Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Храповицкий Алексей Павлович; 17.03.1863, с. Ватагино Крестецкого у. Новгородской губ.- 10.08.1936, г. Сремски-Карловци, Югославия), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в семье помещика из старинного дворянского рода. Детство А. Храповицкого прошло в родном селе и в Новгороде, в С.-Петербурге он окончил с золотой медалью 5-ю классическую гимназию. Религ. воспитанием обязан матери, еще в детстве решил посвятить себя служению Церкви. В юности испытал влияние Ф. М. Достоевского , личность к-рого являлась предметом внимания и темой сочинений А. в течение всей его жизни. (Мнение о том, что А. является прототипом Алеши - одного из героев романа «Братья Карамазовы»,- неверно, поскольку А. не был лично знаком с Достоевским.) Духовное формирование А. П. Храповицкого было связано с чтением творений отцов Церкви и житий святых, увлечением идеями славянофилов. А. изучал также труды В. С. Соловьёва , идеи к-рого впосл. критиковал прежде всего за прокатолич. направленность. Важным событием в жизни юноши стало его знакомство с просветителем Японии, начальником японской правосл. миссии архим. св. Николаем (Касаткиным) и его сотрудниками. В 1881 г., несмотря на возражения отца, А. П. Храповицкий поступил в СПбДА, где сблизился с М. М. Грибановским (впосл. еп. Таврический Михаил ), к-рый первым после 20-летнего отсутствия в СПбДА постригов студентов в монашество принял иночество; эта дружба укрепила в Храповицком желание посвятить себя служению Церкви в качестве ученого монаха. На 3-м курсе он под руководством проф. А. Е. Светилина приступил к написанию канд. соч. «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». Перед окончанием академии, 18 мая 1885 г., Храповицкий принял постриг с именем А. По завершении в том же году академического курса А. был удостоен ученой степени канд. богословия. 12 июня рукоположен во иеродиакона, 29 сент.- во иеромонаха, оставлен в СПбДА профессорским стипендиатом и назначен субинспектором.

http://pravenc.ru/text/116026.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Знамение времени «Полунощники». Повесть Н. Лескова 16.06.2022 2334 Время на чтение 8 минут В связи с недавним 190-летием известного русского писателя Николая Семеновича Лескова (1831 - 1895) публикуем статью о нем 1892 года (впервые опубликована: Богословский Вестник. – 1892.– Т. 1.– С. 415–419) одного из выдающихся русских архипастырей, митрополита Антония (Храповицкого) (1863–1936) в бытность его еще архимандритом, ректором Московской духовной академии. Ко времени написания статьи уже сформировались его богословские взгляды, он был достаточно тесно знаком со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Н.С. Лесков завершил написание своей повести «Полунощники» осенью 1890 г., которая была напечатана в последних двух книгах либерального «Вестника Европы» за 1891 г. Это был пасквиль на св. прав. о. Иоанна Кронштадтского. О духе этого произведения можно судить по его кощунственной лексике. Глумление Н. С. Лескова над дарами о. Иоанна, видно и в письмах писателя к Л. Н. Толстому. «Полунощники» многократно переиздавались. Так, уже через год после журнальной публикации они были включены в одиннадцатый том Собрания сочинений Н.С. Лескова. В последнем «советском» (М., 1989) двенадцатитомном Собрании сочинений Н.  С.   Лескова (т. X I ), эта повесть вышла тиражом 1 700 000 экземпляров.   Ложное изображение Всероссийского пастыря в повести Н.С. Лескова «Полунощники» и послужило одной из причин появления критической статьи  в богословском журнале. Публикация (приближенная к современной орфографии) подготовлена специально для Русской Народной Линии (по изд.: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том III . – СПб.: Издание И.Л. Тузова, 1911. – С. 388–392). Курсив в тексте – авторский. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. Постраничные ссылки заменены концевыми. +   +   + Небольшой рассказ известного беллетриста, уместившийся в двух осенних номерах «Вестника Европы», раздался звонким заушением Православной Церкви. Смысл рассказа заключается в сравнении современных религиозных идеалов – православных и толстовских. Выводятся представители того и другого религиозного склада и раскрывается безусловное якобы превосходство последних, даже не превосходство, а полная противоположность! Представители православия (от лучших пастырей и академических профессоров до простолюдинов) это сыны тьмы, по Лескову, а последователи толстовского учения – сыны света, исполненные любви и самоотвержения, ученики евангелия (разумеется в толстовской переделке). Значение повести заключается в том, что автор сопоставляет оба мировоззрения не с научно-теоретической стороны, но в их жизненном воплощении, и притом в лицах, не вымышленных, но действительных: его рассказ вращается около известнейшего деятеля Православной Церкви, на которого с благоговейною любовью взирает весь русский народ и верующая часть общества.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ложный пророк О Владимире Соловьеве 29.01.2021 3591 Время на чтение 8 минут Ниже мы помещаем статью 1908 года (Впервые опубликована : Волынские Епархиальные Ведомости.- 1908.- С. 239-243 (часть неоф.)) одного из известных русских архипастырей, митрополита (тогда - архиепископа Волынского и Житомирского) Антония (Храповицкого) (1863-1936). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том III. - СПб.: Издание И.Л. Тузова, 1911. - С. 184-189) подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Курсив в тексте - авторский. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. Постраничные ссылки заменены концевыми. Подзаголовок - составителя. + + + Гораздо отраднее для сердца говорить о ближнем хорошо, нежели худо, особенно в том случае, если приходится говорить о человеке, с которым делил задушевные беседы; но если ложные похвалы его личности поддерживают собою целую систему ложных убеждений, то надо обличить эту ложь. Я видался много раз с В. С. Соловьевым от 1886 до 1895 года, да и после, до самой его смерти не прерывал знакомства с ним. Это был высоко одаренный человек с разнообразными познаниями, с недюжинным талантом поэтическим и с крупным талантом философским. Но он вовсе не был аскетом и вовсе не был человеком искренним. Слишком ранняя знаменитость, - с 23 лет от роду, нравственно извратила его точно так же, как и нескольких близких мне духовных лиц, семейных и монашествующих. Потребность огромной восторгающейся аудитории есть своего рода алкоголизм, и он почти всегда соединяется впоследствии с алкоголизмом запойным, что и случилось с бедным Владимиром Сергеевичем еще в молодости. Он был форменный алкоголик, и в этом заключалась причина его недолгой жизни. Драпируясь с 25-летнего возраста во внешность Иоанна Крестителя (по известной картине Иванова), Соловьев распространял слухи о своем девстве, о невкушении им мяса и пр., но все это продолжалось до его первого падения и затем сменилось самым разнузданным препровождением времени, хотя бедный философ и продолжал поддерживать слухи о своей святости.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > О национализме и патриотизме Речь на годичном празднике Русского Народного Союза имени Архангела Михаила 20.11.2011 799 Время на чтение 9 минут Ниже мы помещаем Речь одного из самых известных русских архипастырей, митрополита (тогда еще архиепископа) Антония (Храповицкого) (1863-1936), сказанную на годичном празднике Русского Народного Союза имени Архангела Михаила 8 ноября (по ст. ст.) за панихидой по убиенным крамольниками патриотам. Архиепископ Волынский и Житомирский Антоний поддерживал тесные связи со многими правыми деятелями и монархическими союзами. 22 апреля 1906 года он был избран членом Госсовета от монашествующего духовенства, состоял в группе правых (13 января 1907 года сложил с себя полномочия члена Госсовета), а также стал первым архиереем - членом Русского собрания. Именно в Волынской епархии, при благожелательной поддержке правящего архиерея возникла самая многочисленная монархическая организация - знаменитый Почаевский Отдел Союза Русского Народа (около 1,5 млн. чел.), который возглавил архимандрит Виталий (Максименко). При помощи Почаевского Отдела создавались народные кооперативы, Народный банк. А сам владыка был избран почетным председателем отдела. Нередко он выступал с докладами в Русском Собрании, которые становились известны всей России. Это снискало ему в либеральных и революционных кругах репутацию черносотенца. Принимал он участие и в ряде монархических форумов. Речь «О национализме и патриотизме» впервые напечатана: Волынские епархиальные ведомости. 1909. N51/52.- С. 1015-1022 (ч. неофиц.); Голос Истины. -1909.- N 49-50.- С. 723-727. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (Публикуется по: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том I. - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1911.- С. 220-225) подготовил доктор исторических наук, профессор Александр Дмитриевич Каплин. Курсив в тексте - авторский. Ссылка перенесена составителем в предисловие. Цитаты и сокращения оставлены без изменений.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/21/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово на заупокойном служении по адмирале Стефане Макарове и православным воинам, на брани живот свой положившим 11.04.2012 684 Время на чтение 6 минут К очередной годовщине гибели броненосца «Петропавловск» (31 марта/13 апреля 1904 г .) ниже мы помещаем «Слово» одного из самых известных русских архипастырей, митрополита (тогда - епископа Волынского и Житомирского) Антония (Храповицкого) (1863-1936), произнесенное в Житомирском кафедральном соборе 5 апреля 1904 года. Впервые оно было опубликовано в «Волынских епархиальных ведомостях» 15. - С.572-582). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (Публикуется по: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том I . - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1911.- С. 404-407) подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Полное название («Слово на заупокойном служении по адмирале Стефане Макарове и православным воинам, на брани живот свой положившим, сказанное в Житомирском кафедральном соборе 5 апреля 1904 года») сокращено составителем. Цитаты, курсив и авторские сокращения оставлены без изменений. + + + Когда, входя в какой-либо святой храм, мы слышим заупокойное пение, то бываем заранее уверены, что только несколько человек, преимущественно женщин где-нибудь в уголке, возносят свои скорбные молитвы в предстоянии одного священника. И это потому, что усопших поминают только самые близкие их родные. А если храм, вопреки нашему ожиданию, оказывается наполненным значительным количеством народа, то наверное, среди его мы найдем богато убранный гроб со всеми признаками высокого общественного или имущественного положение покойника, - но и здесь, среди всей нышности погребения, взгляд опытного наблюдателя быстро заметит, сколь холодно и неохотно участвует в печальном торжестве значительная часть молящихся, и что число их, как бы оно ни казалось большим, многим, однако, меньше нежели число тех, которые при жизни умершего имели с ним общение.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово о Страшном Суде и современных событиях, произнесенное в Исаакиевском соборе 20 февраля 1905 года 7 марта - Неделя мясопустная, о Страшнем суде 06.03.2021 1879 Время на чтение 11 минут Ниже мы помещаем Слово одного из самых известных русских архипастырей, митрополита (тогда еще епископа Волынского и Житомирского) Антония (Храповицкого) (1863-1936), которое было произнесено в Исаакиевском соборе С.-Петербурга 20 февраля 1905 года, в связи с разрастающейся смутой, и произвело большое впечатление в русском обществе. Впервые напечатано: Волынские епархиальные ведомости.- 8. - С. 229-237. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (Печатается по: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том I. - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1911.- С. 135-147) подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Цитаты и сокращения оставлены без изменений. + + + Господь, долготерпящий о наших грехах, сподобил нас дожить до преддверия святой Четыредесятницы и еще раз услышать в храме Божием Его предсказания о Своем втором пришествии. Страшный Суд! О, горестное слово для сынов суетной современности. Страшный Суд! Как они не любят напоминать об этом Суде! Даже те, которые согласны тебя слушать, пока ты говоришь о некоторых евангельских заповедях, лишь только услышат о Страшном Суде или о неизбежной для каж­дого смерти, сейчас же омрачают свои лица, стараются переменить разговор или даже ответить тебе каким-нибудь грубым кощунством. Увы, они испытывают при этом то же настроение духа, как некогда нечести­вый язычник Феликс, любивший слушать апостола Павла, но когда последний говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя (Деян. 24, 25). Иначе, братие, относились к мысли о Страшном Суде древние христиане. Не страшным, а вожделенным представлялся он им. Они не отворачивались с ужасом от представления Суда Божия, но радостно простирали к нему руки.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Учение и Дух Великого Златоуста Память 13/26 ноября 25.11.2011 505 Время на чтение 7 минут Ко дню памяти Вселенского Учителя и Святителя Иоанна Златоуста (13/26 ноября) ниже мы помещаем статью 1907 года одного из известных русских архипастырей, митрополита (тогда архиепископа Волынского и Житомирского) Антония (Храповицкого) (1863-1936). Впервые опубликовано: Волынские епархиальные ведомости.- 1907.- С. 1081-1086 (ч. неоф.). Публикацию (по изданию: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том II. - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1911.- С.426-430), приближенную к современной орфографии, специально для Русской Народной Линии подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Курсив в тексте - авторский. Цитаты оставлены без изменений . + + + Господь открыл Своей Церкви, что три Вселенские святителя имеют равное достоинство в Его всеправедных очах; но к народу Божию, народу церковному, святый Златоуст ближе всех. He говорим о нашем времени безпросветного религиозного невежества, забвение отцев Церкви, не только одичавшею паствою, но и омирщившимися пастырями: обращаем лице свое ко временам безраздельного единодушия народа и клира в жизни церковной, которое длилось у нас от времен Владимировых до дней Петровых, которое длится на православном Востоке от времен Апостольских до дней настоящих; обратим также лицо свое к тем еще «живущим и оставшимся» инокам и мирянам, особенно - единоверцам, которые живут чистоцерковным бытом. Чье имя из святых угодников услышите вы ежедневно на общественной молитве? Златоустово! Чьи книги чаще всего встретите вы в домах христианских и в наибольшем числе во святом храме? Златоустовы! Кто единственный из святых прославляется даже в день Святой Пасхи, когда упраздняются на целых 16 дней последования дневным святым? Он же, святой Златоуст, которому воспевается тропарь после Пасхальных стихир и чтение его слова. Пока чада Церкви изучали Божественное Писание, они изучали его по Златоустову толкованию, и в церкви, и дома, ибо толкования блаженного Феофилакта Болгарского, читавшиеся народу, являются лишь сокращением толкований Златоустовых. Златоуст чрез все века церковного быта остается для христиан главным истолкователем Божественного Откровения: оно входит в разумение верующих чрез Златоуста.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/26/...

Остаюсь любящий неизменно... Митрополит Антоний (Храповицкий). Остаюсь любящий неизменно...: Сб. пи сем/Сост., предисл., указ. Т.А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 368 с.: ил. — (Письма о духовной жизни) Многообразно эпистолярное наследие митрополита Антония (Храповицкого; 1863–1936). Адресованные разным лицам: предстоятелям Церквей и русским иерархам, монахам-афонцам и православным мирянам, общественным и политическим деятелям, — письма воссоздают замечательный облик владыки с его умением выслушать и понять, постигнуть самую суть человека, в немногих словах сказать о главном. Если я добивался когда-нибудь чего-нибудь, если люди говорили, что благодаря мне они стали верить в Бога и переменили жизнь, то здесь я ни при чем, а было у меня так-то много раз оправдавшее себя сознание своего бессилия рассечь каменную глыбу, называющуюся человеческим сердцем. Сознание это иногда размыкалось в уныние и жалобы на жизнь, но иногда и в смиренную молитву о том, чтобы Сам Бог возрастил то, что насадил Павел и поливали апостолы. Митрополит Антоний (Храповицкий) Приводим отрывок из книги. ТВЕРДЫЙ АДАМАНТ ВЕРЫ Алексей Павлович Храповицкий (таково мирское имя владыки Антония) появился на свет 17 марта 18 63 года в родовом имении Ватагино, что в Крестецком уезде Новгородской губернии. Отец его, Павел Павлович Храповицкий, происходивший из старинного, знатного рода (в числе его предков — писатель и государственный деятель, сенатор, статс-секретарь императрицы Екатерины II Александр Васильевич Храповицкий), был генералом, героем русско-турецкой войны 1877–1878 года, принесшей свободу народу Болгарии от османского ига. Впоследствии он был членом Новгородской губернской земской управы. Мать Алеши Наталья Петровна (урожденная Веригина) отличалась удивительной добротой и целомудрием. Все знавшие Наталью Петровну почитали ее святой женщиной. Свою нежность и любовь она отдала сыновьям, а их в семье было четверо, Алексей был третьим. На древней новгородской земле прошли детские годы Алексея. Здесь он постигал Божий мир, здесь вместе с матерью совершал первые свои паломничества в близлежащие монастыри. Именно мать своей неусыпной молитвой, каждодневным чтением из Святого Евангелия заронила в его сердце горячую любовь к Богу, воспитала сына в благочестивом, религиозном духе. С волнением вспоминал владыка о детстве: «Своими родителями я еще ребенком был привезен из деревни в древний Новгород. Здесь я возлюбил Христову Церковь, являвшую в себе Божественную славу: в древних новгородских храмах, в мощах святых угодников и в благолепии архиерейских служений. Не мог я тогда выразить в точных понятиях, но чувствовал своей младенческой душой величие Божие и возвышенную истину нашей веры, открывающуюся в таинственных священнодействиях архиерея». Уже тогда Алексей знал, что жизнь свою посвятит Церкви.

http://pravoslavie.ru/6114.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В день памяти Достоевского 08.02.2021 1728 Время на чтение 11 минут Ниже мы помещаем статью из январского номера «Русского Дела» (за 1888 год) одного из известных русских архипастырей, митрополита (тогда еще иеромонаха, и.о. доцента С.-Петербургской духовной академии) Антония (Храповицкого) (1863-1936), который был глубоким ценителем творчества Ф.М. Достоевского (+ 28 января 1881 года) Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том III . - СПб.: Издание И.Л. Тузова, 1911. - С. 369-377) подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Курсив в тексте - авторский. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. + + + Семь лет тому назад последние дни первого годового месяца потрясли до самой глубины души наше столичное и отчасти провинциальное общество, а учащуюся молодость по преимуществу. Когда разнеслась весть о том, что умер Достоевский, то каждый непосредственно почуял в своем горько опечаленном сердце, что умерший был для него гораздо ближе, чем он предполагал прежде. Все весьма многочисленные и разнообразные суждения, картины и вопросы, которые он встретил в трудах почившего, в этот горестный день слились в нечто целое, в некую единую истину великую для сознания и притом самоочевидную. Евангелие, вечная жизнь, самоотвержение и любовь - вот те идеи, которые вместе со смертию своего провозвестника, как-то особенно ярко начертались сами собой на сердцах, ясно возвещая о своем безсмертии, о своей продолжительности в сознании того, кто носил и исповедывал их, о безсмертии своего проповедника. В те, воистину, священные дни стали верующими христианами многие из всегдашних отрицателей: многочисленная толпа студентов, курсисток, юнкеров, гимназистов и др. учащихся пели: «Святый Боже», тогда еще не освященное обычаем; пели и те, которые никогда не молились прежде; подобные же люди были между читавшими над гробом псалтирь, не прекращавшими чтения даже ночью. Смерть такого человека как-то вдруг раскрыла им глаза и воззвала к жизни для Бога. Произошло нечто подобное Голгофе: воскресли мертвые духом, били себя в перси отступники, исповедуя божественное достоинство дотоле отвергаемого ими Христа, о Котором учил умерший... Да, эпитафия с заглавия «Братьев Карамазовых», перенесенная на памятник Достоевского, в день смерти его осуществилась явно. «Истинно, истинно говорю вам, если пшеничное зерно упавши в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». И мы тогда видели и свидетельствуем, что не стадное увлечение толпы, но ясное пробуждение совести отражалось на лицах, они плакали и молились.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > В чем продолжало отражаться влияние Православия на последних произведениях графа Л.Н. Толстого? К годовщине со дня кончины 18.11.2012 1361 Время на чтение 29 минут Ниже к очередной годовщине со дня кончины Л.Н. Толстого (+ 7 (20) ноября 1910) мы помещаем лекцию одного из самых известных русских архипастырей, митрополита Антония (Храповицкого) (1863-1936). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии ( печатается по первому изданию: В чем продолжало отражаться влияние Православия на последних произведениях графа Л.Н. Толстого//Мирный труд.- 1911.- С. 153-175) подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. Подзаголовок принадлежит редакции журнала «Мирный труд». Примечания концевые и в квадратных скобках - составителя. + + + Из лекции, произнесенной Высокопреосвященнейшим архиепископом Волынским Антонием в зале Житомирской 1-й гимназии 22 ноября 1910 г. Два печальных явления выросли на организме русской национальности: раскол в народе и толстовщина в обществе; последняя есть тоже не столько наносное, сколько свое, доморощенное явление; это тоже свой раскол, но не в народе, а в обществе. Однако подобно тому как раскол, представляя в своем происхожде­нии собой явление национальное, нашел себе обоснование и прочность под вли­янием западной католической литературы, перешедшей в наши старопечатные книги через юго-западную Россию, - точно так же и толстовское направление нашло себе определенную форму под сильным влиянием Запада, и в частности философии Шопенгауэра и Гартмана, учеником которых явился Л. Толстой. Зависимость последнего от западных теорий, однако, существенно отличается от прочих ренегатов нашей веры и народности. Известнейшие в истории рус­ской мысли XIX века деятели и писатели (например, в области этической - Белинский, в области религиозной - Пашков, в области философской - Гер­цен, Тургенев и Грановский) заимствовали на Западе модные идеи целиком и без всяких почти поправок пересаживали их на русскую почву и проводили в художественной или научной литературе и проповеди. Тому же влиянию запад­ных идей подвергся в 60-х годах прошлого столетия и гр. Л.Н. Толстой, но не так, как другие мыслители. Правда, проф. А.Ф. Гусев в своей книге, посвя­щенной разбору учения гр. Толстого, подробно доказал, что все метафизиче­ское учение яснополянского философа позаимствовано у немецкого философа Шопенгауэра. Но, скажем от себя, Толстой внес в это учение существенные поправки, - сближающие его с идеями восточными и подчас близко подводящие его к православно-русским взглядам.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/19/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010