Святый преставился, и, по его завещанию, погребен здесь, в созданном от него храме. Когда прошло потом около шестидесяти лет: внезапно храм обрушился во время совершавшагося в нем Богослужения. Но, по благодати, обретенной святым Алексием, сие не причинило никому вреда, и было мановением Провидения к открытию мощей Святителя. Великий Князь Василий Васильевич повелел на месте разрушившагося созидать новый каменный храм: и когда надлежало углубить в землю его основание, тогда обретены мощи Святителя Алексия, благоухающия нетлением и целебною силою. Если обновленный ныне храм не во всех частях есть тот самый, который основан Великим Князем Василием Васильевичем: по крайней мере он тот же в основании; потому что, и по пересоздании его в начале шестагонадесять столетия, по прежнему сохранял в себе могилу Святителя Алексия, в которой удостоился тогда положен быть Новогородский Архиепископ Геннадий, усердно послуживший сей обители и православию. Сей храм, по освящении своем, принял в находившийся при нем придел Благовещения Пресвятыя Богородицы мощи Святителя Алексия, уже благоговейно чтимыя, и хранил их несколько десятилетий. Потом близь сего древняго храма был воздвигнут новый храм во имя Святителя Алексия, в который и мощи его перешли; но по времени сей новый храм обветшал, и следы его исчезли. Его заменил видимый ныне храм Святителя Алексия и Благовещения Божией Матери, и уже там успокоились мощи Святителя Алексия, внесенныя руками Царей Иоанна и Петра. Можно сказать, что довольно твердо выдерживал сей древний храм то испытание, которое, по слову Евангельскому, выдерживает храмина, созданная мужем мудрым: «сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени» ( Mamф. VII. 25 ). Не раз падал на сию землю дождь бед, ниспосылаемый небом для ея омовения от грехов, и для возбуждения добрых прозябений; не раз приходили огненныя реки пожаров; не раз бурно возвевали ветры разных превратностей человеческих; неистовствовали здесь Ляхи и от них в самой сей обители блаженный Патриарх Гермоген, за ревность по вере и непоколебимую верность отечеству, вкусил мученическую гладную смерть; опустошали и разрушали Кремль Галлы: но сей храм и сия стена древних священных изображений стоит, выдержав приражения людей, времен и стихий; потому что утверждается «на камени». На каком? – На камени веры Святителя Алексия, на благодати, ему данной, на его первоначальном здесь благословении, на нем самом, на его теле, которое почивало в основании храма сего, прежде его основания каменнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1939 г. храм разорили и осквернили: ценности вывезли, многие иконы сожгли. Здание превратили в мастерские. По воспоминаниям стариков, в подвале церкви временно содержались репрессированные перед отправкой по этапу в места заключения. В годы Великой Отечественной войны здесь производили веревки. В 1947 г. храм возродился, стены расписали заново, для золоченого четырехъярусного иконостаса привезли иконы из церквей Ярославской области. Возобновилось богослужение и приходская жизнь. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=629 Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Братовщина была построена в 1815-1818 гг в стиле классицизма, по преданию, из кирпичей Путевого дворца императрицы Елизаветы Петровны. Архитектура храма нарочита проста. Храм типа " восьмерик на четверике " , с трапезной и трехъярусной колокольней; скупая, плоскостная обработка фасадов решена в традициях раннего классицизма. Боковые престолы - Покрова Пресвятой Богородицы (южный), Николая Чудотворца (северный). В 1939 г. была закрыта, было уничтожено внутреннее убранство. После использования помещения под производственные нужды, церковь в 1947 г. возвращена верующим. Внутреннее убранство создавалось заново: выполнены росписи стен и сводов, из села Иудина Загорского (ныне Сергиево-Посадского) района перевезены и установлены иконостасы. Возле храма сохранились старинные надгробия. Известно, что здесь провел последние годы и был похоронен князь Михаил Голицын - бывший шут императрицы Анны Иоанновны, известный по прозвищу Квасник. Его женитьбе на калмычке Бужаниновой посвящен роман писателя Лажечникова " Ледяной дом " . Источники: протоиерей Олег Пенэжко. " Храмы г.Пушкино и окрестностей, г.Королева, г.Ивантеевки " . Владимир, 2003 г. Кирилл Аминов, 5 марта 2015 г. Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Братошино, Братовщина тож. В селе Братошине в 1631 – 33 г., принадлежавшем дворцовому ведомству, находилось «место церковное, где некогда был храм Николая Чудотворца с приделом Флора и Лавра, да место дьяконово дворовое, да 7 мест бобыльских церковных, пашни паханной земли 4 четьи в поле, да сенной поросли десятина без полутрети десятины».

http://sobory.ru/article/?object=05956

В XVIII веке трапезная епископская церковь была объединена с основным корпусом палат. Чтобы представить себе их первоначальный облик, следует дополнить его высокими четырехскатными кровлями — «колпаками», создававшими его живописность, тогда как существующая плоская кровля придает ему несколько казарменный вид. Большие исследовательские и реставрационные работы, проведенные до 1951 года по Архиерейским палатам, позволили А.Д. Варганову дать проект их реконструкции. Следует вспомнить и об исчезнувших элементах соборного ансамбля. Колокольня связывалась со вторым этажом палат галереей на кирпичных столбах. От этого перехода сохранился портал у юго-восточного угла палат. Галерея огибала колокольню с запада и севера и вела в маленькую домовую митрополичью церковку Благовещения, пристроенную у колокольни. На соборную площадь с галереи спускалось убранное ширинками и изразцами высокое крыльцо, поставленное по оси южного портала собора. Таким образом, зодчие XVII века создавали свои постройки, постоянно связывая их с древним собором, мысля их как части единого согласованного ансамбля. В самом принципе соединения отдельных зданий поднятыми на столбах галереями и переходами звучала многовековая традиция русского «хоромного строения», один из древнейших образцов которого мы видели в Боголюбовском дворце XII века. Н.Н. Воронин «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской (книга-спутник по древним городам Владимирской земли)» Небольшая домовая церковь Благовещения в Архиерейских палатах Суздальского кремля была сооружена в XVI веке. Первое и достоверное указание на строительство каменного здания на архиерейском дворе в Суздале находим во Вкладной книге Суздальского собора, в которой записано: «Лета 7067 (1559 г.) владыка Афанасий поставил на дворе теплую каменную церковь во имя Благовещения с такою же палатой …». Здание этой церкви в XVII в. было перестроено и в таком виде дошло до нас. Однако автор «Исторического собрания о богоспасаемом граде Суждале» Ананий Федоров отмечает еще вторую церковь, построенную там же, на архиерейском дворе, в 1578 г. По этому поводу он сообщает следующее: «Да в доме его преосвященства церковь каменная теплая, строение преосвященного Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, который бысть в лето 7086». Церковь была освящена во имя Введения во храм. Эта церковь с незначительными переменами и надстройками сохранялась до 1951 г. С восточной стороны в XVII в. к зданию пристроена палата, соединившая Варлаамовскую церковь с архиерейскими палатами.

http://sobory.ru/article/?object=03193

Дошедший до наших дней Благовещенско-Яковлевский храм, согласно архивным документам 19 в., был построен в 1769 г. на средства прихожан. По храмозданной надписи на месте непроходимых лесов и болот был возведен небольшой деревянный монастырь во имя апостола Иакова, который простоял до 17 в., пока его не разорили польские захватчики. На месте этого монастыря в пределах Яковлевской слободы был поставлен приходской деревянный храм. Каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого апостола Иакова был основан в 1778 г. усилиями прихожан на месте старого деревянного храма. Сначала был построен летний храм. Колокольня и зимний храм были окончательно завершены в 1783 г. Храмозданная надпись содержит несколько другие даты возведения храма, чем документы 19 в. В 1778 г. освящен по благословению архиепископа Самуила летний храм; в 1783 г. были освящены зимний храм в трапезной, соединяющейся с холодной церковью аркой и колокольня. Вероятнее всего, возведение здания церкви было начато в 1769 г., а престолы освящались по мере завершения их благоустройства. Документальных данных, которые подтверждали бы, что здесь был монастырь до наших дней, не сохранилось. Но есть ряд свидетельств, одним из которых являются Святые Врата. Два поселения, располагавшихся рядом с погостом, назывались по посвящению второго храма во имя апостола Иакова. Жители их занимались кожевенным ремеслом. Потом поселение стало крепостным селом. В самой сути слободы можно заметить еще одно подтверждение существования монастыря. Монастырь этот упоминается также краеведом 19 в. В. Лествицыным. Описанное придание говорит о том, что в середине 14 в. один костромской помещик, который страдал от тяжелой болезни, ехал в Ярославль из Костромы. У Яковлевского монастыря он остановился на ночлег и во сне ему привиделся исходящий из земли исцеляющий Святой Крест. Помещик, проснувшись, указал это место и слугам велел копать. Крест был обретен. Больной помещик, приложившийся к нему, получил исцеление. В честь этого чудесного исцеления помещик пожертвовал в Яковлевский монастырь крест, также был утвержден Крестный ход в праздник Воздвижения Креста Господня. Была возведена часовня, первоначально деревянная, а в начале 20 в. – каменная. В часовне, на месте обретения креста, был колодец.

http://sobory.ru/article/?object=11826

Из материалов государственного архива: Священнослужители Одинцовы. ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 16174. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии за 1900 год. Лист 397. http://hram-tver.narod.ru/ Церковь Георгия Победоносца расположена на погосте старинного села Глубокое Вышневолоцкого района Тверской области. Каменный двухэтажный оштукатуренный храм в стиле барокко возведен в 1789 году вместо деревянного ветхого храма во имя Святых апостолов Петра и Павла под руководством полковника Гавриила Яковлева-Языкова. Двусветный четверик, с полуциркульной апсидой, трапезной и трехъярусной колокольней, покрыт полусферической кровлей и завершен восьмигранным световым барабаном и луковичной главкой. Колокольня увенчана высоким шпилем. Стены храма окрашены желтой охрой, а фрагменты декоративного убранства и карнизы были выбелены. Прямоугольные оконные проемы обрамлены в строгие наличники. Верхний (холодный) престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, нижний (теплый) - во имя великомученика Георгия Победоносца. Некогда величавый и красивый храм Георгия Победоносца в настоящее время заброшен и находится в полуразрушенном состоянии. Глубокое – старинное село. Ещё в Книге Бежецкой пятины 1545 г. мы находим упоминание о «деревни Глубокое у озера Глубоково на берегу: двор большой, а в нём сам Некраско, двор человек его Ондрейко, пашни в поле 9 коробей, а в дву по тому ж, сена 10 копен, 2 обжи». Центром прихода Глубокое станет немного позднее, в селе будет воздвигнут деревянный храм. Но в конце XVIII в. обветшавшая деревянная церковь будет разобрана, а на её вместе воздвигнут часовню святых Апостолов Петра и Павла. Она будет тоже деревянной. Каменный же Георгиевский храм, с летним верхним приделом Благовещения Пресвятой Богородицы, был воздвигнут на соседнем с селом холме в 1789 году. Был храм двухэтажный, однокупольный. Своей архитектурой он немного напоминает Спасо-Преображенскую церковь на Пятницком кладбище. И хотя теперь уже нет островерхой кровли на восьмигранном куполе, а сама колокольня давно уже разобрана, храм продолжает поражать своим величием и неповторимой красотой древнерусских храмов.

http://sobory.ru/article/?object=10575

В 1842 г. Петропавловская церковь была украшена писанным по дереву иконостасом, сооружённым на средства станичного общества. Стоимость иконостаса составила 12 тыс. рублей. Сохранилось его описание за 1885 г. Первый ярус включал Царские врата с изображением Благовещения, Пресвятой (Девы) Богородицы у Евангелия. Над Царскими вратами располагалась икона «Моление о чаше», чуть выше – «Тайная вечеря». По правую сторону Царских врат разместились иконы Иоанна Спасителя, Архангела Гавриила, Святых Апостолов Петра и Павла, Святого Великомученика Пантелеймона, Святого Великомученика Иосифа Волоцкого, Матери Божией, Спасителя, Священномученика Власия и Священномученика Харлампия. По левую сторону Царских врат были расположены иконы Матери Божией, Архангела Михаила, Святого Николая Чудотворца, Святого Пророка Ильи, Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя, Спасителя, Святого Великомученика Георгия Победоносца, Святого Равноапостольного князя Владимира. Второй ярус на правой стороне составили иконы Св. Апостола Павла, Входа Господня в Иерусалим, Воздвижения Креста Господня, Воскресения Христова, Рождества Господня, Крещения Господня, Св. Апостола Матвея, Св. Апостола Андрея Первозванного, Вознесения Господня, Св. Апостола Иакова – брата Господня, Св. Апостола Симона. На левой стороне второго яруса расположились иконы Св. Апостола Петра, Обретения Господня, Успения Божией Матери, Благовещения Пресвятой Богородицы, Введения во храм Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, Св. Апостола Иакова, Св. Апостола Фомы, Преображения Господня, Св. Апостола Варфоломея, Св. Апостола Филиппа. Правую сторону третьего яруса составили иконы Св. Пророка Царя Давида, Св. Равноапостольной Марии Магдалины, Св. мученика Дм. Солунского, Преображения Господня, Св. Первомученика и Архидиакона Стефана. На левой стороне третьего яруса располагались иконы Св. Пророка Моисея, Св. Равноапостольной княгини Ольги, Св. Преподобного отца нашего Антония Печерского, Покрова Пресв. Богородицы. Четвёртый ярус составили иконы «Христос – царь славы» и Св. Патриарха Авраама. По левую сторону иконостас был увенчан крестом.

http://sobory.ru/article/?object=28974

Набожная императрица безусловно посещала богослужения в храме, связанном с именем ее великого Родителя. Незадолго до кончины Елизавета Петровна подарила ропшинское имение наследнику престола - Петру Федоровичу - будущему императору Петру III. После убийства императора Екатерина Великая подарила ропшинское имение в вечное владение графу Григорию Орлову. Именно в это время к «Домовой церкви Петра I» пристраивается каменная колокольня и деревянный купол. Сохранились подробные описания первого визита ропшинской церкви императором Николаем Александровичем и императрицей Александрой Федоровной 10 августа 1908 года во время проведения военных маневров в районе Бегуницы - Ропша. Есть несколько упоминаний о других посещениях Ропши Государем, особенно с 1916 года, когда ропшинское имение покупается царской семьей для охоты. Храм Благовещения Божией Матери в п. Ропша от начала своего существования свидетельствует о славных страницах русской истории - победе над всесильными дотоле шведами, благочестии русских императоров - строителей, благоукрасителей ропшинского храма и богомольцев за свой народ, а также исповеднического служения последнего настоятеля - священника Николая Зотикова, с 1906 по 1937 г. I 17 июня 2002 года освящением крошечного молебного дома благочинным о. Александром Кудряшовым началось возрождение церковной жизни в п. Ропша. С 22 июня после первой литургии, отслуженной священником Олегом и сослужащим ему диаконом Антонием началась литургическая жизнь ропшинского прихода, как приписного к Свято-Троицкой церкви в Красном Селе. В 2014 году Петропавловский приход п. Ропша был зарегистрирован как самостоятельный. Весной 2015 года по благословению преосвященнейшего Митрофана, епископа Гатчинского и Лужского начались консервационные и изыскательские работы в полуразрушенном Благовещенском храме, а также строительство просторного церковного дома с домовым храмом Первоверховных апостолов Петра и Павла. Всех любителей истории Царского дома Романовых, жителей п. Ропша и всех православных приглашаем к сотрудничеству в богоугодном деле восстановления святыни - церкви Благовещения Пресвятой Богородицы п.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/12/...

По писцовым книгам Михаила Воейкова и подъячего Феодора Прокофьева 1678 г. значится погост Бобино с церковью Благовещения. Бобинский погост принадлежал архиерейской вотчине (Древние акты). В середине XVIII столетия были две церкви – Благовещенская и Николаевская. 17 июня 1773 г. Николаевская церковь сгорела. 12 августа 1773 г. дана храмозданная грамота за 1261 на построение каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Св. Николая Чудотворца. После пожара богослужения совершались в деревянной Благовещенской церкви, каковая разобрана по постройке каменного храма в 1787 г. Каменный же храм построен в 1782 г. и в этом году 1 октября освящен теплый придел Никольский. Холодный храм освящен в 1787 г. В 1835 г. в колокольне устроена церковь с одним престолом, который освящен 13 сентября 1835 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла./…/освящен правый престол в честь Св. Николая, а левый престол освящен 16 августа 1873 г. в честь Св. Апостола и Евангелиста Иоанна. В настоящее время в храме три же престола: в холодной – Благовещенский, в теплой – правый Никольский и левый Иоанно-Златоустовский. В колокольне престол прежний – Петропавловский. Приписная митинская церковь, деревянная, построена в 1897 г. и освящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 99/1762, 202/1766, 83/1779, 207/1780, 386/1782 (освящение придельной церкви), 273/1785, 365/1787 (освящение церкви), 356/1796, 624/1802, 369/1804, 158/1807, 747/1812, 818/1814, 72/1821, 1229/1826, 626/1833, 1059/1835 (освящение Благовещенского придела), 459/1836, 420/1837, 157/1849, 1549/1850, 1524/1852, 388, 1271/1853, 947/1856, 595/1862 (расширение церкви), 180/1867 (построение теплой церкви), 465/1871, 382/1873, 318/1882, 303/1901 (построение храма). Метрические книги с 1749 г.; Дела архива Вятской духовной консистории: 1066/1897 (построение церкви), 399/1898. Примечание. Исходящий реестр по Вятской духовной консистории за 1773 г. 1261. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 6. Вятские губернские ведомости 1880 г. 51

http://sobory.ru/article/?object=34146

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

В начале XVII в. церковь здесь была деревянная, в 1647 г. в Тайнинском 27 дворов крестьян, 2 двора нищих и 3 двора сторожей (двор - единица налогообложения, в один двор могли входить несколько семей). В селе стоял путевой дворец, в котором останавливались цари во время походов на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1675 г. по указанию царя Алексея Михайловича (1629-1676) при дворце построена каменная ныне существующая церковь Благовещения. Но освящена она была уже при царе Феодоре Алексеевиче (1661-1682): " Лето 7186 (1677), сентября в 6-й день по государеву цареву и великого князя Феодора Алексеевича всея Руси самодержца указу, новопостроенную церковь Благовещения Пречистыя Богородицы подготовить к освящению сентября к 9 числу». Приделы храма - святых праведных Захария и Елизаветы и Ильи Пророка. Храм имеет уникальное крыльцо, две лестницы поднимаются на второй этаж с площадки, перекрытой огромной каменной бочкой. В Тайнинском Лжедмитрий заставил привезённую из монастыря царицу Марию Нагую (в инокинях Марфу) признать его своим сыном. В 1730-х гг Тайнинскоекое - вотчина царевны Елизаветы Петровны (1709-1761). Став императрицей, она в 1749 г. на месте разобранного дворца царя Алексея Михайловича построила новый деревянный дворец. Он располагался как бы на полуострове, при слиянии рек Яузы и Сукромки (между церковью и памятником Николаю II). На месте дворца теперь стоят сараи и склад. В 1751 г. по высочайшему именному указу велено в церкви с. Тайнинского сделать вновь тёплый придел святых праведных Захария и Елизаветы. В 1929 г. храм был закрыт. В нём размещались клуб, потом хлебный магазин, общежитие, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, столярная мастерская. В 1989 г. храм был возвращён верующим и восстановлен. У алтаря - могила архимандрита Тихона (в схиме Пантелеймона) Агрикова (1918-2000), бывшего преподавателя Московской Духовной академии и насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, автора книги " У Троицы окрыленные " , православного подвижника, человека высокой духовной жизни, перенёсшего тяжёлые испытания, много лет находившегося в затворе.

http://sobory.ru/article/?object=00329

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010