18 сентября ст. ст./1 октября нов. ст. Иеросхимонах Гавриил (1956). 27 сентября ст. ст./10 октября нов. ст. Схимонах Архипп (1896). 28 сентября ст. ст./11 октября нов. ст. Иеросхимонах Иоанн (1957). 1 октября ст. ст./14 октября нов. ст. Схимонах Иоанн (1890). 5 октября ст. ст./18 октября нов. ст. Схиархимандрит СЕРАФИМ, настоятель Глинской пустыни в 1943–1958 гг. (1958). 6 октября ст. ст./19 октября нов. ст. Игумен Серафим (1956). 11 октября ст. ст./24 октября нов. ст. Архимандрит Аполлинарий (1864) и схимонах Никита (1960). 12 октября ст. ст./25 октября нов. ст. Иеромонах Арсений (1859) и монах Иоанн терпеливый (1891). 20 октября ст. ст./2 ноября нов. ст. Иеромонах Феодосий (1850). 22 октября ст. ст./4 ноября нов. ст. Послушник Андрей смиренный (1898). 5 ноября ст. ст./18 ноября нов. ст. Монах Досифей благоговейный (1874). 9 ноября ст. ст./22 ноября нов. ст. Иеросхимонах Иона (1960). 30 ноября ст. ст./13 декабря нов. ст. Иеросхимонах Анатолий благоговейный (1860). 1 декабря ст. ст./14 декабря нов. ст. Иеросхимонах Иларион (1957). 13декабря ст. ст./26 декабря нов. ст. Схимонах Пантелеймон (1895). 19 декабря ст. ст./1 января нов. ст. Схиархимандрит Серафим (1976). 26 декабря ст. ст./8 января нов. ст. Схимонах Симон (1958). ПРИМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ 1.Принятые сокращения. АГР – архив Глуховского райисполкома. АУПЦ – архив уполномоченного по делам Православной церкви. АСЕУ – архив Сумского епархиального управления. АШР – архив Шалыгинского райисполкома. ГАБО – Государственный архив Брянской области. ГАКО – Государственный архив Костромской области. ГАСО – Государственный архив Сумской области. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МОЛЧЕНСКОЙ... ПУСТЫНИ... – Историко-статистическое описание Молченской Рождество-Богородицкой Печерской мужской общежительной Софрониевой пустыни и состоящего при ней скита во имя пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии, составленное игуменом Палладием по благословению преосвященного Ювеналия, епископа Курского и Белоградского. М., 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Верим, что эта книга укрепит духовную связь чад старца с их наставником и приведет к нему сердца тех, кто не имел утешения знать его лично. Земное служение старца Богу и людям, молитвенно продолжается в ином, невидимом для нас мире, в тех селениях, где за русскую землю предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней. ГЛИНСКИЙ ПОМЯННИК (Составлен издателями 1415 ) 30 января ст. ст./12 февраля нов. ст. Послушник Василий кающийся (1859). 5 февраля ст. ст./18 февраля нов. ст. Схимонах Артемий (1885). 7 февраля ст. ст./20 февраля нов. ст. Схимонах Евфимий (1866) и послушник Максим (1900). 21 февраля ст. ст./6 марта нов ст. Иеросхимонах Макарий (1864). 23 февраля ст. ст./8 марта нов. ст. Глинский воспитанник, схимитрополит Тетрицкаройский Серафим (1985). 26 февраля ст. ст./11 марта нов. ст. Иеросхимонах Пантелеймон отшельник (1831). 4 марта ст. ст./17 марта нов. ст. Схимонах Марк (1893). 8 марта ст. ст./21 марта нов. ст. Схиархимандрит Андроник (1974). 23 марта ст. ст./5 апреля нов. ст. Иеромонах Порфирий (1868). 28 марта ст. ст./10 апреля нов. ст. Монах Димитрий (1891). 31 марта ст. ст./13 апреля нов. ст. Игумен ФИЛАРЕТ, настоятель Глинской пустыни в 1817–1841 гг. (1841) 1 апреля ст. ст./14 апреля нов. ст. ПАМЯТЬ ГЛИНСКИХ ПОДВИЖНИКОВ: игумена Филарета (1841), иеросхимонаха Макария (1864), монаха Досифея благоговейного (1874), монаха Феодота (1859), монаха Иоанна терпеливого (1891), монаха Игнатия трудолюбивого (1883), схимонаха Иоанна (1890), схимонаха Лаврентия (1881), схимонаха Артемия (1885), монаха Евфимия (1866), монаха Евгения (1894), схиархимандрита Илиодора (1879), монаха Пимена (1895), послушника Николая (1896), монаха Петра (1898), схимонаха Кирилла (1900), схимонаха Луки (1898), послушников Андрея смиренного (1898) и Максима (1900). Преставление монаха Пимена (1895) и схимонаха Кирилла (1900). 5 апреля ст. ст./18 апреля нов. ст. Монах Мартирий (1865). 7 апреля ст. ст./20 апреля нов. ст. Монах Анания, лекарь (1860). 9 апреля ст. ст./22 апреля нов. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

С сим вместе следуют учиненные образу вклады и приношения — 1809 руб. ассигнациями, 5 червонных золотом, и серебра в лому, отбитого у неприятеля, один пуд” [ 19 ] . Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в период Отечественной войны 1812 года перед Надвратной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрии вместе с русской армией молилась вся Россия. Ведь за спинами солдат и офицеров, молившихся Богоматери, свою молитву совершали их родители, жены и дети, родные и близкие. И эта молитва, несомненно, давала твердую надежду на ратный успех. Своим присутствием икона Одигитрии вливала мужество в сердца самоотверженно сражавшихся русских воинов, являясь для них залогом победы. Справка об авторе: иеромонах Серафим (Амельченков), кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь Смоленской епархии [ 1 ] Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.С. 246-247; Описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в Смоленском Успенском соборе. Смоленск, 1894. С. 8; Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4-5/Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912. [ 2 ] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 7-8/Отв. Ред.: И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. – М.: Мысль, 1989. – 752 с. С. 301-302; Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14; Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905. С. 22; Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4-5/Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912. [ 3 ] Орловский И.И. Смоленск и его стены. Краткая история Смоленска и его крепости. (К 300-летнему юбилею городской стены). Смоленск, 1902. С. 13-16. [ 5 ] Орловский И. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич (1769-1834 г.)/ Мурзакевич Н.А., священник. История города Смоленска. Смоленск, 1903. С. 16; Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14-15, примеч. 1).

http://e-vestnik.ru/history/smolenskaya_...

1. Архимандрит Андрей. Житие Преподобного Герасима, Болдинского чудотворца. М., 1893. 2. Виноградов И.П. Исторический очерк г. Вязьмы с древнейших времен до 17 века (включительно). М., 1890. 3. Вороновский В.М. Отечественная война 1812 г. в пределах Смоленской губернии. СПб., 1912. 4. Иванов М.В. Смоленский край: история музейной деятельности на материалах частных собраний, выставок и музеев (конец XVIII - первая треть XX века). Смоленск, 2005. 5. Книга памяти жертв политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 4. Смоленск, 2004, с. 265. 6. Лесли О.Н. Лесли в войне 1812 года. Смоленск, 2005 7. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Смоленская губерния. Сост. М. Цебриков. СПб., 1862. 8. Памятная книжка Смоленской губернии. Смоленск, 1878. 9. Памятная книжка Смоленской губернии. Смоленск, 1898. 10. Подмазо А.А. Большая Европейская война. 1812-1815. Хроника событий. М., 2003. 11. Россия. Полное описание нашего отечества. Т. 9. Верхнее Поднепровье и Белоруссия. Под ред. П.П. Семенова. СПб., 1905. 12. Русский биографический словарь. Т. И-К. Репринт. М., 1994. 13. Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ). Маршрут Смоленской иконы Божией Матери. Смоленск. N 11, 1912. 14. СЕВ. N 21. О деятельности Спас-Телепневского попечительства. Смоленск, 1895. 14. СЕВ. Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск, 1897. 15. Смоленское земство и народное образование. 1865-1918 годы. Сборник материалов ГАСО (Государственного архива Смоленской области). Смоленск, 2004. 16. Сперанский И. Деятели Смоленского края на пользу церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования. СЕВ. N 13, 1899. 17. Смоленская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. СПб, 1868. 18. Список населенных мест Смоленской губернии. Смоленск. 1904. 19. ГАСО. Ф. 391, оп. 1, д. 3. Фонд И.И. Орловского. Историко-статистическое описание села Спас-Телепнева (1903 г.). 20. Филиал Государственного архива Смоленской области в г. Вязьме. ФГАСО (г. Вязьма). Ф.81. оп. 1, св. 2, д. 12. Ведомости о церквях Вяземского уезда. Спас-Телепнево. Ново-Никольское ( 1870 г.).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

При этом в нем отсутствует упоминание о частом употреблении вина, что для Руси, в отличие от Византии, не было свойственно. Роль вина, которое византийские монахи употребляли не ради опьянения, а из-за содержащихся в нем полезных веществ, на Руси выполняли продукты из ягод и т.п. Соловецкий устав ближе всего стоит к реальной практике пощения на Руси. IV. Практическое применение устава о посте: некоторые замечания Завершая анализ уставных указаний о Рождественском посте, прежде всего необходимо сделать следующее замечание. Список почитаемых праздников, содержащихся в печатном Типиконе (см. выше Ι.3.Б), содержит только памяти древних святых. Это неудивительно – в основе Типикона лежат уставы тысячелетней давности. Но среди святых ноября-декабря немало и новых русских памятей, которые также должны быть включены в разряд особо почитаемых. Можно указать на памяти: святителя Филарета Московского (19.11 ст. ст./2.12 н. ст.), святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (23.11 ст. ст./6.12 н. ст.), освящения церкви великомученика Георгия в Киеве («Юрьев день»: 26.11 ст. ст./9.12 н. ст.), явления иконы Божией Матери «Знамение» (27.11 ст. ст./10.12 н. ст.), священномученика Серафима (Чичагова) (28.11 ст. ст./11.12 н. ст.), священномученика Илариона Верейского (15.12 ст. ст./28.12 н. ст.), праведного Иоанна Кронштадтского (20.12 ст. ст./2.01 н. ст.; совпадает с памятью святого Игнатия Богоносца), святителя Петра Киевского, Московского и всея Руси (21.12 ст. ст./3.01 н. ст.). Большим почитанием пользуются памяти великомученицы Екатерины (24.11 ст. ст./7.12 н. ст.), святителя Спиридона Тримифунтского (12.12 ст. ст./25.12 н. ст.), несмотря на то, что устав указывает им службу без особого празднования. Напротив, память святых Пяточисленных мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13.12 ст. ст./26.12 н. ст.), – хотя она и не перечислена в общей главе об уставе Рождественского поста под 14 ноября, имеет полиелей и также должна быть включена в разряд особо почитаемых.

http://pravoslavie.ru/108588.html

1) Головеньки – ст. Ясенки Карамышево – ст. Лазарево Колядино – ст. Ясенки Кочаки 5) Ламиносово – ст. Ясенки Мясоедово Переволоки – г. Крапивна Потемкино – ст. Ясенки Пришня – г. Крапивна 10) Спасское на Солове Трасна – ст. Ясенки 3-й округ Благочинный, священник села Покровского-Ушакова Николай Глаголев. Духовный следователь, священник села Пирогова-Зыкова Димитрий Глаголев. 1) Архангельское – ст. Горбачево Голощапово – ст. Лазарево Драгуны (Кудрино) – г. Крапивна Красное – ст. Сергиево 5) Красногорье Лапотково – ст. Лазарево Новая Локна – ст. Горбачево Покровское-Ушаково Пирогово-Зыково – станц. Сумароково М.-К. жел. дор. 10) Рахманово – ст. Сергиево Синявино Старая Локна Частые Колодези 4-й округ Благочинный, протоиерей села Сергиевского Евгений Озерецковский. Духовный следователь, священник села Сергиевского Василий Ивановский. 1) Змиево-Ильинское – ст. Лазарево Камынино-Покровское – ст. Сергиево Липово – ст. Сумароково М.-К. ж. д. Нарышкино (Петровское) – ст. Теплое Р.-У. жел. дор. 5) Ново-Никольское – ст. Лазарево Пирогово-Спасово – ст. Сумароково М.-К. ж. д. – ст. Лазарево Сергиевское – ст. Сергиево 10) Сорочинка-Димитриевское Спасское на Уперте-Тихие Затоны – ст. Лазарево Теплое – ст. Теплое Р.-У. ж. д. Царево Юрьево, прип. к с. Сергиевскому – ст. Сергиево 5-й округ Благочинный, священник села Панина Александр Глаголев . Духовный следователь, священник села Воронков Димитрий Петровский. 1) Богучарово – ст. Ясенки Бородино Воронки Головлино 5) Горячкино-Нижнее Костомарово Долгое Иконкист. Лазарево Колычево Костомарово-Вышнее – ст. Ясенки 10) Кобелево-Пречистеское Крутицы – ст. Лазарево Крутое – ст. Ясенки Миленино Панино – ст. Ясенки 15) Хилково – ст. Лазарево Новосильский уезд 1-й округ Благочинный, священник Казанской Кладбищенской ц. г. Новосиля Николай Борисоглебский. Духовный следователь, священник села Воротынцева Петр Вознесенский. Гор. 1) Соборная Успенская – г. Новосиль Николаевская Казанская Кладбищенская 5) Воротынцево Зарецкая Слобода Петушки Ямская Слобода

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

С учетом того, что население Смоленской области за эти сто лет сократилось более чем вдвое (повлияли Великая Отечественная война, миграция), католики сохранили свою паству. В то же время доля православных христиан существенно сократилась, так как по разным оценкам от 8 до 30% граждан являются неверующими, что не удивительно, поскольку на протяжении 70 лет атеистическое, материалистическое мировоззрение считалось нормой. Помимо того, в число верующих граждан по статистике включаются сторонники различных религиозных конфессий, представленных на Смоленщине: 1. 2 православные старообрядческие общины (г. Смоленск, г. Сычёвка); 2. 1 Евангелическо-Лютеранская община; 3. 10 еврейских религиозных организаций (9 в г. Смоленск и 1 в г. Рославль); 4. религиозная организация мусульман Смоленска и Смоленской области; 5. 21 религиозная организация евангельских христиан-баптистов (4 в г. Смоленск, по 1 в ст. Игоревская Холм-Жирковского района, г. Сафоново, пос. Каспля, г. Ярцево, пос. Монастырщина, г. Рославль, г. Ельня, г. Вязьма, г. Дорогобуж, г. Починок, пос. Стодолище Починковского района, г. Велиж, г. Десногорск, г,Гагарин, г. Демидов, Христианская Миссия Милосердия «Неемия»); 6. 19 религиозных организаций христиан веры евангельской (пятидесятников)(7 в г. Смоленск, 2 в г. Ярцево, по 1 в г. Демидов, г. Сафоново, г. Рудня, г. Рославль, г. Десногорск, г. Гагарин, г. Вязьма, д. Лосня Починковского района, пос. Кардымово, реабилитационная Миссия служения осуждённым «Новая Жизнь»); 7. 7 религиозных общин Адвентистов седьмого дня (г. Смоленск, пос. Верхнеднепровский Дорогобужского района, г. Сафоново, г. Вязьма, г. Ярцево, г. Десногорск, г. Гагарин); 8. 2 религиозные организации христиан веры евангельской «Христианская Харизматическая церковь» (г. Смоленск, г. Рославль); 9. 2 религиозные организации свидетелей Иеговы (д. Новосельцы Смоленского района, г. Дорогобуж); 10. 1 религиозная организация «Объединенная Методистская Церковь»; 11. 1 религиозная организация Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны);

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/13/...

На сегодняшний день география проекта очень обширна — зарегистрированы страницы храмов большинства автокефальных, автономных и самоуправляемых православных Церквей. 75% аудитории — это пользователи из России, 15% ­— из Украины и Белоруссии, 10% — из других стран мира. В сети активно регистрируются пользователи из русских диаспор США, Канады, Австралии и Европы. В апреле 2015 года в сети «Елицы» появилась официальная страница Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на которую подписаны все пользователи ресурса. Открытие патриаршей страницы в «Елицах» стало поводом для регистрации официальных страниц со стороны представителей высшего церковного духовенства. На сегодняшний день в соцсети действуют 50 аккаунтов митрополитов, архиепископов и епископов Русской Православной Церкви. В апреле 2019 года открыта официальная страница председателя ОВЦС митрополита Илариона. Также в сети «Елицы» имеет свою страницу предстоятель Украинской православной церкви — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Силами епархиальных информационных отделов ведутся официальные страницы многих епархий Русской Православной Церкви. Важный этап в развитии проекта произошёл в 2016 году, когда «Елицы» приступили к созданию собственных мультимедийных ресурсов и онлайн-сервисов. В их числе – благотворительный фонд «Елицы», информационный интернет-портал «ЕлицыМедиа», справочный сервис по сбору информации о православных святынях по всему миру – « Православные святыни », онлайн-сервисы « Вопросы батюшке », собравший более 80 тысяч вопросов и ответов, а также « Вопросы психологу» и « Вопросы юристу ». Ежемесячная совокупная аудитория всех проектов и сервисов «Елицы» составляет более 1 млн человек». К пятилетнему юбилею «Елицы» приурочен запуск нового медиапроекта сети – «ЕлицыТВ» (www.elitsy.tv), в создании которого приняли участие более 50 известных актеров театра и кино, а также музыканты, общественные деятели и священнослужители. Работа над проектом велась два года, снято более 700 видеовыпусков.

http://pravoslavie.ru/121239.html

Заборье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Это село одно из древних в Поречском крае. До образования уезда оно входило в состав Щуцкого стана Дворцовой Порецкой волости. Об этом свидетельствуют строки из работы протоиерея А. Лавровского «Исторический очерк о состоянии Смоленской епархии» (Смоленск, 1884), а также сведения из статьи «Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII века» (Смоленск, 1868) (Лавровский А., протоиерей. Исторический очерк о состоянии Смоленской епархии, составленный на основании разобранных церковных дел архива консистории от 1721 по 1738 год//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1884. - С. 712; Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII в.//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1868. - С. 253). В материалах, составленных в помощь приходским летописцам, читаем: «В селе Заборье церковь деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы, весьма ветхая, при ней колокольни и ограды нет; оная церковь устроена в 1617 г. смоленской шляхтою Марией Ивановой дочерью Пом ...ою» (Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1871. С. 664). В 1707 г. митрополит Сильвестр III выдал в храм антиминс (Обозрение древних антиминсов, находящихся в ризнице Смоленского архиерейского дома, с краткими археологическими сведениями об антиминсах Православной Церкви вообще//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1874. - С. 893). В 1737 г. ветхий храм был разобран и на его месте выстроена новая деревянная (дубовая) церковь, освященная, как и прежняя, в честь Успения Божьей Матери. Средства на возведение храма выделил полковник Дионисий Иванович Рачинский (Сперанский И. Указ. соч. - С. 728). В церкви было два придела: Успенский и Никольский. В 1815 г. Наталья Александровна Баранцева построила в селе второй храм, каменный. Он был освящен во славу Преображения Господня. Но главной церковью считалась Успенская. Она была теплой, т.е. в ней можно было совершать богослужения зимой (Адрес-календарь Смоленской епархии с историческим и церковно-приходским указателем. - Смоленск, 1897. - С. 46).

http://sobory.ru/article/?object=26158

Лики и лица: Елена Маркова , ландшафтный архитектор, ныне инженер и студентка Московского строительного университета, прихожанка храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше в Москве/Фото Сергея Тетерина//Фома. - – август 2007. – С.76. – (рубрика « Лики и лица »). СМЫСЛОВАЯ ГЕОГРАФИЯ (раздел). – С.77-92. (На заставке: Успенский кафедральный собор города Смоленска – фото Б. Кремера/образ святого мученика Меркурия – иллюстрация Константина Цевменко) Смоленск: защита веры: Смоленская область – только факты //Фома. - – август 2007. – С.79,80-81. – (рубрика « Смоленск: защита веры »). Смоленская область. Карта /Инфографика Юрия Зеленцова//Фома. - – август 2007. – С.79. – (рубрика « Смоленск: защита веры »). Виктор Маслов, губернатор Смоленской области . Барьер на пути бездуховности //Фома. - – август 2007. – С.80. - (рубрика « Смоленск: защита веры »). Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . Хранить и защищать //Фома. - – август 2007. – С.82-83. – (рубрика « Смоленск: защита веры »). Силой или словом? Смоляне отвечают на вопрос: - Нужно ли защищать свою веру, и если да, то как?//Фома. - – август 2007. – С.84-85. - (рубрика « Смоленск: защита веры »). Свою точку зрения высказали: Епископ Вяземский Игнатий , викарий Смоленской епархии. Защищать, но не в угоду политике . – С.84; Виктория Кирпанева , врач-стоматолог. В гармонии с Богом. – С.84; Константин Цевменко , иконописец. Постигать себя сложнее, чем стрелять по врагам . – С.85; Глеб Полянский , курсант Военной Академии Войсковой противовоздушной обороны имени маршала Василевского. Слов не всегда достаточно . – С.85. Бойцы невидимого фронта . Защита веры в «современном формате»/Автор – Алексей Соколов ; Фото Дениса Маханько//Фома. - – август 2007. – С.86-92. - (рубрика « Смоленск: защита веры »). ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). – С.93-122. Настоящее прошлое: Ты не видишь звезд? К 80-летию писателя Юрия Казакова /Автор – Дмитрий Урушев , историк, член Союза журналистов России; Фото А. Фирсова, Н. Савиной//Фома. - – август 2007. – С.95-98. – (рубрика « Настоящее прошлое »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-52-a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010