Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 14.03.1880, ст-ца Кумылженская Хопёрского окр. обл. Войска Донского - 3.08.1954, Краснодар), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке. Из семьи псаломщика. Окончил Усть-Медведицкое ДУ (1901), Донскую ДС в Новочеркасске (1907). В 1907 г. викарием Донской епархии, Аксайским еп. Иоанном (Митропольским) рукоположен во диакона. Служил в церкви хутора Верхнетёплого Луганской ст-цы Донецкого окр. В 1908 г. Донским и Новочеркасским еп. Афанасием (Пархомовичем) рукоположен во иерея. В течение 5 лет служил в казачьих станицах на Дону. В 1912 г. женатым иереем поступил в КазДА, к-рую окончил в 1916 г. по 1-му разряду со степенью кандидата богословия за соч. «Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской Церкви». В кон. 1917 г. получил степень магистра богословия за диссертацию по той же теме. В 1917 г. Е. был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. как депутат от духовенства обл. Войска Донского. Служил на одном из приходов в Новочеркасске. Преподавал в Донском политехническом ин-те, был законоучителем в Казачьей муж. гимназии. В 1917-1919 гг. публиковал статьи в «Донских ЕВ» по вопросам, рассмотренным на Поместном Соборе, а также о нуждах духовенства, о преподавании и воспитании учащихся. Ермоген (Кожин), митр. Алеутский и Североамериканский. Фотография. 1954 г. Ермоген (Кожин), митр. Алеутский и Североамериканский. Фотография. 1954 г. В 1918 г. Патриархом св. Тихоном (Беллавиным) назначен членом и управляющим делами Донского епархиального совета. Находясь в Новочеркасске, Кожин обсуждал с главой Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России митр. Антонием (Храповицким) , протопр. Г. Шавельским , прот. Г. Ломако участие и роль Церкви в гражданской войне. По его воспоминаниям, он также дискутировал с протоиереями Г. Шавельским, В. Свенцицким и И. Махарадзе о судьбе правосл. Церкви в России, отстаивая возможность такого существования в условиях советской власти. В 1920 г. отказался эмигрировать и остался в Новочеркасске после прихода Красной Армии. С 1920 г. священник и благочинный в Кубанской епархии. После 1922 г. уклонился в обновленчество . По нек-рым сведениям, был настоятелем кафедрального обновленческого собора Новочеркасска.

http://pravenc.ru/text/190197.html

Агапит (Вишневский), архиеп. Екатеринославский (Вишневский Антоний Иосифович; 16.07.1867, с. Выгов Овручского у. Волынской губ.- 1925 или 1926, г. Екатеринослав), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский. Род. в семье диакона. По окончании Волынской ДС в 1888 г. служил псаломщиком Троицкой ц. с. Дидковичи Овручского у., а также учителем церковноприходской школы. 19 нояб. 1889 г. рукоположен во диакона, 21 нояб. 1889 г.- во пресвитера к церкви с. Бехи Овручского у. 29 мая 1891 г. овдовел. В 1892 г. поступил в КДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью канд. богословия. 10 авг. 1895 г. в Киево-Печерской лавре принял монашеский постриг. 2 окт. 1896 г. назначен инспектором Полтавской ДС, в июле 1898 г.- ректором Екатеринославской ДС с возведением в сан архимандрита. В Екатеринославе состоял также председателем Кирилло-Мефодиевского об-ва, Свято-Владимирского братства, епархиального миссионерского комитета и училищного совета, членом Палестинского Православного об-ва . 7 апр. 1902 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, и назначен настоятелем киевского Златоверхого мон-ря . С 3 янв. 1908 г. епископ Чигиринский, первый викарий Киевской епархии, с 16 сент. 1908 г. епископ Владикавказский и Моздокский, с 4 окт. 1911 г.- Екатеринославский и Мариупольский. Член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. 5 мая 1918 г. возведен в сан архиепископа. После захвата Киева петлюровцами в 1919 г. возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского, и митр. Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Вост. ВЦУ под председательством митр. Киевского Антония. Оказавшись на территории, занятой Добровольческой армией, принес покаяние, впосл. вернулся к управлению Екатеринославской епархией. После установления на Украине советской власти был арестован, скончался в тюрьме от пыток, голода и тифа. На предложение подписать публичное отречение от Бога ответил: «Если скажете, что отрубите одну руку за другой, то и тогда я не подпишу отречения».

http://pravenc.ru/text/63142.html

11 янв. 1918 г. на 1-й сессии ВПЦС избран товарищем председателя. Возглавлял справочное бюро (редакционную комиссию) Собора. 29 янв. участвовал в отпевании убиенного после вступления в Киев Красной Армии сщмч. митр. Владимира. В мае на Киевском епархиальном съезде участвовал в выборах правящего архиерея, при этом кандидатуру Д. активно поддерживали сторонники автокефалии. При 2-м голосовании получил 117 голосов; 164 голосами на Киевскую кафедру был избран митр. Харьковский Антоний (Храповицкий) . В июне, во время 2-й сессии Всеукраинского Церковного Собора, Д. избран председателем комиссии по украинизации, однако фактически комиссия не работала. В дек. 1918 г., после занятия Киева войсками Украинской директории, прекращения работы ВПЦС, ареста и высылки в Галицию митр. Антония, Д. стал членом Конторы Свящ. Собора епископов Украины. Вместе с др. членами конторы во главе с Кременецким еп. Дионисием (Валединским) отказался признать объявленную директорией автокефалию Украинской Церкви. В 1919 г., возможно, выезжал на Сев. Кавказ, имеются сведения об управлении Д. Кубанской епархией; по др. данным, в том же году управлял Екатеринославской епархией. В 1921 г. назначен епископом Белоцерковским, викарием Киевской епархии, по-прежнему был настоятелем Николо-Пустынного мон-ря. Участвовал в заседаниях Собора епископов Украины, созывавшихся экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) . Вместе с митр. Михаилом и др. укр. архиереями увещевал сторонников В. Липковского (Липкивского), провозгласивших создание Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). В авг.-сент. 1922 г. участвовал в совещании правящих епископов Украины с участием представителей клира и мирян; был избран членом комиссии по переговорам с УАПЦ. В сент. того же года вместе с митр. Михаилом участвовал во встрече с прибывшими в Киев представителями «Живой церкви» , на к-рой киевские архиереи решительно отказались присоединиться к обновленчеству . 22 янв. 1923 г. митр. Михаил, предвидя арест, составил завещательное распоряжение, согласно которому в случае устранения правящего архиерея от управления епархией его должен был заменить Д., а при невозможности этого - др.

http://pravenc.ru/text/178147.html

Однако, несмотря на некоторые успехи, автокефальное движение не получило заметного распространения. Против него решительно выступил епископат РПЦ, представители клира и верующих, особое значение возымела твердая позиция митрополита Киевского и Галицкого, будущего священомученика Владимира (Богоявленского), что могло послужить и одной из причин его зверского убийства в январе 1918 г. Совершенно равнодушно отнесся к идее автокефалии председатель Украинской Центральной Рады (УЦР) Украинской Народной Республики (УНР) Михаил Грушевский (будучи членом масонской ложи, он в дневнике пренебрежительно писал, как целовал икону, дабы угодить «стаду» - напутствуя отправляющихся на фронт солдат УНР). Вскоре УЦР пришлось оставить Киев под ударами росссийско-украинской Красной гвардии. Глава Украинской Державы (апрель - декабрь 1918 г.) гетман Павел Скоропадский старался блокировать активность автокефалов, созданное им министерство по делам исповеданий во главе с философом Василием Зеньковским не допускало административного нажима в церковных вопросах. Свергнувшая гетмана в ходе всеукраинского восстания Директория возродила УНР. Войдя в Киев, новая власть задержала православных иерархов - противников национал-политизированного раскола, прежде всего - митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого). Арестанты пребывали под стражей «гвардии» Директории - галицких сечевых стрельцов, отличившихся жестокостью при расправе с защитниками бежавшего в форме немецкого майора Павла Скоропадского. Видимо, только боязнь реакции Антанты спасла архиереев, переправленных в стан «белых» через Польшу. Уже 1 января 1919 г. правительство УНР приняло «Закон об автокефалии Украинской Православной Церкви и её высшего правительства», причем речь шла о полной независимости Украинской Православной Церкви. Руководство УНР, будучи не в состоянии обеспечить решение острых социально-экономических проблем и обороноспособность республики, отличалось крайней идеологизированностью и ксенофобией. Архивные документы иногда потрясают - когда в действующей армии не хватало патронов и бинтов, немалые деньги ассигновались на празднование 300-летия Ивана Мазепы или пропаганду «украинского вопроса» на Дальнем Востоке, на многочисленные дипломатические миссии, укомплектованные функционерами правящих национал-демократических Одной из них, в Турции, правительство УНР поручило просить Констатинопольскую Патриархию о признании автокефалии Украинской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/6/gonim...

Юг России был освобожден от большевиков, и установлена была Верховная власть Юга России. В то же время, с благословения Патриарха Тихона , было установлено Высшее церковное управление Юга России, в которое входили все русские архиереи, находившиеся там, под председательством старшего из них – приснопамятного митрополита Киевского Антония (Храповицкого). Многие из этих архиереев, в том числе и сам митрополит Антоний, уже пережили гонения и заточения. Пехотная рота Добровольческой армии, сформированная из гвардейских офицеров. Январь 1918. В октябре 1919 года стало ясно, что Добровольческая армия не сможет удержать Курск. Епископ Феофан Курский вместе с небольшой группой монахов решил увезти икону, чтобы она не попала опять в руки большевиков, которые еще в 1898 году пытались взорвать ее, а в 1918 году похитили. Оба раза икона чудесным образом была спасена. Святую икону отвезли в Обоянь, а потом в Таганрог, Ростов, Екатеринодар и Новороссийск. Из-за приближения красных решено было увезти икону за границу. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» икона вместе с не желавшим с ней расстаться епископом Феофаном отплыла в Салоники, а потом в Сербию, в древнюю столицу – город Ниш, где она была торжественно встречена сербским епископом Досифеем. Но недолго оставалась святая икона в своем новом месте. Икона стала воодушевлением для русских воинов, оборонявших Крым, а затем и охранительницей их эвакуации По усердной просьбе генерала Врангеля, удерживавшего последнюю горсточку свободной русской земли – Крым, святая икона опять отправилась для подкрепления русских белых воинов в их последнем бою за свою родину. Прибыла чудотворная икона в Крым 14 сентября 1920 года и стала воодушевлением для остатка Русской армии, а также и охранительницей эвакуации русских воинов и тех русских людей, которые вместе с ними желали уйти от большевиков в изгнание. Среди них были и архиереи, составлявшие Временное Высшее церковное управление Юга России: они уходили в изгнание вместе со своей паствой и организовали, еще до прибытия в Югославию, высшую церковную власть для зарубежья, ставшую впоследствии Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей.

http://pravoslavie.ru/108968.html

28 января 1918 года Тифлисский митр. Платон (Рождественский) благословил ему ношение мантии с красными скрижалями.  30 или 31 января решением временно управляющего Киевской епархией Чигиринского епископа Никодима (Кроткова) был освобожден от должности эконома (сдал дела 16 февраля) с оставлением исправляющим должность наместника и председателя духовного собора Лавры. В дальнейшем о. Климент помогал избранному в мае 1918 года митр. Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) в успокоении жизни лавры. 30 октября того же года избран представителем лавры на Всеукраинском православном церковном соборе. С утверждением в Киеве большевиков о. Климент решил создать трудовую общину для сохранения за лаврой ее имущества. В апреле 1919 года это решение было одобрено духовным собором. Однако советские власти потребовали перерегистрировать общину, удалив из нее монашествующих. После окончания гражданской войны Киево-Печерская лавра находилась в тяжелом положении. На территории обители был размещен инвалидный городок, постоянно сокращалось число насельников. 8 июня 1921 года Собор епископов Украины утвердил его в должности наместника лавры. Пользуясь доброжелательным отношением патриаршего экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова) , о. Климент добивался должности настоятеля лавры, имевшего особые привилегии, сопоставимые с архиерейскими. 8 февраля 1922 года для благолепия благословлено было наместнику служить с жезлом и сулоком, а к литургии встречать у солеи с пением «Достойно есть», читать молитвы по большому Служебнику и носить мантию с нашивными крестами на скрижалях. 10 февраля было принято решение о его вступлении во временное исполнение обязанностей настоятеля монастыря «…ввиду долговременного отсутствия настоятеля Киево-Печерской Лавры, Высокопреосвященнейшего митрополита Антония и переживаемых обителью тяжелых обстоятельств». После национализации в июле 1922 года всех монастырских строений он занял должность заведующего строениями лавры, выделенными властями в 6-й городской район Киева, являлся членом церковной общины «Киево-Печерская Лавра», созданной из лаврской братии и прихожан. 

http://drevo-info.ru/articles/13681433.h...

На Священный Синод возлагались дела внутрицерковного характера — вопросы вероучения, богослужения, церковного просвещения, церковного управления и церковной дисциплины . На ВЦС была возложена обязанность рассматривать дела церковно-общественного порядка, относившиеся, по преимуществу, к церковной администрации и хозяйству, к жизни духовных учебных заведений, а также ряд юридических вопросов. В декабре 1917 года Собор избрал состав Священного Синода. В него входили: Киевский митрополит Владимир (постоянный член Синода) и члены Синода, избранные Собором: митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий), Харьковский Антоний (Храповицкий), Владимирский Сергий (Страгородский), Тифлисский Платон (Рождественский); архиепископы Кишиневский Анастасий (Грибановский) и Волынский Евлогий (Георгиевский). Также были избранны их заместители. В состав ВЦС должны были входить 15 членов: 3 архиерея из Священного Синода, а также по избранию Собора на 3-летний межсоборный срок: 1 монах, 5 клириков из белого духовенства и 6 мирян. Были избраны также заместители членов ВЦС . Модель, установленная Собором, отводила патриарху важную, но не определяющую роль: патриарх является председателем всех органов ВЦУ и управляет Церковью «совместно» с ними, без согласия коллегиальных органов он не мог принимать важных решений. В условиях гонений громоздкая и требовавшая больших денежных средств на свое содержание система ВЦУ, установленная Собором, просто не могла существовать. И этот факт стал очевиден уже в 1918 году. Так как страна была разделена на множество фронтов гражданской войны, это весьма осложнило вызов архиереев в Синод, многие даже из постоянных членов Синода и Совета были вынуждены эмигрировать. Состав ВЦУ к 1919 году уменьшился наполовину — до 13 из 28 человек. ВЦУ в тяжелых условиях было вынуждено принимать решения своим ограниченным составом, что противоречило определениям Собора 1917–1918 гг. Выбывшие члены Синода заменялись другими. Так, с 1920 года в Синоде стал играть важную роль личный ставленник патриарха Тихона архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский), возведенный 18 февраля 1920 года в сан митрополита Крутицкого, управляющего Патриаршей областью. В условиях, когда патриарх Тихон, находясь под домашним арестом, не мог председательствовать в Синоде, функции председателя исполнял митрополит Евсевий .

http://bogoslov.ru/article/376306

1901 г. – пострижен в монашество, иеродиакон. 1902 г. – иеромонах. 1903 г. – окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. 1906 г. – ректор той же семинарии в сане архимандрита. 1918 г., 22 октября – хиротонисан во епископа Винницкого. 1922 г. – перемещён на кафедру Каменец-Подольскую. Стойкий борец с обновленческим расколом. 1925 г. – арестован и приговорён к трём годам концлагеря, отбывал на Соловках. 1927 г., лето – скончался в Казахстане. АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич ), архиепископ Кишинёвский и Хотинский. 1873 г., 6 августа – родился в Тамбовской губ., в семье приходского священника. Окончил духовную семинарию в Тамбове. 1897 г. – окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1898 г. – иеромонах, помощник инспектора Московской Духовной Академии. 1900 г. – инспектор Вифанской духовной семинарии. 1901 г. – архимандрит, ректор Московской духовной семинарии. 1906 г. – хиротонисан во епископа Серпуховского. 1914 г. – епископ Холмский и Люблинский. 1915 г. – епископ Кишинёвский. 1916 г. – архиепископ Кишинёвский и Хотинский. 1917–1918 гг. – участник Поместного Собора Российской Православной Церкви. На Соборе был избран членом Св. Синода и Высшего Церковного Совета. Его имя называлось в числе кандидатов на Патриарший Престол. Был председателем двух комиссий, созданных для организации выборов и настолования Патриарха и для оповещения православного населения России об этих событиях. 1918г., апрель – Румынским Синодом устранён от должности архиепископа Кишинёвского и Хотинского (после присоединения Кишинёвской епархии к Румынии). 1919 г. – выехал в Константинополь для управления русскими православными общинами, не был допущен на территорию своей епархии румынским правительством. 1922 г., 24 апреля – избран председателем Русского комитета в Турции. 1924 г. – наблюдал в Палестине за деятельностью Русской Духовной миссии. 1935 г. – митрополитом Антонием [Храповицким] возведён в сан митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Гражданская война, разделившая страну на противостоящие друг другу лагеря, затрудняла связь между Патриархией и епархиальными архиереями, находившимися в городах, занятых белыми армиями. Епархии Сибири и Юга России переходят на самоуправление, организуя местные временные высшие церковные управления. В ноябре 1918 года в Томске состоялось Сибирское церковное совещание. В нем участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой колчаковскими войсками. Почетным председателем совещания был избран митрополит Казанский Иаков, а председателем - архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский). На совещании образовано было Высшее Временное Церковное Управление во главе с Омским архиепископом Сильвестром (Ольшанским). В Высшее Временное Церковное Управление вошли архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), Уфимский Андрей (Ухтомский), священник Я.Галахов и Владимир Садовский, профессора П.Прокошев и А. Писарев. Совещание постановило, что после прекращения своей деятельности Высшее Временное Церковное Управление обязано во всем дать отчет Святейшему Патриарху. После разгрома войск Колчака одни священнослужители эмигрировали, другие, и среди них архиепископ Симбирский Вениамин, епископы Уфимский Андрей, Златоустовский Николай и Тобольский Иринарх, остались на Родине. В мае 1919 года в Ставрополе состоялся Юго-Восточный русский церковный Собор. В Соборе участвовали епархиальные и викарные епископы, клирики и миряне по выборам от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской и Сухумско-Черноморской епархий, а также члены всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на юге страны, занятом войсками генерала А.И. Деникина. Своим Председателем Собор избрал архиепископа Донского Митрофана (Симашкевича). На Соборе было образовано Высшее Временное Церковное Управление. Его Председателем стал архиепископ Митрофан, членами - архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), епископ Таганрогский Арсений (Смоленец), протопресвитер Г.И.Шавельский, профессор протоиерей А. П. Рождественский, граф В.Мусин-Пушкин и профессор П. Верховский. Впоследствии почетным Председателем Юго-Восточного Высшего Временного Церковного Управления был избран митрополит Киевский Антоний (Храповицкий).

http://sedmitza.ru/lib/text/439992/

В отношении реформы духовных семинарий комиссия предлагала выделить в отдельные мужские школы первые 4 класса, в которых должны были преподаваться общеобразовательные дисциплины. По окончании этих 4 лет обучения выпускники получали бы право поступать для продолжения обучения в светские учебные заведения. В 5-м и 6-м классах семинарий должны были преподаваться специальные богословские дисциплины. А последние два класса семинарий, в соответствии с этим проектом, надлежало выделить в пастырско-богословские школы с более сложной богословской программой. Участники III сессии Всеукраинского Церковного Собора также выразили протест против нового государственного закона Украины о церковно-приходских школах и высказались за то, чтобы целиком заново рассмотреть вопрос об их деятельности. На Соборе было признано необходимым возвысить до степени епископа ректора Киевской Духовной семинарии. В соответствии с этим решением 20–21 октября 1918 г. состоялись наречение и хиротония ректора КДС архимандрита Амвросия (Полянского) во епископа Винницкого, викария Киевской митрополии. Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора таки и не успели рассмотреть, так как соборные заседания были прерваны государственным переворотом и приходом к власти петлюровской Директории. После того, как петлюровские власти арестовали и выслали в Галицию митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Евлогия (Георгиевского), по инициативе митрополита Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) 7–8 (20–21) декабря 1918 г. в Киеве был проведен Собор украинских православных архиереев. На нем было постановлено образовать в Киеве т.н. Контору Священного Собора епископов Украины – орган, призванный решать поточные церковные дела в перерыве между сессиями Собора епископов. Во главе Конторы был поставлен епископ Кременецкий Дионисий (Валединский), ее членами избраны епископ Каневский Василий (Богдашевский) и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий). Однако реальным органом высшей церковной власти Контора Священного Собора епископов Украины так и не смогла стать, так как 1 января 1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев идеи автокефалии была сформирована т.н. «Украинская высшая освященная церковная рада» во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Впрочем, Рада вскоре также прекратила свое существование по причине наступления большевиков на Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010