- На сегодняшний день существует очевидный дефицит храмов - особенно приходских " шаговой доступности " , вместимостью 100 - 150 человек в так называемых спальных микрорайонах, на периферии. Я недавно в Колпине отслужил, так там на 150 тысяч жителей - два с половиной храма (третий совсем маленький на кладбище, на отшибе). А должно быть - как минимум 15 на такое население. Темпы нового строительства храмов необходимо увеличивать. Это проблема всех больших городов, а в Москве и Петербурге - особенно острая. Но в Москве работает серьезная программа по строительству храмов. К сожалению, в Петербурге такой программы, утвержденной правительством, до сих пор нет. Храмы строятся на средства прихожан, их возведение финансируется с перебоями, поэтому и работы нередко замедляются. К тому же есть очень серьезная и застарелая проблема - выделение участков под новые храмы. Чтобы пройти все процедуры (а мы их проходим на общих основаниях, как любой другой застройщик), приходится три года хлопотать. Если вспомнить историю, храмы всегда строились на видном, лучшем месте и являлись украшением для всей округи. Но на сегодня в городе существует множество градостроительных ограничений, установленных федеральным и региональным законодательством, не позволяющих храму занять такое место. А если его поставить на свалке, на окраине, на задворках завода, то кто в него пойдет? Это по большому счету отношение наших сердец к Богу. Если мы не находим для Него места, как же мы собираемся у Него просить Царствия Небесного? Это унижение Бога... А если мы посвящаем Богу многое, то и Господь нам дает благословение, тогда все у нас получается. Вот и доносим на встречах эти простые истины. Будем хлопотать, искать участки и потихоньку строить храмы. - Не секрет, что нередко против строительства церквей в " спальных " районах выступают и местные жители... - Да, мне приходилось с этим много раз сталкиваться в Москве. Была такая ситуация: прихожанин выкупил участок, чтобы на нем построить храм. Вышла группа протестующих. Спрашиваю: почему возражаете? Они: " Нам негде выгуливать собак! " . Но это же по закону частная территория, не государственная, не общественная, какие собаки? К тому же храм - это всегда украшение района.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

27 мая (16 мая по ст.ст.) 1703 года на Заячьем острове в устье Невы была заложена крепость – так начиналась история Санкт-Петербурга. Этот день считается днем рождения города. Северная Пальмира, культурная столица России, «город белых ночей», «северная Венеция»… – у Петербурга много именований. Но он не только город музеев и архитектурных ансамблей, но и святых мест и подвижников Божиих. И поклониться им приезжали многие и многие. О такой поездке, по сути – паломничестве, совершенном, когда еще не было никаких карантинов и самоизоляций, – это эссе-воспоминание. Санкт-Петербург Наши попутчики в купе поезда Москва–Санкт-Петербург показались нам сказкой, страничкой из детства. Сейчас редко кто разговаривает с незнакомыми людьми в поезде и тем более угощает соседей. Каким-то образом на столе оказалась шоколадка «Вдохновение», и мы были приглашены ее съесть. Через полчаса мы с мужем разговорились с петербуржцами Тамарой и Никитой. И было ощущение, что знаем их сто лет. Мы давно собирались в Питер. К Иоанну Кронштадтскому , Ксении Блаженной и Александру Невскому. Никита и Тамара с восторгом называли всевозможные достопримечательности, приглашая посетить то и непременно увидеть это. Их любовь к родному городу, его культурному наследию не знала границ. В Питере мы провели три дня. Питер потряс. На квадратный метр приходилось больше истории и культуры на душу населения, чем в любом другом месте, где я до этого была. Но великолепная архитектура, величественные храмы, восхитительные музеи и памятники старины – это как хрустальный кубок. Он переливается, играет огнями на солнце так, что дух захватывает. А в кубке что? В кубке – эликсир жизни. Все любуются удивительным хрусталем тонкой работы, а многие ли пьют эликсир? В Питере мы уже были лет 25 назад, музеями восхищались, по набережной гуляли. А теперь хотелось почувствовать душу Санкт-Петербурга, захотелось навестить хозяев города. И в первое же утро мы пошли к блаженной Ксеньюшке. Она приняла милостиво, мы попали на молебен, помянули всех близких, получили розу в подарок.

http://pravoslavie.ru/131388.html

Православным храмам и часовням Эстонии посвящена выставка в Петербурге Санкт-Петербург, 20 декабря 2014 г.      В выставочном зале " Потерна и каземат Государева бастиона " Петропавловской крепости 18 декабря состоялось открытие выставки " Православные храмы и часовни Эстонии " , сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . Выставка - результат работы, проделанной эстонским архитектурным фотографом Аарне Маасиком, религиоведом доктором наук Яанусом Плаатом и историком искусства Александром Пантелеевым, собравшим в единое визуальное и информационное целое материалы о сохранившихся с конца XVII века православных церквях на территории Эстонии. Итогом работы стала не только экспозиция, но и книга: на выставке был представлен внушительный альбом-каталог " Православные церкви, монастыри и часовни Эстонии " . В приветственном слове директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Александр Колякин подчеркнул необычность подобного мероприятия в современной ситуации: непростые внешнеполитические условия, обеспокоенность горожан экономическими вопросами - все это, казалось бы, идет вразрез со спокойным рассказом о православных храмах в Эстонии. Но, по мнению директора, обращение к подобной теме вызывает уважение в любое время. Ценность духовных вопросов вопреки каким-либо социальным трансформациям подчеркнула в своем выступлении и генеральный консул Эстонской республики в Санкт-Петербурге Виктория Туулас. Она упомянула, что эта выставка является подтверждением толерантности жителей Эстонии, в которой насчитывается хоть и небольшое число верующих, но столь большое число православных храмов.      " Православие появилось в Эстонии не сегодня и не вчера, наверное, уже и тысячу лет назад на территории Эстонии были первые православные приходы, - сказал настоятель Петропавловского собора архимандрит Александр (Федоров). - Потом была очень сложная история, тяжелая история для эстонского народа, но удивительными ее плодами, в частности, и стали те православные храмы, которые мы видим сегодня здесь " . Как рассказал гостям один из кураторов выставки и создателей альбома Яанус Плаат, работа над темой длилась более пяти лет: все началось с фотосъемок храмов вместе с Аарне Маасиком, которые затем были дополнены аналитическими и сопроводительными текстами, архивными материалами и интервью с прихожанами. " Цель выставки, - сказал ученый, - демонстрация важности православной культуры для эстонского и русского народов " . Выставка представляет несомненную историческую и искусствоведческую ценность: столь широкая выборка памятников позволяет проследить национальное своеобразие и стилевую эволюцию как эстонского культового зодчества в целом, так и православных традиций в его русле. Выставка продлится до 1 февраля 2015 года. 20 декабря 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/75981.html

Храмы были полностью закрыты из-за борьбы с распространением коронавируса 29 апреля. ПРАВМИР. В Греции с 4 мая откроют для индивидуального посещения храмы, закрытые из-за борьбы с коронавирусом, сообщает Orthodox Times . С 17 мая верующие смогут принять участие в литургии, сообщил премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис. С 4 мая в стране откроются небольшие магазины и салоны красоты. Также для населения снимут ограничения на поездки внутри административных районов. В Испании также планируется начать возвращение к нормальной жизни с 4 мая, сообщает Интерфакс . Для начала разрешат прогулки детей младше 14 лет в сопровождении одного взрослого на протяжении часа в сутки, занятия спортом на открытом воздухе в одиночестве или группой людей, которые проживают в одной квартире. Потом начнут открываться мелкие торговые точки, спортзалы и гостиницы. Также на этом этапе разрешат ограниченное посещение храмов. Ожидается, что в июне в храмы начнут допускать большее количество прихожан. Смягчение ограничений готовят также во Франции. С 11 мая по стране можно будет передвигаться без специальных разрешений властей. Среди прочего откроются культовые сооружения, но службы с участием верующих возобновятся не раньше 2 июня. В России нерабочие дни и режим самоизоляции продлили до 11 мая. В Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге запрет на посещение храмов продлен на неопределенное время до особого распоряжения. Службы для верующих транслируют в онлайн-режиме. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/v-greczii-ispanii-i-fr...

О благоразумии и пользе от него 19.11.2020 11:13:41 Редакционный комментарий Главной темой обсуждений в эти осенние месяцы остается коронавирусное поветрие. Цифры, ежедневно публикуемые в СМИ, не радуют, потому уже, что растут. В Москве, на которую приходится пятая часть инфицированных (доходило и до четверти) врачи отмечают, что разговоры о стабилизации по меньшей мере преждевременны. Да, коек хватает, и резерв имеется, но… В общем, необходимо и дальше продолжать соблюдать социальную дистанцию, носить маски, перчатки, пользоваться антисептиками, считают медики. К обсуждению темы пандемии и мерах борьбы с опасностью внезапно, но с обычной энергией, подключился лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он так прямо и призвал храмы на время пандемии – закрыть. " Все церкви надо закрыть любых верований, потому что там скопление людей, там нет социальной дистанции и в основном пожилые. И они умирают, прихожане и священники. Да еще причастие одной ложкой, целуют икону, целуют руку. Что вы делаете? " Вот у нас умирает много священников " . Так закройте храмы, поберегите ваших священников " , - заявил Жириновский журналистам. Объяснять политику, что если речь о причастии и иконах, то, видимо, речь идет о православных храмах и что не совсем к месту призыв закрыть храмы " любых верований " , наверное, бесполезно. Как и рассказывать, что вообще-то православное священноначалие еще весной распорядилось об обязательном соблюдении в храмах мер, рекомендованных властями и санитарными службами. Лжицу предписано протирать специальным платом с дезинфицирующим средством после каждого причастника, запивку раздают в одноразовых стаканчиках, от целования чаши, Креста, икон и рук священнослужителей рекомендовано воздерживаться, в храме быть в маске и пр. Храмовые же помещения постоянно проветривают и убирают. Все это, правда, не снимает проблему, так сказать, " COVID-дuccuдehmcmba " . Как в это же время отметил, выступая на собрании игуменов и игумений монастырей епархии, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, проблема есть: " К сожалению, есть те, кто не хочет носить маски, считая, что они ничего не дают. Не вступая в дискуссию, таким протестующим можно сказать, что лучше быть в маске в храме на богослужении, чем без маски дома, когда храмы из-за таких людей могут закрыть " , - сказал митрополит Варсонофий. И напомнил, призвав к благоразумию, что весной прихожане в полной мере испытали, каково быть без богослужения.

http://radonezh.ru/2020/11/19/o-blagoraz...

Вячеслав Пономарев Храм, его возникновение и символика Одно из основных свойств Божьих – Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте. Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами. Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Центральные, чаще всего наиболее величественные храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквей по поводу общих торжественных богослужений, называются соборными, или просто соборами. Храм Спаса-на-Крови. Санкт-Петербург По подчиненности и местоположению храмы делятся на: Ставропигиальные – храмы, находящиеся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха и Синода. Кафедральные – являются главными храмами для правящих архиереев той или иной епархии. Приходские – храмы, в которых совершаются богослужения местных приходов 1 . Кладбищенские – находящиеся либо на территории кладбищ, либо в непосредственной близости от них. Особенностью кладбищенских храмов является то, что здесь постоянно совершаются заупокойные службы. Обязанность местных священнослужителей – совершение по требованию родственников литий и панихид о тех, кто похоронен на кладбище. Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой. Главное, усвояемое православному храму символическое значение, – это Царство Божие в единстве трех его областей: Божественной, небесной и земной. Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор ( " или трапеза). Эти три части православного храма знаменуют собой разные области бытия: алтарь – область бытия Божия, собственно храм – область ангельского мира и притвор – область земного бытия. Все три части храма в своей совокупности являют собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем. История возникновения православных храмов

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

С 1934 года в бывшем здании для начальных школ размещена средняя школа 32 (ныне – 203), а в старом здании Училища с 1922 – 11 (с 1941 г. 189); в 1975 г. здание было передано средней школе 239, преобразованной в 1990 г. в Физико-математический лицей (Кирочная ул., 8а). В ноябре 1986 г. педагогическая общественность С.-Петербурга торжественно отметила 250-летний юбилей А., в праздновании которого приняли участие свыше 3 тысяч бывших выпускников. 562 При советской власти в церкви разместился кинотеатр «Спартак». В холле появилось огромное 20-метровое панно, изображавшее римского гладиатора в толпе рабов. На втором этаже располагалось кафе и выступал маленький оркестр. Кинотеатр, в котором презентовали многие новинки советского кинематографа, был популярен во всем Ленинграде. «Врываться в плюшевый Спартак!» – пишет Бродский в цикле сонетов к Марии Стюарт, упоминая именно этот кинотеатр в старинной Анненкирхе. В середине 1980-х годов «Спартак» стал кинотеатром Госфильмфонда (вместо кинозала ДК имени Кирова). Здесь можно было посмотреть многие шедевры мирового кино, в том числе и давно не показываемые в обычных кинотеатрах. Возрождение общины 8 марта 1992 г., впервые за несколько десятилетий, в церкви св. Анны было совершено богослужение. Осенью 1991 года газета «Вечерний Санкт-Петербург» представила читателям пастора немецкой евангелическо-лютеранской общины Франка Лотихиуса, который тогда вступил в должность. В 1992 году Франк стал пробстом Немецкой евангелическо-лютеранской Церкви Санкт-Петербурга и области, а в жизни прихода за эти несколько месяцев произошло немало изменений. Об этом он рассказал в интервью «Вечернему Санкт-Петербургу». – Самое важное событие – то, что с марта 1992 года мы начали совершать богослужения в центре города, в одном из бывших лютеранских храмов – Анненкирхе (кинотеатр «Спартак» на улице Салтыкова-Щедрина). Растет число прихожан. Когда я приехал, в общине было 70 человек. Теперь – 500. В основном это обрусевшие немцы. У нас действует группа, которая занимается социальной работой: распределением гуманитарной помощи, посещением больных. Другая группа – по изучению Библии и катехизации. Вскоре появится еще одна: как мы говорим в Германии, для сеньоров, то есть пенсионеров. Еще одно немаловажное событие – открытие выставки из истории лютеранства в России и Санкт-Петербурге, которое состоялось недавно в Российской национальной библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

" От нас требуется создание единого епархиального органа, на котором бы лежала ответственность за развитие этого направления, который бы координировал деятельность внутри епархии и был связующим звеном между епархией, турфирмами и комитетами. Уже сейчас мы готовы просить благословения у владыки митрополита на создание координационного центра развития религиозного туризма и паломничества Санкт-Петербургской епархии " , - подытожил он. " Могу с уверенностью заявить, что интерес людей к религии и духовности непрерывно растет, поэтому религиозный туризм и паломничество для Санкт-Петербурга являются одними из приоритетных направлений развития, - сказала заместитель председателя комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Римма Сачунова. - Для этого у нас есть вся необходимая база. Перед комитетом сегодня стоит задача - увеличение туристских потоков, развитие внутреннего и въездного туризма, и мне очень приятно, что совет по культуре епархии так активно действует в этом направлении. Не только комитет, но и храмы и монастыри заинтересованы в том, чтобы туристы, которые посещают наш город, также посещали храмы и соборы " . Протоиерей Алексий Исаев призвал священнослужителей быть более активными: " Я хочу обратиться к священникам и представителям благочиний, которые находятся здесь. Вам нужно обязательно рассказать о сегодняшнем совещании своим благочинным и объяснить - то, что нам идут навстречу руководство города и комитет по туризму, очень полезно для нас, в том числе и с миссионерской точки зрения " . Светский взгляд на положение дел в сфере религиозного туризма представила генеральный директор " Baltic Travel Company " Людмила Кудрявцева: " Мое сегодняшнее выступление - как ходьба по канату: важно пройти и не упасть. Этот канат как бы разделяет две стороны, светскую и духовную. Найти компромисс и не помешать на чужой территории (церковной), а узнать что-то о ней новое, глубокое, и об этом еще рассказать другим и многим - в этом как раз заключается смысл нашей встречи. Если отдельный человек захочет увидеть какую-то реликвию, он без труда может поговорить с настоятелем и попросить разрешения - поверьте, это нетрудно.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

75 лет исполнилось церковному историку Виктору Антонову сентября 2013 Многая и благая лета! Церковному историку, искусствоведу, краеведу Виктору Антонову 14 сентября исполнилось 75 лет . Виктор Васильевич родился в праздник церковного новолетия 1938 года на Крестовском острове в Ленинграде, здесь же пережил блокаду. С отличием окончил Академию художеств, работал научным сотрудником Эрмитажа. С 1976 года Виктор Антонов десять лет занимался богословскими переводами для Ленинградской духовной академии, продолжая искусствоведческую и научную деятельность, печатаясь в зарубежных и отечественных изданиях. Одновременно изучал историю и архитектуру Санкт-Петербурга, участвовал в работе местного отделения ВООПиК, трудился в архивах Ленинграда и Москвы. С 1981 года Виктор Антонов - один из руководителей неофициального православного семинара. В конце 80-х и в 90-х он ежемесячно издавал в самиздате " Невский духовный вестник " , выступал на религиозных встречах и конференциях, занимался организацией приходских общин. В 1989 году был среди основателей Общества русской православной культуры святителя Игнатия (Брянчанинова), а два года спустя - Общества русской православной мысли имени Ивана Ильина. В 1990 году Виктор Антонов был принят в издательский отдел Санкт-Петербургской епархии на должность завотделом воссозданного епархиального журнала, за девять лет работы в котором опубликовал множество статей по церковной истории. Именно он был инициатором летописи епархиальных событий, которая от номера к номеру появлялась в журнале. В 2001 году он участвовал в создании " Синодика новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской епархии " . Итогом научно-архивных изысканий стал сборник " Вера против безбожия. Петроград-Ленинград 1920-1930-е " (2011). Созданная Виктором Антоновым (в соавторстве с Александром Кобаком) трехтомная монография " Святыни Санкт-Петербурга " в 1999 году была удостоена Анциферовской премии. Она написана " навсегда " : последователям ее авторов остается лишь добавлять новые сведения в этот монументальный труд. В 2000 году его автор удостоен той же премии за общий вклад в изучение города. Историкам хорошо известны справочники " Земля невская православная " и " Русские храмы и обители в Европе " , в составлении которых Виктор Васильевич участвовал как автор и научный редактор.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=369...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Выставка «Православные храмы и часовни Эстонии» открылась в Петербурге 25.12.2014 В Петропавловской крепости Санкт-Петербурга , в выставочном зале «Потерна и каземат Государева бастиона» проходит выставка « Православные храмы и часовни Эстонии ». Также состоялась презентация альбома «Православные церкви, монастыри и часовни Эстонии», сообщает выставочный сайт. Выставка, посвященная православной сакральной архитектуре Эстонии, представляет более 100 фотографий православных храмов и часовен, построенных с конца XVII в. до настоящего времени. Фотоработы выполнены Арне Маасиком. Дополняют экспозицию информационные стенды с историческими описаниями церквей, копиями архивных документов и копиями архитектурных проектов храмов. Многочисленные фотографии дают представление о сохранившихся памятниках православного зодчества на эстонской земле и позволяют проследить характерные архитектурные особенности этих построек, ставшие результатом тесного взаимодействия разных культур. Работы Арне Маасика демонстрируют честный и беспристрастный взгляд на современное состояние православных храмов. На снимках посетители выставки могут увидеть не только ухоженные действующие церкви и соборы, украшающие городские пейзажи, но и практически разрушенные сельские храмы или их руины. Выставка сопровождается мультимедийной программой, демонстрирующей не вошедшие в состав экспозиции фотографии церквей, моленных домов и часовен Эстонии, а также икон и церковных кладбищ. Автором этих работ также является Арне Маасик. К выставке издан альбом «Православные церкви, монастыри и часовни Эстонии» на русском, эстонском и английском языках (издатель — Эстонская художественная академия). Авторы текстов: историк и религиовед, доктор Яанус Плаат и историк искусства Александр Пантелеев. В книгу вошло 178 фотографий Арне Маасика. Альбом открывается статьей об истории Православия в Эстонии с XI в. до наших дней. Книга рассказывает об архитектурном своеобразии и истории православных храмов и приходов на территории современной Эстонии. Это подробный обзор всех ныне существующих, а также разрушенных православных церквей, часовен (в том числе, сетуских часовен) и монастырей, расположенных в Эстонии. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 25.12.2014 20:22:35

http://drevo-info.ru/news/18238.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010