Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 17.09.1884, дер. Луковиско, ныне Бяльского повята Люблинского воеводства, Польша - 2.03. 1961, Одесса), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов. Период до 1917 г. Род. на Холмщине в семье зажиточных крестьян-украинцев; был старшим из 4 детей. Обучался в Варшавском ДУ (1897-1901) и Холмской ДС (1901-1907). В числе его преподавателей в ДС был Дионисий (Валединский ; впосл. митрополит Варшавский и всея Польши). В 1911 г. М. Ф. Оксиюк окончил КДА со степенью кандидата богословия. В период обучения в академии некоторое время проживал на квартире философа проф. П. П. Кудрявцева , с которым впосл. сохранял дружбу. Как один из лучших выпускников, Оксиюк был оставлен при академии стипендиатом для подготовки к получению профессорского звания. В «Отчете о занятиях в 1911-1912 акад. г. профессорского стипендиата Михаила Оксиюка» (К., 1912) содержится подробный аналитический обзор вост. и зап. церковной письменности V-VIII вв., в частности разбор сочинений представителей монашеской лит-ры V в. Палладия , еп. Еленопольского, и прп. Марка Пустынника . В трудах последнего Оксиюк отмечает влияние сочинений, приписываемых прп. Макарию Великому . Особо Оксиюк выделяет блж. Августина , школой к-рого «стало в известном смысле все западное богословие». В 1912-1915 гг. в журналах «Холмская церковная жизнь» и «Холмская Русь» Оксиюк опубликовал ряд статей и заметок о церковной жизни Холмщины в XVII-XVIII вв. В «Трудах Киевской Духовной Академии» с 1911 г. и до окончания издания в 1917 г. печатались его проповеди, произнесенные в соборе Киево-Братского в честь Богоявления мужского монастыря в Великий пост. В 1912 г. Совет КДА избрал М. Ф. Оксиюка на должность и. о. доцента кафедры древнехрист. лит-ры. Этому избранию содействовало прекрасное знание Оксиюком древних языков - греческого и латинского; из новых языков кроме русского и украинского он владел польским и немецким.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

преосвященного Евлогия, епископа Холмского, временно управляющего Варшавской епархией, от 15 декабря 1905 года Во исполнение указа Святейшего Синода от 27 июля сего года, за 8, долг имею почтительнейше представить Святейшему Синоду заключения комиссии, учреждённой почившим архиепископом Варшавским и Привислинским Иеронимом по разработке вопросов, предположенных к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви; при сем считаю нужным присовокупить, что я никакого участия в трудах этой комиссии не принимал и поэтому не могу быть ответственным за правильность её заключений; некоторых из этих заключений я не разделяю. Заключения учреждённой архиепископом Варшавским и Привислинским Иеронимом комиссии по разработке вопросов, подлежащих обсуждению Поместного Собора русской Церкви I. По вопросу о разделении России на церковные округа под управлением митрополитов При обсуждении данного вопроса комиссия принимает во внимание следующие соображения. Подготовляемая церковная реформа в России должна иметь своей целью восстановление тех норм жизни и деятельности Церкви, кои установлены правилами апостольскими и соборными. По смыслу и духу Церкви православной, необходимыми и взаимно дополняющими факторами жизни и религиозной и церковной должны быть свобода и подчинение высшему авторитету Собора. Свобода содействует беспрепятственному развитию духовной жизни, а подчинение авторитету соборному предохраняет эту жизнь от всяких возможных уклонений от нормы. Оба эти фактора в своей нераздельности и составляют то основное качество соборности, которым должна регулироваться вся жизнь Церкви во всех её проявлениях. Церковь соборна, и действия правительства церковного должны выражать желания всех управляемых; идея соборности тожественна с идеей самоуправления. Наиболее верное выражение начала соборности или самоуправления в практическом, жизненном его осуществлении представляет именно областной митрополичий строй Церкви. Поэтому, по мнению комиссии, разделение православной России на церковные округа под управлением митрополитов желательно и необходимо – с непременным условием значительного увеличения числа епископских кафедр в русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Жизнеописание святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона 599 Будущий патриарх, Василий Иванович Белавин, родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии. Детские и юношеские годы прошли в русской деревне. После окончания церковноприходской школы в 1878 году он поступил в Псковскую семинарию. Среди товарищей пользовался уважением и любовью. Высокого роста, белокурый, всегда спокойный, уравновешенный, среди товарищей он выделялся своими успехами в учебе и полным отсутствием юношеского тщеславия. Обычно отличники держатся особняком – семинарист Белавин, напротив, всегда стремился помочь своим товарищам. Он рад был объяснить и помочь в приготовлении уроков. Причем часто сопровождал свои объяснения шуткой. Уже в семинарии за ним установилось шутливое прозвище «архиерей». После окончания Псковской семинарии в 1883 году он поступает в Петербургскую духовную академию. После окончания Петербургской академии в 1888 году назначается преподавателем в Псковскую семинарию. В течение трех лет преподает в семинарии. За это время его полюбили не только семинаристы, но и жители Пскова. Жил он в мезонине деревянного дома близ храма Николы Соусохи. В этот же период принимает решение об избрании монашеского пути, а в 1891 году принимает монашеский постриг. Учитывая всегдашнюю кротость, при постриге ему дают имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского , также отличавшегося кротостью. Вскоре после пострига иеромонаха Тихона переводят инспектором в Холмскую духовную семинарию. Холм – скромный уездный городок бывшей Люблинской губернии, с польско-еврейским населением, с налетом польской культуры даже на русских горожанах. Основное население – украинцы. Среди постоянных жителей немало униатов. Митрополит Евлогий (Георгиевский), ставший ректором Холмской семинарии сразу после архимандрита Тихона, так описывал жизнь Холмщины: «Религиозная и народная жизнь Холмщины была сложная. В ней скрещивались и переплетались разнородные религиозные течения, воздействия разных культурных наслоений, обусловленные всем историческим прошлым этого края: Русь и православие – как исторический фундамент; Польша и католичество в виде унии – как дальнейшее наслоение...» 600 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Евлогий (Георгиевский) Евлогий ( Георгиевский Василий ), митр. в Париже. Родился 10 апреля 1868 года в Тульской епархии. В молодые годы он часто посещал Оптинскую пустынь и великого старца этой обители Амвросия, который раскрыл ему духовную красоту иночества. Заложенное великим старцем было окончательно утверждено одним архипастырем, участвовавшим впоследствии в его хиротонии во епископа. Он понял, что пастырство, как высочайшее служение любви Христовой, требует, прежде всего, от своих служителей самоотречения, что аскетизм является существенным, важнейшим свойством пастырского настроения и главнейшей основой пастырской деятельности, понял, что служить делу духовного возрождения и спасения можно не иначе, как через умерщвление в себе личной себялюбивой жизни. Ему стало ясно, что жизнь инока-пастыря, обручённого с Церковью и окружённого «светообразными чадами церковными», полна таким богатством внутреннего содержания, которое изгоняет из сердца чувство духовного одиночества и с избытком восполняет отсутствие радостей семейной жизни. Однако полный переворот в его душе к иноческой жизни произошёл после духовной школы. В 1892 году он окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1893 году назначен помощником смотрителя Ефремовского духовного училища. В 1894 г. – преподаватель Тульской духовной семинарии. В 1895 г. пострижен в монашество архимандритом Антонием (Храповицким) . 12 февраля рукоположен в иеромонаха и назначен инспектор Владимирской семинарии. В 1897 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Холмской духовной семинарии. Будучи ректором семинарии, Владыка Евлогий начал входить в общение с будущей своей паствой, посещал сельские храмовые и местно-чтимые праздники, совершал богослужения, произносил проповеди , так любимые народом, беседовал с крестьянами, знакомился с их бытом, воззрениями и нуждами. Сильное и глубокое чувство сострадания испытывал Владыка Евлогий при виде Холмского простонародья, пережившего многовековое духовное и материальное иго польских ксёндзов и помещиков, почти утратившего национальное русское самосознание, лишённого своих интеллигентных руководителей, невежественного, обездоленного, обнищавшего, уже начинавшего забывать по местам свою родную речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Путь моей жизни: По страницам воспоминаний Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни: По страницам воспоминаний/В сокращ.; сост., предисл. Т.А.Соколовой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 256 с. – (Духовное наследие Русского зарубежья). В серии «Духовное наследие русского зарубежья» вышла книга митрополита Евлогия (Георгиевского) «Путь моей жизни: По страницам воспоминаний». Книга воспоминаний крупнейшего церковного деятеля митрополита Западноевропейского Евлогия (Георгиевского; 1868–1946). В них предстает драматическая картина церковной и общественной жизни России и Зарубежья первой половины XX века. Специально для серии сделана сокращенная версия воспоминаний митрополита Евлогия. Приводим предисловие книги: Предисловие Митрополит Евлогий  (Георгиевский) прожил большую, долгую  жизнь. Родился он в 1868 году, скончался в 1946-м. И всю свою жизнь, без остатка отдал служению  Русской Церкви: до 1919 года – на Родине, в последующую четверть века – на чужбине: страшное революционное лихолетье прочертило резкую грань: до и после. До революции –  ректор Холмской духовной семинарии, епископ  и архиепископ Холмский, архиепископ Волынский… А вместе  – член Государственной думы второго и третьего созывов; с 1914-го – один из руководителей Союза русского народа; в 1917–1918-м – участник Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего патриарха Всероссийского. В пореволюционную пору – архиепископ, а затем митрополит Русской Православной Церкви в Западной Европе: до 1930-го –  под омофором Московского Патриархата, с 1931-го по 1945-й – в юрисдикции  Константинопольской Православной Церкви. Владыка Евлогий тяжело переживал разлуку с Родиной, с Матерью-Церковью, но бросить десятки тысяч  пасомых, оказавшихся без родимой земли, а часто и без крова над головой он не мог. К 1917 году Санкт-Петербургская епархия  насчитывала в Западной Европе не более десяти приходов. В годы служения на Западноевропейской кафедре владыка Евлогий довел их число до ста с лишним.

http://pravoslavie.ru/6069.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.0 из  5) Глава 10. Викарный епископ (1903–1905) Нареченного во епископы вызывали обычно в Петербург. Хиротония совершалась в Казанском соборе или в Исаакиевском, иногда в Александро–Невской Лавре. Бывали они и в Киеве и в Москве — словом, в одном из митрополичьих центров. Меня решили посвятить в Холме. Исключение из общего правила объясняется тем, что торжеству хотели придать характер большого церковно–народного события в нашей епархии; оно должно было произойти на глазах холмского народа и тем самым сроднить его с новым епископом, а также — нравоучительно подействовать на недавних униатов. В Холме была древняя святыня: чудотворная икона Божией Матери . Пребывала икона в городском кафедральном соборе; висела над царскими вратами и на винтах спускалась для молебнов и поклонения (по субботам служили акафисты, а по воскресеньям после обедни — простые молебны). Вся местная церковная жизнь имела своим средоточием эту замечательную икону. Моя хиротония в Холмском соборе перед народной святыней должна была иметь и символическое значение: я получаю омофор из рук Холмской Божией Матери. Я очень этому радовался. Вместе с синодальным указом пришло и распоряжение архиепископа Варшавского Иеронима готовиться к посвящению, которое должно было состояться через неделю в его присутствии. Архиепископ Иероним, как я уже сказал, ходатайствовал в Петербурге о моем назначении, победив сопротивление в Синоде, где епископ Маркелл, бывший Холмский епископ–галичанин, воссоединившийся из унии, высказался против меня на том основании, что меня якобы местное духовенство недолюбливает. Очевидно, на него воздействовали через переписку священники–галичане; они были вольного духа и меня боялись, потому что я стоял за дисциплину. «Но его любят архиепископы и епископы…» — возразил епископу Маркеллу Петербургский митрополит Антоний (Вадковский). Я получил предложение владыки Иеронима о хиротонии в половине декабря, за неделю до роспуска семинарии на Рождественские каникулы. Подготовить все к посвящению в столь короткий срок мне было трудно. Надо было пригласить 3–4 епископов, которые вряд ли так скоро могли бы приехать; достать все им необходимое для священнослужения; надо было и самому подготовиться. А главное, мои семинаристы разъезжались на каникулы, и торжество состоялось бы в их отсутствии. Я написал архиепископу Иерониму — просил отложить посвящение до конца каникул, просил и о разрешении тем временем съездить к родителям за благословением. Архиепископ Иероним на все согласился.

http://azbyka.ru/fiction/put-moej-zhizni...

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович), митр.Киевский и Галицкий Родился 17 марта 1863 года в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877–1878 гг. (в НЭС m.III, стб.67, БЭС m.I, стб.197 и БЭЛ m.I, стб.904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии» на 1917 г., стр.41). Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью, по глубокому влечению сердца к науке боговедения, поступает в С.-Петербургскую Духовную Академию. В ранней молодости Алексей Храповицкий находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же. В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 г. был рукоположен во иеромонаха. Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества. В 1885 г. по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1686 год. В 1886 г. назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию. В 1887 г. был избран исполняющим должность доцента Петербургской Духовной Академии по кафедре Св.Писания Ветхого Завета. В «Церк.Вестнике» за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре «Введение в круг богословских наук» той же Академии до 1890 г. В 1888 г. получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности.» В том же году утвержден в звании доцента Академии. В 1809 назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии. В 1890 получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую Духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси января 1865-†7 апреля 1925 Прославлен в 1989 г. Память празднуется 26 сентября/9 октября (прославление) и 25 марта/7 апреля (преставление) Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин) родился в деревне Клин (Псковская губерния) в семье священника. Он учился в Торопецком духовном училище, затем – в Псковской семинарии и в Петербургской Духовной академии. В 1891 г. он принял монашеский постриг с именем Тихон. С 1892 г. отец Тихон, уже архимандрит, занимал должность инспектора Холмской семинарии, затем – ректора Казанской семинарии. 4 октября 1897 г. в Петербурге была совершена его хиротония во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. В декабре 1898 г. Святитель был назначен предстоятелем Алеутско-Американской кафедры. В Америке он успешно трудился над распространением Православия. По его благословению был сделан первый перевод Божественной Литургии на английский язык. В 1905 г. Святитель возведен в сан архиепископа. Через два года его переводят на Ярославскую кафедру. В 1913 г. Святителя назначили на служение в Вильно. Здесь его застает Первая мировая война. Святитель объезжает линию фронта, служит Литургии и молебны, исповедует и причащает раненых и умирающих солдат. После Февральской революции святитель Тихон был незаконно уволен из Синода, но 21 июня 1917 г. он избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. После возрождения Поместным собором 1917–18 гг. патриаршества, 5 (18) ноября 1917 г. святитель Тихон был избран на всероссийский патриарший престол. Старец Зосимовой пустыни Алексий вынул жребий с именем Митрополита Московского Тихона. Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе московского Кремля. Начинался долгий крестный путь Святителя, путь противостояния безбожной власти. Патриарх Тихон написал ряд обращений, призывающих остановить растущее беззаконие, стремился защитить права Церкви, церковные святыни и жизнь верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Исидор посетил также монастырь святых Марфы и Марии на Святой горе Грабарке. Священномученик Серафим (Остроумов) родился в 1880 году в Москве. В 1904 году окончил Московскую духовную академию , принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. 1905 году стал насельником Онуфриевского Яблочинского монастыря и принимал активное участие в восстановлении этой обители. Был благочинным монастырей Холмской епархии. В 1916 году рукоположен во епископа Бельского, викария Холмской епархии. С 1927 года — архиепископ Смоленский и Дорогобужский. Неоднократно арестовывался советской властью за сопротивление изъятию церковных ценностей и за антисоветскую пропаганду, последний раз — в 1936 году. Расстрелян 8 декабря 1937 года в Катынском лесу. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Кирила Варшавському з днем : та звернення] Собор Церкви висловив подив у зв " язку з влади що ставлять поза законом Православну Церкву Послання Кирила Варшавському : Послання] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами новомученики XX – Польська Церква –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4247180...

Жадро. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Жадринского погоста /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь построена в 1657 году (по другим данным в 1687 году) помещиком, статским советником Петром Матвеевичем Херасковым. Церковь неоднократно ремонтировалась, в 1863 году выполнена позолота иконостаса. Колокольня также деревянная. В начале XX века отмечена ветхость колокольни. В приходе были Жадринская (открыта 1 ноября 1888 г.) церковно-приходская школа и две земские: в деревнях Шейкино и Притчино. В 1914 г. в Жадринской школе училось 44 мальчика и 14 девочек. До 1876 г. причт церкви состоял из священника и псаломщика, с этого года – настоятель и два псаломщика, но в дальнейшем причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. Священник Иоанн Филиппович Неворожский (1833 - 3 апреля 1909) родился в погосте Ельно Холмского уезда Псковской губернии в семье дьякона. После окончания Псковской духовной семинарии в 1864 г. рукоположен в сан священника погоста Жадро. Вся жизнь о. Иоанна связана со здешними местами. За заслуги по духовному ведомству священник был награжден набедренником, бархатной фиолетовой скуфьёй, камилавкой. В память Священного Коронования Императора Николая II Александровича он награжден серебряным крестом на серебряной цепочке, в память царствования Государя Императора Александра III Александровича награжден медалью на Александровской ленте. 18 апреля 1901 г. священник Неворожский уволен за штат (на пенсию), 3 апреля 1909 года о. Иоанн скончался. Священник Иоанн Иоаннович Загорский (1870 - ?) после обучения в Псковской духовной семинарии служил учителем в Даличинской церковно-приходской школе Островского уезда, в 1894 г. рукоположен в сан дьякона и одновременно оставался учителем в школе. В 1901 г. его назначили служить в погост Влицы Великолукского уезда. 18 апреля 1901 г. Иоанн Иоаннович рукоположен в сан священника и назначен служить в Жадро. Здесь он также состоял законоучителем в церковно-приходской школе и земских школах. В годы Первой мировой войны он оказал большую помощь Опочецкому уездному комитету Российского общества Красного Креста. 11 декабря 1914 года о. Иоанн как уполномоченный уездного комитета от имени русского населения г. Опочка и Опочецкого уезда отправил второй транспорт пожертвований в район боевых действий: полушубки, табак, более 142 пудов сала, сахар, сухари, пряники, баранки, конверты, бумагу, карандаши, многое другое. В 1911 г. он награжден набедренником, в 1912 г. – скуфьёй.

http://sobory.ru/article/?object=24277

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010