Среди собравшихся в храме были ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, ректор Белорусского государственного университета С.В. Абламейко, ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ М.Н. Стриханов, председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа Р.Г. Стронгин, ректоры, преподаватели и студенты высших учебных заведений Москвы и регионов России, православная молодежь. Из числа руководителей вузов на богослужении также присутствовали: В связи общероссийским празднованием дня памяти святой мученицы Татианы из Нижегородской митрополии на Патриаршее богослужение прибыла делегация Совета ректоров вузов Нижегородской области, преподаватели и студенты светских и духовных учебных заведений. Общий состав делегации — более 600 человек. За богослужением пели Хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев) и академический мужской хор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ (художественный руководитель — Н.В. Малявина). После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил в сан иерея диакона Кирилла Слепяна, клирика храма Живоначальной Троицы г. Троицка (Москва). По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление святой мученице Татиане. Затем Предстоятель обратился к верующим с  Первосвятительским словом . Во внимание к трудам на благо Церкви Святейший Патриарх Кирилл наградил руководителя Федерального агентства по делам молодежи С.В. Поспелова Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского». Этой же награды были удостоены молодые волонтеры — организаторы волонтерского движения, созданного по благословению Его Святейшества в 2014 году. «Хотел бы выразить благодарность тем молодым людям, которые прошлым летом во время празднования 700-летия со дня рождения прп. Сергия стали у истоков православного волонтерского движения», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, вручая награды.

http://patriarchia.ru/db/text/3964788.ht...

Мы должны исполниться глубочайшего удивления при совершившемся ныне чуде, говорит святитель Иоанн Златоуст: " ... к чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвещали и праведные желали видеть, то сегодня свершилось - Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми " . Святитель Московский Филарет, словно продолжая Златоустовы слова, замечает: " И потому наша немощь восполнена будет силой Божией, наша неправда изглаждена будет правдой Божией, наша тьма просвещена будет светом Божиим, наша смерть упразднена будет жизнью Божией " . Возлюбленные о Господе братья и сестры! Минувший год останется в истории Русской Православной Церкви как год великих свершений. Центральным его событием несомненно стал Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в возрожденном Храме Христа Спасителя. Главным деянием Архиерейского Собора было прославление сонма новомучеников и исповедников Российских, среди которых предстоят Престолу Господню, молясь о своем земном Отечестве, и царственные страстотерпцы. Решение это единодушно приняли все иерархи - участники Собора. Воистину, по слову Псалмопевца, " Господь не оставляет святых Своих " (Пс. 36, 28) и " торжествуют святые во славе " (Пс. 149, 5). Кроме того, Юбилейный Архиерейский Собор рассмотрел задачи, которые стоят перед нашей Святой Церковью на рубеже веков, и принял документы, определяющие отношение Церкви ко многим важнейшим проблемам взаимодействия с государством и обществом, а также с инославием; была принята и новая редакция Устава Русской Православной Церкви. Прекрасный Зал Церковных Соборов, красота и благолепие воссозданного Храма Христа Спасителя немало способствовали тому, что собрание церковных иерархов стало незабываемым, поистине историческим событием ушедшего года. Вершиной юбилейных торжеств было великое освящение Храма Христа Спасителя, посвященного Рождеству Христову. На него прибыли многие Предстоятели и делегации всех Поместных Православных Церквей, с братской любовью откликнувшихся на приглашение разделить нашу радость. Освящение этого величественного Храма, символа возрождающейся Православной Руси, в праздник Преображения Господня, в год великого юбилея - 2000-летия Пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа есть явный знак милости Божией, не оставляющей нашу Святую Церковь и наш многострадальный народ. И хотя в минувшем году народу нашему пришлось пережить немало испытаний, однако Господь давал нам силы и мужество переносить все трудности с упованием на Его неизреченное милосердие, укреплял нас в нашем крестоношении.

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/pa2_...

- Да, эту книгу, изданную в 1987 году в Париже, мне подарили, когда я училась на втором курсе университета. «Немногое о многом» - одна из первых православных книг, которая меня задела за живое. Написанная емко и глубоко, она доходила до самого сердца! - Я рада, что Вы ее оценили. «Немногое о многом» вошло в изданную Московской Патриархией в 2000 году книгу епископа Мефодия «Пастырские наставления». Весь большой тираж - десять тысяч - полностью разошелся! Я так рада, что книга моего Владыки получила признание в России, которую он так сильно любил. - Матушка, расскажите, пожалуйста, о жизни епископа Мефодия. - Епископ Мефодий, в миру Владимир Николаевич Кульман, родился в 1902 году в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Его отец, Николай Карлович, был датчанином. После переворота 1917 года семья была вынуждена покинуть Россию и бежать в Болгарию, там будущий владыка окончил гимназию. Затем семья переехала в Чехословакию, и здесь Владимир Кульман часто прислуживал за богослужениями Пражскому Владыке Сергию (Королеву) который на него очень повлиял, очень. И в то же самое время Владимир Кульман поступил в университет на историко-филологический факультет. Потом вдруг, разбирая какие-то материалы в библиотеке, он нашел воззвание Патриарха Тихона, где Патриарх призывал весь русский народ через покаяние вернуться в то состояние, в котором он был прежде, говорил, что нужны люди, которые бы помогали Церкви. Это на студента Кульмана очень подействовало. А в Париже тогда умирал его младший брат. Он приехал туда, когда брат еще болел, и присутствовал при кончине. Все это подвигло Владимира бросить учение и идти на служение Церкви. В Париже Владимир поступил в Богословский институт, но больше всего ценил богослужения в храме Сергиевского подворья. В то время там были изумительные богослужения! Управлял хором Михаил Михайлович Осоргин замечательный регент. Потом, когда оставался, кажется, еще год до конца обучения, его постригли в монашество. И чуть позже назначили настоятелем маленького храма в Аньере, в котором до него очень краткое время был отец Иоанн (Шаховской) Он вскоре уехал в Германию, а отец Мефодий попал в этот маленький храм, который был освящен в память разрушенного Храма Христа Спасителя в Москве. Престольный праздник в Аньере отмечается 14 августа по новому стилю, в день Всемилостивого Спаса. В своей проповеди отец Мефодий объясняет: «Неслучайно наш престольный праздник именно сегодня. Мы устраивали наш храм в память разрушаемого тогда Храма Христа Спасителя в Москве. То был храм русской славы, и его престольный праздник был на Рождество Христово. Наш храм - храм скорби, искания, утешения и покаяния. „Свышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве: молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость " ,- поем мы в тропаре нашего храма, и праздник его - в первый день Успенского поста и в день выноса Святого Креста».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Дорогие мои, все это наши встречи с Господом в жизни, наше сретение с Ним. Мы опытно знаем, что Бог всемогущ и нет ничего, что было бы выше Его Божественной силы. А любовь Христова выше человеческого разумения, она готова не только на помощь, но и на прощение грехов и даже нашей неверности. И вера — знание, которым дышит наша молитва, дает молящимся радость переживать чувство живого общения с Богом. Близок Господь ко всем призывающим Его (Пс 144:18). А восчувствовав сретение Бога, мы не на руки приемлем Его, но в самое сердце, которое ликует и играет духовной легкостью и теплом. В храме мы становимся причастниками той благодати, которой все дышит в нем, мы благоговейно чествуем святых, прикладываясь к иконам, и получаем их помощь и предстательство; приемлем благословение через священные обряды и службы; и верующей душой ощущаем прикосновение любящей Божией руки и Его присутствие. И оживают слова Христа: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:20). Каждый праздник мы переживаем с особым оттенком чувств, и это происходит из-за живого общения нашего с Господом. Скорбные чувства Страстной седмицы уступают место ликующей радости Пасхи, и душа сопереживает Христу и реально ощущает свою причастность будущему Воскресению. Христос и теперь выходит в сретение к людям на Божественной литургии. Многие, присутствующие на службе, по своей мере сретают Христа, являющегося в Святых Тайнах Тела и Крови. А в таинстве Причащения мы удостаиваемся не только держать своего Спасителя на руках, но приемлем всем существом, творя сердце свое престолом Богу. В храме мы с Богом пребываем в истине. Душа и сердце ощущают присутствие Божие и Его близость. А как часто мы встречаемся с Христом при всяком добром деле, во имя Господа совершаемом, и не отдаем себе отчета, и только сердце чувствует тихую отраду, благодарное касание Господа при этой встрече с Ним. Святой Иоанн Златоуст говорил: «Когда ты в протянутую руку нищего опускаешь свою милостыню, то знай, что рядом с этой рукой незримо есть рука Самого Господа».

http://foma.ru/propoved-arhimandrita-ioa...

Действительно, если окинуть взором всю историю после Христа, то можно свидетельствовать, что никакое другое человеческое убеждение, никакое другое мировоззрение не испытало на себе стольких попыток исказить или разрушить его. Эти попытки предпринимались на разных уровнях: на уровне мысли, философии, практики и, наконец, как только что было сказано, на уровне государственной политики. И мы знаем, что стояние за истину никогда не было простым — оно требовало мужества, твердости духа, силы веры, силы своих убеждений. Именно об этом мы слышали сегодня в послании к Евреям, где апостол вспоминает примеры веры в Ветхом Завете: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараона. Верою духовные вожди Древнего Израиля, судии и богодухновенные пророки покоряли царства, творили правду, получали обетование, заграждали уста львов, творили чудеса». И, продолжая, свидетельствует: «и мы, имея такое облако свидетелей, должны отвергнуть грех, запинающий нас, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса Христа, Господа нашего» (см. Евр. 11:24-26, 32-40; 12:1-2). Что же такое была вера для Моисея, для судей, для пророков, для апостолов, для мучеников, для подвижников, для святых иерархов, для богоносных мужей, для новомучеников и исповедников Российских? Для них всех вера была не только убеждением, хотя и убеждением; и не только состоянием души, хотя, может быть, в первую очередь состоянием души. Вера для них всех была жизнью в Боге. Великий богослов святитель Филарет, митрополит Московский, мощами своими почивающий в этом кафедральном храме, сказал, рассуждая о вере, удивительные слова: «Вера начинается в уме, хотя принадлежит сердцу». А под сердцем святоотеческая традиция всегда понимала совокупность всех духовных сил человека. Да, действительно, вера начинается в сознании как убеждение, а затем покоряет все естество человека, преобразуя его жизнь. А если этого не происходит, то вера вырождается в интеллектуальный изыск, в некое мудрствование, и она перестает быть жизненной, она перестает быть нужной для людей.

http://patriarchia.ru/db/text/1429111.ht...

Избранный в архиепископы г. Константинополя (398–404 гг.), он и здесь продолжал с великим пастырским рвением и успехом учить народ христианской любви и милосердию, а также бичевать пороки вельмож, духовенства и самой императрицы Евдоксии, за что был удалён в заточение (404–407 гг.). На пути в отдалённую ссылку он заболел от жестокого обращения конвоя (стражи) и мученически скончался в 407 году. Перед смертью он совершил божественную литургию, причастился святых Таин и со словами «слава Богу за всё» тихо отошёл к Господу. Великий святитель, братия и сестры, оставил нам богатейшее духовное наследство. Это, прежде всего, его подвижническое житие, столь кратко и бегло нами рассказанное. Изучать это подвижническое житие – значит изучать один из самых высоких образцов подлинно христианской жизни, совместившей в себе всецелое служение Богу и людям. Благодатная, светоносная пастырская душа его изливалась в неисчислимых творениях, посвящённых раскрытию учения Христа и значению для верующего человека Его искупительного подвига. Многотомные (12 томов) творения вселенского учителя состоят преимущественно из поучений к народу и горят неугасимым огнём пастырской любви и заботы о спасении своей паствы (антиохийской, а потом константинопольской). Они являются до сего времени лучшим толкованием Евангелия и апостольских посланий. В них отражена подлинная жизнь во Христе самого Спасителя. Все мы, братия и сестры, знаем дивное Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста , читаемое в конце Пасхальной утрени: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сим святым и светлым торжеством». Слушая в храме это слово, все мы слышим как бы голос Самого Христа, голос апостола Павла, голос того «ветхозаветного евангелиста» (пророка Исаии), который предсказал о победе Христа над адом и смертью. В Пасхальную ночь само небо как бы отверзается над нами, и небожители во главе с Христом «оглашают» нас словом истины о воскресении, о победе над грехом и смертью и принимает участие в торжестве и радости праздника. Пребывая в Пасхальную ночь в храме, мы не знаем, где пребываем – на небе или на земле. И этому в немалой степени содействует Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста , проникнутое праздничным, светлым торжеством победы Христовой. А ведь это «Слово» – лишь крупица из того огромного духовного наследства, которое оставил нам вселенский учитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Всегда в день Благовещения в Назаретском храме совершается торжественная Божественная Литургия при огромном стечении богомольцев – как местных жителей, так и благочестивых христиан всего мира. Двадцать столетий прошло с того дня, когда с небесных кругов слетел Архангел Гавриил, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии о Воплощении от Нее Сына Божия, о начале спасения рода человеческого, и вещественными памятниками этого величайшего исторического события остаются до настоящего дня и останутся на вечные времена святой город Назарет и в особенности те места, которые были освящены жизнью и деятельностью Пресвятой Богородицы и Спасителя нашего Иисуса Христа. Из рода в род, из поколения в поколение природные памятники великих событий Домостроительства Божия остаются вечными неподкупными свидетелями проявившейся тайны Божией о спасении человечества через Воплощение Сына Божия от Девы Марии. Пусть люди неверующие для собственного успокоения говорят, что Бога нет, пусть безбожники не признают Христа исторической личностью, не верят свидетельству святых евангелистов и апостолов, непосредственных очевидцев и постоянных спутников Христа. Благодать, благовествуемая Архангелом Гавриилом, не коснулась их ожесточившихся сердец, и никакие свидетельства для них не обязательны. Но в таком случае против них «камение возопиет» ( Лк.19:40 ), – те самые камни, из которых построены жилища Пресвятой Девы Марии и Спасителя нашего Иисуса Христа в Назарете, сохранившиеся до нашего времени в своем первоначальном виде. История мировых событий пишется не только пером современников. Сама природа увековечивает память об этих событиях. Вещественные памятники навсегда остаются верными и неопровержимыми, хотя и немыми, свидетелями истинности и действительности всех новозаветных событий из жизни как Пресвятой Девы Марии, так и родившегося от Нее по наитию Святого Духа Господа нашего Иисуса Христа. Не подлежит никакому сомнению тот исторический факт, что в день Благовещения Пресвятой Девы Марии положено начало нашего спасения, что и утверждает Православная Церковь в тропаре праздника: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Епископ Филарет поздравил митрополита Георгия от лица архиереев. От лица духовенства с днем рождения митрополита Георгия поздравил протоиерей Сергий Матвеев. От клириков Нижегородской епархии правящему архиерею было преподнесено богослужебное облачение. Игумения Сергия поздравила правящего архиерея с днем рождения, пожелала здоровья и помощи Божией в архипастырских трудах и от имени монашествующих епархии преподнесла митру. Управляющего Нижегородской епархией также поздравили учащиеся арзамасской гимназии. В свою очередь глава Нижегородской митрополии поздравил всех собравшихся с отмечаемыми 14 августа церковными праздниками: днем Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и днем памяти мучеников Маккавеев, а епископа Филарета — еще и с днем рождения. «Сегодня мы освятили собор в честь Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Оно состоялось по молитвам отца игумена, братии этой обители, попечителей, строителей, но, в первую очередь, по воле Божией, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и поддержкой президента страны Владимира Владимировича Путина, благодаря созданию паломническо-туристического кластера " Арзамас — Дивеево — Саров " . Недавно соборными усилиями в Арзамасе был освящен Воскресенский кафедральный собор. Сегодня мы видим продолжение огромной работы по возрождению святынь на арзамасской земле. Сугубо благодарю губернатора области Глеба Сергеевича Никитина за его труды на этой ниве. Сегодня все мы в этом благолепном новоосвященном храме просим Господа, чтобы наши труды, все наши добрые начинания, осоленные Божией благодатью, принесли большие добрые плоды», — сказал митрополит Георгий. Глава Нижегородской митрополии подарил архиереям, Глебу Никитину и Игорю Паньшину иконы Спасителя. Всем присутствующим в храме также были розданы маленькие иконки Спасителя. После богослужения митрополит Георгий, Глеб Никитин, Игорь Паньшин и Игорь Филиппов осмотрели Арзамасский Николаевский женский монастырь и поклонились его святыням.

http://patriarchia.ru/db/text/6049383.ht...

После Его вознесения на небо апостолы продолжали собираться на общую Трапезу: во главе стола полагали хлеб во ознаменование того, что Он, как и обещал, пребывает посреди Своих учеников (Мф. 18:20). В воспоминание этого на Пасху освящается артос — хлеб, который всю Светлую седмицу находится в храме возле иконы Спасителя как знак присутствия Самого Господа. По традиции на домашней трапезе в этот праздник верующие с благоговением и благодарностью Богу вкушают освященный хлеб — пасхальный кулич. Также на Пасху освящают окрашенные яйца. Именно яйцо было воспринято церковным сознанием как пасхальный символ новой жизни, которая открывается с Воскресением Христа. Красный цвет символизирует собой пасхальную радость, приобретенную крестными страданиями нашего Спасителя. Понимая духовный смысл, заложенный в этих символах, христианин должен в первую очередь стремиться ко встрече с Самим Господом нашим Иисусом Христом путем покаяния, смиренных молитв и причастия. — Как правильно провести пасхальную седмицу? — Светлую седмицу нужно проводить по-христиански, в духовной радости, а не в угождении плоти и потакании страстям. Великий пост дает христианину правильный настрой на отношение к жизни и в не постные дни: приучает человека к воздержанию в пище и удовольствиях, приучает к молитве. Неразумно было бы по окончании поста растратить приобретенный духовный настрой и предаться невоздержанию и лени. Окончание поста для христианина не должно быть поводом к отягчению страстью чревоугодия и потере того, что было приобретено духовными трудами во время поста. Радуясь Воскресению Христову, христианин, по возможности, должен стремиться к ежедневному пребыванию в храме на Литургии. Радуясь Воскресению Христову, мы не должны забывать о тех, кому плохо, кто страдает или у кого нет крова, пищи, кто немощен или болен. Не будем забывать, что делая добро и помогая этим людям, мы оказываем честь Самому Иисусу Христу (Мф. 25:40). — Нужно ли поститься перед причастием в дни Светлой седмицы? — Нет. В такие дни церковным уставом пост не предусматривается.

http://pravoslavie.ru/102842.html

Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета — Пресвятой Богоотроковицы — и явлением в нем Спасителя и Бога — Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему «Новый Израиль — Великая Россия, — в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте — многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри? Ответ на все наши горькие «почему?» опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями. Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней. Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: И скажут: (3Цар.9:6—9). Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными? Отступление от Бога — вот причина всех бед и во все времена. Иудейские цари и народ отступили от Бога, поклонились богам чуждим. Господь наказал Израиля войной и в ожидании покаяния послал к отступникам пророка Иеремию с проповедью покаяния к исправлению. Но не послушали пророка, как не послушали и Самого Господа. И разорен Иерусалим, и пал храм Соломонов, и погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля. Второй Иерусалимский храм, построенный после возвращения из Вавилонского пленения, был меньше и не так великолепен, но славу ему пророки Аггей и Захария предсказали более первого, ибо Ковчег Нового Завета взрастет в нем. И судьбу этого храма, и прекращение ветхозаветной жертвы пророк Даниил предсказал задолго до свершения сего. И последнее пророчество о втором Иерусалимском храме прозвучало из уст Самого Спасителя. Восплакал Господь Иисус Христос в день Своего входа в Иерусалим и, зря близкую Голгофу, предрек погибель храму: (Лк.19:44).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3264...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010