174). Иоасаф 1558–1561. Никифор упом. в 1564 г. 363 После него до 1567 года Луцкой епархией управлял, не посвящаясь в духовный сан, Марк Жоравинский. По смерти его, король отдал Луцкую епископию бывшему владимирскому владыке, Ивану Борзобогатому Красненскому, 364 который также не хотел принимать духовного сана, но был принужден к тому в 1571 году митрополитом Ионой. Красненский распоряжался имениями кафедры, как своей собственностью. Сыновья его грабили церкви, разгоняли монахов. Луцкие священники жаловались королю, что он запечатывает церкви и запрещает служить в них, чтоб только вынудить у них подачку. 365 Наконец преступления его подверглись законному взысканию. В 1585 г. он присужден был к лишению всех гражданских прав и изгнанию из отечества (банниции). Но, до приведения этого приговора в исполнение, Иона скончался в том же 1585 г. После него Луцкую кафедру получил, по рекомендации киевского воеводы, князя К. К. Острожского, пинский епископ Кирилл Терлецкий. Прежде всего он обратил внимание на экономические дела кафедры и, найдя имения разграбленными, начал отнимать их у владельцев вооруженной рукой. Одно из этих имений, замок Жабче, отдан был Ионой в приданное за дочерью старосте луцкому, Александру Жоравницкому. Терлецкий выставил против него наемный отряд из тысячи человек: тут были и татары и угры и валахи и сербы с пушками и всяким оружием. Дело не обошлось без кровопролития: но замок был отнят. 366 Все это было как будто в порядке вещей и не роняло архиерейской репутации Терлецкого. Но он умел действовать не только вооруженной силой. При посещении патриархом Иеремией Западной России в 1588 году, он так обошел патриарха, что тот сделал его своим экзархом или наместником, как «мужа искусна, во всех действиях подле правил св. отец бегла и ученна», и этим возвысил его над всеми русскими епископами. 367 Но потом он-то и оказался главным действующим лицом во время унии. 368 Русские епархии в землях под польским владычеством 1) Холмская епархия Холмская, первоначально Угровская, епархия, основанная в конце XI или в начале XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

2. Архиерейские кафедры Мы говорили выше, что разделением страны на епархии и поставлением епископов Св. Савва начал свою архиепископскую деятельность. Всех епархий было учреждено им восемь, именно: а) в собственной Сербии с приобретениями Стефана Немани – 1) рашская или расская (существовавшая прежде), 2) хвостенская, иначе студеницкая, 3) топлицкая, 4) моравская или моравицкая, 5) дебрьская; б) в Зете или Диоклее – 1) зетская, 2) будимльская; в) в Захолмии или Холмии – одна на всю область холмская или захолмская (по степеням своего достоинства, епархии эти перечисляются в таком порядке: зетская, рашская, хвостенская, холмская, топлицкая, будимльская, дебрьская, моравицкая) 291 . Это число восьми епархий, как кажется, оставалось неизменным до Стефана Милутина Уроша II. В правление сего последнего, во-первых, открыты были новые епархии в местностях, которые прежде принадлежали сербам, таковы – липлянская или грачаницкая, звечанская или баньская и кончульская; вовторых, явились новые епархии вследствие расширения границ государства, именно – призренская, скопийская, браннчевская и мачевская. Старший брат Милутина Драгутин, как мы говорили выше, отказавшись от королевского престола, владел после того на правах венгерского вассала областью белградской, – при нем также была здесь своя особая епархия. Таким образом, в правление Милутина число всех епархий сербской архиепископии доходило до 16-ти. После Милутина при Стефане Дечанском прибавилась завоеванная у болгар новая епархия вишская, но перестали существовать две или вероятнее три из епархий прежде бывших, именно – звечанская, мачевская и – как нужно предполагать – белградская. Под, архиепископом, равно как и под патриархом, могли быть не только простые епископы, но и митрополиты (и в самой утвержденной грамоте Св. Савве на архиепископию, данной патр. Германом, сказано: «да имать (новопоставлеииый архиепископ) область над всеми грады же и землями, над митрополиты же и епископы», (у Дометиана но изд. Данич. стр. 220). Но за исключением, недолго в позднейшее время бывшего и находившегося в особом положении, епископа белградского, это последнее титло не было носимо ни одним из сербских епископов, по крайней мере до первой половины правления Милутинова включительно (cм. Monumenma Serbica Mukлoшuчa р.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

ЮжноСахалинская епархия: пострадавшим от циклона требуется помощь Южно-Сахалинск, 5 октября 2015 г. 2 октября на Сахалин обрушился мощный циклон. Больше всех населенных пунктов пострадали Южно-Сахалинск, Невельск, Холмск и Корсаков. В портовом городе было снесено ураганным ветром более 60 крыш, повреждено более трехсот деревьев и около 30-ти опор ЛЭП. В Аниве пострадали около 30 домов. В Невельске – 8 домов, нет связи с Горнозаводском и Шебунино. В областной столице ветром повреждено 202 крыши жилых домов и административных зданий общей площадью 12 тысяч квадратных метров.      По сообщению прессслужбы МЧС, максимальные осадки были зарегистрированы в Смирныховском районе — 44 мм. Максимальные порывы ветра в Холмском районе — 45 м/с, а на мысе Крильон был зафиксирован показатель 62 мс. Во время стихии пострадало 37 человек из в семи населенных пунктов области (ЮжноСахалинск, Невельск, Долинск, Холмск, Чехов, Анива, Корсаков), 15 из них проходят лечение амбулаторно. В Чехове погибла женщина. Священнослужители епархии посещают потерпевших, выясняя нужды, оказывая посильную помощь, сообщает сайт Южно-Сахалинской и Курильской епархии. В Южно-Сахалинской городской больнице имени Ф.С. Анкудинова пострадавших навестил клирик Воскресенского кафедрального собора игумен Филарет (Пряшников), в областной больнице – руководитель епархиального отдела церковной благотворительности и социального служения протоиерей Максим Лобановский. Настоятель анивского прихода протоиерей Димитрий Юзеев посетил реанимационное отделение анивского ЦРУ, в котором поступил пострадавший от прошедшего тайфуна. Сагател (армянин), пострадавший находится в состоянии средней тяжести. В невельском районе пострадавших от шквального ветра было два человека. Настоятель прихода Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Константин Гераськов посетил Невельскую городскую больницу узнать о состоянии пострадавших. Один из них отказался от госпитализации, состояние второго требует врачебного вмешательства. Олег Геннадьевич, хирург местной больницы, а именно он оказался в числе пострадавших, несмотря на полученные травмы, излучал бодрость и доброту. На прощанье он попросил молитв о скорейшем выздоровлении. В Долинске четверо пострадавших из них один ребенок, состояние не тяжелое. В Больнице их посетил благочинный Долинского района протоиерей Вячеслав Каличава. Открыта горячая линия отдела церковной благотворительности и социальному служению ЮжноСахалинской и Курильской епархии: 8 (924) 190–83–33 (протоиерей Максим Лобановский). 5 октября 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/86482.html

Феодор Феодосий Мелешко , из архидиаконов владимирских, бакалавров владимирской коллегии с 1626 г. После рукоположения на епископство, когда он служил первую литургию, у алтаря постигла его падучая болезнь и так его немилосердно замучила до смерти. 1174 В том же году избран в холмские епископы и получил королевскую грамоту на епископство Мефодий Терлецкий, самый фанатический из холмских униатских епископов. 1175 Действия его описаны нами выше. В 1638 г. он основал при своей кафедре униатскую гимназию; для преподавания наук в оной вызвал из Литвы Якова Сушу, с другими базилианами. Терлецкий умер 7 июня 1649 года. По смерти его управление униатами холмской епархии принял, с званием епископа-номината, ректор владимирской гимназии Афанасий Фурс ; но в том же году, чрез пять месяцев скончался. В 1650 г. Холмскую епархию занял православный митрополит Сильвестр Коссов. Униатский администратор епархии, из игуменов холмского базилианского Спасского монастыря, Яков Суша , в продолжении полуторых лет помещался с своим духовенством в частных домах холмских обывателей и совершал богослужение в богаделенной латинской церкви. Но, с последовавшей за тем переменой военных обстоятельств, 1176 Холмская епархия в 1651 г. 29 июля снова отдана униатам. В это смутное время Холмской епархии, латинское духовенство старалось и ходатайствовало пред королем об упразднении этой епархии и слитии ее с латинской холмской епархией. Для расположения народных мыслей к этому, латинский капитул взял оставшееся непогребенным тело последнего холмского униатского епископа Мефодия Терлецкого и похоронил его в Красноставе в гробнице латинских епископов. Вследствие этого, когда, с переменой военных обстоятельств, Холмская епархия возвращена была униатам, администратор Суша получил ее лишь в пожизненное управление. В 1652 г. он посвящен был в епископы холмские; в 1664 г. послал в Рим свое известное донесение, в котором защищает униатскую церковь и описывает подвиги ее епископов, направляя свое описание против стремления латинян к уничтожению униатской церкви. «Если бы по какому-либо случаю захотели уничтожить нас – писал Суша, то следовало бы опасаться, чтоб эти столь многочисленные народы, так крепко привязанные к богослужению и обрядам греческим, не перешли мало по малу в православие». Суша умер 2 августа 1685 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

После разгрома немцами Польши Холмщина вошла в состав генерал-губернаторства. По Бугу прошла государственная граница, в монастыре разместились немецкие пограничники. В 1940 была восстановлена Холмская и Подляшская епархия, во главе которой встал известный церковно-политический деятель и украинский националист проф. Иван Огиенко, в 1951 возглавивший с именем Илариона Украинскую Православную Церковь в Канаде. Обитель неоднократно подвергалась реквизициям и нападениям. Так, в ночь с 9 на 10 августа 1942 в ней были сожжены несколько зданий, библиотека и архив и убит один из монахов. С окончанием войны положение нормализовалось не сразу. В 1945 на обитель напали польские партизаны, а вскоре коммунистические власти закрыли Холмско-Подляшскую епархию. В 1947, в рамках операции «Висла», власти насильственно переселили на присоединенные к Польше западные земли множество православных украинцев, оставив в Люблинском воеводстве всего 8 приходов. Пытались закрыть и единственный в Польше мужской православный монастырь, отняв в 1950 все земли с хозяйственными строениями и имуществом. Ситуация стала меняться только после возвращения в 1953 в обитель чудотворных икон прп. Онуфрия и Пресвятой Богородицы. В 1955 закончился ремонт сожженного немцами главного келейного корпуса, позже – часовни над Бугом и собора. Когда после 1956 вернуться в родные края удалось части украинцев, в монастыре прибавилось паломников. В 1970-е им управлял архим. Савва (Грыцуняк), ныне предстоятель Православной Церкви в Польше. При нем в 1974–1992 в стенах обители действовала Высшая Духовная семинария. В 1989 Люблинско-Холмская епархия возродилась в третий раз, и ее возглавил бывший архимандрит, Преосвященный Авель (Поплавский). Два года он управлял епархией, проживая в обители, а затем переехал в Люблин. В ночь с 21 на 22 сентября 1990 из собора была похищена его главная святыня – образ прп. Онуфрия Великого, который вернули лишь в 1994 году. В 1997 в монастыре насчитывалось 10 монахов, половина которых служила на приходах. Главные праздники в обители – прп. Онуфрия (12 (25) июня), Духов день, Успения Богородицы и Турковицкой иконы Божией Матери (первое воскресенье после 15 июля). В 1999 монастырь стал ставропигиальным. Он остается оплотом Православия в крае, находящимся на границе православного и католического мира.

http://sobory.ru/article/?object=26246

После молитвословия и провозглашения многолетия, Державный Хозяин столицы и Государыня Императрица дважды склонили колена пред иконой Божией Матери и приложились к этой святыне. Выход Их Величеств из собора в сопровождении до паперти митрополитом и всего облаченного духовенства, появление в тот момент солнца, вся эта картина и продолжительная молитва в храме Царской Четы вызвала необычайное отрадное впечатление. Снова перекатное ура и снова народный гимн. Воспитанники училища Правоведения, Лицея и разных гимназий, окружавшие Казанскую площадь, проявляли патриотический восторг; воспитанники военно-учебных заведений и Морского Корпуса, устроенные на Дворцовой площади, называли себя счастливыми быть свидетелями общего народного восторга. Евгений Богданович Важнейшие события церковной жизни в 1900 г.//Миссионерское обозрение. 1901. 1. С. 144–147 Истекший год богат юбилейными празднествами и воспоминаниями. 27-го октября с большим торжеством праздновалось во всей России столетие единоверия. Особенно торжественно празднество совершалось в Петербурге и Москве. 25-го мая Супральский (Гродненск. губ.) монастырь, выдающийся памятник православия в Северо-Западном крае, праздновал 400-летие своего существования. 11-го мая в Холме торжественно справлялся 25-летний юбилей со дня воссоединения бывших греко-униатов Холмской и Подляшской Руси с Православной Церковью, – событие, которое должно послужить к поднятию энергии у всех работающих на благо Холмской Руси. 26-го сентября состоялось столетие со дня основания вифанской духовной семинарии, а в ноябре – столетие пермской и пензенской семинарий. 30-го сентября, 1-го и 2-го октября рижская епархия праздновала столетие своего самостоятельного существования. Наконец, 18-го мая православное миссионерское общество праздновало своё 30-летие. 15-го декабря в некоторых городах, с особым же торжеством в Одессе, – на последнем месте архипастырской деятельности, – вспоминалось столетие со дня рождения знаменитого из иерархов XIX века, архиепископа херсонского Иннокентия . Могила знаменитого оратора-проповедника, ученого и епископа находится в одесском монастыре, где ко дню юбилея была сооружена икона. – 9-го октября исполнилось 50-летие научно-богословской деятельности протопресвитера и духовника Их Императорских Величеств И. Л. Янышева. Юбиляр стяжал себе почтенную известность, как ректор петербургской академии, как профессор, как оратор и как представитель русских богословов в сношениях со старокатоликами. Другой знаменательный 50-летний юбилей был 20-го декабря. В этот день исполнилось полвека священнослужения присутствующего в Св. Синоде епископа Маркелла, одного из главных вождей движения, приведшего к воссоединению западно-русских униатов в лоно православия. 27-го октября исполнилось 30 лет служения богословской науке митрополита петербургского Антония и 12-го декабря – 45 лет пастырского служения отца Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Филарет, епископ Холмский и Вельский (Облазницкий) С 27 октября 1507 года управлял Холмской епархией. В 1509 году присутствовал на Соборе духовенства Западно-Русской митрополии в городе Вильно, созванном Киевским митрополитом Иосифом (Солтаном; † 1521). Упоминается до 1533 года. Литература: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 1046. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 7, прим. 374. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 37. Русский биографический словарь; в 25 т. СПб., М. 1896–1913, т. 21, стр. 106. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви. М. 1996, т. 5, стр. 107, 167. Филарет, митрополит Нижегородский и Алатырский (в схиме Феодосий) Родился в начале XVII столетия в пределах нижегородских. Образование получил домашнее и после сам совершенствовался в науках. В молодых годах удалился в Макариевский Желтоводский монастырь и там принял монашество. В 50-х годах XVII столетия был игуменом в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. В 1658 году возведён в сан архимандрита Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. В ноябре 1659 года перемещён во Владимирский Рождественский монастырь. 24 марта 1672 года определением Московского Собора учреждена была Нижегородская епархия. Вопрос об учреждении митрополичьей кафедры решался довольно длительное время, и ускорило это решение опасное умножение сторонников раскола в «Низовской земле», где во множестве находили себе убежище московские старообрядцы, а также разинцы участники крестьянской войны (1670–1671). Для управления новооткрытой епархией нужен был муж опытный и благонадежный. Выбор пал на архимандрита Филарета. На Соборе 1672 года он был избран единогласно и назначен митрополитом Нижегородским и Алатырским. 2 июня 1672 года в Москве, в Успенском соборе, архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского с возведением в сан митрополита. Хиротонию возглавлял митрополит Новгородский Питирим († 1673), будущий патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К 22 ноября в Варшаве собрался чрезвычайный сейм, на который от имени Хмельницкого явились м. Сильвестр Коссов, занявший митрополичью кафедру по смерти Могилы (1647 г.), львовской епископ Арсений Желиборский, печерский архимандрит Иосиф Тризна и другие светские и духовные представители. На последнем заседании (12 янв. 1650 г.) король Ян Казимир издал особый диплом, касающийся собственно дел веры. Дипломом православным дозволялись свобода веры и церковный суд. Православные братства даже там, где они были запрещены, напр. в Смоленске и Бельске, равно школы и типографии оставлялись в распоряжении митрополита и епархиальных епископов, духовенство отдавалось на суд церковной власти; православным отдавались епископства Луцкое, Холмское и Витебское (Мстиславское), конечно помимо самой митрополии с Львовско-Галицкой и Перемышльсой епархиями. В Перемышльской епархии, где шла война Ваютинского с Крупецким, монастыри: Спасский, Онуфриевский и Смольницкий, все еще принадлежавшие униату, отдавались православному епископу, а по смерти Крупецкого вся епархия и со всеми имениями отдавались неуниату. Половина поместий полоцкого униатского архиепископа отдавалась на содержание православного витебского и мстиславского епископа. Церкви, названные в статьях Владислава, отдавались православным, которым теперь предавались некоторые церкви в Витебске, Полоцке, Новогрудке; им разрешалось строить новые деревянные и каменные церкви, но на тех местах, где раньше стояли православные храмы 1000 . При всем этом королевский диплом не обнимал всех условий Зборовского договора. Киевскому митрополиту не дали места в сенате и не уничтожили унии. Но важна новая прибавка: православным отдано епископство Холмское, где неудержимо свирепствовал униатский епископ Мефодий Терлецкий. Область ведения мстиславского владыки расширена. Назначенный в 1650 г. на могилевскую кафедру Иосиф Конокович Горбатский получил в свое ведение православные церкви в Витебске и Полоцке и стал называться епископом витебским, мстиславским, оршанским, могилевским и игуменом михайловским 1001 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1801 г. Гавриил, по преклонной старости, уволен от управления епархией, а именным указом 19 дек. того же года, С.-Петербургскому архиепископу Амвросию велено быть и Новгородским. При Амвросии произошло второе разделение епархий. Указом 26 мар. 1818 г., преосвященный Амвросий был уволен в Новгород и митрополитом С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским назначен архиепископ Черниговский Михаил Десницкий . Разделение продолжалось всего три месяца, до смерти Амвросия: 25 июня митрополиту Михаилу повелено быть „купно и Новгородским“. Приемники Амвросия – Серафим и Антоний прямо уже назначались митрополитами с титулом: „Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, Свято-Троицкая Александро-Невская лавры священно-архимандрит“. При последнем произошло третье разделение епархий. По случаю тяжкой болезни митрополита Антония, 4 нояб. 1848 г., архиепископ Варшавский Никанор был назначен митрополитом Новгородским; ему же, на время болезни высокопреосвященного Антония, поручено управление С.-Петербургской епархией в тогдашних ее пределах. Разделение продолжалось всего 16 дней. По смерти Антония, митрополит Никанор соединил под своим управлением и С.-Петербургскую епархию. При митрополите Исидоре, по случаю присоединения в 1865 г. Эстляндской губернии к Рижской епархии, митрополичий титул „Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский“ сокращен пропуском слова „Эстляндский“, и, наконец, 18 окт. 1892 г. произошло четвертое разделение: епархия стала называться С.-Петербургской и Ладожской. 59 С 1859 г. существовало Выборгское викариатство С.-Петербургской еп., из которого в 1892 г. образована самостоятельная Финляндская еп. 60 С 1205–1223 г. Угрусская (с кафедрой в г. Угровске, ныне с. Угруске, Люблин. губ.); с 1840 г. Холмская (с кафедрой в г. Холме); с 1330 г. Холмская и Бельевая; с 1596–1620 и 1656–1875 г. отпадала в унию; с 1875 г. была Люблинским викариатством Холмско-Варшавской еп. С преобразованием ее в 1905 г. в самостоятельную в нее вошли Люблинская и Седлецкая губернии. 61 В 1240 г. кафедра перенесена в Брянск; в 1500 г. закрылась; в 1515 г. присоединена к еп. Смоленской; в 1648 г. восстановлена в Чернигове. С 1415–1419, 1458–1500 и 1648–1667 находилась в подчинении митр. Киево-Литовских; с 1667 г. подчинялась Московскому патриарху. Читать далее Источник: Настольная книга для священно-церковно-служителей : (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства)/С.В. Булгаков. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Киев : тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1913. – 23, 1772 с./Отдел историко-статистический. 1375-1772 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Владимир I, разделяя Государство, отдал оный в Удел усыновленному племяннику Святополку. Упадок Турова, вели верить свидетельству, находящемуся в сочинении о благотворной Кринице Юрсвицкой Пресвятой Богородицы, произошел от нападения Татарского Хана Ярмелана, который в XVI веке истребил Туров огнем и мечем, сделав набег из близ лежащего города Видоличи, где был Епископ, монастырь и пещеры (?). – Епархия в Турове, вероятно, в конце XI века, учрежденная под именем Туровской и Пинской (по названию Пинска, не в дальнем расстоянии от первого, в одной Минской Губернии лежащего), находилась под ведением Киевского Митрополита, и, в XV веке, по числу степеней, считалась пятою в Малой Руссии, между Епархиями Луцкою и Холмскою. В таком порядке следует Епископия у Кодина, писавшего после 1453 года, или, вернее, в прибавлениях неизвестного к сему Византийскому Историку (Нестор. Шлец. Ч. II. с. 317, 321 и 328); в росписях же, помещенных в наших Летописях, Туровская Епископия поставлена в одном месте между Холмскою и Полоцкою, а в другом между Подольскою и Переяславскою Епархиями (там же с. 326 и 327). – Когда Митрополит Исидор, на Соборе Флорентийском, склонился к соединению с церковью Западною, Епископы южной России признали особенного Иерарха, посвященного в Риме. Владислав III, в 144З году, подтвердил права сего Духовенства; и Папа Пий II в своей Булле, 1458 года, наименовал Епархии, подвластные Риму, в том числе и Туровскую. Совершенное же отторжение оной униатами последовало в конце XVI или начале XVII века. Из православных Епископов Туровских и Пинских известны следующие: Симеон. Игнатий. Иоаким I. Георгий. Должны принадлежать к XI веку. Имена их сохранены в описании чуда св. мучеников Бориса и Глеба. См. ниже. Кирилл I. Если верить показанию сочинителя Истории Российской Иерархии (Ч. I. с. 225), хиротонисан 1114, Марта 6, и скончался 1120 года. Но сей Кирилл не был современник Великому Князю Андрею Георгиевичу, как в Иерархии сказано; не причтен к лику святых; и не его память совершает наша церковь 28 Апреля: сии обстоятельства относятся к нашему Витии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010