И собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем (11:5). Меромские воды расположены в самом верхнем течении Иордана и представляют собой низменные озерца (Эмек-Хула и др.), образуемые многочисленными источниками, стекающими с окрестных гор и бьющими из-под земли 398 . И вновь Господь укрепляет Иисуса: Не бойся их; ибо завтра, около сего времени, Я предам всех их на избиение сынам Израиля (11:6). Яхве есть истинный Полководец Израиля, и потому, несмотря на явное военное преимущество противника, победа народу Божию гарантирована. Вдохновленные словами Господа, Иисус и с ним весь народ, способный к войне, внезапно вышли на противника к водам Меромским и напали на них. И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их, и преследовали их до Сидона великого, и до Мисрефоф-Маима, и до долины Мицфы к востоку, и перебили их, так что никого из них не осталось, кто уцелел бы (11:7–8). Войска израильтян преследовали расколовшуюся надвое армию неприятеля: одна часть стремилась уйти к снежному Ермону, другая – к Средиземному морю, к финикийскому городу Сидону. Сидон, только здесь и в Нав. 19:28 великим – важный и знаменитый торговый город-государство финикийцев, морской порт в 40 км на север от Тира. Упоминается в угаритских источниках (KTU 1.14.IV.35, 39), в одном из хеттейских текстов и неоднократно в тель-амарнской переписке. Израильтяне, преследую хананеев, удалились далеко за пределы собственно Палестины. Местоположение Мисрефоф-Маима крайне неопределенно. Гарстангом и Симонсом 399 оно идентифицируется с хирбет Мушейрефех, на севере долины Акко; Ахарони 400 локализует его при впадении реки Литани, на юге Сидонского царства; Каллай 401 склоняется к тому, чтобы локализовать его на северной границе Сидонского царства; Нааман 402 – на берегу реки Литани, в северной части удела Неффалима. Долину Мицфа обычно ищут у южного подножия Ермона (ср. 11:3). По всей видимости, главный организатор антиизраильского сопротивления, царь Асора, сумел убежать с поля боя и затвориться в своем городе. Возвратившийся от преследования и истребления врагов Иисус взял Асор, и царя его убил мечом (11:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Из перечисленных здесь 9-ти городов, кроме названной прежде Ливны ( Нав.10:29 ), более известны по своему положению Ахзив и Мареша. Первый находился, вероятно, на месте нынешних развалин Кесаба, в 5 часах пути на юго-запад от Елевферополиса. Второй, по Евсевию, находился в 2 римских милях от Елевферополиса, в 20-ти минутах от которого находятся холмы с незначительными развалинами, называемыми Хирбет Мераш, признаваемыми местом Марши. Некоторыми опознается и место Кеила, известного из истории Давида ( 1Цар.23:1 ) в нынешнем Кила на восток от Елевферополиса, к северу от Хеврона; но это географическое определение представляется сомнительным ввиду того, что Кила находится в горах Иудина колена, а не на равнине, где указывается книгою Иисуса Навина Кеил. Что касается поставленного в скобках названия Едом, то оно перенесено из славянской Библии, в которой также ограждено скобками, что указывает на неустойчивое положение этого названия в греческом тексте, из которого оно почерпнуто. И действительно, в греческих списках относительно этого названия заметно значительное разнообразие: в древнем Ватиканском после Βαθησαρ, соответствующего Мареше по еврейскому тексту, читается Αιλων, в Александрийском 150 и некоторых других Εδωμ, а в других, в том числе в Лукиановских, нет никакого названия города, как и в еврейском тексте. Существование особого города Едома в Иудином колене равным образом сомнительно: у Евсевия-Иеронима город Εδουμα или Едомиа указан в Вениаминовом колене в 12-ти рим. милях от Наблуса. По еврейскому тексту число городов, названных в Нав.15:42–44 , соответствует общей их сумме 9; Едом, указываемый греко-славянским переводом, был бы 10-м, как читается это последнее число в Ватиканском списке вместо 9-ти, читаемого в большинстве греческих списков. Нав.15:45 .  Екрон с зависящими от него городами и селами его, Нав.15:46 .  и от Екрона к морю все, что находится около Азота, с селами их, Нав.15:47 .  Азот, зависящие от него города и села его, Газа, зависящие от нее города и села ее, до самого потока Египетского и великого моря, которое есть предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГЛОН хананейский царский г., упомянутый в ВЗ. Один из 5 членов коалиции аморрейских городов во главе с Адониседеком, царем Иерусалимским, к-рая выступила против заключившего мир с Израилем г. Гаваона (Нав 10. 1). Иисус Навин в сражении с царем Е. и его союзниками избавил Гаваон от власти аморрейских царей благодаря чудесному вмешательству. «Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом [на сражении]» (Нав 10. 11). По молитве Иисуса Навина, чтобы наступление ночи не помешало победе, «остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим» (Нав 10. 13). 5 аморрейских царей, в т. ч. Девир, царь Еглонский, пытались укрыться в пещере в Македе, но были обнаружены и поражены Иисусом Навином. После казни царей израильтяне захватили их города (Нав 10. 28, 12. 7), в т. ч. и Е.: «И взяли его в тот же день и поразили его мечом, и все дышащее, что находилось в нем в тот день, предал он заклятию» (Нав 10. 35). После разгрома хананеев Е. становится частью удела колена Иуды на юж. границе его территории (Нав 15. 39). Точная идентификация Е. до наст. времени остается спорной. Согласно библейскому повествованию о военных походах Иисуса Навина, Е. следует искать в зап. части Иудеи, неподалеку от Лахиша. Евсевий Кесарийский помещал Е. на дороге, ведущей из Элевтерополя в Газу ( Euseb. Onomast. 48. 18). Этим свидетельствам соответствует расположение городища Телль-Этон (к востоку от Бет-Гуврина (Элевтерополя)), на отождествлении к-рого с Е. настаивают, учитывая результаты исследований последних лет, мн. ученые (М. Нот, Э. Рейни, И. Даган и др.). Долго господствовавшая гипотеза, что Е.- это расположенный вне равнины Шефела Телль-эль-Хеси, поддерживается отдельными исследователями (см., напр.: Kaswalder. 2002). В наст. время гипотетические отождествления Э. Робинсона с Хирбет-Аджлан (в 12 км к западу от Лахиша), К. Эллигера с Телль-Бейт-Мирсим в предгорье Хеврона (явно ошибочное) и У. Питри с Телль-Наджила не рассматриваются.

http://pravenc.ru/text/189523.html

Нав.13:20 .  Беф-Фегор и места при подошве Фасги и Беф-Иешимоф, «Беф-Фегор» находился у горы Фегор (по-еврейски «Пеор»), составляющей северную вершину Аваримского хребта, вблизи Моавитской равнины, по Евсевию ( Βεθφογορ) «в 7 римских милях вверх» (на восток) «от Ливиады» («Беф-Гарама» Нав.13:27 ). О местах «при подошве Фасги и Беф-Иешимоф» см. в толковании к Нав. 12:3 . Нав.13:21 .  и все города на равнине, и все царство Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, которого убил Моисей, равно как и вождей Мадиамских: Евия, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву, князей Сигоновых, живших в земле [той]; О князьях Мадиамских, живших в царстве Сигона, упоминается в Чис. 31:8 . Нав.13:24 .  Моисей дал также удел колену Гадову, сынам Гадовым, по племенам их: Нав.13:25 .  пределом их был Иазер и все города Галаадские, и половина земли сынов Аммоновых до Ароера, что пред Раввою, Удел Гадова колена лежал вообще к северу от Рувимова. Названный на первом месте Иазер указывается в месте развалин, носящем названия Сир и Хирбет Cap, к западу от Филадельфии (см. Нав.13:25 ), в 10 римских милях от которого указан Иазер у Евсевия. «Все города Галаадские», т.е. города южной половины Галаада, на юг от реки Иавока ( Втор.3:16 ). «И половина земли сынов Аммоновых до Ароера, что пред Раввою»: разумеется та часть Аммонитской земли, которой владел Сигон и которая после его поражения перешла к израильтянам; той земли аммонитян, которой они владели в то время, запрещено было израильтянам касаться ( Втор.2:19 ). Названный здесь Ароер был отличен от соименного ему города у р. Арнона ( Нав.13:16 ), но положение его не определено; предположительно он указывается к западу от Раввы, бывшей столицы Аммонитян, носившей название Филадельфии и представляющей в настоящее время обширные развалины, называемые Амман, на южном притоке (Нар Амман) верхнего Иавока. Нав.13:26 .  и земли от Есевона до Рамаф-Мицфы и Ветонима и от Маханаима до пределов Давира, Здесь указывается протяжение владений Гадова колена с юга (от Есевона; Нав.13:17 ) на север ( «до Рамаф-Мицфы»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нав.19:18 .  пределом их был: Изреель, Кесуллоф и Сунем, Описание удела Иссахарова колена начинается перечислением находившихся в нем городов, каковы именно: Изреель (в славянской Библии «Иезраель»), бывший столицей Ахава, названный у Евсевия «известным селением Бедраила, лежащим в великой равнине между Скифополем и Легеоном» (Мегиддо); он находился на месте нынешней бедной деревни Зераин, на высоком холме, с прекрасным видом, покрытым развалинами, у восточной стороны обширной долины, называвшейся в древние времена Изреельской, в позднейшие Ездрилонской ( Иудиф.1:8 ), а в настоящее время – Мендж-Иби-Амир. Кесуллоф, который отождествляется обыкновенно с названным в Нав.19:12 Кислоф-Фавором. Сунем находился, по Евсевию ( Σουβημ), в 5-и рим. милях на юг от Фавора; в настоящее время на его месте деревня Сулем к северу от Зераина. Нав.19:19 .  Хафараим, Шион и Анахараф, Хафараим (в славянской Библии Аферарим), по Евсевию ( Αιφραιμ), находился в 6 рим. милях от Легаона (Мегиддо); в настоящее время он указывается (английскими исследователями западной Палестины) на месте Хурбет-ель-Фарийе, к северо-западу от Мегиддо, в 4-х километрах на юг от Иокнеама ( Нав.12:22 ). Шион (в славянской Библии Сиан), указанный у Евсевия ( Σιων) у горы Фавора, полагается на месте деревни Хирбет-Шаин с источником и развалинами, на север от Фавора, Анахараф, которому в славянской Библии, согласно с греческими списками, соответствуют два названия: [Ренаф] и Анахарев, указывается в Ен-Наура на восточном склоне малого Ермона. Нав.19:20 .  Раввиф, Кишион и Авец, Географическое положение названных здесь трех городов не определено. Нав.19:21 .  Ремеф, Ен-Ганним, Ен-Хадда и Беф-Пацец; Из указанных здесь 3-х городов известно положение только Ен-Ганнима, который находился на месте нынешнего города Дженина, расположенного на южной стороне Изреельской долины, где дорога из Назарета в Иерусалим начинает подниматься на горную возвышенность 177 . Нав.19:22 .  и примыкает предел к Фавору и Шагациме и Вефсамису, и оканчивается предел их у Иордана: шестнадцать городов с селами их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Небезынтересный рассказ, связанный с драконом, мы можем найти в древнем греческом переводе текста Библии, обычно обозначаемом LXX и называемом Септуагинта или «Перевод семидесяти толковников» (именно столько специалистов было собрано в Александрии в 271 году до Р.Х. по повелению египетского фараона Птоломея Филадельфа для осуществления этого грандиозного по тем временам проекта). Достоверность Септуагинты прекрасно подтверждается как археологическими данными (обнаруженные в районе Хирбет-Кумрана древнееврейские манускрипты практически полностью соответствуют тексту LXX), так и косвенно: непосредственно ее цитируют Христос и апостолы. Однако при последующих многочисленных переписываниях, пересмотре текстов Советом Ямниа около 100 года н. э., переходе на квадратный ассирийский шрифт «нового» иврита, а также введении в письмо гласных букв этот фрагмент был утерян из еврейских книг. Поэтому он не вошел в канонический состав Библии, при формировании которого использовался позднееврейский (IX в. н. э.) массоретский источник. В наши дни этот фрагмент приводится в качестве приложения в изданиях Библии, основанных на различных древних текстах, а также присутствует в славянских и латинских Библиях, изначально имеющих в своей основе Септуагинту. Хотя часть исследователей считает этот фрагмент апокрифичным (т.е. имеющим отличное от оригинального текста происхождение), древнейший содержащий его древнееврейский манускрипт датируется не более чем на пятьдесят лет позднее создания не дошедшего до нас оригинала Книги пророка Даниила. Итак: Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его. И сказал царь Даниилу: не скажешь ли об этом, что он медь? вот, он живой, и ест, и пьет; ты не можешь сказать, что это бог неживой; итак, поклонись ему. Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся (сдох). И сказал Даниил: вот ваши святыни! ( Дан. 14, 23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

По сути, к этому моменту Иерусалимское царство ограничивалось лишь Иерусалимом с прилегающими окрестностями. Хеврон находился в 31 км на юг от Иерусалима и, бесспорно, был от него независим. По всей видимости, у Хеврона была достаточная военная сила. Кроме того, Хеврон был в очень выгодном стратегическом положении, он находился на дороге, связывающей Иерусалим с Вирсавией, и далее, с Египтом; кроме того, именно через Хеврон осуществлялись связи обитателей Иудейского нагорья с долиной Сефела. Иармуф (=Хирбет-Иармук, 30 км на юго-восток от Иерусалима), Лахис (=телль эд-Дувейр, 6–7 км на юго-восток от бет-Губрина) и Еглон 352 (местоположение неясно, чаще всего локализуется в телль эс-Неси, в 11 км на юго-восток от Лахиша) примкнули к этому военному союзу. Только объединенными усилиями всех, полагали они, можно противостать столь грозному врагу, каким оказался Израиль. Когда коалиционные войска аморрейских 353 царей расположились станом подле Гаваона (10:6), гаваонитяне послали в Галгал и призвали на помощь Иисуса. Дальнейшее повествование вновь говорит о Божием вмешательстве в ход событий. Сам Господь готов даровать победу израильтянам. Она уже дарована. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим (10:8). Эти слова Небесного Предводителя воодушевили Израиль, вселили в него уверенность в победе. И хотя воины были мужи храбрые (10:7), хотя и напали они на неприятеля внезапно (10:9), без поддержки свыше не одолеть бы им грозного противника. Именно Господь, отмечает священный писатель, привел аморреев в смятение при виде Израильтян (10:10). В сильном смятении они обратились в бегство. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем (10:11). Из текста не ясно, идет ли речь о метеоритах или об огромном, словно камни, граде. Абель 354 полагает, что это был метеоритный дождь 355 вперемешку с большим градом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Рис. 4. Ворота в Хирбет эль-Макатире 25 В конце 1990-х гг. была предложена другая идентификация Гая, исходящая из новой идентификации Вефиля. Дэвид Ливингстон (David P. Livingston) указал, что точное расстояние от Иерусалима до Бейтина 14, а не 12 римских миль. На расстоянии 12 миль находится другой археологический объект – Эль-Бире (El-Bireh), который и следует рассматривать в качестве Вефиля 26 . Рядом с El-Bireh находится Хирбет эль-Макатир (Khirbet el-Maqatir), где с 1995 г. проводил раскопки Б.Г. Вуд. Вуд пришел к выводу, что Гай располагался в период ранней бронзы на месте et-Tell, и последний, действительно, может быть идентифицирован как Гай – но только времен Авраама ( Быт.12:8 ), в пользу чего говорит и арабское название et-Tell, и библейское (всегда с опр. артиклем), означающие «холм на месте развалин». Позже поселение переместилось на 1 км к западу 27 и находилось на месте современного Хирбет эль-Макатира. Б.Г. Вуд приводит целый ряд соответствий между библейским текстом и археологией Хирбет эль-Макатира, что дает дополнительные аргументы в пользу того, чтобы рассматривать этот объект в качестве кандидата на идентификацию с библейским Гаем: 1) Гай располагался рядом с Беф-Авеном ( Нав.7:2 ), в качестве Беф-Авена при новой идентификации рассматривается Beitin; 2) Гай находился на восток от Вефиля ( Нав.7:2 ), который теперь отождествляется с El-Bireh; 3) местом для засады между Вефилем и Гаем (На.8:9) могла служить глубокая долина Wadi Sheban; 4) холмом на север от Гая, ставшим командным центром Иисуса Навина, мог быть Jebel Abu Ammar в 1,5 км на север от Kh. el-Maqatir; 5) описанная в Библии плоская долина к северу от Гая ( Нав.8:14 ) может быть отождествлена с Wadi Gayeh; 6) крепость времен Иисуса Навина ( Нав.7:3, 5; 8:29; 10:2 ) может быть идентифицирована с крепостью размером 3 акра в Хирбет эль-Макатире (датируется по керамике XV в. до Р.Х.); Рис. 5. Стена крепости в Хирбет эль-Макатире в западной части сохранилась высотой до 1,2 м 28 7) ворота на севере Гая ( Нав.8:11 ) соответствуют северным воротам указанной крепости;

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Моисея как «море и юг» (Втор 33. 23), включала сев. регионы Израиля вблизи вост. частей Галилеи. Описание удела Н. при заселении земли обетованной выглядит весьма кратким и, вероятно, неполным (Нав 19. 32-39). На юге территория колена граничила с владениями Завулона, на западе - Асира, а граница на востоке проходила по Иордану. Юж. регион Галилеи принадлежал преимущественно колену Иссахара, поэтому точные границы колена Н. неясны. Находящийся на юге г. Хуккок (вероятно, совр. Хирбат-эль-Йемейя) был местом пересечения территориальных интересов сразу 3 колен: Н., Завулона и Асира. Сев. владения также точно не определены, вероятно, они простирались от горы Фавор до Иордана. На этой территории проживало большое по численности ханаанское население, четко не выделенное в отдельный анклав. Указание на то, что владения Асира простирались до Сидона (как отмечено в Нав 19. 28; ср.: 2 Цар 24. 6), свидетельствует о том, что сев. граница Н. проходила посередине, к западу от линии городов Дан и Ийона. В территорию колена входили укрепленные города (Нав 19. 33-34), очевидно служившие форпостами на ее границе: Азноф-Фавор (совр. Хирбет-Умм-Джебейл), Хелеф (совр. Хирбет-Ирбаде), Адами-Некев (совр. Хирбет-Дамийе), Иавнеил (совр. Тель-эн-Наам), Лаккум (совр. Хирбет-эль-Мансура). Колено Н. предоставило левитам 3 города для убежищ, к-рые являлись религ. и адм. центрами того периода (Нав 21. 32; 1 Пар 6. 76). Согласно повествованию Книги Судей Израилевых, потомки Н. пытались неудачно изгнать хананеев из Вефсамиса и Бефанафа, что подчеркивает их первоначальное меньшинство и слабость по сравнению с местными племенами (Суд 1. 33). Более успешная кампания против хананеев была проведена под руководством происходившего из колена Н. израильского военачальника Варака . Сыны Неффалимовы героически сражались в битве Деворы и Варака с Сисарой при горе Фавор (Суд 4. 6, 10; 5. 18). Представители колена Н. были также привлечены судьей Гедеоном в борьбе против амалекитян и мадианитян (Суд 6. 33-35, 7. 23).

http://pravenc.ru/text/2565170.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕТ-ЙЕРАХ древний г. в Палестине; оставленный им телль (холм) (совр. Хирбет-эль-Керак) занимает участок более 20 кв. км на юго-зап. берегу Тивериадского оз. Согласно Талмуду, город находился севернее истока Иордана (вавилонский Талмуд, Биккарот. 55a; Берешит Раба 98. 18). Его отождествляют с г. Филотерией ( Sukenik ). Формы керамики типа Хирбет-эль-Керак. Эпоха бронзы Формы керамики типа Хирбет-эль-Керак. Эпоха бронзы Раскопки на Хирбет-эль-Кераке ведутся с нач. 40-х гг. XX в. Они показали, что телль был заселен с эпохи халколита, но между кон. ср. бронзового века и персид. периодом оставался необитаем. Серьезное строительство на Б.-Й. отмечено с нач. раннебронзового века: массивная сырцовая стена, прямоугольные в плане дома с большими внутренними дворами, мощенными базальтом. Город развивался и во 2-й фазе раннебронзового века, когда строительство вели в обожженном кирпиче, улицы мостили и снабжали дренажной системой. В погребениях этой эпохи найдено много предметов домашнего инвентаря и ценных вещей, типичных для дальнего торгового обмена. Расцвет культуры продолжался всю завершающую стадию раннебронзового века. На Б.-Й. по-прежнему строили дома вдоль мощеных улиц, возводили большие общественные здания. В слоях того времени встречаются предметы искусства: статуэтки животных, глиняные модели мельниц или домов, лев из керамики и голова быка из слоновой кости, найденная в большом здании с колоннами, возможно в храме. Использование слоновой кости расширяет представление о торговой сети, в к-рую был включен Б.-Й. Ок. 2200 г. до Р. Х. Б.-Й., как и Иерихон , Гай , Мегиддо , Беф-Сан , был разрушен и лишь отчасти восстановлен в период ср. бронзы. Новое заселение относят к персид. периоду. В полах башен найдены железные наконечники стрел, эллинистическая керамика и монеты. Под властью Птолемеев городское население процветало, строились усадьбы с внутренними дворами, в отделке домов применяли цветную штукатурку под черный, красный и зеленый мрамор. В рим. период здесь построили небольшую крепость (60 ´ 60 м).

http://pravenc.ru/text/149079.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010