Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНА ГАЛИЛЕЙСКАЯ [греч. Κανα, от евр.  ], согласно Евангелию от Иоанна, небольшая деревня в Галилее к западу от Галилейского моря , место, где Иисус Христос совершил чудо претворения воды в вино (Ин 2. 1-11) (см. Брак в Кане ). Новый Завет К. Г. упоминается только в Евангелии от Иоанна. В евангельском тексте нет топографических деталей, сообщается только, что дом, где была свадьба, принадлежал некой иудейской семье (ст. 6). Однако из повествования об исцелении в Кане сына «царедворца» в Ин 4. 46-54 можно сделать вывод, что в Кане мог быть правитель, назначенный царем ( Avi-Yonah. 1977. P. 94). Один из 12 апостолов, Нафанаил (или Варфоломей ), был родом из К. Г. (Ин 21. 2). Античные и средневековые источники Уже ранние источники упоминают 4 места с наименованием Кана. Город с таким названием есть в окрестностях Тира . В Книге Иисуса Навина (Нав 19. 28) упоминается Кана в предгорьях хребта Ливан, в уделе колена Асира . В Галилее есть 3 места, которые предлагались для идентификации с евангельской К. Г.: Айн-Кана, к-рая находится в 1,5 км севернее Назарета, рядом с дер. Рейна ( Thomsen. 1907. P. 77); Кафр-Кана - большое поселение, расположенное на расстоянии ок. 5 км на северо-восток от Назарета ( Bagatti. 2001. P. 42-47), и Хирбет-Кана - ныне руины на вершине холма, примерно в 14 км на север от Назарета ( Robinson. 1841. P. 204; Dalman. 1924). После публикации работы Г. Дальмана ( Dalman. 1924) в научной лит-ре утвердилось мнение, что евангельскую К. Г. нужно отождествлять с Хирбет-Каной. Кана в Галилее упоминается уже в ранних иудейских источниках. Иосиф Флавий ( Ios. Flav. Vita. 16, 86) писал, что во время антирим. восстания он останавливался в дер. Кана. (Согласно Tabula Imperii Romani, около Каны произошла битва между отрядом Иосифа и римлянами (TIR: Iudaea-Palaestina. 206).) После разрушения в 70 г. римлянами Иерусалимского храма священническая семья Элиашиба (одна из 24 семей) поселилась в «Кане» ( Klein. 1909; Мишмарот. 11). Это свидетельство подтверждается найденным в Кесарии Палестинской списком мест расселения священнических семей после разрушения храма ( Avi-Yonah M. A List of Priestly Courses from Caesarea//IEJ. 1962. Vol. 12. P. 137-139; Edwards. 2002. P. 102).

http://pravenc.ru/text/1470173.html

Доминиканский паломник Бурхард с Сионской горы в «Описании Святой Земли» (Descriptio Terrae Sanctae exactissima, 1283) сообщает, что в К. Г. он побывал в трапезной со столами, где совершалось свадебное торжество и Христос претворил воду в вино, видел все 6 сосудов, упоминаемых в Евангелии от Иоанна. На севере от К. Г., по его сведениям, находилась «круглая гора». От подножия горы до Сепфориса простиралась плодородная равнина, которую Иосиф Флавий называл Кармелион (Descriptio terrae sanctae// Laurent J. C. M. Peregrinatores medii aevi quatuor. Lipsiae, 1864, 1873 2. P. 19-94). Позднее локализация евангельской Каны в Кафр-Кане стала устойчивой. Так, в нач. XVII в. Ф. Кварезмий, посол папы Римского в Палестине, отмечал, что в Галилее было 2 Каны. Первая (Хирбет-Кана) находилась на северо-западе от Назарета, на холме Завулонской равнины. Эта небольшая деревня, в которой, по описанию автора, было лишь неск. домов и отсутствовали к.-л. следы церковных сооружений, располагалась в 6 рим. милях (ок. 9 км) от Сепфориса и в 10 рим. милях (ок. 15 км) от Назарета. Вторая К. Г. (автор приводит название - Кафр-Кана) находилась на холме в красивой долине, в 4 рим. милях (ок. 6 км) от Назарета. В ней была церковь (Ibid. P. 102). Англ. ученый Г. Мондрелл, судя по всему, идентифицировал К. Г. с Хирбет-Каной (запись в дневнике путешествия от 20 апр. 1697 - Ibidem). Э. Робинсон также считал, что Кафр-Кана не может быть местом евангельского чуда, и указывал на руины в Кенет-эль-Джалиль (др. название Хирбет-Каны) как на остатки евангельской К. Г. ( Robinson. 1841. P. 204-206). В наст. время и Кафр-Кана, и Хирбет-Кана рассматриваются в качестве претендентов на идентификацию древней К. Г. Совр. Кафр-Кана - большой поселок с населением ок. 15 тыс. чел. Несмотря на плотную застройку, не только сохранились остатки древних, но и построено неск. новых христ. церквей различных конфессий. Поселок остается одним из главных центров паломничества на Св. земле. Его расцвет, судя по всему, был обусловлен выгодным расположением на пути между 2 главными центрами Галилеи - Тивериадой (Тиверией) и Сепфорисом. Хирбет-Кана - заброшенное поселение вдали от главных магистралей региона. Именно потому, что поселение было оставлено жителями, его территория и окрестности изучены археологами гораздо лучше, чем территория Кафр-Каны.

http://pravenc.ru/text/1470173.html

1:50,51. «Отверстое небо» указывает на великое откровение (напр.: Иез. 1:1 ). Слова Иисуса вызывают ассоциации с Быт. 28:12 : Иисус являет Собой новый путь между небом и землей («лестница Иакова»), по которому восходят и нисходят ангелы; как и Иаков в древности, «чистосердечный израильтянин» Нафанаил (1:47) сможет получить новое откровение. 2:1–11 Первое знамение Иисуса 2:1 . «Третий день» здесь не относится к третьему дню недели, поскольку девушки выходили замуж в четвертый день недели (в среду), а вдовы – на пятый; вероятно, это не соответствует счету дней в 1:29,35, 43. Но древние писатели часто использовали прием inclusio, как бы заключая отдельные части своего произведения в «рамки», образованные одинаковыми фразами; возможно, Иоанн упоминает «третий день», чтобы в сочетании со 2связать эту историю (2:1–11) с предсказанием о смерти и воскресении Иисуса (см. коммент. ко 2:4). «Кана» – вероятно, Кефар-Канна (на расстоянии чуть более 3 миль от Назарета), но большинство исследователей полагают, что речь идет о селении Хирбет-Кана (в 8 милях от Назарета). В любом случае эти селения находились достаточно близко от Назарета, чтобы устроитель пира мог знать семейство Иисуса. 2:2. Свадебный пир продолжался семь дней, и хозяева приглашали как можно больше гостей, особенно знатных и почитаемых, таких, как известные учителя. 2:3. Не запастись достаточным количеством вина на свадьбе считалось большой оплошностью со стороны хозяев, что могло стать предметом обсуждения на многие годы; хозяин должен был обеспечить гостей виномна все семь дней свадьбы. Женские места были недалеко от кладовых, где хранилось вино, поэтому Мария узнала о недостатке вина раньше, чем это стало известно Иисусу и другим мужчинам. Ее слова, вероятно, означали, что он долженчто-то сделать; гости обычно своими дарами помогали компенсировать расходы на свадьбу, и создавалось впечатление, что хозяин нуждался в дополнительной материальной поддержке. 2:4. «Жено» – такое же почтительное обращение, как «госпожа», но едва ли привычное по отношению к матери. Эти слова Иисуса означают вежливое отстранение (хотя в библейском контексте выражение «что Мне и Тебе» звучит скорее как резкая отповедь). Поскольку «час» в Евангелии от Иоанна означает «крест», фактически Иисус говорит: «Сотворив чудо, Я ступлю на крестный путь».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Бет-Шеарим - памятник евр. искусства позднеантичной эпохи. В стилевом отношении - смесь эллинистических (сцены из языческих мифов) и вост. элементов (религ. символы иудаизма), встречаются изображения животных и даже людей. Среди надписей, выполненных на гробницах (всего ок. 280), доминируют греч. (80%), есть евр. (16%), арам. и др. Однако, кроме Бет-Шеарима, в мало эллинизованной Нижней Г. греч. надписи и фигуративное искусство практически отсутствуют, почти нет мозаик рим. типа, саркофагов и гробниц с резьбой. В визант. эпоху наступил новый расцвет Г., во многом объяснимый тем значением, к-рое приобрела эта часть Св. земли с момента христианизации Палестины. В это время возникла традиция почитать и посещать св. места, связанные со служением Христа. История визант. Г.- во многом история оформления и развития почитания ее св. мест, связанных с ВЗ и евангельскими повествованиями. Среди первых - Аэндор, Дан, Мегиддо, Скифополь, ко вторым относятся Назарет, Капернаум, Кана, гора Фавор. В Капернауме, напр., сложилась традиция почитания одного из древнейших св. мест христианства - «дома апостола Петра» позднеэллинистического или раннерим. времени, расположенного недалеко от знаменитой синагоги. Сохранились десятки граффити, к-рые позволяют говорить о почитании дома в нач. IV в. и даже неск. ранее. До IV в. он пережил ряд реставраций, в V в. его заменила октагональная церковь. В Назарете почитали места, связанные с жизнью св. Иосифа Обручника, Благовещением Деве Марии, паломники могли посетить синагогу, в к-рой, по преданию, бывал ребенком Иисус. Остается мало исследованной Вифсаида/Юлиада (Эт-Тель (Эль-Арадж), где ныне хранится рыбацкий челн эпохи Иисуса Христа - см. ст. Галилейское море ), недалеко от Табги в позднейшее время было отмечено храмами предполагаемое место произнесения Иисусом Нагорной проповеди. Среди названных в Евангелиях городов Г., отвергших проповедь Христа,- Хоразин (Хирбет-Керазе, северо-восточнее Капернаума). Широкие археологические работы ведутся там уже столетие, но памятников эпохи Христа не было открыто, представлены только материалы кон. III - нач. IV в., включая известную синагогу.

http://pravenc.ru/text/161531.html

В зап. части холма были устроены сельскохозяйственные террасы; здесь выращивали ячмень, пшеницу, кунжут, фрукты и овощи. На террасах обнаружено ок. 60 частных и общественных цистерн для сбора дождевой воды. Часть из них имеет традиционную для Палестины колоколообразную форму, снаружи у цистерн было небольшое круглое отверстие с каменным уступом (как в Назарете, Йодфате, Гамле, Сусите и др.). Др. цистерны, более крупные, имели ступенчатый спуск. На вост. склоне холма найдены колумбарии для разведения голубей. На территории, ограниченной со всех сторон гробницами и террасированными полями, жилая застройка была сконцентрирована в основном в 2 местах: на акрополе и в нижней деревне на юж. склоне холма. Дома иногда располагались на востоке и западе холма. Они аналогичны постройкам в Гамле и Йодфате, насколько можно судить по сохранившимся после военных действий 67 г. по Р. Х. руинам. Поселение Хирбет-Кана в отличие от соседних городов во время войны не пострадало и может быть реконструировано с большей надежностью. Ландшафт местности определил особенности планировки домов. Всего археологи выделяют 3 ее типа. Первый применялся при застройке зап. и вост. крутых склонов. Дома были 2-этажные, стояли очень тесно друг к другу, часто имели одну общую стену. Открытых дворов не было. Постройки, расположенные выше, опирались на крыши нижестоящих для увеличения жилого пространства (подобные конструкции в Гамле описывает Иосиф Флавий - Richardson. 2004. P. 328). Второй тип планировки домов - с боковыми дворами - использовался при застройке более ровной местности, в основном на севере Хирбет-Каны. Здесь нет сложной многоярусной системы зданий, зато к основному помещению пристраивается большой открытый двор с цистерной. В одном из домов, датируемом византийским периодом, была устроена миква, что может свидетельствовать о присутствии иудеев. Дома с планировкой 3-го типа - с центральными дворами - расположены прежде всего на вершине холма и частично на сев. склоне. Наиболее крупное и хорошо сохранившееся здание этого типа найдено в сев.-вост. части акрополя, оно состоит из большой комнаты (12×8 м) и пристроек. С сев. стороны к жилому помещению примыкает просторный двор, а с западной - коридор, ведущий в соседнюю постройку. В центральной комнате обнаружена пилястра, расширяющаяся кверху. Скорее всего она поддерживала пол 2-го яруса. Большая часть здания датируется раннерим. периодом, в визант. эпоху просторные помещения были поделены перегородками. Среди исследователей нет согласия по вопросу функции этой постройки: в ней видят либо общественное здание ( Edwards. 2002. P. 111), либо дом богатого человека ( Richardson. 2002. P. 328; Idem. 2004. P. 67).

http://pravenc.ru/text/1470173.html

6. Город Тивериада был построен на берегу озера с одноименным названием. В Новом Завете он упоминается только раз. Этот город являлся столицей владений Ирода Антипы, однако, поскольку он был построен на месте бывшего кладбища, иудеи никогда не любили этот город. Как главный город царства второго сына Ирода Великого он имел важное значение, и, несомненно, в его недрах сокрыты интереснейшие предметы. В ходе раскопок 1955 г. и последующих затем были обнаружены древние бани с характерными признаками времен Ирода Антипы. 7. На Западе Галилеи расположены Назарет, Кана и Наин. Географическое местонахождение этих городов устанавливается довольно легко, даже если бы в нашем распоряжении оказалось совсем ничтожное количество археологических находок. Г. Е. Райт и Ф. В. Филсон отмечают: «Это замечательно, что мы имеем возможность ознакомиться с наиболее важными местами, связанными с жизнью и деятельностью Иисуса. Место, где он родился, Вифлеем, город, где прошли его детские голы, Назарет, точно известны. Но что касается Галилейского моря, Капы, Наина, Капернаума, Хоразина – в отношении их тоже не может быть сомнений». 621 Мысль Райта и Филсона верна. Однако до сих пор мы не располагаем достаточно подробными сведениями об этих городах. Сегодня в Назарете можно увидеть множество храмов, но, пожалуй, «единственный древний памятник из всех – это источник, из которого Пресвятая Дева черпала воду, поскольку это был единственный источник в округе. Одна из древних синагог, перестроенная и являющаяся теперь действующим храмом, вероятно, может предоставить материал, свидетельствующий о той древней эпохе (...). Некоторые склонны считать, что Назарет Нового Завета располагался на некотором расстоянии от современного Назарета». 622 Тем не менее археологи нашли здесь огромные пещеры, хранилища для зерна, большие сосуды для масла и символические изображения. Все это составляет интереснейший материал, который дает сведения о духовной жизни первых христиан Назарета. 623 8. Кана – это современный Хирбет Кана ( Ин. 2, 1, 11; 4, 46 ). Наин сейчас – это деревня, сохранившая древнее название.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Устройство этой пещеры напоминает описание паломника из Пьяченцы, к-рый еще видел мон-рь. Хотя на вершине холма следов христ. сооружений не обнаружено, вполне вероятно, что небольшой мон-рь был в нижней деревне, недалеко от паломнической пещеры. При раскопках в пещере найдены следы хозяйственной деятельности, относящиеся ко времени мамлюков. Они использовали ее как хранилище для продуктов или как стойло для скота, после чего место было навсегда заброшено. М. Авиам отметил, что в визант. период христ. население в этом районе жило в основном на севере и северо-западе, в долине Бейт-ха-Керем ( Aviam M. Remains of Churches and Monasteries in Western Galilee in the Byzantine Period//Qadmoniot. 1995. Vol. 28. N 109. P. 47-59 (на иврите); Edwards. 2002. P. 119). Евреи же жили в Вост. Галилее и на Голанах. Т. о., Хирбет-Кана находился на границе между 2 различными в конфессиональном отношении регионами. Население здесь было смешанным. Кана в Ливане В наст. время это деревня, расположенная в Юж. Ливане, в 10 км от Тира и в 12 км от границы с Израилем. Почитается как священная пещера, рядом с которой сохранился камень с древними рельефными изображениями человеческих фигур (апостолов?). Большинство населения (общее число 10 тыс. чел.) - мусульмане-шииты, но есть и христ. община. В 1994 г. Набих Бери, спикер ливан. парламента, для привлечения туристов хотел основать здесь христ. храм. Проект так и не был осуществлен. С. В. Тарханова Ист.: Логвинович В. И. Путешествие во Св. Землю и др. места Востока: Из паломнического дневника. К., 1873; Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1894. Т. 1: Годы 1841-1844; Марков Е. Л. Путешествие по Св. Земле: Иерусалим и Палестина, Самария, Галилея и берега М. Азии// Он же. Путешествие на Восток. СПб., 1891. Лит.: Robinson E. Biblical Researches in Palestine, Mount Sinai, and Arabia Petraea. L., 1841. Vol. 3; Neubauer A. La Géographie du Talmud. P., 1868. Hildesheim, 1967r; Thomsen P. Loca Sancta: Verzeichnis der im I. bis VI. Jh. n. Chr.

http://pravenc.ru/text/1470173.html

23 апр. 1895 г. ИППО открыло в Кане русскую школу смешанного типа - для мальчиков и девочек (Отчет секретаря ИППО В. Н. Хитрово по учебным и врачебным учреждениям Общества за сент. 1899 г.//АВПРИ. Ф. Посольство в К-поле. Оп. 517/2. Д. 3347. Л. 352). Она размещалась в специально арендованном здании, принадлежавшем семейству Гиреев (ныне собственность наследников Д. Фарида). Конкуренция в сфере образования на фоне напряженного, возраставшего с сер. XIX в. конфессионального противостояния в К. Г. была особенно острой. В небольшом селении перед первой мировой войной кроме рус. школы действовало 7 школ: 4 мужские (православная греческая, католическая, униатская и протестантская) и 3 женские (греческая, латинская и протестантская) ( Стасевич. 1912. С. 177-179). В авг. 1914 г. школа ИППО в Кане, как и все российские учреждения на Св. земле, была закрыта тур. властями, а рус. преподаватели высланы или интернированы. ИППО в 1896 г. приобрело в К. Г. участок земли в сев. части поселка, к-рый был огорожен каменной стеной (Доклад управляющего рус. подворьями в Палестине П. И. Ряжского. 1915 г.//АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 733. Л. 1-12 об.). В 1913 г. у южного въезда в К. Г. архим. Леонид (Сенцов) приобрел участок, получивший название «русский сад». В 1922 г. он был перерегистрирован на имя РДМ (в юрисдикции РПЦЗ). Н. Н. Лисовой Руины поселений рим. и визант. периодов в Хирбет-Кане (Кенет-эль-Джалиль), поселение в долине Бейт-Нетофа, в 9 км севернее Кафр-Каны. Систематические археологические исследования, проведенные в 1997-2001 гг. под рук. Д. Р. Эдуардса, показали, что поселение на этом месте непрерывно существовало с каменного века. Высокого уровня развития оно достигло в эллинистический, рим. и визант. периоды ( Richardson. 2000. P. 73) и пришло в упадок после араб. завоевания. По анализу керамики ученые установили, что в 363-640 гг. в Хирбет-Кане был экономический расцвет. Исследователи выделяют в археологическом памятнике верхнюю область (акрополь), нижнюю на юж. склоне и окружающий весь холм с 3 сторон некрополь ( Edwards. 2002. P. 106). Эдуардс по-разному описывал размеры памятника. В 1-й статье площадь акрополя оценивалась им приблизительно в 5 га (более 12,5 акра), нижней области - в 4 га (10 акров), а всей области, включая некрополь,- в 47 га (115 акров) ( Idem. 2001. P. 109). Позднее площадь нижней области он определил в 2 га (4,8 акра), общий размер деревни, за исключением некрополя,- до 5-7 га (12-16,8 акров) ( Idem. 2002. P. 106).

http://pravenc.ru/text/1470173.html

Капитель из постройки раннерим. периода в Хирбет-Кане В 50-х гг. ХХ в. на юж. склоне, рядом с нижней деревней, обнаружена паломническая пещера. В ней было 4 отдельных помещения, расположенных по оси «восток-запад» и связанных друг с другом небольшими коридорами. В пещеру вели 2 входа (заложены при мамлюках), чтобы обеспечить доступ паломникам (аналогично была устроена пещера в Вифлеемском храме, со входом и с выходом в сев. и юж. сторонах). В основном помещении обнаружено 4 слоя штукатурки на стенах, 3 из к-рых покрыты многочисленными граффити и надписями, преимущественно христианскими (в 3 пещерах граффити не обнаружены). Последний слой, относящийся ко времени мамлюков, был самым тонким и представлял собой простую побелку. Пол во всех помещениях также имел неск. слоев штукатурной обмазки с включением отдельных слоев из мелкого гравия. По периметру пещеры устроены скамейки вдоль юж. и зап. сторон. С востока примыкает небольшая апсида, а в сев. части располагается каменный престол, сделанный из крышки саркофага. На ней выгравировано 3 креста (изначально они украшали нижнюю часть плиты, но в пещере она использовалась как лицевая). Поверхность престола сохранила следы штукатурки, к-рая единым слоем покрывает еще потолок и стену, поэтому не вызывает сомнения, что престол до сих пор находится на первоначальном месте (in situ). Штукатурка очень гладкая, отполированная, вероятно, в результате частых возлияний или возложения рук на нее. Также на обмазке видны остатки оснований 2 каменных сосудов, 3-й помещался на полу, а вся комната предназначалась для 6 сосудов. В пещере кроме этого найдены осколки сероватого мрамора с частично сохранившимися изображениями креста и аканфа. Эти фрагменты легко реконструируются как часть престола, алтарной преграды или нижней облицовки стен на основе многочисленных параллелей в византийском мире, в т. ч. в Галилейском регионе (храмы в Курси, Иппосе (Сусите)). Рельефы были покрыты золотыми листами. Также сохранился фрагмент позолоченного деревянного грифона с всадником. Обнаружен фрагмент стекла, скорее всего от окна в зап. части пещеры. Через него паломники могли наблюдать за происходящим внутри.

http://pravenc.ru/text/1470173.html

Об их роете, а также о некотором влиянии эллинистических представлений о жизни, говорят находки богатых частных домов (в Йодфате 266 – стены некоторых домов украшены фресками во «втором помпеянском стиле», с цветной штукатуркой, а пол – фресками) и общественных построек (в Гамле 267 – базилика и синагога; в Капернауме – остатки синагоги I в. под византийской синагогой, остатки какого-то общественного здания на православном участке современного Капернаума, жилые инсулы, сближающие поселение с Сепфорисом и Тивериадой 268 ; в Хирбет-Кана 269 – различные жилые и производственные зоны). Найдены предметы бытовой роскоши (например, в Йодфате – многофитильный светильник и фрагменты прямоугольного стола из известняка). От, собственно, деревень Галилеи I в. осталось очень мало археологического материала. Из многочисленных поселений этого типа хорошо раскопан только Эт-Тель 270 (возможно, евангельская Вифсаида). Находки I в. в Назарете фрагментарны и плохо опубликованы 271 . Интересно, что в Эт-Теле также найдено какое-то количество импортной керамики и изделий из стекла, так что деревенский мир озера также был открыт для импорта эллинистических товаров 272 . Раскопки городов, построенных по принципам эллинистического градостроительства, сельских еврейских городов и деревень, говорят о росте и относительном благосостоянии общин. Поэтому у археологов есть основания, для пересмотра прежнего представления о «крестьянах» Галилеи, как о едином социальном классе людей, находящихся на грани нищеты и, в то же время, сохраняющей традиционные израильские представления о справедливой жизни 273 . Археологические данные, позволяющие судить о развитии торговли и производстве керамики в сельских центрах, а также предметы роскоши позволяют видеть в них уже не однородную группу (как считал Кроссан и другие), но социально дифференцированную, в границах одного поселения. Заметно, что экономика «сельских городов» и деревень ориентирована не только на поддержание минимальною уровня жизни крестьян, но и на городские рынки 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010