он построил; глина не служит к порицанию горшечника, когда он устрояет какой-нибудь сосуд " . " Бога не оскверняет то, что Он Сам устроил, и Он не подвергает Себя нечистоте, когда Он воплощается ( " Беседа Прокла Кизического " ). " Но, может быть, кто-нибудь скажет, что недостойно и унизительно для Бога Слова проливать слезы, страшиться смерти, избегать чего-либо... Но в том-то и состоит обнищание, которое Он добровольно принял за нас. Если тебе кажется столь недостойным унижение обнищания, то тем более удивляйся Божественной Любви и не называй уничижительным добровольное обнищание ради тебя. Назывался Сыном по-человечески, чтобы через Него могли стать сынами Божиими люди " (Кирилл Александрийский). Христос не только проходит земную человеческую жизнь вплоть до крестных страданий, Он совершает и последний акт Божественной любви - проходит через смерть, чтобы оживотворить всех своим воскресением. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть, через человека, так через человека и воскресение мертвых (1 Кор. 15:17-21). Этой религиозной диалектикой в отношении Бога и мира, этой внутренней связью Бога со всей тварью достигается внутреннее освящение всего бытия, всего тварного мира. Жертвенное нисхождение Бога в мир есть осуществление дела спасения и преображения мира. Ни в дохристианских религиозных учениях, ни в современных философских учениях нет и не было ничего подобного по глубине мысли, говорит по этому поводу еп. Хрисанф в цитированном уже классическом своем труде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010