«храм Божий» – некоторые считали, что под образом Иерусалимского храма здесь изображается Церковь последних времен. Наименование Церкви, христианского общества «храмом» встречается у апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16) Или же, если толковать в связи с обращением иудеев, то слова могут указывать на появляющуюся в конце времен Церковь из обратившихся иудеев – прежде всего, вероятно, палестинских.  «храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем» – все перечисленное соответствует Святому Святых, двору священников и двору израильтян Иерусалимского храма. Это были те внутренние части, где могли находиться только верные и куда язычникам вход был воспрещен. Следовательно, только истинные чада Церкви принимаются под особое Божие охранение, а отпавшие и язычники исключаются из числа усвояемых Богом. 2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. «исключи и не измеряй его» – во внешний двор Иерусалимского храма был разрешен доступ язычникам, то есть людям чуждым истинной веры, которых Господь не принимает под Свое охранение. «он дан язычникам» – под язычниками здесь должны разуметься все вообще живущие по-язычески людские массы, независимо от их формальной религиозной (или национальной) принадлежности. Эти массы состоят, с одной стороны, из секуляризированных христиан 83 , а с другой, из представителей всех прочих религий. Не входят в эти массы только христиане истинные 84 . При воцарении лжемессии все эти массы (или абсолютное их большинство) признают власть зверя и примут его начертание.  83 Об отступлении от истинного христианства в конце времен святитель Игнатий Брянчанинов говорит следующее: «Согласно Священному Писанию, христиане, подобно ветхозаветным иудеям, начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь; в этом настроении и направлении займутся развитием своего положения на земле, как бы вечного, и развитием своего падшего естества для удовлетворения всем поврежденным и извращенным требованиям и пожеланиям души и тела». Все это, конечно, является признаками языческой жизни, независимо от того, именуются ли те, о ком говорит святитель, христианами или нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

3) Христос сказал: «наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться» ( Ин. 4:21 ; ср. 1Тим. 2:8 ; Мал. 1:11 ). Значит, заключают сектанты, строить храмы не нужно. – Но в словах Спасителя отрицается не необходимость храмов, а неправильное понятие иудеев и самарян о храмах иерусалимских и самарянских, как исключительном месте поклонения истинному Богу. По предсказанию Господа Иисуса Христа, христиане будут поклоняться Богу везде, так как Его дом «домом молитвы наречется для всех народов», т. е. все народы будут иметь дома молитвы или храмы и «на всяком месте будут приносить фимиам имени Божию, чистую жертву» ( Мал. 1:11 ). 672 4) Первые христиане не имели храмов, а молились по домам: «каждый день единодушно пребывали в храме», «преломляя по домам хлеб» ( Деян. 2: 46 ); поэтому и теперь не нужно храмов, продолжают сектанты. – У первых христиан были вместо храмов особые, предназначенные для общественной молитвы «горницы» и «молитвенные дома» ( Деян. 16:13; 20:8 ); преломление же хлеба совершалось у них на первых порах «по домам» потому, что иудеи не позволили бы совершить его в храме иерусалимском, куда они ходили для молитвы. 673 5) Ссылаются сектанты еще на слова прор. Иеремии: «Не надейтесь на обманчивые слова: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» ( Иер. 7:4 ) и говорят, что этими словами Господь запрещает почитание храма. – Но, как видно из контекста речи, здесь Господь угрожает евреям строгим наказанием за их грехи и предупреждает, чтобы они не надеялись на пощаду ради храма, так как последний тоже будет разрушен (ст. 8–15). Угроза эта, действительно, была приведена в исполнение: храм Соломонов был разрушен ассириянами до основания, и народ был отведен в плен ( 4Цар. 25:9 – 12 ); но потом, когда Господь смиловался над Израилем, Ездрой был выстроен, по внушению Божию, новый «храм Господа Бога Израилева» (1 Ездры 1:1–3; 5:2), и «слава этого последнего храма была больше, нежели прежнего», ибо в него «пришел Желаемый всеми народами» ( Аг. 2:6–9 ). Значит, слова прор. Иеремии отнюдь не говорят против почитания храма. Напротив, называя храм «Господним» и домом, где «лице» и «имя» Его, пророк ясно указывает на достоинство храма. 674

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

5) Сектант: Не нужно храмов, ибо Господь отвергает общественную молитву: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно“. ( Мф. 6: 6 ). Объяснения православного: Здесь Господь отвергает не общественную, а лицемерную частную молитву, что видно из предыдущего стиха приводимых сектантами слов Его: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь молиться, чтобы показатъся пред людьми. Истинно, истинно говорю вам, что они уже получают награду свою“ (ст. 5). Не только св. Апостолы, молившиеся в храме ( Лук. 24: 53 . Деян. 22: 17–18 ), но удостоившаяся похвалы от Христа бедная вдова, посещавшая храм и пожертвовавшая на него последние две лепты (Map. 12: 44), и оправданный в грехах после молитвы не дома, а в храме, мытарь ( Лук. 18: 10–14 ) очень сильно обличают неправду мудрствования сектантов о храме. 6) Сектант: Первые христиане не имели храмов, а молились по домам: «И каждый день единодушно пребывали в храме и преломляли по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца «( Деян.2: 46 ). Объяснения православного: Это неверно: в первые времена у христиан вместо храмов были особые предназначенные для общественной молитвы «горницы“, или «церкви“ ( Деян. 1: 13–36 и 20; 8), где считалось неприличным есть и пить, как в обыкновенных домах ( 1Кор. 11: 22 ). Преломление же первенствующие христиане совершали «по домам“ по той простой причине, что совершать его в храме Иерусалимском неверовавшие во Христа Иудеи, конечно, им не позволили бы. А молиться св. Апостолы на первых порах ходили в храм Иерусалимский, что видно из приводимого же сектантами места книги Деяний: «И каждый день единодушно пребывали в храме“ (см. еще 22: 17–18). 7) Сектант: Еще пророк Иеремия предсказывал, что в Новом Завете храмы не нужны будут: «Не надейтесь на обманчивые слова: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господенъ“ ( Иер. 7: 4 ). Объяснения православного: Этими словами Господь не отвергает храма, который Он назвал «жилищем“ Своим, о котором Сам сказал, что Он «освятил“ его, чтобы пребывать имени Его там вовеки. Здесь Господь грозит Евреям тяжко наказать их за их грехи и предостерегает, чтобы они не надеялись, что Он пощадит их потому только, что у них есть святый храм Его: «Как! вы крадете, убиваете, прелюбодействуете и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, и говорите: «мы спасены“, чтобы впредь делать все эти мерзости... И ныне, так вы делаете все эти дела..., то Я так же поступлю с домом сим (то есть разрушу его), над которым наречено имя Мое“ ( Иер. 7: 8–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

97. Пророк Софония в главе 3 стих 8: Ждите Меня до того дня, когда Я восстану на суд; глава 3, стих 9 – о явлении Христа Спасителя в мир, когда Он даст духовное обновление; в главе 3, стих 14 пророчествует о великой радости: ликуй, дщерь Сиона, ликуй Иерусалим. Радуйся, – сказал Воскресший, и радость о Святом Духе наполняла апостола Павла. У праведников в душе всегда Пасха, как у преподобного Серафима Саровского , мир, покой душевный; и апостол Павел: Желание имый разрешитися и со Христом быти ( Флп. 1, 23 ). Служение пророка Софонии: 640–629 го ды. Пророк порицает беззакония иудеев, возвещает их наказание и бедствие и спасение остатку иудеев и язычников. Память святого пророка Софонии – 3 декабря. 98. Пророк Аггей возвещает о Богоявлении в главе 2 стих 9: слава сего последнего храма будет больше первого и на сем месте дам мир. Второй храм менее великолепен, но Мессия освятил этот храм и посещал этот храм в земной жизни, храм прославлен небесной славой, и мир и благодать даны нам. Богоприимец Симеон принял Богомладенца, 12-летний Отрок Иисус учил, исцелял. Господь ревновал о храмовой молитве. После Вавилонского плена иудеи возвратились в 536 году в Иерусалим, и по указу Кира стали строить храм. Руки опускались у народа; самаряне язычники нападали и писали доносы, а пророк Аггей воодушевлял всех. И его Книга названа пророческим словом о втором храме Иерусалимском. Сын как слава Отца, и эта слава осенила пришествием Христовым и храм, и вселенную. Память святого пророка Аггея – 16 декабря. 99. Пророк Захария в главе 9 стих 9 пророчествует о входе Господнем в Иерусалим: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Земные цари шествовали на конях, а Господь Праведный и Смиренный – на мирном животном. И дали плату Мне 30 сребренников. За 20 сребренников Иосифа продали, а здесь Мессию продали и бросили сребренники за землю горшечника, предах кровь неповинную. А в главе 12 стих 10 вещает: изолью от Духа Моего и верным – говорит пророк от лица Господа. Сотник узнал Господа: Воистинну Человек сей Сын бе Божий ( Мк. 15, 39 ). И весь народ... возвращался, бия себя в грудь ( Лк. 23, 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

    Но оба лжесвидетеля злонамеренно или от непонимания и давности времени исказили слова Иисуса Христа; один утверждал: ОН ГОВОРИЛ: МОГУ РАЗРУШИТЬ ХРАМ БОЖИЙ И В ТРИ ДНЯ СОЗДАТЬ ЕГО. «В таком ложном виде слова, приписываемые Иисусу Христу, — говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, — могли перед судьями показывать дерзость и самохвальство, соединенное с неуважением к самым священным вещам, каков храм. Другой лжесвидетель объявлял, будто ему слышалось, как Господь говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и в три дня воздвигну другой, нерукотворенный». В таком превратном виде слова эти казались обнаружением чего-то мятежного, богопротивного, как будто Иисус Христос не только имеет самое низкое понятие о храме Иерусалимском, «ибо слово рукотворенный в Священном Писании употребляется для обозначения идола и храма идольского, — но и намерен разрушить его, чтобы создать другой, неизвестно какой, храм, всего вероятнее никакого. Это представлялось явной хулой на храм, равной хуле на Бога и Моисея, которая, по Закону, вела за собой смерть хулившему». «Поистине это были ложные свидетели! Ибо Христос не говорил: могу разорить, но — разорите, притом не сказал церковь Божию, но храм сей, т.е. тело Мое; опять же, не говорил созижду, но воздвигну. Ясно, что лжесвидетели приписывали Иисусу Христу то, что Он не говорил» (блаженный Феофилакт). Поэтому, несмотря на все желание судей осудить Господа Иисуса, и это свидетельство было признано ими недостаточным, как неясное, сбивчивое и несогласное в выражениях. Все время, пока выслушивали лжесвидетелей, Господь безмолвствовал. При этом величественном безмолвии судьи должны были невольно почувствовать, будто обвиняемыми были сами они, а Христос был им Судией... «Это Его молчание для их мелкого самолюбия казалось непростительным невниманием или презрением, — говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. — Если бы Господь защищал Себя, то могли надеяться, что в собственных Его словах найдется что-либо противное Закону, ибо первосвященники и книжники уже не раз испытали на себе строгость Его обличений, почитаемую ими за дерзость и богохульство. И вот Каиафа, который доселе сидел на своем месте и сохранял, хотя и не без принуждения, важность председателя нечестивого совета, первым потерял терпение». И, ВСТАВ со своего места и выступив на середину, где находился Господь, ПЕРВОСВЯЩЕННИК с гневом СКАЗАЛ ЕМУ: ЧТО ЖЕ НИЧЕГО НЕ ОТВЕЧАЕШЬ? Разве не слышишь, ЧТО ОНИ ПРОТИВ ТЕБЯ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ? ИИСУС МОЛЧАЛ: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен»(Ис. 53:7), так не отверзал Он уст Своих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Храм Божий во все времена — это всегда вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира, и что еще будет до самого второго и славного пришествия Господня. В Храме Божием все и всегда живо — и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин, которых бы не знал Храм Божий — Святая Церковь.    Но почему же живущие не знают этих таин, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему зрячих и слышащих так мало?    Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета — Пресвятой Богоотроковицы — и явлением в нем Спасителя и Бога — Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему «Новый Израиль — Великая Россия, — в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте — многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри?    Ответ на все наши горькие «почему?» опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями.    Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней.    Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего... И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» И скажут: «за то, что они оставили Господа Бога своего... и приняли других богов, и поклонились им, и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие» (3Цар.9:6—9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3264...

Братия и сестры, слово «сретение» в переводе со славянского означает «встреча». Кто же с кем сегодня встретился? Встретился Бог с человеком, встретился Жених с невестой – Господь с земной Церковью. История ожидания этой встречи, а значит, и история сегодняшнего праздника, начинается буквально с первых дней бытия мира – от Адама и Евы. Из Библии мы знаем, что, когда Адам и Ева были изгнаны из Рая и разлучились с Богом, Господь обещал им, что придет некогда на землю Мессия, Который спасет людей от проклятия и смерти и снова приведет их в Рай. С того времени и начинается ожидание этой обещанной встречи, или по-славянски сретения. Прошли долгие века и тысячелетия, прежде чем Божие обетование прародителям исполнилось. Чтобы люди не забыли о предстоящей встрече и не перестали ее ждать, Бог многократно через пророков напоминал о ней. Мы знаем, что в ветхозаветные времена из всех народов нашей планеты только один знал истинного Бога и имел истинную веру – это народ еврейский. У евреев был Соломонов храм – единственный тогда храм истинного Бога на земле. Евреи называли его «Дом Господень» и верили, что придет некогда в Свой дом Владыка дома – Сам Господь. Об этом говорилось в священных пророческих книгах. Например, у пророка Малахии было написано: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». Народ Божий напряженно ждал этого пришествия, и такое ожидание было главным содержанием всей его ветхозаветной религии. Ожидал этого, казалось, и сам храм. Очень знаменательно, например, что ветхозаветный храм был обращен алтарем на запад. Наши христианские храмы всегда обращены алтарем на восток, а вход в них всегда бывает с запада. В Соломоновом же храме все было наоборот – он имел вход с востока. Храм как бы ждал своего Владыку, своего Бога и Господа, Который должен был прийти с востока, из небесной страны света, ибо пророки в своих книгах часто сравнивали грядущего Мессию с восходящим солнцем, звездой или даже просто светом. Свет же и все светила являются с востока, а потому туда и был обращен вход Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

В словах же ап. Павла, сказанных язычникам-афинянам в их Ареопаге идет речь не об Иерусалимском храме и не о храмах христианских, которых тогда в Афинах и не было, а о храмах языческих, или капищах и находившихся в них идолах, о которых язычники думали, что они живут в храмах и помещаются в них, как люди в своих домах, и нуждаются в жертвах, как люди – в пище ( Дан. 14:6–11 ), за принесение которых дают людям всякие блага и самую жизнь. Желая научить афинян-язычников истинной вере в Бога и опровергнуть их заблуждение, будто Бог живет только в храме и нуждается в жертвах, ап. Павел и учит, что Бог «в нерукотворенных храмах живет, то есть, что Он живет во всем мире и прежде всего в душах людей, и что Он ни в чем не нуждается, а Сам дает всему жизнь, дыхание и все, что нужно. Соломон, конечно, лучше наших сектантов знал, что Бог не в одном только храме живет, однако построил храм «в жилище» Богу, по Его же повелению: «Поистине, молится Соломон, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему» ( 3Цар. 8:27 ). Далее Соломон молится, что бы Господь услышал молитвы всех молящихся в этом храме: грешных и обижаемых, теснимых врагами, нуждающихся в дожде и урожае, бедствующих от голода или моровой язвы, – чтобы услышал молитвы даже иноплеменников, когда они войдут в храм помолиться; чтобы Господь услышал и тех, которые, уйдя на войну и находясь вдали от родины, будут молиться, обратившись к храму, который построен имени Его. «Тогда, молится Соломон, услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них» (3Цар. гл. 8-я). «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, которой ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во веки; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9:1–3 ). Но когда Сам Бог желает, чтобы Ему был построен храм, сектанты этого не хотят. Так и мы, православные христиане, верим, что Бог не только в рукотворенных храмах живет, как думали язычники, а живет во всем мире, но в храмах особенное Его благодатное присутствие, потому-то и само Св. Писание как Ветхого, так и Нового Завета, ясно говорит, что Бог «в храме живет»: «И устроят они, говорит Бог Моисею, Мне святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх. 25:8 ). «И поставлю жилище Мое среди вас и душа Моя не возгнушается вами» ( Лев. 26:11 ). «Он (Соломон) построил дом имени Моему» ( 2Цар. 7:13 ). «Я, говорит Соломон, построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» ( 3Цар. 8:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

До какого же времени будут существовать в обществе христиан храмы? Несомненно, до второго пришествия Христова и начала будущей жизни. Основанием для такого заключения служит то, что Св. Иоанн Богослов в откровении будущей жизни «храма не видел ибо Господь Бог Вседержитель – храм и Агнец» ( Откр.21:22 ). Последнее является также лучшим доказательством существования у первых христиан храмов; так как если бы таковых у христиан не было, то отсутствие храма в будущей жизни не обратило бы на себя внимания апостола Иоанна. 2. Возражения сектантов против необходимости храмов Отрицая необходимость в храмах, сектанты прежде всего говорят, будто Сам Господь отменил храмы. В доказательство сектанты приводят следующие свидетельства: 1) Иер.7:4 . «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». В приведенных словах осуждается не храм, а ложное убеждение Иудеев, которые, творя беззакония, думали однако, что Бог пощадит их ради Своего храма. Что это именно так, открывается из дальнейших слов: «Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадете Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, и говори те: мы спасены, чтобы впредь делать все эти мерзости» ( Иер.7:9–10 ). Что же касается храма, то Господь не только не осудил его, а. прямо сказал, что входящие в храм становятся « пред лицем » Его, чем указал на Свое особенное присутствие в храме. 2) Мк.13:1–2 . «И когда выходил Он (Спаситель) из храма, говорить Ему один из учеников Его; Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» . Означенные слова Спасителя не подтверждают мысли сектантов о том, будто Спаситель отменил храмы. Правда Господь предсказал разрушение храма Иерусалимского, но не отменил необходимости храмов вообще. Вот почему, когда образовались христианские общины, у них, как мы видели, появились и особые молитвенные дома, или церкви ( 1Кор.14:34–35 ). Самое грядущее разорение храма Иерусалима Господь оплакивал горькими слезами и этим показал Свою любовь к священному месту ( Лк.19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

И в продолжение войны в решительные моменты, когда нужно было воодушевить войско, Маккавей напоминал воинам о храме : перед сражением с Никанором «Маккавей собрал бывших с ним … и увещевал ... мужественно сражаться, имея перед глазами неправедно нанесенное ими (врагами) оскорбление святому месту... ( 2Мак.8:16–17 )193 195 . Напоминая иудеям о храме, Иуда сознавал, что он пользуется самым важным и действительным средством для воодушевления войска, ибо иудеи сами сознавали, что сражаются, главным образом, за храм. Во время, например, самого главного сражения с Никанором «иудеи решились… отважно напасть и, с полным мужеством вступивши в бой, решить дело, ибо город и святыня и храм находились в опасности. Борьба за жен и детей, братьев и родных, казалась им делом менее важным; величайшее и преимущественное опасение было за святый храм» ( 2Мак.15:17–18 ). Этот принцип – борьбы за храм одушевлял и других братьев Иуды, продолжавших его дело. Это подтвердить Симон, напомнивший во вступительной своей речи иудеем : знаете, сколько я и братья мои и дом отца моего сделали ради законов и святыни (1Макк.13:3); эту же идею борьбы за храм и народ Симон провозгласил девизом своей и дальнейшей деятельности, воскликнув: «буду мстить за народ мой и за святилище» (1Макк.13:6), Этот мотив и принцип деятельности Симона и братьев его, наконец, был подтвержден и народным сознанием и засвидетельствован был всенародным актом: «написали на медных досках и выставили их на столбах на горе Сион: ... «Симон... и братья его, подвергая себя опасности, противостали врагам народа своего, чтобы сохранить святилище его и закон» ( 1Мак.14:27 , 1Мак.14:29 ) 196 . Но самым ясным и решительным образом пришлось иудеям доказать всю важность для них храма в самый важный и решительный момент, когда Иерусалим подвергся осаде римлян и угрожала опасность существования храма. Это, можно сказать, – одна из самых блестящих, славных и героических страниц истории иудейского народа, и страница эта посвящена защите храма, Де Сольси говорит: «ни один народ не погибал таким великим и достойным образом, как народ иудейский» 197 и предсмертная великая, героическая борьба была направлена к защите и сохранению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010