Глава 1. Предварительные понятия о церковно-хозяйственном управлении § 369. Понятие о церковно-хозяйственном управлении Под церковно-хозяйственным управлением разумеется круг деятельности церковно-общественных единиц относительно заведования и управления церковными делами; куда относятся: избрание служителей церкви, распоряжение церковным имуществом, благотворительными вкладами и училищными фондами. Канонические основания церковно-хозяйственного управления содержаться в Библии , в правилах церкви и её практике во всех местах, где свет Евангелия и правил церкви успел рассеять мрак абсолютизма, который решает христиан всяких церковных прав, осуждая их, как бесправную массу народа, на слепое послушание властительским повелениям. Каноническое основание церковно-хозяйственного управления, как мы здесь определили его, утверждается вместе с тем на свидетельствах научного знания христианства, если иерархия руководствуется ими, как восточные мудрецы руководствовались звездой, указывавшей им путь к месту рождения Спасителя. Мы обстоятельно, но теоретически рассуждали о церковном управлении в 1-й части нашего сочинения; там мы изложили учение об организме церкви, о правах и обязанностях церковно-общественных единиц, о порядке назначения служителей церкви, об имуществе приходов, монастырей и архиерейской кафедры; а здесь мы будем говорить о практическом применении сейчас названных рассуждений. § 370. Правовое положение каждой общественной церковной единицы в управлении своими церковными делами, сравнительно с другими подобными ей церковными единицами. Каждая церковно-общественная единица в управлении своими церковными делами бывает совершенно независима от других подобных ей церковных единиц; например, один приход независим от другого прихода; один монастырь – независим от другого монастыря; одно протоиерейство – от другого протоиерейства; одна епархия – от другой, митрополия – от митрополии; патриархат – от другого патриархата. § 371. В каких сношениях стоят между собой общественные церковные единицы со стороны церковно-хозяйственного управления?

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Соловецкий остров совершенно лишен хлебородной земли. Поверхность его состоит из скал и озер, да холмов, заросших лесом. Климат здесь не столь суров и море замерзает только у прибрежной полосы, что несколько умеряет зимнюю стужу, но земля здесь не может прокормить своих обитателей. Поэтому, еще при жизни святого Зосимы монастырь направил свою хозяйственную деятельность на развитие промыслов и поиск удобных почв на материке. Вот как описывает монастырское хозяйство того времени его житие: " И дров множество рубили и заготавливали, и воду из моря черпали, и соль варили, и продавали торговцам и получали от них всякие орудия на потребу монастырскую, трудились и в прочих промыслах, ловили рыбу: И так кормились от своих трудов в поте лица " . Землю, конечно, тоже обрабатывали, даже были свои диковинки - вывели свой сорт репы (а репа, тогда была, как сейчас картофель, незаменима). Вскоре бояре начинают дарить монастырю земли, первая такая дарственная грамота принадлежит Марфе Борецкой. Но такие подарки далеко не радуют местных жителей, отношения их с монахами в ту пору не всегда складывались мирно, звероловы и рыболовы заезжали сами на Соловецкие острова, чиня инокам обиды, и этот вопрос (судя по житию) приезжал улаживать в Новгород преподобный Зосима. После его настоятельства сменилось 18 игуменов до великого Филиппа. О нем хочется поговорить особенно и, конечно, перечислить его труды и заботы как соловецкого игумена (хотя как мы помним закончил он свои дни мученически в сане московского митрополита). Еще только одно замечание, умирая, Зосима предсказал обители славное будущее: " Телом я ухожу от вас, но духом неотступно с вами пребуду; и да будет вам ведомо: если я обрету благодать перед Богом, то обитель моя по отшествии моем наипаче распространиться, и соберутся братий множество в духовной любви, и умножится святая сия обитель всяким обилием духовным, и в телесных потребах они не оскудеют " . И получилось так, что эта обитель одна из немногих сумела сохранить широкую хозяйственную деятельность с традицией высокой духовной жизни. Огромные владения не заглушили ее призвания (что было редкостью во времена упадка монашеского делания). И соловецкое трудничество стало разумным сочетанием деятельной и созерцательной жизни, соединяющей труд и молитву.

http://pravoslavie.ru/put/solovki2.htm

30 апреля 1857 г. священник Пётр Лабецкий подал ходатайство на имя командира Сестрорецкого оружейного завода генерал-майора А. Г. Игнатьева о разрешении выстроить за свой счёт небольшую каменную часовню в память о чудесном спасении завода и селения от вражеского огня в июне 1855 г. Часовню предполагалось возвести «...на морском берегу в Дубовой роще, при окончании дороги, ведущей по прямому направлению от заводского селения». Проект часовни сохранился в фондах архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. 7 июня 1857 г. проект часовни, подписанный кондуктором 1-го класса Мурыгиным, был высочайше утверждён. Ходатайство было рассмотрено военным министром Н. О. Сухозанетом. В мае 1858 г. правление оружейного завода получило разрешение на возведение часовни в Сестрорецких дубках на средства священника Петропавловской церкви Петра Лабецкого. К осени этого года каменная часовня в заповедной дубовой роще была выстроена. Л. П. Рудаковой удалось обнаружить в фондах архива ВИМАИВиВС сведения о служебной деятельности автора проекта. Александр Матвеевич Мурыгин за время службы на Сестрорецком оружейном заводе в звании кондуктора был награждён серебряной медалью «За усердие» с правом ношения в петлице на Анненской ленте. С 1864 по 1868 гг. отставной кондуктор Мурыгин исполнял должность заводского архитектора. В ознаменование свободы, дарованной оружейникам, и в поощрение долголетней усердной службы А.М. Мурыгин был возведён в 1868 г. в звание почётного гражданина. При передаче Сестрорецкого оружейного завода в арендно-коммерческое управление в 1869 г. A.M. Мурыгин был назначен заведующим строительной частью хозяйственного отделения завода. На этой должности он проявил себя добросовестным специалистом: «Я много обязан ему и особенной его энергии при исполнении возложенного на меня начальством поручения по возведению новых казённых зданий взамен сгоревших при пожаре в июле 1868 г.», - писал в Главное артиллерийское управление начальник хозяйственного отдела завода полковник А. А. Граве. В 1870 г., «в поощрение усердия к пользе и интересам завода», А. М. Мурыгину была пожалована золотая медаль «За усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте.

http://sobory.ru/article/?object=31437

Закрыть itemscope itemtype="" > Труд: цель и средства 27.07.2009 453 Время на чтение 9 минут В наши дни часто можно услышать, что православные ценности не способствуют достижению экономического успеха, тогда как страны, где господствует протестантизм, являют миру чудеса процветания; поэтому русским людям-де стоит ориентироваться на западные ценности, возникшие под влиянием этой «прогрессивной» религии. Наиболее радикальные авторы вообще говорят о том, что принятие Православия губительно сказалось на развитии нашей страны. Но что значит «успешная экономическая деятельность»? Всегда ли ее признаком был только уровень потребления товаров на душу населения, или в истории человечества были и другие критерии оценки? Хозяйство и труд в традиционном обществе На протяжении многих тысячелетий до Рождества Христова жизнь человека зависела от удовлетворения самых простых потребностей. Но, несмотря на это, не экономические отношения определяли статус человека в обществе, а, напротив, хозяйственная деятельность регулировалась религиозными и социальными нормами. Например, в Древней Греции наивысшим критерием оценки для человека являлась его способность к совершению ярких поступков. Греки жили до спасительной вести о бессмертии души, но зато были уверены в вечном круговороте мира. И только поступки, выражающие личность (как положительные, так и отрицательные ее качества), по их мнению, оставались в памяти потомков и были шансом избежать забвения. Хозяйственная деятельность должна была лишь поддерживать привычный уровень жизни. Христианство кардинально изменило картину мира, существовавшую в Античности. Смыслом человеческой жизни становится спасение души - приобретение бесстрастного состояния, которое позволит наследовать жизнь вечную. Наступление христианской эпохи не изменило отношения человека к хозяйственной деятельности: долгое время она по-прежнему не являлась для него самоцелью. Религиозное значение труда в протестантизме Возникновение протестантизма кардинальным образом изменило ситуацию. Мартин Лютер сформулировал новый догмат, в соответствии с которым человек спасается исключительно верой. Молитва, участие в церковных Таинствах не играют при этом значения. Единственно важным в деле спасения являются сама вера в Бога и … успешная профессиональная деятельность в миру.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Речь произнесенная при открытии в Харькове сельско-хозяйственной выставки, в присутствии Ее Императорского Высочества Великой Княгини Екатерины Михайловны, сентября 23 дня, 1887 года. Богослужение, совершенное нами при открытии настоящей сельскохозяйственной выставки, свидетельствует, что мы, по милости Божией, свято храним наш церковный и народный обычай – всякое частное и общественное дело начинать молитвою. Иначе и не должен и не может действовать народ, не по имени только христианский, так как христианам заповедано словом Божиим: вся в славу Божию творите ( 1Кор. 10, 31 ). Но это само по себе прекрасное духовное расположение не получит дальнейшего движения, и не оставит по себе благотворных следов, если не будет сопровождаемо с нашей стороны ясным сознанием высших целей и нравственного значения открываемого учреждения. Но могут ли иметь нравственное значение сельское хозяйство и промышленность, занимающиеся предметами вещественными и интересами материальными, т. е. по-видимому, совершенно удаленными от духа и его жизни? Могут и должны иметь, и именно этой связи занятий внешних с внутренними, телесных с духовными и требует христианство , чтобы обработка предметов материальных не была, по выражению одного мыслителя, „простым переваливанием земли с места на место», или, по слову Соломона, напрасною „суетою и томлением духа» ( Еккл. 2, 17 , т. е., подавлением духа и его жизни интересами материальными. И, во-первых, сельское хозяйство ближе и очевиднее, чем всякое другое наше занятие, стоит в зависимости от дождя и солнца, от благорастворения воздуха и от правильного течения жизни в природе, т. е., от Того, Кто солнце свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Мат. 5, 45). Поэтому, выставляя на вид просвещенному миру свои успехи в этой отрасли нашей деятельности, мы не должны забывать, что если Господь не благословит земли нашей плодородием и нас самих миром и благоденствием, нам нечего будет и выставить, и нечего торжественно показать в смысле нашего преуспеяния в области сельского хозяйства. Отсюда само собою вытекает нравственное наставление: „не гордись, не хвались, народ христианский, никакими своими усовершенствованиями и успехами, ни в какой области своей деятельности; потому что наименьшая часть успеха принадлежит тебе, наибольшая – Божией помощи и благословению. Утешайся, благодаря Бога, но в чувстве смирения и благоговения пред Подателем всех благ. Прогрессу гордых народов Сам Бог ставит преграды для их вразумления по писанию: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак. 4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мошенничество от сайентологии: питерское уголовное дело 14.04.2018 738 Время на чтение 3 минуты «Следственной службой УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинг радской области расследуется уголовное дело по факту осуществления членами религиозной группы " Саентологическая церковь Санкт-Петербурга " действий, направленных на организацию деятельности экстремистского сообщества, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, а также незаконной предпринимательской деятельности. Примечательно, что сами адепты в разговоре с журналистами не раз заявляли, что не ведут никакой финансово-хозяйственной деятельности», - говорится в заявлении пресс-службы УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. «Между тем, - отмечается в документе, - в ходе расследования уголовного дела уже получены данные свидетельствующие о том, что одним из обвиняемых по вышеуказанному уголовному делу, совместно с неустановленной группой лиц, осуществлены действия направленные на легализацию денежных средств заведомо полученных от незаконной предпринимательской деятельности. Установлено, что размер легализованных денежных средств составил не менее 17 000 000 руб. из 140 000 000 руб. полученных в наличном виде». 4 апреля 2018 года Следственной службой УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении одного из руководителей религиозной группы «Саентологическая церковь Санкт-Петербурга» возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления предусмотренного п. «б», ч. 4, ст. 174.1 УК РФ «легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления. После проведенных 4 апреля обысков шесть адептов «саентологической церкви» в Петербурге были вызваны повесткой и явились в региональное управление ФСБ для участия в следственных действиях. В пресс-службе УФСБ России подтвердили факт вручения саентологам повесток. Расследование уголовного дела продолжается.

http://ruskline.ru/politnews/2018/aprel/...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXIX — Магазин 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. Том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву " Т " и начинает публикацию статей на букву " У " Издание открывает материал о Томском Богородице-Алексиевском мужском монастыре, основанном в начале 17 в. на правом берегу реки Томи и выполняющем изначально оборонительную функцию. В настоящее время в монастыре действует церковно-культурный центр, иконописная мастерская, монастырский собор восстановлен с чертами «сибирского барокко». Завершает 69-й том статья об Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние», чудотворной иконе, прославленной в Угрешском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца. Иконы типа «Взыграние» извода Елеуса известны в византийском искусстве с 11 в. Основной статьей тома является материал о Троице. Авторы статьи рассматривают свидетельства о троичности Бога в Ветхом Завете, учение о Святой Троице в Новом завете, развитие представлений о Святой Троице в богословии доникейского периода, никейское учение и его раскрытие в восточной православной богословской традиции, тринитарный догмат в западной богословской традиции, а также западную тринитарную парадигму, иконографию Святой Троицы, в том числе икону Андрея Рублева. К статье о Троице примыкает обширный материал о Троице-Сергиевой лавре. Из него читатель сможет узнать о структуре управления монастырем, богослужениях, паломнической, образовательной и просветительской деятельности лавры, подворьях и скитах, а также приписных храмах Троице-Сергиевой лавры. В статье подробно исследуется история монастыря с момента его основания ок. 1342-45 гг. преп. Сергием Радонежским на территории вдовьего удела вел. княгини Ульяны, жены великого князя Ивана Калиты. Читатель сможет узнать о многих героических страницах истории монастыря, а также о его хозяйственной деятельности, влиянии лавры на промыслы и торговлю в регионе. В статье присутствуют разделы о монастырских слугах и служках, вкладах и вкладчиках, ценнейшем монастырском архиве и библиотеке, содержащей рукописные и старопечатные книги, о монастырском хозяйстве, знаменитых посетителях, благотворительной деятельности, благоустройстве лавры во второй половине 19 в. и в предреволюционные годы. Авторы рассказывают о событиях революционного времени и об обращении лавры в музей историко-художественных ценностей, о расстреле последнего наместника монастыря Кронида (Любимова), а также о последующем возрождении лавры и о ее архитектурном ансамбле, в т.ч. храмах за ее стенами.

http://pravenc.ru/shop/2746433/

  разделы   рассылка  распечатать Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви (3-8 октября 2004 года). О внешней церковной деятельности Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата за период, истекший со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, продолжал осуществлять и координировать многогранную внешнецерковную деятельность. Направления, методы и структура этой деятельности определялись Уставом Русской Православной Церкви, принятом на предыдущем Архиерейском Соборе, решениями Архиерейских Соборов, определениями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода. Согласно его Уставу, одобренному Священным Синодом в 1992 году, Отдел внешних церковных связей представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром, осуществляет ее связь с находящимися в Российской Федерации и за ее пределами Поместными Православными Церквами, инославными церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, правительственными, парламентскими и общественными организациями и учреждениями, средствами массовой информации, культурными, экономическими, финансовыми, туристическими и другими организациями. Отделом внешних церковных связей осуществляется также попечение о диаспоре Русской Православной Церкви, находящейся в разных странах. Отдел информирует Святейшего Патриарха и Священный Синод о событиях и мероприятиях, происходящих вне Русской Православной Церкви и затрагивающих ее интересы, представляет Святейшему Патриарху и Священному Синоду материалы и рекомендации для принятия решений, касающихся церковно-государственных отношений, отношений Церкви и общества. В рамках заботы о жизни нашей церковной диаспоры Отдел осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви за пределами ее канонической территории.

http://religare.ru/2_10585.html

Архив Пн Вышел в свет 69-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 10 августа 2023 г. 12:48 Вышел в свет 69-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «Т» и начинает публикацию статей на букву «У». Издание открывает материал о Томском Богородице-Алексиевском мужском монастыре, основанном в начале XVII в. на правом берегу реки Томи и выполняющем изначально оборонительную функцию. В настоящее время в монастыре действует церковно-культурный центр, иконописная мастерская, монастырский собор восстановлен с чертами сибирского барокко. Завершает 69-й том статья об Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние», чудотворной иконе, прославленной в Угрешском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца . Иконы типа «Взыграние» извода Елеуса известны в византийском искусстве с XI в. Основной статьей тома является материал о Троице. Авторы статьи рассматривают свидетельства о троичности Бога в Ветхом Завете, учение о Святой Троице в Новом Завете, развитие представлений о Святой Троице в богословии доникейского периода, никейское учение и его раскрытие в восточной православной богословской традиции, тринитарный догмат в западной богословской традиции, а также западную тринитарную парадигму, иконографию Святой Троицы, в том числе икону Андрея Рублева. К статье о Троице примыкает обширный материал о Троице-Сергиевой лавре . Из него читатель сможет узнать о структуре управления монастырем, богослужениях, паломнической, образовательной и просветительской деятельности лавры, подворьях и скитах, а также приписных храмах Троице-Сергиевой лавры. В статье подробно исследуется история монастыря с момента его основания ок. 1342-45 гг. преподобным Сергием Радонежским на территории вдовьего удела вел. княгини Ульяны, жены великого князя Ивана Калиты. Читатель сможет узнать о героических страницах истории монастыря, а также о его хозяйственной деятельности, влиянии лавры на промыслы и торговлю в регионе. В статье присутствуют разделы о монастырских слугах и служках, вкладах и вкладчиках, ценнейшем монастырском архиве и библиотеке, содержащей рукописные и старопечатные книги, о монастырском хозяйстве, знаменитых посетителях, благотворительной деятельности, благоустройстве лавры во второй половине XIX в. и в предреволюционные годы. Авторы рассказывают о событиях революционного времени и об обращении лавры в музей историко-художественных ценностей, о расстреле последнего наместника монастыря архимандрита Кронида (Любимова), а также о последующем возрождении лавры и о ее архитектурном ансамбле, в т.ч. храмах за ее стенами.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

Архив Пн Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата о внешней церковной деятельности 7 июня 2008 г. 09:10 Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, возлюбленные архипастыри! Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата за период, истекший со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, продолжал осуществлять и координировать многогранную внешнецерковную деятельность. Направления, методы и структура этой деятельности определялись Уставом Русской Православной Церкви , принятом на предыдущем Архиерейском Соборе, решениями Архиерейских Соборов, определениями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода. Согласно его Уставу, одобренному Священным Синодом в 1992 году, Отдел внешних церковных связей представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром, осуществляет ее связь с находящимися в Российской Федерации и за ее пределами Поместными Православными Церквами, инославными церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, правительственными, парламентскими и общественными организациями и учреждениями, средствами массовой информации, культурными, экономическими, финансовыми, туристическими и другими организациями. Отделом внешних церковных связей осуществляется также попечение о диаспоре Русской Православной Церкви, находящейся в разных странах. Отдел информирует Святейшего Патриарха и Священный Синод о событиях и мероприятиях, происходящих вне Русской Православной Церкви и затрагивающих ее интересы, представляет Святейшему Патриарху и Священному Синоду материалы и рекомендации для принятия решений, касающихся церковно-государственных отношений, отношений Церкви и общества. В рамках заботы о жизни нашей церковной диаспоры Отдел осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви за пределами ее канонической территории.

http://patriarchia.ru/db/text/423147.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010