С каждым десятилетием их труды приносили все более богатые плоды. Работы профессора М. М. Тареева (1866–1934) о сущности христианства – «Искупление Богочеловека», «Основы христианства» (1908–1910), «Философия жизни» (1916); профессора В. И. Несмелова (1863–1920) о природе человека – «Наука о человеке» (1896–1903); архиепископа Никанора (Бровковича) († 1890); митрополита Антония (Храповицкого) (1863–1936) – «Православное учение о спасении» (1896); священника Павла Флоренского (род. 1882) – «Столп и утверждение истины» (1914) и, наконец, протоиерея Сергия Булгакова (1871–1945), издавшего уже во Франции ряд больших трудов по православной догматике – «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945), «Апокалипсис Иоанна» (1948) – являются крупными и оригинальными вкладами в сокровищницу мировой христианской мысли. Они показывают, что русское православие имеет силы и дарования для служения не только своему родному народу, но и всему человечеству. Православие и народное просвещение Лучшие представители Русской Церкви не были, однако, погружены лишь в глубины научной работы. Их занимало не одно богословие, но и задачи просвещения широких масс русского народа светом Христовой истины. Несмотря на препятствия, которые стояли на этом пути, члены Православной Церкви пытались основывать всевозможные просветительные и благотворительные братства и общества. Они боролись с пьянством, невежеством и пороками, и их особенно занимала огромная задача распространения грамотности в народе. Так, например, с 1859 до 1865 г. было открыто 21.400 новых приходских школ по почину духовенства. Это движение встретило несочувствие в правительственных и общественных кругах и было остановлено. Однако, оно возобновилось снова при Победоносцеве, и в конце столетия число приходских школ достигло внушительной цифры 42.000. Замечательный опыт подлинно православной школы был проделан гениальным русским педагогом Сергеем Александровичем Рачинским (род. 1833 г.), автором книги «Сельская школа» (Москва, 1891).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Уж очень переболела душа моя...»: где всего сильнее сказалось у нас заморское засилье К 150-летию со дня рождения выдающегося русского архипастыря 29.03.2013 1017 Время на чтение 16 минут Архиепископ Антоний в 1917 году. Художник М. В. Нестеров + + + К 150-летию со дня рождения выдающегося русского архипастыря, митрополита Антония (Храповицкого) (17/30 марта 1863 - 28 июля/10 августа 1936), мы помещаем одну из пока еще малоизвестных (и, может быть, в чём-то спорных), предельно искренних, его статей из журнала « Пастырь и паства» (1917. - N15/16.- С. 377-382; N 17/18.- С. 419-425) , опубликованных во время гонений после Февраля 1917-го на правящего епархиального архиепископа Харьковского и Ахтырского (см. подробнее об этом периоде ). + + + Публикацию, приближенную к современной орфографии (по изд.: Митрополит Антоний (Храповицкий. Избранные труды, письма, материалы.- М.: Православный Свято-Тихоновский гум. ун-т, 2007.- 1056 с.), специально для Русской Народной Линии подготовил проф. А. Д. Каплин. Заглавие - составителя. + + + Где всего сильнее сказалось у нас заморское засилье Ответ на такой вопрос начнем с другого вопроса: может ли быть что-либо более противоположное между собою, как монархический абсолютизм и демократи­ческая республика? Эти два строя ни в чем между собою не согласны, но они сходятся в одном: не сам по себе тот и другой строй в этом сходятся, а вот недав­но бывший русский абсолютизм и оппозиция, в последние дни ставшая во главу общественной жизни, сходились между собою в одном приеме управления, и дай Бог, чтобы это вовсе не трогательное единодушие не было продолжено и на дальнейшие годы русской жизни. Пора сказать, в чем сходились два противоположных течения. Увы, в не­добром деле. В порабощении Церкви государственной власти. Это было неза­конно в период монархии, которая на каждом коронационном торжестве читала Символ веры и царские уста неизменно произносили: «Во едину Святую Со­борную и Апостольскую Церковь». Незаконно это и при либеральном управле­нии, которое обещает свободу и самоуправление на все стороны, но лишает той и другой ту отрасль жизни, которая по самой природе своей и по слову Божию должна быть свободна при всяком образе правления и, несомненно, пользовалась и пользуется большею свободой даже в магометанской Турции, чем в России.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/30/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Храповицкий Алексей Павлович; 17.03.1863, с. Ватагино Крестецкого у. Новгородской губ.- 10.08.1936, г. Сремски-Карловци, Югославия), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в семье помещика из старинного дворянского рода. Детство А. Храповицкого прошло в родном селе и в Новгороде, в С.-Петербурге он окончил с золотой медалью 5-ю классическую гимназию. Религ. воспитанием обязан матери, еще в детстве решил посвятить себя служению Церкви. В юности испытал влияние Ф. М. Достоевского , личность к-рого являлась предметом внимания и темой сочинений А. в течение всей его жизни. (Мнение о том, что А. является прототипом Алеши - одного из героев романа «Братья Карамазовы»,- неверно, поскольку А. не был лично знаком с Достоевским.) Духовное формирование А. П. Храповицкого было связано с чтением творений отцов Церкви и житий святых, увлечением идеями славянофилов. А. изучал также труды В. С. Соловьёва , идеи к-рого впосл. критиковал прежде всего за прокатолич. направленность. Важным событием в жизни юноши стало его знакомство с просветителем Японии, начальником японской правосл. миссии архим. св. Николаем (Касаткиным) и его сотрудниками. В 1881 г., несмотря на возражения отца, А. П. Храповицкий поступил в СПбДА, где сблизился с М. М. Грибановским (впосл. еп. Таврический Михаил ), к-рый первым после 20-летнего отсутствия в СПбДА постригов студентов в монашество принял иночество; эта дружба укрепила в Храповицком желание посвятить себя служению Церкви в качестве ученого монаха. На 3-м курсе он под руководством проф. А. Е. Светилина приступил к написанию канд. соч. «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». Перед окончанием академии, 18 мая 1885 г., Храповицкий принял постриг с именем А. По завершении в том же году академического курса А. был удостоен ученой степени канд. богословия. 12 июня рукоположен во иеродиакона, 29 сент.- во иеромонаха, оставлен в СПбДА профессорским стипендиатом и назначен субинспектором.

http://pravenc.ru/text/116026.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Не должно отчаяваться! Из «Словаря к творениям Достоевского» 08.08.2013 1321 Время на чтение 18 минут К 77-летию со дня кончины (28 июля/10 августа 1936) одного из выдающихся русских архипастырей, митрополита Антония (Храповицкого) (1863-1936) ниже мы помещаем фрагменты из его «Словаря к творениям Достоевского». Это сочинение было написано Святителем в период его заключения польскими властями в Галиции, в униатском монастыре в Бучаче (1919 г.) Впервые опубликовано: Митрополит Антоний (Храповицкий). Словарь к творениям Достоевского (Не должно отчаяваться). - София: Рос.-болг. кн-во, 1921. - 185 с. Затем «Словарь...» неоднократно переиздавался, в том числе на французском и английском языках. Публикацию (приближенную к современной орфографии, в сокращении) специально для Русской Народной Линии подготовил профессор А. Д. Каплин. Сверено по изд.: Антоний (Храповицкий), митрополит. Избранные труды, письма, материалы.- М.: Правосл. Свято-Тихоновский гум. ун-т, 2007.- С. 279-347. Примечания - составителя. ВВЕДЕНИЕ Отношение к предсказаниям Достоевского прежде и теперь Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружа­ющих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руко­водиться, то, оглядываясь туда и сюда, они силятся вспомнить тех учителей и пророков, которые в свое время старались вразумить их, угрожая в противном случае грядущими бедствиями, на что, однако, люди не обращали в свое время должного внимания или даже отзывались насмешками и бранью. Но вот гроз­ные предсказания сбылись во всей точности: народ потонул в крови, исчах от голода и холода, сгнил от болезней, все возненавидели друг друга и друг друга трепещут. Хватаясь за голову и ломая руки, они восклицают: «Ведь все это нам предсказано, все это вслух всей стране возвещалось в книгах, которые мы все читали, но мы, безумные, смеялись над нашим пророком именно за эти предска­зания, хотя и благоговели перед его гениальным умом и талантом. А теперь то, что казалось нам тогда, т. е. 50 лет тому назад и даже 5 лет тому назад, плодом мрачной фантазии великого человека, теперь сбылось с такой ужасающей точ­ностью, что мы готовы признать эти предсказания за непосредственные откро­вения Божии, хотя сам автор и не думал выдавать их за таковые, а представлял их как плод своих наблюдений над жизнью России и Европы, над историей человечества и над русским характером».

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/09/...

митрополит Антоний (Храповицкий) (29.03.1863–10.08.1936) Искусствоведение Исламоведение История Русской Православной Церкви Литературоведение Общая церковная история Пастырское богословие Сравнительное богословие Догматическое богословие Священное Писание Нравственное богословие Письма Собрания сочинений Труды на иностранных языках митрополит Антоний (Храповицкий) Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Биография В миру Храповицкий Алексей Павлович, родился 17 марта 1863 г. в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877-1878 гг. 1) . Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию. В ранней молодости находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же. В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 году был рукоположен во иеромонаха. Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества. Академическая карьера В 1885 году по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1886 год. В 1886 году назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию. В 1887 году был избран исполняющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета. В " Церк. Вестнике " за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре " Введение в круг богословских наук " той же Академии до 1890 года. В 1888 году получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: " Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности " . В том же году утвержден в звании доцента Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

тип., 1865/протоиерея, проф. Василия Ивановича Добротворского (1822–1894); многие работы Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова (1828–1891), проф. Московской духовной академии («Религия, ее сущность и происхождение», «Чтения по философии религии», «Бессмертие души» и др.); «Умозрительная психология» протоиерея, профессора Московской духовной академии, Федора Александровича Голубинского (1797–1854)/посмертное изд.: М.: Унив. тип. Каткова, 1871/; психологией насквозь пронизан трехтомный труд епископа Никанора (Бровковича) (1826–1890) «Позитивная философия и сверхчувственное бытие»/СПб., 1875–1888/; «Учебник психологии» священника Александра Константиновича Гиляревского/Новочеркасск, 1883/; магистерская работа «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности»/СПб., 1888/иеромонаха, впоследствии митрополита, Антония (Храповицкого) (1863–1936); «Грехи чувств»/М., 1888/протоиерея, впоследствии епископа, Виссариона (Нечаева) (1823–1905); «О невозможности чисто-физиологического объяснения душевной жизни человека»/Харьков, 1890; 2-е изд.: СПб., 1894/архимандрита Бориса (Плотникова) , ректора Киевской духовной семинарии; разнообразные работы протоиерея, проф. Университета св. Владимира Павла Яковлевича Светлова (1861–?); «Психология»/Харьков, 1893/и другие работы Вениамина Алексеевича Снегирева (1842–1889), профессора Казанской духовной академии; работы профессора С.-Петербургской духовной академии Виталия Серебренникова; «Наука о человеке» Виктора Ивановича Несмелова (1863–1937), профессора Казанской духовной академии; «Психология веры»/Сергиев Посад, 1899/профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Введенского (1861–1913). Начало XX века до Октябрьской революции было достаточно плодотворным с рассматриваемой нами точки зрения: именно в это время появилось много религиозно-психологических исследований, которые вдвойне интересны для современных психологов тем, что носят характер объективной и широкой критики материалистических и редукционистских (антипсихологических) тенденций, которые все больше набирают силу и в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

По Никону, Царь есть только один из членов Церкви, обязанный ей повиновением, и потому он не имеет права изменять церковный устав и обряды, участвовать в избрании и поставлении священнослужителей, вопреки устойчивой византийско-вселенской традиции он не имеет права также и созывать Соборы. Все это прерогативы Патриарха. Об утверждавшем обратное знаменитом канонисте Матфее Правильнике ( Властаре, ок. 1360) Никон говорил: « О Матфее... не ведаем, кто он есть ». Никон учит, что вся деятельность Царя подчинена его постоянному контролю; он судит Царя, то как носителя верховной власти, то как частного человека. Любые проявления государственной власти, а через это вся государственная и общественная жизнь, тогда лишь могут быть признаны законными, когда они получили одобрение со стороны патриарха. «патриарх есть образ жив Христов и одушевлен, делесы и словесы в себе живописуя истину». Вопреки знаменитым словам преп. Максима Грека о том, что Царь есть образ одушевлен самого Царя Небеснаго Образ Христа - Царь, епископаы - образы и преемники апостолов: такова Восточная, Православная традиция. Наследие Патриарха Никона не пропало втуне. И это касается не только «книжной справы», в которой он сам покаялся, и вернулся в Ферапонтове к «старинам». В начале ХХ века, со все большим распространением ( после 1905 г) идеи «церковной свободы», оно оживает и начинает «работать само». Один из виднейших русских архиереев этого времени митрополит Антоний Волынский (Храповицкий, будущий глава РПЦЗ, 1863 - 1936) полагал Патриарха Никона «величайшим человеком русской истории за последние 200-300 лет, а может быть и всей мировой истории» . В связи с этим нелишне упомянуть о тогдашних дневниковых замечаниях самого прошедшего «искушение революцией» о. Павла Флоренского ( потом это вошло в его труд «Философия культа», М, 2004, СС 292-293): « «В церковных кругах, считающих себя правилами благочестия и столпами канонической корректности, с некоторых пор стараниями главным образом архиепископа Антония (Храповицкого) стала культивироваться мысль о безусловной необходимости неограниченной церковной власти и склонность к светской власти так или иначе коллективной, например ограниченной коллективно выработанной конституцией или решениями того или другого представительного органа» И здесь о.Павел продолжает: Ничего не возражая в данном месте против «Патриарха Московского и всея Руси», мы не должны, однако, забывать и того обстоятельства, что единовластное устройство Русской Православной Церкви еще решительно ничего не значит для Православной Церкви и есть определенно мечта католическая " И далее, аргументируя наличием многих Поместных Церквей, о.Павел Флоренский говорит: «Единый Император всего православного мира - это несомненная предпосылка древнего церковного мышления, и эта предпосылка всегда жила и живет в церковном сознании, как безусловная норма, как заповедь исторического делания христианским народом» ( там же , с 294)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

С. 128–129). 1051 Печатается по: С[хи]а[рхимандрит] Гавриил. О мире благодатном. (Письмо Старца духовным детям)//Голос Церкви. М. 1913. 10. С. 53–56. Преподобный Гавриил (Гавриил Феодорович Зырянов, 14.3.1844 †24.9.1915), схиархимандрит – родился в семье благочестивых крестьян Пермской губернии. Поступил в братство Оптиной пустыни (1864). Перешел в Высоко-Петровский монастырь (28.12.1874). Пострижен в монашество с именем Тихон (13.8.1875). Посвящен в сан иеродиакона (1877). Перешел в Богоявленский монастырь в Москве (19.8.1880), а затем в Раифскую пустынь (29.6.1881). Посвящен в сан иеромонаха (24.1.1883). Переведен в Седмиезерную пустынь (7.11.1883). Пострижен в схиму с именем Гавриил (5.10.1892). Награжден золотым наперсным крестом от Св. Синода (1900). Утвержден Св. Синодом наместником (фев. 1902). Возведен в сан схиархимандрита (9.6.1902). Перешел в Спасо-Елеазарову пустынь под Псковом (1908). Приехал в Казань 29.8.1915, где и скончался. Был погребен в Седмиезерной пустыни. Во время послереволюционного лихолетия мощи Старца были спасены его почитателями и покоились в алтаре одного из казанских храмов. Прославлен в Казанской епархии как местночтимый святой. 1052 Печатается по: Архиепископ Антоний, Волынский. Русская правда. (К выборам в 4-ю Госуд. Думу)//Голос Церкви. М. 1912. 10. С. 168–174. Речь идет о митрополите Антонии (Храповицком, 17.3.1863 †28.7.1936), Киевском и Галицком. Родился в с. Ватагино Новгородской губ. в дворянской семье. После окончания Санкт-Петербургской духовной академии (1885) и пострига в мантию преподавал в Холмской духовной семинарии (1886). Исполняющий должность доцента (1887), потом (1888) доцент С.-Петербургской духовной академии, магистр богословия. Ректор С.-Петербургской духовной семинарии (1889), архимандрит. Ректор духовных академий: Московской (1890) и Казанской (1895). Хиротонисан во епископа Чебоксарского (7.9.1897). Епископ Чистопольский (1899), епископ Уфимский и Мензелинский (1900), епископ Житомирский и Волынский (1902, с 1906 – архиепископ, одновременно состоял Экзархом Вселенского Патриарха для Галиции и Карпатской Руси). Член Св. Синода (6.5.1912), член Государственного совета (1906–1907). Архиепископ Харьковский и Ахтырский (1914). Сразу же после февральской революции 1917 г. уволен на покой в Валаамский монастырь. Архиепископ Харьковский (19.8.1917, с 28.11.1917 – митрополит), митрополит Киевский и Галицкий (30.5.1918). Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., один из трех кандидатов на Патриарший Престол, член Патриаршего Св. Синода. Временно управляющий Екатеринодарской епархией, глава Высшего Церковного Управления в Новочеркасске (1918). Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Перед кончиной принял схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Про «типун» на языке, самую вкусную яичницу на свете и другие истории протоиерея Стефана Павленко Ольга Рожнёва Митрофорный протоиерей Стефан Павленко служит в храме Всех Святых, в Земле Российской просиявших в городе Бурлингейме, в Калифорнии. Это наша новая беседа с ним. Предыдущие здесь: Как обновляются иконы и сбываются пророчества , Об одной «ошибке» в судьбе святителя Иоанна Шанхайского и другие истории , Люди старой России . Митрофорный протоиерей Стефан Павленко Я – просто батюшка, которому владыка Антоний исповедался Сегодня я хочу поделиться с вами, дорогие читатели портала «Православия.ру» , своими воспоминаниями об архиепископе Антонии (Медведеве; 1908–2000). Сам я родился в 1947-м году, служу у Престола Божия уже 50 лет, и мне не хочется, чтобы мои воспоминания о таком замечательном архипастыре, каким был владыка Антоний, просто канули в Лету. Долгие годы я был его духовником, но вообще-то мне стыдно называть себя так, потому что – ну какой же я ему духовник?! Он был духовным гигантом, богословом, он был старцем, а я и рядом с ним не стоял... Я – просто батюшка, которому он исповедался. Исповедался владыка Антоний всегда очень трепетно, искренне, глубоко – мне страшно было видеть, как он исповедуется, – словно я поднимался вместе с ним на несвойственную мне самому духовную высоту. Для меня это было поучительно и назидательно: его глубокое смирение и то влияние, которое он оказывал на меня – тогда еще совсем молодого и постепенно стареющего священника. Сначала я жил в Сан-Франциско, и владыка мог исповедаться мне при любой возможности, потом я жил в Бурлингейме – полчаса езды до Сан-Франциско. В жизни бывают всякие трудности, сложности, не всегда все шло гладко, и владыка имел свои понятия и представления о том, как он должен себя вести. Какие-то вещи могли его печалить – у него была очень чуткая совесть, и он желал служить Церкви на очень высоких духовных началах. Архиепископ Антоний (Медведев) Архипастырь любви Владыка Антоний (Медведев) был одним из последних архиереев – свидетелей жизни блаженного Митрополита Антония (Храповицкого; 1863–1936), самого первого Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Владыка Антоний был с ним в Белграде, знал его, помнил его заветы. Митрополит Антоний (Храповицкий) был архипастырем любви, и наш владыка был продолжателем этого архипастырства любви. Он любил свою паству, своих священнослужителей, переживал их трудности и скорби вместе с ними.

http://pravoslavie.ru/141073.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Ложный пророк О Владимире Соловьеве 29.01.2021 3591 Время на чтение 8 минут Ниже мы помещаем статью 1908 года (Впервые опубликована : Волынские Епархиальные Ведомости.- 1908.- С. 239-243 (часть неоф.)) одного из известных русских архипастырей, митрополита (тогда - архиепископа Волынского и Житомирского) Антония (Храповицкого) (1863-1936). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том III. - СПб.: Издание И.Л. Тузова, 1911. - С. 184-189) подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Курсив в тексте - авторский. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. Постраничные ссылки заменены концевыми. Подзаголовок - составителя. + + + Гораздо отраднее для сердца говорить о ближнем хорошо, нежели худо, особенно в том случае, если приходится говорить о человеке, с которым делил задушевные беседы; но если ложные похвалы его личности поддерживают собою целую систему ложных убеждений, то надо обличить эту ложь. Я видался много раз с В. С. Соловьевым от 1886 до 1895 года, да и после, до самой его смерти не прерывал знакомства с ним. Это был высоко одаренный человек с разнообразными познаниями, с недюжинным талантом поэтическим и с крупным талантом философским. Но он вовсе не был аскетом и вовсе не был человеком искренним. Слишком ранняя знаменитость, - с 23 лет от роду, нравственно извратила его точно так же, как и нескольких близких мне духовных лиц, семейных и монашествующих. Потребность огромной восторгающейся аудитории есть своего рода алкоголизм, и он почти всегда соединяется впоследствии с алкоголизмом запойным, что и случилось с бедным Владимиром Сергеевичем еще в молодости. Он был форменный алкоголик, и в этом заключалась причина его недолгой жизни. Драпируясь с 25-летнего возраста во внешность Иоанна Крестителя (по известной картине Иванова), Соловьев распространял слухи о своем девстве, о невкушении им мяса и пр., но все это продолжалось до его первого падения и затем сменилось самым разнузданным препровождением времени, хотя бедный философ и продолжал поддерживать слухи о своей святости.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/08/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010