Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Голубев Алексей Степанович; 3.03.1896, Киев - 7.04.1978, с. Жировичи Гродненской обл., Белоруссия), архиеп. бывш. Калужский и Боровский. Сын историка Церкви, проф. КДА и Киевского ун-та С. Т. Голубева . Еще в детстве принял решение посвятить жизнь служению Богу. Часто посещал богослужения в Киево-Печерской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре . С 13 лет перестал употреблять мясо, устроил в родительском доме для себя подобие кельи, где молился, читал книги св. отцов, глубокие познания к-рых проявил уже в юношестве. В 1912 г. написал статью с критикой трактовок проф. Ю. А. Кулаковским деятельности свт. Кирилла Александрийского. В 1913 г. статья А. Голубева «Несколько слов о жизни и церковно-общественной деятельности св. Кирилла, Архиепископа Александрийского» была опубликована отдельной брошюрой в Москве по благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) . В 1915 г., по окончании 3-й киевской гимназии, поступил в МДА. В нач. 1917 г. призван в армию, произведен в прапорщики, однако вскоре был демобилизован по болезни и вернулся к занятиям в академии. Оказавшись в нач. 1918 г. на каникулах в Киеве, был задержан красногвардейцами и лишь чудом избежал расстрела. Завершал обучение в условиях гражданской войны, занимаясь на квартирах преподавателей. Окончил МДА в 1919 г. со званием кандидата богословия за соч. «Христианское мученичество: Опыт историко-философского исследования». 21 июня 1919 г. принял монашеский постриг с именем Ермоген в честь патриарха св. Ермогена в московском Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника мужском монастыре . 7 сент. того же года рукоположен во диакона настоятелем Даниловского мон-ря бывш. ректором МДА Волоколамским еп. Феодором (Поздеевским) . В сент. 1920 г., согласно прошению, направлен Патриархом св. Тихоном в Киевскую епархию, зачислен в братию Киево-Печерской лавры. Был назначен на должность помощника миссионера-проповедника лавры, через нек-рое время стал исполнять послушание библиотекаря. В нач. 1921 г. Духовный Собор лавры принял решение ввиду усердного исполнения возложенных на Е. послушаний рукоположить его во иерея. По просьбе Е. ему разрешили получить священническое посвящение от еп. Феодора (Поздеевского), и в апр. он прибыл в Москву. Однако еп. Феодор в это время находился под арестом, поэтому 28 авг. 1921 г. Е. был рукоположен во иерея Патриархом Тихоном. В окт. того же года, вернувшись в Киево-Печерскую лавру, Е. организовал для братии регулярные занятия в виде богословских чтений-бесед, в связи с чем был освобожден от должности помощника миссионера-проповедника. 16 янв. 1922 г. выбран членом Духовного Собора лавры, 2 февр. назначен миссионером-проповедником лавры, в июле - епархиальным миссионером-проповедником Киевской епархии. 10 июля возведен экзархом Украины Киевским митр. Михаилом (Ермаковым) в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/190191.html

267 В Библии, в Книге Иова, рассказано как Бог послал на Иова страшные кары; друзья Иова убеждали его смириться и принять безропотно Божью волю, однако Иов стал «роптать» на Бога, доказывая, что он не заслужил эти кары. 269 Анастасий ( Александр Алексеевич Грибановский) (1873–1965) – митрополит. Сыграл большую роль в организации и проведении Всероссийского поместного собора 1917–1918 гг., избравшего патриарха Тихона. С 1919 г. – в эмиграции; после смерти в 1936 г. митрополита Антония (Храповицкого) стал его преемником в качестве главы Русской зарубежной церкви. 271 Иезуиты – члены католического монашеского ордена («Общество Иисуса», лат. «Societas Jesu»), основанного в 1534 г. в Париже И. Лойолой. Орден стал главным орудием Контрреформации. Иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию, Японию, Китай, на Филиппины. В России иезуиты появились в начале XVIII в.; в 1719 г. по указу Петра I были изгнаны. В 1801 г. официально признано их существование, однако в 1820 г. Александр I запретил их деятельность. В 1610–1768 гг. существовало «Иезуитское государство» в Парагвае. Основные принципы организации ордена: строгая централизация, абсолютный авторитет главы ордена. 272 Имеются в виду известные католические увлечения Вл. Соловьева, которые в описываемый период своей жизни разделял Булгаков. 273 «Дредноут» (англ. «Dreadnought», букв. – неустрашимый) – английский броненосец (постройки 1906 г.). Имел десять 305-мм башенных орудий и 24 орудия 76-мм, 5 торпедных аппаратов; броня до 280 мм. До 30-х гг. «Дредноутами» называли линейные корабли этого типа. Трирема (лат. triremis – имеющий три ряда весел) – боевое гребное судно в Древнем Риме с тремя рядами весел, расположенных один над другим в шахматном порядке. В Древней Греции корабли, аналогичные триремам, называли триерами. 275 Букв.: воздержание от суждения (греч.) – термин скептической философии, обозначающий такое состояние ума, когда мы ничего не утверждаем и не отрицаем. 276 Чуть позже эта дневниковая запись была переработана автором и опубликована под названием «В Айя-Софии. Из записной книжки» (Русская мысль. 1924. 6/8. С. 229–237).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

п.» 199 . Однако деникинская власть, стремясь установить гражданский мир, провела множество непопулярных мер: жестокие репрессии по отношению даже к подозреваемым в оппозиции, гонения на украинскую культуру, попустительство черносотенству, разжигание антисемитизма, реставрация дореволюционных порядков, ухудшение положения крестьянства и пр. – все это привело к мощной волне массового недовольства и сопротивления 200 , что, в свою очередь, способствовало приходу Красной армии. 14 декабря 1919 года войска РККА взяли Киев. После разгрома войск Белой армии на юге России многие авторитетные церковные руководители покинули Россию: митрополит Антоний (Храповицкий) , архиепископы Волынский Евлогий, Кишиневский Анастасий, Минский Георгий, Курский Феофан, Лубенский Серафим (Соболев) 201 . Предоставим слово сыну Николая Михайловича – Алексею Николаевичу: «пока была еще возможность, многие представители интеллигенции, профессуры и „буржуазии» поспешили уйти с белыми: память о Левашовской (там была ЧК – прим. Н. Стоюхиной) потрясла всех. Вместе с рядом профессоров университета и политехнического института ушел и Николай Михайлович. Семья лишилась своего кормильца. Как мать смогла сохранить свою семью – троих детей, из которых один был годовалым ребенком, оставалось для детей совсем неясным, они только знали, что жить стало трудно и что мать была занята добыванием пищи. Она что-то продавала, пробовала печь пирожки на продажу, что ей никак не удавалось, за неудачей следовала удача: кое-что мать все-таки доставала и кормила детей. Этого было мало, о сытости начали понемногу забывать. В квартире было холодно, а у маленького Миши ручонки были синие от холода. Через несколько месяцев, весной 1920 года, возвратился отец. Он не решился уйти с остатками добровольцев: слишком связан он был со своей семьей» 202 . Главе семейства следовало искать работу. Это было трудно, так как должность законоучителя была упразднена еще в 1918-м, кафедры богословия закрыты. В 1919 году украинский (позже – советский) ученый, историк, писатель, востоковед А. Е. Крымский (1871–1942), решив открыть в Киевском университете восточный факультет, предложил Н. М. Боголюбову кафедру семитологии, условие было – снять рясу. Николай Михайлович отказался, посвятив дальнейшую жизнь православному пастырскому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

2009 г. в Россию Прибытие Курской-Коренной иконы Бо-жией Матери «Знамение» 23 сент. 2009 г. в Россию Икона и ее список в драгоценных окладах были похищены 11 апр. 1918 г. из Знаменского собора мон-ря. Почти месяц спустя, 3 мая, они были найдены без риз в заброшенном Феодосиевском колодце близ мон-ря. Рассказ о похищении иконы известен со слов насельника курского Знаменского мон-ря иером. Гермогена (Золенко), жившего в 50-х гг. XX в. на покое в Иерусалиме (Там же. С. 57-59). Иконописец Шуклин, незадолго до этого писавший копию К. и. без ризы, опознал ее и отличил от списка, т. к. чудотворный образ без риз почти никто не видел. На К. и. был одет запасной серебряный с голубой эмалью оклад, в к-ром она находится и в наст. время. После занятия Курска в сент. 1919 г. частями Добровольческой армии ген. А. И. Деникина в здании Дворянского собрания были найдены расшитые золотом футляры, в к-рых хранились чудотворный образ и его список (Там же. С. 60). Сведений о местонахождении списка К. и. не имеется. Крестный ход со списком иконы Курской-Коренной Божией Матери «Знамение» 1902 г. от Знаменского собора Курска. 12 июня 2015 г. Крестный ход со списком иконы Курской-Коренной Божией Матери «Знамение» 1902 г. от Знаменского собора Курска. 12 июня 2015 г. 31 окт. 1919 г., перед наступлением Красной армии, монахи Знаменского мон-ря, покидая Курск вместе с частями Добровольческой армии, унесли К. и. В числе монахов были насельники Коренной пуст. архим. Варнава, иером. Гермоген, к-рому было доверено держать во время пути икону, и еще 10 чел. Икону несли через Обоянь в Белгород, где монахов ждали Феофан (Гаврилов), еп. Курский и Обоянский, и настоятель мон-ря архим. Иероним (Чернов), затем в Таганрог, Екатеринодар, Новороссийск. Там митр. Антоний (Храповицкий) благословил вывезти К. и. за пределы страны. 1 марта 1920 г. она была отправлена из Новороссийска через К-поль в Фессалонику и далее в Ниш (Сербия). Затем 4 месяца К. и. пробыла в местечке Земун. По просьбе П. Н. Врангеля 14 сент.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

На выбор духовного пути Вячеслава повлияли известные Оптинские старцы — Анатолий (Потапов) и Нектарий (Тихонов), а также священник Георгий Коссов. На монашество его благословил епископ Сергий (Тихомиров), служивший в те годы в Японии, — они были давно знакомы, и Вячеслав еще мальчиком помогал ему в алтаре. Петроград. Александро-Невское братство В 1917 году, сразу после окончания академии, иеромонах Гурий был принят в число братии Александро-Невской лавры . К тому времени Петроградскую епархию возглавил епископ Вениамин (Казанский), вскоре возведенный в сан митрополита. Пользовавшийся авторитетом у верующих петроградский архиерей поддержал миссионерское служение трех молодых иеромонахов — братьев Гурия и Льва (Егоровых) и Иннокентия (Тихонова), предоставив им Крестовую церковь в Александро-­Невской лавре. Молодые монахи преуспели в пастырской деятельности. Братья сняли комнату на Лиговке и проводили беседы для рабочих: рассказывали о событиях из Священной истории, сопровождая их показом диапозитивов, вели беседы о жизни. Однажды иеромонах Гурий представился митрополиту Антонию (Храповицкому). Когда он назвал свою фамилию, владыка Антоний воскликнул: «А, братья Егоровы, как вас не знать, вся Россия знает братьев Егоровых». В 1918 году, когда Патриарх Тихон приехал в Петроград, митрополит Вениамин представил ему молодых монахов. В ответ на это Святейший сказал: «Ну кто же их не знает: Иннокентия, Гурия, Льва…» После прихода к власти большевики попытались ликвидировать Александро-Невскую лавру, ответом на это стало образование Александро-Невского братства в 1918 году. Историк Михаил Шкаровский отмечает, что Александро-Невское братство явилось уникальным явлением не только в Петроградской епархии, но и во всей Русской Православной Церкви. Это был «живой, динамичный организм — конкретные виды и формы его работы неоднократно менялись с учетом изменения общественно-политических и социальных условий. …Оно представляло собой стержень жизни епархии, на протяжении четырнадцати лет играя заметную роль во всех важнейших событиях этой жизни, в частности, активно борясь с обновленческим расколом…» 1 .  Основой духовной жизни членов Александро-Невского братства являлись ежедневные богослужения в Крестовой церкви, которые часто возглавлял митрополит Вениамин. Практиковалось строго уставное чтение и общенародное пение. У братства было два собственных хора, которыми руководили иеро­монахи Иннокентий и Гурий. В 1919-1920 годах в братство вступили многие учащиеся Богословско-пастырского училища, в котором иеромонах Гурий преподавал Священное Писание Нового Завета. Один из членов братства, Н.А. Мещерский, так охарактеризовал иеромонаха Гурия в своих воспоминаниях: «…Он [иеромонах Гурий] больше обращал внимание на внутреннюю, духовную сторону, на духовное аскетическое направление. Он был… очень хороший проповедник, необыкновенный духовник, очень обаятельный и приятный человек, он умел привлекать к себе самых разных людей» 2 .

http://patriarchia.ru/db/text/6022890.ht...

В декабре 1915 назначен членом комиссии по пересмотру положения об управлении областями Австро-Венгрии, занятыми во время войны. В августе 1916 назначен представителем протопресвитера военного и морского духовенства в генерал-губернаторстве областей Австро-Венгрии, занятых русской армией во время войны. 19 октября 1916 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора КДА. В декабре 1917 избран депутатом I Всеукраинского Церковного Собора. В июле 1918 на второй сессии Собора избран членом Высшего церковного совета. В декабре 1918 выехал из Киева в Одессу. В 1919 эмигрировал в Константинополь. Оттуда перебрался в Белград. Осенью 1920 года стал ординарным профессором кафедры церковной истории и археологии богословского факультета Белградского университета. Деятельного участия в церковной жизни русской эмиграции не принимал. Поддерживал дружеские связи с митрополитами Евлогием (Георгиевским) и Платоном (Рождественским). Критично высказывался о церковной деятельности митрополита Антония (Храповицкого). Опубликовал ряд статей по истории и богословию в русских эмигрантских изданиях, а также в сербской периодике и энциклопедиях. Похоронен на русском кладбище в Белграде. Был награжден серебряной медалью в память императора Александра III (1895), орденом св. Станислава III степени (1895), орденом св. Анны III степени (1908), св. Анны II степени (1911), орденом св. Владимира IV степени (1914), орденом св. Владимира III степени (1916). Являлся членом Церковно-археологического общества и Богоявленского братства (1891), общества Нестора Летописца при Киевском университета (1897), Киевского отделения Славянского благотворительного общества (1897), Киевского духовно-цензурного комитета (1898-1905), Киевского отделения Императорского российского военно-исторического общества (1909), Киевского епархиального Свято-Владимирского братства (1914), Киевской ученой архивной комиссии (1914), Воронежского церковного историко-археологического общества (1915), почетным членом Киевского отделения Епархиального училищного совета (1901), Киевского религиозно-просветительского общества (1907), Курского церковно-исторического и археологического общества (1912), Владимирской архивной комиссии (1914).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/

1999. С. 21). 28 янв. 1918 г. Тифлисский митр. Платон (Рождественский) благословил ношение К. мантии с красными скрижалями. 30 (по др. данным, 31) янв. решением временно управляющего Киевской епархией Чигиринского еп. сщмч. Никодима (Кроткова) К. был освобожден от должности эконома (сдал дела 16 февр.) с оставлением исправляющим должность наместника и председателя Духовного Собора лавры. В дальнейшем К. помогал избранному в мае 1918 г. митр. Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) в успокоении жизни лавры. 30 окт. того же года избран представителем лавры на Всеукраинском православном церковном соборе . С утверждением в Киеве большевиков К. решил создать трудовую общину для сохранения за лаврой ее имущества. В апр. 1919 г. это решение было одобрено Духовным Собором. Однако советские власти потребовали перерегистрировать общину, удалив из нее монашествующих. После окончания гражданской войны Киево-Печерская лавра находилась в тяжелом положении. На территории обители был размещен инвалидный городок, постоянно сокращалось число насельников. Архимандриты Климент (Жеретиенко) (слева) и Макарий (Величко). Фотография. 20-е гг. ХХ в. Архимандриты Климент (Жеретиенко) (слева) и Макарий (Величко). Фотография. 20-е гг. ХХ в. 8 июня 1921 г. Собор епископов Украины утвердил К. в должности наместника лавры. Пользуясь доброжелательным отношением патриаршего экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова) , К. добивался должности настоятеля лавры, имевшего особые, сопоставимые с архиерейскими, привилегии. 8 февр. 1922 г. для благолепия благословлено было наместнику служить с жезлом и сулоком, а к литургии встречать у солеи с пением «Достойно есть», читать молитвы по большому Служебнику и носить мантию с нашивными крестами на скрижалях. 10 февр. было принято решение о вступлении К. во временное исполнение обязанностей настоятеля монастыря «…ввиду долговременного отсутствия настоятеля Киево-Печерской Лавры, Высокопреосвященнейшего митрополита Антония и переживаемых обителью тяжелых обстоятельств».

http://pravenc.ru/text/1841357.html

Вот что значит революция! Легко разбить посуду, как трудно потом склеивать. И поймешь теперь, почему националисты-добровольцы боролись за " единую, великую, неделимую Россию " . Это было здоровое течение в данном пункте. Потом и большевики пойдут по тому же пути объединения ослабевших разболтавшихся частей одного организма. Еще мне нужно бы говорить об Украине, но тогда она была снова под советской властью, а не с Врангелем. А о временах Директории, Скоропадского и Петлюры я буду говорить в дальнейшем отделе - об Украинском Церковном соборе 1918-1919 годов. И здесь пока этим заканчивается " иностранное обозрение " . Теперь мне нужно сказать еще о моральном и религиозном фронте врангелевского движения. Отчасти я уже говорил об этом. Не высока была и мораль: не белыми были, а серостью. Генерал старался по возможности подтягивать всех, и отчасти ему это удалось. Никаких оргий в тылу, о коих я писал прежде про деникинское время, уже не было. А если бы они завелись, то несомненно были бы подавлены Врангелем беспощадно. И здесь не может быть двух мнений, к чести главнокомандующего! История должна сказать ему слово благодарности за это, как еще и за другое, о чем скоро будет речь. Что касается самой Церкви, то и мы не могли сделать ничего особенного в пользу победы над красными, хотя мы и желали этого. Авторитет Церкви вообще был слабый. Необходимо сознаться в этом. Голос наш дальше храмовых проповедей не слышался. Да и все движение добровольцев было, как говорилось, патриотическим, а не религиозным. Церковь, архиереи, попы, службы, молебны - все это для белых было лишь частью прошлой истории России, прошлого старого быта, неизжитой традиции и знаком антибольшевизма, протестом против безбожного интернационализма. А горения не было ни в мирянах, ни даже в нас, духовных. Мы не вели историю, а плелись за ней, как многие иные, потому не имеем никаких оснований жаловаться на паству, по пословице: " Каков поп, таков и приход " и наоборот. Желая придать больший авторитет Церкви и нашему Синоду, генерал Врангель " выписал " с Афона митрополита Киевского, известного Антония (Храповицкого). Был с нами и митрополит Платон Одесский, потом уехавший в Болгарию, а оттуда вторично в Америку, и архиепископ Полтавский Феофан, и Таврический епископ Димитрий, и др. Среди членов Синода от духовенства и мирян были члены Московского собора 1917-1918 годов; известный профессор С. Н. Булгаков (бывший марксист, теперь протоиерей), граф Н.Н. Апраксин, о коем я упоминал раньше. Все люди ученые, будто бы умные. Но почти бессильные. Ни гермогенов, ни палицыных среди нас не оказалось. И выписка митрополита Антония ничуть не помогла делу. Да, мы оказались бряцающим кимвалом, которого никто почти не слышал. Нечего нам сваливать вину лишь на других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

Могила М. в Покровской обители почиталась харьковчанами. После ремонта в 1846 г. усыпальницы гробы др. архиереев замуровали в стену, но гроб с останками М. поместили в металлическую раку и поставили отдельно. Над гробом была устроена сень, повешены лампады, хранились неск. личных икон архиерея. Здесь ежедневно служились панихиды, иногда - заупокойные литургии. При пожаре 1875 г. сгорел весь интерьер усыпальницы, но гроб с мощами М. остался невредим. Сразу после пожара были начаты работы по восстановлению пещерной церкви. Гроб перевязали шнуром, опечатали и перенесли в др. место. На пожертвования благотворительницы Ильиной были сооружены новая металлическая рака и балдахин. После ремонта гроб в новой раке и уцелевшие во время пожара иконы были поставлены на прежнее место. В Покровском соборе имелась книга, в к-рую записывали чудеса, происходившие от мощей и после молитвенного обращения к святителю. К 1918 г. в книге зафиксировали ок. 100 случаев исцелений больных, подтвержденных подписью их или священнослужителей. В нояб. 1918 г. эту книгу доставили Киевскому и Галицкому митр. Антонию (Храповицкому) , к-рый инициировал прославление святителя на 3-й сессии Всеукраинского православного церковного Собора . По поручению митрополита 7 дек. того же года викарий Курской епархии еп. Белгородский сщмч. Никодим (Кононов) , викарий Харьковской епархии еп. Сумский Митрофан (Абрамов), протоиереи А. М. Станиславский и сщмч. Николай Загоровский вскрыли гроб, переоблачили М. в новые архиерейские одежды и составили акт вскрытия. Однако арест митр. Антония и революционные события помешали офиц. прославлению М., к-рое предполагалось осуществить 12 февр. 1919 г. Позже, в 1948 г., прот. А. Станиславский рассказал об этих событиях в письме Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) (см.: Талалай. 2013. С. 5-7). По преданию, в 1942 г., во время Великой Отечественной войны, М. являлся харьковчанам, предсказывая освобождение города от немецко-фашистских захватчиков. В мае 1948 г. по благословению Святейшего патриарха Алексия I гроб с мощами М. перенесли в кафедральный Благовещенский собор Харькова. К 2017 г. мощи находятся в левом приделе вмц. Варвары, близ клироса.

http://pravenc.ru/text/2562820.html

Нельзя сказать определенно, кого имел в виду Антонов. Возможно, Виталий (Максименко; 1873–1960 гг.), архимандрит, с 1903 г. редактор «Почаевского листка», и. о. редактора официальной части «Волынских епархиальных ведомостей». С августа 1906 г. возглавлял Почаевский отдел «Союза русского народа». В декабре 1918 г. по распоряжению правительства С. В. Петлюры арестован в Киево-Печерской лавре. Летом 1919 г. освобожден при посредничестве французской военной миссии, выехал на Волынь, где вновь был арестован польскими войсками и затем освобожден при содействии французских военных властей и благодаря ходатайству митрополита Антония (Храповицкого). В 1922 г. эмигрировал в Сербию. Возможно, Антонов имел в виду Вениамина (Казанского; 1874—1922 гг.) или Вениамина (Муратовского; 1856–1930 гг.). Вениамин (Казанский), с 20 марта 1914 г. епископ Гдовский, первый викарий Петроградской епархии, временно управляющий епархией с 6 марта 1917 г. 24 мая 1917 г. избран на Петроградскую кафедру, с 17 июня 1917 г. архиепископ Петроградский и Гдовский, с 13 августа 1917 г. митрополит. Вениамин (Муратовский; 1856—1930 гг.), с 1 мая 1915 г. архиепископ Симбирский и Сызранский. Владимир Игнатьевич Востоков (1868–1957 гг.), иерей, миссионер, настоятель Князь-Владимирской церкви при московском епархиальном доме. В ноябре 1911 г. основал ежемесячный духовно-литературный журнал «Отклики на жизнь», став его редактором и издателем. Упоминание в мае 1913 г. на страницах журнала о нестроениях в Московской епархии стало причиной удаления Востокова из Москвы в Коломну в качестве настоятеля Христорождественской церкви. Восторгов был лишен благословения на выпуск журнала и взят под негласный надзор охранки, однако издание журнала продолжалось. 26 января 1916 г. Востоков был переведен на погост Ильинское, с 1 июня 1916 г. в Клин настоятелем тюремного храма. В конце сентября – начале октября 1916 г. приехал в Уфу, где начал служить и продолжил издание журнала, избран членом Учредительного собрания, делегатом на Поместный собор от мирян Уфимской епархии. 19 ноября 1917 г. возвращен в Москву настоятелем церкви Космы и Дамиана на Таганке. На соборном заседании 22 января 1918 г. произнес речь против безбожного коммунизма, за что был объявлен советской властью вне закона. Вместе с П. Н. Врангелем 30 октября – 1 ноября 1920 г. эмигрировал в Галлиполи.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010