1-го сентября проф. свящ. М. Чемена подал правлению семинарии прошение, в коем просит, по поводу поступления его на законоучительскую должность при первой одесской гимназии, уволить его от занимаемых должностей, так как он не может совместить их с законоучительством. Предписанием киевской дух. академии дано знать, что на место о. Чемены, определение синода, наставником словесности и латинского языка назначен воспитанник киевской дух. академии Павел Капитанников 176 . Св. синод определением от 1-го декабря постановил: ректора одесской сем. архимандрита Серафима переместить на туже должность в тобольскую семинарию, а на его место ректором и наставником богословия назначить ректора тамбовской семинарии архим. Феофилакта (Праведникова), предписав ему, по прибытии в Одессу немедленно войти в подробное и основательное рассмотрение хозяйства херсонской семинарии и о последующим, вместе с заключением своим касательно сокращения расходов по семинарии, донести по установленному порядку, а между тем, до отбытия к месту нового назначения, явиться в С.-Петербург для получения от преосвященного митрополита новгородского и с-петербургского надлежащего наставления 177 . Из указа св. синода ясно видно, что причиной перевода архим. Серафима в тамбовскую семинарию послужило отсутствие в нем способностей хозяина. Большое зло нашей духовной школы заключается, между прочим, в том, что в лице ректора совмещаются разнородные функции: воспитательная, учебная и хозяйственная. Ректор может быть прекрасным воспитателем и учителем, но никуда не годным хозяином. Между тем, возглавляет администрацию данной школы, он является ответственным за ту сторону ее жизни, в которой он ничего не смыслит и которая к тому же не поддается никакому контролю. Не может, напр., ректор ездить на базар, заготовлять продукты и т. д. между тем, именно эти расходы требуют сильного дозора, так как цены базарные меняются ежедневно в зависимости от привоза, погоды и проч. Тут должно быть официальное лицо, которое бы ведало экономическую часть и всецело отвечало за ее дефекты. Бывают, конечно, случаи и противоположного порядка. Ректор, допустим, большой хозяин или мнит себя таковым. В первом случае он будет увлекаться хозяйственной частью в ущерб воспитательной и учебной; во втором, он будет наносить казне убытки и никто не в силах поставить ему преграды. Иное дело, если в учебном заведении хозяйственная часть находится в руках одного лица. Последнее знает только хозяйство, не разбрасывается в своей деятельности, все свои силы направляет в одну сторону и всецело отвечает за порученную ему часть. Напр., в институтах благородных девиц ведомства Императрицы Марии строго разграничены части воспитательная, учебная и хозяйственная. Каждая из этих частей имеет своего представителя в лице начальницы, инспектора по учебной части и управляющего хозяйственной части. Это трио составляет совет института, который контролирует каждую часть, отчитываясь пред высшим начальством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовная основа экономического познания и хозяйственной практики 23.06.2021 757 Время на чтение 42 минут 29 июня исполняется 80 лет постоянному автору «Русской народной линии» доктору философских наук, профессору Института экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ) Анатолию Павловичу Ветошкину. В канун славного юбилея предлагаем читателю его статью, посвященную важнейшей проблеме духовного обоснования хозяйственной деятельности. В Институте экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ) 22-23 апреля 2021 года состоялась Международная научно-практическая конференция « Духовно-нравственный путь социально-экономического развития России». Актуальность и значимость тематической направленности конференции предопределена условиями социально-экономической неопределенности и кризисной трансформацией современного общества . Вслед за С.Н. Булгаковым мы вынуждены признать экономизм самой отличительной чертой «исторического самочувствия нашей эпохи». В исторической поступи России формировался ее духовно-нравственный путь, национально-культурный код, выражался цивилизационный выбор. Важно понять суть общества, к которому мы стремимся, как духовно-социальное образование; наши идеалы и смыслы, цели и ценности, которыми мы вдохновляемся и руководствуемся. На основе ясного образа созидании будущего России должен строиться курс государственной политики. В известном смысле можно констатировать, что какая бы проблема общества и человека ни была в фокусе гуманитарных наук, в каких бы направлениях и формах познания ни ставилась и ни решалась, она завершается выходом в идеологию, в общественные теории, в социальную и хозяйственную практику, в жизнь людей. Весьма затруднительно квалифицировать сущность современного российского общества, характеризовать его социально-экономический и государственно-политический строй, идеологию. Формационный, цивилизационный, технико-технологический, информационный, культурологический подходы в понимании общества должны быть осмыслены в их диалектическом перекрестии с духовно-нравственных позиций. Предметом такого осмысления берется экономика.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/22/...

Плоды работы хозяйственного отдела, с одной стороны, поддерживали материальное состояние Миссии, наряду с десятипроцентными отчислениями, поступающими из приходов, и, с другой стороны, способствовали главному назначению и служению этой церковной миссионерской организации. В состав хозяйственного отдела Миссии входили: свечной завод, размещавшийся в колокольне Псковского кафедрального собора, иконописная мастерская, находившаяся во Пскове на территории Кремля, и магазин церковных принадлежностей на Главной улице Пскова. Свечной завод обслуживал большинство приходов, находящихся на территории Миссии. Продукция была гораздо качественнее той, что выпускали частные предприниматели, и являлась главным источником дохода Миссии. В иконописной мастерской трудилось 20 человек, среди них заведующий мастерской, мастера-живописцы, золотошвейки, ученики и ученицы, артель резчиков по дереву и столяры. Здесь писали новые иконы и реставрировали старые, изготавливали хоругви, кресты, голгофы, плащаницы, церковные сосуды, вплоть до целых иконостасов. В основном мастерская выполняла заказы, поступающие от церквей, нередко перерабатывая их же сырье в готовые изделия. Порой артель мастеров выезжала по запросам той или иной отдаленной церкви и на месте проводила необходимые работы. Продукция производилась в большом количестве, но доход производства едва покрывал расходы, связанные с содержанием мастерской. Но конечно, не доход был основным стремлением в деятельности хозяйственного отдела Миссии, но «снабжение церквей теми необходимыми предметами, которые в свое время были из церквей расхищены и без которых совершение богослужений и внутренний вид храмов многое бы потеряли» 51 . Пунктом распространения этих предметов являлся магазин предметов церковного обихода. Он полностью обеспечивал потребности не только жителей Пскова, но и приезжих из других городов, деревень и отдаленных регионов 52 . До начала действия Миссии проблему обеспечения предметами христианской веры народ решал самостоятельно, насколько позволяли возможности. Один из миссионеров вспоминает, что встречались умельцы, изготовлявшие нательные крестики из советских монет. А поступавшие крестики из только что организованного магазина Миссии освящались сотнями и затем нарасхват раскупались прихожанами 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последняя статья этого отдела „Каким путем привести в порядок расстроенное хозяйство помещиков“ также имеет связь с работами Д. Ф–ча по крестьянскому делу. Она относится к тому времени, когда землевладельцам, а в том числе и Дмитрию Федоровичу, приходилось перестраивать свои хозяйства на новых началах вследствие коренного переворота, произведенного в сельско-хозяйственных условиях реформою 1861 г. В то время этот вопрос обсуждался, как в периодической печати, так и в сельско-хозяйственных обществах и съездах 25 . При этом многими известными публицистами и хозяевами высказывалось мнение, что причина затруднительного положения помещиков заключалась в отсутствии у нас в то время достаточного количества безземельных сельских рабочих. Защитники этого взгляда (проводившегося, между прочим, „Московскими Ведомостями“) восставали во имя экономической свободы против земельной общины и неотчуждаемости крестьянской надельной земли. В упразднении мирского владения и в предоставлении крестьянам полной свободы распоряжаться землею они видели необходимые условия для процветания сельского хозяйства вообще и для устранения затруднений, на которые жаловались в те время землевладельцы. Дмитрий Федорович в упомянутой выше статье своей высказывается решительно против этого воззрения, которое шло вразрез с его основными убеждениями по крестьянскому делу. Указывая на то, что сторонники этого воззрения неизбежно должны прийти к необходимости полного обезземеления крестьян, Д. Ф. с другой стороны проводил в своей статье ту мысль, что обработка земли наемными рабочими и батраками, сама по себе, вовсе не может считаться наиболее совершенною системою хозяйства и что для других хозяйственных систем (отдача земли исполу и в аренду), напротив, существование рядом с помещичьими самостоятельных и хорошо оборудованных крестьянских хозяйств является необходимым условием. Этим исчерпывается все то, что предположено было напечатать в собрании статей Дмитрия Федоровича. Среди его бумаг сохранилось кроме того не мало работ, исполненных им в то время, как он, состоя гласным Московской Городской Думы и Московского Губернского Земского Собрания, принимал живое участие в деятельности этих учреждений. Труды эти, иногда довольно значительные (напр., доклады совета попечителей и попечительниц городских училищ, председателем которого он состоял целый ряд лет; обширный доклад комиссии по устройству в Москве водопровода и т. п.), не представляют однако по своему содержанию того общего интереса, который давал бы основание для помещения их в настоящем издании. Может быть, если когда-нибудь удастся составить биографический очерк Д. Ф–ча, отдельные выдержки из этих трудов найдут себе в нем место.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Сыновне хочу поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за высокое доверие, которое Вы мне оказали, предложив Священному Синоду в 2009 году мою кандидатуру в качестве руководителя Управления делами Московской Патриархии, и оказываете поныне, с любовью восполняя имевшиеся в моей работе недостатки своим мудрым первосвятительским словом. Оставляю вышеизложенное на благоусмотрение Вашего Святейшества и Священного Синода». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить, выразив сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Варсонофию за понесенные в течение десяти лет архипастырские труды в Управлении делами Московской Патриархии. 2. Управляющим делами Московской Патриархии назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Савву, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии. 3. Первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии назначить Преосвященного епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 4. Заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Савву (Тутунова) избрать викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский», сохранив за ним несение обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии. 5. Место наречения и хиротонии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 5 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Марка освободить от занимаемой должности председателя указанного управления, выразив ему благодарность за понесенные труды. 2. Назначить председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, сохранив за ним обязанности по архипастырскому окормлению Вологодской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5379588.ht...

Архив Пн Нужно ли религиозной организации предоставлять в Минюст России отчет о деятельности, сведения о руководителе и составе руководящих органов? 23 декабря 2015 г. 17:35 На вопрос отвечает руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) . Ответ опубликован в ноябрьском номере журнала «Приход» . Согласно уставу прихода высшим (руководящим) органом прихода является епархиальный архиерей, а руководителем прихода — настоятель. Ранее в форме 0Р0001, ежегодно предоставляемой в органы юстиции приходами, имеющими в течение года поступления в размере более 3 млн руб., должны были указываться сведения о епархиальном архиерее (руководящем органе) и настоятеле (руководителе). Федеральный закон от 28 ноября 2015 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные законодательные акты Российской Федерации» изменяет порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций. Согласно новому закону отчеты в органы юстиции будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из зарубежных источников. Остальные религиозные организации будут направлять в органы юстиции заявление с указанием на отсутствие зарубежных источников финансирования. Новый закон существенно ограничил возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Такая проверка будет проводиться только в случае, если религиозная организация имела в течение года поступления денежных средств и иного имущества от международных и иностранных организаций, от иностранных граждан и лиц без гражданства и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма). Согласно новому закону документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут запрашиваться органами юстиции далеко не у всех религиозных организаций, а только у тех, которые имеют зарубежные источники финансирования либо в отношении которых поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма).

http://patriarchia.ru/db/text/4304402.ht...

Актуальные вопросы хозяйственной деятельности православных религиозных организаций Практика хозяйственной деятельности православных приходов и монастырей за последние десять лет свидетельствует о том, что эти стороны жизни нуждаются в постоянном внимании и серьезной заботе со стороны Русской Православной Церкви в контексте церковно-государственных отношений. Принятый в 1997 году федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Закон) заложил базовые положения законодательства в отношении религиозных организаций, в том числе и как хозяйствующих субъектов. Однако решения большинства вопросов имущественно-земельного блока Закона православные приходы так и не дождались. Не выполнены положения Закона о массовой безвозмездной передаче в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения. В 2001 году Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Положение «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». На практике православные приходы на местах наталкивались на отказы в решении этого вопроса потому, что до сих пор не утвержден порядок передачи имущества религиозного назначения, находящегося в муниципальной собственности. В определенной степени это было связано с тем, что оставались не урегулированными вопросы разграничения полномочий между уровнями власти. В настоящее время этот процесс завершен, и ничего не мешает государству наконец-то определиться с процедурой выполнения заявленных в Законе положений. В марте 2007 годе была подготовлена концепция проекта федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Концепция предусматривает обязанность государственных и муниципальных органов по обращению религиозных организаций передавать им имущество религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование. Согласно концепции, религиозные организации смогут переоформить в свою собственность находящиеся сейчас в их безвозмездном пользовании здания и внутреннее убранство церквей, включая богослужебную утварь.

http://pravoslavie.ru/1159.html

Сыновне хочу поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за высокое доверие, которое Вы мне оказали, предложив Священному Синоду в 2009 году мою кандидатуру в качестве руководителя Управления делами Московской Патриархии, и оказываете поныне, с любовью восполняя имевшиеся в моей работе недостатки своим мудрым первосвятительским словом. Оставляю вышеизложенное на благоусмотрение Вашего Святейшества и Священного Синода». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить, выразив сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Варсонофию за понесенные в течение десяти лет архипастырские труды в Управлении делами Московской Патриархии. 2. Управляющим делами Московской Патриархии назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Савву, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии. 3. Первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии назначить Преосвященного епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 4. Заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Савву (Тутунова) избрать викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский», сохранив за ним несение обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии. 5. Место наречения и хиротонии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 5 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Председателя Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Марка освободить от занимаемой должности председателя указанного управления, выразив ему благодарность за понесенные труды. 2. Назначить председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, сохранив за ним обязанности по архипастырскому окормлению Вологодской епархии.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Но как цель хозяйства сверххозяйственна (а цель истории сверхисторична), так и происхождение хозяйственного труда лежит за пределами истории и хозяйства в теперешнем смысле. Этому последнему иерархически и космологически предшествует иное хозяйство, иной труд, свободный, бескорыстный, любовный, в котором хозяйство сливается с художественным творчеством. Искусство сохранило в себе этот первообраз хозяйственного труда . До своего грехопадения человек, будучи естественным владыкой мира в качестве проводника софийности, живого орудия Божественной Софии, вводится Богом в " сад Эдемский " (в который, конечно, должна была бы превратиться при его посредстве вся вселенная) и ему поручается " возделывать его и хранить его " ( Быт . II, 15). К человеку приводятся также все звери, скоты и птицы небесные, чтобы он нарек им имена, конечно, в соответствии природе каждого вида ( Быт . II, 19-20). Начало хозяйственного действия и ведения ( " науки " ), труда над реальным и идеальным объектом, относится, таким образом, к " райскому " состоянию, т. е. к самой метафизической сущности неповрежденных отношений человека к миру, когда человек еще не подвластен страху смерти, ибо ему доступно древо жизни, и не ведает угрозы голода: поэтому лишь во имя любви к творению Божию должен быть осуществляем им здесь этот труд познавания и действия. Можно говорить в этом смысле о " райском хозяйстве " как о бескорыстном любовном труде человека над природой для ее познавания и усовершенствования, раскрытия ее софийности. Но после грехопадения человека, религиозно соответствующего метафизической катастрофе всего космоса, смысл хозяйства и его мотивы изменяются. Тяжелый покров хозяйственной нужды ложится на хозяйственную деятельность и закрывает ее софийное предназначение, целью хозяйства становится борьба за жизнь, а его естественной идеологией экономический материализм. Оно становится исполнением суда Божия над согрешившим человечеством: " В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, из которой взят " ( Быт . III, 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Именно в повседневных хозяйственных процессах – труде, покупках, взаимопомощи – совершается личный выбор между Богом и дьяволом Тогда из всего накопленного материала получилась открытая лекция «Экономика – арена духовной борьбы», в которой была показана тесная взаимосвязь экономической жизни общества с его отношением к религиозным, духовным и нравственным идеалам, а также дана оценка феномену экономического развития с позиции смысла жизни человека и общества в целом. Эта лекция читалась в школах, высших и средне-специальных учебных заведениях, других организациях. – Батюшка, почему именно так вы озаглавили свое выступление: «Экономика – арена духовной борьбы»? Потому что именно в повседневных хозяйственных процессах – труде, покупках, взаимопомощи – постоянно незримо происходит внутренняя духовная работа человека, совершается его личный выбор между ленью и усердием, потребительством и воздержанием, эгоизмом и милосердием, в конечном счёте – между Богом и дьяволом. От преображения человека – к преображению жизни – Отец Максим, вы говорите, что и решение экономических проблем, и объяснение разных экономических ситуаций вы находите в христианском миросозерцании. Но как можно с позиции Евангелия объяснить, например, дифференциацию уровня заработной платы, динамику доходов и кредитные нагрузки населения? – Почти во всех духовных традициях мира есть взгляд на экономические проблемы. Но именно христианское миросозерцание, обладая глубочайшим знанием о человеке, позволяет по-настоящему понять многие явления в экономике. Если банковская сфера и нефтепереработка по уровню оплаты труда занимают верхние строчки среди видов деятельности, а сельское хозяйство, образование и здравоохранение – последние, то настоящий корень этой проблемы находится не столько в законодательной сфере, сколько в отношении людей друг к другу и в расстановке ими ценностных приоритетов в жизни. Другой парадокс: среднедушевая величина реальных доходов за 2000–2016 гг. выросла в России в 2,3 раза, а кредитная нагрузка – в 64! При этом материальные проблемы по-прежнему звучат как главное объяснение всех жизненных неурядиц – от низкой рождаемости до преступности. Вот и понимаешь, что душу деньгами и вещами не насытить, чем больше есть, тем больше хочется. Так мы подходим со слушателями к выводу о том, что настоящее решение существующих хозяйственных проблем требует внутреннего преображения человека.

http://pravoslavie.ru/120676.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010