Рубрики Коллекции Что мы знаем о монахе, который рассказал миру о подвиге Марии Египетской? 4 мин., 17.04.2024 Поделиться На пятой неделе Великого поста в храмах совершается служба, которую называют Стояние Марии Египетской (Мариино стояние), где, кроме Великого покаянного канона Андрея Критского, полностью прочитывается житие святой Марии Египетской. В этом житии мы встречаемся не только с образом великой подвижницы — преподобной Марии, но и со свидетелем ее подвига старцем Зосимой. Что мы знаем о нем? Старец Зосима прославлен в лике святых как Зосима Палестинский, его память совершается 17 апреля (4 апреля по старому стилю). Считается, что преподобный жил в Палестине в V или VI веке (в зависимости от датировки смерти святой Марии Египетской). Еще ребенком («едва оторвавшись от материнской груди», как говорится в его житии) Зосима был отдан в один из палестинских монастырей, где преуспел в подвижничестве. В это время Палестина была центром христианского монашества. Здесь подвижники синтезировали египетский, сирийский и каппадокийский монашеский опыт и сформировали на его основе свою собственную гармоничную традицию. Отличительной чертой палестинского монашества в то время было устроение монастырей вблизи городов: крупные монастырские кластеры были вокруг Иерусалима, Газы, Скифополиса (совр. Бейн-Шеан), Елевферополя (совр. Бейт-Гуврин) и Кесарии (рядом с этим городом, по преданию, был монастырь, где изначально жил преподобный Зосима). Палестинские монахи участвовали в общественной жизни и богословских спорах того времени, а состав монашеской братии, насчитывающей тысячи человек, был многонациональным. Итак, Зосима был монахом, подвизавшимся в палестинской традиции: «Соблюдал он во всем правило, завещанное от воспитателей на поприще духовной атлетики, многое и от себя примыслил, трудясь покорить плоть духу».  Узнав об этих духовных дарованиях, монахи из ближних и дальних монастырей стали приходить к нему за научением. Также житие говорит, что «старец бывал удостоен божественных видений, озаряемый свыше».

http://foma.ru/chto-my-znaem-o-monahe-ko...

Святая Гора Афон (традиционным является употребление в тексте только двух слов названия - Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон). Благочиния и представительства за рубежом: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Представительство Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском и всего Востока, Представительство Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, Венгерское православное благочиние, Патриаршие приходы в Финляндии, Патриаршие приходы в США и Канаде, Западноевропейский Экзархат, Среднеевропейский Экзархат. Названия частей и принадлежностей храма Названия всех частей храма пишутся со строчной буквы: притвор, трапеза, алтарь, апсида и т.д. Названия всех принадлежностей храма пишутся со строчной буквы, кроме именования " Царские врата " : престол, жертвенник, солея, горнее место, иконостас и т.д. Названия священных сосудов и предметов пишутся со строчной буквы: дискос, звездица, лжица, кроме: Святая Чаша, Потир - как вмещающий Святые Дары, но: дарохранительница, Святая Плащаница. Названия всех священных одежд пишутся со строчной буквы. Деисис, не Деисус, - с прописной буквы. Названия книг Священного Писания и богослужебных книг пишутся с прописной буквы: Святая Библия, Бытие, Исход, Книга Иова, но: Песнь песней, Вторая книга Царств, Книга пророка Исаии, Евангелие, Четвероевангелие, Первое Послание апостола Петра. Служебник, Требник, Минея Месячная. Цветная Триодь, но Триодь цветная. Постная Триодь, но Триодь постная. Литургическая терминология Устав Церковный, Церковный Устав. Название служб суточного круга пишутся с прописной буквы: вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы, но: Андреево стояние, Мариино стояние. Божественная литургия, Литургия Преждеосвященных даров, Тело и Кровь Христовы. Названия чтений и песнопений пишутся со строчных букв, кроме Блаженны (без кавычек), Богородичен (с Богородичном), Трисвятое: тропарь, кондак, ектения великая и т.д., стихира на " Хвалите " , или на " Хвалитех " (тоже устоявший в литургике термин, и даже более часто употребляемый), евангельская стихира, антифоны, степенны, аллилуиарий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Разделы портала «Азбука веры» Покаянный Великий канон святого Андрея Критского Преосвященного Ионафана, архиепископа Херсонского и Таврического, четыре опыта переложения на русский язык для духовно-назидательного чтения Светлой памяти митрополита Никодима (Ротова) О ПОКАЯННОМ КАНОНЕ СВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского , жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению. Чтение Покаянного Великого Канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского , в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный Великий Канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку. Кратко эту парадигму человеческого бытия выразил еще блаженный Августин в своей «Исповеди»: «До тех пор пребудет в смятении сердце мое, пока не успокоится в Тебе, Боже». Настоящий труд Преосвященного Ионафана (Елецких), архиепископа Херсонского и Таврического, представляет читателям четыре опыта переложения на русский язык Покаянного Великого канона св. Андрея Критского по дням первой седмицы Великого Поста и полный текст канона в четверг пятой седмицы Великого поста, т.н. Мариино стояние (славянизированная, прозаическая, ритмическая и стихотворная версии. Последняя — избранные тропари 1 и 2 песни канона). Ирмосы канона оставлены в церковнославянской версии Постной Триоди. Пояснительные слова выделены курсивом. Пунктуация славянизированной версии следует, как правило, знакам препинания в Постной славянской Триоди.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

9 апреля — Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста Пятая седмица — с 10 апреля по 16 апреля 2016 года 10 апреля – воскресенье. Четвертая неделя Великого поста (четвертый воскресный день поста). День памяти богослова Иоанна Лествичника. Иоанн Лествичник был игуменом Синайского монастыря, написал знаменитую «Лествицу добродетелей», где показал ступени восхождения к духовному совершенству. («Лествица» от ст.-слав. «лестница». Варианты — Лествица райская, Скрижали духовные). Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт.28:12). Календарная память Иоанна Лествичника выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 4-м воскресеньем Великого поста. В день памяти Иоанна Лествичника выпекали лесенки Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 11 апреля – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 12 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 13 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение В среду вечером в православных храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской. 14 апреля – четверг. Стояние преп. Марии Египетской.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

В конце Великого поста мы вспоминаем святую, которая прошла долгий путь покаяния. Пре­подобная Мария родилась в Александрии в середине V века. В двенадцать лет она ушла из дома, влекомая порочной жизнью. Долго Мария жила в грехе: «Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть». Но внезапно Господь обратил ее к покаянию. Это случилось, когда Мария случайно попала в Иерусалим и оказалась у храма Воскресения Христова. Все люди свободно входили в храм, а Марию останавливала невидимая сила. Так она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место. Марию охватили страх и раскаяние. После этого она зашла внутрь. Молитва у Гроба Господня изменила грешницу: Мария оставила свою прошлую жизнь и ушла в Иорданскую пустыню. Там она провела почти пятьдесят лет в одиночестве, молясь и постясь. В пустыне ее встретил старец Зосима из Иорданского монастыря. Он беседовал с преподобной и был поражен ее праведностью. Также он видел, как во время молитвы она приподнималась над землей и переходила Иордан по воде как по суше. Год спустя старец причастил святую, а еще через год — нашел в пустыне ее тело и похоронил. По преданию, могилу ему помог выкопать лев. Святой Серафим Саровский  говорил, что разница между погибающим грешником и грешником, который находит путь к спасению, — в решимости. Примером такой решимости служит Мария Египетская. Житие Марии Египетской читается за богослужением на пятой неделе Великого поста, в среду вечером, когда в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской (Мариино стояние). В 2024 году — 17 апреля. Лазарева суббота — 27 апреля В этот день мы вспоминаем невероятное чудо — воскрешение Христом праведного Лазаря, который четыре дня был мертв. Святой праведный Лазарь жил в Вифании и был братом Марфы и Марии. Христос часто посещал их. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел, и сестры сообщили об этом Христу.

http://foma.ru/prazdniki-velikogo-posta-...

Обязательно надо хотя бы несколько раз помолиться за литургией Преждеосвященных Даров, которая совершается в течение Великого поста в среду и пятницу. Обязательно нужно посетить не совсем уставную, но все же замечательно вводящую человека в атмосферу поста службу — акафист Страстям Христовым, или Пассию. Она совершается в воскресные вечера Великого поста специально для того, чтобы дать возможность побывать на ней сегодняшнему человеку, работающему всю неделю. Конечно же, нужно обязательно посетить так называемое Мариино стояние: на пятой седмице Великого поста, в среду вечером на утрене полностью прочитывается канон Андрея Критского, который в первые дни поста читали по частям, и житие преподобной Марии Египетской. Эта служба действительно долгая, действительно — «стояние», которое создает в душе человека острое покаянное настроение. Мария Египетская — дивная подвижница, ее память Церковь празднует уже более полутора тысяч лет, предлагая всем нам в ее образе образец покаяния, показывая, что нет такого греха, который был бы выше милосердия Божия. Потому, что пример преподобной Марии — пример того, как человек может исправиться, как может Бог, говоря словами Великого канона, прокаженное житие убелити и очистити В то же время человек сам должен проявить решимость к своему исправлению. Тот подвиг, который несла Мария Египетская в течение 40 лет, казалось бы, выше человеческих сил, и с трудом вмещается в сознание современного человека, но вот уже полторы тысячи лет Церковь свидетельствует о его реальности. Обязательно надо побывать в храме в праздники, которые отмечаются в дни Великого поста: такие, как Лазарева суббота, когда мы вспоминаем воскрешение Господом Лазаря Четверодневного, и Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. Наконец, самое удивительное время — это время Страстной седмицы, когда Церковь каждого из нас вводит в пространство евангельской истории. Мы не просто вспоминаем, но становимся очевидцами событий, происходящих в Евангелии: вместе со Христом входим в Иерусалим, присутствуем в Гефсимании и на Голгофе, видим толпу, кричащую Ему: «Осанна!», зная, что через некоторое время этот возглас сменится на другой: «Распни! Распни Его!».

http://pravoslavie.ru/38111.html

Так называемое Мариино стояние, когда Великий покаянный канон читается не в дроблении, а целиком – среда пятой седмицы. Похвала Божией Матери – суббота пятой седмицы. Про Стояние Марии Египетской следует сказать отдельно. Особенность этой службы заключается в том, что, помимо Канона, читается Житие преподобной Марии Египетской. Это, пожалуй, единственный случай в году, когда в церкви вслух звучит история, которую, наверное, не следовало бы оглашать – потому что Житие этой святой изобилует подробностями грехов, в которых она жила. Но делается это как раз для того, чтобы можно было понять, насколько удивительным бывает восхождение из бездны греха к вершинам святости. И достигнуть этих вершин можно только через покаяние. Когда человек обращается к той или иной духовной практике, он думает, как ему усовершенствовать себя, стать лучше, подняться выше. В христианстве иной путь. Человек нисходит в глубину покаяния и смирения, абсолютно не думая, как бы ему стать святым. Нет в Церкви ни одного святого, который хотел стать святым. Если кто-то хотел стать святым, он никогда им не становился – в этом парадокс христианства. Преподобная Мария Египетская уходила в пустыню для чего угодно, только не для того, чтобы стать святой, ходить по воде и молиться, поднявшись на воздух. – Требуется ли благословение на пост? – Не обязательно. С другой стороны, приступая к любому важному делу, хорошо испросить благословение у священника. – А первый пост – это очень важно. – Конечно. Испрашивая благословения, вы тем самым признаете свою немощь, смиряетесь, а человеку, смирившемуся хотя бы в малом, Господь непременно дает Свою благодать. Это закон духовной жизни, который можно понять только на собственном опыте. Вообще, если вы сделаете этот первый шаг, Господь вам даст больше, чем Он дает, скажем, мне или тому, кто давно уже живет церковной жизнью. Со временем вам придется думать о глубине вхождения в пост. А сейчас вы просто придете, как ребенок, и Господь вам что-то даст даром – просто за то, что вы пришли.

http://pravoslavie.ru/37314.html

Рубрики Коллекции 10.02.2023 Татьянин день С легкой руки императрицы Елизаветы Петровны святая Татьяна стала не только хорошо известной в России святой, но и покровительницей Московского Университета, а день памяти мученицы Татьяны — 25 января — стал считаться днем студентов. Что касается имени, то в Европе Татьяну считают сугубо русским именем. 24.01.2023 Масленица. Пост. Брейгель К картине «Битва  Масленицы и Поста»можно относиться двояко. Например, как к живописи абсурда. Ведь что может быть абсурднее на картине длинного уродца с серым лицом и корзиной на голове. Вооружившись пекарской лопатой и селедкой он вступает в бой против оседлавшего винный бочонок толстяка. Но обратившись к исторической действительности, мы понимаем, что картина Брейгеля — это опыт этнографического исследования. 02.03.2019 Имя Николай Святитель Николай всегда был народным святым. В народном сознании он оставался очень близким, родным, понятным и отзывчивым 16.12.2018 Красота как образ вечности 14 июля — день рождения художника Сергея Андрияки. Состояние праздника дивным образом слышится, видится, ощущается в его акварелях. Казалось бы, как можно так точно прочувствовать и угадать лично мое настроение? Но иначе и быть не может, если ты с человеком в одном духе. 13.07.2018 «Воскрешение Лазаря». История картины Караваджо воспринимал Евангельскую весть самым серьезным образом, как то, что касается его самого, является его частью 18.04.2018 Стояние Марии Египетской В среду вечером пятой недели Великого поста во всех православных храмах совершается особая великопостная служба — Мариино стояние. Читаются Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского целиком и житие Марии Египетской. Служба способна дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. 31.03.2020 Папины драники Отец был расстроен. «Богомолка в доме! Пост — глупость, глупее некуда». Мама переживала со своей аргументацией: «Ну как же так! По десять уроков в школе. Дорога три часа на перекладных. Скрипка, сольфеджио, хор, оркестр… Нет, так нельзя. Мясо обязательно! Молочное обязательно! Ты — растущий организм. Про пост слышать не хотим». Я была непреклонна.

http://foma.ru/authors/roshhenja-darja

Помощь Божия – это не то, что Бог за нас будет делать, как утверждает народная молва. Бог помогает тем, кто сам делает. Когда Марию Египетскую одолевали искушения, она падала на землю и молилась. А что в таком случае мы делаем? Вспомним о своей молитве. Мы не только молимся небрежно, но ещё и молимся не всегда, а у нас искушений не меньше, чем было у Марии Египетской. Пустыня нашей жизни такие таит в себе соблазны, которых, может быть, не видели и древние подвижники. А преодолевать надо. Подвижники, прошедшие до нас путь покаяния и получившие опыт, помогут нам. И вот первая, кто нам поможет, – преподобная Мария Египетская. Когда она молилась, преподобный Зосима видел, как она приподнимается над землёй. Силу её молитве дало её покаяние, покаяние – крылья для того, чтоб парить над землёй. Только через покаяние мы можем избавиться от грехов. А грехов у нас бездна. Почему мы не ужасаемся этой бездне? Потому что не видим ее. Если б увидели эту бездну, с какой силой мы бы закричали: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Мы часто медлим с покаянием. Вот ещё немного погрешим, а потом и раскаемся. Такой расчет – это обман. «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается!» – поется в Великом каноне. Жизнь наша стремительно сокращается, и конец очень близок. Покаяние нельзя откладывать, ибо можем не успеть. Как Мария Египетская решилась, и сразу переплыла за реку Иордан, так и нам с грехом нужно рвать сразу. Вот что ты медлишь: «Ещё один глоток!» – а вдруг этот глоток будет смертельным? Покаяние приводит нас к воскресению. Пятая седмица Великого поста, ещё немного – и будет Воскресение Христово, Пасха. Пасха – это не земной праздник, Пасха – праздник небесный, и по-небесному, через покаяние, мы к нему должны готовиться. Вот спросим себя сейчас, с каким грехом мы порвали в этом году? Без освобождения от грехов не увидеть Пасхи, хотя бы по-земному мы её и достигли. Пасха – освобождение от грехов, примирение наше с Богом и друг с другом. Будем же торопиться восполнить свой пробел.

http://azbyka.ru/propovedi/mariino-stoja...

Кончив рассказ, святая просила Зосиму будущим годом, в Великий четверг, принести ей на берег Иордана, к краю пустыни, в святом сосуде Животворящих Тайн – причастия. Все эти долгие годы в пустыне она далека была от мира и от храма. Минул год, наступил день Тайной Вечери. Поздно вечером пришла преподобная, и стала на той стороне Иордана. В Зосиме шевельнулось сомнение, как сможет она, без лодки и переправы, переплыть реку. Вдруг видит, как она крестным знамением осенила реку,– ночь тогда, говорили старцы, была светлая, лунная – и тотчас сошла на воды и быстро прошла по ним. Причастившись Святых Тайн, Мария простерла к небу благодарные руки и возгласила, чуть изменяя, молитву Симеона Богоприимца: Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко,по глаголу Твоему с миром… И ушла, как прежде, осенив Иордан, и растворилась в пустыне. Только взяла со старца Зосимы обещание – прийти на следующее лето к тому пересохшему ручью, где они встретились в первый раз. Но когда через год старец вновь пришел на сказанное место, он нашел лишь тело святой подвижницы. И надпись у изголовья: „Погреби, авва, на сем месте тело убогой Марии. Воздай землю земле“. Она умерла на другой день по приобщении Святых Даров, в страстную пятницу 1 апреля 522 года. Так она хотела – умереть в один день с Христом. Вот и вся история… Старец рассказал ее, возвратившись, игумену и монахам Предтечева монастыря. Они хранили ее многие годы, передавая благоговейно от наставников к ученикам. „Я же, – говорит Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, – что приял в свой черед неписанным от святых отцов, все дерзнул, с благословления их, предать письменному изложению в назидание всякой христианской душе“. Авва Зосима еще долго жил в монастыре, он умер почти в столетнем возрасте, что-нибудь в 560-х годах. А Святитель Софроний обходил палестинские обители со своим учителем Иоанном Мосхом (они писали тогда знаменитый „Лимонарь“ – „Луг духовный“) уже в 570 −580-е годы, то есть слышал о Марии от старцев, еще лично знавших Зосиму. Что касается святого Андрея, епископа Критского, он жил чуть позже (умер в 712 году), а пострижение принял в Иерусалиме (поэтому называется иногда в церковных службах Иерусалимским), где и узнал удивительную историю Марии. Много было в ней общего с его собственной жизнью. „Повесть об Андрее Критском “, широко известная в русской церковной книжности с „грозновского“, шестнадцатого столетия, так же представляет собой „житие великого грешника“ – с грехом кровосмешения, с почти точно повторенной судьбой древнего Эдипа. И слагая Великий Канон („школой покаяния“ называют его монахи), Андрей навеки запечатлел в нем и свой мучительный опыт, и ее, Марии, высокий и светлый образ:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010