10Надсмотрщики и приставники вышли к народу и сказали: «Так говорит фараон: «Соломы больше не получите! 11 Сами собирайте ее себе, где найдете, а дневную выработку вашу ни на кирпич не убавляйте!“» 12Ходили израильтяне по полям Египта и, не находя достаточно соломы, собирали вместо нее жнивье, 13а надсмотрщики заставляли их делать каждый день столько же кирпичей, как и прежде, когда у них была солома. 14 Фараоновы надсмотрщики поставили приставников над сынами Израилевыми из числа самих же израильтян. Надсмотрщики били этих десятников и спрашивали с них: «Почему ни вчера, ни сегодня вы не сделали положенного числа кирпичей?» 15И пришли эти приставники сынов Израилевых с жалобой к фараону: «Почему ты так поступаешь с нами, рабами твоими? 16Соломы нам, рабам твоим, больше не дают, а кирпичей делать заставляют столько же! Посмотри, как избиты твои рабы, и виновны в том твои люди ». 17«Да вы совсем обленились, – сказал им фараон. – Стали ленивы, потому и твердите: «Пойдем в пустыню, принесем жертвы Господу нашему!“ 18Сейчас же отправляйтесь на работу! Соломы вам больше не дадут, а положенное число кирпичей делайте!» 19Поняли тогда приставники сынов Израилевых, в какой они беде. Сказано было ясно: «Ни на один кирпич меньше положенного, и так каждый день!» 20Выйдя от фараона, они встретили ожидавших их возле дворца Моисея и Аарона 21и сказали им: «Пусть припомнит вам это Господь и судит вас за то, что мы стали ненавистны фараону и слугам его, ведь вы дали им повод убивать нас!» 22 Тогда Моисей излил пред Господом душу свою : «Господи! За что Ты навел такую беду на народ сей? И для чего Ты послал меня? 23Ведь с тех пор, как я пришел к фараону и стал говорить с ним от имени Твоего, он еще хуже стал поступать с этим народом. А Ты так и не спас народ Свой!» 6 «Теперь настало время действовать, и ты увидишь, что Я сделаю с фараоном, – сказал Господь. – Он под действием силы великой отпустит сынов Израилевых, под действием силы могучей даже изгонит их из страны». Подтверждение призвания Моисея

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

11.  Сказал авва Иоанн, что один из старцев видел в исступлении: вот три монаха стоят на берегу моря, и был к ним голос с другого берега, говорящий: возьмите крылья огненные и приходите ко мне. И двое из них взяли крылья, и полетели на тот берег, один же остался и плакал сильно и кричал. После же даны были ему крылья, но не огненные, а слабые и бессильные, и с трудом, погружаясь в воду и возникая, и с большею скорбью пришел на берег. Так и сие поколение, и если получает крылья, но не огненные, а едва получает слабые и немощные. 12.  Говорили об авве Лонгине, что один корабельщик принес ему золото, от прибыли кораблей поднося ему. Он же не захотел принять, но сказал ему: в этом здесь нет нужды, но окажи любовь, сядь на свое животное и поспеши достигнуть моста святого Петра, и найдешь некоего юношу, носящего такие-то одежды, ему отдай все золото, и спроси: что есть у него? Корабельщик поспешил и пришедши нашел, как сказал ему старец, юношу, и тот спросил его: «куда идешь, брат?» — Был я у аввы Лонгина, и он послал меня к тебе, чтобы я отдал тебе сие золото. Тогда юноша, услышав об авве Лонгине, рассказал ему о скорби своей: я завел большие дела, и, не имея в них успеха, вышел удавиться за городом, а чтобы ты поверил, вот и веревки несу. И вынув из пазухи своей, показал ему. Корабельщик же, отдав ему золото, направил его идти в город. Возвратившись же к авве Лонгину, рассказал ему обо всем и сказал ему старец: поверь мне, брат, если бы ты не поспешил и не предупредил, и я и ты были бы судимы за душу его. 13.  В другой раз когда сидел он в келии своей и отцы беседовали с ним, вдруг он встал и, ничего никому не сказавши, вышел из келии своей и поспешил к пристани, и когда приблизился к пристани, вот подходит к пристани корабль идущий из стран Египетских, в котором был некоторый святой старец, желающий побеседовать с ним. И когда приветствовали друг друга Духом Святым, стали на молитву, и сказал египтянин Богу: просил я Тебя, чтобы не было известно старцу обо мне и не подъял он труда; и вошли они в келию аввы Лонгина. На утро почил египтянин старец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

11. Сказал авва Иоанн, что один из старцев видел в исступлении: вот три монаха стоят на берегу моря, и был к ним голос с другого берега, говорящий: возьмите крылья огненные и приходите ко мне. И двое из них взяли крылья, и полетели на тот берег, один же остался и плакал сильно и кричал. После же даны были ему крылья, но не огненные, а слабые и бессильные, и с трудом, погружаясь в воду и возникая, и с большею скорбью пришел на берег. Так и сие поколение, и если получает кралья, но не огненные, а едва получает слабые и немощные. 12. Говорили об авве Лонгине, что один корабельщик принес ему золото, от прибыли кораблей поднося ему. Он же не захотел принять, но сказал ему: в этом здесь нет нужды, но окажи любовь, сядь на свое животное и поспеши достигнуть моста святого Петра, и найдешь некоего юношу, носящего такие-то одежды, ему отдай все золото, и спроси: что есть у него? Корабельщик поспешил и пришедши нашел, как сказал ему старец, юношу, и тот спросил его: " куда идешь, брат? " - Был я у аввы Лонгина, и он послал меня к тебе, чтобы я отдал тебе сие золото. Тогда юноша, услышав об авве Лонгине, рассказал ему о скорби своей: я завел большие дела, и, не имея в них успеха, вышел удавиться за городом, а чтобы ты поверил, вот и веревки несу. И вынув из пазухи своей, показал ему. Корабельщик же, отдав ему золото, направил его идти в город. Возвратившись же к авве Лонгину, рассказал ему обо всем и сказал ему старец: поверь мне, брат, если бы ты не поспешил и не предупредил, и я и ты были бы судимы за душу его. 13. В другой раз когда сидел он в келии своей и отцы беседовали с ним, вдруг он встал и, ничего никому не сказавши, вышел из келии своей и поспешил к пристани, и когда приблизился к пристани, вот подходит к пристани корабль идущий из стран Египетских, в котором был некоторый святый старец, желающий побеседовать с ним. И когда приветствовали друг друга Духом Святым, стали на молитву, и сказал египтянин Богу: просил я Тебя, чтобы не было известно старцу обо мне и не подъял он труда; и вошли они в келию аввы Лонгина. На утро почил египтянин старец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Бесспорно лишь то, что деление страны на округа, во главе которых стояли они, не совпадало с коленным делением, а было чисто административными делением, обусловливавшимся степенью плодородия известных местностей. Округа и их начальники перечисляются (ст. 8–19), вероятно, в порядке времени доставления ими провианта ко двору, а не в географическом порядке местностей. Всех приставников, как и округов, было 12 – по числу месяцев года: каждый отправлял службу в указанный ему месяц. Из приставников пять названы не по именам, а по отчествам: последний обычай, распространенный у арабов, не чужд был и евреям («сын Иессея» – Давид ( 1Цар.20:27,30,22:7,9 ); «сын Тимеев» – Вартимей ( Мк.10:46 ) ). Вульг. и русский перев, оставляют без перевода евр. бен, греко-слав. ις, «сын». Из того, что двое из приставников – Бен-Авинадав (ст. 11) и Ахимаас (ст. 15) были зятьями Соломона – женаты на его дочерях, заключают, что перечень их относится к середине царствования Соломона. 3Цар.4:8 .  Вот имена их: Бен-Хур – на горе Ефремовой; «Гора Ефремова» ( Нав.17:15,19:50 ; Суд.7:24,19:16 ) – одна из плодороднейших местностей западной Палестины, лежавшая почти посередине ее ( Иер.50:19 ). В переводе LXX и в славянском тексте в конце стиха имеют прибавку ες, «един». 3Цар.4:9 .  Бен-Декер – в Макаце и в Шаалбиме, в Вефсамисе и в Елоне и в Беф-Ханане; Шаалбим и др., упомянутые здесь местности, лежали в колене Дановом ( Нав.19:42–43,21:16 ). (См. Onomastic. 663). Вефсамис – левитский город в Иудином колене ( Нав.15:10 ), близ филистимской границы ( 1Цар.6:9–12 ), теперь Ain-Sems. 3Цар.4:10 .  Бен-Хесед – в Арюбофе; ему же принадлежал Соко и вся земля Хефер; Арюбоф – нигде еще не встречается в Библии, но, вероятно, как и Сохо ( Нав.15:48–49 ), и Хефер ( Нав.12:17 ), Οφερ, Epher., слав. «земля Оферова», – на юге Иудина колена. 3Цар.4:11 .  Бен-Авинадав – над всем Нафаф-Дором; Тафафь, дочь Соломона, была его женою; Нафаф-Дор ( Нав.11:2,12:23 ), назначенный в удел Манассиину колену ( Нав.17:11 ), но не занятым им (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ведь вместе с ее приходом все те, кто прошли сквозь ее врата, «одни перестали делать худое, а другие освободились от тяжелой работы; одни нашли убежище от бедствий, а другие – препятствие к деланию худого. Особенно же важно то, что» те, кто умирают, «упокоившись, навсегда останутся при этом упокоении; поэтому-то она [смерть] и служит [для них] разрешением от всех зол» 349 . Говоря о том, что умершие вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника ( Иов. 3:18 ), Иов, по мысли святителя Иоанна Златоуста , говорит о грядущем в новозаветную эпоху состоянии умерших праведников, которые – уже после пришествия в мир Христа и Его сошествия во ад – войдут в рай, чтобы «наслаждаться в Царствии Небесном» жизнью с Богом. При этом под приставником (по чтению Септуагинты – «собирающим дань») Златоуст подразумевает сатану 350 . Точно так же интерпретирует образ приставника, от власти которого оказываются свободны христианские подвижники, и святитель Григорий Великий . Он пишет: «Под названием приставника кого еще понимать, как не того жестокого обольстителя, который некогда вверг род человеческий в залог обмана и с того дня продолжает удерживать его долгом смерти?» 351 Наконец, Иов превозносит смерть и за то, что перед ее лицом малый и великий здесь равны, и раб свободен от господина своего ( Иов. 3:19 ). Как говорит Златоуст, во власти смерти одинаково «находятся все: малый и большой, занимавший высокое место и низкое» 352 . В заключительной части своего монолога ( Иов. 3:20–26 ) Иов недоумевает, почему же Бог вообще дает страдальцам жизнь: ведь у них не может быть никакой отрады в их земном существовании. Итак, продолжая мечтать о покое смерти, Иов говорит: На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? [На что дан свет] человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? ( Иов. 3:20–23 ). Все Святые Отцы, комментируя эти слова Иова, как и в целом всю вторую половину его начальной речи, посвященную теме смерти, обыкновенно подчеркивают, насколько же для этого страдальца было вожделенно быстрое наступление физической смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Глава XVIII Возмездие Вавилону и плач о его погибели. Явление Ангела с вестью об этой гибели и объяснение ее причины (1–3). Приглашение праведников выйти из Вавилона, обреченного на гибель в воздаяние за его прежний разврат и роскошь (4–8). Плач о Вавилоне: царей земных, роскошествовавших в нем прежде, воинов, пользовавшимся его богатою торговлею и плавающих на кораблях в целях торговли с Вавилоном (9–19). Радость небожителей по поводу уничтожения Вавилона с его соблазнами и преступлениями (20–24). Откр.18:1 .  После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. Откр.18:2 .  И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, Откр.18:3 .  и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. Иоанн видит иного Ангела, который нисходит с неба. Его слава и величие говорит о том, что он был посланником с великою миссиею, с вестью о страшном суде возмездия над грешным Вавилоном 83 . Ангел сильным голосом возвещает о том же падении того же Вавилона, о котором было возвещено Откр.14:8 и Откр.16:19 . Вавилон, сообразно с этим пророчеством Ангела, после своего падения сделается жилищем бесов и пристанищем всякого нечистого духа. Город сделается совершенною пустынею, местом мрачных развалин. Причина падения Вавилона – это развращающее влияние его политики и нравов на все земные народы. В опустошении, как деле возмездия по Божественному суду, сказывается полная противоположность прежнему состоянию города. Насколько во дни своего могущества и процветания Вавилон был центром государственного могущества, мирового влияния на жизнь и нравы и предметом подражания для всего всемирного антихристианского царства, насколько прежде он был центром мировой торговли, настолько же ничтожен он теперь. Откр.18:4 .  И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кстати, слово «пристанище» – это очень неправильный перевод. Правильнее было бы перевести это слово как «покой, успокоение», потому что слово «пристанище» сейчас уже в современном русском языке имеет значение чего-то временного. Пристанище – это то, где пересидел, побыл какое-то время, а потом пошел. Здесь же смысл более глубокий. Кто-то из сидящих здесь женщин может подумать: «А какой покой жить с этими мужчинами? От них одно беспокойство, они вносят дискомфорт». Это будет продолжаться до тех пор, пока вы, женщины, не выстроите отношения с вашими мужьями строго по Закону Божьему. Как только вы выстроите взаимоотношения с вашими мужьями строго по Закону Божьему, у вас будет покой, а беспокойство уйдет к мужу. Я люблю рассказывать одну историю. Когда я служил в храме на Ордынке, там была одна многодетная семья. И вот женщина приходила и ругалась. Она говорила: «Батюшка, не знаю, что делать. Мой муж – а он дальнобойщик, машины гоняет с грузами по стране – приходит с работы, сразу на диван, берет пиво и смотрит телевизор. Ничего не делает. Детьми не занимается. Деньги выпрашиваю на продукты со скандалом. Раньше он хоть вставал, потому что был старый телевизор. А как купили новый, с пультом, он уже вообще не встает с дивана, только кнопки нажимает. Только и слышно – канал переключился, пробка «бум!» И что это за жизнь, что делать? Я в полном беспокойстве». Я сказал этой женщине: «Ваше беспокойство будет продолжаться до тех пор, пока вы не начнете жить с вашим мужем, руководствуясь Законом Бога». Она спрашивает: «А какой же Закон Бога в такой ситуации?» Сказано: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» ( Еф.5:22–24 ). Сегодня вернетесь домой – повинитесь перед мужем. Если надо, на колени встаньте, скажите: «Батюшке я все рассказала, как мы живем; он меня отругал и сказал, что я все делаю неправильно, не по Закону, не по домострою. Я должна во всем слушаться тебя, чтобы ты мне ни повелел». Ведь Сарра, которая является примером для всех женщин-христианок, как пишет апостол Петр, называла своего мужа Авраама господином. Сказано: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» ( 1Пет.3, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает…Господом утверждаются стопы [такого] человека, и Он благоволит к пути его: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку… он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс.36:21-27). Почему же Спаситель назвал приставника неправедным ? Как ни странно, но неправедным (неверным – прилаг.) приставник назван лишь синодальными переводчиками. Как Церковно-Славянский, так и Греческий тексты говорят о том, что Господин похвалил приставника неправедности (αδικας - сущ. род.пад.). То есть, Господин похвалил приставника, в ведении которого находилась неправедность . Таким образом, имение которое было дано приставнику в управление, самим Господом  было названо неправедным . И это же неправедное имение было сдано в аренду должникам Господина. Возникает естественный вопрос: что подразумевалось Спасителем под неправедным имением ? Понимание земного богатства: деньги, вещи и т.д., как «богатства неправедного», вполне удовлетворяет историческому смыслу притчи. О том много и подробно говорится в святоотеческом толковании. Но нас более интересует духовный смысл притчи, или те наставления, которые Господь направил своим ученикам, а не фарисеям и окружавшему Его народу. Выше мы показали, что приставник олицетворяет собой образ верного и благоразумного пастыря Божиего. Но мы не уточнили, о каком пастыре, ветхозаветном или новозаветном, идет речь в притче. Теперь же, принимая во внимание то, что имение, вверенное приставнику в управление, названо неправедностью , мы можем с уверенностью предположить, что управитель есть образ пастыря ветхозаветного, а неправедностью , данною в аренду должникам назван ветхозаветный Закон. По отношению к Новому Завету, то есть учению Спасителя,  ветхозаветный Закон, который по слову апостола Павла «… Преступлений ради приложися, дондеже приидет семя …» (Гал.3:19), можно вполне обосновано назвать неправедностью. «…Если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал.3,21)

http://bogoslov.ru/article/2783808

Слово αρχγγελος – архангел, означает начальника ангелов, главного над ангелами. Приставка «арх» перед «ангел» имеет значение главенства. «Иисус Христос заслуживает чести и потому, что Он является главным ангелом Иеговы или архангелом. На каком основании мы приходим к этому заключению? Приставка «арх», означающая «главный» или «ведущий», намекает на то, что существует только один архангел». (Сторожевая Башня, 01.02.1991 г., стр. 17). Свидетели Иеговы весьма предвзято указывают на приставку «арх». Нелепость этой попытки разоблачается другими греческими словами с этой же приставкой «арх». Например, слово αρχιερευς – первосвященник состоит из приставки «арх» и слова «иерей». Но нелепо утверждать, что эта приставка указывает на одного «архиерея»: «Твой народ и первосвященники [αρχιερεις] предали Тебя мне; что Ты сделал?» ( Ин.18:35 ). Следовательно, слово «архангел» не обозначает абсолютно самого главного и единственного над всеми ангелами, и по этой причине не может обозначать Иисуса. Что самое интересное, в каноническом тексте Ветхого Завета этого слова вообще нет, и поэтому вполне понятно, почему Михаил назван одним из первых князей, под которыми подразумеваются подобные по титулу ангелы:«...но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских». ( Дан.10:13 ). Так как Михаил является архангелом, соответственно под первыми князьями понимаются такие же архангелы. Здесь Михаил архангел описывается как один из первых князей (архангелов), он не самый первый, то есть он один из себе подобных по титулу, и, следовательно, у него нет главенства над другими первыми князьями. Проблема Свидетелей Иеговы заключена в вере в только одного архангела. Существование же любого множества архангелов означает потерю уникальности Христа как одного из них. Но уже в пророчестве ( Дан.10:13 ) Михаил не уникален и не имеет полной власти, в отличие от Иисуса Христа, Который существует наравне только с Отцом и Святым Духом. Михаил архангел упоминается в Библии очень редко. Причем архангелом он назван только один раз ( Иуд.1:9 ), тогда как в другом случае титул «архангел» употребляется без имени ( 1Фес. 4:16 ). Поэтому здесь нельзя с полной уверенностью сказать, что речь идет именно о Михаиле, что вполне может подразумевать любого другого архангела.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Ст. 2–9. Пророк хотел бы удалиться в пустыню, оставив общество людей, забывших Бога, развратных, вероломных, лживых, коварных. Присутствие пророка, его увещания не спасут уже этих людей от определенного им наказания. Иер. 9:2 2. Кто дастъ мн в пстыни виталище послднее, и ставлю люди мо, и ид нихъ; понеже вси любодйствютъ, соборище престпниковъ, 2. О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой, и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных. 2 . Кто дастъ мн въ пстыни виталище послднее: по толкованию блаж. Феодорита, пророк желает удалиться на крайний предел пустыни. Евр. текст переведен порусски: кто дал бы мне в пустыне пристанище путников. «Пристанище путников»=палатка, которую путешествующие по пустыням в жарких странах разбивают днем, чтобы укрыться в ней от зноя. Пророк готов был бы довольствоваться в пустыне этим подвижным жилищем, чтобы не оставаться среда народа, который называется обществом «прелюбодеев» (ср. Иер. 5:7, 8 ) и «скопищем вероломных». Последнее слово заключает в себе мысль о вероломстве по отношению к Богу, – об отступничестве от Него (ср. Иер. 3:20, 5:11 ). Виталище послднее. Второе слово, соответствующее русскому путников (), основано на чтении . Соборище престпниковъ. Последнее слово соответствует греч. ϑετοντων, которое может значить также «отступников», – значение, принадлежащее соответствующему евр. слову. Иер. 9:3 3. И налкоша зыкъ свой ко лкъ: ложь, и неврство укрпишас на земл, ибо во произыдоша, и мен не познаша, реч Гдь. 3. Как лук напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь. 3 . Как лук напрягают язык свой для лжи=как лук имеет одно назначение бросать стрелы, так язык их привык говорить только ложь. После того как слово ложь отнесено к первому предложению, словом «неверство» должно начаться новое предложение: «неверством (неправдою) укрепишася (усиливаются) на земли»: ср. Иер. 5:27 . Вторая половина стиха есть только разъяснение первой: от одного зла (злодейства) переходят к другому: эти злодейства суть преступление или отрицание истины Божией, выраженной в нравственном законе, – та нравственная ложь, которую извергает язык преступников, убивающих ею своего ближнего (ср. Иер. 9:8 ). Эти злодейства непрерывны; о правде нет и мысли у грешников. Они не делают правды, потому что Бога, Законодателя правды, перестали признавать своим Владыкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010