Поэтому апостолы, а вместе с ними и все верующие, начали праздновать воскресный день с самых первых времен, с самого времени воскресения Христова (Катихиз.). Евангелисты свидетельствуют, что Господь в тот самый день, когда воскрес, явился ученикам, собранными вместе ( Мк.16:14 ; Лк.24:33 ; Ин.20:19 ) и Своим явлением сообщил более радостный характер дню, а совершением таинства евхаристии ( Лк.24:30–31 ) указал, что жертва евхаристическая составляет необходимую принадлежность христианского празднования. В следующий первый, день второй недели апостолы снова проводят вместе ( Ин.20:26 ) в единодушной молитве, беседе, воспоминании о случившемся в этот день, в священной радости о Боге. Явление Иисуса Христа, повторившееся и в этот день, еще более утвердило апостолов в выделении первого дня недели из числа прочих дней. Через семь недель после воскресения Христова апостолы и верующие, как повествует святой дееписатель, собрались в сионской горнице ( Деян.2:1 ) в первый день недели, который Господь опять отличил от других дней, ниспослав на апостолов Святого Духа. И на этот раз стал воскресный день днем светлого торжества: сошествия Святого Духа и славного открытия ( Деян.2:41 ) Церкви, основанной Иисусом Христом. 642 В 57 и 58 гг. по Рождестве Христовом среди христиан утвердился обычай праздновать воскресный день а) богослужебными собраниями («в первый же день недели... 643 ученики собрались для преломления хлеба» ( Деян.20:7 ) и б) делами благотворения («при сборе же для святых поступайте так, как я установил во церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда приду» ( 1Кор.16:1–2 ). «Смотри, – замечает святой Иоанн Златоуст , – как он убеждает их самым временем: этот день сам по себе достаточно располагает к милостыне. Вспомните, говорит, чего вы сподобились в этот день: неизреченные блага, корень и источник нашей жизни получили начало в этот день. И не поэтому только это время располагает к человеколюбию, но и потому, что оно доставляет отдых и свободу от трудов; душа, облегченная от бремени трудов, бывает удобопреклоннее и способнее к милосердию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Русский перевод: Христе Боже наш! Ты вознесся во славе, наполнив радостью сердца Своих учеников обещанием послать им Святого Духа, в чем Ты и заверил их Своим благословением, ибо Ты – Сын Божий, Искупитель мира. Кондак праздника: Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Русский перевод: Совершив дело нашего спасения и нас, земных, соединив с Небесными, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, в то же время не оставляя земли, но пребывая неразлучным с ней и возгласив любящим Тебя: Я с вами, и поэтому вам никто не страшен. Пятидесятница, праздник Святой Троицы Празднуется в воскресенье, через семь недель (на 50-й день) после Пасхи Прошло почти два месяца с того дня, как распяли Христа. В то время в Иерусалим съехалось множество народа, и не только со всего Израиля, но и из Персии, Мидии, Египта, Месопотамии, Ливии, Крита, Рима... Со всего света благочестивые иудеи собирались в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, который ветхозаветная Церковь праздновала еще со времен пророка Моисея. Торжество это было установлено в память о великом событии: на горе Синай Бог дал Моисею Десять заповедей. Произошло это на пятидесятый день после того, как евреи бежали из Египта. Поэтому праздник и был назван Пятидесятницей. В день праздника, когда весь народ шел в храм, ученики собрались в том самом доме в Сионе, где проходила Тайная вечеря. Внезапно послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра... И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них ( Деян. 2, 2–3 ). Так святой евангелист Лука описывает сошествие Святого Духа. И тут же произошло второе, не менее удивительное чудо: апостолы заговорили на иностранных языках. На шум стали сходиться люди, и каково же было их изумление, когда они услышали, что апостолы свободно говорят с каждым приезжим на их родном языке, проповедуя Слово Божие. Некоторые удивлялись, а некоторые решили, что это просто пьяная болтовня. Тогда апостол Петр возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня ( Деян. 2, 14–15 ) 68 . После этого он произнес пламенную речь о Христе, о Его смерти, Воскресении и Вознесении на небо. Это была первая проповедь апостола Петра, и столь велика была ее сила, что в тот день крестилось около трех тысяч людей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В какой день дан закон (ветхозаветный), в тот же нужно было даровать и благодать Духа, потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, а в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самим образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святой . . . Так как в день Пятидесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо в Иерусалиме, то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу (бл. Феофилакт). " Все они были единодушно вместе. " Собраны были вместе, конечно, не только 12 апостолов, как это можно заключить из дальнейшего повествования, но все верующие, может быть, даже в большем числе, чем те 120 человек, о которых говорится в 1-ой главе. В 14 ст. 12 апостолов довольно ясно различаются от других участников этого великого события. Собрание это, как можно предположить, происходило все в той же горнице-зале, где, видимо, постоянно собирались ученики, после совершенной в ней Тайной вечери. И " внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. " Они ожидали сошествия Св. Духа, но, конечно, не знали, когда именно должно исполниться данное им о том обетование, не знали и как это произойдет, а потому и сказано, что это было внезапно, неожиданно для них, тем более, что это был час утренней молитвы и, вероятно, они собирались идти в храм. Выражение: " Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра " показывает, что это не был собственно ветер, а только один шум, напоминающий бурный ветер, но без самого ветра. Этот шум шел сверху вниз, наполнил весь дом и был так силен, что привлек к себе внимание многочисленного народа, собравшегося на праздник в Иерусалим.

http://sedmitza.ru/lib/text/430511/

На этой вечери совершил Господь первое Таинство Святого Причащения, удостоив учеников Своих быть первыми его причастниками. Перед тем Он с любовью сослужил им омовением их ног. А затем, «когда они ели, Господь, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» ( Мк. 14:22-24 ). И прибавил, как повествует Евангелист Лука: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). И в Церкви Христовой с тех пор в воспоминание Крестных страданий Спасителя и его смерти за грешный род людской совершается сия великая тайна. Тайная Вечеря обозначала конец Ветхого и установление Нового благодатного Завета Бога с человеком. Долго беседуя со Своими учениками, Господь предсказал Свои вольные страдания, укрепил их в вере, утвердил в любви. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» ( Ин. 13:34-35 ). Ибо приблизилось то предреченное Господом время, когда поражен будет Пастырь и разыдутся овцы, но любовь Божественная не прейдет, став связующим спасительным знамением всех верующих, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). На протяжении сотен лет строили на месте последней Тайной Вечери Любви памятники, желая увековечить драгоценную Евангельскую святыню. В древности на развалинах дома, в котором она совершилась, была построена церковь , получившая название «Первой Церкви и Матери всех церквей». Внутри ее, в числе прочих, была колонна, у которой бичевали привязанного Спасителя, а также сохранилась чаша, в которой, по вознесении Его Апостолы совершали бескровную жертву. Под кровом этой церкви обитала после вознесения Сына Своего Пресвятая Богоматерь. Много раз Сионский храм разрушался, переходил из рук в руки. Сейчас здание, расположенное на месте прежней церкви, разделено на две части (по две комнаты в каждой): первую комнату нижней части называют местом Умовения ног, вторую — местом Явления Господа Своим ученикам. Первую комнату верхней части называют горницей Тайной Вечери. Другую — местом сошествия Святого Духа на Апостолов. Своды комнат поддерживаются мраморными колоннами.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Не смотря на то, что храм Сионский был в продолжении многих веков неоднократно разрушаем и снова возобновляем, сохранилось и поныне разделение его на две части – верхнюю и нижнюю. Нижняя часть состоит из двух комнат: первую комнату называют местом умовения ног, а вторую местом явления Господа ученикам Своим. Небольшая лестница ведет из нижних покоев в верхние, где тоже две комнаты равной величины. В первой, именуемой место Тайной Вечери, две мраморные колонны, поддерживающие своды. В верхней части сводов находится изображение Агнца”, вероятно в воспоминание Божественного Агнца, преподанного Апостолам на Тайной Вечери. Другую комнату верхнего этажа называют место сошествия Святого Духа на Апостолов. А. С. Норов имел случай посетить это место и говорит, что оно в большом уважении у турок: они читают на гробнице царе-пророка псалмы, переведенные на арабский язык. Гробница Давида, пишет он, находится в небольшой, грубо оштукатуренной комнате; к стенам коей приделаны каменные прилавки; а у передней стены в углублении стоит довольно большой саркофаг, покрытый шелковой пеленою зеленого цвета, который называется гробом царя Давида. Но очень сомнительно, чтобы это был гроб святого царе-пророка, ибо устройство его несходно с обычаями иудеев. Впрочем, основываясь на свидетельстве Пророка Неемии, можем думать, что во всяком случае гроб Давидов находится в недрах Сиона (“Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, – он же чинил стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова. За ним чинил Неемия, сын Азбука, начальник полуокруга Бефцурского, до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых.” – 3, 15–16). Ин. 13, 1–20 : Умовение ног своим ученикам. Лк. 22, 14–18; 24–27 : Братская трапеза. Мф. 26, 20–25 : Изобличение Иуды Искариота. Мф. 26, 26–29 : Установление Нового Завета. Ин. 13, 21–30 : Указание на предательство в момент установления Нового Завета. Уход Иуды 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Но смерть не победила Христа. Христос победил смерть. Христос, телом находясь в гробовой пещере, душою сошел в преисподнюю и там свершил Свою победу над адом. На третий день Христос воскрес телесно. Крест является орудием победы Христовой над смертью, над адом, над грехом. Поэтому Крест был, есть и будет так ненавидим врагами христианства. Кроме того, Крест Христов есть выражение любви Божией к роду человеческому. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Христос воскрес! На факте Воскресения, на этом твердом фундаменте созидалась Церковь Христова. Потому что если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна (напрасна) и вера ваша ( 1Кор.15:14 ). Враги Божии сражались со Христом, когда Он был жив; пытались убить Его, распяв на кресте. Когда родилась Церковь Христова после Сошествия Святого Духа, они же старались уничтожить дело Христово на земле. Стереть в памяти человеческой имя Христа, дело Христа, даже то место, на котором был распят Господь. Гора Голгофа была засыпана землей, на том месте был построен языческий храм. Христианство пытались уничтожить физически, утопить в крови. Все, казалось, было брошено, чтобы погубить дело Божие на земле. Но свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин.1:5 ). Христианство не только устояло, но одержало духовную победу над миром. В IV веке под руководством святой царицы Елены, матери святого равноапостольного царя Константина, на том месте, где был распят Христос, начались раскопки. Тысячи тонн земли пришлось снять, прежде чем открылась взору небольшая гора Голгофа, на которой был распят Спаситель мира. Затем были найдены три креста, на которых были распяты Христос и два разбойника. Вот три креста перед взором людей. Два из них являются орудием казни преступников, а третий – Престолом Божиим, святыней. Патриарх Иерусалимский Макарий, чтобы установить, который из трех – спасительный Крест Христов, возлагает поочередно три креста сначала на тяжелобольного человека, который оказался неподалеку, а потом – на покойника, которого проносили мимо Голгофы. Когда возложили на них первые два креста – ничего не произошло, то есть страдания разбойников за свои грехи не принесли людям помощи. Но когда возложили Крест, на котором Христос страдал за наши грехи и умер за них, то больной выздоровел, а покойник воскрес. Эти события произошли в первом тысячелетии и мы о них вспоминаем, празднуя Воздвижение Креста Господня, который мы называем Честным и Животворящим. Честным – потому что кровью Истинного и Единственного в человеческом роде безгрешного праведника он омыт. Животворящим – потому, что оживотворение силою Креста Господня происходило во все века, происходит и сейчас и будет происходить, пока длится история рода человеческого. И не было бы в храмах никого, если бы души людей, прикасаясь ко Христу и обновляясь, духовно не оживали.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Аминь. 17 мая 1998 года О воде, утоляющей духовную жажду Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ныне мы вспоминаем событие, произошедшее задолго до страданий и Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, — беседу Спасителя с самарянкой. Церковь придает этому событию большое значение, считая уместным напомнить нам о нем в преддверии дня Пятидесятницы, когда мы будем вспоминать сошествие на апостолов Духа Святого в виде огненных языков, и призывает нас к размышлению над смыслом слов Господа. Спаситель проходил через Самарию и пришел «в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев» (ст. 5–6). Этот колодец существует и по сей день. Некогда над ним была возведена небольшая церковь, а сейчас строится большой храм. Колодец был выкопан святым патриархом Иаковом, поэтому его почитают как иудеи, так и христиане. Последние в особенности еще и потому, что Спаситель беседовал здесь с самарянкой. «Было около шестого часа» (ст. 6). По нашему времяисчислению — полдень. В южных странах в это время стоит такая жара, что люди стараются даже не выходить на улицу. На несколько часов в середине дня всякая работа обычно прекращается, потому что заниматься каким-либо трудом практически невозможно. «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи» (ст. 7–8). Видимо, ученики считали, что Спасителю не совсем уместно заходить в город. Они оставили Его отдыхать возле колодца, где было прохладно, и пошли купить пищи, чтобы подкрепить себя в дороге. «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (ст. 9). Во-первых, иудеи считали самарян еретиками, искажавшими истинное учение о богопочитании. Во-вторых, с точки зрения иудеев, самаряне имели нечистое происхождение: они произошли от халдеев, переселенных в Самарию еще ассирийскими царями и смешавшихся с иудеями. Поэтому иудеи презирали самарян как еретиков и язычников по происхождению.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Телеканал «Спас» покажет фильм «Троица» митрополита Волоколамского Илариона Москва, 16 июня 2016 г.      19 июня 2016 года на телеканале «Спас» состоится показ фильма «Троица». Автор и ведущий – митрополит Волоколамский Иларион. Съемки проходили в России, Израиле и Египте, сообщает сайт Отдела внешних церковных связей . Начало показа – в 8:00, повтор в 22:00. Фильмом «Троица» продолжится показ телевизионного документального цикла «Праздники», рассказывающего о важнейших событиях годового круга христианского календаря. Этот просветительский образовательный проект производится студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2. 1-4). В праздник Пятидесятницы, называемый также днем Святой Троицы, Православная Церковь прославляет чудо, которое Господь явил миру. Именно с этого дня начинается устроение Церкви Христовой на Земле. Какие христианские святыни сохранили память о чудесном сошествии Святого Духа на учеников Спасителя? И почему на Святой Земле торжества в честь этого события длятся целых три дня? Рассказ митрополита Илариона состоит не только из исторического повествования о библейских событиях, которые легли в основу праздника, но и о том, что человек видит, попадая в храм. Параллельно с рассказом о смысле праздника владыка касается многих других важнейших тем, относящихся к сфере нравственности и духовной жизни, раскрывает учение Церкви по широкому спектру насущных вопросов. Цикл о православных праздниках вышел на телеканале «Культура» в 2013-2014 гг. и 2014-2015 гг., и теперь повторяется на телеканале «Спас» по многочисленным просьбам телезрителей. Далее в нынешнем году зрители смогут увидеть фильмы о праздниках Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Фильм «Троица» доступен для онлайн-просмотра . 16 июня 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/94361.html

Во дворике этом Господа бичевали, привязав к колонне, часть ее мы видели на Гол-гофе. В доме на месте Претории нам показали две темницы, в одной из них сидел Господь. Над входом в них написаны сцены Крестных мучений. В тот же день посетили Сионскую горницу, где состоялась Тайная вече-ря где Господь омыл ноги своим ученикам и, разделив с ними трапезу, оставил нам Таинство Евхаристии. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите, сие есть тело Мое> . И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все, и сказал им: сия есть Кровь Моя Нового завета,за многих изливаемая> (Еванге-лие от Марка, 14, 22-24). Чей дом был- неизвестно. Дом 2-х-этажный. Вечеря была на 2-ом этаже. Отсюда ушел предатель Иуда Искариот к первосвященникам, чтобы предать Господа. Здесь Господь преподал Своим ученикам пример смирения, омыв ноги их и сказав: Истинно, истинно говорю вам, раб не больше господи-на своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, бла-женны вы, когда исполняете. (Евангелие от Иоанна, 13, 16-17). Отсюда Господь ушел в Гефсиманский сад, к тем древним оливам, которые мы ви-дели, и молился в саду о чаше, которую предстояло испить. Отче! Все возможно Тебе: пронеси чашу сию мимо Меня, не чего Я хочу, но чего Ты. Какая покорность и смирение воле Отца! После Воскресения Христова в Сионской горнице состоялось сошествие Святого Духа на Апостолов. Неподалеку от Сионской горницы находится гробница царя Давида Псал-мопевца, мы посетили ее. Помяни, Господи, кротость царя Давида и все дела его. В тот же день посетили место, где стоял дом Иоанна Богослова, в нем нашла успение Божия Матерь. Над ним теперь воздвигнут католический храм Успения Божией Матери. Внизу его ротонда со скульптурным изобра-жением Успения. Несмотря на жару, прошлись пешком по Иерусалиму. Посе-тили греческую семинарию. Как нам сказали, в ней готовят священников для службы у Гроба Господня. С одним семинаристом, молодым и приветли-вым, по имен Евангел, мы познакомились в Греческой Миссии на приеме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

И во имя Господа нашего Иисуса Христа все, что мы просим в молитве, получаем. И силою Святого Духа и по вере во имя Его без страха попираем мы главу проклятого змия и опять ослабляем и упраздняем мы прозрачность (обман) ваших волхований великою силою Креста. Вы же, жрецы Вааловы, если есть в вас вера, воззовите во имя Бога вашего и покажите воистину дела веры вашей в исцелении этого дитяти. Если же нет, то с вами сегодня случится то же, что случилось с Симоном волхвом в Риме. Мы же веруем, что не на свою силу надеемся, но на Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал нам: «Все, что вы попросите в молитве и поверите, получите». И: «Все, чего вы попросите от Отца во имя Мое, даст вам». И опять Он сказал нам: «Попросите и дано будет вам». И теперь мы веруем, что не за наше достоинство, но ради этого стоящего народа, чтобы он видел дивную славу Божию и обратился от лжи сатанинской к познанию истины, ради этого приступаем к Господу с молитвою и у Него просим, чтобы пред всеми избавлено было это дитя от своей болезни». Стриженые же маркиониты сказали громким голосом: «Мы не можем исцелить его и вы не можете сделать этого».    Тогда Мар Авген покачал головой и пошевелил немного устами, как бы смеясь над ними, и сказал отцу мальчика: «Я надеюсь на Господа нашего Иисуса Христа, что дитя вместе с сошествием ко святому крещению получит исцеление души и тела своего». Ибо уповал этот святой на Господа Бога своего и получил дерзновение к Нему, как св.апостолы. Тогда ответил отец того дитяти и сказал этим святым: «Итак, я радуюсь и готов — и все мои домочадцы — получить знамение св.крещения. Поэтому я желаю, чтобы вы окрестили и моего сына». Сам он надеялся ради подкрепления и утешения от слов св. Авгена и уже видел сына своего исцеленным.    И тогда сказал старец Мар Авген св. Мар Иакову: «Повели одному из священников их приготовить ко крещению». Потом сперва Мар Авген встал, чтобы отправиться в храм. И тогда отец того мальчика сказал св. Мар Авгену: «Я не желаю, чтобы он был крещен от других людей, кроме твоей святости».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010