Савельев А. А. На заре освободительного движения. 1914. О кризисе 1900–1903 гг. Саблер В. К. Какой взгляд мамоны//Прибавления к Церковным ведомостям. 22.VII.1912; 29.IX.1912. О столкновении Церкви с Думой. Самарин Ф. Д. Несколько писем Ф. Д. Самарина к свящ. П. Флоренскому . Сообщил П. Флоренский//Богословский вестник. 1917. Т. 1. Апрель–май. С. 464–477. Письма 1912–1914 гг. Северный вестник. 1897. 12. С. 70–82. Отд. Журналистика. По поводу проекта воссоединения Православной и Старокатолической Церквей, обсуждавшегося на страницах «Нового Времени» 7792) и «Биржевых ведомостей» 305). Северцов-Полилов Г. Т. В Новом Афоне. Из моих скитаний//Исторический вестник. 1912. Декабрь. С. 1207–1241. Семенюта 77. И. Первая Государственная Дума, ее жизнь и смерть. СПб., 1907. Смирнов А. Как прошли выборы во II Государственную Думу. СПб., 1907. Смирнов Е. Национализм в III Думе//Современный мир. 1912. 10. С. 196–220. Смолич И.К. История Русской Церкви 1700–1917 гг. М., 1997. Т. VIII. Ч. 2. Смородинов В. Годы службы моей в Варшавском учебном округе и эпизоды учебного быта. Воспоминания педагога//Русская старина. 1913. Июнь. С. 552–570; июль. С. 157–196; август. С. 297–302; сентябрь. С. 464–491; октябрь. С. 181–196; 1914. Август. С. 352–371; сентябрь. С. 488–553; октябрь. С. 109–128. Период 1866–1903 гг. Автор – инспектор, затем директор гимназии. СмородиновВ. Попечитель Варшавского учебного округа Александр Львович Апухтин. Из воспоминаний педагога//Русская старина. 1912. Апрель. С. 73–83. Сенатор А. Л. Апухтин. Период 1879–1895 гт. Соболевский А. И. Холмская Русь в этнографическом отношении. Харьков, 1910. Собрание определений и постановлений. Священный Собор Православной Российской Церкви. Вып. 1–4 . М., 1918. Соколов Н. Из поездки в Литву//Этнографическое обозрение. 1902. С. 21–30. Соколов С. Холмская Русь. М., 1885. Соневщкий И. Холмщина. Очерки прошлого. СПб., 1912. «Союз 17 октября». Фракция «Союза 17 октября» в IV Государственной Думе (обзор деятельности). Сессия 1-я, 15 ноября 1912 г. – 25 июня 1913 г. СПб., 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

199 Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов (Послание)/Сост. иеромонах Арсений (Троепольский) //Символ (Париж). 1994. 32. С. 279–340 (Публикация А. М. Пентковского). Иеромонах Арсений (Троепольский) – составитель нескольких книг о молитве и, в частности, об Иисусовой молитве: «Трактат о молитве», «Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов», «Откровенный рассказ странника духовному своему отцу» и др. Отец Арсений специально путешествовал по монастырям России во второй трети XIX века, собирая сведения о делателях святой молитвы. Монашеский путь его начался в 1826 году в стенах Симонова монастыря, где он был пострижен в монашество 3 марта 1830 года и вскоре рукоположен в иеродиаконы и в иеромонаха (в 1832 г.). Затем он побывал в Оптине (с 13 августа 1833 г. по 12 октября 1835 г.), в Киево- Печерской Лавре, в Санкт-Петербургской Сергиевой пустыни (с 11 января до декабря 1837 г.), в Московском Заиконоспасском и снова в Симоновом монастырях города Москвы, в Савво-Вишерском и Балаклавском Георгиевском монастырях. Наконец, 2 июля 1854 года, по его прошению за болезнью отправлен в Малоярославецкий монастырь в заштат, а 16 марта 1857 года переведен в Боровский Пафнутьев монастырь, где он провел последние годы своей многотрудной жизни. Скончался он 7 июля 1870 года в Наро-Фоминске, куда прибыл на излечение своей болезни; отпет священником Николаевской церкви [Пентковский А. М. Кто же составил оптинскую редакцию «Рассказов странника»?//Символ. 1994. 32. С. 259–278]. 200 Сказания о дивных случаях монаха Василиска при прохождении внутренной Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его – монахом Зосимою//Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская православная книжность межвоенной Польши. М., 1999. С. 114–139. Женские монастыри на Холмщине имели огромное значение для местной народной жизни. Их было несколько, но монастырем- колыбелью всех остальных была Леснинская обитель. Она была основана в 1884 году игуменией Екатериной (в миру графиня Ефимовская). Она основала приюты для сирот, школы, высшее сельскохозяйственное женское училище, церковно-учительскую школу. Можно сказать, что весь народ холмский проходил через ее приюты и школы, вся сельская интеллигенция. Народ отвечал Леснинской обители благодарной любовью. Рукописи переписывались в межвоенной Польше (куда отошел Холмский край после 1818 года) в основном, видимо, представителями интеллектуальной элиты, духовной и светской, и ныне сберегаются среди потомков русских эмигрантов, у православного духовенства, старообрядцев. К моменту эвакуации в период Первой мировой войны Леснянский монастырь стал подлинной «женской Лаврой», а затем пришлось возрождать женскую монашескую жизнь в Сербии. Ныне Леснянский монастырь нашел себе пристанище в ста километрах от Парижа в городке Прове- мон [Там же. С. 74–75].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

С этой целью Холмская греко-униатская консистория, возглавляемая администратором Холмской епархии протоиереем Маркеллом Попелем, издала 3 октября 1873 г. окружное послание к духовенству об очищении греко-униатской обрядности от латинских нововведений. В этом послании говорилось, что «с принятием веры христианской русские приняли и все богослужение, и всю обрядность восточную; что униаты, хотя соединены с Римской Церковью, но должны непременно и в точности соблюдать греко-восточный обряд; что храмы их, священные времена (посты и праздники), священнодействующие лица и другие принадлежности богослужения должны соответствовать правилам Восточной Церкви; что изменения в обрядах и обычаях, вкравшиеся без ведома, согласия и утверждения престола Римского и нарушающие основные условия принятия унии, незаконны и недействительный что на епархиальном начальстве лежит обязанность смотреть за точным соблюдением обрядов, устранять нововведения и нарушенные или измененные обряды восстанавливать в прежней их силе и достоинстве». «Между тем, — говорилось далее в этом послании, — с течением времени, после соединения нашего с Римом, по произволу одиноких лиц вошли в Холмской епархии в наше богослужение, в наш обряд, в особенности в совершение литургии, вообще во всю церковную жизнь нашу такие изменения, опущения, искажения и нововведения, что уже трудно было различить наш, восточный обряд, пленивший некогда своим великолепием послов просветителя Руси св. равноапостольного Владимира. Храмы наши до того были лишены своих отличительных примет, что становилось невозможным в таких храмах совершать богослужение по восточному обряду. Ввиду таких обстоятельств Холмская епархиальная власть, поставленная на страже ненарушимости всего завещанного нам предками нашими, постоянно издавала распоряжения, клонящиеся к очищению нашего богослужения и нашего обряда от несвойственных им примесей латино-польских и произвольных искажений. Но, несмотря на это, некоторые священники Холмской епархии до сих пор еще не совершают богослужения по чину, переданному нам святыми отцами, но позволяют себе делать своевольные различного рода перемены, прибавления и опущения и соблюдать при богослужении обряды, свойственные Латино-Польской, а не Греко-Русской Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

В последнее десятилетие о. Антоний вел замкнутую жизнь в поселке Буча. Здесь, в доме своей келейницы, 13 апреля 1976 года в возрасте 87-и лет тяжело больной подвижник отошел ко Господу. Исследование проводилось по материалам нескольких архивов под руководством игум. Дамаскина (Орловского), секретаря Синодальной комиссии РПЦ по канонизации святых, председателя Фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ», автора многотомных собраний житий и составителя серии «Духовное наследие мучеников и исповедников РПЦ» (в общей сложности более 30 томов). В связи с отсутствием документального подтверждения ряда фактов биографии Антония Голынского, Издательским Советом РПЦ определено (25.08.2011) впредь упоминать о нем при публикации как о состоящем в сане священника. См.: (п. 51). Труханов Михаил, прот. Воспоминания. Минск, 2008. Кн. 1. С. 21. Так, например, Акилина Ивановна Бондарчук (р. 1878) «пробыла восемь лет на послушании во Введенском женском мон-ре в Киеве. Она находилась в мон-ре с 14 до 22 лет, прошла все виды послушаний: стегание одеял, выпечку просфор, пошив верхнего и нижнего белья, облачений, в том числе священнических, клиросные послушания»; после этого Акилина «получила благословение на брак» с В.Т. Трухановым. Там же. Амвросий (Смирнов; †1937), архиепископ. Еп. Елецкий, викарий Орловской епархии (1917); еп. Брянский (1921); Рязанский (1923); Сергиевский (1925); Дмитровский, викарный еп. Московской епархии (1928); архиеп. Муромский (1934). Скончался в заключении. Серафим Смоленский (Остроумов; 1880–1937), священномученик; архиепископ. Михаил Митрофанович родился в Москве (6.11.1880) в семье псаломщика, обучался в Заиконоспасском ДУ, в МДС и в МДА (1900–1904), кандидат богословия, профессорский стипендиат. Пострижен в мон-во, рукоположен во иеромонаха (1904), преподаватель МДА. Наместник Яблочинского мон-ря на Холмщине (1906), ректор Холмской ДС (1914). Хиротонисан во епископа Бельского, викария Холмской епархии (1916), назначен управляющим Орловской епархией. Дважды подвергался арестам (1918), вновь арестован (1922) за сопротивление изъятию церковных ценностей, осужден на 7 лет строгой изоляции в Орловской тюрьме. Освобожден по амнистии (1924), снова арестован (1926) и выслан за пределы Орловской епархии. Возведен в сан архиепископа Смоленского и Дорогобужского (1927). Арестован в Смоленске (1936) за «антисоветскую деятельность», осужден и сослан (1937) в Карлаг (Казахстан). В заключении вторично осужден и приговорен к смертной казни, расстрелян под Смоленском в Катынском лесу (†8.12.1937). Канонизирован (2001) в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память 25.11/8.12.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Golyns...

Вероятно, этот протест против захвата братского имения был одной из последних мер Луцкого братства. Затем оно, как братство православное, исчезает совершенно, лишавшись своего достояния, перешедшего насильственным путем в руки упомянутых тринитаров и базилиан–униатов, которые потом захватили в свои руки братский Крестовоздвиженский монастырь. 70 В Брестской земле, в Подляшье и в Забужье, а также в Холмской земле, вследствие соединенных усилий иезуитов и базилиан, а равно членов других монашеских орденов, как, например: бернардинов, доминиканцев и пиаров, униатство постепенно заняло, в конце XVII и в XVIII веках, господствующее положение, а народонаселение понемногу ополячивалось. Даже такое насилие было терпимо, как отдача в аренду евреям участка земли в г. Бресте, на котором прежде находилась православная Козмодемьяновская церковь . 71 В Холмской же земле многие русские священники принуждены были жить милостыней. 72 Брестское православное братство, несмотря на все эти неблагоприятные условия, продолжало существовать. Оно сосредоточилось при Симоновском монастыре, который с 1633 года навсегда остался во владении православных, получая от них щедрые пожертвования на церковные нужды и на потребности богадельни, с условием однако, чтобы расходы эти производились с ведома и согласия братства. 73 Для иллюстрации тяжелого положения Брестских православных, мы, в виде примера, приведем следующий факт, к сожалению, часто повторявшийся в польско-русских городах того времени. В праздник Св. Троицы, в июне 1678 года, в то время как православная погребальная процессия, с духовенством во главе, в сопровождении именитых брестских мещан, направлялась обычною дорогою, чрез рынок, в церковь св. Симеона, приор августианского монастыря, со своими монахами, прислугою, вооруженными палками, напал на процессию, причем многие были побиты и изранены. Все лица, сопровождавшие покойника, разбежались; даже те, которые несли покойника, также оставили его на носилках среди рынка; один только сын покойного не покинул тела и вынужден был нанять телегу и свезти покойника на кладбище, где и похоронил его без всяких погребальных обрядов. 74

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси января 1865-†7 апреля 1925 Прославлен в 1989 г. Память празднуется 26 сентября/9 октября (прославление) и 25 марта/7 апреля (преставление) Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин) родился в деревне Клин (Псковская губерния) в семье священника. Он учился в Торопецком духовном училище, затем – в Псковской семинарии и в Петербургской Духовной академии. В 1891 г. он принял монашеский постриг с именем Тихон. С 1892 г. отец Тихон, уже архимандрит, занимал должность инспектора Холмской семинарии, затем – ректора Казанской семинарии. 4 октября 1897 г. в Петербурге была совершена его хиротония во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. В декабре 1898 г. Святитель был назначен предстоятелем Алеутско-Американской кафедры. В Америке он успешно трудился над распространением Православия. По его благословению был сделан первый перевод Божественной Литургии на английский язык. В 1905 г. Святитель возведен в сан архиепископа. Через два года его переводят на Ярославскую кафедру. В 1913 г. Святителя назначили на служение в Вильно. Здесь его застает Первая мировая война. Святитель объезжает линию фронта, служит Литургии и молебны, исповедует и причащает раненых и умирающих солдат. После Февральской революции святитель Тихон был незаконно уволен из Синода, но 21 июня 1917 г. он избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. После возрождения Поместным собором 1917–18 гг. патриаршества, 5 (18) ноября 1917 г. святитель Тихон был избран на всероссийский патриарший престол. Старец Зосимовой пустыни Алексий вынул жребий с именем Митрополита Московского Тихона. Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе московского Кремля. Начинался долгий крестный путь Святителя, путь противостояния безбожной власти. Патриарх Тихон написал ряд обращений, призывающих остановить растущее беззаконие, стремился защитить права Церкви, церковные святыни и жизнь верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Христос пришел на землю, как свидетельствует сегодняшнее Евангелие, чтобы творить добро. Каждый Его ученик должен следовать примеру своего Учителя. Мало проповедовать добро. Нужно добро творить. Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Эту любовь нужно подтверждать добрыми делами, как это делал некогда самарянин. Греческая пословица гласит: «слова учат, а примеры притягивают». Пусть сегодняшнее Евангелие утвердит нашу веру в силу Божественного Искупления нас Иисусом Христом, веру, иссякающую в наши дни. Пусть укрепит Он нашу любовь к Святому Православию, вере холмско-подляшских мучеников, отдавших жизнь свою за само имя православный. А мы, их потомки, должны исполнять их заветы, помня, что нарушающий завет отца и матери будет проклят. Мы прибыли сюда, на святую Холмщину, чтобы, соединившись в молитве, просить Всевышнего о благополучии для вас и ваших семей. Воспитывайте своих детей в духе православной веры, в страхе Божьем. Господи Вседержителю, некогда слепого исцеливый, исцели и ныне слепоту душ наших и благослови жизнь нашу. Аминь. Пятидесятница Тогда, когда природа живет полнотой своей жизни, цветут деревья, луга, поют птицы, насыщенные благами земли и своим пением прославляют Бога — Создателя вселенной, святая Православная Церковь благовествует о начале новой эпохи, о сошествии Святого Духа на апостолов, на каждого из нас, на весь мир. Почти две тысячи лет тому назад сошел на человечество Дух мира, любви и единства. Момент сошествия повернул мир в другую сторону, началась новая эра, эра врачевания ран, нанесенных первородным грехом, началась жизнь христианской Церкви. Святой Дух был послан в мир, чтобы одухотворять его и руководить им. Настало время воссоединения грешного человека с Богом. И хочется воскликнуть: «Святый Душе, омой наши души от скверны, утоли болезни, а в сухие, черствые сердца, влей желание трудиться над собой». Святой Дух, сойдя на апостолов, преобразил их. Пропали колебания и сомнения. Из простых, неграмотных мужчин, они стали бесстрашными проповедниками. Из рыбаков превратились в ловцов душ человеческих, посвятивших всю свою жизнь Христу. Святой Дух действовал и действует в мире по сей день, ведя Церковь Христову через все бури и невзгоды. Не раз казалось, что церковный корабль потонет среди бушующего моря, но владеющий судьбами Церкви Животворящий Дух Святой, выводил Ее на спокойные воды.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Подобно Федотову, действовали федосеевские наставники и других иногородних общин. В том же сборнике, из которого мы заимствовали сведения о взгляде на брачную жизнь Красно-Холмских федосеевцев, помещено «соборное письмо» наставников Преображенского кладбища «к Тихвинским христианам в лето 1799, июля 26-го дня», из которого видно, что и в Тихвинском уезде дела шли не лучше, чем в Красно-Холмском. Вот что писали в этом письме вожди московского федосеевского раскола: «благочестивым жителям града Тихвина... Ничтоже, любезная братия, так гневает Бога, якоже раздор церковный, и ничтоже тако угодно Ему, еже в любви и единомыслии пребывати, по божественному гласу: пребываяй в любви, в Бозе пребывает; тем же первого всячески убегатн подобает, второго же всеми силами хранити достоит. Того ради мы, собравшеся общекупно, о происшедшем несогласии в ваших пределах о незаконно от некиих приемлемых разнообразно бранившихся, по приятии православные веры, в церковное общение без разводу, чего ни в божественных правилах не обретается, ни y прежних отец наших и страдальцев приемлемо не бывало; того ради всех и каждого просим, хотящего пребывати в любви Божией и единомыслии церковном, чтоб как яыне, так ы впредь такового, яко противного отеческим пределом, новшества в церковь (?) не вводити и тем христианским душам соблазна не творити и подписанных законнобрачившихся без разводу в церковное общение не допущати, и которые приняты от кого без разводу, и таковых отлучати или кто будет вновь оных приимати, и нам с таковыми людьми общения не имети» 449 . В 1800 г., в сентябре, наставники Преображенского кладбища выдали «моздоцкой лиши служилому казаку соборное о прежде бывших и нынешних христиан мудровании извещение», – с тем, чтобы он предъявил его «давнего святоотеческого предана содержателям Саратовским, Царицынским, Астраханским и прочих стран правоверным». Изложив в этом «извещении» свой взгляд на брачную жизнь и сказав, как должно принимать в общество федосеевцев «брачившихся до познания православные веры» и «по принятии веры разнобрачившихся», преображенцы в заключена увещевали «всех, хотящих в единомыслии с ними пребывати», посыпать касательно брачных согласно с предписаниями кладбища 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Трудно и даже невозможно изобразить все чудотворные иконы, которые, как знамение попечения Царицы Небесной, сохраняются в городах и весях православной России и, как неисчерпаемый источник благодати Божией, изливают на всех людей дивную помощь и неисчислимые благодеяния. При составлении описания святых изображений мы пользовались всем, что могли найти для своей цели в сказаниях летописцев и в других достоверных исторических источниках 151 . Вполне сознаем недостатки нашего немощного труда, но и умолчать не можем выражения глубокого чувства благодарности и благоговейной хвалы, которыми преисполнены наши сердца к Преблагословенной Матери Господа нашего, к нашей премилосердой Заступнице и Покровительнице. Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати не достойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасавши присно от всяких лютых. 151 Для составления пРед.лагаемого описания событий земной жизни Пресвятой Богородицы и чудотворных Её икон служили следующие источники: Четьи-Минеи; Пролог; История Российского Государства Карамзина; Покров Пресвятой Богородицы над Росшею, 1843 г.; Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 1853 года; Сборник изображений явленных чудотворных икон Пресвятой Богородицы, 1866 г.; Ветхий и Новый Завет протоиерея Николая Попова , 1880 года; Месяцеслов Православной Церкви Ив. Косоланова, 1880 г.; Вышний Покров над Афоном, 1881 г.; Дни богослужения протоиерея Дебольского, 1882 г.; Изображения икон Пресвятой Богородицы, 1882 г.; Жизнь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, с прибавлением сборника изображений явленных и чудотворных икон, 1884 г.; Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы, 1888 г.; Холмская Русь, 1887 г.; Описание царскосельской святой чудотворной иконы Знамения Божией Матери, составитель протоиерей придворной царскосельской церкви, магистр Иоанн Цвинев; Русский Паломник; Историческо-Статистические сведения СПб. епархии; Киев и его святыня Николая Сементовского, 1864 г.; Жизнь Пресвятыя Богородицы и сказания о чудотворных иконах Е. Тихомирова; Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Её святые иконы, Москва 1892 г.; Месяцеслов Святых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих; Церковные Ведомости; Опыт сравнительного описания 1877 г. Александра Виноградова . (В сноске сохраняется орфография подлинника, так как в ней приведены в основном библиографические сведения – Ред..

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Его попечение о киевской митрополии ограничивалось только тем, что он утверждал новоизбранного киевского митрополита и для посвящения его иногда присылал своего экзарха. Отсутствие верховного надзора за южнорусской Церковью способствовало развитию в ней разного рода нестроений. Архиерейские, настоятельские и священнические места покупались некоторыми за деньги при жизни занимавших их, епископы вели жизнь недостойную своего сана, не слушались своего митрополита и не заботились о своей пастве, монахи оставляли свои монастыри и бродили повсюду, миряне вмешивались в церковные суды и расхищали церковную собственность. Иезуиты в своих сочинениях резко описывали все нестроения в южнорусской Церкви, указывали на унию с Римом, как на единственное средство к устранению их, и тем смущали православных. Многие православные в то время говорили: «Если не исправится в Церкви такое беззаконие, то мы в конец разойдёмся, отступим под римское послушание и будем жить в безмятежном покое». Патриарх Иеремия проездом из Москвы посетил южную Россию и сделал несколько распоряжений к устранению церковных беспорядков, но его распоряжения вызвали сильное недовольство среди высшей иерархии и ускорили введение унии. Патриарх прежде всего низложил киевского митрополита Онисифора Дивочку за двоежёнство и на его место поставил минского архимандрита Михаила Рогозу, человека слабохарактерного, неспособного править Церковью в трудное время. Но, не доверяя вполне митрополиту, Иеремия назначил своим экзархом луцкого епископа Кирилла Терлецкого. Митрополит был оскорблён таким недоверием патриарха, а Кирилл был недоволен тем, что патриарх принимал на него жалобы от львовского епископа Гедеона и хотел по этим жалобам судить его. Гедеон же негодовал на то, что патриарх расширил права львовского братства в ущерб его епископской власти. К числу недовольных патриархом принадлежали епископы холмский Дионисий и пинский Леонтий, которые по распоряжению патриарха должны были быть низложенными за нечистую жизнь. Этим недовольством воспользовались иезуиты и стали доказывать, что зависимость от патриарха вредна для русской иерархии, что, напротив, в союзе с римской Церковью она достигнет полной самостоятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010