Etat de reverie. Этому французскому выражению нет настоящего русского перевода, выражения, которое бы соответствовало ему полностью. Не " мечтательность " и не " мечтание " . Думал сегодня: " греховно " ли оно, хорошо – то есть состояние reverie – или же нет? Ибо мне ясно, что это мое излюбленное состояние: полураздумье, полусозерцание. Погружаюсь я в него чрезвычайно легко и при каждом удобном случае, отрываюсь от него – всегда с трудом и усилием. Сегодня рано утром – Мариино Стояние. Вчера вечером Преждеосвященная, которую служил архиепископ Иаков, в сослужении со мной и о.Иоанном Мейендорфом. Достигать полного и настоящего, а не показного, равнодушия к тому, что о тебе говорят. Раньше я был очень чувствительным к этому: меня угнетало непонимание, несправедливость, вражда – всегда, по моему убеждению, незаслуженная. Но я с радостью убеждаюсь в том, что освобождаюсь от этой чувствительности. Особой заслуги нет: тут, как и всюду, привычка. К этому приучает Сам Бог. В эти дни умирает Аркадий Борман, поливавший меня грязью все эти годы. Ни малейшего чувства враждебности. Только жалость ко всей этой " passion inutile " . Один за другим – лучезарные, холодные дни. И вот уже завтра: " Радуйся егоже радость возсияет: радуйся, заре таинственного дня… " С детства – любимейший день. Суббота, 30 марта 1974 Весь день вчера – снежная буря. Весь день – дома, " bien au chaud " , как говорит Мегре. Вечером – акафист, порыв радостного любования, бескорыстной хвалы. По телевизии – приезд в Цюрих семьи Солженицына, он, несущий на руках своих мальчиков. Виденье чего-то простого, вечного, светлого: той жизни, которую калечит, извращает и демонически разрушает суета и злоба " мира сего " . Но " всуе мятутся земнороднии… " Только это и живет и пребывает. Размышления о стиле. Читая Leautaud, например, совсем забываешь, вернее – не сознаешь все время, что он пишет по-французски. Язык и человек сливаются до конца, и язык полностью, до конца выражает человека. Но это очень редко. Обычно decalage остается. И чем он больше, тем " ограниченнее " писатель, тем больше чувствуется он, как только русский, только француз или, что еще хуже, – только писатель. Принцип перевода: писать так на этом языке (на который переводишь), как писал бы на нем писатель, которого переводишь, если бы именно этот язык был его языком. Проникновенье, иными словами, в писателя, а не в его " язык " , или в язык, как его язык. Перевод передает не " стиль " , а мироощущение автора. Засим вполне допустимо, что мироощущение это, тем не менее, только французское (как, думается, в случае Leautaud). Но тогда и переводить " не стоит " , ибо во " французское " (а не " всечеловеческое " ) мироощущение доступ один: язык.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Наличие или отсутствие постов в той или иной культуре носит характер исторический. И сейчас не везде одинаково постятся. Это нормальное явление, живая жизнь Церкви. Возможно, что в Церкви и впредь форма постов будет видоизменяться, но сегодня мы имеем то, что есть по календарю, и принимаем это со смирением и радостью. – Зачастую смысл поста для многих людей сводится к пищевым ограничениям. Почему так происходит и как с этим бороться каждому из нас? – Причины подобного явления можно разделить на субъективные и объективные. Если христианин заглянет внутрь себя при размышлении на такой вопрос, то самокритично и смиренно поймет, что постится недолжным образом. О том, как нужно соблюдать пост, много сказано в святоотеческих книгах. Пост есть ущемление плоти, воздержание, молитва и милостыня, отрыв от земных пристрастий и вхождение в углуб­ленную духовную жизнь. Есть, конечно, и объективные причины тому, о чем вы говорите. В нашем календаре постных дней около двухсот – точнее сказать невозможно, потому что Пасха передвигается. Современный человек не способен двести дней в году на самом деле духовно реализовывать пост. Верующие стремятся соблюдать пост хотя бы формально, то есть кухонно – вкушать не все подряд, а только то, что благословляется. Особой духовной нагрузки здесь нет, конечно… Что греха таить, бывает так: вспоминает человек, что сегодня среда – колбасу возвращает в холодильник, ест только лук и помидоры. Начался четверг – рацион меняется. Какой итог такого поста? Непонятно. Сознавая это, каждый из нас все равно должен стремиться что-то делать иначе. Еще одна причина из числа объективных – сегодня богослужебно в церковном уставе отражен только Великий пост . Дети из одной священнической семьи как-то сказали мне, что он помнится им не столько тем, что они чего-то не ели, а – службами. Великий канон преподобного Андрея Критского , Торжество Православия, Мариино стояние, суббота Акафиста, Страстная седмица – все это, действительно, запечатлевается в человеческой душе, производит в ней свое духовное действие. Остальные же посты богослужебно сейчас никак не выделяются. Конечно, церковный устав предполагает отличие: есть дни, когда не совершается Божественная литургия, когда поется не «Бог Господь…», а «Аллилуиа» и даже произносится молитва преподобного Ефрема Сирина (не вся, наполовину) – однако это сейчас даже в монастырях не практикуется… Повторюсь, что в этом, видимо, заключается еще одна причина того, что современный человек не чувствует той духовной нагрузки во время постов, которая так или иначе ощущается во время Великого… Мне кажется, что богослужебной комиссии стоило бы в наши посты привнести некоторые элементы, которые позволят прихожанам храмов ощущать пост особо. Нужно, чтобы каждый из постов ассоциировался с чем-то особенным, так же, как неразрывно связаны Святая Четыредесятница и покаянная молитва святого Ефрема.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мариино стояние в канун Благовещения 2022 2 мин., 14.02.2022 Вопрос читателя: Праздник Благовещения всегда 7 апреля. А богослужение «Мариино стояние» каждый год в разные даты — в зависимости от дат поста. В этом году так сложилось, что Мариино стояние в канун Благовещения. Получается, что праздничная литургия в день Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с четвергом пятой седмицы Великого поста. А накануне вечером должно совершаться праздничное Всенощное бдение, в то же время, когда обычно происходит чтение Великого канона Андрея Критского полностью с житием Марии Египетской, т. н. Мариино стояние . Как будут совмещаться эти службы? Отвечает священник Евгений Мурзин: Священник Евгений МУРЗИН Добрый день! В этом году Мариино стояние переносится на вечер 4 апреля, т. е. на понедельник пятой седмицы Великого поста. Если праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с четвергом 5-й седмицы Великого поста, то чтение Великого покаянного канона переносятся на богослужение Утрени вторника той же седмицы, т. е. на вечер понедельника. Скачать текст службы Когда Мариино стояние 2022 Как известно церковный день начинается с вечера. Поэтому, богослужение вторника 5-й седмицы охватывает вечер понедельника и утро вторника. То есть канон и чтение жития Марии Египетской будет в понедельник — 4 апреля. Вечером в понедельник совершается малое повечерие, полунощница и утреня. На утрене после шестопсалмия, великой ектении, 12-й кафизмы и седальнов (вид богослужебного песнопения, во время которого допускается сидеть) читается первая половина жития преподобной Марии Египетской и по ее окончании — 50-й псалом. Далее поется целиком Великий канон Андрея Критского. Между 3-й и 4-й песнями канона чтец или священник читает вторую часть жития Марии Египетской. Затем следует обычное чинопоследование великопостной утрени. Утром во вторник читаются часы, изобразительны (одна из служб суточного цикла богослужений) и совершается вечерня в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров. Как поститься в день Мариина стояния

http://foma.ru/mariino-stojanie-v-kanun-...

Рубрики Коллекции Стояние Марии Египетской 6 мин., 21.03.2018 Поделиться Мариино стояние На пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году. Во время нее полностью вычитывается весь Великий канон Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. Также в храме в этот день мы слышим житие святой Марии Египетской. Этот текст, по мысли святых отцов VI Bceлehckoro собора (692 год), — а именно тогда была составлена служба из  Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской , — способен дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении, и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние — это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния. Марьино стояние — текст службы Полный текст службы Мариино стояние Житие Марии Египетской Мария родилась в небольшой египетской деревушке. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом. Одержимая плотской страстью, она отправилась в Александрию и стала блудницей. Мария предавалась разврату безудержно и ненасытно, как за мзду, так и добровольно. Более 17 лет она не знала предела в своем распутстве. Однажды, увидев множество ливийских паломников, которые отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила примкнуть к ним. Никаких благочестивых намерений женщина не испытывала, напротив, рассчитывала, что в клиентах не будет недостатка, да и в Иерусалиме всегда найдется с кем «весело» провести время. Своим телом она расплачивалась за еду, за постой, за провоз на корабле. Но когда в день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать.

http://foma.ru/stoyanie-marii-egipetskoj...

Рубрики Коллекции Мариино стояние. Текст для чтения дома На пятой седмице Великого поста в православных храмах совершается особое богослужение – Мариино стояние. На нем прочитывается Великий канон Андрея Критского целиком и житие Марии Египетской — подвижницы, явившей пример покаяния. На этой службе, конечно, лучше быть, но на случай если вы болеете и никак не можете присутствовать на богослужении в храме, в 2020 году… 17.02.2022 Почему пример Марии Египетской остается актуальным и через полторы тысячи лет Сегодня редкий человек сможет повторить подвиг преподобной Марии, которая в течение 47 лет жила в пустыне. Однако стоит задуматься: что полезного я могу найти в ее житии? 21.04.2024 Что мы знаем о монахе, который рассказал миру о подвиге Марии Египетской? Житие Марии Египетской, включающее жизнеописание старца Зосимы, дает надежду и пример тем, кто встретился с духовным кризисом. 17.04.2024 Что помогло блуднице стать святой Сорок семь лет бывшая блудница провела в пустыне за Иорданом, избегая встреч с людьми и подвергаясь невероятным опас­ностям и испытаниям, которые не смогли заставить отшельницу изменить своей цели — покаянию. С Божьей помощью и огромными личными усилиями она по капле выдавила из себя бесстыдную ненасытную блудницу и стала одной из величайших христианских подвижниц. 02.04.2023 Как Мария Египетская нашла себя, не проходя психологические тесты Блудный сын из евангельской притчи «пришел в себя», когда кормил свиней на чужбине. Голодный, одинокий, промотавший свое наследство, он завидовал свиньям, у которых была еда. Но что означает «пришел в себя»? Ведь это одна из самых важных историй о покаянии в Священном Писании и главная история о прощении и возвращении. И если блудный сын «пришел… 01.04.2023 Стояние Марии Египетской — кто она и где стояла? В среду вечером на пятой неделе Великого поста читается Великий покаянный канон Андрея Критского. При этом сама служба называется Мариино стояние. Кто эта Мария и где она стояла? 01.04.2020 Мариино стояние 2020 , – адаптированный для домашнего чтения текст службы

http://foma.ru/tag/mariya-egipetskaya

На пятой седмице Великого поста совершается утреня, которую в народе принято называть «Мариино стояние». Обычно она совершается в среду вечером. На пятой седмице Великого поста совершается утреня, которую в народе принято называть « Мариино стояние ». Обычно Мариино стояние совершается в среду вечером. Это по-настоящему продолжительное богослужение. Во время этой службы единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в начале Великого поста (первый раз Великий канон, разделенный на четыре части, читают в понедельник , вторник , среду и четверг первой седмицы Великого поста ). Также на этой службе прочитывается житие Марии Египетской. Житие преподобной Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Андрей Критский, посланный Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский Собор ( 692 г .), представил это житие вместе со своим каноном. Чтение канона св. Андрея и жития Марии Египетской на 5-й седмице совершается Церковью со времени VI Вселенского Собора. В четверг по случаю чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров. Преподобная Мария была египетской подвижницей. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне. «В 12 лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь, когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза к верху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась Святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: «Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей!» Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Тайн и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь я прожила 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте.

http://pravmir.ru/mariino-stoyanie/

Четверг 5-й седмицы Великого Поста. Мариино стояние 28.03.2013 08:42:05 Протоиерей Александр Шаргунов Эта Седмица Великого Поста — седмица сугубого покаяния. Вчера на Литургии Преждеосвященных Даров, на вечерне мы слышали двадцать четыре покаянных стихиры: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!». И вечером у нас было Мариино стояние в память преподобной Марии Египетской. И сегодня ради этого покаянного стояния совершается в четверг Литургия Преждеосвященных Даров. И следующее воскресенье посвящается также ее памяти. Церковь говорит нам о силе покаяния, дает нам образ того, как человек от бездны греховной может подняться к высотам святости благодатью Божией. И те примеры, которые мы слышали в Великом покаянном каноне, без конца убеждают нас в одной единственной истине — что нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного. Церковь предлагает нам, и во всех стихирах всего Поста мы об этом слышим, пример царя Манассии, который совершил много преступлений: он убивал пророков, он пророка Исайю приказал распилить деревянной пилой, он идолам поклонялся. Но Господь за великое покаяние помиловал его. И Церковь напоминает нам о Давиде царе, который совершил два страшных преступления, прелюбодеяние и убийство, но многими слезами и покаянием ему был возвращен в пророческий дар. И Церковь говорит нам о ниневитянах, язычниках, которые совершили много грехов, но за покаяние Господь помиловал и спас от гибели этот город. В этом заключается вся жизнь человеческая. Главная проповедь, с которой Церковь обращается ко всем нам, ко всему миру, это проповедь, с которой Бог, явившейся на землю, пришел к нам. Какие были первые слова Бога, ставшего человеком, в его проповеди? «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» И нет безнадежных состояний ни для народа, ни для всего человечества, ни для отдельного человека, потому что всегда Господь предлагает покаяние. «Господь так милостив, — говорит святой Иоанн Златоуст, — Он — только милость». И эта милость — это Его природа, Его естество, она источается из Него. И всякий грех теряет силу там, где покаяние. «Там, где искреннее покаяние, — говорит святой Иоанн Златоуст, — немедленно, тотчас же прощаются все грехи этому человеку». Так милостив наш Господь.

http://radonezh.ru/analytics/chetverg-5-...

Мариино стояние – почему сегодня надо быть в храме. И можно даже не стоять А просто услышать величайшую педагогическую поэму всех времен 4 апреля, 2022 А просто услышать величайшую педагогическую поэму всех времен В начале поста попался крик души человека, не чуждого эстетики: «Какие же ужасные богослужения первой седмицы! Андрей Критский писал цельное произведение, а его раздробили на части! Ну как так можно?!» Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Отмечу, что лично я очень люблю именно первые дни Великого поста: Великое повечерие с Великим покаянным каноном выстроено очень красиво и сильно даже чисто драматургически. Канон, как ни странно, выполняет функцию завязки этой драмы, а кульминация происходит в тропарях. Развязка же звучит во вседневном славословии, тропарях «Господи сил, с нами буди» и, наконец, молитве Ефрема Сирина. С утреней четверга пятой недели Великого поста, в народе именуемой «Марииным стоянием», ситуация совершенно другая. Богослужение длинное, тяжелое, трудно воспринимаемое на слух, а по книжке следить в сумерках еще тяжелее. Тем не менее, искушение сбежать с этого богослужения надо гнать поганой метлой. Не потому, что пропускать великопостные богослужения неблагочестиво, а потому что конкретно Мариино стояние – величайшая педагогическая поэма всех времен, которая каждый год воспитывает в нас все то, для чего вообще существует Великий пост. Можно начать с упомянутой молитвы Ефрема Сирина. Понятное дело, что в таком долгом богослужении ни о праздности, ни о празднословии речь идти не может. С любоначалием тоже как-то не складывается – сам дух Великого покаянного канона настраивает на смиренномудрие. Житие Марии Египетской – прививка от уныния и воспитание целомудрия и терпения. Ну и про любовь – всего несколько слов, а какие сильные: Всем усердием и любовью притекла ко Христу, отбросив первый греховный путь, питаясь глубоко в пустыне и исполняя в чистоте Божественные заповеди (вторая песнь Великого канона). Вы, апостолы, возлюбленный виноград Христов, источающие миру вино духовное (из трипеснца перед четвертой песнью Великого канона).

http://pravmir.ru/mariino-stoyanie-poche...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Андрей Лемешонок Проповедь на Мариино стояние " loading="" decoding="" title="" > Мариино стояние – так называется служба в преддверии Страстей Христовых. Жизнь, в которой мы живем, пресная, в ней нет соли. Нам все заранее известно, мы все планируем, просчитываем. В такой жизни нет чуда встречи с Богом, нет покаяния, о котором мы слышали сегодня в житии преподобной Марии Египетской. Кажется, что это было когда-то очень давно… Но как такое может произойти сегодня, в современном мире? Как это может произойти лично со мной, когда я уже все знаю, все понимаю и кажется, что Бог где-то совсем далеко? В том-то и дело, что Бог близко, а мы далеко! И поэтому так важны для нас капли росы духовной, которые сегодня предлагает нам Церковь – полностью прочитанный покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Это дивная служба, она должна укрепить нас. Мы привыкли жить соизмеряясь только со своим опытом, и мы не дерзаем говорить о той борьбе и победе над грехом, которые выше человеческих сил, но мы видим, что есть Бог и есть благодать Святого Духа, укрепляющая и восстанавливающая кающегося человека. Мы слышим слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, что истинное покаяние восстанавливает в человеке девство. Действительно, чудо, когда человек отказывается от греха и полностью принадлежит Богу. И это чудо может совершиться в жизни каждого человека. Но сегодня мы видим другую картину: выяснение каких-то отношений, грубые слова, обиды, упреки, саможаление – нет осознания своей вины пред Богом. В нашем покаянии мы видим не Христа, а просто человека-священника, и начинаются человеческие разговоры, звучат слова, в которых нет красоты покаяния. Ведь покаяние – это изменение, преображение нас Господом. Очень хочется, чтобы мы учились стоять в храме, учились участвовать в богослужении, в Таинствах Христовых, в которых душа обновляется. Душа должна постоянно получать благодатную помощь, чтобы вести войну с миром греха и соблазна. Дай Бог, чтобы в оставшееся время до Пасхи мы не потеряли духа, капелька которого все-таки есть в нас. Дух очень легко потерять: за одно слово, за одну мысль, за одну обиду, за одно осуждение человек теряет связь с Богом. Это страшное состояние. Нам нужно бодрствовать, нужно быть внимательными – как мы смотрим, как говорим, как ходим – все должно быть в человеке красиво, одухотворенно. Мы пришли в храм не только для того, чтобы смотреть на лики святых и созерцать красоту их отношений. Во всех святых сияет свет Христов. Но нам нужно и самим становиться ликами, чтобы прикоснувшись к святыни, быть способными эту святыню сохранить в своем сердце и делиться ею со своими ближними.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-m...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Автор неизвестен Проповедь на Мариино стояние " loading="" decoding="" title="" > Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского читается на протяжении Великого Поста дважды. Первый раз он прочитывается на первой неделе Поста, в первые четыре дня. Второй раз он читается в день памяти преподобной Марии Египетской, вечером в среду пятой недели Великого Поста. На ряду с этим каноном на службе прочитывается житие преподобной Марии Египетской. Именно поэтому эта долгая служба получила название «Мариино стояние». Двое этих святых – прп. Андрей Критский и прп. Мария Египетская часто изображаются на иконах рядом. Они никогда не виделись при жизни, да и жизнь у них была совершенно разная. Андрей от юности возлюбил безмолвие и молитву. Он воспитывался в одном из самых строгих монастырей Палестины – Лавре прп. Саввы Освященного. Там, усердно подвизаясь, он обрел то духовное сокровище, которого, по словам Христа, не стоит весь мир. Достигнув высот духовного совершенства, Андрей помышлял остаток своих дней провести в любимом им монастыре св. Саввы, но Промыслом Божиим был поставлен епископом острова Крит. Уже в преклонных годах, украшенный многими духовными дарованиями, совершив многие чудеса, он написал главный труд своей жизни – Великий Покаянный Канон. Для всех поколений христиан это произведение останется учебником, азбукой покаяния. Канон этот нельзя пересказать, его надо читать. Читать не спеша и со вниманием. И тогда откроется душе, что написан он именно про нее. Совсем другая жизнь была у Марии Египетской. Еще в юности она избрала жизнь бесплатной блудницы. Она признавалась позже, что не брала даже денег со своих «клиентов», полагая, что смысл жизни состоит в получении телесных наслаждений. В безудержном сладострастии прожила она 17 лет, до тех пор, пока Господь не открыл ей истинный смысл жизни человека. Перелом в жизни Марии наступил тогда, когда невидимая сила не пустила нечистую блудницу войти в Храм Божий, куда Мария шла, влекомая любопытством. Осознав всю глубину своей греховности, она обратилась с молитвой к Божией Матери прямо у входа в храм, в который не могла войти. Искреннее покаяние грешницы было принято: Божия Матерь указала Марии спасительный путь.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010