5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся; 6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их; 7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных, 8 которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи. 9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе, 10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча. 11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи. 12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах. 13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; 14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших. 15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. М. В. Ломоносов. ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 143 М. В. Ломоносов ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 143 1 Благословен Господь мой Бог, Мою десницу укрепивый И персты в брани научивый Сотреть врагов взнесенный рог. 2 Заступник и спаситель мой, Покров, и милость, и отрада, Надежда в брани и ограда, Под власть мне дал народ святой. 3 О Боже, что есть человек? Что ты ему себя являешь, И так его ты почитаешь, Которого толь краток век. 4 Он утро, вечер, ночь и день Во тщетных помыслах проводит; И так вся жизнь его проходит, Подобно как пустая тень. 5 Склони, Зиждитель, небеса, Коснись горам, и воздымятся, Да паки на земли явятся Твои ужасны чудеса. 6 И молнией твоей блесни, Рази от стран гремящих стрелы, Рассыпь врагов твоих пределы, Как бурей, плевы разжени. 7 Меня объял чужой народ, В пучине я погряз глубокой; Ты с тверди длань простри высокой, Спаси меня от многих вод. 8 Вещает ложь язык врагов, Десница их сильна враждою, Уста обильны суетою, Скрывают в сердце злобный ков. 9 Но я, о Боже, возглашу Тебе песнь нову повсечасно; Я в десять струн тебе согласно Псалмы и песни приношу, 10 Тебе, Спасителю Царей, Что крепостью меня прославил, От лютого меча избавил, Что враг вознес рукой своей. 11 Избавь меня от хищных рук И от чужих народов власти: Их речь полна тщеты, напасти; Рука их в нас наводит лук. 12 Подобно масличным древам Сынов их лета процветают, Одеждой дщери их блистают, Как златом испещренный храм. 13 Пшеницы полны гумна их, Несчетно овцы их плодятся, На тучных пажитях хранятся Стада в траве волов толстых. 14 Цела обширность крепких стен, Везде столпами укрепленных; Там вопля в стогнах нет стесненных, Не знают скорбных там времен. 15 Счастлива жизнь моих врагов! Но те светлее веселятся, Ни бурь, ни громов не боятся, Которым Вышний сам покров. 1743 А. П. Сумароков. ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 143 А. П. Сумароков  ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 143  1 Благословен творец вселенны, Которым днесь я ополчен! Се руки ныне вознесенны, И дух к победе устремлен: Вся мысль к тебе надежду правит; Твоя рука меня прославит.  2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

8 . Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. С Евр.: «Встань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего». Псалмопевец здесь и в следующих двух стихах (9 и 10) повторяет слова Соломона, произнесенные им в молитве при освящении храма ( 2Пар. 6:41 ). Воскресни. Когда Евреи двинулись от горы Синая, егда воздвизаху кивот... тогда и Моисей выразился подобным образом: восстань, Господи ( Чис. 10:34 ). Т.е., «утверди на месте нас странствующих и ковчег носимый, и хотя когда-нибудь успокой его» (Злат.). По бл. Феодориту, Евреи, возвратившиеся из плена, умоляют, чтобы восстановлено было богослужение, благодать Божия снова явилась, и храму дана была прежняя слава, что и разумеется под воскресением. По св. Афан. – пророк просит здесь Господа ускорить вознесение Его на небо, а под кивотом святыни разумеет святую плоть Его. Так понимают и другие – св. Иларий, бл. Августин и Иероним 648 . 9 . Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. С Евр.: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» (в 2Пар. 6:41 : «и преподобные Твои да насладятся благами»). «Правдою здесь он называет, – поясняет св. Злат., – священные обряды, священство, богослужение, жертвы, приношения, а вместе с тем и безпорочный образ жизни. И преподобнии Твои возрадуются, т.е., когда это сбудется». «Когда построен будет дом (храм), и кивот снова поставлен во святилище, тогда священники, совершающие служение по закону, оправдаются, а не принявшие священнического сана, однакоже возревновавшие о благочестии, исполнятся всякого веселия» (Бл. Феод.). Слова: облекутся правдою, по св. Афан., значат: «облекутся в самую правду, а правда есть Христос». 10 . Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазанного Твоего. С Евр.: «Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего» (в 2Пар. 6:42 : «Господи Боже, не отврати лица помазанника Твоего, помяни милости к Давиду, рабу Твоему». Слова Соломона). «Помазанного – т.е. того, – говорит св. Злат., – кто был тогда помазан, управлял и стоял во главе народа». Бл. Феодорит разумеет под помазанным не лице определенное, а царский род. «Поскольку, – говорит он, – тогдашние цари (Вавилонские) были злочестивы, то просят (пленные Евреи) ради Давида не угашать царского рода». Ради Давида – т.е. ради обетования, ему данного о продолжении царского рода в его потомстве, именно следующего:

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

  Беневич Г. И. Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013. Полагаем логичным соотносить неоплатонический и христианский взгляд на Божественный Промысл в рамках отдельной статьи. В современной литературе словосочетание «антропологический поворот» ассоциируется прежде всего с именами Сократа и М. Шелера. На наш взгляд, новозаветное благовестие также представляет собой антропологический поворот, не уступающий по значимости двум другим «поворотам». Словосочетание «катабатический поворот» означает нисхождение и приближение Бога к человеку. Для нашего исследования важно, что в христианском понимании Бог снисходит к человеку для непосредственной встречи, минуя слои космической иерархии. Этот сюжет обыгрывается, например, в текстах праздника Рождества Христова, когда говорится о «преклонении небес». Обратный процесс, также подчеркивающий идеал близости Бога и человека, описан в Послании к Евреям, где Иисус Христос назван «Первосвященником, прошедшим небеса» (Евр. 4:14), и в текстах праздника Вознесения Господня, где «естество Адамово» было возведено Христом «превыше всякого Начала и Власти». Напомним, что для иудейской культуры и культуры греческой вполне естественно представлять себе небо (и в физическом, и в метафизическом смыслах) иерархично. «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6:19). «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения (τν λογικν λατρεαν) вашего» (Рим. 12:1); «Потому что обрезание — мы, служащие Богу духом (ο πνεματι θεο λατρεοντες)» (Фил. 3:3). «Но вы — род избранный, царственное священство» (1 Пет. 2:9). «Вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого» (2 Кор. 3:3); «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). Подобно тому, как Новый Завет отстаивает ценность человека перед лицом ритуально-этического закона, христианские апологеты позднее будут отстаивать ценность индивида перед лицом античных представлений о законе космическом.

http://bogoslov.ru/article/6191689

В единстве веры и причастии Святого Духа сами себе и друг друга, и весь живот свой Христу Богу предадим, – молится и исповедует Церковь Православная на каждой своей Божественной Евхаристии (Литургии). 176 В 1 Послании к Коринфянам (1:30) апостол пишет: Вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением. Также в 1Кор. 15:1–4 напоминает коринфянам о Евангелии, которое я благовествовал... которым и спасаетесь, и добавляет, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию. Это связано с 1 Посланием к Тимофею (3:16). Становится ясно, что апостол в цитируемых фрагментах перечисляет главные события и дела Спасителя Господа Христа, то есть Его «икономии», как говорит и св. Златоуст. Так, в 1Кор. 1:30 в слове сделался мы можем увидеть Воплощение, в слове премудрость – учение Евангелия, в словах оправдание, освящение, искупление – Крест, Воскресение и Вознесение, о которых он говорит в 1Кор. 15:3–4 . Сюда же относится и молитва Анафоры Божественной Литургии, а также члены 3–7 Символа веры нашей Церкви. Ср. св. Ириней. Против ересей 1, 10, 1 ( ΒΕΠΕΣ 5, 115). Ср. и П. Трембелас. πμνημα ες τς πιστοΛς τς Καινς Διαθκης. Афины, 1956, т. 1, 247. 177 Омилия Когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, 11 (52, 405); ср. Омилии О непостижимости Божией 5, 7 и 7, 5(48, 738 и 763). 180 Ср. следующие слова св. Златоуста: «И пусть никто нас не упрекает, что мы говорим недостойно Бога: что Бог ради спасения всей вселенной храм живой Себе создал в Девственной утробе и так ввёл небесное житие в нашу жизнь. Ибо, какой ущерб был бы Богу от этой икономии (спасительного поступка)?» Ибо Богу «не прилично обитать в теле чистом и безупречном и с его помощью исправить вселенную» ( κλογα, Λγος 34/63, 825/). См. и его толкование на Евр. (9:11): Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворённою: «Здесь говорит о теле (Его)... Видишь, что тело называет скинией, и завесой и небом?... Ибо так же как завеса скрывает Святыню, так и тело скрывает Божество; и тело подобно скинии имеет (в себе) Божество» (Омилия 15, 2 на Послание к Евреям (63, 119).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

В. Какие виды греха противны 7-й заповеди? О. 1. Блуд, или незаконный плотский союз между мужчиной и женщиной, не состоящими в браке. 2 . Прелюбодеяние, или измена чистоте брака со стороны одного из супругов. 3 . Кровосмешение, или плотский союз между лицами, состоящими в близком родстве). 84 4 . Гомосексуализм (педерастия и лесбианство), в наше время (конец 2001 г.) узаконенный в качестве брака в ряде стран, также является блудом для христианина: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделают мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» ( Лев. 20, 13 ). Также: Лев. 18, 22 ; Рим. 1, 26–28 ; Кор. 6, 9–10. В. Как объяснил 7-ю заповедь Господь в Евангелии? О. Он сказал: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5, 28 ). «Лучше ожениться, нежели разжигаться», писал ап. Павел ( 1Кор. 7, 9 ), и называл такое грубо-чувственное вожделение «злою похотью». В. Как оберегать себя от такого тонкого внутреннего прелюбодеяния? О. Должно уходить, даже БЕГАТЬ, от всего, что может возбудить в сердце нечистые мысли и чувствования, как-то: скверных книг и картин, сладострастных танцев и песен, «сальных анекдотов», сквернословия, бесстыдных костюмов и телодвижений, соблазнительных зрелищ и т. п. Должно по Евангелию и не смотреть на то, что соблазняет 85 «Ибо воля Божия есть освящение ваше, – говорит ап. Павел, – чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать (телесный) свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотей, как и язычники, не знающие Бога» ( 1Фес. 4, 3–5 ). В. Как думать нам о тех, кто, называясь христианами, живут, как многие теперь, в блуде? О. Отнюдь не соблазняться их примером, ибо слишком тяжёл их грех . Ведь тела наши, знаем мы, суть «члены Христовы и храмы Святого Духа» ( 1Кор. 6, 15–19 ), а «кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор. 3, 17 ) свидетельствует, применительно к данному случаю, ап. Павел. С такими закоснелыми блудниками он даже заповедует – не иметь общения ( 1Кор. 5, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В) Образ Главы и тела: Ефес. 1:22–23 и др. Отец: «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.» Г) Образ строящего здания: Ефес. 2:19–22 . «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господне, на котором и вы устроитесь в жилище Божие Духом.» Д) Образ Дома, семьи: 1Тим. 3:15 . «...Если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины.» – Евр. 3:6 , Христос – «Как Сын в доме Его; дом же Его – мы.» Сюда относятся также евангельские образы: рыболовного невода, засеянного поля, виноградника Божия. У Отцов Церкви часто встречается сравнение Церкви в мире с кораблем в море. Ап. Павел, сравнивая жизнь Церкви во Христе с браком, или отношениями мужа и жены, заключает свою мысль словами: «Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» ( Еф. 5:32 ). Жизнь Церкви в своем существе таинственна, течение ее жизни не вмещается вполне ни в какую «историю»; Церковь совершенно отлична от какого бы то ни было на земле организованного общества. Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение Христова Церковь получила свое бытие с пришествием на землю Сына Божия, когда пришла полнота времен, и с принесенным Им спасением мира. Начало бытия ее в полном виде и значении, с полнотой даров Духа Святого, Есть день Пятидесятницы после вознесения Господня. В этот день, после сошествия Святого Духа на апостолов, в Иерусалиме крестилось около трех тысяч человек, и далее Господь каждый день прилагал спасаемых к Церкви. От этого момента территория города Иерусалима, затем Палестины и потом всей Римской империи, и даже стран за ее пределами, стала покрываться христианскими общинами – церквами. Имя « церковь ,» неразлучное с каждой общиной христианской, даже домашней, семейной, указывало на единство этого частного с целым, с телом всей Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В пост кто-то действительно начал посещать храм более интенсивно. Кто-то весь пост изучал священное Писание, не пропускал чтение утренних и вечерних молитв, читал псалмы царя Давида, вчитывался в строки святого Евангелия. Праздничное же состояние не всегда является состоянием, которым может удерживать нас от легкомысленных поступков. Говорил сам Господь через пророка Исайю: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие -  и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». Это книга пророка Исайи (Ис 1, 13-14).  Иоанн Златоуст в своих «Гомилиях на книгу Бытия» писал: «Как там добродетель праведника сделала дым и смрад благоуханием, так здесь порочность приносящих сделала и благовонный фимиам отвратительным для обоняния. Итак, прошу, постараемся во всем показывать чистое расположение. Оно бывает причиною всех благ. Благой Господь обыкновенно обращает внимание не столько на наши жертвы, сколько на внутреннее расположение, с каким мы их совершаем, и, судя по нему, или приемлет -  или отвергает наши жертвы. Итак, молимся ли мы, постимся ли, подаем ли милостыню (потому что это наши духовные жертвы), или совершаем какое-либо иное духовное дело, будем делать все это от чистого расположения, чтобы получить достойный венец за труды». То – есть, братья и сестры, если праздник окажется для Господа чем-то ненавистным и даже бременем -  отчего это? Это имеет место, если мы не переживаем духовный рост во время празднования, а напротив, расслабляемся и теряем все, чего достигли, и оказываемся даже в худшем состоянии, чем до начала поста или праздника. Пока есть время радостных дней Светлой Седмицы, но  они уже проходят. Но мы будем попразднство совершать до Вознесения, не будем сильно расслабляться. Будем трезвиться, как сказано в Писании: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» .

http://radonezh.ru/text/kak-vy-otnosites...

В. Признают ли сектанты таинство елеосвящения? О. Нет не признают, потому что они не Апостольскую веру приняли, как православные, а людскую, выдуманную по диавольскому обольщению. 21. О вещественной святыне и о святых храмах В. Какая у христиан есть вещественная святыня? О. У христиан есть святые храмы, св. крест Христов, св. иконы, св. мощи и священные предметы для богослужения. В. Почему христиане имеют вещественную святыню? О. Потому что и в Ветхом Завете, и в Новом Завете всегда была вещественная святыня, и будет она в Церкви Христовой до скончания века. В. Были ли у христиан св. храмы, или церкви? О. Сначала христиане молились в Ветхозаветном Иерусалимском храме. После Вознесения апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя Бога» ( Лк.24:53 ). После у христиан появились свои храмы или церкви. О христианах передается в св. Писании: " целый год собирались они в Церкви и учили не малое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» ( Деян.11:26 ). В. Отличался ли храм или церковь у первых христиан от жилого дома? О. Отличался. Ап. Павел пишет: «Жены, ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей, ибо неприлично жене говорить в церкви " ( 1Кор.14:34–35 ). В. Всегда ли будут храмы у христиан? О. Всегда, до второго пришествия Спасителя. Свящ. Писание передает, что перед Страшным Судом придет антихрист «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ). Значит, храмы будут до второго пришествия. В. Признают ли сектанты христианские храмы? О. Нет, не признают и отвергают их, потому что сектанты – приспешники и служители антихриста и предтечи его. Они и глумятся над храмами, как антихристы. 22. О святом кресте Христовом В. Чем является для христиан честный Крест Господень? О. Крест Христов является внешним, видимым отличием христиан: кто имеет крест Христов и чтит его, тот, значит, верит во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В этот день начало и конец службы совершается так же, как и в самый праздник Пасхи. Поются радостные стихи: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его...», «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь...». Возглашая эти стихи, священник кадит весь храм с пасхальным трисвечником в .руках, и в ответ на каждый стих несется радостное – «Христос воскресе». Прощаемся с Пасхой, «отдаем» ее до следующего года. И как будто должно было быть грустно на душе. Однако вместо грусти ниспосылается нам новая радость. Радость созерцания, празднования Вознесения Господня. О самом этом событии в Евангелии рассказано так. Дав ученикам последние наставления, Господь вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой ( Лк.24:50–52 ). С радостью великой... О чем эта великая радость, которая продолжается и до наших дней и таким удивительным светом вспыхивает в празднике Вознесения? Ведь как будто ушел, оставил их Христос, это был день разлуки. Впереди – длинный-длинный путь проповеди, гонений, мучений, соблазнов; до самых краев полна ими история христианства и Церкви. Кончилась, как будто, радость земного, ежедневного общения со Христом, покров Его силы, Его божества. Но как хорошо один проповедник озаглавил свою проповедь на праздник Вознесения, назвав его «радостью разлуки!» Ибо, конечно, не уход Христа празднует Церковь . Христос сказал: Я с вами до скончания века ( Мф.28:20 ), и вся радость христианской веры – от сознания Его присутствия, от Его слов: где два или три собраны во имя Мое, там Я посреди Них ( Мф.18:20 ). Не уход Христа, а Его вознесение на небо. Праздник Вознесения – это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома, обители, неба как нашей подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными, низменными, к земле обращенными и землей одной живущими. Грех – это предательство неба в душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю всех вас, братья и сестры, с завершением первой седмицы Великого поста, а сегодняшних причастников — с принятием Святых Христовых Таин. Многие из нас имели благодатную возможность в течение этой седмицы утром и вечером бывать в храме и участвовать в замечательных великопостных богослужениях. Кого-то не было в эти дни с нами по причине занятости на работе или неотложных семейных забот, но тем не менее сегодня и эти люди также пришли в храм, чтобы исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Богослужебный круг первой седмицы Великого поста построен таким образом, чтобы постепенно ввести человека в пространство подлинно духовной жизни, где ему предстоит молитвенно пребывать на протяжении всей Великой Четыредесятницы. Даже когда мы не до конца и не во всей полноте понимаем услышанное в храме, тем не менее слова великопостных молитв и псалмов, а также чтения из Ветхого Завета и Евангелия, которые мы слышим в эти дни, проникают в наше сознание отдельными фразами и мыслями, запечатлеваясь если пока что не в памяти умственной, то наверняка в памяти сердца. Ибо «благодать Всесвятого Духа не только преподает людям нравственное и догматическое учение, но и прямо учит их тому, как они должны воспевать Творца», — замечает святитель Иоанн Златоуст . И в самом деле, все верующие в Бога живут духовной мистической памятью, которая присутствует в Его Церкви. Это память особая. Она заключает в себе в первую очередь то, что совершил Господь наш Иисус Христос «нас ради человек и нашего ради спасения». Эта память свидетельствует нам о Его жизни, о Его учении, о Его страдании, о Его крестной смерти с последующим Воскресением и преславным Вознесением. Церковь же есть община веры, в которой Духом Святым это воспоминание оживает и оживотворяет всех нас. Сказанное мною сейчас — не метафора и не художественный образ, а факт религиозной жизни. Ибо силою благодати Святого Духа, Который живет и действует в Церкви, мы истинно становимся реальными соучастниками и свидетелями всего того, что совершил Христос в Своем земном житии. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19), — свидетельствует нам апостол Павел.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010